Научная статья на тему 'Музыкально-пластическая деятельность младших школьников на занятиях вокалом в учреждении дополнительного образования'

Музыкально-пластическая деятельность младших школьников на занятиях вокалом в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCAL PERFORMANCE ACTIVITIES / SINGING / PRIMARY SCHOOL PUPILS / JUNIOR PUPILS / MUSICAL AND DANCE DEVELOPMENT / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицощенко Елена Сергеевна

Одним из основных требований, предъявляемых к современному музыкальному воспитанию детей, является массовое приобщение детей к музыкальному искусству. В связи с данным положением форма общения ребенка с музыкой должна быть активно-действенной, позволяющей ему глубоко погружаться и переживать содержание музыкального произведения. Одной из таких форм может выступать музыкально-пластическая деятельность, понимаемая как совмещение действия пения (или слушания музыкального сопровождения песни) и движения, являющееся способом отражения внутренних ощущений музыки младшим школьником, результатом которых выступает собственная интерпретация ребенком музыки. Недостаточно сформированное в младшем школьном возрасте абстрактное мышление компенсируется доминирующим наглядно-действенным, что побуждает ребенка в процессе восприятия музыки к поиску зрительного образа, реального движения, позволяющих «материализовать» музыкальную ткань и интерпретировать исполняемую (слушаемую) музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины мира. В статье, в опоре на определение музыкально-пластического развития, понимаемое как накопление элементов в двигательном тезаурусе ребенка, формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни, умение осуществлять музыкально-пластическую деятельность как средство отражения собственной интерпретации художественно-образного содержания детской эстрадной песни, выделяются следующие этапы данного развития: подготовительный, предполагающий накопление двигательных аналогов в двигательном тезаурусе ребенка; развивающий, предполагающий формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни; итоговый, предполагающий формирование умения осуществлять музыкально-пластическую деятельность как средство собственной интерпретации художественно-образного содержания детской эстрадной песни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL and dance ACTIVITY OF junior SCHOOLCHILDREN IN THE SINGING LESSONS IN ADDITIONAL EDUCATION institutions

One of the main requirements of modern musical education of children is involvement of children into musical art. In connection with this provision, children’s communication with music should be active, allowing them to “dive” deeply and comprehend the content of music. One of such forms is musical and dance activity, introduced in the educational process in the classroom of singing in youth centers. Under the musical and dance activities we understand the combined action of singing (or listening to the musical accompaniment of the songs) and movement, which is a way of reflecting inner feelings of junior pupils, the result of which is the interpretation of music by the child. Underdeveloped in early childhood abstract thinking is compensated by the search for visual images to comprehend the music; real movement allows to "materialize" the musical fabric and to interpret the music as a part of the more conventional visual picture of the world. The article describes the stages of musical and dance development of children of primary school age in the classes of singing: preparatory accumulation of the movements in the thesaurus of a child; developing formation of the ability to display the content of the children's pop song; final -building skills to carry out a musical and dance activities as a means of their own interpretation of artistic and imaginative content of children's pop songs. Gradual and consistent implementation of these steps in the process of musical and dance activity allows children to master the skills that allow them to understandd and interpret the artistic and imaginative content of the song.

Текст научной работы на тему «Музыкально-пластическая деятельность младших школьников на занятиях вокалом в учреждении дополнительного образования»

УДК 784-053"465.07/.11"

ББК Щ314-7р ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02

Грицощенко Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра «Вероника»; 625049, г. Тюмень, ул. Транспортная, 106; e-mail: е1епа_6891@^.ги.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вокально-исполнительская деятельность; вокальное искусство; младшие школьники; музыкально-пластическое развитие; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования.

АННОТАЦИЯ. Одним из основных требований, предъявляемых к современному музыкальному воспитанию детей, является массовое приобщение детей к музыкальному искусству. В связи с данным положением форма общения ребенка с музыкой должна быть активно-действенной, позволяющей ему глубоко погружаться и переживать содержание музыкального произведения. Одной из таких форм может выступать музыкально-пластическая деятельность, понимаемая как совмещение действия пения (или слушания музыкального сопровождения песни) и движения, являющееся способом отражения внутренних ощущений музыки младшим школьником, результатом которых выступает собственная интерпретация ребенком музыки. Недостаточно сформированное в младшем школьном возрасте абстрактное мышление компенсируется доминирующим наглядно-действенным, что побуждает ребенка в процессе восприятия музыки к поиску зрительного образа, реального движения, позволяющих «материализовать» музыкальную ткань и интерпретировать исполняемую (слушаемую) музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины мира. В статье, в опоре на определение музыкально-пластического развития, понимаемое как накопление элементов в двигательном тезаурусе ребенка, формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни, умение осуществлять музыкально-пластическую деятельность как средство отражения собственной интерпретации художественно-образного содержания детской эстрадной песни, выделяются следующие этапы данного развития: подготовительный, предполагающий накопление двигательных аналогов в двигательном тезаурусе ребенка; развивающий, предполагающий формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни; итоговый, предполагающий формирование умения осуществлять музыкально-пластическую деятельность как средство собственной интерпретации художественно-образного содержания детской эстрадной песни.

Gritsoshchenko Elena Sergeevna,

Teacher of Additional Education of the Municipal Autonomous Institution of Additional Education of Children "Veronica", Tyumen, Russia.

MUSICAL AND DANCE ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

IN THE SINGING LESSONS IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

KEYWORDS: vocal performance activities; singing; primary school pupils; junior pupils; musical and dance development; additional education; additional education institutions.

ABSTRACT. One of the main requirements of modern musical education of children is involvement of children into musical art. In connection with this provision, children's communication with music should be active, allowing them to "dive" deeply and comprehend the content of music. One of such forms is musical and dance activity, introduced in the educational process in the classroom of singing in youth centers. Under the musical and dance activities we understand the combined action of singing (or listening to the musical accompaniment of the songs) and movement, which is a way of reflecting inner feelings of junior pupils, the result of which is the interpretation of music by the child. Underdeveloped in early childhood abstract thinking is compensated by the search for visual images to comprehend the music; real movement allows to "materialize" the musical fabric and to interpret the music as a part of the more conventional visual picture of the world. The article describes the stages of musical and dance development of children of primary school age in the classes of singing: preparatory - accumulation of the movements in the thesaurus of a child; developing - formation of the ability to display the content of the children's pop song; final -building skills to carry out a musical and dance activities as a means of their own interpretation of artistic and imaginative content of children's pop songs. Gradual and consistent implementation of these steps in the process of musical and dance activity allows children to master the skills that allow them to under-standd and interpret the artistic and imaginative content of the song.

Введение современной системы музыкального образо-

«Программе развития системы рос- вания должно стать массовое приобщенное

>сийского музыкального образования детей к музыкальному творчеству. Данное

на период с 2015 по 2020 гг. и плане меро- положение в Программе основано на убежде-

приятий по ее реализации» указано, что од- нии о том, что музыкальное образование спо-

ним из приоритетных направлений развития собствует «.. .формированию у подрастающего

В<

© Грицощенко Е. С., 2017

поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, эстетического вкуса и проявлению творческой активности» [11, с. 4].

В свою очередь, для того чтобы музыка смогла надолго оставаться в эмоциональной памяти ребенка и в дальнейшем сказывалась на его мироощущении и поведении, ребенок должен научиться воспринимать музыку, глубоко ее переживать, чувствовать, как если бы она была создана им самим.

Выдающийся педагог-новатор В. А. Су-хомлинский отмечал, что способностью воспринимать, чувствовать, переживать красоту мелодии человек овладевает только в годы детства, и то, что было упущено в детстве, впоследствии очень трудно, или почти невозможно наверстать человеку в его зрелые годы [12, с. 69].

Одним из способов более глубокого восприятия музыки, переживания содержания музыкального процесса как в его целостности (чувствование музыкального образа), так и отдельных элементов музыкального языка может выступать музыкально-пластическая деятельность, введенная в педагогический тезаурус рядом авторов (Т. Е. Вендрова, В. Коэн) в занятия вокалом с детьми младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Вокально-исполнительская деятельность сегодня является одним из востребованных среди детей и подростков видов музыкальной деятельности. Транслируемые по телевидению шоу, в которых участвуют молодые звезды эстрады, привлекают детей и подростков своей яркостью, блистательностью. Многие современные дети хотят быть похожими на своих кумиров и выступать на сцене, тем самым реализовывая свои творческие потребности.

Ведущая роль в обучении детей вокально-исполнительской деятельности отводится детским музыкальным школам (далее -ДМШ), детским школам искусств (далее -ДШИ), дворцам детского и юношеского творчества. Образовательный процесс в данных специализированных учебных заведениях, подведомственных Управлению культуры, носит преимущественно предпрофес-сиональных характер. Традиционно урок вокала в ДМШ педагогами-практиками рассматривается как процесс овладения детьми специальными умениями и навыками, позволяющими учащемуся правильно исполнять различные вокальные произведения.

В свою очередь, существующие в настоящее время детско-юношеские центры (далее - ДЮЦ), центры развития творчества (далее - ЦРТ), клубы детского творчества (далее - КДТ) (подведомственные Департаменту по спорту и молодежной политике)

также предоставляют возможность детям обучаться вокальной музыкально-исполнительской деятельности в студиях, кружках сольного и ансамблевого пения в русле любительского музыцирования.

В отличие от ДШИ в вокальные студии ДЮЦ учащиеся принимаются в основном не по принципу наличия ярко выраженных музыкальных и вокальных способностей, а ориентируясь, главным образом, на желание ребенка заниматься вокально-исполнительской деятельностью, что способствует широкому охвату детей музыкальным творчеством и включения их в это творчество.

Отличительной особенностью занятий вокалом в ДЮЦ является то, что вокально-исполнительская деятельность не является для детей предпрофессиональной. Образовательный процесс, осуществляемый на занятиях вокалом, направлен, прежде всего, на развитие у детей любви к музыке и потребности в ней, формирование умения воспринимать, чувствовать, понимать различные вокальные произведения и их интерпретировать. В свою очередь, чтобы младший школьник смог вступить в диалог с композитором, то есть в художественный диалог [13], стать участником интерпретации, а следовательно, глубже понять замысел автора, форма общения с музыкой на занятиях вокалом должна быть активно-действенная, какой и является музыкально-пластическая деятельность. Музыкально-пластическая деятельность, введенная в образовательный процесс занятий по вокалу, представляет собой не обособленный вид музыкальной деятельности, а способ более глубокого погружения, переживания образного содержания вокального произведения, основываясь преимущественно не на словесный текст, а именно на интонационную форму песни.

Под музыкально-пластической деятельностью мы понимаем совмещенные действия пения (или слушания музыкального сопровождения песни) и движения, являющиеся способом отражения внутренних ощущений музыки младшим школьником, результатом которых выступает собственная интерпретация ребенком музыки.

Синтез музыки и движения является предметом многочисленных исследований музыковедов (Б. В. Асафьев, В. В. Медушев-ский), отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов (Т. Е. Вендрова, Б. Л. Яворский, Д. Е. Огороднов, Н. П. Збруева, К. Орф, З. Кодай, В. Коэн), ритмистов (А. И. Буренина, Э. Жак-Долькроз). Несмотря на различия в терминологии, применяемой для обозначения интеграции музыки и движения, авторы сходятся во мнении о том, что использование взаимодействия искусства музыки и искусства движения способствует развитию у

детей широкого спектра музыкальных способностей [5; 7; 8; 10; 15], становлению опыта творческой активной деятельности [2; 3; 4]. Цель статьи - раскрыть этапы музыкально-пластического развития детей младшего школьного возраста посредством введения в образовательный процесс занятий вокалом музыкально-пластической деятельности.

Результаты исследования

Активно-двигательная природа ребенка младшего школьного возраста, являясь основной и незаменимой биологической потребностью, находит свое естественное выражение в двигательных действиях на звучащее музыкальнее (вокальное) произведение. Нахождение движений под музыку, прочувствование, «переживание» младшим школьником каждого звука вокального произведения через жест, движение конкретизирует музыкальный образ той или иной песни, помогая впоследствии ребенку сделать процесс пения более осознанным, доступным и выразительным.

В свою очередь, для того чтобы ребенок смог творчески воплощать музыкально-двигательный образ, чувствовать, переживать музыку как логичное и последовательное действие в процессе осуществления музыкально-пластической деятельности, педагогом должна производиться целенаправленная работа по музыкально-пластическому развитию детей.

Под музыкально-пластическим развитием мы понимаем накопление элементов в двигательном тезаурусе ребенка, формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни, умение осуществлять музыкально-пластическую деятельность, в процессе которой создается собственная интерпретация художественно-образного содержания детской эстрадной песни.

Под интерпретацией, в свою очередь, мы понимаем не простое воспроизведение учащимся какой-либо песни, а индивидуальную трактовку младшим школьником вокального произведения, когда вокальное произведение рассматривается как «партитура», в которой каждый учащийся самостоятельно находит элементы музыкально-пластической деятельности, отражающие содержание детской эстрадной песни.

Процесс формирования данного умения у младших школьников представляет собой ряд последовательных этапов:

- подготовительный, задачей которого является накопление двигательных аналогов в двигательном тезаурусе ребенка;

- развивающий, задачей которого является формирование умения отображать элементы содержания детской эстрадной песни (темп, динамика, акценты, звукове-

дение и т.д.);

- итоговый, задачей которого является формирование умения у младших школьников осуществлять музыкально-пластическую деятельность, в процессе которой ребенком создается собственная интерпретация художественно-образного содержания детской эстрадной песни.

Раскроем сущность каждого из этапов.

Содержание подготовительного этапа включает исследование младшим школьником двигательных возможностей своего тела, в процессе которого детям сначала демонстрируются, а затем ими (детьми) повторяются различные жесты, движения, которые соответствуют темпу, динамике музыкального произведения. Методом, способствующим реализации данного исследования, является упражнение. В качестве ведущего метода обучения на данном этапе выступает метод «вовлекающего показа» (термин, используемый С. Д. Рудневой), который помогает детям освоить двигательные упражнения. Данный метод реализовался следующим образом: педагог начинал выполнять движения под музыку, дети подхватывали эти движения и выполняли их, но уже вместе с педагогом. Для снятия мышечных зажимов использовался ассоциативный метод: в процессе упражнений выполнялись движения, изображающие конкретные предметы: «Кактус и ива», «Подсолнухи» (умение владеть поочередным мышечным напряжением и расслаблением), животных: «Мокрые котята» (снятие напряжения поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса), героев сказок: «Конкурс лентяев» (полное расслабление мышц всего тела), «Буратино и Пьеро» (умение правильно напрягать и расслаблять мышцы всего тела и отдельных его частей) и т.д.

Содержание развивающего этапа включало освоение младшими школьниками приемов пластического выражения элементов музыки. Дети обучались отображать развитие музыки в движениях: смену настроений, динамики, темпа, метро-ритмические особенности. На данном этапе ведущим методом обучения являлся игровой метод. Занятия включали такие игры, как «Первый подснежник» (игра направлена на формирование у детей с помощью движения корпуса, рук умения отражать в движении динамические изменения музыкального текста песни), «Осенние листья» (направлена на формирование умения передавать в движениях crescendo и diminuendo), «Быстро-медленно шагаем» (направлена на формирование в движении шагом отражать изменения темпа музыкального произведения), «Руки - ноги - голова» (направлена на формирование умения отражать метроритмиче-

ские и темповые изменения в песне), «Солнечно-пасмурно» (направлена на формирование умения отражать смену настроения путем определенных жестов и движений).

Содержание итогового этапа включало формирование умения у младших школьников самостоятельно, лишь при незначительной помощи педагога, проходить путь воплощения художественно-образного содержания песни в процессе музыкально-пластической деятельности:

- словесный рассказ - рассуждение о том, какими движениями можно выразить образ разучиваемой песни;

- поиск из комплекса освоенных на подготовительном и развивающем этапах движений для составленного рассказа;

- использование элементов театрализации песни;

- совмещение найденных движений с элементами театрализации песни, что, собственно, и является самостоятельно найденной ребенком ее интерпретацией.

На данном этапе в качестве ведущих методов обучения выступали: метод словесной интерпретации (самостоятельный словесный рассказ младшего школьника об основных движениях); практический метод (воплощение словесной интерпретации в двигательные аналоги); метод изобразительной импровизации под звучащую песню, данный метод реализовывался посредством специальных упражнений, таких как: «Бабочки» (дети в свободной импровизации изображают образ бабочки), «Сюрприз» (дети в соответствии с музыкальным сопровождением

передают в импровизационных движениях, жестах свои эмоции в связи с получением, нахождением сюрприза). Метод музыкально-пластической интерпретации музыкальной драматургии детской эстрадной песни, в результате реализации которого ребенком создавался музыкально-пластический мини-спектакль по исполняемой песне.

Заключение

Несомненно, что многие дети младшего школьного возраста имели опыт «общения» с музыкой - слушали ее, исполняли, двигались в разнообразных играх, танцах под музыку. Почти каждый ребенок реагирует на музыку двигательной активностью, но отражать особенности музыкального языка сообразно самой музыке может не каждый ребенок. Для того чтобы младшие школьники могли легко и непринужденно выражать свое собственное восприятие музыки в движениях, «пропускать» музыку через себя, они должны быть раскрепощены в движениях, иметь в своем опыте музыкально-двигательные аналоги, научиться с помощью движений переживать выразительное значение мелодии, динамики, темпа, ритма, а также передавать в движении изобразительные особенности эстрадной детской песни. Все это и составило содержание раскрытых выше этапов музыкально-пластического развития младших школьников, которые успешно введены в образовательный процесс занятий по вокалу в ДЮЦ «Вероника» города Тюмени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Кн. 2. - Л., 1971- - 376 с.

2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания. - М. : Просвещение, 1990. - 207 с.

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.

4. Баренбойм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. - М. : Советский композитор, 1978. - 376 с. - (Музыкальное воспитание в ХХ веке).

5. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. - 1997. - № 2. - С. 64-65.

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2005. - 320 с.

7. Збруева Н. П. Ритмическое воспитание актера : метод. пособие. - М. : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. - 144 с. : нот.

8. Медушевский В. В.Интонационная форма музыки. - М., 1993. - 175 с.

9. Михайлов Е. Н. Формирование адекватного содержания музыки в движениях как условие музыкального развития младших подростков : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.

10. Огороднов Д. Е.«Пение рождается на кончиках пальцев...» // Музыкальная жизнь. - 2011. -№ 12. - С. 56-58.

11. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 22.06.17).

12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М. : Концептуал, 2016г. - 320 с.

13. Тагильцева Н. Г. Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 1. - С. 17-20.

14. Тагильцева Н. Г. Общее музыкальное образование: системность и событийность // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 116-121.

15. Харламов И. Ф. Педагогика. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.

16. Шторк К. Система Далькроза / пер. с немецк. Р. Варшавской и Н. Левинской; под ред. и с предисл. П. П. Гайдебурова. - Л. ; М. : Петроград, 1924. - 133 с.

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2017. № 8

141

REFERENCES

1. Asaf ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess. - Kn. 2. - L., 1971. - 376 s.

2. Apraksina O. A. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya. - M. : Prosveshchenie, 1990. - 207 s.

3. Burenina A. I. Ritmicheskaya mozaika : programma po ritmicheskoy plastike dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. - 2-e izd., ispr. i dop. - SPb. : LOIRO, 2000. - 220 s.

4. Barenboym L. A. Elementarnoe muzykal'noe vospitanie po sisteme Karla Orfa. - M. : Sovetskiy kompozitor, 1978. - 376 c. - (Muzykal'noe vospitanie v XX veke).

5. Vendrova T. «Plasticheskoe intonirovanie» muzyki v metodike Veroniki Koen // Iskusstvo v shkole. -1997. - № 2. - S. 64-65.

6. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, 2005. - 320 s.

7. Zbrueva N. P. Ritmicheskoe vospitanie aktera : metod. posobie. - M. : VTsKhT («Ya vkhozhu v mir is-kusstv»), 2003. - 144 s. : not.

8. Medushevskiy V. V.Intonatsionnaya forma muzyki. - M., 1993. - 175 s.

9. Mikhaylov E. N. Formirovanie adekvatnogo soderzhaniya muzyki v dvizheniyakh kak uslovie muzykal'nogo razvitiya mladshikh podrostkov : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1995.

10. Ogorodnov D. E.«Penie rozhdaetsya na konchikakh pal'tsev...» / / Muzykal'naya zhizn'. - 2011. - № 12. -S. 56-58.

11. Programma razvitiya sistemy rossiyskogo muzykal'nogo obrazovaniya na period s 2015 po 2020 gody i plan meropriyatiy po ee realizatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru (data obrashcheniya: 22.06.17).

12. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. - M. : Kontseptual, 2016g. - 320 s.

13. Tagil'tseva N. G. Khudozhestvennoe obshchenie v formirovanii kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2016. - № 1. - S. 17-20.

14. Tagil'tseva N. G. Obshchee muzykal'noe obrazovanie: sistemnost' i sobytiynost' // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 2015. - № 4. - S. 116-121.

15. Kharlamov I. F. Pedagogika. - M. : Gardariki, 1999. - 520 s.

16. Shtork K. Sistema Dal'kroza / per. s nemetsk. R. Varshavskoy i N. Levinskoy; pod red. i s predisl. P. P. Gaydeburova. - L. ; M. : Petrograd, 1924. - 133 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.