Научная статья на тему 'Теоретические и методические аспекты развития целостного восприятия произведений искусства у детей младшего школьного возраста'

Теоретические и методические аспекты развития целостного восприятия произведений искусства у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION OF WORKS OF FINE ART / PARADIGMATIC APPROACH / SYNERGETIC APPROACH / HOLISTIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлекович Ольга Борисовна, Евтух Анна Сергеевна

Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. На основе парадигмальных подходов, психологических теорий восприятия и компонентов структуры восприятия авторами исследования определены методологические подходы и ключевые педагогические условия развития данного качества в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTEGRAL PERCEPTION OF ARTISTICS IN THE CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE

The article represents the results of a theoretical study on the development of a holistic perception of works of art in children of primary school age. On the basis of paradigmatic approaches, psychological theories of perception and components, the structure of perception by the authors of the research defines methodological approaches and key pedagogical conditions for the development of this quality in the educational process of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические аспекты развития целостного восприятия произведений искусства у детей младшего школьного возраста»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного

учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

магистрант кафедры изобразительного искусства Евтух Анна Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного

учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. На основе парадигмальных подходов, психологических теорий восприятия и компонентов структуры восприятия авторами исследования определены методологические подходы и ключевые педагогические условия развития данного качества в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

Ключевые слова: восприятие произведений изобразительного искусства, парадигмальный подход, синергетический подход, целостное восприятие.

An^taUm. The article represents the results of a theoretical study on the development of a holistic perception of works of art in children of primary school age. On the basis of paradigmatic approaches, psychological theories of perception and components, the structure of perception by the authors of the research defines methodological approaches and key pedagogical conditions for the development of this quality in the educational process of junior schoolchildren.

Keywords: perception of works of fine art, paradigmatic approach, synergetic approach, holistic perception.

Введение. На современном этапе развития общества художественное образование, как специфический процесс социализации и овладения культурой, призвано решать ряд задач по становлению личности, развитию ее творческого потенциала и художественного вкуса, формированию активной жизненной позиции и потребности в самостоятельном решении разного уровня сложности учебных и творческих задач. Основой обретения ребенком данных качеств в учебно-воспитательном процессе художественного образования выступает наличие способностей тонко чувствовать прекрасное и целостное восприятие.

В виду наличия всех необходимых предпосылок возраст от 6 до 10 лет психологи определяют как наиболее сензитивный период для развития важнейших художественных способностей, в том числе и целостного восприятия. Не способность младшего школьника к абстрагированию, проявляющаяся в отсутствии умения рассматривать действительность отдельно от наличествующих в ней объектов, позволяет ему свободно воспринимать мир в единстве с собственными переживаниями, не выделяя и не противопоставляя себя окружающему миру (А.А. Мелик-Пашаев). Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления обуславливает высокий уровень свободы в данном возрасте, нестандартности и глубины в выстраивании ассоциативных связей в процессе восприятия и толкования действительности. Дети данного возраста обладают «внутренней страстностью» (Л.С. Выгодский), повышенной эмоциональной отзывчивостью, что позволяет их переживаниям быть «звучными», различимыми и легкими для определения. Наличие способностей осмысливать и обобщать свои переживания свидетельствует о готовности к осознанию и анализу источника своих переживаний, что, безусловно, выступает важным показателем к развитию целостного восприятия. С возрастом вышеуказанные свойства психики человека ослабевают.

Изложение основного материала статьи. Е.М. Торшилова и М.З. Дукаревич под целостным восприятием произведений искусства подразумевают восприятие в контексте творчества автора, под нецелостным - восприятие смысла вне формы или же восприятие формы вне смысла [12]. Е.В. Белоногова, Д.А. Леонтьев классифицируют восприятие произведений изобразительного искусства по индивидуальным стратегиям: жизненной (изображение-реальность), изобразительной (картина-изображение); авторской (осмысление авторского замысла и чувств), культурной (картина в контексте культуры), импрессивной (воздействие картины и ее деталей), ассоциативной; эмоциональной; стилистической (акцент на восприятие художественных средств и приемов избражения) [2].

В пространстве парадигмальных подходов восприятию присущи различные понимания. В постнеклассической парадигме категория «человекоразмерность» обуславливает включение в процесс восприятия ценностно-смысловых факторов, а именно восприятие рассматривается как диалог, в котором человек полноправный участник, определяющий его параметры. В рамках классической парадигмы восприятие - акт противопоставления субъекта и объекта восприятия, в неклассической - восприятие - акт взаимодополняющих отношений наблюдателя и среды [9-11]. В контексте данного исследования парадигмальный подход предопределяет границы применения теории восприятия искусства посредством познавательно-диалоговых стратегии и многоплановых взаимодействий человека и мира.

Психологические теории восприятия и различие оснований для классификаций восприятия указывают границы их применимости, но не позволяют в должной мере раскрывать понятие «целостное восприятие произведений изобразительного искусства», следовательно, и определить методологические подходы к развитию данного качества у детей младшего школьного возраста, что обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучить теоретические аспекты феномена «целостное восприятие», определить его структурные компоненты, выявить методологические подходы и ключевые педагогические условия к решению проблемы развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.

Восприятие - процесс чувственного отражения предметов и явлений в единстве их свойств; -перцептивный акт, активизирующий процессы мышления, истолкования свойств, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте [4; 13]. С позиции универсального эволюционизма, восприятие - этап информационного процесса со свойственной ему системностью, полифундаментализмом и многовариантностью.

Отечественная психология рассматривает восприятие не как изначально заданное свойство, а как качество, формируемое в предметной деятельности, для осуществления которой оно необходимо. H.A. Ветлугина [3], В. Вундт, И. Гербарт, И. Кант, Е.А. Флерина трактуют восприятие как познавательный процесс имеющий ряд свойств, а именно: предметность, осмысленность, избирательность, структурность, константность, апперцепцию и целостность. Целостность авторы определяют как способность восприятия к отражению объектов в совокупности взаимодополняющих друг друга свойств. По мнению Б.Г. Ананьева целостность восприятия - отражение образа предмета, основанное на выделении его основополагающих признаков, без акцентирования внимания на второстепенных и несущественных деталях [1].

Перцептивная система функционирует нелинейно в силу воздействия на неё различных количественных и качественных стимулов. Сенсорные сигналы поставляют данные, выбор перцептивной системы задает последовательность действий компонентов восприятия, обуславливая тем характеристики новообразований. В отологическом плане «целое» не сводится к сумме его частей - восприятие одних и тех же элементов, включенных в разные контексты, - вариативно. Нелинейность процесса восприятия имеет методологическое значение для данного исследования, поскольку позволяет с позиций информационно-синергетического и индивидуально-личностного подходов выстраивать учебно-воспитательный процесс по развитию данного качества у детей младшего школьного возраста.

Как культурно-исторический опыт, целостное восприятие произведений искусства требует определенных условий развития, в том числе и педагогических. В этих целях А.В. Бакушинский рекомендовал в обучении непосредственное «общение» (восприятие) с художественным произведением, выстраивая данный процесс с опорой на осмысленность и естественные ступени восприятия: от первичного эмоционально-образного переживания к последующему информационно-логическому познанию (инструменту структурирования и выявления уже прочувствованного художественного образа).

Осмысленность восприятия произведения искусства психологи Е.М. Торшилова и М.З. Дукаревич рассматривают как акт сотворчества - процесс, позволяющий наиболее полно понять взаимосвязь содержания, художественной идеи и особенности её воплощения средствами искусства. Е.П. Зальцман [5], Е.И. Игнатьев [6] отмечают важность творческой практики в процессе восприятия художественного произведения. В противном случае, подчеркивают авторы, процесс восприятия тормозится не владением средствами художественной выразительности и отсутствием художественных навыков. По мнению Г.Н. Кудиной [7], З.Н. Новлянской, А.А. Мелик-Пашаева, Б.П. Юсова восприятие и практическая художественная деятельность - взаимосвязанные, равно-значимые процессы. Исследователи отмечают -развитие целостного восприятия протекает более результативно в процессе постижения художественной формы как формы содержательной через восприятие общего эмоционального строя произведения и раскрытие его художественного замысла.

Произведения изобразительного искусства, как форма отражения объективной действительности в авторской интерпретации имеет сложную структуру и организацию. Целостность - первый закон построения произведения, определяет все его компоненты в определенной взаимосвязи и логической зависимости (Кибрик), обусловливая тем её единство и неделимость (Е.В. Шорохов) на конструктивном, композиционном и колористическом компонентах целостности. Постижение художественной деятельности и её продуктов младшими школьниками - последовательный процесс изучения методов и приемов исполнения, задающих эмоциональный и смысловой строй произведения: от техники изображения, особенностей выбора формата, подбора деталей, общего тонового и цветового решения (Г.В. Беда, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, П.П. Чистяков) до построения сюжетных слоев. Развитие у младших школьников способностей к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию его «содержательного наполнения и обобщения», способностей воспринимать и изображать части произведения соподчиняя их общему смыслу, создавать и сохранять в ходе ведения работы единство формы и содержания, подчинять все элементы образа главной идее - ведущие задачи художественной педагогики [8]. Решение данных задач не может быть рассмотрено вне освоения ребенком выразительных возможностей языка искусства.

Анализ теоретических аспектов проблемы развития целостного восприятия, стратегий направленности восприятия, а также свойств психики детей младшего школьного возраста позволил авторам исследования определить структурные компоненты и ключевые педагогические условия практико-ориентированной модели развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста, а именно:

- вовлеченность в художественный процесс и практическое овладение выразительными средствами искусства;

- восприимчивость к содержанию главной идеи произведения, её неравнодушное постижение;

- постижение содержания художественной формы через восприятие общего эмоционального строя произведения;

- умение видеть и анализировать используемые в произведениях технические средства и приемы создания единства и гармонии всех составных частей произведения;

- непосредственный личный опыт эмоционального восприятия произведений искусства с опорой на осмысленность и естественные ступени восприятия;

- индивидуально-личностный подход в обучении с учетом «поступенного» художественного развития ребенка;

- использование игры как метода и диалогичности как формы обучения младших школьников.

Выводы. Целостное восприятие произведений изобразительного искусства - один из способов

постижения мира, форма социализации и культурного развития человека на ранних этапах становления его личности. В данном контексте развитие целостного восприятия, как одного из важных качеств в структуре личности, в младшем школьном возрасте человека (наиболее сензитивном периоде) обретает стратегическую направленность. В целях развития данного качества учебно-воспитательный процесс художественного образования должен быть организован с учетом позиций информационно-синергетического, индивидуально-личностного подходов и определенных педагогических условий.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1960. - 205 с.

2. Белоногова, Е.В. Синтетическая модель восприятия искусства // Е.В. Белоногова, Д.А. Леонтьев. Психол. журнал. 2001. Т. 22, № 2. - С. 140-142.

3. Ветлугина, Н.А. Задачи. Формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1978. - 109 с.

4. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974-2007.

5. Зальцман, Е.П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени / Е.П. Зальцман. - М.: Советский художник, 1978. - 55 с.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

7. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина. - М.: Знание, 1988. - 79 с.

8. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов / Ю.А. Полуянов. - Москва; Рига: Эксперимент, 2000. - 160 с.

9. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М.: Наука, 1994. - 274 с.

10. Степин, В.С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Тексты. М.: ИФ РАН, 1997. - С. 108-122.

11. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

12. Торшилова, Е.М. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Е.М. Торшилова, М.З. Дукаревич. - Л.: Наука, 1978. - С. 174-190.

13. Якобсон, П.М. Художественное восприятие / П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1971. - 86 с.

Педагогика

УДК 159.9.01

кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования всестороннего развития личности обучающихся и методов индивидуализации обучения в направлении естественнонаучных дисциплин. Формулируются основные положения по интеллектуализации процесса обучения. Освещаются новые эффективные методы интеллектуального развития обучающихся в процессе формирования у них индивидуально-психологических особенностей, а также в процессе решения задач и выполнения экспериментальных заданий. Подчёркивается важная роль интеллектуального развития курсантов в рамках военно-научной работы.

Ключевые слова: обучающиеся, интеллектуальное развитие, творческая деятельность, индивидуализация обучения.

Annоtation. The article reveals the results of the study of the comprehensive development of the personality of the students and the methods of individualizing learning in the direction of natural science disciplines. The main provisions on the intellectualization of the learning process are formulated. New effective methods of intellectual development of students in the process of forming their individual psychological characteristics, as well as in the process of solving problems and fulfilling experimental tasks, are described. The important role of intellectual development of cadets in the framework of military-scientific work is underlined.

Keywords: students, intellectual development, creative activity, individualization of learning.

Введение. Всестороннее развитие обучающихся - одна из главных задач высших учебных заведений. Многолетний опыт работы в вузе показывает, что привлечение обучающихся к творческой деятельности, в рамках учебного процесса, способствует их эффективному интеллектуальному развитию.

Ориентируя обучающихся на то или иное творческое направление их деятельности профессорско-преподавательский состав должен учитывать психологические особенности и стремиться развивать их в процессе обучения.

Преподавательскому составу важно знать уровень умственного развития, индивидуально-психологические особенности курсантов, чтобы не только подбирать соответствующие методы и приемы обучения, но и в процессе обучения формировать профессионально-важные качества личности обучающихся.

Следует отметить, что работа по изучению психологических особенностей личности, формированию познавательной активности, выявлению и развитию творческих способностей к той или иной области знания должна быть организована в вузе на высоком уровне. Многие способные и даже талантливые обучающиеся часто не могут раскрыть свои способности при традиционной системе обучения и ярко проявляют себя только при организации их творческой деятельности, что способствует развитию мышления, познавательных интересов и способностей. Такой подход к процессу обучения позволит в полной мере не только выявить, но и развить интеллектуальную направленность каждого из обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Основой интеллектуального развития будущего военного летчика является способность планирования, организации и контроля всех своих действий по достижению поставленных перед ним целей и задач. Этого можно достичь при:

- овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.