Научная статья на тему 'РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗ / ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Сырова Надежда Васильевна, Зимина Евгения Константиновна

Данная статья посвящена вопросу развития образного восприятия младших школьников. Авторы рассматривают сущность понятия «восприятие», его свойства и виды. Дается авторская трактовка понятия «образное восприятие», раскрывающая образное восприятие как процесс целостного узнавания, распознавания предмета, явления, сравнения его с имеющимися у человека сенсорными эталонами, представлениями, продуктом которого выступает ментальный образ этого предмета, явления. В исследовании разбираются особенности процессов восприятия учащимися младшего школьного возраста предметов и явлений окружающей среды, выработки сенсорных эталонов восприятия. Авторами дан аналитический обзор научных трудов, в которых показано, что занятия изобразительной деятельностью способствуют умственному развитию ребенка, повышая уровень образного восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Сырова Надежда Васильевна, Зимина Евгения Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARTISTIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATIVE PERCEPTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

This article is devoted to the development of figurative perception of younger students. The authors consider the essence of the concept of "perception", its properties and types. The author's interpretation of the concept of "figurative perception" is given, revealing figurative perception as a process of integral recognition, recognition of an object, phenomenon, its comparison with the sensory standards, representations that a person has, the product of which is the mental image of this object, phenomenon.The study analyzes the features of the processes of perception by students of primary school age of objects and phenomena of the environment, the development of sensory standards of perception. The authors give an analytical review of scientific papers, which show that visual activities contribute to the mental development of the child, increasing the level of figurative perception, attention, thinking, and cognitive interest.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Воронов, Н.А. Влияние средств физической культуры и спорта на улучшение физического состояния курсантов / Н.А. Воронов // Вопросы педагогики. - 2019. - № 7-1. - С. 21-24

2. Воронов, Н.А. Развитие форм физической активности для поддержания умственной деятельности / Н.А. Воронов // Развитие образования. - 2018. - № 1 (1). - С. 29-31

3. Глушков, П.Ю. Развитие физической выносливости у курсантов войск национальной гвардии моделирующим методом / П.Ю. Глушков, О.В. Фадеев, Н.Е. Норин // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 610-612

4. Кикоть, В.Я. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / В.Я. Кикоть, Я.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров [и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 455 с.

5. Копылов, Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 с.

6. Миронов, В.В. Актуальность развития физической выносливости у военнослужащих операторского профиля / В.В. Миронов, А.Н. Чиргин, Я.С. Козиков, В.Н. Максимов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - №4. - С. 15-21

7. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учеб. метод. пособие / Ю.М. Николаев. -СПб.: Олимп-СПб, 2010. - 120 с.

8. Хламов, В.Н. Выносливость - основное физическое качество, определяющее состояние здоровья курсанта военного училища / В.Н. Хламов // Вестник ТГУ. - 2009. - № 4. - С. 45-50

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу развития образного восприятия младших школьников. Авторы рассматривают сущность понятия «восприятие», его свойства и виды. Дается авторская трактовка понятия «образное восприятие», раскрывающая образное восприятие как процесс целостного узнавания, распознавания предмета, явления, сравнения его с имеющимися у человека сенсорными эталонами, представлениями, продуктом которого выступает ментальный образ этого предмета, явления. В исследовании разбираются особенности процессов восприятия учащимися младшего школьного возраста предметов и явлений окружающей среды, выработки сенсорных эталонов восприятия. Авторами дан аналитический обзор научных трудов, в которых показано, что занятия изобразительной деятельностью способствуют умственному развитию ребенка, повышая уровень образного восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса.

Ключевые слова: восприятие, образ, образное восприятие, особенности развития, младший школьный возраст.

Annotation. This article is devoted to the development of figurative perception of younger students. The authors consider the essence of the concept of "perception", its properties and types. The author's interpretation of the concept of "figurative perception" is given, revealing figurative perception as a process of integral recognition, recognition of an object, phenomenon, its comparison with the sensory standards, representations that a person has, the product of which is the mental image of this object, phenomenon.The study analyzes the features of the processes of perception by students of primary school age of objects and phenomena of the environment, the development of sensory standards of perception. The authors give an analytical review of scientific papers, which show that visual activities contribute to the mental development of the child, increasing the level of figurative perception, attention, thinking, and cognitive interest.

Key words: perception, image, figurative perception, features of development, primary school age.

Введение. Современная педагогическая наука отмечает, что изобразительное искусство сегодня - это один из основных предметов в начальной школе, который представляет собой не только формирование основ художественной дисциплины, но и является важным инструментом для общекультурного развития ребенка. При этом авторы Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации говорят об изменении жизненной среды, в которой развиваются современные дети, о низком качестве этой среды с культурологической точки зрения. Как следствие, у школьников нарушается и процесс восприятия в целом, и процесс образного восприятия окружающего мира, искусства и природы в частности. Это приводит к массовым перекосам в поведении детей, нарушает процессы их эстетического и духовно-нравственного восприятия жизни и заставляет педагогов искать эффективные методы и формы обучения детей с целью развития у них образного восприятия [4, 7].

Изложение основного материала статьи. Восприятие или перцепция - это одно из самых основных свойств психики человека. Восприятие базируется на сложнейших процессах внутрианализаторных и межанализаторных нервных связей, обеспечивающих восприятие объекта целостным. В результате многочисленные элементы человеческого сознания становятся отчетливыми и ясными. К этому важнейшему процессу жизнедеятельности человека обращались такие ученые как Л.С. Выготский, Е. Л. Бережковская, Р.С. Немов, Т.М. Мирютина, М. И. Еникеев, Б. С. Братусь, Н.С. Ефимова, В.П. Ступницкий, А.Г. Маклаков, Л.Ф. Обухова и многие другие. Исходя из научных концепций можно сделать определенный вывод, что поскольку каждый предмет представляет собой совокупность определенных характеристик, человек воспринимает его как в целом, так и дискретно. Но как же процесс восприятия окружающего мира осуществляется ребенком в младшем школьном возрасте? Рассмотрим это более подробно.

Восприятие характеризуется следующими свойствами:

1. Предметность - отражение объектов, явлений внешней окружающей действительности в виде отдельных предметов.

2. Целостность. Это свойство восприятия, выявляющее целостный, то есть единый образ наблюдаемого объекта, предмета или явления. Отдельные ощущения могут сформироваться в целостный образ, при этом некоторые его составляющие могут в данный момент не наблюдаться. Человек в течение своего жизненного пути нарабатывает определенный набор сенсорных эталонов и даже, если на него воздействует только одно свойство предмета, целостный образ у взрослого, развитого человека проявляется условно рефлекторно.

3. Структурность. На первом этапе восприятия воспринимается обобщенная структура объекта.

4. Константность. Под этим свойством понимается относительное постоянство восприятия определенных качеств различных предметов, таких, как цвет, форма, структура, размер. При изменении каких-либо условий процесса восприятия, это свойство позволяет сохранять более или менее постоянные представления об окружающем мире.

5. Осмысленность. Процесс перцепции у человека всегда сопровождается осмыслением увиденного. Восприятие связано с процессами непосредственной рецепции, но в результате человек мысленно называет объект, относит к определенному классу, дает какие-либо характеристики и т.д.

6. Избирательность. Объекты воспринимаются избирательно в зависимости от размера, и от объединения к одному кластеру, По модальности выделяются следующие виды восприятия, соответствующие сенсорным системам: зрительный, слуховой, осязательный, кинестатический, обонятельный, вкусовой.

Исходя из форм существования материи в виде пространства, времени и движения, соответственно выделяют и восприятия пространства, времени и движения.

И все эти виды восприятия действительности имеют тесную связь с понятием «образ». Образ - это понятие, которое трактуется различным способом. Так, в словаре Л.И. Скворцова определено, что образ - это внешний вид, наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, форма восприятия действительности, характер, склад чего-либо [12].

В словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова образ это:

1) внешний вид, облик, наружность, внешность;

2) живое, наглядное преставление о ком-то, о чем-то, возникающее в воображении, мыслях кого-либо;

3) форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, отпечаток, воспроизведение сознанием предметов, явлений внешнего мира;

4) обобщенное художественное восприятие действительности, которое облечено в форму конкретного индивидуального явления [1].

Соединяя сказанное выше, мы можем трактовать образное восприятие как процесс целостного узнавания, распознавания какого-либо объекта, сравнения его с имеющимися уже у человека сенсорными эталонами, представлениями, продуктом которого выступает ментальный образ этого объекта.

Младший школьный возраст включает в себя возрастную группу 6-11 лет. С точки зрения педагогики и психологии очень важным в данном возрасте является развитие нервной системы. Так, головной мозг перестает увеличиваться в объеме, его дальнейшее развитие происходит путем усложнения, совершенствования структурной организации. При этом функциональное состояние нервной системы крайне далеко от высокого уровня развития. В частности, еще не развита уравновешенность нервных процессов, имеется несоответствие между деятельностью симпатической и парасимпатической нервной системы, что приводит к недостаточной координационной роли больших полушарий. Преобладают процессы возбуждения, что приводит к быстрому истощению нервных клеток головного мозга.

Младший школьный возраст называется сензитивным периодом, то есть наиболее благоприятным для становления познавательного отношения к окружающему миру, навыков саморегуляции, самоактивации, организованности. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, однако и игровая деятельность остается важной в жизни ребенка. Младшие школьники активно включаются в трудовую деятельность, занимаются искусством, спортом.

В этот возрастной период у школьников наблюдается переход мышления от конкретно-образного к словесно-логическому, рассуждающему. Необходимо в этот период сформировать у ребенка содержательно-теоретическое мышление, которое позволило бы ему понимать внутреннюю суть предметов, явлений, закономерности их функционирования. Начало теоретического мышления связано с появлением интеллектуальной рефлексии, т.е. способности ребенка осознавать содержание своей мыслительной деятельности.

На принципиально иной функциональный уровень переходит система анализа и обработки информации, в частности развивается анализ сенсорной информации. В этот период развития происходит специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в сенсорном анализе, распознавании. Это повышает разрешающие перцептивные способности детей, позволяя воспринимать новые сложные объекты, вырабатывать новые сенсорные эталоны.

Таким образом, можно уверенно заявить, что у детей младшего школьного возраста процесс образного восприятия претерпевает ряд изменений. Как следствие, крайне важно своевременно принимать меры по развитию данного процесса, в том числе и средствами изобразительного искусства.

На сегодняшний день специалисты признают, что изобразительное искусство имеет колоссальное значение в жизни ребенка. В частности, И.В. Разенков отмечает, что занятия изобразительной деятельностью способствуют умственному развитию ребенка, повышая уровень развития восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, развивают дисциплинированность, организованность, аккуратность, имея воспитательные функции [11].

Е.В. Василенко и др. полагают, что изобразительное искусство несет эстетическую функцию, знакомя детей с красотой окружающего мира, развивает творческие способности ребенка, который входе выполнения творческого задания создает нечто новое, субъективно ценное, отражая в нем свои впечатления, свое видение мира [3].

Как полагает Е.М. Буланцева, занятия изобразительным искусством включает в себя развитие представлений о форме, цвете, пропорциях, перспективе, композиции и т.д., а также развитие у детей познавательного интереса, творческого мышления, образного восприятия окружающего мира [2]. При этом, как считают Ю.А. Мациевская и др. развитие изобразительной деятельности детей - довольно сложный процесс, для ускорения, повышения эффективности которого применяются разнообразные методические подходы [8].

Касается это и такого компонента развития изобразительной деятельности как развитие образного восприятия. Так Е.А. Перевозкина и др. считают, что базовой основой в процессе образного восприятия является анализ произведений таких пейзажистов как И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский и т.д. Анализу подвергаются художественные средства, приемы мастеров. Это позволяет глубже осмыслить связь природы и искусства, сформировать эстетический вкус ребенка. Авторы утверждают, что развитие навыка анализа художественных произведений, процесса образного восприятия невозможно без развития базы технических знаний, умений и навыков. Например, крайне важными авторы считают знание, понимание и умение различать такие средства выразительности пейзажной живописи как цвет,

композиция, ритм, метр, мазок и т.д. На основе знаний теоретических основ пейзажной живописи активно развивается и процесс образного восприятия [10].

И.Ю. Николаева говорит о важности межпредметности и предлагает использовать для развития образного восприятия ребенка произведения пейзажной лирики М.Ю. Лермонтова. Автор отмечает, что изображение пейзажа всегда сложно для детей, т.к. они не замечают интересных сюжетов для изображения, особенно если в этих сюжетах нет ярко выраженного действия, которое развивается во времени, например радуги, сильного ветра и т.д. Автор предлагает применять для тренировки процесса образного восприятия художественные произведения. Это, по мнению автора, активизирует процессы восприятия, поскольку требует от детей выбора средств выразительности и собственного видения сюжета [9].

Данную идею поддерживает А.Е. Кувангалиева, которая полагает, что образное восприятие усиливается, если соединять восприятие литературных произведений и искусства. Этот процесс автор называет интермодальным образным сопоставлением и считает, что этот прием позволяет обучающемуся глубже проникать в глубинный смысл литературных и художественных произведений, достигать более высокого уровня развития процессов образного восприятия [6].

С.С. Качаев считает, что в структуре образного восприятия выделяется когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Автор предлагает применять такие методы развития образного восприятия как метод художественного уподобления Б.М. Неменского и метод соучастия в художественном действии Б.П. Юсова [5].

И.А. Хоммик и др. выделяют в процессе развития образного восприятия такие этапы как первичное восприятие, эмоциональное ощущение, анализ сюжета и средств выразительности, соотношение увиденного с собственным опытом, создание собственного понимания произведения. Авторы предлагают применять словесный, наглядный и практический методы формирования восприятия. Словесный метод включает в себя рассказы, беседы. В рамках наглядного метода применялись такие методы как иллюстрация, демонстрация, наблюдения, сравнение. К практическим методам можно отнести непосредственную изобразительную деятельность[14].

К.М. Филиппова и др. считает, что очень важно применять нетрадиционные изобразительные техники. К таким техниках автор относит рисование цветной пеной для бритья, рисование на мятой бумаге, рисование солью и красками, рисование акварелью и восковыми мелками и т.д. [13].

Выводы. Восприятие является сложным психическим познавательным процессом, осуществляющимся через непосредственное сенсорное воздействие на человека в данный момент времени. В результате этого у человека формируется определенный целостный образ объекта. Восприятие характеризуется отличительными свойствами: целостность, контрастность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность. Восприятие - это процесс, который имеет ряд онтогенетических особенностей и формируется постепенно. У детей младшего школьного возраста он сводится к узнаванию форм, цвета, общих контуров, и отдельные нюансы наблюдаемого объекта, явления, могут ускользать от них. Большое значение имеет тот факт, что дети в младшем школьном возрасте пока не имеют такого же набора сенсорных эталонов как взрослый человек, что делает процессы восприятия у них ограниченными и требует педагогического вмешательства с целью их расширения, обогащения, интенсификации развития. Для этого применяют средства изобразительной деятельности, позволяющей активизировать, формировать и успешно развивать образное восприятие окружающей действительности у младших школьников.

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.

2. Буланцева, Е.М. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка / Е.М. Буланцева // Научный альманах, 2022. - № 10-1 (96). - С. 75-77

3. Василенко, Е.В. Изобразительное искусство как один из методов развития творческой личности ребенка / Е.В. Василенко, П.Г. Василенко // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. Итоги 10-летия международной деятельности ШГПУ, 2019. - С. 46-47

4. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2. - С. 8. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8 (дата обращения: 15.02.2023).

5. Качаев, С.С. Методы развития художественного восприятия у младших подростков на занятиях изобразительным искусством в условиях детской школы искусств / С.С. Качаев // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук, 2018. - С. 98-102

6. Кувангалиева, А.Е. Развитие образного восприятия литературных произведений в процессе взаимодействия искусств / А.Е. Кувангалиева // Социальная психология личности и акмеология. Сборник статей молодых исследователей, 2014. - С. 241-248

7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№1. - С. 2.

8. Мациевская, Ю.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творческого мышления ребенка. Основные этапы становления детского творчества / Ю.А. Мациевская, М.В. Кочетова // Коллекция гуманитарных исследований, 2018. - № 4 (13). - С. 54-59

9. Николаева, И.Ю. Развитие образного восприятия у учащихся детской художественной школы на основе изучения пейзажной лирики М.Ю. Лермонтова / И.Ю. Николаева // М.Ю. Лермонтов в истории, культуре и образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019. - С. 230-233

10. Перевозкина, Е.А. Роль занятий по пейзажной живописи в развитии эстетического восприятия детей младшего школьного возраста / Е.А. Перевозкина, Е.И. Шешукова // Педагогический вестник. - 2022. - № 22. - С. 70-72

11. Разенков, И.В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования / И.В. Разенков // Актуальные задачи педагогики. Материалы V Международной научной конференции, 2014. -С. 171-173

12. Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений / Л.И. Скворцов. -М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. - 1104 с.

13. Филиппова, К.М. Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных изобразительных техник / К.М. Филиппова, И.П. Золотухина // Вопросы педагогики, 2019. - № 11-2. - С. 254-260

14. Хомик, И.А. Пейзаж как средство развития художественного восприятия обучающихся / И.А. Хоммик, Е.И. Шешукова // Педагогический вестник, 2022. - № 22. - С. 91-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.