Научная статья на тему 'Творчество современных южно-уральских композиторов в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ'

Творчество современных южно-уральских композиторов в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННЫЕ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кучер Н.Ю.

В статье рассматривается возможность знакомства учащихся ДМШ и ДШИ с современной академической музыкой посредством внедрения в программы слушания музыки и музыкальной литературы тем, посвященных знакомству с произведениями и творческими портретами композиторов, деятельность которых разворачивается в родном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество современных южно-уральских композиторов в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»

фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу различной фактуры и цвета. На уроках обобщения и систематизации знаний и способов действий методом приятного представления стоит посодействовать младшим школьникам увидеть и сопоставить всевозможные варианты выполнения одной и что же миссии - пусть любой адепт изберет тот вариант, который ему нравится более всего, и осуществляет его в собственном творчестве. Как раз этим методом, вовлекая младших школьников в практическую деятельность, пробуждая в их вожделение, испробовать всевозможные варианты воплощения загаданного сюжета, возможно вызвать в них эстетическое ощущение, обучить видеть красоту.

Этим образом, младший школьный возраст - это особый возраст для эстетического воспитания, где ключевую роль в жизни младшего школьника играет учитель начальных классов. Воспользовавшись данным, опытные преподаватели готовы не лишь только основать долговечный фундамент эстетически развитой личности, но и при помощи эстетического воспитания заложить истинное миропонимание человека, так как как раз в данном возрасте складывается отношение младшего подростка к миру и случается становление сущностных эстетических свойств грядущей личности. Список использованной литературы:

1. Бурова А. И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. - М., 1974. - 265 с.

2. Каган М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе - Л.: Знание, 2012. - 32 с.

3. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. - М.: Педагогика, 2000. - 133 с.

4. Козлов В.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый, 2016, 119-122с.

© Кукарекина С.Р., Чепуков К.Ю., 2019

УДК 372.87

Н.Ю. Кучер

канд. пед. наук, доцент кафедры ИТиК ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского г. Челябинск E-mail: nataljakucher@yandex.ru

ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДМШ И ДШИ

Аннотация

В статье рассматривается возможность знакомства учащихся ДМШ и ДШИ с современной академической музыкой посредством внедрения в программы слушания музыки и музыкальной литературы тем, посвященных знакомству с произведениями и творческими портретами композиторов, деятельность которых разворачивается в родном регионе.

Ключевые слова:

Слушание музыки, музыкальная литература, современные южно-уральские композиторы.

В системе музыкального образования особое место принадлежит детским учреждениям культуры, таким как детские музыкальные школы, детские школы искусств и т.д. В них уже в дошкольном и младшем школьном возрасте начинается приобщение к музыкальному искусству. Музыкальные занятия играют важную роль в общем и творческом развитии личности - в процессе непосредственного восприятия музыкальных произведений каждый ребенок открывает в себе способность к эстетическому отношению к

миру.

Однако, история современной академической музыки в основном остается не раскрытой для учащихся музыкальных школ, часто ее просто нет в базовом курсе. Подрастающее поколение музыкантов практически не имеет шансов развить в себе гармоничную личность, чувствующую дыхание времени, поскольку часто музыкальные знания не выходят за пределы XIX и первой половины XX века.

Юным музыкантам необходимо уметь разбираться не только в творчестве великих классиков, но и в богатейшем мире современной академической музыки и ее создателей. В XXI веке и в России и за рубежом творят много новых интересных музыкантов. Что же мы знаем о профессиональных композиторах, живущих сегодня? К большому сожалению, новые музыкальные произведения зачастую почти полностью отсутствуют в нашей действительности, а до музыкальных школ российской глубинки эти произведения зачастую просто не доходят.

Одной из задач педагогов музыкальной школы является раскрытие перед детьми диалектической взаимосвязи между наследием прошлого и современной музыкой, а также помощь в освоении сложного мира современной музыки, учитывая реалии сегодняшнего дня.

Активное внедрение современной академической музыки в учебные курсы ДМШ и ДШИ необходимо с точки зрения формирования культурно-развитого образованного человека. Ведь выработанные в детстве музыкальный вкус и культура сохраняются на протяжении всей жизни.

Самый простой и быстрый способ донести музыкальные произведения, написанные в наши дни до подрастающего поколения музыкантов, получающих образование вне столиц - использовать творчество композиторов живущих и творящих в этом же регионе. Это возможно осуществить в несколько этапов.

Предмет «Слушание музыки» - первый из них. На таких занятиях дети получают начальный опыт музыкально восприятия.

На основе разработанной Э. Б. Абдуллиным и Е. В. Николаевой [1] теории музыкального образования, можно выделить такие элементы содержания предмета «Слушание музыки» в музыкальной школе:

- приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям как памятникам духовной культуры;

- приобретение непосредственного знания музыки, а также знаний, относящихся к области музыкального искусства;

- приобретение умений и навыков, необходимых для осуществления слушательской деятельности;

- приобретение опыта учебно-творческой деятельности в процессе слушания и осмысления музыкального произведения.

На сегодняшний день цель учебной дисциплины «Слушание музыки» коррелируется с целью общего музыкального образования: «становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры» [Цит. по 1, с. 3]. Именно в этом контексте формирование культуры слушания музыкальных произведений рассматривается как предпосылка для музыкального и, шире, личностного развития учащихся для последующего освоения ими разнообразного музыкального материала, понятийного аппарата, для приобщения их к музыкальному искусству в целом.

Перед педагогом, работающим с детьми, неизбежно возникают следующие вопросы: что именно слышит ребенок в процессе слушания музыки, как помочь ему понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков?

По мнению исследователей Н. А. Царевой и Б. Р. Иофис, восприятие музыки младших школьников представляет собой «процесс восприятия некоего недифференцированного звукового потока. Внимание учащихся зачастую не фиксируется на отдельных средствах музыкальной выразительности, им сложно воспринимать целое музыкальное произведение, его форму. Но, вместе с тем, они могут эмоционально откликаться на музыку, испытывая удовольствие при прослушивании музыки» [3, с. 99]. Данный фактор является ключевым при формировании содержания учебной дисциплины «Слушание музыки». Также указанные исследователи отмечают, что внимание учащихся характеризуется неупорядоченностью, фрагментарностью, несконцентрированностью. Поэтому для того, чтобы его направить, учителю

необходимо опираться на жизненный опыт учащихся, на уже существующие у них представления об окружающем мире - учащиеся вовлекаются в процесс сравнения музыкальных и жизненных явлений, музыкальные «события», развертывающиеся в музыкальном произведении, становятся близкими и родными. Так происходит постижение музыкального искусства в связи с представлениями детей об окружающей действительности.

Д. К. Кирнарская в возрастной характеристике младшего школьного возраста указывает на любознательность, пытливость, открытость для внешних впечатлений и воздействий. Она считает, что эти качества являются своеобразным «рычагом», создающим нужные условия для занятий музыкой. Интересу детей к музыке способствует изображение в музыке окружающего мира, людей, животных, разнообразных явлений и картин природы [4, с. 77]. В младшем школьном возрасте, по мнению Д. К. Кирнарской, «детям свойственно живо реагировать на светлую, веселую, шутливую музыку, им нравятся юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки и др.» [4, с. 78].

Предмет «Музыкальная литература» является следующим этапом, который предполагает уже изучение крупных произведений композиторов. Поэтому можно говорить о том, что музыкальная литература ставит перед собой более сложные задачи.

Наличие данный учебного предмета в музыкальных школах является достоянием русской системы музыкального образования. В России в начале XX века сложилась трехступенная система музыкального образования - школа-училище-ВУЗ, в которой каждому звену отведена определенная функция. Так, в музыкальной школе обеспечивается общее музыкальное воспитание, а в училище и ВУЗе обучающиеся получают профессиональное образование. Именно в этот период начинается изучение музыкальной литературы как самостоятельной дисциплины.

Курс музыкальной литературы - один из важнейших в общей системе музыкальной подготовки учащихся. Программы по музыкальной литературе являются непосредственными продолжателями программ по слушанию музыки. Занятия по этому предмету ведутся в течение всего срока обучения детей. Объединяя в себе элементы различных областей знаний (музыкально-исторические, музыкально-теоретические, общегуманитарные и др.), он является необходимым для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала.

Основной особенностью предмета являются межпредметные связи с другими дисциплинами, такими как сольфеджио и специальность.

Одной из первых программ по музыкальной литературе была написана программа для музыкальной школы-десятилетки в начале 30-х годов XX века.

На сегодняшний день курс музыкальной литературы претерпел довольно значительные изменения. Было обогащено содержание, появились специальные учебные пособия. Важнейшим принципом музыкальной литературы является принцип освоения музыкально-содержательной сущности произведений через слуховое восприятие, постижение музыкального произведения от чувственного осознания к осмыслению музыкальным мышлением. Главным остается вопрос о том, как понимать музыкальный язык, содержание музыки.

Появление новых авторских программ по музыкальной литературе отмечено увеличением количества жанров классической и народной музыки; усилением опоры на жанровый принцип и сокращением монографических тем; включением музыки XX века. Так, например, в 1998 году в Челябинском высшем музыкальном училище была разработана программа по музыкальной литературе [2], которая объединила в себе разные ступени музыкального образования. Разработчиками выступили И. Дымова и Д. Мусатова. Авторы опирались на материалы программ Министерства культуры РФ, а также на собственный педагогический опыт. Программа содержит в себе две части, первая из которых предназначена для всех специальностей средней специальной музыкальной школы, а вторая адресована учащимся второй ступени по специальности теория музыки. Обе части программы объединяются основополагающими принципами, такими как исторический, монографический, жанровый. Весь материал распределен на шесть лет изучения музыкальной литературы в школе. Одним из сильных качеств рассматриваемой программы является

включение в программы седьмого класса знакомства с композиторами XX века - как зарубежными, так и отечественными (Г. Свиридов, В. Гаврилин, С. Слонимский, Э. Денисов, Р. Щедрин, А. Шнитке, П. Хиндемит, А. Оннегер, К. Орф, Б. Бриттен, О. Мессиан и др.).

Таким образом, курс музыкальной литературы претерпел за время своего существования своеобразную эволюцию, которая в большей степени определена постоянным расширением материала как следствием развития музыкального искусства XX и XXI веков. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что в программах отсутствуют сведения о региональной культуре и о музыкальных деятелях края. Поэтому мы позволили себе сделать попытку расширить разделы программы ДШИ, посвященные музыке второй половины XX и начала XXI века посредством творчества современных южно-уральских композиторов.

Понимание современной академической музыки приходит постепенно параллельно с длительным процессом формирования интонационного словаря, который формируется на теоретических уроках в музыкальной школе. Воспитывая эстетический вкус и потребности, предметы «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» обеспечат у учащегося желание опробовать на уроках специальности предметной области «Музыкальное исполнительство» произведения того или иного современного композитора, с раннего возраста привыкая к актуальному для времени звучанию музыки, одновременно изучая новые интересные приемы звукоизвлечения и практикуясь в чтении различных видов современной нотации.

Мы убеждены, что дополнением к программе по музыкальной литературе в ДМШ и ДШИ могут стать разделы, посвященные творчеству современных южно-уральских композиторов.

Примерный тематический план программы рассчитан на четыре года обучения и предполагает либо одногодичный, либо трехгодичный вводный курс слушания музыки. План первого года обучения носит ознакомительный характер, основной целью которого является пробуждение интереса учащихся к слушанию музыкальных произведений. Основными формами работы являются прослушивание, работа с нотным текстом, знакомство с различными видами оркестров, музыкальными формами и малыми жанрами. Мы предлагаем включать в программу по слушанию музыки произведения современных южно-уральских композиторов для детского репертуара.

Музыкальная культура конца XX - начала XXI века проходится на последнем году обучения. Мы предлагаем посвятить шесть часов обзору творчества таких современных южно-уральских как Елена Поплянова, Михаил Смирнов и Анатолий Кривошей. В рамках уроков по музыкальной литературе необходимо кратко познакомить детей с творческими портретами указанных композиторов, а также фрагментарно с отдельными произведениями. Например, с Концертом для гитары и камерного оркестра ре-минор и «Русским концертом» для фортепиано и камерного оркестра Е. Попляновой, с Кантатой «Ключ земли» М. Смирнова, циклом песен «Земля Уральская» А. Кривошея.

Таким образом, подводя итог, важно отметить следующее. История музыкального образования опирается на многовековую историю развития музыкального искусства. Классическая система музыкального образования сложилась на рубеже XIX-XX веков. В основе музыкально-педагогической деятельности главными задачами можно считать поиск и раскрытие музыкальных талантов, подготовку профессиональных кадров для продолжения традиций музыкального исполнительства, сочинения, музыкальной науки, а также художественное просвещение широких слоев общества, воспитание детей и подготовка эстетически грамотных слушателей.

Главной задачей ДМШ и ДШИ сегодня является общее музыкальное образование и воспитание, дополняющее программы общеобразовательных школ. Также музыкальная школа является одним из центров распространения музыкальной культуры среди подрастающего поколения.

В современных условиях изменившиеся требования к учебным планам и образовательным программам в области искусства диктуют приоритет внимания к всестороннему универсальному развитию личности ученика, расширения его общехудожественного кругозора. Мы считаем, что невозможно достичь полноценного развития будущего музыканта без качественного отбора музыкального материала, в который

необходимо включать произведения современных композиторов родного края. Практика педагогов убеждает нас в том, что нельзя понять, а тем более увлечься современной академической музыкой, не работая с ней, не исполняя и не изучая ее. Для полного погружения в материал, музыкант с первых лет обучения должен изучать музыкальный язык своего времени.

Музыка уральских композиторов характеризуется обилием жанров, композиционных техник, течений, стилей. Предложенные нами изменения в программе по музыкальной литературе не являются исчерпывающими и оставляют место для инициативы педагогов, работающих по данному предмету в музыкальных школах и школах искусств. Тем не менее, мы считаем, что темы, посвященные творчеству композиторов Южного Урала призваны восполнить пробелы в музыкальном кругозоре учащихся. Знание культуры родного края делает учащегося образованным человеком, понимающим не только классическое искусство, но и произведения композиторов, творящих в том же регионе. Школьные занятия, раскрывающие особенности произведений композиторов Южного Урала призваны заложить основы знакомства с творчеством наших современников - не только Уральского региона, но шире - России и Зарубежья, знакомства с новыми интересными произведениями, которые продолжают появляться в истории мировой музыкальной культуры.

Список использованной литературы:

1. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

2. Дымова И.Г., Мусатова Д.Г. Музыкальная литература / Интегрированный курс. Программа для средней специальной музыкальной школы. Ч.1. Челябинск: ЧВМУ (ВУЗ) им. П.И. Чайковского, 1998. 46 с.

3. Иофис Б. Р., Царёва Н. А. Учебная дисциплина «слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты // Музыкальное искусство и образование. 2015. №3. С. 94-107.

4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

© Кучер Н.Ю., 2019

УДК372.893

С.И. Рюшина -учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ" Белгородской области

sveta.topaz@mail.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Учитель стремится к тому, чтобы уроки были увлекательными и интересными. Сценическая игра, элементы театрализации гармонично сочетаются с педагогическим процессом по целям, построению, необходимости педагогического руководства. Театрализация активизирует школьников.

Ключевые слова:

прием, театрализация, познавательная активность, партнерство во взаимодействии, развитие личности.

Педагогическая практика показывает: активизировать познавательный интерес к истории в 5-6 классах можно, обратившись к театрализации -использование средств театра в педагогическом процессе. На уроке эффективнее использовать лишь элементы театрализации. Они интересны для учеников: в игровой форме создаются условия самовыражения их личности согласно склонностям и интересам.

Приемы элементов театрализации очень разнообразны. Остановимся на исторической сценке -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.