Научная статья на тему '«Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - новый образ региона и драйвер развития туризма'

«Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - новый образ региона и драйвер развития туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1081
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / БРЕНД / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / NATIONAL ARTISTIC TRADES / NIZHNY NOVGOROD REGION / BRAND / TOURISM PRODUCT / GOLDEN RING / SOCIO-CULTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катамашвили Екатерина Валерьяновна, Катамашвили Виктория Валерьяновна

Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» (нейминг © В.В. Катамашвили, 2014) социально-культурный проект, направленный на формирование целостного представления о нижегородских народных художественных промыслах и позиционирование их в качестве туристической визитной карточки Нижегородской области. Проект представляет нижегородские художественные промыслы в новом современном культурном контексте, включая их в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к традиционной народной культуре Нижегородского края, желание соприкоснуться с ней. Задача проекта формирование единого социально-культурного пространства «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов», привлечение внимания к необходимости его признания на региональном, национальном и международном уровнях как части мирового исторического и культурного наследия. В рамках проекта предлагается сформировать бренд, объединяющий традиционные промыслы Нижегородского края. Народные художественные промыслы и ремёсла Нижегородской области позиционируются нами в пространстве нематериального культурного наследия в качестве инновационного туристического продукта. Мы полагаем, что инновационный подход в связке «культура туризм брендинг территории», основываясь на всём комплексе нижегородских народных художественных промыслов как на уникальном конкурентном преимуществе Нижегородской области, позволит достичь прорывных результатов в развитии туризма. «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» проект, инициирующий новый образ Нижегородского края, мощный драйвер культурного и экономического развития региона, его туристической и инвестиционной привлекательности, узнаваемости и популярности в стране и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GOLDEN RING OF NATIONAL ARTISTIC TRADES IN NIZHNY NOVGOROD» - A NEW IMAGE OF REGION AND DRIVER OF TOURISM DEVELOPMENT

The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» (naming © V. Katamashvili, 2014) is a sociocultural project, focused on the forming a holistic picture of national artistic trades and positioning them as tourist business card of Nizhny Novgorod region. The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» represents the national artistic trades of Nizhny Novgorod in new modern cultural context by including them in a living space of modern man, prompting interest in traditional folk culture of Nizhny Novgorod region, the desire to get in touch with it. The creation of common socio-cultural space «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» and its recognition at regional, national and international levels as part of the world's historical and cultural heritage is main goal of the project. Also the creation of a brand on the base of the traditional crafts of Nizhny Novgorod region is proposed in the project. National artistic trades of Nizhny Novgorod region are positioned in the space of intangible cultural heritage as an innovative tourism product. Authors believe that innovative approach in conjunction «culture-tourism-territorial branding», based on national artistic trades of Nizhny Novgorod as the unique competitive advantage will allow achieving breakthrough results. The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» initiates a new image of Nizhny Novgorod region. It is a powerful driver of cultural and economic development, tourist and investment attractiveness, recognition and popularity of the region in the country and the world.

Текст научной работы на тему ««Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - новый образ региона и драйвер развития туризма»

УДК 745-338.48:316.422 DOI: 10.12737/14532

Катамашвили Екатерина Валерьяновна1, Катамашвили Виктория Валерьяновна2,

Социально-просветительский проект «Мастерская Радуги» (г. Нижний Новгород, Российская Федерация);

1 консультант по маркетингу и развитию; e-mail: katvkat@yandex.ru;

2 член рабочей группы АСИ по разработке дорожной карты «Развитие ремесленничества в РФ»; e-mail: master-raduga.nnov@yandex.ru

«НИЖЕГОРОДСКОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ» -НОВЫЙ ОБРАЗ РЕГИОНА И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» (ней-минг © В.В. Катамашвили, 2014) - социально-культурный проект, направленный на формирование целостного представления о нижегородских народных художественных промыслах и позиционирование их в качестве туристической визитной карточки Нижегородской области. Проект представляет нижегородские художественные промыслы в новом современном культурном контексте, включая их в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к традиционной народной культуре Нижегородского края, желание соприкоснуться с ней. Задача проекта - формирование единого социально-культурного пространства «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов», привлечение внимания к необходимости его признания на региональном, национальном и международном уровнях как части мирового исторического и культурного наследия. В рамках проекта предлагается сформировать бренд, объединяющий традиционные промыслы Нижегородского края.

Народные художественные промыслы и ремёсла Нижегородской области позиционируются нами в пространстве нематериального культурного наследия в качестве инновационного туристического продукта. Мы полагаем, что инновационный подход в связке «культура - туризм - брен-динг территории», основываясь на всём комплексе нижегородских народных художественных промыслов как на уникальном конкурентном преимуществе Нижегородской области, позволит достичь прорывных результатов в развитии туризма.

«Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - проект, инициирующий новый образ Нижегородского края, мощный драйвер культурного и экономического развития региона, его туристической и инвестиционной привлекательности, узнаваемости и популярности в стране и мире.

Ключевые слова: народные художественные промыслы и ремёсла, Нижегородская область, бренд, туристический продукт, Золотое кольцо, социально-культурный проект.

Проект «Мастерская Радуги» стартовал в 2009 г. как авторский социально-просветительский проект о декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах Нижегородской области [11]. Изначально цель проекта формулировалась как создание общего информационного пространства взаимодействия тех, кто создаёт и возрождает, развивает и поддерживает, изучает и ценит декоративно-прикладное искусство (ДПИ) и народные художественные промыслы (НХП). Далее проект «Мастерская Радуги» подошел к созданию многомерной системы координат народных худо-

жественных промыслов и ремесел Нижегородской области. Системы, в которую включены промыслы и ремёсла как таковые, мастера и производства, места бытования и музеи, выставки, фестивали - все те элементы, которые являются неотъемлемой частью и формируют пространство народных художественных промыслов и ремесел.

Реализация проекта началась по принципу «от частного к общему»: мастера и предприятия - промыслы - места традиционного бытования. Первое направление («мастера - предприятия») -создание «Виртуальной энциклопедии

нижегородских мастеров» в форме интернет-проекта www.master-raduga. nnov.ru - продолжилось проектами, продвигающими нижегородских мастеров и пропагандирующими народные художественные промыслы Нижегородской области за пределами виртуального пространства.

Следующее направление - «Виртуальная энциклопедия промыслов» Нижегородской области. Первое глубокое знакомство авторов со всем многообразием нижегородских художественных промыслов состоялось благодаря уникальному издательскому проекту Фонда развития НХП Нижегородской области «Библиотека «Народные художественные промыслы Нижегородской области»» в 10 томах (2008-10 гг.) [7]. История и обоснование возникновения промысла в конкретном районе, его развитие и состояние, технология и лучшие мастера - все это, представленное широкому кругу читателей известными авторами и сопровожденное богатым иллюстративным материалом, дает основание отнести данное издание к полноценной энциклопедии нижегородских промыслов. Издание стало ориентиром, и «Виртуальная энциклопедия нижегородских народных промыслов» проекта «Мастерская Радуги» продолжает летопись современной истории промыслов, пополняя её новыми событиями и именами.

Третье направление - создание «Виртуальной энциклопедии и карты мест традиционного бытования промыслов» - наиболее трудоёмкая часть проекта. Поскольку это удивительные места, их описание не ограничивается указанием координат на карте. Здесь невероятным образом совпали культурные, социальные и природные факторы и исторически сложились уникальные художественно-стилевые особенности промысла как совокупности средств художественной выразительности, приемов и традиционной технологии изготовления изделий НХП. Именно в центрах бытования НХП рождались, творили и творят мастера, составившие славу промысла своими изделиями. И природа родного края, по словам ма-

стеров, источник творческого вдохновения для них.

Если нанести места традиционного бытования НХП на карту Нижегородской области, то получим кольцо, охватывающее всю область - так в 2010 г. у нас появилась идея «Нижегородского Кольца народных художественных промыслов и ремесел», которое мы назвали «Золотым» (рис. 1). В феврале 2014 г. на Международной научной конференции в Нижнем Новгороде состоялась презентация проекта [8].

Изучение традиционных мест бытования НХП на территории Нижегородской области позволило вывести своеобразную «формулу», отражающую содержание «Кольца народных художественных промыслов и ремесел» в регионе (рис. 2).

Аналогия с «архитектурным» кольцом не случайна и не является заимствованием. Это - продолжение темы неповторимого историко-культурного наследия России. Кстати, такие «кольца» могут и находят туристическое продолжение в литературном, музыкальном, художественном, военно-историческом наследии России.

Потенциально, в силу своей уникальности, Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел [13] вполне обоснованно может претендовать на статус туристического продукта российского и международного уровня.

На территории Нижегородской области представлено удивительное многообразие традиционных промыслов и ремёсел России: роспись по дереву (хохломская, семеновская, городецкая, полхов-майдан-ская), матрешка (семеновская и полхов-майданская), резьба по дереву, камню, кости, вышивка (золотная, нижегородский гипюр), ручное ткачество, филигрань, художественная обработка металла, кожи, бересты, лозоплетение, гончарный промысел, новинская и федосеевская деревянные игрушки и пр. [13]. Регион обладает уникальным богатством - сосредоточение такого разнообразия художественных промыслов на одной территории, пожалуй, нет ни в одном регионе России. Среди них - Хохлома и Матрешка - традиционные символы России! Увы, но эти знамени-

Рис. 1 - «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов » (В.В. Катамашвили, М.О. Никифорова, 2014 [13])

Нижегородская

область / \

народные художественные промыслы и ремёсла

Нижегородское кольцо народных художественных промыслов и ремёсел

Рис. 2 - «Формула» Нижегородского Кольца народных художественных промыслов и ремесел

(Е.В. Катамашвили, 2014)

тые на весь мир успешные бренды далеко не всегда ассоциируются именно с Нижегородской областью.

Формирование исторически сложившихся брендов НХП в качестве национальных туристических брендов способно привлечь большое количество туристов, интересующихся культурой страны. В условиях глобализации, когда стираются различия между странами, именно народные промыслы, в силу своей самобытности, могут вызвать интерес к посещению страны. В этом контексте с целью развития внутреннего и въездного туризма необходимо способствовать привлечению внимания к местам традиционного бытования НХП, которые могут и должны стать туристской достопримечательностью.

Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» представляет нижегородские художественные промыслы в новом современном культурном контексте, включая их в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к традиционной народной культуре Нижегородского края, желание соприкоснуться с ней. НХП и ремёсла Нижегородской области позиционируются нами в пространстве нематериального культурного наследия в качестве инновационного туристического продукта. В рамках проекта «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» мы предлагаем сформировать бренд, объединяющий традиционные промыслы Нижегородского края. С одной стороны, он является «зонтичным», в рамках которого позиционируются бренды нижегородских промыслов, сохраняя свою идентичность. С другой - формирует целостную и комплексную концепцию туристского бренда территории. И, наконец, в третьих, представляет идею разработки бренда территории Нижегородского края как «Столицы народных промыслов».

Таким образом, «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» затрагивает три сферы деятельности: 1) культура - «просвещение и популяризация»; 2) предпринимательство - «туризм»; 3) маркетинг - «брен-

динг». Культура - туризм - брендинг, в данном контексте, тесно взаимосвязаны.

Прежде чем подробно остановимся на туристической составляющей, прокомментируем «просвещение» и «брендинг».

Изучая существующее положение с информацией о промыслах в сети Интернет, мы пришли к неутешительному выводу - в общем, она разрозненна, часто неактуальна и субъективна, отсутствует информация на иностранных языках. В блогах, рефератах, презентациях, за редким исключением, «ходят» однообразные тексты, отсутствует «визуальный ряд», демонстрирующий подлинные образцы народного искусства и места бытования промыслов.

Наш проект предполагает реализацию как самостоятельных, так и взаимосвязанных блоков по разнообразным направлениям нижегородских промыслов. В том числе сбор полной, актуальной и достоверной информации об НХП Нижегородской области - истории и современном состоянии, описании мест традиционного бытования, биографий легендарных мастеров и фотографий созданных ими изделий, информации о современных мастерах. Потребуется собрать, систематизировать, обработать и представить в удобной форме (как печатной, так и электронной) весьма значительный объём информации от краеведческих музеев, в том числе при школах, библиотеках, центрах ремесел, ассортиментных кабинетов предприятий НХП, частных музеев, краеведов, коллекционеров, журналистов, искусствоведов и пр.

Задача просвещения может решить несколько проблем.

Во-первых, снижение количества неверной информации о промыслах, повышение ее качества и доступности в сети Интернет обеспечит возможность сформировать культуру восприятия, искренний интерес к подлинному народному искусству. Во-вторых, по мнению авторов проекта, просвещением, в определенной мере, решается вопрос контрафактной продукции. Ведь чаще всего эти изделия, как сувенир на память о поездке, покупают именно туристы - не подозревая подделку! Мастера грустно пересказывают старый анекдот

о том, что «китайские туристы на память о России покупают в Москве китайских матрешек». В-третьих, для молодежи изделия народных промыслов - не привычный атрибут среды, как для среднего и старшего поколения, а что-то архаичное. Так обрываются культурные связи. Необходимо просвещать, учитывая изменившиеся реалии в обществе, культуре, восприятии информации.

Просвещение и популяризация темы народных промыслов подразумевает доведение информации до максимально широких слоев общества, предоставление её в привлекательной и удобной форме - публикации в сети Интернет, издание продукции, как полиграфической, так и на электронных носителях, под общим брендом «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов». В том числе: буклетов, путеводителей, карт-схем для туристов (автомобилистов и самостоятельных туристов), комплектов открыток, наборов значков/магнитов, сувенирной продукции и пр. В перспективе - выпуск художественных альбомов мастеров НХП, чье творчество стало значимым вкладом в сокровищницу народного искусства, и серии документальных фильмов о промыслах из архива областной ТРК (в цифровом формате). Данная информационная продукция может быть представлена на всех выставках и деловых мероприятиях с участием Нижегородской области, а также в ТИЦ, музеях (в том числе музеях предприятий НХП), библиотеках области и образовательных учреждениях.

Популяризация - только одна из сторон продвижения, направленная на «взращивание» своего потребителя. С тем, чтобы на начальном уровне вызвать любопытство, желание поближе познакомиться с невероятно богатым при внешней простоте миром народных художественных промыслов и ремёсел. В дальнейшем важно сформировать культуру восприятия, искренний интерес к подлинному народному искусству, осознание своей культурной принадлежности. Это одна из ключевых задач проекта «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел».

Кроме того, проект как информационный ресурс представляет актуальную, достоверную, всестороннюю картину текущих событий промыслов и мест их традиционного бытования, как проводник -оказывает содействие в формировании турпродуктов, как партнёр - выстраивает коммуникации, представляя нижегородцам и гостям края, как внутри страны, так и за рубежом, всё многообразие выбора, предлагаемого Нижегородским краем.

Иными словами, слоган проекта «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» -«Мы готовим к путешествию» (Е.В. Ката-машвили, В.В. Катамашвили, 2014).

Среди стратегических задач по просвещению - популяризации - продвижению нижегородских НХП, которые ставит перед собой проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел»:

• сформировать единое социально-культурное пространство «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов»;

• привлечь внимание к необходимости его признания на региональном, национальном и международном уровнях как части мирового исторического и культурного наследия;

• инициировать внесение объекта «Культурное пространство «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» в «Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» с дальнейшей перспективой включения в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО.

Результатом достижения этих целей станет мощная поддержка продвижения бренда нижегородских народных художественных промыслов на российском и международном уровне.

Предложение о создании «зонтичного бренда», объединяющего традиционные промыслы Нижегородского края, в рамках которого позиционируются бренды нижегородских промыслов, сохраняя свою идентичность, позволит добиться эффекта синергии. Такой подход усилит позиции

всех участников - тех, кто вышел на международный уровень, признан на российском или известен на региональном, поскольку достигается большая гибкость в распределении ресурсов, создании необходимой инфраструктуры, регулировании туристических потоков и, главное, в продвижении.

Для рассмотрения бренда «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» в качестве концепции разработки туристского бренда территории обратимся к нижеследующим положениям.

«Бренды туристических дестинаций выражают основные ценности дестинаций, их миссию в туризме и основные типы туристических ресурсов. При создании концепции бренда туристической дестинации следует руководствоваться рядом фундаментальных принципов [3]: простота, легкость и доходчивость коммуникации; возможность международного применения; сочетаемость бренда с основными мотивациями в туризме; комплексность, полнота восприятия бренда потребителем; базирование на гуманистической основе туристической деятельности».

На наш взгляд, всем перечисленным требованиям концепция «Нижегородского Золотого кольца народных художественных промыслов и ремёсел» соответствует в полной мере.

Представляя идею разработки бренда территории Нижегородского края как «столицы народных промыслов», отметим ряд теоретических положений.

«Сегодня надо обладать какими-то ресурсами, потенциалом, характеристикой, в которой территория сильнее всех остальных, то есть обладать «отличительной компетенцией». Именно отличительная компетенция должна отражаться в бренде территории. Отличительная компетенция есть не у всех территорий» [17]. А. Панкрухин, один из ведущих российских специалистов в области маркетинга территорий, утверждал: «аргументы культуры - важнейшая группа аргументов притягательности территории» [12]. «Бренд территории - это совокупность уникальных качеств, непреходящих общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, не-

повторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующиеся стабильным спросом потребителей данной территории» [2].

С. Анхольт, один из ведущих мировых специалистов в области брендинга, ввёл термин «брендинг мест» [1]. Позднее, утверждая, что «имидж территории нельзя искусственно построить или изобрести «на пустом месте» [18], он определил 6 факторов ее восприятия: туризм, культура и историческое наследие, люди (человеческий капитал), экспорт, государственное управление (правительство), а также инвестиции и иммиграция (привлекательность страны как места проживания) [4].

В случае разработки на основе «Нижегородского Золотого кольца народных художественных промыслов и ремёсел» идеи бренда территории Нижегородского края как «столицы народных промыслов», мы естественным образом «включаем» сразу 4 фактора восприятия - туризм, культура и историческое наследие, люди, экспорт. И, при успешной реализации, - государственное управление и инвестиции.

И позволим себе ещё одну цитату в пользу нашего предложения. Томас Гэд, один из ведущих теоретиков маркетинга, основоположник концепции 4D Branding, заявляет: «Национальный брендинг неэффективен, если его объектом являются страна или народ как таковые. ... Поэтому, успешный брендинг говорит не о народе как таковом, а о продуктах или талантах страны» [5]. По мнению сторонников идеи С. Анхольта, это применимо к таким территориальным образованиям, как регионы и города.

Мы полагаем, что выбор в пользу идеи бренда территории на основе народных художественных промыслов отвечает приведённым тезисам и обладает рядом значимых преимуществ. А именно - понятны коммуникации, понятны цели, понятны результаты:

• Реальная, не придуманная история;

• И вчера, и сегодня, и завтра - иными словами - были, есть и будут;

• Очевидна, не требует доказательств принадлежности;

• Позитивна;

• Предмет обоснованной гордости;

• Понятна идентификация территории в региональном, федеральном, международном туристическом пространстве;

• Ориентирована и на внешнего и на внутреннего потребителя;

• Потенциал устойчивого развития городов и поселений региона, вовлечения их в совместное развитие;

• Открыта для сотрудничества с существующими проектами, легко встраиваема в них.

Обращаясь к сфере туризма, отметим принципиальное отличие от привычных турпродуктов не только в том, «что?» предлагает проект, но и «как?» и «для кого?».

Технологически проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» будет представлен в качестве:

• «виртуальной карты» на сайте проекта, базой тематических справочников и маршрутов, дайджестом актуальных событий;

• «мобильного сервиса», совместно с разработчиками одного из мобильных приложений;

• «турпродукта» в партнёрстве с представителями туриндустрии.

Обращаясь к содержательной стороне проекта как туристического продукта, отметим следующие аспекты.

Согласно исследованию среди населения Нижегородской области, одним из наиболее ярких недостатков маркетинга туристической отрасти в регионе, по замечаниям респондентов, является слабая освещенность позиционируемых продуктов. Также респондентами были отмечены следующие факторы, снижающие конкурентоспособность региона: 1) отсутствие единой экскурсионной системы в столице региона и городах области; 2) отсутствие единого реестра интересных в плане туризма мест; 3) недостаточное развитие сферы обслуживания самостоятельных туристов; 4) приуроченность основного количества туристских программ к летнему сезону;

5) слабое развитие туристских программ «выходного дня» (отдых в течение 1-3 дней). Низкий уровень информированности о различных типах туризма, уже экономически освоенных или развивающихся (событийный, сельский туризм), приводит к их низкой эксплуатации жителями как данного, так и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья [9]. Потенциальному туристу, инвестору или бизнесмену сложно бывает не только получить необходимую информацию о городе, но и просто «дозвониться» до источника информации. Значительная часть содержания сайта о туристских ресурсах того или иного региона может быть только заявлена на главной странице, но не иметь реального информационного наполнения, а имеющаяся информация устаревает гораздо быстрее, чем обновляется. В виде интернет-сайта территория может получить круглосуточного и неустающего проводника, лоцмана, навигатора для всех заинтересованных лиц в лабиринте социально-экономических процессов, задумок и возможностей территории [12]. Сайты территории должны быть, прежде всего, информационными ресурсами, не служащими непосредственно извлечению прибыли, а скорее убеждающими потребителей в уникальности и привлекательности определённой территории [16].

С содержательной стороны проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» выступает как: а) информационный ресурс, предоставляя актуальную, достоверную, полную информацию; б) посредник и партнер, выстраивая коммуникации; в) консультант и проводник, оказывая содействие в выборе турпродуктов.

С практической стороны проект разрабатывает информационные продукты по всем видам туристической деятельности. Основная сфера - культурный туризм.

Сейчас познавательный экскурсионный туризм в места традиционного бытования НХП - это, как правило, однодневные поездки из основного «места дислокации» для знакомства с производством. Места традиционного бытования промыслов

богаты историческими и культурными памятниками, уникальными природными ландшафтами. Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» предоставляет возможность наполнения маршрута большим содержанием и впечатлениями.

Событийный туризм, связанный с народными промыслами и ремеслами, представлен в Нижегородской области летними фестивалями, два из которых -в Семенове и Нижнем Новгороде - уже имеют статус международных. При этом каждый фестиваль существует вне сферы взаимодействия с другими. В нашем Проекте мы «передаем» виртуальную эстафету, формируя таким образом единое пространство фестивалей. Интересные событийные мероприятия проходят в течение всего года. Проект предлагает актуальный «календарь событий» на весь год с учетом разнообразных предпочтений жителей и гостей края.

Арт-туризм для посещения музеев и галерей, приобретения произведений живописи, графики и прикладного искусства для Нижегородской области пока не столь актуален. Проект, знакомя с лучшими образцами авторских работ, создаёт предпосылки реализации масштабного культурного подпроекта «Аукцион авторских изделий народных художественных промыслов», привлекая внимание коллекционеров и арт-туристов к посещению региона. В дальнейшем «Аукцион НХП», предлагая высокохудожественные авторские изделия всех российских промыслов, имеет потенциал стать заметным культурным явлением международного масштаба.

В Нижегородской области имеются предпосылки для развития образовательного туризма в сфере народных промыслов для дизайнеров, искусствоведов, арт-менеджеров. Подобное предложение, несомненно, заинтересует и любителей прикладного искусства, и профессионалов, желающих освоить основы или тонкости промысла в аутентичной среде.

Отметим, что в Нижегородской области действует программа «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской обла-

сти на 2014-2016 годы»1, ставящая целью осуществление мер законодательной, организационной и финансовой государственной поддержки НХП на региональном уровне. В соответствии с областной программой развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области сформированы «Основные туристские маршруты по Нижегородской области»2 - «Южное Кольцо» и «Северное Кольцо». Принимая во внимание, что в эти маршруты включены места традиционного бытования нижегородских художественных промыслов, закономерен вопрос - в чём отличие представляемого нами проекта? Если не вдаваться в подробный сравнительный анализ, то ответ - в позиционировании.

Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» чётко отвечает на вопросы:

- «что?» - народные художественные промыслы;

- «где?» - Нижегородская область;

- «как?» - «Золотое кольцо».

Однако мы подчёркиваем, что речь

идёт не о противопоставлении проектов. Мы предлагаем взглянуть на стоящие перед областью задачи, имеющиеся ресурсы, затрачиваемые усилия в сфере развития внутреннего и въездного туризма иначе. Мы полагаем, что инновационный подход в связке «культура - туризм -брендинг территории», основываясь на всём комплексе нижегородских народных художественных промыслов, как на уникальном конкурентном преимуществе Нижегородской области, позволит достичь прорывных результатов. Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных

1 Подпрограмма «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области на 2014 - 2016 годы» / Приложение 3 «Государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы». URL: http://minpred.government-nnov.ru/?id=20069 (Дата обращения: 15.10.2015).

2 Подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области области на 2014 - 2016 годы» / Приложение 2 «Государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы». URL: http://minpred. government-nnov.ru/?id=20069 (Дата обращения: 15.10.2015).

художественных промыслов», воспринятый как концептуальная основа региональной программы развития Нижегородской области, имеет потенциал встать в ряд с аналогичными программами, заявленными на федеральном уровне.

По примеру знаменитого «Золотого кольца» - туристического маршрута вокруг Москвы, проходящего по древним русским городам и центрам народных ремёсел, сохранившим уникальные памятники истории и культуры, многие регионы разрабатывают концепции «туристического кольца».

«Великое Саянское кольцо» по территории Красноярского края, Тувы и Хакасии, знакомит с укладом жизни и богатыми культурными традициями сибиряков, предоставляет возможность прикоснуться к истокам религий - от буддизма и православия до шаманизма [6].

«Самоцветное кольцо Урала» - маршрут, в который входят пять самостоятельных тематических экскурсионных программ, турмаршруты, объединяющие города Урала. Разработанный в конце 2013 г., он включён в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма. Это первый проект по развитию внутреннего туризма, где будет реализован принцип государственно-частного партнерства (якорным инвестором является местный туроператор) [15].

«Драгоценную шкатулку» туристических маршрутов России дополняет проект «Серебряное ожерелье России», объединивший уже 11 регионов Северо-запада России [10]. Новое национальное информационное агентство «Visit Russia: Время отдыхать в России» при поддержке Росту-ризма и Министерства культуры РФ, планирует активно продвигать подобные «Серебряному ожерелью» проекты.

Проект «Узоры городов России» реализует поручение Президента РФ по популяризации культурного наследия и приобщения молодежи к истории и культуре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России. Задача проекта - в создании культурно-познавательных туристских маршрутов семи областей Российской Федерации, объединенных в единый межрегиональный культурно-познавательный кольцевой маршрут. Кстати, первые маршруты проекта будут проходить по местам бытования НХП, в том числе и по территории Нижегородской области [14].

Масштабы и степень реализации перечисленных проектов различны. Безусловно, все они - драйверы социально-культурного развития своих регионов и России в целом, также, как и заявленный нами проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов». Он позволит, консолидируя действия и ресурсы, выработать общую позицию, шаги реализации и объединить разрозненные, уже существующие направления деятельности для сохранения, развития, популяризации и продвижения нижегородских НХП и мест их традиционного бытования. Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» сформирует уникальный образ Нижегородской губернии как региона, бережно сохраняющего наследие, развивающего традиции, внедряющего инновационный подход к роли НХП в культуре и экономике региона, повышая его узнаваемость и привлекательность в стране и мире через нашу «визитную карточку» -народные художественные промыслы. Это, в свою очередь, повысит культурную, экономическую и туристическую привлекательность региона, и, как результат, привлечет инвестиции в развитие как самих промыслов, так и территорий их распространения.

«Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - проект с большим внутренним потенциалом к развитию, преобразующий социально-культурное пространство региона. Работа над проектом продолжается, и мы открыты для сотрудничества.

Список источников:

1. Анхолт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М.: Кудиц-Образ, 2004. 272 с.

2. Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. 2010. № 3. С. 95-103.

3. Горохов А.Ф. Разработка методики формирования бренда туристической дестинации.URL: http://intelmedia-group.ru/press-centr/publikacii/razrabotka-metodiki-formirovaniya-brenda-turisticheskoj-destinacii (Дата обращения: 15.10.2015).

4. Громова Е. Брендинг территорий // Рекламные идеи. 2011. № 6. С. 110-119.

5. Гурова Н. Национальный брендинг: дискуссии вокруг сущности явления. URL: http://www. advertology.ru/article80929.htm (Дата обращения: 15.10.2015).

6. Драгоценные кольца России. URL: http://pitert.ru/news/dragotsennye-koltsa-rossii (Дата обращения: 15.10.2015).

7. Катамашвили В.В. Библиотека в 10-ти томах: народные художественные промыслы Нижегородской области // Деко. 2012. № 1/2 (52). С. 32-37.

8. Катамашвили В.В. Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» // Культура, наука, образование: влияние на нравственное развитие общества. Сб. докладов Междунар. науч. конф. «XXXVIII Добролюбовские чтения - 2014». Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2014. С. 245-251.

9. Катунова В.В. Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всерос. науч. - практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 85-89.

10. К «Золотому Кольцу России» вскоре прибавится «Серебряное ожерелье». URL: http://rustur. ru/article/k-zolotomu-kolcu-rossii-vskore-pribavitsya-serebryanoe-ozherele (Дата обращения: 15.10.2015).

11. «Мастерская Радуги» - авторский социально-просветительский проект о декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах Нижегородской области / В.В. Катамашвили. URL: http://www.master-raduga.nnov.ru/ (Дата обращения: 15.10.2015).

12. ПанкрухинА.П. Маркетинг территории. М.: Изд-во РАГС, 2002. 328 с.

13. Проект «Нижегородское Золотое Кольцо народных художественных промыслов» / В.В. Ката-машвили. URL: http://www.master-raduga.nnov.ru/NN_zolotoe_koltso_nhp (Дата обращения: 15.10.2015).

14. Проект «Узоры городов России». URL: http://nnwelcome.ru/arts/uzory.php (Дата обращения: 15.10.2015).

15. «Самоцветное кольцо Урала» представили на «Отдыхе». Новости туризма. URL: http://www.tury. ru/digest.php?id=49372_(Дата обращения: 15.10.2015).

16. ШалимоваА.А. Интернет-маркетинг в продвижении бренда Калининградской области // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1. С. 101-108.

17. Шапкина Ю.В. Использование аналитики при создании бренда территории // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 141-145.

18. Anholt S. Competitive identity. The new brand management for nations, cities and regions. Palgrave Macvillian, 2007. URL: http://www.developmenteducationreview.com/issue4-focus1 (Дата обращения: 15.10.2015).

Ekaterina V. Katamashvili1, Victoria V. Katamashvili2,

socio-educational project «Rainbow Workshop» (Nizhny Novgorod, Russia);

1 marketing & development consultant;

2 ASI a member of the Working Group on the elaboration of a road map for development of handicraft in the Russian Federation

«GOLDEN RING OF NATIONAL ARTISTIC TRADES IN NIZHNY NOVGOROD» - A NEW IMAGE OF REGION AND DRIVER OF TOURISM DEVELOPMENT

The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» (naming © V. Katamashvili, 2014) is a socio-cultural project, focused on the forming a holistic picture of national artistic trades and positioning them as tourist business card of Nizhny Novgorod region. The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» represents the national artistic trades of Nizhny Novgorod in new modern cultural context by including them in a living space of modern man, prompting interest in traditional folk culture of Nizhny Novgorod region, the desire to get in touch with it. The creation of common socio-cultural space «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» and its recognition at regional, national and international levels as part of the world's historical and cultural heritage

is main goal of the project. Also the creation of a brand on the base of the traditional crafts of Nizhny Novgorod region is proposed in the project.

National artistic trades of Nizhny Novgorod region are positioned in the space of intangible cultural heritage as an innovative tourism product.

Authors believe that innovative approach in conjunction «culture-tourism-territorial branding», based on national artistic trades of Nizhny Novgorod as the unique competitive advantage will allow achieving breakthrough results. The project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod» initiates a new image of Nizhny Novgorod region. It is a powerful driver of cultural and economic development, tourist and investment attractiveness, recognition and popularity of the region in the country and the world.

Keywords: national artistic trades, Nizhny Novgorod region, brand, tourism product, Golden ring, socio-cultural project.

References:

1. Anholt S. Brending: doroga k mirovomu rynku [Branding: the road to the world market]. Moscow: Kudic-Obraz, 2004. 272 p.

2. Vazhenina I.S., Vazhenin S.G. Imidzh i reputacija kak strategicheskie sostavljajushhie nematerial'nyh aktivov ter-ritorii [The image and reputation as a strategic component of intangible assets territory] // Ekonomika regiona [Economy of the region]. 2010. Iss. 3. P. 95-103.

3. Gorohov A.F. Razrabotka metodiki formirovanija brenda turisticheskoj destinacii [Methods of branding tourism destination]. URL: http://intelmedia-group.ru/press-centr/publikacii/razrabotka-metodiki-formirovaniya-brenda-turisticheskoj-destinacii (Accessed on October 15, 2015).

4. Gromova E. Brending territorij [Branding territories] // Reklamnye idei [Advertising ideas]. 2011. Iss. 6. PP. 110-119.

5. Gurova N. Nacional'nyj brending: diskussii vokrug sushhnosti javlenija [National branding: the discussion around the sense of the phenomenon]. URL: http://www.advertology.ru/article80929.htm (Accessed on October 15, 2015).

6. Dragocennye kol'ca Rossii [The precious Ring of Russia]. URL: http://pitert.ru/news/dragotsennye-koltsa-rossii (Accessed on October 15, 2015).

7. Katamashvili V.V. Biblioteka v 10-ti tomah: narodnye hudozhestvennye promysly Nizhegorodskoj oblasti [The library in 10 volumes: national artistic trades of Nizhny Novgorod region] // Deko. 2012. Iss. 1/2 (52). PP. 32-37.

8. Katamashvili V.V. Proekt «Nizhegorodskoe Zolotoe kol'co narodnyh hudozhestvennyh promyslov» [Project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod»] // Kul>tura, nauka, obrazovanie: vlijanie na nravstven-noe razvitie obshhestva [Culture, science, education: the impact on the moral development of society]. Sb. dokla-dov Mezhdunar. nauch. konf. «XXXVIII Dobroljubovskie chtenija - 2014». Nizhny Novgorod: Gladkova O.V., 2014. PP. 245-251.

9. Katunova V.V. Brending malyh i srednih gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Branding of small and medium cities of Russia: experience, problems and prospects.]. Materialy Vseros. nauch. - prakt. konf. Ekaterinburg: Ural University Press, 2012. PP. 85-89.

10. K «Zolotomu Kol'cu Rossii» vskore pribavitsja «Serebrjanoe ozherel>e» ["Silver Necklace» will join the «Golden Ring of Russia» soon».]. URL: http://rustur.ru/article/k-zolotomu-kolcu-rossii-vskore-pribavitsya-serebryanoe-ozherele (Accessed on October 15, 2015).

11. «Masterskaja Radugi» - avtorskij social>no-prosvetitel>skij proekt o dekorativno-prikladnom iskusstve i narodnyh hudozhestvennyh promyslah Nizhegorodskoj oblasti [«Making the Rainbow» - the author>s socio-educational project of the national artistic trades of Nizhny Novgorod Region] / V.V. Katamashvili. URL: http://www.master-raduga. nnov.ru (Accessed on October 15, 2015).

12. Pankruhin A.P. Marketing territorii [Marketing territory]. Moscow: Publishing House of RAGS, 2002. 328 p.

13. Proekt «Nizhegorodskoe Zolotoe kol'co narodnyh hudozhestvennyh promyslov» [Project «Golden ring of national artistic trades in Nizhny Novgorod»] / V.V. Katamashvili. URL: http://www.master-raduga.nnov.ru/NN_zolotoe_kolt-so_nhp (Accessed on October 15, 2015).

14. Proekt «Uzory gorodov Rossii» [The project "Patterns of Russian cities"]. URL: http://nnwelcome.ru/arts/uzory.php (Accessed on October 15, 2015).

15. «Samocvetnoe kol>co Urala» predstavili na «Otdyhe». Novosti turizma [«Semi-precious ring Urals» presented at the

«Rest». Tourism News]. URL: http://www.tury.ru/digest.php?id=49372_(Accessed on October 15, 2015).

16. Shalimova A.A. Internet-marketing v prodvizhenii brenda Kaliningradskoj oblasti [Internet marketing in brand promotion of the Kaliningrad region] // Kul'turnaja i gumanitarnaja geografija [Cultural and Humanitarian Geography]. 2013. Vol. 2, Iss. 1. PP. 101-108.

17. Shapkina Ju.V. Ispol'zovanie analitiki pri sozdanii brenda territorii [Using analytics to create brand of territory] // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta [Bulletin Tomsk Polytechnic University]. 2012. Vol. 320, Iss. 6. PP. 141-145.

18. Anholt S. Competitive identity. The new brand management for nations, cities and regions. Palgrave Macvillian, 2007. URL: http://www.developmenteducationreview.com/issue4-focus1 (Accessed on October 15, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.