РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ XX ВЕКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работа представлена кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Тагильцева
В статье автором рассматриваются основные аспекты развития восприятия музыки XX века. Показаны возможности ее включения в процессе обучения детей младшего школьного возраста в ДМШ на предмете «Слушание музыки».
The author of the article reviews different approaches to perception of the 20* century music and suggests a personal interpretation of the problem under study. The author also presents some aspects of enhancing of listening comprehension of the 20,h century music among junior pupils of a children’s music school at the lesson «Listening Comprehension of Music».
В различных научных и методических кальное восприятие» трактуются авторами источниках «восприятие музыки» и «музы- как идентичные и как разные по содержа-
нию понятия. Понятие «восприятие музыки», считает Е. В. Назайкинский, связано с работами, раскрывающими психологические аспекты данного феномена'. Поэтому музыкальное восприятие авторами часто рассматривается как способность, которая связана с другими индивидуальными музыкальными способностями (А. Л. Готсди-нер). Той же точки зрения придерживалась О. А. Апраксина, при этом она считала музыкальное восприятие и восприятие музы-
2
ки понятиями одинаковыми .
В ряде работ имеется и другая точка зрения, когда музыкальное восприятие рассматривается авторами как определенный процесс (Е. В. Назайкинский, Л. А. Безбородова, В. К. Белобородава, Л. В. Горюнова, Г. С. Тарасов и др.), который тесно связан с процессом протекания музыкального произведения. При этом авторы обращают внимание уже не только на субъективную составляющую музыкального восприятия, но и на объективную - само музыкальное произведение, которое развертывается во времени.
Концентрация внимания на объекте восприятия - музыкальном произведении позволяет определить содержание другого понятия «восприятие музыки». Оно, по мнению В. П. Анасимова, Н. А. Ветлугиной, М. Ю. Самакаевой. А. Н. Сохора и др., является сложным многоуровневым процессом, включающим слышание музыки, понимание,, переживание и оценку.
Анализ литературы относительно особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволил выявить у них специфические возрастные особенности восприятия музыкальных произведений. Так, В. К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Рады нова, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и другие подчеркивали тот факт, что восприятие музыки у детей всегда отличается эмоциональностью. Другой особенностью восприятия музыки детьми, считают Э. И. Бальчитис,
A. Л. Готсдинер, В. М. Подуровский, Н. В. Суслова и др., является опора на индивидуальный жизненный опыт, в который включается и опыт взаимодействия с художественными произведениями. Именно жизненный опыт ребенка позволяет ему выстроить содержание или определить художественный образ произведений искусства (Л. С. Выготский, Г. Кечхуашвили и др.). Несмотря на то что такую специфическую особенность восприятия искусства детьми, когда художественное произведение сравнивается ими с определенными жизненными событиями или эмоциями, авторы называют наивно-реалистической (И. С. Лев-шина, П. С. Писарский и др.), именно проявление наивного реализма является первым шагом к адекватному и полноценному восприятию искусства (Н. Г. Тагильцева, Г. С. Тарасов).
Одной из важных черт восприятия детьми не только искусства, но и мира является их любознательность и готовность воспринимать любые явления, в том числе и те, которые многими взрослыми определяются как необычные (Е. М. Торшилова,
B. Ф. Судаков, Г. М. Цыпин и др.). Опираясь на данные идеи, а также на результаты опроса детей 6-7-летнего возраста, мы пришли к выводу, что при определенном настрое педагога на прослушивание музыкальных произведений у детей выявляется предрасположенность к разным направлениям, стилям и жанрам музыкального искусства, в том числе и к произведениям музыки XX в.
Анализ определений понятия «восприятие музыки у детей», сформулированными разными авторами в работах, касающихся методики музыкального образования дошкольников и младших школьников, позволил выделить наиболее близкое для нашего исследования. Таковым явилось определение Г. А. Прасловой, считающей, что «восприятие музыки детьми» является процессом, включающим ощущение ими музыкальных звуков, осмысление предыду-
щего опыта, переживание музыкальных образов . Опираясь на это определение, мы сделали следующее его уточнение: восприятие музыки младшими школьниками является процессом, в который включается эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушанного произведения, и воссоздание на основе этого сопоставления его образа.
В музыковедческих работах та музыка, которая создавалась композиторами на протяжении XX в., определяется как «музыка XX в.», «современная музыка», «новая музыка», «авангардная музыка» и т. п. Для того чтобы к такой музыке слушатели не относили музыку эстрадную, развлекательную, также созданную в XX в., исследователи употребляют еще один уточняющий термин - «классическая», «академическая», «серьезная» или даже «филармоническая» музыка (М. П. Миронова). В настоящем исследовании музыкальные произведения, созданные в XX в., отвечающие требованиям времени и уровню развития музыкальной культуры (Э. И. Бальчитис), выполненные в академических традициях (Т. И. Калужникова, В. В. Кузнецова, И. Н. Шолкина, Ю. Н. Холопов и др.), мы в наиболее общем виде определяем как музыка XX в. Однако к произведениям музыки XX в. можно отнести образцы музыкального искусства, выполненные в определенных эстетико-стилевых направлениях, техниках и приемах музыкального письма, звуковысотных системах, видах «машинной и
I «технологической» музыки.
Огромная палитра музыкальных произведений академического направления музыки XX в. не может быть полностью представлена детям младшего школьного возраста. Поэтому для нашего исследования было необходимым сузить круг предлагаемых для прослушивания детей данного возраста произведений. Для настоящего исследования нами было выбраны произведения,
выполненные в направлении неофолькло-ризма, в связи с тем, что с примерами фольклорной архаики дети встречаются с самого раннего возраста, когда родные и близкие поют им колыбельные, попевки, пес-тушки и т. п. В работу с младшими школьниками были включены произведения, выполненные в технике сонористики. Данный выбор был обусловлен, во-первых, тем, что техника является конкретным способом (методом), овладев основами которого ребенок может создавать собственные творческие продукты, о чем не раз говорилось некоторыми авторами. Во-вторых, тем, что сонористика является часто используемой техникой в неофолькорных музыкальных произведениях.
Представление младшим школьникам произведений музыки XX в. происходило в процессе прохождения ими предмета «Слушание музыки», становление которого включает несколько этапов.
В начале XX в. данный предмет стараниями Б. Л. Яворского и Б. В. Асафьева был введен в систему музыкального воспитания детей в детской музыкальной школе (ДМШ) первой ступени. Одной из задач данного предмета являлось ознакомление детей младшего школьного возраста с примерами современной им музыкальной культуры.
В начале 40-х гг. XX в. этот предмет исчезает из учебных программ ДМШ первой ступени. Вместо него вводится другой предмет - «Музыкальная грамота», на котором происходило освоение детьми элементов сольфеджио, теории музыки и основ гармонии.
В конце 1960-х гг. в печати появляются статьи, доказывающие необходимость возвращения предмета «Слушание музыки» в программы ДМШ (В. Блок). Позже, в 8090-х гг. XX в., создаются авторские программы по этому предмету для учащихся младших классов ДМШ (Н. А. Царева, Т. А. Вольхина, В. В. Лисьих, В. И. Соболева, И. В. Рулева). В современных учебных планах для детских школ искусств (ДШИ)
и ДМШ предмет «Слушание музыки» занимает одно из главных мест в музыкальной подготовке учащихся. Анализ различных программ по предмету «Слушание музыки» показал, что в настоящее время его изучение нацелено на формирование у детей представлений об «интонационном словаре» (Б. В. Асафьев) музыки преимущественно XVIII-XIX вв., что значительно обедняет музыкальный кругозор младших школьников.
Обозначенные проблемы потребовали разработки методики развития восприятия у младших школьников музыки XX в., которая может быть реализована на предмете «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ.
Методика развития восприятия музыки XX в. основывается на комплексе искусств (музыка, изобразительное искусство, литература, театрализация), базовым из которых является музыка. Процесс развития восприятия музыки XX в. подразде-
ляется на четыре этапа, каждый из которых соответствовал определенной четверти обучения.
Развитию восприятия музыки XX в. у детей дошкольного и младшего школьного возраста способствует применение на предмете «Слушание музыки» следующих методов: размышлений о музыке (Д. Б. Кабалевский), перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдуллин), сравнения или как метод выявления сходства и различия (Э. Б. Абдуллин), пластического интонирования (Т. Е. Вендрова), музыкально-художественных ассоциаций (Л. В. Школяр), художественного контекста (Л. В. Горюнова), сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными (С. Д. Давыдова, Н. Г. Тагильцева).
Проведенная опытно-поисковая работа показала эффективность разработанной методики и возможность реализации в ДМШ и ДШИ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Назайкинский Е. В. Восприятие музыки как предмет музыкознания // Восприятие музыки: Сб.
ст. М.: Музыка, 1980. С. 91-111.
2
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.