Научная статья на тему 'К вопросу об использовании мультимедийных технологий в обучении иностранному языку'

К вопросу об использовании мультимедийных технологий в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / COMPUTER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Гарипова Алия Накиповна, Айтуганова Жанна Ильевна

В статье обосновывается актуальность и необходимость использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе. Обосновывается методика сочетания традиционных и новых мультимедийных технологий. Определены критерии оценки эффективности процесса обучения: целевой, содержательный, мотивационный, результативный критерии и критерий оптимальности. Предлагаются новые подходы к созданию и использованию мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS IN THE HUMANITIES

The article studies the urgency and the necessity of using multimedia technologies in teaching a foreign language of students of the humanitarian direction at the sports university. The method of combining traditional and new multimedia technologies is considered. The criteria for assessing the effectiveness of the learning process are defined: unit objective, content, motivational, effective criteria and the criterion of optimality. New approaches to the creation and usage of multimedia technologies are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании мультимедийных технологий в обучении иностранному языку»

В ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897 прописаны следующие виды компетентностей:

1) информационная - способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

2) коммуникативная - способность личности к речевому общению, а также умению слушать. Сюда можно отнести умение задавать вопросы и четко отвечать на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику_эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного процесса;

3) личностного самоопределения - способность человека определить свое место в мире, выбрать для себя ценностные, целевые, смысловые установки;

4) образовательная - способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в различных образовательных областях;

5) общекультурная - способность применять свои знания, навыки, личностные качества в диалоге культур, ориентироваться в собственной культуре;

6) профессиональная - способность эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации;

7) социально-трудовая - способность человека эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

Выводы. Итак, исходя из взятой нами классификации компетентностей, можно сделать вывод, что информационная компетентность студентов вуза- интегративное качество личности обучающегося, составная часть образовательной, которая имеет конкретное описание и возможность формирования как в рамках конкретных учебных предметов, так и в рамках целенаправленной интегративной работы по освоению основных компетенций, связанных с получением, обработкой, хранением и эффективным воспроизведением информации, сообразной ситуации и образовательному контексту. Считаем, что процесс формирования информационной компетентности студентов вуза будет проходить наиболее эффективно при реализации следующих условий:

а) студенты активно включаются в создаваемую преподавателям информационную среду, адекватную конкретному образовательному контексту;

б) студенты осваивают и активно демонстрируют способность к эффективному оперированию информационными потоками в соответствии с навыками синтеза, анализа, вычленения;

в) студенты моделируют собственный информационный контент по тому или иному предмету в рамках создания собственной информационной продукции (видео-контенты, презентации, ролики и т. д.).

Литература:

1. Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Ростов-на-Дону, 2014. С. 13-17.

3. Селевко Г.М. Современные образовательные технологии. М.: Наука, 2013. С. 167-169.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет- журнал «Эйдос». 2002. http:// eidos.ru /joumal.2002. 0423. С. 61-62.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат филологических наук Гарипова Алия Накиповна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Ильевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность и необходимость использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе. Обосновывается методика сочетания традиционных и новых мультимедийных технологий. Определены критерии оценки эффективности процесса обучения: целевой, содержательный, мотивационный, результативный критерии и критерий оптимальности. Предлагаются новые подходы к созданию и использованию мультимедийных технологий.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, мультимедийная технология, компьютерное обучение. Annotation. The article studies the urgency and the necessity of using multimedia technologies in teaching a foreign language of students of the humanitarian direction at the sports university. The method of combining traditional and new multimedia technologies is considered. The criteria for assessing the effectiveness of the learning process are defined: unit objective, content, motivational, effective criteria and the criterion of optimality. New approaches to the creation and usage of multimedia technologies are proposed.

Keywords: education, foreign language, multimedia technology, computer training.

Введение. Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля по-прежнему актуальна. В условиях жесткого ограничения учебного времени (1 - 2 пары в неделю) приходится искать оптимальные пути решения задач по совершенствованию методики процесса обучения иностранному языку. В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения иностранным языкам применительно к новым образовательным условиям.

Характеристика опыта использования мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков показала, что зарубежный опыт преподавания намного опережает отечественный, что подтверждает необходимость проведения данного исследования. Анализ существующего программного обеспечения компьютерного обучения в области преподавания иностранного языка выявил, что выбранные дидактические компьютерные программы адекватны разработанным моделям обучения.

Решение проблемы оптимизации обучения иностранному языку студентов гуманитарного профиля надо искать на пути интенсификации и рациональной организации образовательного процесса. Одним из путей решения этой задачи, по оценкам ряда отечественных и зарубежных специалистов, является применение мультимедийных технологий (ММТ) в образовательном процессе.

Анализ научных исследований (Б. С. Гершунский, Е. В. Лобанова, В. Н. Однокопытный, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызина) показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных мультимедийных технологий обучения, их потенциал реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению в процессе обучения иностранному языку.

Цель данного научного исследования заключается в том, чтобы уточнить педагогическую сущность, содержание и структуру процесса использования мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку специалистов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе.

Для достижения данной цели мы использовали комплексную методику. Она включает в себя теоретические и эмпирические методы:

• теоретические методы - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение учебно-методической документации ПГАФКСиТ (учебно-образовательные программы, учебные и тематические планы).

• эмпирические методы - опрос преподавателей кафедры иностранных языков и языкознания по поводу изменений, которые помогут усовершенствовать процесс обучения иностранному языку, трудностей, которые они испытывают, и объективных причин их возникновения; наблюдение; посещение открытых и показных занятий преподавателей; беседы с преподавателями и студентами ПГАФКСиТ.

Изложение основного материала статьи. Ограниченный лимит времени, выделенный руководящими документами на изучение иностранного языка в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (квалификационные требования, учебные программы и тематические планы), определяет необходимость использования мультимедийных технологий в обучении студентов гуманитарного профиля.

Мультимедийные технологии в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарного профиля имеют ряд преимуществ:

• они помогают индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

• активизировать учебную деятельность студентов;

• оптимизировать сам учебно-воспитательный процесс;

• повышают мотивацию студентов и преподавательского состава;

• создают благоприятные условия для самостоятельной работы;

• способствуют развитию самооценки у студентов и преподавательского состава и создают комфортную среду обучения [1, с. 53].

Мультимедийные технологии обучения иностранному языку студентов гуманитарного профиля позволяют использовать компьютер на всех этапах обучения иностранному языку:

• этап ввода учебного материала,

• этап усвоения учебной информации,

• этап повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков,

• этап контроля [3, с. 98].

Важной особенностью использования компьютера в обучении студентов иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» студента, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его вербальное и невербальное общение.

Компьютер дает возможность получить подробную информацию страноведческого характера, об особенностях окружения и обстановки. Он обладает большими возможностями для построения цветных и красочных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах. С помощью компьютера можно легко объяснять различные явления языка, речи, речевой деятельности. И все эти объяснения и пояснения будут проходить весьма активно и продуктивно.

К сожалению, большинство преподавателей иностранного языка получили гуманитарное образование и они не умеют пользоваться всеми компьютерными изысками, и мысль о необходимости использовать компьютерного монстра на всех занятиях вызывает у них только страх и раздражение.

Для решения вышепоставленных задач мы провели устные и письменные опросы среди преподавателей кафедры иностранного языка и языкознания Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, который выявил высокую готовность преподавателей использовать информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку. Это обосновано тем, что ПГАФКСиТ - это инновационный ВУЗ с великолепной информационно-коммуникативной средой (1С журналы, электронные табло, MOODLE, Sanako, интерактивные доски, мультимедийный проектор, доступный интернет, великолепные лингвистические лаборатории, электронные учебники и учебные пособия).

Однако в педагогической деятельности преподавателей иностранных языков остаются традиционные технологии - грамматико-переводной метод (36%), игровые технологии используют 31% преподавателей, только 53% преподавателей используют мультимедийные технологии (видео-материалы лингвистического характера, мультимедиа-презентации, метод проектов, Интернет-тестирование, электронные учебные пособия, электронные словари и энциклопедии, тексты для аудирования, тестирование он-лайн, ведение телемоста с использованием веб-камер). Выяснилось, что 30% преподавателей и студентов не удовлетворены тем, как и с помощью каких технологий, организуется учебный процесс. Широкие круги преподавателей

слабо включены в процесс изучения передового педагогического опыта, поскольку практически не отвечают за качество подготовки специалистов и мало стимулируются (морально и материально).

В ходе исследования был разработан целостный мультимедийный курс (ЦМК) «Иностранный язык» -это обучающий мультимедийный курс, предназначенный для студентов, обучающихся по специальностям «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» и «Менеджмент». ЦМК содержит в себе: Language focus (обучающий курс с правилами и контрольными упражнениями для их закрепления), Vocabulary, Pronunciation, Real life video (видео и упражнения для контроля понимания).

В процессе обучения иностранным языкам с использованием мультимедийных технологий большое внимание уделяется систематичности и последовательности в учебной работе, формированию у студентов личного интереса и стремления выполнять учебную работу на высоком уровне.

Компьютерная программа по учебной дисциплине «Иностранный язык» включает гипертекстовый компьютеризированный учебник. Он включает текстовую часть (справочный материал по грамматике), различные тренировочные упражнения и задания, презентации трех типов: по основам грамматике, наращиванию вокабуляра и развитию коммуникативных умений, аудиоматериал с заданиями, цифровые видеофильмы с заданиями, глоссарий, тесты, учебную программу по дисциплине и приложения.

Компьютерные задания содержали:

• вопросно-ответный диалог;

• диалог с выборочным ответом;

• диалог со свободно конструируемым ответом;

• упражнения на заполнение пропусков;

• упражнения для самоконтроля владения словарем;

• конструирование текста;

• работа над произношением;

• упражнения на подбор соответствий;

• упражнения на выбор вариантов;

• упражнения на заполнение кроссворда.

Упражнения для самоконтроля владения словарем имели различные варианты:

• компьютер предлагает список слов для перевода;

• компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках;

• компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

• компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов (от студента требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией).

Кроме того, гипертекстовый компьютеризированный учебник одержал комплект средств информационной поддержки, базу данных, конструктор тестов, программы контроля и мониторинга знаний по иностранному языку и определения уровня.

В процессе исследования были разработаны критерии обучения иностранному языку студентов гуманитарного профиля с применением ММТ: целевой, содержательный, мотивационный, результативный критерии и оптимальности. Они отражают специфические особенности учебной дисциплины «Иностранный язык» (межпредметность, многоуровневость, полифункциональность). Автор считает, что данные критерии применимы при оценке эффективности использования ММТ в спортивных ВВУЗах. Каждый из перечисленных критериев имеет показатели, представленные в таблице 1. Выбранные критерии и показатели педагогической эффективности обучения иностранному языку студентов гуманитарного профиля с применением ММТ позволяют оценить эффективность использования данной методики [2, c. 184].

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности использования ММТ в обучении иностранному языку

студентов гуманитарного профиля

Целевой - соответствие видов ММТ развитию иноязычной компетенции студентов гуманитарного профиля (речевые, языковые, социокультурные, учебно-познавательные); - место и роль ММТ в учебном материале; - системность и целостность использования ММТ.

Содержательный - соответствие содержания средств ММТ содержанию учебных программ и тематических планов, изучение тем, направленных на развитие умений профессионального общения (Careers in tourism, Destinations, Hotel facilities, Tour operators, Dealing with guests, Travel agencies, Hotel reservations, Seeing the sights); - оказание дидактической помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении учебным материалом в процессе плановых занятий и самостоятельной работы.

Мотивационный - развитие мотивации к изучению иностранного языка (коммуникативной, социальной, операционно-инструментальной); - воспитание готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка; - удовлетворенность студентов процессом обучения.

Результативный - удовлетворенность преподавателя результатами своей деятельности; - профессиональный рост преподавателя в освоении новых подходов; - уровень знаний, полученный студентами в результате использования ММТ; - способность к свободному общению в неподготовленных профессиональных ситуациях; - формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка.

Оптимальности - качество усвоения обучаемыми знаний, овладение навыками и умениями профессионально ориентированного иноязычного общения; - сформированность умений всех видов речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и слушание; - самостоятельность и активность обучаемых в учебной деятельности; - минимально необходимые затраты времени на достижение требуемых результатов в обучении иностранному языку.

Применение критериальной оценки и сравнение определенных критериев и показателей, применение полученных знаний, соответствующих уровням овладения иностранным языкам (starter, elementary, pre-intermediate, intermediate, upper-intermediate, advanced) позволяет сравнивать эффективность использования ММТ в образовательном процессе.

Таким образом, к необходимым достоинствам использования ММТ в процессе обучения иностранному языку авторы отнесли: индивидуализация и дифференциация обучения; хранение достаточно больших объемов информации и возможность ее передачи; легкий доступ при обращении пользователя к базам данных по каждой теме дисциплины «Иностранный язык»; возможность диалога между пользователем и компьютером; комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические) путем использования текста, звука, мультипликации, видео; автоматизация процесса решения тестов по все темам и, как следствие, организация управления учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала по каждой теме и курса в целом.

Выводы. Технологизация организации и содержания комплексного применения ММТ при обучении иностранному языку студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе является одним из путей его совершенствования. Наиболее значительными организационно-педагогическими условиями реализации данного пути на практике являются обеспечение ВВУЗа необходимыми ММТ, своевременное обслуживание и ремонт технических средств обучения, оптимальное планирование применения ММТ на учебных занятиях, контроль за их применением, внедрение комбинированного подхода к изготовлению дидактических материалов.

Литература:

1. Березина, Н.В. Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе. // Начальная школа. - 2013. - № 4. - с. 53-57.

2. Чернышев М.В. «Совершенствование методики преподавания военной топографии с использованием мультимедийных технологий в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны» // «Вестник университета (Государственный университета управления), № 7(45), 2013, С. 183 - 187.

3. Павицкая З.И. Развитие языковой догадки студентов спортивного профиля / З.И. Павицкая. - Казань: Яз, 2015. - 160 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного

учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

магистрант кафедры изобразительного искусства Евтух Анна Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного

учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. На основе парадигмальных подходов, психологических теорий восприятия и компонентов структуры восприятия авторами исследования определены методологические подходы и ключевые педагогические условия развития данного качества в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: восприятие произведений изобразительного искусства, парадигмальный подход, синергетический подход, целостное восприятие.

An^Mion. The article represents the results of a theoretical study on the development of a holistic perception of works of art in children of primary school age. On the basis of paradigmatic approaches, psychological theories of perception and components, the structure of perception by the authors of the research defines methodological approaches and key pedagogical conditions for the development of this quality in the educational process of junior schoolchildren.

Keywords: perception of works of fine art, paradigmatic approach, synergetic approach, holistic perception.

Введение. На современном этапе развития общества художественное образование, как специфический процесс социализации и овладения культурой, призвано решать ряд задач по становлению личности, развитию ее творческого потенциала и художественного вкуса, формированию активной жизненной позиции и потребности в самостоятельном решении разного уровня сложности учебных и творческих задач. Основой обретения ребенком данных качеств в учебно-воспитательном процессе художественного образования выступает наличие способностей тонко чувствовать прекрасное и целостное восприятие.

В виду наличия всех необходимых предпосылок возраст от 6 до 10 лет психологи определяют как наиболее сензитивный период для развития важнейших художественных способностей, в том числе и целостного восприятия. Не способность младшего школьника к абстрагированию, проявляющаяся в отсутствии умения рассматривать действительность отдельно от наличествующих в ней объектов, позволяет ему свободно воспринимать мир в единстве с собственными переживаниями, не выделяя и не противопоставляя себя окружающему миру (А.А. Мелик-Пашаев). Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления обуславливает высокий уровень свободы в данном возрасте, нестандартности и глубины в выстраивании ассоциативных связей в процессе восприятия и толкования действительности. Дети данного возраста обладают «внутренней страстностью» (Л.С. Выгодский), повышенной эмоциональной отзывчивостью, что позволяет их переживаниям быть «звучными», различимыми и легкими для определения. Наличие способностей осмысливать и обобщать свои переживания свидетельствует о готовности к осознанию и анализу источника своих переживаний, что, безусловно, выступает важным показателем к развитию целостного восприятия. С возрастом вышеуказанные свойства психики человека ослабевают.

Изложение основного материала статьи. Е.М. Торшилова и М.З. Дукаревич под целостным восприятием произведений искусства подразумевают восприятие в контексте творчества автора, под нецелостным - восприятие смысла вне формы или же восприятие формы вне смысла [12]. Е.В. Белоногова, Д.А. Леонтьев классифицируют восприятие произведений изобразительного искусства по индивидуальным стратегиям: жизненной (изображение-реальность), изобразительной (картина-изображение); авторской (осмысление авторского замысла и чувств), культурной (картина в контексте культуры), импрессивной (воздействие картины и ее деталей), ассоциативной; эмоциональной; стилистической (акцент на восприятие художественных средств и приемов избражения) [2].

В пространстве парадигмальных подходов восприятию присущи различные понимания. В постнеклассической парадигме категория «человекоразмерность» обуславливает включение в процесс восприятия ценностно-смысловых факторов, а именно восприятие рассматривается как диалог, в котором человек полноправный участник, определяющий его параметры. В рамках классической парадигмы восприятие - акт противопоставления субъекта и объекта восприятия, в неклассической - восприятие - акт взаимодополняющих отношений наблюдателя и среды [9-11]. В контексте данного исследования парадигмальный подход предопределяет границы применения теории восприятия искусства посредством познавательно-диалоговых стратегии и многоплановых взаимодействий человека и мира.

Психологические теории восприятия и различие оснований для классификаций восприятия указывают границы их применимости, но не позволяют в должной мере раскрывать понятие «целостное восприятие произведений изобразительного искусства», следовательно, и определить методологические подходы к развитию данного качества у детей младшего школьного возраста, что обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучить теоретические аспекты феномена «целостное восприятие», определить его структурные компоненты, выявить методологические подходы и ключевые педагогические условия к решению проблемы развития целостного восприятия произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.

Восприятие - процесс чувственного отражения предметов и явлений в единстве их свойств; -перцептивный акт, активизирующий процессы мышления, истолкования свойств, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте [4; 13]. С позиции универсального эволюционизма, восприятие - этап информационного процесса со свойственной ему системностью, полифундаментализмом и многовариантностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.