Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2283
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКСКУРСИЯ / TOURISM / INDUSTRIAL TOURISM / EXCURSION / INDUSTRIAL EXCURSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гененко О. Н., Посохова Н. В., Бовкунова Ю. В., Кущенко Е. С.

Одним из направлений сферы туризма является «промышленный туризм» - организованные туры на действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия, включающие ознакомление с процессом производства. В свою очередь данное направление туризма является внесезонным продуктом и помогает решать широкий круг социально-экономических задач, а также имеет большое значение для субъектов Российской Федерации с развитым промышленным сектором. За последние несколько лет во многих регионах страны предприятия различных сфер экономики открыли уже свои двери для посещений организованными группами. Развитие промышленного туризма способствует повышению уровня престижа и конкурентоспособности российской промышленности внутри страны и за рубежом через разработку уникальных туристических продуктов и увеличению экспорта туризма, привлечению детей и молодежи, сохранению рабочих мест и повышению престижа рабочих профессий, развитию территории и созданию комфортной среды для туристов и жителей городов. В статье рассматривается развитие промышленного туризма в России и Белгородском регионе в частности. Определены основные критерии промышленного туризма, факторы, специфика его организации. Следствием выявленных особенностей промышленного туризма определены факторы, препятствующие развитию промышленного туризма. В качестве решения некоторых проблем развития промышленного туризма предложен алгоритм разработки и проведения производственной экскурсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гененко О. Н., Посохова Н. В., Бовкунова Ю. В., Кущенко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION

One of the areas of tourism is "industrial tourism" - organized tours to existing or former industrial enterprises, including acquaintance with the production process. In turn, this area of tourism is an off-season product and helps to solve a wide range of socio-economic problems, and is also of great importance for the constituent entities of the Russian Federation with a developed industrial sector. In the last few years, enterprises in various sectors of the economy have opened their doors to organized groups in many regions of the country. The development of industrial tourism contributes to increasing the prestige and competitiveness of Russian industry at home and abroad through the development of unique tourism products and increasing tourism exports, attracting children and youth, preserving jobs and increasing the prestige of working professions, developing the territory and creating a comfortable environment for tourists and residents. cities. The article considers the development of industrial tourism in Russia and the Belgorod region in particular. The main criteria of industrial tourism, factors, specifics of its organization are determined. As a consequence of the identified features of industrial tourism, the factors hindering the development of industrial tourism have been identified. As a solution to some problems of industrial tourism development, an algorithm for developing and conducting a production tour is proposed

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

Промышленный туризм как фактор повышения туристской привлекательности региона

Гененко Оксана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», [email protected]

Посохова Наталья Викторовна

кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», [email protected]

Бовкунова Юлия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», [email protected]

Кущенко Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», [email protected]

Одним из направлений сферы туризма является «промышленный туризм» - организованные туры на действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия, включающие ознакомление с процессом производства. В свою очередь данное направление туризма является внесезонным продуктом и помогает решать широкий круг социально-экономических задач, а также имеет большое значение для субъектов Российской Федерации с развитым промышленным сектором. За последние несколько лет во многих регионах страны предприятия различных сфер экономики открыли уже свои двери для посещений организованными группами. Развитие промышленного туризма способствует повышению уровня престижа и конкурентоспособности российской промышленности внутри страны и за рубежом через разработку уникальных туристических продуктов и увеличению экспорта туризма, привлечению детей и молодежи, сохранению рабочих мест и повышению престижа рабочих профессий, развитию территории и созданию комфортной среды для туристов и жителей городов. В статье рассматривается развитие промышленного туризма в России и Белгородском регионе в частности. Определены основные критерии промышленного туризма, факторы, специфика его организации. Следствием выявленных особенностей промышленного туризма определены факторы, препятствующие развитию промышленного туризма. В качестве решения некоторых проблем развития промышленного туризма предложен алгоритм разработки и проведения производственной экскурсии.

Ключевые слова: туризм, промышленный туризм, экскурсия, производственная экскурсия.

Исследования выполнены за счет средств Посольства Германии в России в рамках внешнего гранта "Дни Германии в российских регионах "Германия и Россия" IV кросс-культурный форум фестиваль в г. Белгород"

Введение. Развитие внутреннего туризма - один из основных вопросов в региональной экономике. Туризм является одной из доходных отраслей экономики в регионе и оказывает огромное влияние на его экономическое развитие: на окружающую инфраструктуру, на рынок потребителей и другие сферы предпринимательской деятельности. Белгородская область здесь не исключение. Удачное сочетание природно-климатических условий, наличие объектов культурно-исторического наследия, промышленных предприятий, экологических зон в регионе способствуют развитию въездного и внутреннего туризма. Туризм, в свою очередь, способствует эффективному использованию имеющихся рекреационных ресурсов, активизируя при этом не только экономическое развитие региона, но и несет социально-культурную функцию - способствует возрождению народных промыслов и ремесел, патриотическому воспитанию, творческому развитию подрастающего поколения, повышает уровень культурного развития.

Деление туристских путешествий на виды определяется целью путешествия. Такие факторы как: пол, возраст, наличие свободного времени, социальный статус, уровень духовного развития, интересы, индивидуально-психологические качества личности, материальное благосостояние туриста и др. и определяют вид туризма.

В настоящее время достаточно новым направлением в туризме является промышленный туризм, который стремительно развивается. Появление таких маршрутов в Белгородской области говорит, прежде всего о том, что регион располагает всеми необходимыми ресурсами для развития промышленного туризма.

Целью исследования выступает анализ проблем и перспектив развития промышленного туризма в Белгородской области, выявление специфики организации промышленного туризма, факторов, препятствующих развитию промышленного туризма, разработка алгоритма подготовки и проведения производственных экскурсий с учетом специфики исследуемого вида туризма.

Методы исследования. Исследовательским инструментарием выступают методы контент-анализа, логических умозаключений, статистических данных, методов индукции и аналогии. Основой аналитической работы послужили публикации, наблюдения и выводы авторов, полученные в ходе исследования.

Исследований понятийного аппарата данного вида сегмента туристической отрасли у отечественных ученых мы практически не встречаем. В стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. промышленный туризм определяется как посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг»). Целью промышленного туризма является совмещение познавания процессов производства с отдыхом.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Основными критериями, свойственными промышленному туризму, мы считаем: знакомство с производственным процессом, регулярность, интерактивность.

Объектами промышленного туризма могут быть промышленные предприятия различной направленности как действующие ранее, так и успешно развивающиеся. Промышленный туризм позволяет удовлетворить потребность туриста в посещении и изучении предприятия. Особенностью экскурсии является то, что турист в этом процессе не только зритель, но и в определенной мере участник производственного процесса. Однако для определения дальнейшего развития вектора промышленного туризма стоит четко понимать сущность данного вида туризма, его место в развитии экономики региона и заинтересованность сторон в нем.

Исходя из данных нашего исследования, мы выделяем следующие категории туристов промышленного направления в зависимости от целей и потребностей путешественников (Рис. 1).

рамика, Белгородский молочный комбинат (БМК), Белгородский хладокомбинат и др. В исследовании мы проанализировали уже существующие экскурсии на предприятия с точки зрения инфраструктуры, условий посещения, возможностей интерактива (см.табл.1).

Таблица 1

Рис. 1. Категории путешественников промышленного туризма

Промышленный туризм может стать базовой платформой для партнерства власти региона и бизнеса, для привлечения инвесторов и туристов, для поддержания интереса к территории, формирования положительного имиджа, продвижения бренда города (региона), развития территориальной инфраструктуры.

Привлекательность региона для промышленного туризма определяется, прежде всего, наличием туристских ресурсов, объектов туристского показа. В связи с этим, хочется подчеркнуть, что Белгородская область имеет значительный потенциал для развития промышленного туризма. Область по праву считается горнодобывающим регионом с развитой отраслью металлообработки. Здесь находится крупнейшее в России предприятие по производству и обогащению железорудного сырья АО «Лебединский ГОК». Другими направления развития региона являются пищевая промышленность, а также производство стройматериалов - в Белгороде расположено одно из лучших предприятий цементной отрасли Холдинг «Евроцемент групп». Такие крупные и известные промышленные предприятия как Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М. Мамонова (СОАТЭ), Шебекинский меловой завод, Завод «Краски КВИЛ», Валуйский ликеро-водочный завод, Кондитерское объединение Славянка, Борисовская ке-

Название объекта Наличие необходимых элементов инфраструктуры Условия посещения Возможность интерактива

Карьер Лебединского горнообогатительного комбината (Губкинский район, г. Губкин) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта; отсутствуют указатели и туристская навигация Доступ на объект ограничен и возможен только в составе туристских групп; Нет возможности выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира

ЗАО «Корочан-ский плодопитомник», (Коро-чанский район, с. Поповка) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта; отсутствуют указатели и туристская навигация Доступ для туристов и экскурсантов ограничен и возможен только в составе туристских групп; Нет возможности выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира;

Цех по производству напитков (Корочан-ский район, г. Короча) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта отсутствуют указатели и туристская навигация; Доступ для туристов ограничен и возможен только в составе туристских групп Есть возможность выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира;

ОАО «Белгородский Хладокомбинат» (г. Белгород) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта отсутствуют указатели и туристская навигация Доступ на объект ограничен и возможен только в составе туристских групп Нет возможности выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира;

ООО «Славянка-торг» (Старооскольский городской округ, г. Старый Оскол) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта; отсутствуют указатели и туристская навигация Доступ на объект ограничен и возможен только в составе туристских групп; Есть возможность выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира;

Фабрика Борисовской керамики, (Борисовский район, пгт. Борисовка) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта; отсутствуют указатели и туристская навигация; Возможен доступ на объект туристов и экскурсантов Есть возможность выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира

Типография «Константа», (г. Белгород) Есть возможность парковки личного и экскурсионного транспорта; отсутствуют указатели и туристская навигация; Доступ на объект ограничен и возможен только в составе туристических групп; Есть возможность выполнения продукцией предприятия роли традиционного сувенира.

Как видим, у всех рассмотренных предприятий отсутствуют указатели и туристская навигация, доступ на объект ограничен, отсутствуют компетентные экскурсоводы, способные интересно и доступно изложить экскурсионный материал. Так как промышленный туризм находится только в начале своего развития, организационно-экономические проблемы являются крайне актуальными. Среди основных в нашем исследовании мы выделили следующие (Рис.2).

Проблемы развития промышленного туризма

О

Отсутствие Регламента вз а ттмсдсйот вия органов I 'осударствсш ой власти с предприятиями ti организациями, заинтересованы ми в развитии промышленного туризма

Отсутствие Органа истоятгительЕюй вгасти ответственного чн р:! ibhi не промышленного туризма R регионе

Отсутствие ком i ютентных сиенннл истов ■ области обстукивания туристов на производстве

Недостаточно сформированная туристская инфраструктура

I ^достаточная маркетинговая активность туроператоров в продвижении промышленных туров

СЬраниченный допуск на территорию предприятий и принявшие туристов

Одноразово сть турпроаукта

Рис. 2. Организационно-экономические проблемы развития промышленного туризма

Однако, преимуществом развития промышленного туризма перед другими видами является то, что объектами посещения становятся уже существующие предприятия, а значит, не требуется создание дополнительной инфраструктуры, так же продвижение объектов промышленного туризма становится частью продвижения региональных ресурсов, и легко вписывается в любые промоактивности региона, и, наконец, процесс создания турпродукта и экскурсии унифицирован благодаря методике создания промышленных экскурсий и доступен сотрудникам предприятия. Таким образом, развитие промышленного туризма не требует больших бюджетных вложений, но при этом выступает катализатором создания новых рабочих мест, формирования валового внутреннего продукта, оказывает огромное влияние на возрождение и сохранение народной художественной культуры. Промышленные экскурсии помогают по-новому позиционировать предприятие, и, формируя имидж открытой компании, выходить на новые рынки через экскурсии для профессиональных покупателей. Все это способствует тому, что такие предприятия становятся флагманами в своей отрасли. На производственные экскурсии с удовольствием отправляются дети и взрослые, причем как местные, так и туристические группы - российские и зарубежные. Студенты, как правило, посещают предприятия, чтобы «примериться» к профессии, бизнес-группы - для обмена опытом, журналисты и бло-геры - чтобы поделиться впечатлением. Наконец, профессиональные покупатели и потенциальные инвесторы - для установления партнерских связей и развития своего бизнеса.

Однако, несмотря на множество препятствующих факторов, развитие промышленного туризма дает сопутствующие возможности и ряд выгодных позиций перед другими видами туризма.

1. Профориентация (создание цикла экскурсий о предприятиях региона, знакомство с профессиями и отраслями региона, презентация о будущем отрасли или профессии).

2. Удержание и привлечение населения (донесение информации о современном предприятии, организация мастер классов от СУЗов и ВУЗов, туры для абитуриентов из соседних регионов).

3. Обучение персонала (адаптация молодых специалистов, обмен опытом со специалистами отрасли, организация коммуникаций с соседними регионами).

4. Развитие корпоративной культуры (интерес к сотрудникам на предприятии, понимание значимости труда и ответственности, порядок и культура поведения).

5. Возрождение и создание региональных брендов (формирование новой маркетинговой стратегии, раскрутка бренда через экскурсии, туры для СМИ, блоге-ров, участников мероприятий).

6. Бизнес миссии (готовые программы для делегаций, вовлечение малого и среднего бизнеса, инструмент реализации инновационных проектов).

7. Экспортт услуг. Экспорт товаров (деловой туризм, как экспорт услуг, выбор аудитории про покупателей, работа для дальнейшего экспорта товаров).

8. Инвестиционная привлекательность (предприятия для модернизации, индустриальные парки и ОЭЗ, готовые программы инфраструктуры для бизнеса).

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CN О

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

9. Туристский кластер (детский туризм, организованные группы, круизные теплоходы, MICE, уникальный продукт для индивидуалов).

10. Постоянный информационный поток (фото и видео контент о городе и предприятии, определение уникальности региона, интерес к нестандартным турам и местам).

11. Формирование имиджа открытой компании.

Главным инструментом в развитии промышленного

туризма выступает производственная экскурсия. Промышленные экскурсии определяют позицию предприятия на рынке, формируют имидж открытой компании, что способствует развитию привлекательности предприятия и узнаванию региона. Экскурсия на производстве имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать при их разработке и организации:

- цель производственной экскурсии должна предусматривать не только дать представление о структуре современного производства, содержании труда, технологиях, но и формирование позитивного привлекательного образа организации;

- разработка экскурсии начинается с тщательной подготовки и разработки технических и технологических документов. Главным в этом случае выступает безопасность туриста.

- задачи экскурсии следует определять с учетом поставленной цели и выбора целевой аудитории.

- задачи должны быть конкретны (познакомить с истоией предприятия, показать объекты, технологический процесс производства продукции, показать производственный процесс, показать уровень труда, расширить представления о содержании профессии и др).

- тема в производственной экскурсии - это предмет показа и рассказа, быть точным и выразительным

- маршрут производственной экскурсии - это путь организованного следования экскурсионной группы, который строится по принципу последовательности осмотра объектов и разработан в соответствии с требованиями безопасности.

- каждая производственная экскурсия должна начинаться с инструктажа по технике безопасности

- использование интерактивных форм знакомства с производственным процессом

- сувениры на производственных предприятиях являются визитными карточками предприятия, являются средством продвижения компанию.

Выводы и заключение. Стратегической задачей развития промышленного туризма является приобщение и изучение производства в России и регионе, что обеспечивает интеллектуальное развитее, профориентацию для подрастающего поколения. Помимо этого с помощью промышленного туризма формируется бренд территории, узнаваемость региона не только на российском, но и зарубежном рынках, повышается туристический поток, развивается отрасль, что, в конечном счете способствует процветанию территории.

Грамотно спланированные, разработанные и реализованные производственные туры с учетом выявленных особенностей данного вида туризма способны привлечь огромное количество туристов различного сегмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие промышленного туризма в регионе может являться инвестиционной площадкой в развитие промышленных предприятий, в объекты туристской инфра-

структуры, что в свою очередь повысит доходы регионального бюджета, увеличит количество рабочих мест и стимулирует развитие всех видов промышленности, инфраструктуры и смежных направлений туризма.

Литература

1. Аноприева Е.В., Ясенок С.Н. Промышленный туризм в развитии территорий: от теории к практике // Материалы международной научно-методической конференции профессорско преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2017. - С. 41-45.

2. Гененко О.Н., Ряднова С.А. Проблемы развития туристской инфраструктуры в Белгородской области. -Актуальные проблемы развития туризма. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. 2018. - Москва. 12-13 марта 2018. - С. 219-224.Докашенко Л.В., Полянина С.С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14 - Оренбург: ООО ИПК «Университет». - 2013. - 222 с.

4. Макринова Е.И. Гененко О.Н., Святая Е.О. Виды и тенденции развития туризма. Учебное пособие. -БУКЭП. - 2017. - 333 с.

Industrial tourism as a factor of increasing tourist attractiveness of the region

Genenko O.N., Posokhova N.V., Bovkunova Yu.V., Kushchenko E.S.

Belgorod State Institute of Arts and Culture

One of the areas of tourism is "industrial tourism" - organized tours to existing or former industrial enterprises, including acquaintance with the production process. In turn, this area of tourism is an off-season product and helps to solve a wide range of socio-economic problems, and is also of great importance for the constituent entities of the Russian Federation with a developed industrial sector. In the last few years, enterprises in various sectors of the economy have opened their doors to organized groups in many regions of the country. The development of industrial tourism contributes to increasing the prestige and competitiveness of Russian industry at home and abroad through the development of unique tourism products and increasing tourism exports, attracting children and youth, preserving jobs and increasing the prestige of working professions, developing the territory and creating a comfortable environment for tourists and residents. cities. The article considers the development of industrial tourism in Russia and the Belgorod region in particular. The main criteria of industrial tourism, factors, specifics of its organization are determined. As a consequence of the identified features of industrial tourism, the factors hindering the development of industrial tourism have been identified. As a solution to some problems of industrial tourism development, an algorithm for developing and conducting a production tour is proposed Key words: tourism, industrial tourism, excursion, industrial excursion. References

1. Anoprieva E.V., Yasenok S.N. Industrial tourism in the development of territories: from theory to practice // Materials of the international scientific and methodological conference of the teaching staff and graduate students. Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. -2017. -- S. 41-45 [in Russian].

2. Genenko O. N., Ryadnova S. A. Problems of development of tourist infrastructure in the Belgorod region. - Actual problems of tourism development. Materials of the international scientific and practical conference. Ed. S.V. Dusenko, N.L. Avilova. 2018. - Moscow. March 1213, 2018. -- S. 219-224 [in Russian].

3. Dokashenko L. V., Polyanina S. S. Industrial tourism as an effective tool for the development of the regional economy // Formation of a market economy: theory and practice: collection of scientific articles, issue 14 -Orenburg: IPK "University" LLC. - 2013.-- 222 p. [in Russian].

4. Makrinova E.I. Genenko O.N., Holy E.O. Types and trends of tourism development. Tutorial. - BUKEP. - 2017. -- 333 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.