Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
умственная отсталость / дошкольный возраст / сенсорные эталоны / mental retardation / preschool age / sensory standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Анастасия Андреевна, Болдырева Виктория Эдуардовна

В данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы изучены особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с лёгкой умственной отсталостью. Актуализируются вопросы особенности формирования сенсорных эталонов у умственно отсталых детей. Предлагаются игры занятия по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников. Рассматривается специфика восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника. Исследуется практика изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF SENSORY STANDARDS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

In this article, based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the features of the formation of sensory standards in preschool children with mild mental retardation are studied. The questions of the peculiarities of the formation of sensory standards in mentally retarded children are actualized. Games are offered classes on the formation of sensory standards in younger preschoolers. The specificity of the perception of the surrounding world in a mentally retarded preschooler is considered. The practice of studying the sensory capabilities of preschoolers with mental retardation is investigated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

FEATURES OF THE FORMATION OF SENSORY STANDARDS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

УДК 376

Лысенко Анастасия Андреевна, студентка кафедры С(Д)О, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь

Болдырева Виктория Эдуардовна, канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь

Lysenko Anastasia, student of the Department with QD)O, GBOWO RK "Crimean engineering and pedagogical Fevzi Yakubov University», Russia, Simferopol Boldyreva Victoria, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of S(D)O, GBOWO RK "Crimean engineering and pedagogical Fevzi Yakubov University», Russia, Simferopol

Аннотация: В данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы изучены особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с лёгкой умственной отсталостью. Актуализируются вопросы особенности формирования сенсорных эталонов у умственно отсталых детей. Предлагаются игры - занятия по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников. Рассматривается специфика восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника.

1921

Исследуется практика изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью.

Abstract: In this article, based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the features of the formation of sensory standards in preschool children with mild mental retardation are studied. The questions of the peculiarities of the formation of sensory standards in mentally retarded children are actualized. Games are offered - classes on the formation of sensory standards in younger preschoolers. The specificity of the perception of the surrounding world in a mentally retarded preschooler is considered. The practice of studying the sensory capabilities of preschoolers with mental retardation is investigated.

Ключевые слова: умственная отсталость, дошкольный возраст, сенсорные эталоны.

Keywords: mental retardation, preschool age, sensory standards.

Среди многочисленных задач сенсорного воспитания исследователи О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева считают, что важнейшими для детей с нарушением интеллекта являются: создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире; формирование обобщенных способов обследования предметов и их свойств; усвоение необходимой базы сенсорных эталонов; своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом; формирование сенсорных представлений [2; 3; 4].

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей среды, служит основой познания мира ребенком с нарушением интеллекта, первой ступенью, которого является чувственный опыт.

Формирование сенсорных эталонов у дошкольников представляет собой совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие

1922

деятельности органов чувств ребенка. Необходимость формирования сенсорных эталонов обусловлена значением чувственного познания в развитии человека. В дошкольной педагогике основное внимание уделяется формированию разнообразных сенсорных способностей детей [1].

Сенсорное воспитание способствует всестороннему развитию личности, является основой успешного умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания.

В связи с тем, что в детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются, сенсорное воспитание в этот период приобретает особо важное значение. В различных видах деятельности в конструировании, рисовании, лепке, пении и т.п. - ребенок учится обобщенным способам наблюдения (рассматривание, выслушивание, сопоставление) предметов. Большую роль в сенсорном воспитании играют речь, словесные указания и обозначения [5].

У детей с умственной отсталостью нарушено восприятие пространства, прослеживается недоразвитие речи затруднено усвоение общественного опыта и чувственного познания. Следовательно, восприятие недостаточно систематизировано и осмыслено. В сенсорном воспитании таких детей необходимо максимально использовать сохраненные анализаторы.

В процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью реализуется ряд мероприятий направленных на развитие ощущений, эмоциональной сферы детей в процессе взаимодействия с предметами.

Пробелы в сенсорном развитии ребенка трудно компенсируются, а в школьном возрасте часто приводят к общему снижению интеллектуального развития и определенным трудностям в обучении [5].

Исследователи А.А. Катаева Е.А. Стребелева выделяют специфические задачи формирования сенсорных эталонов, направленных на коррекцию и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью. К ним относятся: обеспечение как

1923

можно более раннего развития восприятия; ускорение его темпа, интенсификация; преодоление отклонений в сенсорном развитии [4].

На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, которая учитывает особенности аномального развития и специфику каждого вида детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется во время формирования основных видов деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и др.

Важным условием развития сенсорной сферы ребенка является необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития независимо от уровня речевого развития ребенка; повседневное формирование и закрепление собственного речевого опыта ребенка, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову [3].

В систему сенсорного воспитания детей с умственной отсталостью должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта: понимание жестовой инструкции, подражания, анализ образца, самостоятельный анализ задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью должно выстраиваться на следующих принципах:

- В основе первого принципа лежит обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентации в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства, моторики и тому подобное. При этом

1924

учитывается та важная роль, которую играют названые процессы в осуществлении различных видов деятельности.

- Второй принцип предполагает сочетание обучения детей сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности. В процессе этих действий школьник сосредотачивается на свойствах и качествах предметов, учитывая их значение. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и направлено на выяснение свойств предметов и явлений или выяснение «сигнального значения».

- Третий принцип предопределяет сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей среде. Правильное ориентирование детей в окружении достигается в результате специфических действий при обследовании величины, формы, цвета предметов, определения качества, свойств звуков.

- Четвертый принцип предполагает формирование систематических представлений о свойствах и качествах, которые являются основой -эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с теми знаниями и опытом, который уже имеет [5].

Для развития сенсорики ребенку очень важно, чтобы он учился воспринимать, характеризовать, передавать изображение окружающих его предметов. Поэтому с первого года обучения программа предусматривает лепку, рисование с натуры, определение качеств предметов. Только во время рисования и лепки с натуры ребенок получает возможность непосредственно обследовать предмет и передать путем изобразительной деятельности свои впечатления.

При обучении детей с умственной отсталостью выделяется важная роль движения руки обведения - предмета, который ребенок должен воспроизвести на плоскости, бумаге. На занятиях дети узнают, что лепка, рисунок, аппликация, оригами - это изображения тех же реальных предметов, которые им знакомы, с которыми они играют, пользуются, называют их.

1925

Для лепки и рисования с натуры берутся хорошо сделанные красивые, яркие, натуральные материалы. На занятиях дети не только овладевают определенными приемами и навыками, связанными с выполнением работ по лепке, рисованию, аппликации, мозаики, но и учатся подбирать цвет, форму, величину бумаги, сочетать краски, правильно и красиво располагать рисунок на листе. Творчество детей особенно ярко проявляется в сюжетном рисовании, в самостоятельных работах на основе впечатлений от прогулок, экскурсий, праздников [1].

Художественные способности детей с умственной отсталостью проявляются в изобразительной деятельности, с помощью которой они могут показать свое эмоциональное отношение к окружающей обстановке. В эстетическом воспитании детей большое значение имеет декоративное рисование, которое тесно переплетается с народным искусством. Дошкольников знакомят с элементами народной росписи, разнообразием народных орнаментов (полотенца, салфетки и т. др.). Занятия по декоративному рисованию формируют творческие, развивают художественные вкусы, способности детей.

Таким образом, в специальных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется интенсивному воспитанию детей, то есть формированию умений воспринимать и представлять предмет и явления окружающей действительности. Формирование сенсорных эталонов осуществляется на занятиях, в игровой, учебной, изобразительной, конструктивной деятельности. На каждом занятии в учреждениях специального образования задания должны быть ориентированы на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлены на освоение комплексной программы сенсорного воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Список литературы 1. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. /

1926

Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю Ковалева. - СПб.: КАРО, 2015.

- 304 с.

2. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина. - М.: Наука, 2011. - 72 с.

3. Давыдова, С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции / С.И. Давыдова. // Дефектология. - 2013. - № 2. - С. 69-72.

4. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

5. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / под ред. Н.Ф. Дементьевой. - М.: Академия, 2013. - 312 с.

Bibliography

1. Voilokova, E.F. Sensory education of preschoolers with intellectual disabilities: teaching aid. / E.F. Voilokova, Yu.V. Andrukhovich, L.Yu. Kovaleva. - SPb.: KARO, 2015 .-- 304 p.

2. Gavrilushkina, O. P. Education and training of mentally retarded preschoolers: book. for the teacher / O.P. Gavrilushkin. - M .: Nauka, 2011 .-- 72 p.

3. Davydova, S.I. Mentally retarded preschoolers' performance of tasks for imitation, sample and verbal instruction / S.I. Davydov. // Defectology. - 2013.

- No. 2. - S. 69-72.

4. Kataeva, A.A. Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschoolers / A.A. Kataeva, E.A. Strebeleva. - M .: Education, 2011 .-- 190 p.

5. The program of training and education of preschool children with pronounced mental retardation / ed. N.F. Dementieva. - M .: Academy, 2013 .-- 312 p.

© А.А. Лысенко, В.Э Болдырева, 2021

1927

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.