Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие курсантов в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам'

Интеллектуальное развитие курсантов в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / CREATIVE ACTIVITY / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Кислякова Ольга Петровна, Тойшева Ольга Анатольевна

В статье раскрываются результаты исследования всестороннего развития личности обучающихся и методов индивидуализации обучения в направлении естественнонаучных дисциплин. Формулируются основные положения по интеллектуализации процесса обучения. Освещаются новые эффективные методы интеллектуального развития обучающихся в процессе формирования у них индивидуально-психологических особенностей, а также в процессе решения задач и выполнения экспериментальных заданий. Подчёркивается важная роль интеллектуального развития курсантов в рамках военно-научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS IN THE PROCESS OF TEACHING NATURAL SCIENCE SUBJECTS

The article reveals the results of the study of the comprehensive development of the personality of the students and the methods of individualizing learning in the direction of natural science disciplines. The main provisions on the intellectualization of the learning process are formulated. New effective methods of intellectual development of students in the process of forming their individual psychological characteristics, as well as in the process of solving problems and fulfilling experimental tasks, are described. The important role of intellectual development of cadets in the framework of military-scientific work is underlined.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие курсантов в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам»

3. Ветлугина, Н.А. Задачи. Формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1978. - 109 с.

4. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974-2007.

5. Зальцман, Е.П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени / Е.П. Зальцман. - М.: Советский художник, 1978. - 55 с.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

7. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина. - М.: Знание, 1988. - 79 с.

8. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов / Ю.А. Полуянов. - Москва; Рига: Эксперимент, 2000. - 160 с.

9. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М.: Наука, 1994. - 274 с.

10. Степин, В.С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Тексты. М.: ИФ РАН, 1997. - С. 108-122.

11. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

12. Торшилова, Е.М. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Е.М. Торшилова, М.З. Дукаревич. - Л.: Наука, 1978. - С. 174-190.

13. Якобсон, П.М. Художественное восприятие / П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1971. - 86 с.

Педагогика

УДК 159.9.01

кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования всестороннего развития личности обучающихся и методов индивидуализации обучения в направлении естественнонаучных дисциплин. Формулируются основные положения по интеллектуализации процесса обучения. Освещаются новые эффективные методы интеллектуального развития обучающихся в процессе формирования у них индивидуально-психологических особенностей, а также в процессе решения задач и выполнения экспериментальных заданий. Подчёркивается важная роль интеллектуального развития курсантов в рамках военно-научной работы.

Ключевые слова: обучающиеся, интеллектуальное развитие, творческая деятельность, индивидуализация обучения.

Annоtation. The article reveals the results of the study of the comprehensive development of the personality of the students and the methods of individualizing learning in the direction of natural science disciplines. The main provisions on the intellectualization of the learning process are formulated. New effective methods of intellectual development of students in the process of forming their individual psychological characteristics, as well as in the process of solving problems and fulfilling experimental tasks, are described. The important role of intellectual development of cadets in the framework of military-scientific work is underlined.

Keywords: students, intellectual development, creative activity, individualization of learning.

Введение. Всестороннее развитие обучающихся - одна из главных задач высших учебных заведений. Многолетний опыт работы в вузе показывает, что привлечение обучающихся к творческой деятельности, в рамках учебного процесса, способствует их эффективному интеллектуальному развитию.

Ориентируя обучающихся на то или иное творческое направление их деятельности профессорско-преподавательский состав должен учитывать психологические особенности и стремиться развивать их в процессе обучения.

Преподавательскому составу важно знать уровень умственного развития, индивидуально-психологические особенности курсантов, чтобы не только подбирать соответствующие методы и приемы обучения, но и в процессе обучения формировать профессионально-важные качества личности обучающихся.

Следует отметить, что работа по изучению психологических особенностей личности, формированию познавательной активности, выявлению и развитию творческих способностей к той или иной области знания должна быть организована в вузе на высоком уровне. Многие способные и даже талантливые обучающиеся часто не могут раскрыть свои способности при традиционной системе обучения и ярко проявляют себя только при организации их творческой деятельности, что способствует развитию мышления, познавательных интересов и способностей. Такой подход к процессу обучения позволит в полной мере не только выявить, но и развить интеллектуальную направленность каждого из обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Основой интеллектуального развития будущего военного летчика является способность планирования, организации и контроля всех своих действий по достижению поставленных перед ним целей и задач. Этого можно достичь при:

- овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация);

- овладение общеучебными умениями, и навыками (планирование деятельности, рациональная организация деятельности, выделение главного, умение излагать свои мысли, рациональное запоминание, осуществление библиографического поиска, умение работать с источниками информации, осуществление самоконтроля);

- развитие внимания (устойчивого, неустойчивого проявления к определенному виду деятельности);

- развитие свойства памяти (быстроты запоминания, прочности сохранения, готовности к восприятию, точности воспроизведения);

- готовность к обучению;

- интерес к учебным дисциплинам;

- темп усвоения новых знаний.

С этой целью в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам предпринимаются следующие шали.

1. Проведение всех видов занятий включают в себя такие составляющие как:

- умственные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение и конкретизацию;

- такие особенности мышления, как скорость, самостоятельность, гибкость, глубина;

- формы мышления: понятия, суждения, умозаключения;

- предоставление большей инициативы курсантам.

2. С целью развития быстроты, глубины и гибкости мышления применяем:

- проблемный метод;

- метод экспериментального исследования;

- переход от простого к сложному.

3. В процессе обучения не предусматривается:

- постоянная и излишняя опека;

- недооценка индивидуальных особенностей курсантов.

4. Для активизации всех процессов памяти в ходе обучения ставятся такие задачи, как:

- требовать наличие конспекта лекций у курсантов, а также конспектирования материала при подготовке их к докладам, сообщениям;

- заботиться о доходчивом, образном, наглядном изложении материала, обращая внимание на его повторяемость на всех видах занятий;

- активизировать психическую деятельность курсантов во время проведения всех видов занятий, учитывая их настроения и чувства;

- постоянно устанавливать взаимосвязь изучаемого материала с предыдущим;

- сочетать различные способы, вызывающие курсанта к логическому осмысливанию, умению делать сравнения, производить анализ;

- обеспечивать высокую степень самостоятельности курсантов в ходе составления физических задач, осуществления демонстраций физических явлений, процессов, работы авиационных приборов;

- обеспечивать самостоятельное выполнение эксперимента с элементами научного исследования;

- в ходе проведения всех видов занятий и в часы самостоятельной подготовки постоянно заботиться о привитии курсантам любви к профессии летчика, повышении их профессиональных интересов и поощрении стремления стать высоко квалифицированным военным летчиком.

5. Формирование самостоятельности.

Формирование у курсантов навыков самостоятельности рассматриваются с позиций требований будущей профессии, где работа ведется по следующим направлениям:

- личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию курсантов;

- использование разнообразных организационных форм обучения курсантов (в составе учебных групп, в составе половины группы, в составе микрогрупп);

- интерактивный подход к обучению;

- обучение целеполаганию, планированию и распределению времени работы как на один день, так и на более продолжительные сроки, бережному отношению к своему рабочему времени, корректированию своих планов;

- использование соответствующих методов в проведении занятий с дифференциацией степени самостоятельности курсантов: управление протеканием познавательных процессов при использовании метода сообщения полных знаний об изучаемых объектах с помощью устных, письменных, графических, демонстрационных и других средств и косвенное управление поиском знаний курсантами при использовании метода сообщения неполных знаний об изучаемых объектах;

- самостоятельный поиск знаний курсантами по заданию преподавателя (выполнение курсантами курсовых работ, индивидуальных заданий, заданий альтернативного характера с четким определением сроков на выполнение, самостоятельное выполнение учебных задач на практических и лабораторных занятиях с последовательным усложнением их содержания, организация работы курсантов при подготовке и в ходе проведения внеаудиторных мероприятий: конференций, собраний, диспутов, тематических вечеров, олимпиад и тому подобное).

- побуждение курсантов к самостоятельной творческой деятельности в рамках работы в кружках военно-научного общества;

- стимулирование стремления курсантов к плодотворной самостоятельной работе через организацию соревнования, выставки работ, создание ситуации успеха для активно работающих курсантов и многое другое;

- гибкое сочетание самостоятельной работы курсантов с другими формами и методами обучения.

С этой целью особое значение имеет военно-научная работа с курсантами. Проводимые мероприятия в рамках военно-научной работы позволяют преподавателю хорошо представить психологические особенности курсантов и строить учебный процесс с учетом этих особенностей, что позволяет направлять учебную деятельность на развитие личностных качеств обучающихся. Этому способствуют психологические особенности обучения математике, физике, логике и информатике.

Все перечисленные учебные дисциплины тесно связаны между собой. И, прежде всего, с содержанием изучаемого материала, требующего от курсантов выполнения множества мыслительных операций. К ним относятся:

- абстрагирование;

- построение идеальных моделей;

- осуществление перехода от одного вида абстракции к другому;

- широкое использование моделей, разного рода знаковых обозначений (формул, условных обозначений элементов электрических цепей, графиков и т.п), умение осуществлять переход от знаковых изображений к реальным изображениям и обратный переход.

Кроме этого, высока эмоциональность процесса обучения физике и математике, связанная с показом опытов, организацией наблюдений курсантов, самостоятельным выполнением курсовых, лабораторных и расчётно-графических работ.

Исходя из этих особенностей процесса обучения, преподавателю важно направлять свою деятельность на развитие у курсантов мыслительных операций (анализа, сравнения, сопоставления, выявления общего, частного, особенного, абстрагирования, обобщения, синтезирования и т.п.).

Опыт работы показывает, что можно направить возникшие у обучающихся интересы к открытиям в науке и технике, к отдельным явлениям, фактам через развитие интереса к учебной дисциплине. Для развития интереса к учебной дисциплине используются междисциплинарные связи, которые помимо систематизации знаний обучающихся способствуют формированию у них представления о будущей профессиональной деятельности, являются важным средством развития интереса к обучению и способствуют изучению и развитию ряда психологических особенностей личности обучающегося.

Для достижения результативной, эффективной и творческой работы в практику преподавания естественнонаучных дисциплин входит вводная беседа с курсантами, включающая настрой на посильность для них решаемых на данном занятии задач, знакомство с применением изучаемого на занятии материала.

При необходимости в процесс проверки домашнего задания привлекаются помощники из числа хорошо успевающих курсантов.

Важным звеном при проведении различного рода занятий является логическая разминка, которая позволяет проверить умение быстро мыслить. Хорошие результаты дают задания на тренировку зрительной и слуховой памяти. В течение всего занятия поддерживается постоянный диалог между преподавателем и курсантами. При необходимости преподаватель требует, чтобы обучающиеся проговаривали основной материал, так как это способствует развитию мышления.

Учет психологических особенностей личности обучающегося в учебном процессе способствует активизации всего процесса обучения и его развитию. С этой целью в конце каждого занятия преподаватель благодарит всех курсантов за работу, следовательно, настроение, как у преподавателя, так и обучающихся приподнятое, курсанты уходят с занятия довольные своей работой.

Подчеркнём, что интеллектуальное развитие человека, прежде всего, связано с развитием его мышления. Поэтому естественно следует считать развитие мышления важнейшей задачей обучения. Как известно, мышление есть опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях [1].

Мыслить - значит, в соответствии с идеальным проектом и идеализированной схемой деятельности преобразовывать, трансформировать исходный образ предмета труда в тот или другой идеализированный предмет [2].

Отсюда следует, что мышление, сформированное до определенного уровня, проявляется в актах деятельности мыслящего субъекта, и в зависимости от степени развитости мышления деятельность человека достигает того или иного уровня совершенства.

Для формирования разносторонней личности необходима особая педагогическая работа по развитию индивидуальных способностей каждого обучающегося. В основе индивидуального подхода лежат индивидуальные особенности человека, неповторимое сочетание психологических качеств личности (памяти, мышления, чувств, способностей, характера, мотивов и т.д.).

Проблема индивидуализации обучения достаточно разработана в педагогической науке и в нашей практике осуществляется индивидуальный подход к курсантам при обучении естественнонаучным дисциплинам.

На наш взгляд, важными индивидуальными особенностями являются:

- уровень знаний (успеваемость) по физике, математике, логике и информатике за предыдущий период обучения;

- интерес к дисциплинам;

- умение наблюдать;

- уровень сформированности практических умений и навыков (работа с учебником и другой литературой, проведение измерений, опытов, решение задач, составление алгоритмов и т.д.).

Для наиболее полного определения уровня знаний курсантов ведется постоянное наблюдение за их учебной деятельностью, подводятся ежемесячные итоги успеваемости, результаты контрольных, курсовых, расчётно-графических и лабораторных работ.

Особо следует выделить контрольные и лабораторные работы. Они проводится с целью выяснения качества знаний, поэтому в них должны быть задания различной степени трудности:

- задания на выяснение формального знания формул, определений, понятий и формулировок законов;

- стандартные расчетные задачи, для решения которых требуется формальное применение формул (задачи в одно действие);

- нестандартные задачи, требующие сопоставления, логических выводов и смекалки.

Следует отметить, что при обучении физике большое значение придается самостоятельному эксперименту. Лабораторные работы связывают теорию с практикой, их выполнение способствует формированию у курсантов экспериментальных умений и навыков, повышению интереса к знаниям, развитию познавательных способностей, инициативы, самостоятельности и творчества.

В практике работы преподавателей широко распространены индивидуальные задания при проведении контрольных работ. Как правило, преподаватель заготавливает задачи на карточках в нескольких вариантах, различных по сложности. Карточки выдаются курсантам с учетом их возможностей. Однако такой подход может привести к необъективности в оценке знаний обучающихся. Следовательно, необходим методический прием индивидуального подхода при проведении такого вида контрольных работ. Учет индивидуальных особенностей курсантов при обучении позволяет полнее развить творческие способности, расширить и

углубить знания, сформировать прочные умения и навыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические наблюдения и исследования показывают, что наибольшая трудность в организации индивидуального подхода к обучению возникает при объяснении нового материала.

В процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла широкое распространение получил прием повторного объяснения нового, сложного материала занятия. В начале занятия преподаватель перед учебной группой ставит общую цель и задачу. Далее проводит первое объяснение на более высоком уровне сложности. По мере того как сильные обучающиеся усвоили материал, им дается задание для самостоятельной работы. Преподаватель в это время проводит более подробное повторное объяснение, акцентируя внимание на наиболее сложных моментах в материале. Затем среднеуспевающие обучающиеся получают задание. Преподаватель продолжает работать со слабой группой. Когда они усвоили материал, им тоже предлагается задание для самостоятельной работы. Преподаватель в это время начинает работать с теми обучающимися, которые уже выполнили задание. Такой подход позволяет обеспечить полное усвоение изучаемого материала учебной группой.

Наряду с вышеописанным приемом применяются и другие:

- демонстрация обучающимся опытов в ходе объяснения преподавателя;

- выступления с небольшими сообщениями по ходу объяснения нового материала;

- ответы на вопросы; выполнение индивидуальных заданий по закреплению изученного материала.

Значительный эффект в усвоении нового материала дают индивидуальные вопросы, поставленные в

начале изучения нового материала. При этом обучающиеся постоянно мысленно применяют сказанное преподавателем для ответа на поставленный вопрос.

Систематическое применение различных приемов индивидуального подхода при объяснении нового материала дает возможность постоянно поддерживать и развивать интерес обучающихся к новым знаниям.

Выводы. Многолетний опыт работы доказывает, что слабым и средним обучающимся нужно проводить значительно больше работ с простейшими измерениями. Сильные курсанты гораздо быстрее приобретают необходимые навыки. Поэтому при организации индивидуального подхода к обучающимся (на лабораторных работах) необходимо это учитывать, следует выделять индивидуальные задания, которые позволяют дифференцированно подойти к обучающимся. При этом можно предложить разным курсантам различные задания или задание, одинаковое для всех, но предусматривающее различную степень трудности выполнения опытов.

Выполнение лабораторных работ по индивидуальным заданиям позволяет организовать работу каждого обучающегося на посильном для него уровне сложности, развивать познавательные возможности как у слабых, так и у сильных обучающихся, требует от них инициативы и творчества.

В заключение следует отметить, что для полноценного интеллектуального развития курсант должен совершить в своем сознании двойной переход - от информации к мысли, а от нее к действию и поступку, чтобы информация стала осмысленным знанием. Таким образом, мера интеллектуального развития будущего военного летчика определяется мерой управления со стороны преподавателя.

Литература:

1. Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. - М, 1967. - С. 29.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1993-1999. -https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/

Педагогика

УДК:796.8

старший преподаватель Паршин Сергей Владимирович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основания тренировочного процесса самбистов 10-12 лет, построенного на комплексном развитии координационных и силовых способностей. Для развития специальной физической подготовленности в единоборствах можно подбирать и составлять игры, направленные в основном на развитие определенного физического качества. Значительные резервы повышения результативности тренировочного процесса в спортивных единоборствах кроются в развитии и совершенствовании координационных качеств спортсменов (ловкости). Включение специализированных игр в тренировочный процесс значительно способствует развитию физических возможностей, а соответствующий уровень развития физических качеств повышает эффективность спортивной техники в соответствии с учетом тех специфических условий, моделируемых игровыми ситуациями, в которых они проявляются.

Ключевые слова: физическое качество, борцы-самбисты, быстрота, координационные способности, тренировка, подвижные игры, выносливость.

Annоtation. The article deals with the theoretical basis of the training process of Sambo 10-12 years, built on the complex development of coordination and strength abilities. For the development of special physical fitness in martial arts can be selected and make games aimed mainly at the development of a certain physical quality. Considerable reserves of increase of efficiency of training process in sports single combats are covered in development and improvement of coordination qualities of athletes (dexterity). The inclusion of specialized games in the training process significantly contributes to the development of physical capabilities, and the appropriate level of development of physical qualities increases the effectiveness of sports equipment in accordance with the specific conditions simulated game situations in which they occur.

Keywords: physical quality, wrestlers-Sambo wrestlers, speed, coordination abilities, training, outdoor games, endurance.

Введение. В настоящее время в условиях возрастающих психических и информационных нагрузок человек вынужден искать пути оптимального, гармоничного развития и адаптации к изменяющимся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.