экономические науки
Соломонова Людмила Владимировна, Нарута Яна Сергеевна ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ, КАК ФАКТОР ...
УДК 330.131.52
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ, КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
© 2018
Соломонова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и искусствоведческих дисциплин» Нарута Яна Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и искусствоведческих дисциплин» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в Находке (692902, Россия, Находка, улица Озерная, 2, e-mail: naruta@inbox.ru)
Аннотация. Промышленный туризм - новый мировой тренд современного туристического сообщества, который позволяет туристам быть не только зрителями, но и активными участниками процесса при посещении действующих производств. В статье рассматривается промышленный туризм в контексте его привязки к образовательным процессам вузов. Авторами проведен анализ условно-привлекательных для туристского сегмента предприятий в рамках реализации производственного туризма на территории Приморского края. Рассмотрен опыт российских вузов, которые на практике применяют элемент промышленного туризма. Вузы сегодняшнего дня заинтересованы в промышленных экскурсиях с позиции формирования профессиональных компетенций, содействия временной занятости студентов и трудоустройству выпускников по специальности или профилю подготовки. Вуз, выступая инициатором промышленных экскурсий, решает задачи повышения конкурентоспособности студентов, содействует профессиональному самоопределению абитуриентов в рамках профориентационной работы и способствует трудоустройству выпускников по специальности. Анализ действующей практики реализации промышленного туризма на территории Приморского края, рассмотренный в статье свидетельствует об отсутствии системной работы в этом направлении. В связи, с чем авторы предлагают мероприятия по внедрению промышленного туризма в вузы Приморского края.
Ключевые слова: абитуриент, промышленный туризм, туристская среда, предприятие, студент, сектор, экономика, экскурсия.
INDUSTRIAL TOURISM AS A FACTOR OF INTERACTION UNIVERSITY - ENTERPRISE ON THE TERRITORY OF PRIMORSKY KRAI
© 2018
Solomonovа Lyudmila Vladimirovna, senior lecturer of the Department "The Humanities and art disciplines» Naruta Yana Sergeevna, senior lecturer of the Department "The Humanities and art disciplines» Vladivostok state University of Economics and service, branch in Nakhodka (692902, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: naruta@inbox.ru)
Abstract. Industrial tourism is a new global trend of the modern tourist community, which allows tourists to be not only spectators, but also active participants in the process when visiting existing production facilities. The article deals with industrial tourism in the context of its binding to the educational processes of universities. The authors analyzed the conditionally attractive for the tourist segment of enterprises in the framework of the implementation of industrial tourism in the Primorsky territory. The experience of Russian universities, which in practice apply the element of industrial tourism, is considered. Universities today are interested in industrial excursions from the standpoint of the formation of professional competencies, promoting temporary employment of students and employment of graduates in the specialty or profile of training. University, acting as the initiator of industrial excursions, solves the problem of improving the competitiveness of students, promotes professional self-determination of students in the framework of career guidance and promotes employment of graduates in the specialty. The analysis of the current practice of realization of industrial tourism in the territory of Primorsky Krai, considered in the article testifies to the absence of systematic work in this direction. In this connection, the authors propose measures for the introduction of industrial tourism in the universities of Primorsky Krai.
Keywords: entrant, industrial tourism, tourist environment, enterprise, student, sector, economy, excursion.
Промышленный туризм - явление сравнительно новое, как для отечественной, так и для западной экономики. Тем более промышленный туризм не связывали ранее с системой образовательных тенденций современности.
Ранее вопрос промышленного туризма исследовали такие авторы, как Полянина С.С., Докашенко Л.В., Биржаков М. Б., но не один из этих авторов не рассматривал это явление в контексте привязки к вузам. Кроме того, достаточно долго понятие «промышленный туризм» было распространено в западной науке.
Цель данной статьи - выявить тенденции развития промышленного туризма в контексте его привязки к образовательным процессам вузов Приморского края.
Понятие промышленный туризм - новый мировой тренд современного туристического сообщества, который позволяет туристам быть не только зрителями, но и активными участниками процесса при посещении действующих производств.
Так же промышленный туризм даёт возможность узнать историю предприятия, технологию производства продукции.
Большинство руководителей крупных предприятий не скрывают, что промышленный туризм - это лучшая
активнодействующая реклама предприятия. Формат такого тура создает доверие к продукции предприятия и открывает новые горизонты для её реализации. В то же время промышленный туризм несет образовательную и профориентационную функцию [1].
Туроператоры и турагенты по России отмечают, что промышленный туризм, или как его ещё называют, индустриальный - это твердый всезенной продукт с маржинальностью более 30%. Главное правильно выбрать программу и ориентировать её на сектор потребителей [2].
Пионерами в сфере промышленного туризма на территории Приморского края стали предприятия, производящие продукты питания. При чём некоторые из компаний предпочли экскурсионную практику направить в более профессиональное русло, открыв в своих стенах производственные музеи.
Периодически проводили экскурсионные туры предприятия, выпускающие кондитерскую продукцию для населения Приморского края, но современные санитарные требования заставили данные организации отказаться от турпотока в связи с высокими санитарными нормами в современном российском законодательстве
Р]_
Solomonova Lyudmila Vladimirovna, Naruta Yana Sergeevna INDUSTRIAL TOURISM AS A FACTOR OF INTERACTION ..
economic sceinces
Проанализируем деятельность предприятий, готовых распахнуть свои двери для туристических потоков как опираясь на тур агентов, так и вполне самостоятельно.
К примеру, компания «Coca-Cola» готова принимать на образовательные экскурсии старшеклассников. Так специалисты производства знакомят всех желающих с историей производства, тонкостями рецептуры и особенностями логистических цепей.
Школьник получает уникальную возможность понять производственный процесс от изготовления продукта, до поставки его к потребителю.
Колбасная компания «Ратимир» готова принять экскурсантов любого возраста и провести незабываемый экскурс в историю производства и выпуск продукции. Уникальная возможность представляется всем желающим в процессе посещения данного предприятия.
Производители минеральной воды не отстают от своих промышленных коллег, представляя возможность всем экскурсионным группам воочию проследить весь процесс производства минеральной воды. Данный маркетинговый ход даёт возможность сделать производственный процесс прозрачным для конечного потребителя.
Дальневосточное автомобилестроение не отстаёт от своих коллег и так же проводит экскурс по своим заводам. Продукция завода СОЛЛЕРС - это легковые автомобили, внедорожники, коммерческие автомобили, спецтехника.
В процессе экскурсии у посетителей есть возможность пронаблюдать весь производственный процесс сборки автомобиля: процесс сопровождается рассказом о процессе производства.
Помимо представленных выше предприятий, существует еще ряд производственных экскурсий, представленных на сайтах туристких компаний.
Рассмотрим самые крупные и привлекательные, по мнению авторов, для туристов предприятия Приморья, представленные в таблице 1
Таблица 1 - Предприятия привлекательные для туристов
Таблица 2- Анализ предприятий, осуществляющих производственные экскурсии
Предприятие Специализация
ОАО «Владхлеб» Производство хлебобулочных изделий
ООО «Ратимир» Мясоперерабатывающая промышленность
ОАО «Приморский сахар» Сахарный завод
ООО «Приморский кондитер» Производство кондитерских изделий
ОАО «Уссурийский бальзам» Производство алкогольной продукции
«Торговый Дом ВИК» Мясоперерабатывающее производство
SOLLERS - Дальний Восток Автомобильный завод
ООО «Скит» Производство природной минеральной питьевой воды и напитков
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСм Евразия» Производство напитков
ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» Предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота
ЗАО «УМЖК» «Приморская соя» Производитель растительных масел ТМ «Маслава»
ОАО «Аскольд» Арматурный завод
Предприятие Осуществление производственной экскурсии
ОАО «Владхлеб»
ООО «Ратимир» +
ОАО «Приморский сахар»
ООО «Приморский кондитер»
ОАО «Уссурийский бальзам»
«Торговый Дом ВИК»
SOLLERS - Дальний Восток +
ООО «Скит» +
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСм Евразия» +
ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»
ЗАО «УМЖК» «Приморская соя»
ОАО «Аскольд»
тельных для туристского сегмента, можно проанализировать, какие из них осуществляют производственные экскурсии. Анализ представлен в таблице 2.
Результаты таблицы наглядно показывают, что предприятия, осуществляющие производственные экскурсии относятся к предприятиям пищевой промышленности. На сегодняшний день довольно сложно стать туристом производственной экскурсии.
Если рассматривать более точечно вопрос системы партнерсва вуз и предприятия, то промышленные экскурсии в рамках производственного туризма способствую повышению имиджа предприятия и привлечению на производство молодых кадров, спроса на ряд профессий из Топ-списка 50 наиболее перспективных и востребованных специальностей сектора экономики.
На сегоднешний день в российских вузах уже имеется определенный опыт реазизации элементов промышленного туриза в формате экскурсий.
В качестве примера хотелось бы привести Казанский государственный архитектурно-строительный университет, студенты которого посещают предприятия стройиндустрии, объекты строительства, творческие мастерские. Перечислнные объекты более детально дают представление о будущей профессии, уверенность в определении места практики, не исключая дальнейшее трудоустройство [4].
К большому сожалению, на территтории Приморского края не так активно ведется работа в данном направлении.
Вузы сегодняшнего дня заинтересованы в промышленных экскурсиях с позиции формирования профессиональных компетенций, содействия временной занятости студентов и трудоустройству выпускников по специальности или профилю подготовки.
В свою очередь для предприятий постоянно осуществляемый промышленный туризм может стать хорошим дополнительным источником поступления денежных средств в бюджет организации.
Демонстрация производства, является своего рода рычагом при выборе не только гуманитарных специальностей, но и технических.
Вуз, выступая инициатором промышленных экскурсий, решает задачи повышения конкурентоспособности студентов, содействует профессиональному самоопределению абитуриентов в рамках профориентационной работы и способствует трудоустройству выпускников по специальности. Экскурсию можно рассматривать, как профориентационную организованную лекцию, эффективность которой значительно возрастает, если продуман маршрут и объекты осмотра, а студентам данный учебный процесс представляется более увлекательным, интерактивным и развивающим. Экскурсии на промышленные предприятия помогают студентам соотнести полученные в вузе теоретические знания с практикой [5].
Знания и профессиональные интересы с конкретным производством, дают идеи для научных исследований и разработок, проведения все возможных НИРС и НИОКР. Промышленные экскурсии оказывают большое влияние на формирование интереса к рабочим специальностям Топ-списка 50 наиболее перспективным и востребованным специальностям сектора экономики, так как сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выводы.
экономические науки
Соломонова Людмила Владимировна, Нарута Яна Сергеевна ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ, КАК ФАКТОР ...
В сегодняшней системе образования теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности.
Стоит отметить, что для той или иной категории обучающихся ставятся определенные цели и реализуются вполне конкретные интересы.
Так, к примеру, абитуриент старается выбрать именно ту профессию, которая максимально соответствует его ожиданиям и рынку труда. Обращают внимание абитуриенты и на динамичные изменения требованиям работодателей.
В свою очередь, студенты младших курсов обращают повышенное внимание на приобретение компетенций в рамках введения в будущую специальность. Данная роль должна быть отведена профессионалу вуза, который направит и профессионально ориентирует будущего работника.
Не стоит забывать и о роли практико-интегриро-ванного подхода, который в полной степени можно реализовать посредством экскурсий на действующие предприятия территории. Следовательно, благодаря промышленному туризму будет реализован подход не только практико интегрированный, но и профессионально адаптационный.
Для решения проблемы адаптации образования к требованиям современного рынка труда идет активный процесс поиска новых направлений сотрудничества и выстраивания механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий различных форм собственности.
Экскурсии на промышленные предприятия проводятся в рамках изучения дисциплин, ознакомительной практики и с целью профориентации и трудоустройства будущих выпускников вуза.
Анализ действующей практики, который был рассмотрен выше, свидетельствует, об отсутствии системной работы в этом направлении.
В связи, с чем предлагается ряд мероприятий по внедрению промышленного туризма в вузах Приморского края. Предусмотрены следующие направления - виды промышленных экскурсий (таблица 3).
Таблица 3 - Направления - виды промышленных экскурсий
Классификация Категория Цели лромьшие* того туризма
направлении участников вуз пр едприятие
Профориентаци- онные экскурсии Выпускники лицеев Привлечение абитуриентов в вуз на о пр ед елейные напр ш ения подготовки Пр ибл еч ение абитуриенте в в конкретные отрасли. Популяризация тех или иные профессии
Ознакомительные Студенты 1 курса Формирование интереса к специально ста, выб ору пр о филя Повышение имиджа предприятия в студенческой среде. Привлечение на практику, временную занятость
Выездные Студенты 2-3 курса Связь между преподаваемым теоретическим материалом« Формирование необходимых пр о фессиона льных компетенций
Прошопяяаые Студенты-выпускники Содействие профессиональному самоопределению студентов. Знакомство с потенциальными ме стами труд оусгр ойства. Содействие трудоустройству по полученной специально ста/ на пр авлению Формирование кадрового резерва предприятия,путем привлечение на производство молодых кадров
- название предприятия, которое планируется посетить с экскурсией;
- направления деятельности организации; сроки проведения;
- количество участников экскурсии; ответственные со стороны вуза и предприятия.
Особое внимание на данном этапе следует обратить на соответствие профиля предприятия и учебногопла-на специальностей и направлений подготовки будущих абитуриентов, студентов - как участников экскурсий.
В-третьих, непосредственно организация и проведение экскурсий на промышленные предприятия, производственные площадки и учреждения согласно плану-графику.
Изначально, должен быть составлен сводный план мероприятий на соответствующий учебный год в целом. В качестве примера выбран филиал ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке (таблица 4).
Таблица 4 - Сводный план мероприятий
Вуз Перечень востребованных направлений подготовки Предприятие Вид экскурсии
филиал ФГБОУ ВО 09.00.00 Информатика и вычислительная техника SOLLERS - Дальний Восток ОАО «Дальневосточныйзавод «звезда» Выездные практические занятия Пр омышл енная экскур сия
«ВГУЭС» Находке 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия ОАО «Аскольд» ОАО «Приморский сахар» Выездные пр актнче ские Пр омышл енная экскур сия
3S.00.00 Экономика и управление ООО «Приморский кондитер» ОАО «Уссурийский бальзам» ОАО «Приморский сахар» ЗАО «УМЖК» «Приморская соя» Ознакомительные Выездные практические
40.00.00 Юриспруденция ОАО «Приморский сахар» ООО «Приморский кондитер» ОАО «Уссурийский бальзам» «Торговый Дом ВИК» SÖLLERS - Дальний Восток ООО «Скит» ООО «Кока-Кола ЭйчБнСм ОАО «Дальневосточныйзавод «Звезда» ЗАО «УМЖК» «Приморская соя» ОАО «Аскольд» Ознакомительные экскурсии Выездные пр актнче ские
43.00.00 Сервис и туризм ОАО «Приморский сахар» ООО «Приморский кондитер» ОАО «Уссурийский бальзам» «Торговый Дом ВИК» Ознакомительные экскурсии Выездные пр актнче ские
В числе основных этапов реализации мероприятий выступают следующие.
Во-первых, определение перспективных сегментов для проведения различных видов промышленных экскурсий для абитуриентов, студентов и преподавателей с учетом направлений подготовки и профилей, реализуемых в конкретном вузе.
На данном этапе создается рабочая группа, включающая представителей вуза, работодатели. Рабочая группа проводит анализ и оценку деятельности ведущих профильных для вуза предприятий, действующих на территории края, и согласуют вопросы о возможности посещения этих предприятий и направлений дальнейшей совместной работы.
Второй шаг, планирование и утверждение графика по реализации мероприятий.
В плане находят отражение следующие показатели:
Схожие планы должны быть составлены в каждом вузе края с учетом предложений работодателей и интересов самих предприятий и вузов, сотрудничающих на договорной основе.
Затем по согласованию с руководителями предприятия составляется более подробный график проведения промышленных экскурсий.
Таким образом, промышленный туризм можно рассматривать как эффективное направление взаимодействия вузов и предприятий Приморского края.
Реализация проекта на практике будет способствовать росту числа предприятий и организаций - партнеров вузов (количество договоров о сотрудничестве), росту числа экскурсий на предприятия Приморского края, увеличению доли выпускников вузов трудоустроенных по профилю подготовки, что существенно снизит отток молодых, квалифицированных кадров с территории Приморского края.
Внедрение мероприятий позволит в целом повысить эффективность взаимодействия вузов и предприятий в крае подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом потребностей экономики региона и будет в целом способствовать развитию промышленного туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль. 2016. № 1. С. 56-59.
2. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Актуальность системного формирования промышленного туризма // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 2. С. 60-63.
3. Стреленко Т.Г. Развитие туризма в Приморском крае: хрестоматия: в 4 ч. Ч. 2: Современное состояние туристской отрасли г. Владивостока. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016.
4. Никулина Ю.Н. Исследование востребованности
Solomonova Lyudmila Vladimirovna, Naruta Yana Sergeevna INDUSTRIAL TOURISM AS A FACTOR OF INTERACTION ..
economic sceinces
и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий // Креативная экономика. 2017. Том 11. № 8. С. 875-892.
5. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 9-10. С. 42-43.
Статья поступила в редакцию 06.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018