Научная статья на тему 'ДОСТУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДОСТУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный туризм / индустриальная инфраструктура / проект / промышленные музеи / промышленные объекты / волонтерская деятельность / экскурсионная деятельность / научно-практическая деятельность / культура / история / предприятия / industrial tourism / industrial infrastructure / project / industrial museums / industrial facilities / volunteer activities / sightseeing activities / scientific and practical activities / culture / history / enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — E.A. Дубик, Н.В. Усов, А.А. Пронина

Исторические и многознаменательные темпы развития промышленного комплекса Нижегородской области достойны перспективного контекста в туризме. Сфера туристических услуг в промышленности, в научной и практической деятельности является достаточно новой и, соответственно, недостаточно проработана. Целью настоящего исследования являются изучение особенностей организации промышленного туризма и практическое внедрение доступного промтуризма на территории Нижегородской области для массовой аудитории: жителей и гостей. Задачами исследования являлись обобщение накопленного опыта предприятий в сфере организации индустриального туризма; разработатка, внедрение и эффективная реализация на постоянно действующей основе доступного проекта в сфере промышленного туризма в регионе и масштабирование по всей стране; создание команды для эффективного ведения промышленного туризма на территории Нижегородской области. В достижении поставленной цели и задач исследования авторский коллектив разработал проект «Промышленный Нижний», сочетающий в себе традиционные культурные ценности, мощный исторический и современный промышленный потенциал региона и представленный к изучению на доступных и социальных условиях жителям и гостям региона. Четыре года проект реализует студенческо-преподавательский волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева г. Нижнего Новгорода. Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» развивает не только доступный индустриальный туризм в городе и регионе, но и привлекает дополнительный туристический поток, создает бренд территории, популяризирует имидж нижегородских товаров и повышает их конкурентоспособность на рынке страны и мира. Кроме того, проект формирует успешные добровольческие практики, которые впоследствии могут быть тиражированы в другие регионы страны. Проект позволяет позиционировать имидж Нижнего Новгорода как промышленного региона, гордо носящего звание «Города трудовой доблести».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — E.A. Дубик, Н.В. Усов, А.А. Пронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFFORDABLE INDUSTRY IN THE TOURIST SPACE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The historical and significant pace of the Nizhny Novgorod region industrial complex development is worthy of a promising context in tourism. The industrial tourism services sphere in scientific and practical activities is quite new, and, accordingly, insufficiently developed. The purpose of this research is to study the features of the industrial tourism organization and the practical implementation of affordable industrial tourism in the Nizhny Novgorod region for a mass audience: residents and guests. The objectives of the research are to summarize the enterprises accumulated experience in the field of industrial tourism organization; to develop, implement and effectively implement on a permanent basis an affordable project in the field of industrial tourism in the region and scale throughout the country; to create a team for effective management of industrial tourism in the Nizhny Novgorod region. In order to achieve the set the research purpose and objectives the authors’ team has developed the project «The Industrial Nizhny» combining traditional cultural values, powerful historical and modern industrial potential of the region and presenting to the region residents and guests for study on accessible and social condition. The project has been implemented by the students and teachers volunteer team «PromEkskursovod» of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev in Nizhny Novgorod for four years. The project «The Industrial Nizhny Novgorod» of the volunteer team «PromEkskursovod» develops not only affordable industrial tourism in the city and region, but also attracts an additional tourist flow, creates the territory brand, popularizes the Nizhny Novgorod goods image, and increases their competitiveness in the Russian market and all over the world. In addition, the project forms successful volunteer practices, which can later be replicated in other regions of Russia. The project allows positioning the Nizhny Novgorod image as an industrial region and proudly bearing the «The City of Labor Valor» title.

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI

AFFORDABLE INDUSTRY IN THE TOURIST SPACE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

E.A. Dubik1, N.V. Usov2, A.A. Pronina3

1,3Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev, 603950, Nizhny Novgorod, Russia 2Moscow International University, 125040, Moscow, Russia

Abstract: The historical and significant pace of the Nizhny Novgorod region industrial complex development is worthy of a promising context in tourism. The industrial tourism services sphere in scientific and practical activities is quite new, and, accordingly, insufficiently developed. The purpose of this research is to study the features of the industrial tourism organization and the practical implementation of affordable industrial tourism in the Nizhny Novgorod region for a mass audience: residents and guests. The objectives of the research are to summarize the enterprises accumulated experience in the field of industrial tourism organization; to develop, implement and effectively implement on a permanent basis an affordable project in the field of industrial tourism in the region and scale throughout the country; to create a team for effective management of industrial tourism in the Nizhny Novgorod region. In order to achieve the set the research purpose and objectives the authors' team has developed the project «The Industrial Nizhny» combining traditional cultural values, powerful historical and modern industrial potential of the region and presenting to the region residents and guests for study on accessible and social condition. The project has been implemented by the students and teachers volunteer team «PromEkskursovod» of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev in Nizhny Novgorod for four years. The project «The Industrial Nizhny Novgorod» of the volunteer team «PromEkskursovod» develops not only affordable industrial tourism in the city and region, but also attracts an additional tourist flow, creates the territory brand, popularizes the Nizhny Novgorod goods image, and increases their competitiveness in the Russian market and all over the world. In addition, the project forms successful volunteer practices, which can later be replicated in other regions of Russia. The project allows positioning the Nizhny Novgorod image as an industrial region and proudly bearing the «The City of Labor Valor» title.

Keywords: industrial tourism, industrial infrastructure, project, industrial museums, industrial facilities, volunteer activities, sightseeing activities, scientific and practical activities, culture, history, enterprises.

УДК 304.4

ДОСТУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

E.A. Дубик1, Н.В. Усов2, А.А. Пронина1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», 603950, Нижний Новгород, Россия

2Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет», 125040, Москва, Россия

Аннотация: Исторические и многознаменательные темпы развития промышленного комплекса Нижегородской области достойны перспективного контекста в туризме. Сфера туристических услуг в промышленности, в научной и практической деятельности является достаточно новой и, соответственно, недостаточно проработана. Целью настоящего исследования являются изучение особенностей организации промышленного туризма и практическое внедрение доступного промтуризма на территории Нижегородской области для массовой аудитории: жителей и гостей. Задачами исследования являлись обобщение накопленного опыта предприятий в сфере организации индустриального туризма; разработатка, внедрение и эффективная реализация на постоянно действующей основе доступного проекта в сфере промышленного туризма в регионе и масштабирование по всей стране; создание команды для эффективного ведения промышленного туризма на территории Нижегородской области. В достижении поставленной цели и задач исследования авторский коллектив разработал проект «Промышленный Нижний», сочетающий в себе традиционные культурные ценности, мощный исторический и современный промышленный потенциал региона и представленный к изучению на доступных и социальных условиях жителям и гостям региона. Четыре года проект реализует студенческо-преподавательский волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева г. Нижнего Новгорода. Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» развивает не только доступный индустриальный туризм в городе и регионе, но и привлекает дополнительный туристический поток, создает бренд территории, популяризирует имидж нижегородских товаров и повышает их

конкурентоспособность на рынке страны и мира. Кроме того, проект формирует успешные добровольческие практики, которые впоследствии могут быть тиражированы в другие регионы страны. Проект позволяет позиционировать имидж Нижнего Новгорода как промышленного региона, гордо носящего звание «Города трудовой доблести».

Ключевые слова: промышленный туризм, индустриальная инфраструктура, проект, промышленные музеи, промышленные объекты, волонтерская деятельность, экскурсионная деятельность, научно-практическая деятельность, культура, история, предприятия.

Введение

Нижегородская область, один из самых развитых с ХУШ в. и высоко диверсифицированных регионов страны, имеет многоукладную индустриальную инфраструктуру, ориентированную на металлургию, металлообработку, химическую, автомобильную, атомную, текстильную, швейную отрасли, изготовление строительных материалов, электроэнергетику, стеклоделательное производство [13].

Целый ряд нижегородских предприятий находится в списке известных гигантов отечественной индустрии на мировом уровне:

• Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) - производитель легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортёров. В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) изготавливал военные автомобили повышенной проходимости ГАЗ-64, ГАЗ-67, БА-64, танки Т-70 и Т-80, самоходные установки, миномёты, снаряды для ракетной установки «Катюша»;

• авиастроительный завод Сокол - военная и гражданская летательная аппаратура. В годы ВОВ был выпущен каждый третий истребитель. Сегодня специализируется на выпуске истребителей семейства «МиГ»;

• завод Красное Сормово - старейшее и крупнейшее судостроительное предприятие, но за годы работы стал производителем-универсалом. Первые российские достижения связаны с этим заводом: построена мартеновская печь, запущена установка непрерывной разливки стали, разработана подводная лодка «Комсомолец», изготовлены первые суда на подводных крыльях, в годы ВОВ в сжатый срок выпускается легендарный танк Т-34 и др.;

• завод Красный Якорь - якорные цепи для судостроительных, судоремонтных машиностроительных предприятий, горнодобывающей отрасли, рыбодобывающих, лесозаготовительных и сельскохозяйственных компаний. Первое место в стране по производству цепей в дореволюционное время;

• завод имени Г. И. Петровского - единственный отечественный производитель бортовых самописцев;

• Борский стекольный завод - выпускает автомобильные и полированные стёкла;

• Павловский автобусный завод (ПАЗ) - использует на 100 процентов свои проектные мощности по изготовлению автобусов;

• Выксунский металлургический завод (ВМЗ) - старейший центр российской металлургии, производитель трубной продукции и цельнокатаных железнодорожных колес;

• Заволжский моторный завод (ЗМЗ) - выпускает автомобильные бензиновые и дизельные двигатели и др. [13]

Исторические и многознаменательные темпы развития промышленного комплекса области достойны перспективного контекста в туризме. Однако в Нижегородской области и России промышленный туризм не имеет массового распространения среди внутреннего и внешнего туристического потока: на его долю приходится 1% от общего российского рынка туристических услуг.

Сфера туристических услуг в промышленности является достаточно новой и, соответственно, недостаточно проработанной в научно-практической деятельности.

Изучению данного вопроса посвящены научные работы ряда отечественных исследователей, таких как В.В. Боброва, А.П. Гарнов, Ж.А. Ермакова, Е.О. Клейменова, И.Н. Корабейников, А.Г. Манаков, Г.В. Струзберг, Ю.Н. Никулина, А.О. Чулакова, Е.В. Шестакова [3-4, 7, 9-11, 14, 16].

В практической деятельности промтуризм в России зародился ещё в начале 1930-х гг., где разрабатывались маршруты производственных экскурсий по горной, химической, шёлковой, шерстяной, хлопчатобумажной и металлопромышленности, выпускались рекламные листовки для привлечения обмена опытом работников предприятий.

Дальнейшее развитие промышленного туризма было связано с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в 1958 г., где было четко прописано, что «Советская средняя школа призвана готовить ... людей, способных к систематическому физическому труду, ... быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества» [8], что способствовало уделению большого внимания трудовому воспитанию и знакомило обучающихся с основными производствами через экскурсии на

фабрики/заводы/промышленные предприятия, железные дороги и предприятия народно-художественных промыслов.

С 90-х гг. в соответствии с нормативно правовыми актами образовательных учреждений было прекращено финансирование профориентации обучающихся.

В советское время были только доступны экскурсии на кондитерские фабрики. В конце XX в. в российской промышленности была глубокая неопределенность, где интерес не только к промтуризму, но и в целом к производству на всех уровнях оказался близким к нулю.

Сегодня, согласно «Стратегии развития туризма в России до 2035 г.», развитие промышленного туризма входит в федеральную повестку как часть общей задачи развития туриндустрии и инвестиционной привлекательности страны. В 2016 г. введен национальный стандарт Российской Федерации «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг». В 2017 г. был учреждён Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации, задачами которого является объединение турбизнеса, промышленных предприятий и власти для стимулирования развития межрегиональных маршрутов промышленного туризма, формирование единой карты промышленного туризма в России. [14]

Нижегородская область не перешла в активную фазу по развитию промышленного туризма. Сегодня только несколько предприятий открывают свои двери на коммерческой основе для туриста: Сормовская кондитерская фабрика, Выксунский металлургический завод, фабрика мороженого «Колибри», фабрика «Хохломская роспись», фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель».

Целью настоящего исследования является изучение особенностей организации промышленного туризма и практического внедрения доступного промтуризма на территории Нижегородской области для массовой аудитории: жителей и гостей.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обобщить накопленный опыт предприятий в сфере организации индустриального туризма.

2. Разработать, внедрить и эффективно реализовывать на постоянно действующей основе доступный проект в сфере промышленного туризма в регионе и масштабировать его по всей стране.

3. Создать команду для эффективного ведения промтуризма на территории Нижегородской области.

Методы и материалы

В достижении поставленной цели и задач исследования авторский коллектив разработал проект «Промышленный Нижний», сочетающий в себе традиционные культурные ценности, мощный исторический и современный промышленный потенциал региона, представленный к изучению на доступных и социальных условиях жителям и гостям региона. Четыре года реализует проект студенческо-преподавательский волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) г. Нижнего Новгорода.

В рамках проекта с помощью smart-волонтеров отряда «ПромЭкскурсовод» любой турист Нижегородской области может посетить серию уникальных, бесплатных и безопасных экскурсий по системе «без турникетов» на инженерно-промышленные и культурно-исторические объекты (цеха, учебные и научные центры, музеи крупнейших предприятий региона), зачастую закрытые в обычное время для посторонних глаз.

Для реализации проекта волонтеры отряда подготавливают уникальные экскурсионные программы/маршруты на промышленные объекты города и региона, апробируют и проводят экскурсии на постоянно действующей основе, повышают интерес широкой аудитории к проекту: привлекают внешних туристов в город и активизируют туризм среди жителей города и региона.

Добровольная команда - волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» - в рамках реализации проекта предлагает расширенное количество туристических объектов для познания в области промышленности:

• музеи промышленных предприятий и/или производства г. Нижнего Новгорода: Горьковский автобусный завод, авиастроительный завод «Сокол», судостроительный завод, телевизионный-РЛС завод NITEL, Нижегородский химико-фармацевтический завод и др.;

• технические учебные центры города (музеи и/или учебные лаборатории): Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Центр опережающей профессиональной подготовки Нижегородской области, Волжский государственный университет водного транспорта, Нижегородский губернский колледж и др.;

• инженерная инфраструктура города: Нижегородский водоканал, музей связи, музей аэропорта, музей трамваев, музей истории развития железной дороги, музей метрополитена, кол-центр компании МТС, канатная дорога, инженерное закулисье театров города и др.;

• пешеходные авторские экскурсионные программы от волонтеров-преподавателей и волонтеров-студентов НГТУ по

- Нижегородскому Кремлю - «Нижегородский Кремль как кольцо обороны города. Военная техника Нижегородского Кремля»;

- улице Верхне-Волжская набережная - «Военные тайны: от «мертвой петли» до бункера Сталина;

- улице Рождественская - «Рождественская - музей под открытым небом»;

- улице Большая Покровская - «Инженерно-архитектурное пространство театров»;

- улице Стрелка - «Нижегородская Стрелка: путь от всемирно известной Ярмарки к главному грузовому порту СССР на Волге»;

• промышленные автобусные экскурсии по городам и поселкам Нижегородской области с гид-сопровождением во время движения по маршруту.

Сегодня в базе проекта «Промышленный Нижний» имеется 16 разнообразных маршрутов и охвачены следующие территории региона:

- Балахнинский район (объекты - Бумажный комбинат «Волга», предприятие «Балахнинское стекло» и «Полимертех»);

- Борский район («Борский трубный завод», предприятие «Автостекло» и «Посуда»);

- город Городец («Фабрика городецкой росписи», «Городецкий судоремонтный завод», «Пряничная Артель Суворовых»);

- Кстовский район (предприятие «Сибурнефтехим» и «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»);

- город Кулебаки (Кулебакский металлургический завод «Русполимет»);

- город Навашино (предприятие «Окская судоверфь»);

- город Арзамас («Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», «Арзамасский машиностроительный завод», предприятие «Рикор Электроникс» и Арзамасский хлеб);

- город Семенов (фабрика «Хохломская роспись»);

- Вачский район (предприятие «Слесарно-монтажный инструмент», «Торговый Дом им. Кондратова» и «Казаковская филигрань»);

- Чкаловский район (предприятие «Чкаловская судоверфь», «Гипюр» и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева;

- Павловский район («Павловский автомобильный завод», «Медполимер ЛТД» (производство шприцев и игл однократного применения), ножевая студия Ворсменского мастера);

- город Богородск («Богородская обувная фабрика» и кожевенное предприятие «Караван-СК»);

• комплексные интерактивные мероприятия (в помещении): лекция по теме «Военная техника Нижнего», виртуальная экскурсия «Военная техника Нижегородского Кремля» и игры на знание промышленно-исторических фактов Нижнего, детский творческий конкурс рисунка на понравившуюся военную технику.

Туристические экскурсионные программы проекта реализуются по разным трекам:

• по направлениям: промышленно-историческое - посещение заводских музеев - и промышленное - экскурсии на действующие предприятия - могут быть интегрированы друг с другом;

• на разные географически территориальные площадки: г. Н.Новгород или города/районные центры/села области;

• по нескольким видам туризма одновременно, в зависимости от особенностей туристов: познавательный (экскурсионный), деловой, экологический (например, посещение мусорсортировочного завода «МАГ Групп»), ностальгический (посещение прошлых мест работы), научный и образовательный (получение практических и учебных знаний), шопинг (покупка изделий народных промыслов: семеновская и городецкая роспись, городецкий пряник, ножи и топоры Ворсменских мастеров);

• по возрастным, языковым особенностям туристических групп. Целевая аудитория проекта расширенная. Для иностранцев экскурсии проходят на международном языке общения - английском;

• по укомплектованным группам с разным возрастом, уровнем образования, общественным положением, но на основе изучения социально-психологических особенностей каждого туриста;

• по денежным, автотранспортным возможностям туристов. Туристическое обслуживание автомобильных перевозок осуществляется по направлениям:

- регулярные пассажирские перевозки - рейсовые автобусы по городу и области;

- на личном автотранспорте туристов;

- нерегулярные пассажирские перевозки - транспорт стейкхолдеров проекта.

Коллаборация разных стейкхолдеров в проекте очень развита, и это широкий круг лиц участников:

• команда проекта - добровольные студенты и преподаватели НГТУ - волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод». В Российской Федерации поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (ст. 39 Конституции РФ). Согласно федеральному закону от 24.11.96 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», социальный туризм провозглашается приоритетным направлением в туристской деятельности [1].

Все волонтеры отряда проходят обучение на базе НГТУ - краткосрочные курсы повышения квалификации по образовательной программе «Основы добровольческой деятельности и промышленного

18

туризма» в объеме 72 ч. и онлайн - в Университете социальных наук «Университет.добро.рф» по программе «Волонтерство в сфере культуры».

Волонтеры сами определяют свою роль по интересам в деятельности проекта, а именно:

- проектировщик (разработчик экскурсионных маршрутов);

- ассистент (помощник на экскурсионных маршрутах);

- экскурсовод/гид на туристических маршрутах;

- организатор экскурсионных программ и маршрутов (работа с партнерами: заказчиками услуг, промышленными, административными, учебными, культурными предприятиями);

- медиаволонтер (освещение мероприятий в СМИ и социальных сетях, журналисты, фотографы, видеомейкеры);

- рекламный разработчик (разработка афиш, буклетов и прочих информационных и рекламных материалов);

- гид-переводчик (проведение экскурсии на иностранном языке для гостей региона);

- специалист с работами biq data (работа с большим массивом данных о туристах и партнерах);

- научный исследователь (ведение научно-практических работ в сфере истории, культуры и промышленности региона и страны);

- посол (презентация проекта (добрых дел) на разных площадках (конкурс, форум, конференция, семинар), на разных территориях страны и мира, на разных уровнях управления (муниципальный, городской, региональный, российский, международный).

Волонтеры отряда интегрируют разные добровольческие роли в настоящей практике проекта, что способствует развитию их гибких навыков - softskills: культурной коммуникации, самоорганизации и саморазвития, умению оперативно и системно решать проблемы, дружно работать в единой команде, навыки критического мышление и др.;

• потребители экскурсионных программ - это туристы: жители и гости региона без возрастных и расовых ограничений. В целях изучения потребительской удовлетворенности от туристическо-экскурсионной услуги волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» было проведено анкетирование, количество опрошенных составило 3467 чел. Результаты анкетирования респондентов по некоторым вопросам представлены в табл.

• заказчики - это образовательные учреждения, общественные организации и движения, объединения людей-инвалидов, физические лица и др. Информация по теме/содержанию экскурсии поступает от заказчика, что является основой выбора объекта показа и рассказа;

• подрядчики - руководители, специалисты и экскурсоводы предприятий/организаций и музеев/театров. Вместе со специалистами/экскурсоводами предприятий туристы узнают, например, как выпускаются автомобили на легендарном автомобильном заводе России - ГАЗ; как мечта о свободных полетах под стальными крыльями становится реальностью на заводе «Сокол»; как рождаются корабли, бороздящие просторы рек и морей нашей огромной страны на заводе «Красное Сормово»; как обеспечиваются все нижегородские дома чистой водой на предприятии «Водоканал»; как черное золото становится пригодным к использованию в обычном автомобиле на предприятии «Сибур» и многое-многое другое.

Таблица 1- Анкетные данные потребителей туристических услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос Показатели ответов (в % от всех респондентов)

Оцените, пожалуйста, экскурсию, в которой Вы участвовали, по шестибалльной шкале, где 6 - очень интересно, 1 - неинтересно 2753 чел. (79,4%) -6 баллов 707 чел. (20,4%) - 5 баллов 6 чел. (0,2%) -4 балла 1 чел. (0,03%) -3 балла

Сегодня Вы узнали что-то новое для себя? ДА - НЕТ (обведите нужное) 3463 чел. (99,9%) -ДА 3 чел. (0,09%) - НЕТ 1 чел. (0,03%) -воздержались (не обвели)

Согласились бы Вы принять участие в аналогичных экскурсиях на промышленные предприятия, организованные отрядом? ДА - НЕТ (обведите нужное) 3466 чел. (99,9%) -ДА - 1 чел. (0,03%) -воздержались (не обвели)

• партнеры маркетинга. Для успешного функционирования туристического проекта в регионе и стране является важным выстраивание системы интегрированных маркетинговых коммуникаций, представляющих собой процесс взаимодействия проекта с разными субъектами отношений посредством различных каналов связи:

- ведение собственных социальных сетей проекта в Instagram и Ук. Результаты активности подписчиков в соцсетях проекта представлены на рис. 1-2;

- взаимодействие и публикации на интернет-площадках, в социальных сетях профильных порталов города (культура, общественность, образование, патриотизм, туризм);

- презентация успешного проекта на тематических форумах/конференциях/конкурсах/фестивалях и ярмарках/выставках на городских/областных/региональных/российских/международных.

Обсуждение

Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» находится на стадии роста жизненного цикла туристического продукта [12] и имеет конкурентные преимущества перед туристическими компаниями региона, предоставляя туристам экскурсионные услуги:

• доступно. Экскурсии на промышленные предприятия и музеи в формате «без турникетов» как оффлайн, так онлайн (в неблагополучной эпидемиологической обстановке);

• бесплатно. Проведение экскурсий на безвозмездной основе волонтерами отряда и приглашенными специалистами предприятий и музеев;

• безопасно. Использование необходимых средств индивидуальной защиты согласно технике безопасности жизнедеятельности производственного предприятия. При ухудшении эпидемиологической обстановки во время экскурсий обязательно ношение медицинских масок, перчаток, обработка рук и поверхностей антисептиками, соблюдение дистанции и этики;

• экологично. Популяризация экологической жизни в регионе: демонстрация способов экологической заботы о природе на экскурсиях на специализированные промышленные предприятия (мусоросортировочный завод МАГ Групп, Нижегородский водоканал), сбор отходов у туристов во время экскурсий волонтерами для последующей сортировки мусора и сдачи в экопункты;

• инклюзивно. Для всех категорий туристов, без ограничений, на равных условиях, согласно созданной доступной среде партнеров.

Рис. 1. Динамика количества (чел.) подписчиков страницы проекта в Ук и соотношение (%) переходов на страницу ресурсов из различных источников за последние полгода

Рис. 2. Обзор статистики аккаунта проекта в Instagram, охват контента за последний квартал (чел.)

Заключение

В Нижегородской области Приволжского федерального округа на базе НГТУ студенческо-преподавательским волонтерским отрядом «ПромЭкскурсовод» эффективно реализуется проект «Промышленный Нижний» в области промышленного туризма. Деятельность отряда направлена на разработку и реализацию для широкой аудитории (дошкольников, школьников, студентов, жителей и гостей города) туристическо-экскурсионных программ, освещающих историю и современные тенденции развития промышленных предприятий и районов Нижнего Новгорода и области.

Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» развивает не только доступный индустриальный туризм в городе и регионе, но и привлекает дополнительный туристический поток, создает бренд территории, популяризирует имидж нижегородских товаров и повышает их конкурентоспособность на рынке страны и мира. Кроме того, проект формирует успешные добровольческие практики, которые впоследствии могут быть тиражированы в других регионах страны.

Проект позволяет позиционировать имидж Нижнего Новгорода как промышленного региона и гордо носящего звание «Города трудовой доблести».

Благодарности

Авторы статьи благодарят за поддержку развития проекта «Промышленный Нижний» волонтерского отряда ПромЭкскурсовод НГТУ им. Р.Е. Алексеева и укрепление партнерских связей Нижегородскую Службу Добровольцев, Региональное сообщество общественного движения «Волонтеры культуры» АВЦ в Нижегородской области, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области», Общероссийскую общественную организацию «Всероссийское общество инвалидов», Нижегородский центр развития туризма, МАУ «Управление по туризму города Нижний Новгород», Нижегородскую областную организацию имени Александра Невского, Нижегородскую региональную благотворительную общественную организацию «Забота», Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей, Департамент по социальной политике администрации г. Н.Новгорода, а также персонально С.М. Дмитриева, Л.Н. Басову, Т.Ю. Полянскую, А.М. Анущенко, Д.Д. Шаманина, С.Д. Художину, С.А. Дубик, С.М. Дмитриева, А.И. Зуева, О.В. Дектереву.

Список литературы

1. Белановский, Ю.М. Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов - М.: Омега-Л, 2017. - 320 с. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/918/918603b733eca6b1f804827668df0051.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 8-е, переработанное и дополненное. -СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. - 512 с.

3. Боброва, В.В. Евразийская интеграция снизу: торговля и инвестиции / В.В. Боброва // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2 (61-2). - С. 494-496.

4. Гарнов, А.П. Актуальность системного формирования промышленного туризма / А.П. Гарнов // Вестник РЭУ. - 2012. - № 2. - С. 60-63.

5. Докашенко, Л. В. Полянина С. С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона: Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14 - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 222 с.

6. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

7. Ермакова, Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона / Ж.А. Ермакова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - С. 167-173.

8. Закон от 24.12.1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5337.htm (дата обращения: 13.01.2022).

9. Клейменова, Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма / Е.О. Клейменова, А.О. Чулакова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 256-259.

10. Корабейников, И.Н. Некоторые особенности формирования туристско-рекреационного кластера на региональном уровне / И.Н. Корабейников, М.Б. Джумагазина // Казанская наука. - 2014. -№ 2. - С. 71-73.

11. Манаков, А.Г. Туристские регионы мира. География культурного наследия: монография / А.Г. Манаков. - Псков: ПГПУ, 2011. - 320 с.

12. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. - М. Финансы и статистика, 2003. -

352 с.

13. Нижегородская книга рекордов и достижений / Авт.-сост. О.И. Наумова, Т.В. Кучерова; Науч. ред. Т.П. Виноградова. - 2-е изд., испр. И доп. - Н.Новгород: Кварц, 2010. - 208 c.

14. Никулина, Ю.Н. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития: монография / Ю.Н. Никулина, Г.В. Струзберг. - Москва: Издательство «Перо», 2015. - 188 с.

15. Чумаков, В. Сборочный цех впечатлений // Вокруг света. Ноябрь, 2007. - №11 (2806). [Вокруг света]. [Электронный ресурс] URL: http://www.vok rugsveta.ru/vs/article/6115/ (дата обращения: 15.01.2022).

16. Шестакова, Е.В. Обоснование эталонной системы показателей оценки развития промышленных предприятий / Е.В. Шестакова // Научное обозрение: теория и практика. - 2015. - № 3. -С. 15-26.

References

1. Belanovsky, YuM. Corporate and social volunteering. The experience of brands and expert opinions -Moscow: Omega-L, 2017. - 320 p. [Electronic resource]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/918/918603b733eca6b1f804827668df0051.pdf (date of reference: 14.01.2022).

2. Birzhakov, M. B. Introduction to tourism: Textbook. - 8th edition, revised and expanded. - St. Petersburg: «Gerda Publishing House», 2006. - 512 p.

3. Bobrova, V.V. Eurasian integration from below: trade and investment / V.V. Bobrova // Economics and entrepreneurship. - 2015. - № 8-2 (61-2). - Pp. 494-496.

4. Garnov, A. P. the Relevance of the system of formation of industrial tourism / AP Garnov // Bulletin of REU. - 2012. - No. 2. - P. 60-63.

5. Dokashenko, L. V. Polyanina S. S. Industrial tourism as an effective tool of regional economic development: the Formation of a market economy: theory and practice: collection of scientific articles, issue 14 -Orenburg: OOO IPK «University», 2013. - 222 с.

6. Yemelyanov, B. V. Guided tour: Textbook. - 5th ed. - Moscow: Soviet Sport, 2004. - 216 p.

7. Ermakova, Zh.A. Innovative clusters as a priority of the industrial policy of the region / Zh.A. Ermakova // Russian entrepreneurship. - 2012. - № 22 (220). - Pp. 167-173.

8. The Law of 12.24.1958 «On strengthening the connection of schools with life and on the further development of the public education system in the USSR» [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (accessed: 01.13.2022).

9. Kleymenova, E. O. diversification of the economy of single-industry towns due to the development of industrial tourism / E. O. kleimenova, A. O. Culakova // Problems and prospects of Economics and management: materials of the III international. nauch. Conf. - Saint Petersburg: Zanevsky square, 2014. - P. 256-259.

10. Korabeynikov, I. N. Some features of the formation of tourist and recreation cluster at the regional level / I. N. Korabeynikov, M. B. Gmagazine // Kazanskaya Nauka. - 2014. - No. 2. - pp. 71-73.

11. Manakov, A.G. Tourist regions of the world. Geography of cultural heritage: monograph / A.G. Manakov. - Pskov: PGPU, 2011. - 320 p.

12. Tourism management: Fundamentals of management: Textbook. - M. Finance and Statistics, 2003. -

352 p.

13. Nizhny Novgorod Book of Records and achievements / Author-comp. O.I. Naumova, T.V. Kucherova; Scientific ed. T.P. Vinogradov - 2nd ed., ispr. And additional - N.Novgorod: Quartz, 2010. - 208 p.

14. Nikulina, Yu.N. Industrial tourism in the system of interaction between universities and enterprises: content and prospects of development: monograph / Yu.N. Nikulina, G.V. Struzberg. - Moscow: Publishing House «Pero», 2015. - 188 p.

15. Chumakov, V. Assembly shop of impressions // Around the world. November, 2007. - №11 (2806). [Around the World]. [Electronic resource] URL: http://www.vok rugsveta.ru/vs/article/6115 / (accessed: 15.01.2022).

16. Shestakova, E.V. Substantiation of the reference system of indicators for assessing the development of industrial enterprises / E.V. Shestakova // Scientific review: theory and practice. - 2015. - No. 3. - pp. 15-26.

DOI

NATIONAL NATURAL AND INTANGIBLE HERITAGE IN FASHION.

CASE OF EMILIO PUCCI'S PRINTS

S. V. Zatyupa

Artcentre.Moscow, 119019, Russia, Moscow

Italian fashion designer Emilio Pucci was famous as a "prince ofprints". The systematic analysis of his sources of inspiration for his 1950s prints has never been realized in the scientific research. This article presents the results of studying of Pucci's prints of the 1950s that was carried out by studying of the photographies of the 1950s. The article is dedicated to analysis of the case of Emilio Pucci's' prints of the 1950s as an example of using the national natural and intangible heritage in fashion and brand's promotion. It analyzes in detail the sources of inspiration for Emilio Pucci's prints of the 1950s when the main sources of inspiration for the brand's prints were the popular bohemian winter and summer destinations printed on clothing and, above all, scarves (for example, the island of Capri, the resorts of the Tyrrhenian Sea and the ski resorts of Corviglia, Cervinia, Abetone, Sestiere, Cortina). Early in designer's career, scarves and prints inspired by the natural and cultural motifs of popular tourist destinations and Italy's natural and intangible heritage contributed to Pucci's popularity.

During the 1950s, the recognition of this brand was formed by ready-to-wear and Pucci's characteristic color schemes. He used an analogous and complementary combination of colors, less often Pucci used monochrome colors in his fashion. The genesis of typical Pucci color schemes is also discussed in the present article.

The article proposes to use the natural and intangible heritage of Russia to promote Russian brands and Russia's attractiveness as a tourist destination.

Keywords: Emilio Pucci, print, intangible heritage, artistic heritage, fashion history, Italian fashion, print carre, Emilio di Capri, fashion brand, Renaissance art, prince of prints.

УДК 7.05

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В МОДЕ.

КЕЙС ПРИНТОВ ЭМИЛИО ПУЧЧИ

С. В. Затюпа

«Центр Искусств. Москва», 119019, Россия, Москва

Известный итальянский дизайнер и основатель одноименного дома моды Эмилио Пуччи вошел в историю моды как «принц принтов». Систематический анализ источников вдохновения для его принтов 1950-х годов никогда не был осуществлен в научных исследованиях. Настоящая статья публикует результаты исследований фотографий 1950-х годов, содержащих изображения изделий Эмилио Пуччи. Результаты исследований проливают свет на источники вдохновения для принтов Эмилио Пуччи 1950-х годов.

В этот период основными источниками вдохновения для принтов бренда были отпечатанные на одежде и прежде всего платках популярные богемные направления зимнего и летнего отдыха (например, остров Капри, курорты Тирренского моря и горнолыжные курорты Корвилья, Червиния, Абетоне, Сестьере, Кортина), относящиеся к природному и нематериальному наследию. Среди других, менее значимых, но уже материальных источников вдохновения Пуччи этого периода - искусство Ренессанса и памятники Флоренции, Палио в Сиене, исторические традиционные сицилийские мотивы. На начальном этапе карьеры платки и принты с воспроизведением природных и культурных мотивов модных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.