Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕНИЕ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ВКЛЮЧЕНИЕ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ремесло / Нижегородская область / декоративно-прикладное искусство / обучающиеся / craft / Nizhny Novgorod region / decorative and applied art / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Самсонова Арина Александровна

В статье исследуется значение, и предлагаются методы интеграции менее известных региональных ремесел, в частности, Казаковской филиграни и Городецкой золотой вышивки, в образовательный процесс. Используя исторический контекст, обзор литературы и практические рекомендации, исследование раскрывает многогранные преимущества данного подхода. Определены основные положительные моменты: более обогащенная учебная программа по декоративно-прикладному искусству, усиливающая инновационную направленность деятельности; активизация творческой преемственности; становление культурной идентичности на основе изучения малоизвестных промыслов своего региона; повышение уровня культурной самоидентификации. В работе также намечены стратегические пути включения этих ремесел в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В заключение подчеркивается необходимость проведения будущих исследований для оценки педагогической эффективности и долгосрочных последствий таких корректировок учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Самсонова Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explores the and methods of integrating lesser-known regional crafts, in particular, Cossack filigree and Gorodetsky gold embroidery, into the educational process. Using historical context, literature review and practical recommendations, the study reveals the multifaceted advantages of this approach. These benefits include an enriched curriculum, increased creativity, and enhanced cultural continuity. The paper also outlines strategic ways to include these crafts in Federal State Educational Standards (FGOS). In conclusion, the need for future research to assess the pedagogical effectiveness and long-term consequences of such adjustments of curricula is emphasized.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vospriyatie-molodezhyu-sotsiokulturnyh-ugroz-tsifrovoy-transformatsii-obschestva (дата обращения: 27.11.2023)

8. Козлова, Т.А. Тандем философской антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной идентичности / Т.А. Козлова, И. И. Сулима // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2. -С. 14.DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-14

9. Круглов, В.В. Цифровизация как инструмент планетарной глобализации / В.В. Круглов, В.Д. Никифорова, A.A. Никифоров // Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-kak-instrument-planetarnoy-globalizatsii (дата обращения: 27.11.2023)

10. Лапина, Т.С. Аксиология культуры / Т.С. Лапина // Вестник культурологии. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZaksiologiya-kultury (дата обращения: 23.11.2023)

11. Маниковская, М.А. Цифровизация образования: этический аспект / М.А. Маниковская // Проблемы высшего образования. -2019. -№ 1. - С. 35-38

12. Семерицкая, О.В. Народные художественные промыслы России как объект культурного наследия / О.В. Семерицкая // Вестник СПбГИК. - 2021. - №2 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-kak-obekt-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 15.11.2023)

13. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. -2020. -№2. - С. 15.

14. Сырова, Н.В. Ручные технологии в процессе формирования профессионализма будущих дизайнеров / Н.В. Сырова, А.Е. Правилов, Г.В. Смелая// Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 225-227

15. Сунцова, Я.С. Понятие духовности в философии и психологии / Я.С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2009. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-duhovnosti-v-filosofii-i-psihologii (дата обращения: 18.11.2023)

16. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. - С. 3.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Самсонова Арина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВКЛЮЧЕНИЕ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

Аннотация. В статье исследуется значение, и предлагаются методы интеграции менее известных региональных ремесел, в частности, Казаковской филиграни и Городецкой золотой вышивки, в образовательный процесс. Используя исторический контекст, обзор литературы и практические рекомендации, исследование раскрывает многогранные преимущества данного подхода. Определены основные положительные моменты: более обогащенная учебная программа по декоративно-прикладному искусству, усиливающая инновационную направленность деятельности; активизация творческой преемственности; становление культурной идентичности на основе изучения малоизвестных промыслов своего региона; повышение уровня культурной самоидентификации. В работе также намечены стратегические пути включения этих ремесел в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В заключение подчеркивается необходимость проведения будущих исследований для оценки педагогической эффективности и долгосрочных последствий таких корректировок учебных программ.

Ключевые слова: ремесло, Нижегородская область, декоративно-прикладное искусство, обучающиеся.

Annotation. This article explores the and methods of integrating lesser-known regional crafts, in particular, Cossack filigree and Gorodetsky gold embroidery, into the educational process. Using historical context, literature review and practical recommendations, the study reveals the multifaceted advantages of this approach. These benefits include an enriched curriculum, increased creativity, and enhanced cultural continuity. The paper also outlines strategic ways to include these crafts in Federal State Educational Standards (FGOS). In conclusion, the need for future research to assess the pedagogical effectiveness and long-term consequences of such adjustments of curricula is emphasized.

Key words: craft, Nizhny Novgorod region, decorative and applied art, students.

Введение. Одна из первостепенных задач образования заключается в подготовке учащихся к формированию интереса к эстетике народного творчества, что способно стать основой понимания и принятия культурного наследия своей страны.

Автор Лупандина Е.А. отмечает «народная художественная культура представляет собой совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде» [7,С. 17].

Однако интеграция малоизвестных народных промыслов в образовательный процесс представляет собой актуальную проблему, что потребовало уточнения возможностей введения изучения и анализа малоизвестных народных художественных промыслов своего региона в образовательный процесс, для оптимизации и расширения осознанного понимания уникальности культуры своей страны и формирования культурной идентичности.

Изложение основного материала статьи. Актуальность исследования включения менее известных народных промыслов и их практических возможностей, обусловлена недостаточной изученностью их педагогического потенциала. Так в Нижегородской области, из наследия более чем 20 сохранившихся ремесел, многие недостаточно представлены в школьной программе. Этот дефицит не только лишает учащихся жизненно важных знаний о культурном наследии, но и педагогическую ценность практического освоения традиционного ремесла.

Цель данного исследования: изучение педагогического потенциала менее известных народных промыслов для включения в образовательный процесс. Через междисциплинарную призму исследование намерено предложить обзор литературы, углубиться в исторический контекст, рассмотреть практические возможности народных ремесел и предложить ощутимые шаги по включению этих ремесел в систему образования. Главная задача исследования: обогатить

существующую учебную программу по искусству, приведя ее в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом (Далее - ФГОС), путем создания более инклюзивной и культурно образующей среды обучения.

Для уточнения сложности сохранения традиционных народных ремесел в современном мире обратимся к недавним исследованиям. В следующем обзоре литературы мы обобщили ключевые выводы статей K.M. Григорьевой, М.А. Абдуллиной и О.Н. Гененко, исследующих сложный баланс между традициями и инновациями в российском декоративно-прикладном искусстве в условиях реформ децентрализации и вызовов глобализации.

В первом исследовании K.M. Григорьевой основное внимание уделяется сложному ландшафту реформ децентрализации в России за последнее десятилетие, которые непреднамеренно привели к дискредитации традиционного прикладного искусства и местных методов образования. K.M. Григорьева утверждает, что декоративно-прикладное искусство не должно быть вытеснено с инновационной траектории России; специалисты должны стремиться к модернизированному подходу, который включает технологии для повышения ценности традиционных ремесел в современном обществе. Автор отмечает ключевую роль академических и педагогических сообществ в активизации исследований и инноваций в области традиционного прикладного искусства, которые имеют решающее значение для будущего национальной художественной культуры. Она также считает, что учебные заведения по народным художественным промыслам, обычно расположенные в небольших городах или поселениях, обладают преимуществом сохранения местных художественных, технологических и производственных традиций, но страдают от географической удаленности от крупных городов, что сказывается на темпах внедрения инноваций. Один из примеров преданности традициям- кафедра декоративной живописи в Высшей школе народных искусств, занимающаяся сохранением и развитием традиционной русской живописи кистью, выполненной маслом. В заключение K.M. Григорьева подчеркивает тонкую взаимосвязь между традициями и инновациями в методах передачи культурных ценностей из поколения в поколение [6].

Во втором исследовании, проведенном М.А. Абдуллиной, предпринято всестороннее изучение внутренних связей между народным искусством и национальными традициями. В статье утверждается, что декоративно-прикладное искусство глубоко переплетено с устным, литературным и музыкальным самовыражением, а также с верой и ритуалами данного сообщества. М.А. Абдуллина выделяет текущие проблемы сохранения народных ремесел: нехватка сырья, сложности в конкуренции с изделиями массового производства в эпоху глобализации. Тем не менее, автор отмечает существенную поддержку со стороны государства для сохранения и развития этих ремесел. В исследовании подчеркивается роль современного образования в воспитании поколения, готового к сохранению национальной культуры, посредством интегрированного подхода к обучению, совмещающему освоение теории в комплексе с практическим мастерством. В заключение М.А. Абдуллина утверждает, что вовлечение молодежи в народное декоративно-прикладное искусство способствует не только их культурной и национальной самоидентификации, но и активизирует творческий потенциал сообщества в целом [1].

В третьем исследовании, проведенном О.Н. Гененко, фундаментальные принципы идентификации народных ремесел и промыслов рассматриваются через многогранную призму. Автор утверждает, что у этих ремесел есть определенные отличительные черты: долговечность, традиционные технологии производства, основанные на ручном труде, и специфические виды изделий со своим собственным декоративным стилем. Ремесла тесно связаны с местами их происхождения и воплощают в себе уникальные техники и сложное мастерство в обработке различных материалов: дерево, береста, камень, металл, ткань и глина. Кроме того, эти народные промыслы часто имеют богатую историю, тесно связанную с традиционной культурой, и обладают гармоничным сочетанием функциональности, практичности и эстетической привлекательности. В современном обществе эти ремесла считаются неотъемлемой частью разнообразной культурной жизни России и переживают возрождение в различных секторах культурной индустрии. О.Н. Гененко приходит к выводу, что эти ремесла не только отражают художественное и культурное наследие нации, но и служат носителями исторической памяти для будущих поколений, обогащая повседневную жизнь людей с помощью декоративно-прикладного искусства [5].

Все три работы подчеркивают важность поддержания тонкого равновесия между традициями и инновациями в русском декоративно-прикладном искусстве. Они выступают за комплексный подход с участием академических сообществ, государственной поддержки и инновационных технологий, как для сохранения, так и для развития богатого художественного наследия России, тем самым формируя педагогические стратегии и культурную политику.

Понимание и принятие культуры своей страны является исходным и основополагающим для становления личности и происходит со знакомства и изучения проявлений культурной деятельности человека той местности, где он живет.

Наиболее ярко самобытность региона нашла отражение в изделиях художественных народных промыслов, в их исторической эволюции, экономическом и социокультурном влияние, определяющим региональную самобытность. Г.Н. Тимофеева в своих работах рассматривает понятие промысел, как «коллективный труд, связанный с определенными местными традициями, продукция предназначена для торговли» [10, С. 18].

Авторы Алексунин В.А и Черная М.А. в своих работах отмечают, что «культура народных промыслов отражает коллективное мировоззрение и исторические традиции» [3, С. 8]. Таким образом, все это актуализирует роль художественных народных промыслов для понимания культуры своего народа. Именно народные художественные промыслы, это та часть культурного наследия, которая способна стать источником формирования национальной и культурной идентичности. Матузкова Г.П. определяет, что «культурная идентичность - результат когнитивно-эмоционального процесса осмысления и отождествления индивидом себя с социально-одобренной системой ценностей определенной культуры» [8, С. 66].

Ремесла Нижегородской области имеют богатую историю, тесно вплетенную в многогранное культурное наследие России, зародившись в период до современной эпохи, приобрели известность в конце 19-го и начале 20-го веков, став жизненно важными для местной экономики. По мере процветания центров текстильных, столярных и металлических ремесел они вносили свой вклад в социально-экономическое развитие региона, часто при поддержке местной аристократии и религиозных институтов. Акцент на мастерство вышел за рамки экономических соображений, став формой художественного самовыражения и сохранения культуры.

В советскую эпоху многие из этих ремесел были узаконены, однако это привело к стандартизации, которая парадоксальным образом способствовала как сохранению, так и ослаблению традиционных методов.

На социокультурном уровне эти ремесла уже давно стали чем-то большим, чем просто товаром первой необходимости. Они являются связующими звеньями между сообществами, обеспечивая ощущение преемственности и коллективной идентичности. Например, хохломская роспись и городецкая резьба по дереву не просто украшают предметы быта, но оживляют и сохраняют местные мифы, легенды, верования.

Ремесло, передающееся из поколения в поколение, должно быть сохранено и стать частью системы образования, для передачи ценных знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями. Более того, в глобализирующемся мире, где

товары массового производства часто затмевают локализованные производства, эти ремесла представляют собой контраргумент, отражающий сопротивление региона культурной гомогенизации, являясь социальными маркерами понимания отличий оригинального творчества от поддельного, эффективно формируя диалог между традицией и современностью.

Таким образом, ремесла Нижегородской области, это не только соприкосновение с народной культурой, пронесшей ценности своего миропонимания через года, но и основа движения к будущему. Они воплощают взаимодействие исторических, экономических и социокультурных факторов, подчеркивая непреходящую значимость ремесел в формировании самобытности региона и одновременно реагируя на вызовы современности.

Обращая своё внимание на значимость народного промысла, важно отметить, что традиционные ремесла Нижегородской области представляют собой уникальное сочетание художественной виртуозности, культурного богатства, отточенного творческими навыками мастерства, изобретательности, технологическими приемами, накопленными предшествующими поколениями.

В них отражена история, социальные обычаи региона и понимание эстетического совершенства формы и функциональности.

В образовательном контексте эти ремесла являются благодатной почвой для междисциплинарного обучения, объединяя искусство, историю, технологию, социальные знания и являются образовательной платформой для академических исследований. Их изучение формирует критическое мышление, умение решать проблемы, художественно-образное и объемно-пространственное мышление. Интегрирование в образовательные программы, даст более глубокое понимание региональной культуры, тем самым делая образовательный опыт более объемным, активизируя понимание особенностей духовной и материальной культуры народа, сконцентрированной в произведениях народных художественных промыслов.

Народные художественные промыслы несут постоянное обновление впечатлений, которое воздействует на развитие образного мышления, мотивацию к процессу творчества, формирование духовно-нравственных ориентиров на более осознанном уровне понимания, что в свою очередь способствует становлению «вдохновенного поколения», которое способно «нести личную ответственность как за себя, так и за мир вокруг» [12, С. 3].

Богатое историческое повествование, заложенное в изделиях народных промыслов, воспитывает чувство осознанного патриотизма. Когда студенты занимаются изучением и освоением ремесел, которые были частью их регионального или национального наследия, они устанавливают более глубокую связь со своей культурой и страной, учатся творческой реализации своих идей.

Важно отметить, что отличительная особенность современности, это возрастающая доля интеллектуального труда, а умение с позиции творчества подходить к решению нестандартных задач становится необходимым во всех сферах деятельности.

Ремесла Нижегородской области, это богатое наследие народной культуры, творческих идей и уникального мастерства. Их включение в образовательный процесс способно принести множество преимуществ, от повышения академических навыков до развития креативности и чувства патриотической принадлежности.

Особым вниманием, из менее известных Нижегородских промыслов, можно выделить Казаковскую филигрань и Городецкую золотую вышивку, где первая представляет собой технику изготовления ювелирных изделий, которая была распространена в Нижегородской области и берет свое начало на Руси в IX веке. Этот вид искусства характеризуется замысловатыми узорами, выполненными из тонких серебряных или золотых нитей, искусно припаянных к металлической основе. Исторически это ремесло служило как эстетическим, так и функциональным целям, появляясь в религиозных артефактах, украшениях и даже предметах домашнего обихода. С его лабиринтообразными узорами и изысканным мастерством изготовления он остается неотъемлемой частью региональной идентичности, и его применение расширилось, включив в себя современные ювелирные изделия и декоративные изделия из дерева.

Городецкая золотая вышивка, еще одно уникальное ремесло из Нижегородской области, берущая начало с XVII века и центрами которой выступали Городец и Лысково. Отличающееся использованием золотых нитей, замысловато вышитых на тканевой основе, часто бархатной, это ремесло первоначально ограничивалось литургическими облачениями и королевскими регалиями. Со временем сфера его применения расширилась, включив одежду и аксессуары для особых случаев. Подобно Казаковской филиграни, техника Городецкой вышивки отражает слияние искусства и культуры, уникально представляя наследие региона.

В заключение отметим, что и Казаковская филигрань, и Городецкая золотая вышивка служат квинтэссенцией богатого культурного наследия Нижегородской области. Они воплощают в себе сложную смесь исторических влияний, художественных приемов и социальной значимости. Их практическое и эстетическое применение открывает широкий спектр возможностей для интеграции в образовательные программы, расширяя как академические знания, так и чувство культурной самобытности.

Авторы Фильченкова А.Д., Толстенева A.A. отмечают, что «система образования нуждается в инновационном подходе к обучению молодого поколения», что требует поиска новых методов [11,С. 6].

Исследования Сыровой Н.В., Привалова А.Е., Смелой Г.В. подтверждают, что «ручной труд не потерял своей актуальности на сегодняшний день» и необходимо знакомить студентов дизайнерской специальности со всеми аспектами технологий народных промыслов «с целью развития и последующего усовершенствования их профессиональных способностей и компетенций» [9, С. 225].

В связи с этим предложено несколько рекомендаций для интеграции менее известных народных промыслов в образовательный процесс.

1 Включение Казаковской филиграни и Городецкой золотой вышивки в учебный план ФГОС требует стратегического подхода: интегрировать модули по этим ремеслам в существующие курсы искусства и истории, сочетая теоретическое обучение с практическими семинарами под руководством мастеров-ремесленников; подготовить и внедрить специализированные курсы по выбору для обеспечения более глубоких знаний и практических навыков, обогащая существующую учебную программу.

2 Включение других менее известных ремесел: гончарные промыслы, Семеновская роспись и Нижегородский гипюр, может еще больше расширить ориентированный на сохранение культурного наследия потенциал ФГОС. Изучая эти ремесла, создавая на их основе новые произведения творчества, студенты получат более объемное представление о культурной истории региона и разнообразии его художественного самовыражении в творчестве.

3 Создание программы подготовки учителей, с целью последующего включения новых разделов по изучению менее известных народных промыслов в процесс обучения, также потребуют обновления. Это необходимо для более успешной дальнейшей трансляции художественных особенностей, технологических приемов при руководстве учащимися по освоению процессом этой творческой деятельностью.

Важно также, что для сохранения «многовекового пласта народной культуры необходимо: пропагандировать мастерство в СМИ, осуществлять преемственность поколений через приобщение к народному творчеству, организовывать выставки, конкурсы, семинары, конференции и мастер - классы» [2, С. 99].

Выводы. Таким образом, еще раз подчеркнем: целенаправленная стратегия включения менее известных народных промыслов и ремесел Нижегородской области в образовательные программы способна: повысить академическую насыщенность программ, усилить инновационную направленность творчества; стать источником формирования культурной идентичности, влиять на сохранение менее известных народных промыслов.

Хотя данное исследование предлагает основополагающую стратегию включения этих ремесел в ФГОС, необходимы дальнейшие исследования для оценки эффективности таких внедрений. Будущие исследования могли бы быть сосредоточены на педагогических результатах и долгосрочном воздействии этих интеграций, тем самым способствуя применению научно-обоснованного подхода к разработке учебных программ.

Литература:

1. Абдуллина, М.А. Роль народных промыслов в современной системе образования / М.А. Абдуллина // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№. 78-1. - С. 4-6

2. Александрова, О.Я. Культура и традиции народных промыслов в образовании Московской области / О.Я. Александрова // Традиции и инновации в художественной педагогике. - 2023. - С. 91-99

3. Алексунин, В.А. Россиийские художественные народные промыслы / В.А. Алексунин // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. №20-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiiyskie-hudozhestvennye- (дата обращения 15.11.2023)

4. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.

5. Гененко, О.Н. Народные промыслы: понятие и основные виды / О.Н. Гененко // Институт искусств и культуры. -2022.-С. 21.

6. Григорьева, K.M. Обоснование включения инновационных дидактических компонентов в процесс профессионального обучения декоративным росписям / K.M. Григорьева // Научное мнение. - 2015. - №. 12-2. - С. 152-159

7. Лупандина, Б.А. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами традиционных народных промыслов / Б.А. Лупандина // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2022. - №. 2. - С. 17-21

8. Матузкова, Б.П. Культурная идентичность: к определению понятия / Е.П. Матузкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2014. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 18.11.2023)

9. Сырова, Н.В. Ручные технологии в процессе формирования профессионализма будущих дизайнеров / Н.В. Сырова, А.Е. Правилов, Г.В. Смелая// Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 225-227

10. Тимофеева, E.H. К вопросу соотношения понятий в истории народных художественных промыслов / E.H. Тимофеева // Вестник КазГУКИ. - 2011. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-(flaTa обращения 15.11.2023)

11. Фильченкова, А.Д. Исторический аспект развития школьных театров / А.Д. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2. - С. 6.

12. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. - С. 3.

Педагогика

УДК 376.3

магистрант Змаиовская Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАНИОСТИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ

ИМПЛАНТАЦИИ

Аннотация. Статья отражает результаты теоретико-экспериментального изучения актуальной для логопедии и сурдопедагогики проблемы. Ее актуальность связана с увеличением числа имплантированных детей. В кратком обзоре литературных источников отмечается, что группа детей с нарушениями слуховой функции разнородна по степени потери слуха, времени наступления глухоты и уровню развития речи. Теоретический анализ проблемы позволил констатировать сложившееся противоречие между необходимостью преодоления речевого недоразвития имплантированных детей и недостаточной разработанностью системного подхода к понимаю и изучению специфики речевого развития после кохлеарной имплантации. Необходим поиск эффективных технологий его преодоления с учётом определяющих его факторов. Экспериментальные данные исследования свидетельствуют об общности закономерностей речевого развития дошкольников в условиях нормативного развития и после кохлеарной имплантации. Результаты сравнительного экспериментального исследования свидетельствуют о неспособности детей после КИ к адекватному возрасту речевому развитию. У детей с КИ выявляются сложности в использовании атрибутного словаря. Большие трудности сопряжены с употреблением уменьшительно- ласкательной формы существительных и прилагательных в составе предложения. Дети с КИ испытывают большие трудности при составлении пересказа с опорой на сюжетную картинку.

Ключевые слова: дошкольники, речевые навыки, кохлеарная имплантация, нарушения слуховой функции, фонетическая сторона речи, грамматический строй речи.

Annotation. The article reflects the results of theoretical and experimental study of the problem relevant for speech therapy and sign language pedagogy. Its relevance is associated with an increase in the number of implanted children. In a brief review of literature sources, it is noted that the group of children with impaired auditory function is heterogeneous in terms of the degree of hearing loss, the time of onset of deafness and the level of speech development. The theoretical analysis of the problem allowed us to state the contradiction between the need to overcome the speech underdevelopment of implanted children and the insufficient development of a systematic approach to understanding and studying the specifics of speech development after cochlear

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.