Научная статья на тему 'Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел'

Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS / PRESERVATION OF FOLK TRADITIONS / FOLK ART CRAFTS AND HANDICRAFTS / INNOVATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ловцова Ирина Владимировна, Буровкина Людмила Александровна

Обосновано значение сохранения нематериального культурного наследия, народной культуры и развитие традиционных ремесел, необходимость интеграции культуры и образования. Доказана эффективность мер по сохранению нематериального культурного наследия через освоение детьми традиций и технологий народных художественных промыслов и ремесел в дополнительном образовании. Проанализирована реализация дополнительных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного творчества и деятельность по сохранению народных художественных промыслов и ремесел ведется в регионах Российской Федерации. Сформированы предложения по развитию образовательных программ в сфере народных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ловцова Ирина Владимировна, Буровкина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of nonmaterial cultural heritage through the implementation of additional educational programs in the field of folk crafts and handicrafts

We substantiate the importance of preserving the nonmaterial cultural heritage, folk culture and the development of traditional handicrafts, the need to integrate culture and education. We prove the effectiveness of measures to preserve the nonmaterial cultural heritage through the development of children’s traditions and technologies of folk art crafts and handicrafts in additional education. We analyze the implementation of additional general educational programs in the field of decorative and applied arts and activities to preserve folk art crafts and handicrafts are being conducted in the regions of the Russian Federation. We make proposals for the development of educational programs in the field of folk crafts.

Текст научной работы на тему «Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел»

DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-107-113 УДК 372.874

Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел

Ирина Владимировна ЛОВЦОВА1, Людмила Александровна БУРОВКИНА2

1ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» 114115, Российская Федерация, г. Москва, ул. Дербеневская, 16 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-7684, e-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru 2ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9775-2206, e-mail: burovkinala@yandex.ru

Preservation of nonmaterial cultural heritage through the implementation of additional educational programs in the field of folk crafts and handicrafts

Irina V. LOVTSOVA1, Lyudmila A. BUROVKINA2

^ll-Russian Center for the Development of Artistic and Humanitarian Technologies 16 Derbenevskaya St., Moscow 114115, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-7684, e-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

2Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9775-2206, e-mail: burovkinala@yandex.ru

Аннотация. Обосновано значение сохранения нематериального культурного наследия, народной культуры и развитие традиционных ремесел, необходимость интеграции культуры и образования. Доказана эффективность мер по сохранению нематериального культурного наследия через освоение детьми традиций и технологий народных художественных промыслов и ремесел в дополнительном образовании. Проанализирована реализация дополнительных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного творчества и деятельность по сохранению народных художественных промыслов и ремесел ведется в регионах Российской Федерации. Сформированы предложения по развитию образовательных программ в сфере народных промыслов.

Ключевые слова: дополнительное образование; дополнительные общеобразовательные программы; сохранение народных традиций; народные художественные промыслы и ремесла; инновационные подходы

Для цитирования: Ловцова И.В., Буровкина Л.А. Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 184. С. 107-113. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184107-113

Abstract. We substantiate the importance of preserving the nonmaterial cultural heritage, folk culture and the development of traditional handicrafts, the need to integrate culture and education. We prove the effectiveness of measures to preserve the nonmaterial cultural heritage through the development of children's traditions and technologies of folk art crafts and handicrafts in additional education. We analyze the implementation of additional general educational programs in the field of decorative and applied arts and activities to preserve folk art crafts and handicrafts are being conducted in the regions of the Russian Federation. We make proposals for the development of educational programs in the field of folk crafts.

© Ловцова И.В., Буровкина Л.А., 2020

107

Keywords: additional education; additional general educational programs; preservation of folk traditions; folk art crafts and handicrafts; innovative approaches

For citation: Lovtsova I.V., Burovkina L.A. Sokhraneniye nematerial'nogo kul'turnogo naslediya cherez realizatsiyu dopolnitel'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm v oblasti narodnykh pro-myslov i remesel [Preservation of nonmaterial cultural heritage through the implementation of additional educational programs in the field of folk crafts and handicrafts]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 184, pp. 107-113. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-107-113 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Народное искусство, народные ремесла и традиции в декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни. Преемственность традиций народных мастеров не только в технологических приемах, сувенирах и яркой национальной одежде на праздниках, прежде всего, это сохранение культурной идентичности народа.

Аккумулирование опыта предков, народные представления о мире, эстетические и бытовые традиции выражаются у каждого народа в особенностях народного художественного творчества. Народная культура имеет коллективный характер, как и инновационная деятельность «...предполагает не только действия отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, то есть некоторую совместную деятельность» [1].

Народные промыслы - как родник из земли, бьют в разных, иногда неожиданных местах. Где-то много и бурно, где-то редко и тихо. Это связано с многими обстоятельствами и традициями, и выстроенной системой работы на местах, но чаще привязано к месту бытования промысла и (или) наличием мастеров.

Мастера и педагоги - не всегда одно и то же, часто мастера не могут и не хотят быть педагогами или педагоги берутся за преподавание народных художественных промыслов и ремесел, но не владеют достаточными навыками.

Основными видами декоративно-прикладного творчества, имеющими в своей основе народные традиции и изучаемыми в системе дополнительного образования нашей страны, являются следующие промыслы и ремесла:

- керамика, гончарное дело;

- резьба по дереву, по кости;

- вышивка, ткачество, вязание, валяние, кружевоплетение, бисероплетение, народное куклы, национальный костюм;

различные виды росписи по дереву, бересте и т. п.;

художественная обработка бересты, кости, кожи и других природных материалов.

Сохраняя и развивая традиции, мы должны опираться на современные инновационные подходы в педагогике, на гуманизацию образования и одновременно использовать современные достижения культуры.

Инновационное образование характеризуется как обладающее высокой эффективностью, основанное как на разработке, так и внедрении новых технологий, работающее на опережение для того, чтобы в качестве конечного результата максимально оперативно и эффективно сформировать личность [2].

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Обучение народным декоративно-прикладным традициям происходит в тесной взаимосвязи с художественно-производственными мастерскими, училищами и отдельными мастерами - носителями промысла, что дает возможность подрастающему поколению соприкоснуться с традицией и создать свои декоративно-прикладные произведения.

Обучение декоративно-прикладному искусству в художественных школах и школах ремесел требует особого внимания и внимательного отношения как к наследию прошлого, так и к инновациям.

Активная работа по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного творчества и деятельность по сохранению народных художественных промыслов и ремесел ведется в следующих регионах: Архангельской области (роспись по дереву и бересте, косторезное дело, резьба по дереву); Белгородской области (художественная обработка бересты, национальный костюм, керамика); Брянской, Ивановской, Нижегородской областях (вышивка, ткачество, резьба по дереву, народные куклы, национальный костюм); Вологодской области (кружевоплетение, вышивка, народные куклы); Воронежской, Владимирской, Тамбовской областях (резьба и роспись по дереву, керамика, вышивка, ткачество); Омской области (керамика, гончарное дело); Кировской области (керамика, резьба по дереву, художественная обработка бересты); Костромской области (ткачество, роспись по дереву, гончарное дело); Краснодарском крае (керамика, вышивка, куклы, народный костюм); Красноярском крае (художественная обработка бересты, бисеропле-тение, гончарное дело); Липецкой области (кружевоплетение, керамика, роспись по дереву); Оренбургской области (керамика, роспись по дереву, куклы); Орловской области (ткачество, вышивка, резьба по дереву); Пермском крае (резьба, роспись по дереву, вышивка, куклы); Смоленской области (вышивка, гончарное дело); Ставропольском крае (керамика, народный костюм); Рязанской области (резьба по дереву, лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение, народная кукла, роспись по дереву); Тульской области (керамика, вышивка, куклы); Тюменской области (керамика, косторезное дело); Иркутской, Кемеровской, Томской областях (керамика, резьба по дереву, художественная обработка бересты); Москве (роспись по дереву, куклы, керамика); Московской области (резьба по дереву, металлу, керамика, гончарное дело, национальный костюм); Ярославской области (вышивка, народный костюм, керамика); Республике Мордовии, Республике Тыва (вышивка, ткачество, национальный костюм); Республике Марий Эл, Республике Коми (вышивка, резьба и роспись по дереву); Республике Удмуртии (вышивка, резьба и роспись по дереву, резьба по дереву); Республике Якутии, Ямало-Ненец-

ком автономном округе, Магаданской, Чукотской областях (бисероплетение, вышивка, валяние, художественная обработка меха, косторезное дело); Республике Адыгея (ковроткачество, вышивка, резьба по дереву); Республике Дагестан (золотошвейное дело, ткачество, гончарное дело, резьба по дереву); Республике Кабардино-Балкарии, Чеченской республике (вышивка, ткачество, национальный костюм); Республике Хакасии (резьба по дереву, художественная обработка бересты); Республике Калмыкии (выделка войлока, национальный костюм); Республике Татарстан (керамика, народные куклы, художественная обработка кожи, роспись и резьба по дереву, национальный костюм, ковроделие); Республике Бурятии, Республике Тыва (вышивка, валяние, национальный костюм).

Но порой руководители организаций дополнительного образования, методические центры и специалисты ресурсных центров не владеют знаниями о том, чем отличаются техники, основанные на народных традициях, от техник современного декоративно-прикладного творчества. Ценность как культурная, так и художественная этих техник имеет разное значение. Народные художественные промыслы и ремесла тем и ценны, что выверены эстетическим опытом, формирующимся столетиями.

Воздействуют на детей, системно несут знания, умения и воспитывают педагоги студий, творческих объединений системы, детских художественных школ всей системы дополнительного образования детей (ведомственной принадлежности Минпросвеще-ния), системы дворцов культуры, детских школ искусств, детских художественных школ (Минкультуры), в более редких случаях частные школы и мастерские. Поэтому составлять представление о развитии народных художественных промыслов в стране надо со всех сторон, несмотря на ведомственную принадлежность.

Важно сохранение знаний о традициях и развитие образовательных методик, технологий и практик декоративно-прикладного творчества и народных ремесел: через деятельность учреждений общего и дополнительного образования, в том числе в детских школах народных ремесел, детских художественных школах и дальнейшее развитие данных направлений в ссузах и вузах.

Современная, эффективная «система образования призвана формировать в гражданах для обеспечения становления инновационного потенциала нации креативность - потенциал, который должен строиться на инновациях и традициях, на поиске нового и уважении к знаниям и опыту предков [3; 4].

Для формирования полной картины развития дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел в регионах необходимо вести мониторинговые исследования, анализ состояния во всех регионах, проводить ряд мер по стимулированию сохранения традиций и традиционных техник народного прикладного творчества, стимулировать инновационные подходы и развитие промыслов и ремесел.

Необходим творческий обмен, конкурсы, фестивали, мастер-классы, выход народного творчества в интернет-пространство, создание сайтов и ресурсов и других способов профессиональных коммуникаций.

Меры по сохранению народных промыслов и ремесел осуществляются в том числе в следующих ведущих мероприятиях.

- Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций» (фестиваль организуется и проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с правительством Вологодской области, при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, оператор - ФГБУК «ВЦХТ»).

- Всероссийский конкурс «Традиции и современность» (Тамбовская область, Детская художественная школа № 2 прикладного декоративного искусства им. В.Д. Поленова г. Тамбов).

- Международный фестиваль-конкурс «КерамаФестОмск» - керамики (Омская область, МБУ ДО «Детская художественная школа № 3 им. В.Н. Гурова» г. Омск).

- Всероссийский конкурс детского прикладного творчества «Живые ремесла» (Министерство образования и науки Республики Марий Эл).

- Всероссийский конкурс детского творчества «Благовест» (Департамент по делам культуры администрации Волгограда).

- Всероссийский детский фестиваль-конкурс народных промыслов и ремесел «ДАНИЛУШКА» (Министерство культуры Свердловской области).

- Всероссийский конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремесел» (Управление образования и науки Липецкой области, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования Липецкой области»).

- Всероссийский смотр-конкурс на соискание премий и стипендий «Молодые дарования» в области декоративно-прикладного и народного искусства (учредитель -Ассоциация «Народные художественные промыслы России»).

- Международный конкурс детского художественного творчества им. А.А. Кузнецова (Министерство культуры Республики Башкортостан).

- Всероссийский конкурс детского художественного творчества им. А.Э. Тюльки-на (Министерство культуры Республики Башкортостан).

- Международный фестиваль детского и юношеского художественного творчества «Я рисую свой мир и дарю его Вам» (Департамент культуры Брянской области, Ново-зыбковская детская художественная школа).

- Открытый областной конкурс детских и юношеских работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству «Краски земли Рязанской» (Министерство культуры Рязанской области).

- Межрегиональный фестиваль-конкурс детского прикладного творчества «Кру-пеничка» (Управление культуры администрации г. Томск, Департамент по культуре и туризму Томской области).

- Межрегиональный конкурс детского и юношеского творчества в области изобразительного искусства «Родные мотивы» им. В.Н. Зинина (Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области).

- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества в области изобразительного искусства «Поволжская глубинка» в рамках ежегодного одноименного фестиваля национальных культур (Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области).

- Всероссийский конкурс - выставка детского художественного творчества «Краски осени» (Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области).

Поддержка народных промыслов дает возможность широкого применения педагогических технологий, направленных на сохранение и развитие народных традиций при получении дополнительного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями (ОВЗ) [5].

Коллективный характер творчества, преемственность традиций народных мастеров, применение технологических приемов ручного труда способствуют развитию мотивации детей с особенностями развития к различным видам деятельности и приобретению навыков художественной деятельности.

Социализация и вовлечение в творческий процесс детей с ОВЗ средствами народного декоративно-прикладного творчества развивает у ребенка образное восприятие и понимание окружающего мира [6].

Таким образом, у детей формируются культура труда и общения, социальный опыт работы в коллективе, умение использовать элементы исследовательского, творческого подхода к жизненным ситуациям, делать выбор из множества возможных решений художественной обработки изделий [7; 8]. Дети учатся работать с различными источниками информации, расширяют сведения о разнообразных художественно-прикладных возможностях используемых материалов.

Изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщает детей с ограниченными возможностями к народному декоративно-прикладному искусству, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, воспитывает эстетическое отношение к действительности, уважение и интерес к труду.

Проведение различных конкурсов, фестивалей и выставок народных художественных промыслов привлекает внимание общественности, в том числе и к развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию их образовательных возможностей, личной успешности, приобщению к ценностям этнокультурного наследия регионов [9].

Сегодня «художественное образование лежит в основе формирования социально полноценной личности; оно воспитывает то-

лерантность в современном многообразии культур нашего общества; пробуждает стремление к нравственному и духовному развитию. Оно стимулирует освоение культурного наследия своей страны и других народов» [4].

Для организации поддержки, сохранения и развития образовательных программ в сфере народных промыслов необходимо:

оказывать информационную поддержку и методическое сопровождение по разработке и внедрению дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ художественной направленности на основе содержания различных видов декоративно-прикладного художественного творчества, традиционных национальных ремесел, народных художественных промыслов;

оказывать информационную поддержку и методическое сопровождение по разработке и внедрению программ дополнительного профессионального образования (программ переподготовки и повышения квалификации) для педагогов дополнительного образования, в том числе из числа индивидуальных предпринимателей и мастеров в сфере различных видов декоративно-прикладного художественного творчества, традиционных национальных ремесел, народных художественных промыслов;

- оказывать информационную поддержку и методическое сопровождение открытия детских школ ремесел - как учреждений дополнительного образования детей и центров сохранения, развития народных ремесел и промыслов; участвовать в разработке методических рекомендаций по расчету нормативов финансирования детских школ ремесел, учитывающих технологические и педагогические особенности обучения народным ремеслам;

необходима всесторонняя популяризация и продвижение среди педагогов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел всероссийских конкурсов и фестивалей, направленных на выявление, развитие и поддержку детской одаренности в области народной культуры и искусства, воспитание и развитие личной успешности детей, приобщение их к ценностям этнокультурного наследия регионов.

Список литературы

1. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 38 с.

2. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования. М.: МГПУ, 2011. 319 с.

3. Наливайко Н.В., Петров В.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // Философия образования. 2011. № 2. С. 62-70.

4. Буровкина Л.А. Художественно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования как средство формирования социально-культурной личности // Strategiczne pytania swiatowej nauki: materialy 8 Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 13. Pedagogiczne nauki. Przemysl: Nauka i studia, 2012. C. 69-73.

5. Корешков В.В., Новикова Л.В. Художественная педагогика на современном этапе // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. / н.-и. ц. «Академический». North Charleston, 2014. С. 109-111.

6. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 352 с.

7. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

8. Хольм С.-Т. Инновационная цепь: в поисках недостающего звена российской инновационной системы // Инновационные тренды. 2011. № 1. С. 12-14.

9. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 252 с.

References

1. Burovkina L.A. Teoretiko-metodologicheskiye usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical and Methodological Conditions of Art Education of Students in Institutions of Additional Education. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2011, 38 p. (In Russian).

2. Burovkina L.A. Nauchno-metodologicheskiye usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Scientific and Methodological Conditions of Art Education of Students in Institutions of Additional Education]. Moscow, Moscow City University Publ., 2011, 319 p. (In Russian).

3. Nalivayko N.V., Petrov V.V. Innovatsionnoye obrazovaniye v Rossii: vnedreniye ili izucheniye zarubezh-nogo opyta? [Innovational education in Russia: is it implementation or studying the foreign experience?]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2011, no. 2, pp. 62-70. (In Russian).

4. Burovkina L.A. Khudozhestvenno-tvorcheskaya deyatel'nost' uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo formirovaniya sotsial'no-kul'turnoy lichnosti [Artistic and creative activity of students in institutions of additional education as a meansof forming a social and cultural personality]. Strategiczne pytania swiatowej nauki: materialy 8 Mifdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 13. Pedagogiczne nauki. Przemysl, Nauka i studia Publ., 2012, pp. 69-73. (In Russian).

5. Koreshkov V.V., Novikova L.V. Khudozhestvennaya pedagogika na sovremennom etape [Art pedagogy at the present stage]. Materialy 3 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferetsii «Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya» [Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference "Academic Science - Problems and Achievements"]. North Charleston, 2014, pp. 109-111. (In Russian).

6. Leontyev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl Publ., 2004, 352 p. (In Russian).

7. Rogers C.R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka [A Look at Psychotherapy. Establishment of Man]. Moscow, Progress Publ., 1994, 480 p. (In Russian).

8. Kholm S.-T. Innovatsionnaya tsep': v poiskakh nedostayushchego zvena rossiyskoy innovatsionnoy sistemy [Innovation chain: in search of the missing link in the Russian innovation system]. Innovatsionnyye trendy [Innovative Trends], 2011, no. 1, pp. 12-14. (In Russian).

9. Khutorskoy A.V. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical Innovation]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 252 p. (In Russian).

Информация об авторах

Ловцова Ирина Владимировна, начальник отдела развития гуманитарных технологий и сохранения культурного наследия. Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-7684

Буровкина Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: burovkinala@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9775-2206

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Ловцова Ирина Владимировна

E-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.11.2019 г.

Поступила после рецензирования 12.12.2019 г.

Принята к публикации 20.01.2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

Irina V. Lovtsova, Head of Development of Humanitarian Technologies and Preservation of Cultural Heritage Department. All-Russian Center for the Development of Artistic and Humanitarian Technologies, Moscow, Russian Federation. E-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-7684

Lyudmila A. Burovkina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Painting and Composition of Institute of Culture and Arts. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: burovkinala@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9775-2206

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Lyudmila A. Burovkina E-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

Received 21 November 2019 Reviewed 12 December 2019 Accepted for press 20 January 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.