Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ АРТЕФАКТОВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ'

ИНТЕГРАЦИЯ АРТЕФАКТОВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / Государственная культурная политика РФ / туристский маршрут / традиционные народные промыслы / ремесла / деревянная игрушка / Нижегородская область / cultural heritage / State Cultural Policy of the Russian Federation / tourist route / traditional folk crafts / handicrafts / wooden toy / the Nizhny Novgorod region

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пепеляева Софья Валерьевна

В статье предпринимается попытка осветить один из механизмов интеграции народной художественной культуры в сферу туризма, а именно проект туристического маршрута, являющегося инструментом сохранения и популяризации такого возрожденного традиционного промысла Нижегородской области, как деревянная игрушка. Раскрывается характер существующих региональных стратегий по сохранению и трансляции промыслов и ремесел области; выявляются ремесленные центры и бытующие на их территории промыслы, входящие в сетку туристических маршрутов области; определяются место и роль возрожденных промыслов и ремесел Нижегородчины в пространстве регионального туризма. Проведенный контент-анализ туристических маршрутов области показывает, что восстановленные промыслы в настоящее время не входят в состав ни одного из них. В качестве реконструированных региональных образцов материальной народной культуры отмечаются и описываются городецкие дымники, казариновская керамическая посуда, деревянная игрушка – федосеевская и новинская. Их региональная уникальность, жанровое и технологическое своеобразие, педагогический потенциал являются теми доминантами, благодаря которым указанные промыслы должны занять свое место в парадигме региональных туристических маршрутов. Будучи распространенной на территории трех районов Нижегородской области, деревянная игрушка стала основой разрабатываемого в настоящем исследовании проекта туристического маршрута. Отмечается ее развивающий, воспитательный, педагогический потенциал, способствующий формированию гражданской, культурной, региональной идентичности целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of artifacts of folk art culture of the Nizhny Novgorod re-gion into tourist routes

The article attempts to create a mechanism for integrating folk art culture into tourism, namely, a tourist route project, which is a tool for preserving and popularizing such a revived traditional craft of the Nizhny Novgorod region as a wooden toy. The achievement of this goal is facilitated by the solution of the following tasks: clarifying the nature of existing regional strategies for the preservation and broadcasting of crafts and crafts of the region; identifying craft centers and crafts existing on their territory that are part of the network of tourist routes of the region; determining the place and role of revived crafts and crafts of the Nizhny Novgorod region in the space of regional tourism. The conducted content analysis of the tourist routes of the region showed that the restored crafts are not part of any of the currently existing ones. Gorodetsky smokies, Kazarinovskaya ceramic dishes, wooden toys – Fedoseevskaya and Novinskaya – were noted and described as reconstructed regional samples of material folk culture. Their regional uniqueness, genre and technological originality, pedagogical potential are the dominants thanks to which these crafts should take their place in the paradigm of regional tourist routes. Being wide-spread on the territory of three districts of the Nizhny Novgorod region, the wooden toy became the basis of the tourist route project being developed in this study. Its developing, educational, pedagogical potential, contributing to the formation of the civil, cultural, regional identity of the target audience, is noted.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ АРТЕФАКТОВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ»

ПРОЕКТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 304.2 DOI: 10.31249/hoc/2023.04.12

Пепеляева С.В. *

ИНТЕГРАЦИЯ АРТЕФАКТОВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ©

Аннотация. В статье предпринимается попытка осветить один из механизмов интеграции народной художественной культуры в сферу туризма, а именно проект туристического маршрута, являющегося инструментом сохранения и популяризации такого возрожденного традиционного промысла Нижегородской области, как деревянная игрушка. Раскрывается характер существующих региональных стратегий по сохранению и трансляции промыслов и ремесел области; выявляются ремесленные центры и бытующие на их территории промыслы, входящие в сетку туристических маршрутов области; определяются место и роль возрожденных промыслов и ремесел Нижегородчины

* Пепеляева Софья Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Нижний Новгород, Россия; [email protected]

Pepelyaeva Sofya Valeryevna - PhD in Philology, Associate Professor at the Department of Cultural Studies of the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia; [email protected] © Пепеляева С.В., 2023

в пространстве регионального туризма. Проведенный контент-анализ туристических маршрутов области показывает, что восстановленные промыслы в настоящее время не входят в состав ни одного из них. В качестве реконструированных региональных образцов материальной народной культуры отмечаются и описываются городецкие дым-ники, казариновская керамическая посуда, деревянная игрушка - фе-досеевская и новинская. Их региональная уникальность, жанровое и технологическое своеобразие, педагогический потенциал являются теми доминантами, благодаря которым указанные промыслы должны занять свое место в парадигме региональных туристических маршрутов. Будучи распространенной на территории трех районов Нижегородской области, деревянная игрушка стала основой разрабатываемого в настоящем исследовании проекта туристического маршрута. Отмечается ее развивающий, воспитательный, педагогический потенциал, способствующий формированию гражданской, культурной, региональной идентичности целевой аудитории.

Ключевые слова: культурное наследие; Государственная культурная политика РФ; туристский маршрут; традиционные народные промыслы; ремесла; деревянная игрушка; Нижегородская область.

Получена: 25.08.2023 Принята к печати: 20.09.2023

Для цитирования: Пепеляева С.В. Интеграция артефактов народной художественной культуры Нижегородской области в туристические маршруты // Вестник культурологии. - 2023. - № 4(107). -С. 205-229. - DOI: 10.31249/hoc/2023.04.12

Pepelyaeva S.V.

Integration of artifacts of folk art culture of the Nizhny Novgorod region into tourist routes

Abstract. The article attempts to create a mechanism for integrating folk art culture into tourism, namely, a tourist route project, which is a tool for preserving and popularizing such a revived traditional craft of the Nizhny Novgorod region as a wooden toy. The achievement of this goal is facilitated by the solution of the following tasks: clarifying the nature of exist-

ing regional strategies for the preservation and broadcasting of crafts and crafts of the region; identifying craft centers and crafts existing on their territory that are part of the network of tourist routes of the region; determining the place and role of revived crafts and crafts of the Nizhny Novgorod region in the space of regional tourism. The conducted content analysis of the tourist routes of the region showed that the restored crafts are not part of any of the currently existing ones. Gorodetsky smokies, Kazari-novskaya ceramic dishes, wooden toys - Fedoseevskaya and Novinskaya -were noted and described as reconstructed regional samples of material folk culture. Their regional uniqueness, genre and technological originality, pedagogical potential are the dominants thanks to which these crafts should take their place in the paradigm of regional tourist routes. Being widespread on the territory of three districts of the Nizhny Novgorod region, the wooden toy became the basis of the tourist route project being developed in this study. Its developing, educational, pedagogical potential, contributing to the formation of the civil, cultural, regional identity of the target audience, is noted.

Keywords: cultural heritage; State Cultural Policy of the Russian Federation; tourist route; traditional folk crafts; handicrafts; wooden toy; the Nizhny Novgorod region.

Received: 25.08.2023 Accepted: 20.09.2023

For quoting: Pepelyaeva S. V. Integration of artifacts of folk art culture of the Nizhny Novgorod region into tourist routes // Bulletin of Cultural Studies. - 2023. - № 4(107). - P. 205-229. DOI: 10.31249/hoc/2023.04.12

Народная художественная культура, формирующаяся под влиянием особенностей национального самосознания, менталитета, религиозных и мифологических воззрений, - важная составляющая культурного наследия страны. Поэтому народные художественные промыслы становятся материальным результатом познания мира, красоты, человеческой души. Они формируют уникальность, самобытность культуры, служат инструментом передачи полученных предыдущими поколениями знаний, в том числе сакральных. К сожалению, в настоящее время традиционная культура исчезает из поля зрения и интереса но-

вых поколений, поскольку вытесняется яркими, привлекающими внимание произведениями массовой культуры. Процесс отчуждения народных художественных промыслов приобрел глобальные масштабы, что заставило правительства государств, международные организации, занимающиеся культурными вопросами, обратиться к этой проблеме и выработать ряд мер по возрождению, сохранению и популяризации объектов традиционной народной культуры.

Сохранение культурного наследия - одно из приоритетных направлений государственной культурной политики Российской Федерации. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» отмечено, что «культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации» [Стратегия государственной культурной политики ... , с. 9]. Позволим себе уточнить, что именно продукты традиционной культуры обладают огромным потенциалом в контексте оформления идентичности - культурной, религиозной, гражданской. Традиционная культура отражает особое миропонимание, накладывающее отпечаток на концептуальную, языковую картину мира русской культуры. Через изучение артефактов традиционной культуры возможно постижение специфики траектории развития русской культуры в целом, включающей в себя такие частные ее проявления, как язык, литература, изобразительное искусство.

Государство как гарант сохранения и развития культурного наследия содействует формированию у граждан интереса к собственной культуре, истории ее становления, развития, а также способствует интеграции культурного наследия в научную, экономическую сферы жизни общества посредством проведения мероприятий по сохранению традиций народной культуры, развитию творческих индустрий, направленных на производство и популяризацию артефактов традиционной культуры, созданию условий для развития локальных народных промыслов и ремесел [Основы государственной культурной политики ... , с. 8, 9].

На региональном уровне достижению указанных выше задач культурной политики Российской Федерации способствуют мероприятия, реализуемые в рамках Стратегии социально-экономического

развития Нижегородской области до 2035 года, а именно: осуществление взаимодействия предприятий народных художественных промыслов с арт-индустрией посредством организации кинопоказов, фестивалей, выставок, мастер-классов на объектах предприятий, создание онлайн- и интерактивных экскурсионных туров с возможностью внедрения в них виртуальной / дополненной реальности; формирование в малых городах региона новых туристских центров; создание новых туристических маршрутов [Стратегия социально-экономического развития ... , с. 52-54]. Анализ стратегии развития сферы культуры и искусства Нижегородской области позволяет говорить о целенаправленно осуществляемой интеграции социокультурного пространства в сферу туризма. Таким образом, можно отметить, что механизм популяризации народной художественной культуры, промыслов и ремесел области тесно сопряжен с программой развития регионального туризма (внутреннего и въездного), а именно культурно-познавательной направленности.

Цель культурного, или культурно-познавательного туризма - постижение культуры, ее многообразия, результатом чего становится духовное развитие личности, расширение кругозора, формирование культурной компетенции в целом. Стоит отметить, что данное явление многогранно. Культурный туризм взаимосвязан с различными областями общественной, индивидуальной и политической сфер. Вследствие этого можно выделить такие его значения, как культурное, эстетическое, этическое, образовательное, воспитательное, аксиологическое, социальное и экономическое. Учитывая многогранный характер культурного туризма, его воздействие на развитие личности, можно утверждать, что именно благодаря данному феномену возможно наиболее эффективно интегрировать культурное наследие в туристическую сферу.

Культурное наследие - неотъемлемая часть культуры любого народа, роль которой сложно переоценить. Посредством приобщения к культурному наследию можно «читать» культуру, познавать ее, открывая для себя новое и ранее неизведанное. Именно поэтому так важно сохранять культурное достояние, отражающее менталитет, самобытность и уникальность нации.

В этой связи особое внимание путешественников следует обращать на народную художественную культуру, поскольку в ней отра-

жается вся многогранность характера народа. Посредством знакомства с изделиями народных художественных промыслов возможно приобщение к культуре того или иного региона. Их роль в развитии туризма чрезвычайно важна. Народная художественная культура - один из мощнейших двигателей развития туризма и сохранения самой культуры в целом.

Традиционные промыслы активно включаются в разработку туристических маршрутов. Они так же интересны для путешественников, как и другие элементы культурного наследия - искусство, музыка или архитектура. Чем больше сохраненных народных художественных промыслов, тем активнее происходит их интеграция в сферу туризма и развивается туризм в целом.

В Нижегородской области культурному туризму уделяется особое внимание. Именно он становится основой того туристского продукта, который предлагает большинство туроператоров региона. Разработанные туристические маршруты нацелены на развитие духовного мира путешественника, обогащение его познаний, расширение кругозора. Особое место среди направлений региона отведено ремесленным центрам, поскольку при их посещении туристы могут ближе ознакомиться с традиционной культурой, а следовательно, и с культурой в целом [Муниципальная программа ... ].

Необходимо отметить, что Нижегородская область является одним из наиболее богатых регионов по количеству сохраненных народных художественных промыслов. На территории области сосредоточено около 20% народных промыслов и ремесел всей страны. Именно поэтому можно утверждать, что у традиционной культуры Нижегородского региона очень высокий туристический потенциал. Это дает возможность осуществлять инициативы, содействующие интеграции промыслов в туристические маршруты.

В рамках факультатива «Региональный туризм», проводимого в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на направлении подготовки «Культурология», обучающимися была предпринята попытка интеграции народных художественных промыслов Нижегородской области в туристический продукт. В качестве его формы был выбран экскурсионный маршрут.

Проектному этапу формирования туристического маршрута предшествовал подготовительный, в ходе которого студенты изучали

уже существующие в Нижегородской области маршруты, а также познакомились с муниципальной программой «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. и государственной программой «Развитие культуры и туризма Нижегородской области».

В подпрограмме 5 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области» государственной программы «Развитие культуры и туризма Нижегородской области» отмечено, что в Нижегородской области в настоящее время действуют семь туристических маршрутов, направленных на посещение таких ремесленных центров региона, как Семенов, Городец, Павлово, Богородск, Чкаловск, Балах-на, Казаково [Государственная программа ... ]. Следовательно, наиболее известные и востребованные потребителем промыслы Нижегород-чины - хохломская и городецкая роспись, резьба по дереву, металлический промысел, богородское гончарное ремесло, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, казаковская филигрань.

Проведенный контент-анализ турагентств Нижнего Новгорода позволил определить наиболее популярные у целевой аудитории туристические маршруты, реализуемые в границах Нижегородской области. Наибольшая частотность включения в маршруты была выявлена у следующих административно-территориальных единиц: Нижний Новгород, Городец, Семенов, Дивеево, Большое Болдино, озеро Свет-лояр, Арзамас, Макарьево, Павлово, Чкаловск. Экскурсии, знакомящие туристов с промыслами, включают в себя посещение Городца, Семенова, Павлова и Чкаловска. Согласно результатам контент-анализа, по популярности и востребованности описанным выше направлениям уступают такие ремесленные центры, как Богородск, Балахна, Казако-во. Экскурсии в богородский музей керамики, музеи балахнинского кружева и казаковской филиграни организуются туроператорами, но в меньшем объеме. Из данных контент-анализа можно сделать вывод, что наиболее узнаваемыми промыслами Нижегородской области среди туристов являются хохломская и городецкая роспись, чкаловский гипюр, павловское кузнечное ремесло, богородский гончарный промысел, казаковская филигрань и балахнинское кружево. Остальным промыслам Нижегородского края, например варнавинской резьбе по кости, выксунскому чугунному литью, шахунскому ремизному ткачеству, уделяется значительно меньше внимания.

Многие из перечисленных промыслов известны далеко за пределами области, узнаваемы за рубежами страны, поэтому можно с уверенностью их атрибутировать в качестве бренда России. К таким растиражированным в мире промыслам относятся, например, хохломская и городецкая роспись. Однако наибольший интерес представляют все же малоизвестные и возрожденные в настоящее время промыслы. Они обладают не только туристическим, но и педагогическим, воспитательным, патриотическим потенциалом. Поэтому представляется целесообразным включать малоизвестные промысловые центры региона в туристическое многообразие традиционного культурного наследия, которым богата Нижегородская область.

Следует отметить, что в настоящее время на территории Нижегородской области действует туристический маршрут «Золотое кольцо народных художественных промыслов Нижегородской области», предлагающий аудитории посетить 16 административно-территориальных единиц области, в пространстве которых функционируют указанные выше промыслы и ремесла. Таким образом, не приходится говорить о культурно-познавательной уникальности данного маршрута, поскольку он в определенной степени повторяет информационную и тематическую траекторию туристических маршрутов, отмеченных в государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области».

В связи с этим на подготовительном этапе разработки проекта туристического маршрута студентам также было предложено изучить возрождающиеся на территории Нижегородской области промыслы и выбрать в качестве основы будущего маршрута один. Рассмотрим последовательно те ремесленные феномены традиционной культуры, которые в настоящее время проходят этап реконструкции.

В Городце возрождается практически утраченный промысел жестянщика - мастера изготовления изделий из жести, в частности дым-ников. Сегодня их изготовлением в Городце занимается мастер Шип-ков Арсений Яковлевич [Еранцев, 2019]. Городецкий мастер-художник продолжает традиции старых мастеров-жестянщиков: Козлова, Курицына, Плугина. Дымники, сделанные на высоком профессиональном уровне, пользуются спросом у жителей Городца, в том числе, что немаловажно, у молодого поколения. На рис. 1 и 2 представлены дымники, изготавливаемые в Городце в настоящее время.

Рис. 1-2. Городецкие дымники1

В селе Казариново Большеболдинского района с XVI в. занимались изготовлением керамики. Казариновская посуда отличалась своеобразием: поверх аспидно-серого цвета наносился лощеный геометрический узор [Прокопьев, 1939, с. 145]. (Рис. 3.)

Рис. 3. Горшки с. Казариново. (Рис. по фотографии)

К XX в. производство чёрной казариновской керамики было практически утрачено. Возрождением промысла с 1988 г. занимается семья Щипановых во главе с Владимиром Григорьевичем, чья мастерская

1 URL: http://radilov.ru/krayrodnoy/1418-arkhitektura-gorodtsa.html

213

находится в Балахне. По старинной технологии дровяного бескислородного обжига XVI в. мастера создают чайные и кофейные сервизы, свистульки, мелкую пластику, скульптуры [Керамика Щипановых]. (Рис. 4.) Стоит отметить, что сегодня изготовление чернолощеной и обварной керамики - явление достаточно редкое вследствие сложности технологии. В мастерской работают как сам мастер, так и его дети.

Уникальным промыслом, бытовавшим на нижегородской земле, была чкаловская, или новинская, игрушка. В Белогородье (ныне Чка-ловский район) изготовляли самые разнообразные игрушки: каталки, лошадки, кузнецы на подвижных планках. Данный промысел действительно можно рассматривать как культурный феномен, поскольку в форме и росписи игрушек находят выражение мифологические, языческие воззрения народа. Например, на изделии изображали времена года, темную ночь или ясное солнце, колесницу Даждьбога [Баукин, 2014, с. 4]. Отмеченные в игрушке изогнутые шеи символизировали «стремительность бега священного коня, олицетворявшего солнце» [Баукин, 2014, с. 39]. (Рис. 5.)

Рис. 4. Сервиз работы мастеров Щипановых1

1 ЦЯЬ: https://nhp.mininuniver.ru/promysly/chernoloshhenaya-keramika/

214

Рис. 5. Упряжка коней парная (по гравюре Грозевского)

Частотным для новинской игрушки было изображение близнеч-ных коней (рис. 6). Образ двуглавого коня встречался еще в Древнем Египте, у сарматов и скифов. У славян он служил символом Солнца -осеннего и весеннего, потому неслучайным становится изображение белых концентрических кругов на игрушке - цикличность, круг жизни, солнце.

Рис. 6. Каталка-колесики (по гравюре Грозевского)

Кроме того, для чкаловской деревянной игрушки была характерна ярко-красная окраска коня с изображением звезды на его шее (рис. 7), что должно было демонстрировать волшебную, мифическую природу животного: это «сказочный чудо-конь, слуга Ярилы или Даждьбога» [Квач Н.В., Квач С.И., 2010, с. 21].

Рис. 7. Игрушка «Тройка»1

На сегодняшний день традиционных образцов новинской игрушки ни у жителей Чкаловского района, ни в краеведческом музее не сохранилось. Поскольку информация об игрушечном промысле Чкалов-ского района практически отсутствует, значительный вклад в возрождение промысла внесли материалы книги Д.В. Прокопьева «Художественные промысла Горьковской области». Согласно материалам исследователя, в росписи игрушек преобладали красный и малиновый цвета, тройные полоски и концентрические круги [Прокопьев, 1939, с. 107]. Мастерами, с опорой на уникальный культурно-исторический материал, собранный горьковским исследователем традиционной культуры Д.В. Прокопьевым, в 2008 г. было изготовлено семь видов традиционной деревянной новинской игрушки (рис. 8-9), которые после утверждения на областном художественно-экспертном совете были отнесены к изделиям народных художественных промыслов [Бау-кин, 2014, с. 67].

1 Ц^: https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index/derevjannaja_igrushka/0-24

216

Рис. 8-9. Новинская деревянная игрушка работы мастера А. Баукина1

Как отмечают исследователи нижегородских промыслов и ремесел Наталья и Сергей Квач, новинские деревянные кони славились на всю Россию. Сусальное золото, которым покрывались грива и хвост коней, придавало игрушке нарядный, торжественный вид [Квач Н.В., Квач С.И., 2010, с. 22]. На рис. 10 представлены деревянные игрушки работы современного мастера-игрушечника А. Баукина. Как видно, автор не отступает от традиции и покрывает гриву и хвост своих коней золотой краской. Таким образом, можно говорить о преемственности, которая прослеживается у разных поколений мастеров.

1 ЦЯЬ: https://cultmosaic.ru/winners/novinskaya-derevyannaya-igrushka-14/?back_url=/contests/konkurs-proektov-2020/winers/

Рис. 10. Игрушки «Упряжка» работы А. Баукина1

К возрожденным промыслам относится и федосеевская игрушка. Это яркий образец самобытного промысла топорно-щепной игрушки. Простая по форме и конструкции, она отличается незатейливым, но ярким орнаментом. Возникновение данного промысла относится к концу XIX в., а его основателем считается Яков Александров [Проко-пьев, 1939, с. 113]. Игрушки изготавливали из деревянной чурки с помощью ножа и топора. Для росписи довоенного времени было характерно использование ярких зеленых и красных цветов. Фон при этом не закрашивался (рис. 11).

Рис. 11. Коник в упряжи (1930-е годы)1

1 URL: https://cultmosaic.ru/winners/novmskaya-derevyannaya-igrushka-14/?back_url=/contests/konkurs-proektov-2020/winers/

Поскольку любой промысел не является статичным культурно-историческим феноменом, механизм изготовления федосеевской игрушки как образчика традиционного промысла также претерпел некоторые изменения. В частности, мастера стали окунать заготовку в тазы с желтым анилином, после чего расписывать, добавляя яркие пятна алого и зеленого фуксина. Таким образом, возник другой вариант росписи игрушки (рис. 12).

Рис. 12. Игрушка «Пароход»2

Несмотря на бытование различных видов оформления заготовки, федосеевская игрушка все же отличалась собственным стилем, находящим отражение в незатейливости исполнения, сказочности создаваемых образов, яркости красок. Мастера изготавливали игрушечные пароходы, мельницы, карусели, повозки, машины, кукольную мебель. Изделия пользовались большим спросом, поскольку были доступны для широких масс населения.

Расцвет промысла пришелся на начало 1910-х годов, однако события Первой мировой войны негативно отразились на его бытовании -производство игрушки было практически прекращено. Возобновление производства произошло уже после образования артели мастеров-игрушечников из деревень Федосеево и Кондратьево в 1931 г.

1 ЦЯЬ: https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index/derevjaanaja_igrushka/0-24

2 ЦЯЬ: https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index/derevjannaja_igrushka/0-24

Несмотря на доступность рукотворной деревянной федосеевской игрушки, со временем интерес к ней стал угасать, а промысел вытеснило фабричное производство. На сегодняшний день единственным продолжателем промысла является Н.С. Муравьев. На базе Малозино-вьевского дома культуры мастер ведет кружок по федосеевской игрушке. Там же расположена и его мастерская. На рис. 13 и 14 представлены работы мастера. Можно отметить, что он следует традиции в художественном оформлении игрушек. Видны строгость, лаконичность формы, присутствует флористический орнамент, характерный для работ 1930-х годов.

Рис. 13-14. Федосеевская деревянная игрушка работы мастера Н.С. Муравьева1

В качестве культурно-познавательной основы проекта туристского маршрута обучающимися была выбрана деревянная игрушка. Данный артефакт возрожден и получил распространение на территории

1 ЦКЬ: https://vk.eom/@museymikula-fedoseevskaya-igrushka

220

трех районов Нижегородской области - Семеновского, Чкаловского и Городецкого. Это дает основание атрибутировать его как культурный продукт и непосредственный туристический ресурс. Нижегородская игрушка имеет много общих черт с игрушками других регионов России, однако немало в ней и оригинального: архаичность формы, цветовая и орнаментальная составляющие. Она отличается как жанровым, так и сюжетным своеобразием. В ней оказывается запечатлен повседневный быт русского человека, крестьянина. Через игрушку ребенок познает мир, знакомится с важнейшими жизненными процессами, с которыми ему придется столкнуться самому. Помимо реальных людей, предметов, нижегородская деревянная игрушка фиксирует образы сказочных, мифологических персонажей, являющихся неотъемлемой частью русской культуры, в определенной степени прецедентным текстом, через который постигается вся концептосфера отечественного культурного пространства. То есть можно говорить о том, что посредством игрушки, включения ее в туристический маршрут возможно формирование культурной, региональной и гражданской идентичности у целевой аудитории.

Нижегородский игрушечный промысел имеет богатую историю и, что немаловажно, в настоящее время сохраняется во многом благодаря деятельности энтузиастов. Так, единственным продолжателем промысла федосеевской игрушки является Н.С. Муравьев, мастером, возродившим новинскую игрушку, - А.А Баукин. Включение данных промыслов в туристические маршруты позволит сделать их более узнаваемыми, поспособствует их дальнейшему развитию, даст возможность туристам узнать и о других малоизвестных промыслах, а также послужит развитию туристической сферы Нижегородской области. В соответствии с этим предлагается разработка нового туристического тематического маршрута, идея которого заключается в популяризации промысла деревянных игрушек. Обращение к данной тематике обусловлено тем, что игрушка - один из самых древних и примечательных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, игрушка с начала своего существования имела и практическое значение -она способствовала развитию детей, их успешной социализации, приобщению к взрослой жизни посредством игровой деятельности [Дайн, 1981, с. 3].

Представленный в настоящем исследовании проект туристического маршрута предполагает обращение к новинской, городецкой и федосеевской игрушкам. Новинская деревянная игрушка - возрожденный промысел, на сегодняшний момент широко не представленный среди других наиболее узнаваемых промыслов. Особенным явлением в русской культуре можно считать и городецкую игрушку. Ее изготовлением занимались такие мастера, как Ф.С. Краснояров, Е.Т. Крюков, Г.С. Шаров, М.С. Бадаев [Квач Н.В., Квач С.И., 2010]. Игрушечники мастерили каталки, всадников, барынь, кур и петухов, расписную детскую мебель. Для украшения изделий мастера используют такие узнаваемые в городецкой росписи элементы, как цветы, листья, бутоны. Сейчас традиции городецкой игрушки продолжает фабрика «ЗАО Городецкая роспись». Изделия местных мастеров представлены в Городецком краеведческом музее, Доме графини Паниной, Доме ремесел. Большая коллекция традиционной городецкой игрушки представлена в Детском музее на Купеческой.

Яркий пример самобытного промысла топорно-щепной игрушки -федосеевская игрушка. Простая по форме и конструкции, она отличается незатейливым, но ярким орнаментом. На сегодняшний день продолжателем данного промысла является Н.С. Муравьев.

Народная игрушка - это отражение истории, культуры, жизненного уклада и даже характера людей. Включение промысла игрушки в туристический маршрут позволит экскурсантам приобщиться к истории Нижегородского края, узнать о традиционной игрушке Нижего-родчины. Использование образцов данного промысла позволит разнообразить уже известные туристические маршруты, будет способствовать популяризации промысла деревянной игрушки.

Непосредственная разработка туристического маршрута состоит из трех этапов: проектного, производственного и коммерческого. Ниже представлена последовательная характеристика каждого из них.

Этап 1. Проектный. Наименование продукта: автобусно-пешеходная историко-краеведческая экскурсия по территории бытования малоизвестных промыслов Нижегородской области - новинской, городецкой и федосеевской игрушки. Экскурсия предназначена для детей и взрослых, всех, кому интересны промыслы Нижегородского края.

География: экскурсия по Нижегородской области с посещением села Новинки Чкаловского района, городов Семенов и Городец.

Цель экскурсии: формирование представления о новинской, фе-досеевской и городецкой игрушке, приобщение к традиционным народным промыслам Нижегородской области.

Задачи:

- охарактеризовать историю зарождения и становления деревянной игрушки Нижегородского региона;

- выявить стилевые особенности новинской, федосеевской и городецкой игрушки;

- повысить качество информационного просвещения аудитории о промыслах Нижегородской области;

- вызвать интерес аудитории к промыслу деревянной игрушки;

- привить чувство уважения к культурному наследию;

- обеспечить взаимодействие мастеров и аудитории при помощи проведения мастер-классов, встреч;

- приобщить аудиторию к процессу изготовления деревянной новинской, городецкой и федосеевской игрушки.

Замысел (идея): предлагаемый туристический продукт (маршрут) является уникальным, так как до настоящего времени подобного маршрута по территории Нижегородской области не существовало. Предполагается, что данное мероприятие позволит в масштабе всей страны обратить внимание потенциальной аудитории и общественности на промыслы новинской, городецкой и федосеевской деревянной игрушки.

Целевая аудитория: дети от шести лет, взрослые.

Название экскурсии (тура): «Возвращение к истокам: традиционная деревянная игрушка Нижегородчины».

Этап 2. Производственный (содержание экскурсии и ее технические особенности). Продолжительность: однодневный туристский маршрут. Протяженность: 246 км. Количество объектов показа: 4. Общая информация о маршруте.

Туристический маршрут предполагает посещение Музейно-туристического комплекса «Город мастеров», Детского музея на Ку-

печеской города Городец, Музея новинской игрушки в селе Новинки, Историко -художественного музея города Семенов.

Данный маршрут предназначен как для автономного функционирования, так и для включения в экскурсионные программы прогулок на теплоходах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отправной точкой маршрута является Музейно-туристический комплекс «Город мастеров» г. Городец.

Дорожная карта туристского маршрута «Возвращение к истокам: традиционная деревянная игрушка Нижегородчины».

1) Мероприятия в г. Городец:

- экспресс-экскурсия по Музейно-туристическому комплексу «Город мастеров»;

- посещение Детского музея на Купеческой: знакомство с коллекцией традиционной игрушки, рассказ экскурсовода о становлении и развитии городецкой деревянной игрушки;

- приобретение сувенирной продукции.

2) Трансфер в Музей новинской игрушки села Новинки Чкалов-ского района.

3) Мероприятия в с. Новинки:

- обзорная экскурсия по музею;

- мастер-класс по росписи деревянной игрушки;

- чаепитие у самовара.

4) Трансфер в Историко-художественный музей города Семенов.

5) Мероприятия в г. Семенов:

- знакомство с коллекцией федосеевской деревянной игрушки;

- встреча с мастером-игрушечником Н.С. Муравьевым.

6) Трансфер к музейно-туристическому комплексу «Город мастеров» / пристани г. Городец.

Этап 3. Коммерческий. Канал сбыта: поскольку современный человек проводит основное количество времени в информационном пространстве, наиболее действенным каналом сбыта является сеть Интернет. Размещение информации о туристическом маршруте в виртуальном пространстве делает ее более доступной для потребителя, в отличие от бумажных носителей. Преимущества рекламы в Интернете

заключаются также в ее быстром распространении, возможности обратной связи, охвате широкой аудитории.

Реклама: поскольку канал сбыта туристических товаров и услуг электронный, то и реклама также будет носить виртуальный характер. Предполагается ее размещение на официальных сайтах туроператоров, в социальных сетях, поисковых системах. Реклама тура может представлять собой текстовые или анимационные блоки. Кроме того, предполагается использование механизма таргетирования рекламы. Также возможно размещение рекламы на листовках, баннерах, флаерах.

Туристический маршрут «Возвращение к истокам: традиционная деревянная игрушка Нижегородчины» - это попытка внедрения малоизвестных широкому кругу людей традиционных промыслов Нижегородского края в существующие туристические маршруты. Уникальность его заключается в том, что маршрут с тематикой «традиционная деревянная игрушка» еще не был представлен на рынке туристических услуг. Предполагается, что внедрение маршрута привлечет внимание общественности к промыслам новинской, федосеевской и городецкой деревянной игрушки, вызовет интерес у подрастающего поколения к проблеме сохранения народных художественных промыслов и культурного наследия в целом.

Изучение нормативно-правовой документации федерального и регионального уровня в сферах культуры и туризма позволяет отметить, что традиционная народная культура в целом и ее артефакты в частности являются важнейшим инструментом социокультурного, экономического развития страны, региона. Обращение к традиционным промыслам и ремеслам в контексте тех или иных массовых мероприятий обусловлено необходимостью сохранения культурного наследия России: важно пробудить интерес общественности к проблемам развития промыслов, обеспечить преемственность поколений, не дать ремеслам исчезнуть. Народные художественные промыслы - неотъемлемая составляющая русской культуры. Во многом благодаря им отечественная культура отличается самобытностью и уникальностью.

Туризм - наиболее действенный инструмент приобщения широких масс к народным художественным промыслам. Главная задача разработанного туристического маршрута «Возвращение к истокам: традиционная деревянная игрушка Нижегородчины» заключается в популяризации народных художественных промыслов, их сохранении

и поддержке. Практическая значимость представленного проекта неоспорима, поскольку на данный момент в сетке туристических маршрутов, реализуемых в Нижегородской области, предложенная тематическая направленность не отражена ни в одном. Проект обладает большим потенциалом. Прежде всего - развивающим. Туристический маршрут направлен на приобщение целевой аудитории к народным промыслам, расширение кругозора, развитие личности. Нижегородская область богата промыслами и ремеслами, со многими из них жители края знакомы с детства, однако на данный момент особую важность приобретают артефакты так называемого второго эшелона, культурные тексты, остающиеся в тени в силу исторических, социально-экономических причин. Полнота, глубина знаний о бытовании традиционной культуры родного края в числе прочего формирует личность, способную к системному, критическому мышлению, личность, обладающую потенциалом к художественно-поэтическому осмыслению мира. Традиционно игрушка выступает как способ познания мира, окружающей среды, инструмент формирования бережного отношения к ней. Маршрут сосредоточен на популяризации именно деревянной игрушки. Дерево, будучи простым и доступным материалом, сопровождающим человека всю жизнь, становится через обретение новой формы средством общения с окружающей действительностью. Эта коммуникативная функция приобретает новое звучание. Деревянная игрушка рассматривается в качестве транслятора народного культурного опыта и средства приобщения к нему подрастающего поколения. Архаичные формы, орнамент, цветовые решения - все это становится той неосязаемой нитью, которая проходит сквозь время и связывает поколения людей друг с другом, с природой, с мирозданием. Патриотический потенциал маршрута раскрывается через его направленность на формирование чувства гордости за свой край, ответственности за сохранение культурного наследия. Не случайно игрушки -деревянные, глиняные, тряпичные - активно используются в этнопе-дагогике. Их воспитательный потенциал велик. Однако в данном контексте важным является гражданская, патриотическая направленность деревянной игрушки. Отечественные педагоги в своих работах отмечали важность народного творчества, уделяя особое внимание национальной идее, коренящейся в нем. Традиционная культура связывает поколения, живущие на одной территории, в их историческом разви-

тии, формирует траекторию патриотической преемственности. Предложенный проект туристического маршрута рассматривается в качестве материального фонда культурного потенциала Нижегородской области. Через знакомство с популярными в XIX - первой половине XX в. артефактами народной культуры формируется гражданская идентичность.

Список литературы

БаукинА.А. Новинская деревянная игрушка. - Нижний Новгород : Кварц, 2014. -

68 с.

Государственная программа «Развитие культуры и туризма Нижегородской области». - URL: https://docs.cntd.ru/document/465510702 (дата обращения: 18.06.2023).

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 192 с.

Еранцев А.Н. Архитектура Городца // Краеведческий альманах «Волжский перекресток». - 2019/ - 07 мая. - URL: http://radilov.ru/krayrodnoy/1418-arkhitektura-gorodtsa.html (дата обращения: 18.06.2023).

Квач Н.В., Квач С.И. Нижегородская игрушка. - Нижний Новгород : Литера, 2010. - 200 с.

Керамика Щипановых. - URL: https://производитель.рф/producer/keramika-schipanovykh (дата обращения: 20.06.2023).

Муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы. - URL: https://docs.cntd.ru/document/465587712 (дата обращения: 18.06.2023).

Основы государственной культурной политики. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 16.06.2023).

Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. - Горький : Горьковское областное издательство, 1939. - 232 с.

Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. - URL: https://strategy.government-

nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. -

URL:

http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 16.06.2023).

References

Baukin, A.A. Novinskaja derevjannaja igrushka [Novinskaya wooden toy]. Nizhnij Novgorod, Kvarc Publ., 2014. 68 p. (In Russ.)

Gosudarstvennaja programma «Razvitie kul'tury i turizma Nizhegorodskoj oblasti» [The state program "Development of culture and tourism of the Nizhny Novgorod region"]. Retrieved from: https://docs.cntd.ru/document/465510702 (date of access: 18 june 2023). (In Russ)

Dayn, G.L. Russkaja narodnaja igrushka [Russian folk Toy]. Moskow, Legkaja i pishhevaja promyshlennost' Publ., 1981. 192 p. (In Russ.)

Erantsev, A.N. Arhitektura Gorodca [Architecture of Gorodets]. In Kraevedcheskij al'manah «Volzhskij perekrestok». 2019, 07 may. Retrieved from: http://radilov.ru/krayrodnoy/1418-arkhitektura-gorodtsa.html (date of access: 18 june 2023). (In Russ.)

Kvach, N.V., Kvach, S.I. Nizhegorodskaja igrushka [Nizhny Novgorod toy]. Nizhnij Novgorod, Litera Publ., 2010. 200 p. (In Russ.)

(Anonymous). Keramika Shhipanovyh [Ceramics of the Shchipanovs]. Retrieved from: https://производигель.рф/producer/keramika-schipanovykh (date of access: 20 june 2023). (In Russ.)

Municipal'naja programma «Razvitie turizma na territorii goroda Nizhnego Novgo-roda» na 2019-2024 gody [Municipal program "Development of tourism in the city of Nizhny Novgorod" for 2019-2024]. Retrieved from:

https://docs.cntd.ru/document/465587712 (date of access: 18 june 2023). (In Russ.)

Osnovy gosudarstvennojkul'tumojpolitiki [Fundamentals of State cultural policy]. Retrieved from: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (date of access: 16 june 2023). (In Russ.)

Prokop'ev, D.V. Hudozhestvennye promysla Gor'kovskoj oblasti [Arts and crafts of the Gorky region]. Gor'kij, Gofkovskoe oblastnoe izdatel'stvo Publ., 1939. 232 p. (In Russ.)

Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Nizhegorodskoj oblasti do 2035 goda [Strategy of socio-economic development of the Nizhny Novgorod region until 2035]. Retrieved from: https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (date of access: 18 june 2023). (In Russ.)

Strategija gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda [Strategy of the State cultural policy for the period up to 2030]. Retrieved from: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (date of access: 16 june 2023). (In Russ.)

Список иллюстраций

Рис. 1-2. Городецкие дымники. - URL: http://radilov.ru/krayrodnoy/1418-arkhitektura-gorodtsa.html

Рис. 3. Горшки с. Казариново (рис. по фотографии).

Рис. 4. Сервиз работы мастеров Щипановых. - URL: https://nhp.mininuniver.ru/promysly/chernoloshhenaya-keramika/ Рис. 5. Упряжка коней парная (по гравюре Грозевского). Рис. 6. Каталка-колесики (по гравюре Грозевского).

Рис. 7. Игрушка «Тройка». - URL: https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index / derevj annaj a_igrushka/0-24

Рис. 8-9. Новинская деревянная игрушка работы мастера А. Баукина. - URL: https: //cultmosaic.ru/winners/novinskaya-derevy annay a-igrushka-14/?back_url=/contests/konkurs-proektov-2020/winers/

Рис. 10. Игрушка «Упряжка» работы А. Баукина. - URL: https: //cultmosaic.ru/winners/novinskaya-derevy annay a-igrushka-14/?back_url=/contests/konkurs-proektov-2020/winers/

Рис. 11. Коник в упряжи (1930-е гг.). - URL: https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index/derevjannaja_igrushka/0-24

Рис. 12. Игрушка «Пароход». - URL:

https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/index/derevjannaja_igrushka/0-24

Рис. 13-14. Федосеевская деревянная игрушка работы мастера Н. С. Муравьева. URL: https://vk.com/@museymikula-fedoseevskaya-igrushka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.