3. Руководству кафедр военных ВУЗов может быть предложено следующее:
- после того, как преподаватели начинают свою деятельность на кафедре, прикреплять к ним опытных преподавателей в качестве кураторов с тем, чтобы они могли оказать начинающим эффективную помощь в формировании их профессионально-педагогических компетенций и последующем повышении их уровня;
- руководящий состав кафедр должен регулярно подвергать оценке практическую педагогическую деятельность преподавательского состава кафедры и при необходимости корректировать процесс повышения уровня их профессионально-педагогического мастерства;
- необходимо постоянное изучение особенностей и проблемных вопросов разработки и последующей реализации современных педагогических технологий на основе ТРИЗ-педагогики, причем такая работа может проводиться в рамках заседаний предметно-методических комиссий и кафедр;
- создание и поддержание на кафедре креативной образовательной среды, равно как и обеспечение ситуаций успеха каждому преподавателю;
- привлечение к занятиям, направленным на совершенствование профессионально-должностной и методической подготовки профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала.
4. В процессе самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава, направленной на совершенствование профессионально-педагогических компетенций, необходимо:
- разрабатывать всевозможные дидактико-методологические пути и инструменты повышения квалификации;
- разрабатывать индивидуальный маршрут профессионального самосовершенствования и самореализации;
- повышать продуктивность процесса профессионального самосовершенствования путем использования тренажерных комплексов, а также инструментов ТРИЗ-технологии.
Литература:
1. Алехин И.А., Сливин Т.С. Перспективы военного образования в России // Мир образования -образование в мире. - 2013. - №2. - С. 32-36.
2. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива // Мир образования - образование в мире. - 2015. - №1. - С. 52-57.
3. Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателя высшей военной школы: теория и практика. - М.: ВУ, 2000. - 200 с.
4. Владимиров А.Г. Высшего военного профессионального образования в России нет. - 31.08.2012. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://topwar.ru/18305. Дата обращения: 20.02.2019.
5. Герасимов В.Н., Евгеньев Д.Н. Вариант диагностико-прогностической модели педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей // Мир образования - образование в мире. -2015. - №1. - С. 142-151.
6. Гуляев В.Н., Климов Р.А. Научные и прикладные основы реализации проблемно-деятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности: монография. - М.: Военный университет, 2013. - 144 с.
7. Еремина О.И., Пастухова И.П. Проблема классификации и выбора педагогических технологий // Мир образования - образование в мире. - 2016. - №2. - С. 220-228.
8. Киселев А.В. Сущность и содержание методического мастерства преподавателей // Вестник МГОУ. -2009. - №3. - С. 130-137.
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна
Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань); старший преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Аннотация. В статье отмечается актуальность проблемы индивидуального подхода к обучающимся; показываются методические приемы изучения индивидуальных особенностей в различных видах деятельности. Подробно описывается содержание этапов изучения индивидуальных особенностей обучающихся. Приводятся конкретные примеры, как изучаются различные виды деятельности обучающихся в ходе изучения физики. Приводятся примерные вопросы, по которым проводилось анкетирование обучающихся в соответствии с видами деятельности в процессе обучения физике.
Ключевые слова: обучающийся, индивидуальные особенности, физика, анкета, индивидуальный подход к обучению.
Annotation. The article notes the relevance of the problem of individual approach to students; The methodical techniques of studying individual features in various types of activity are shown. The content of the stages of studying the individual characteristics of students is described in detail. Concrete examples are given of how the various activities of students are studied in the course of studying physics. Approximate questions are given on which students were surveyed in accordance with the types of activities in the process of teaching physics.
Keywords: student, individual characteristics, physics, questionnaire, individual approach to learning.
Введение. Для формирования разносторонней личности обучающегося нужна особая педагогическая работа по развитию индивидуальных способностей каждого. В основе индивидуального подхода лежат индивидуальные особенности человека, неповторимое сочетание психологических качеств личности (памяти, мышления, чувств, способностей, характера, мотивов и т. д.). Проблема индивидуализации обучения продолжает разрабатываться в педагогической науке [3, с. 38]. Однако в нашей практике обучения пока еще недостаточно осуществляется индивидуальный подход при обучении различным дисциплинам, и физике в частности.
Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, важными индивидуальными особенностями при обучении физике являются следующие: уровень знаний по физике и математике за школьный период обучения; интерес к физике; умение наблюдать; уровень сформированности практических умений и навыков, что включает в себя работу с учебной и другой литературой по физике, проведение измерений, экспериментов, решение задач.
Для наиболее полного определения уровня знаний обучающихся в учебном процессе необходимо наблюдение за их учебной деятельностью, результатами текущего, рубежного и промежуточного контроля.
Важным видом рубежного контроля может являться самостоятельная работа. Она проводится с целью выяснения качества знаний, поэтому в ней должны быть задания различной степени трудности: задания на выяснение знания формул, определений, понятий и формулировок законов; стандартные расчетные задачи, для решения которых требуется применение формул (могут быть задачи в одно действие); нестандартные задачи, требующие сопоставления, логических выводов, смекалки.
При анализе работы оценка выставляется за каждую задачу по системе баллов. Каждая задача оценена максимальным баллом, об этом преподаватель сообщает в начале работы. Например, первая задача оценивается на 1 балл, вторая — на 2 балла, третья — на 3 балла и четвертая — на 4 балла. Оценка зависит от сложности задания.
Составляется таблица, в которую за каждую задачу против фамилии обучающегося выставляется набранный балл в зависимости от правильности решения. Затем определяется общий балл за всю работу и сравнивается с максимальным баллом. Если обучающийся набрал максимальное количество баллов (100%), то он получает «5», от 80 до 100 % — «4», от 60 до 80 % — «3», от 50 до 60 % — «2», ниже 50 % — «1».
Проведенная работа дает первое представление об уровне знаний обучающегося. Анализируя решение каждой задачи, можно выяснить знание обучающимися формулировок, формул, применение формул для решения задач, умение решать нестандартные задачи. Поэтому к анализу самостоятельной работы преподаватель обращается неоднократно.
Следующий этап изучения индивидуальных особенностей обучающихся — изучение их интереса и склонностей к физике. В первую очередь необходимо определить, какое место среди других дисциплин обучающийся отводит физике, то есть, провести ранжирование изучаемых дисциплин. Для этого составляется список дисциплин, изучаемых на данном этапе, и каждый обучающийся отмечает их ранг (1, 2, 3, 4 и т. д.). Затем составляется таблица, в которую против фамилии обучающегося ставится ранг физики, присвоенный им.
После проведения ранжирования следует побеседовать с каждым из них или провести анкету. Приведем примерные вопросы, по которым проводилось анкетирование обучающихся:
1. Нравится ли Вам физика?
2. Какие физические явления Вы можете назвать?
3. Нравится ли Вам проводить опыты по физике?
4. Умеете ли Вы пользоваться измерительными приборами?
5. Любите ли Вы читать научную литературу?
6. Читаете ли Вы научно-популярные книги по физике?
7. Хотели бы Вы заниматься военно-научной работой по физике? Просим написать ответы: да, нет, иногда.
В дальнейшей работе результаты анкеты постоянно используются. Эффективность собеседования в значительной степени зависит от подготовленности преподавателя к беседе, его эрудиции, такта.
Для изучения интереса и склонностей обучающихся к физике в дальнейшем учебном процессе целесообразно провести еще одну анкету: Нравится ли Вам при изучении физики:
1. Работать с измерительными приборами?
2. Прослушивать доклады товарищей?
3. Выступать самому с докладами?
4. Наблюдать, как проводит демонстрации физических явлений преподаватель?
5. Самому проводить демонстрации физических явлений?
6. Работать с учебной литературой?
7. Изготавливать приборы и установки по линии военно-научной работы?
8. Решать физические задачи? Просим написать ответы: да, нет, иногда.
Анализ этой анкеты позволяет в дальнейшем учитывать интерес обучающихся к различным видам учебной деятельности при изучении физики.
При организации индивидуальной работы с обучающимися важно изучить их умение проводить наблюдения. Жизненный опыт обучающихся уже значителен. Они должны иметь определенные навыки наблюдения.
В деятельности наблюдения необходимо выяснить следующие навыки: умение заметить физическое явление; умение выделить детали в явлении;
умение заметить изменения, происходящие в наблюдаемых демонстрационных опытах или явлениях; умение конструктивно различать установки или схемы; умение воспроизводить на память наблюдаемое; умение дать краткое объяснение наблюдаемому явлению.
Приведем пример изучения деятельности наблюдения у обучающихся в ходе изучения электростатических явлений.
Величина емкости плоского конденсатора определяется его геометрией (формой и размерами обкладок и величиной расстояния между ними), а также диэлектрическими свойствами среды, заполняющей пространство между обкладками. Простейшей конструкцией конденсатора является плоский конденсатор, состоящий из двух проводящих плоских пластин, пространство между которыми заполнено диэлектриком с диэлектрической проницаемостью й. Исследуем, от чего зависит электроемкость такого конденсатора (демонстрация зависимости емкости плоского конденсатора от его параметров).
1). Что происходит с электроемкостью конденсатора при изменении расстояния между пластинами?
1
2). А что произойдет с показаниями электрометра, если мы сдвинем пластины друг относительно друга?
Г с с
Следовательно, и 143 , где 4:1 - активная площадь пластин.
3). Что является в данном случае диэлектриком между обкладками конденсатора? Воздух.
4). А если воздух заменить другим диэлектриком с большим значением й?
Обучающиеся должны подвести итог. Таким образом, опыт показывает, что емкость плоского конденсатора зависит от его геометрических размеров (площади пластин), от взаимного расположения проводников, то есть от расстояния между пластинами и от диэлектрической проницаемости диэлектрика.
Затем доказываем это теоретически: выводим формулу, подтверждающую данные эксперимента и повторяем основные положения. Кроме того, просим обучающихся перечислить оборудование, используемое в установке, сделать рисунок установки, описать наблюдаемое на опыте явление.
По первому вопросу отмечается количество элементов установки, замеченное обучающимися. По второму и третьему вопросам дается четыре оценки: полно; с несущественными ошибками; с существенными ошибками; не сделано. Об уровне развития деятельности наблюдения можно судить по выделению главных элементов установки, по полноте охвата элементов и, особенно по замеченным изменениям, происходящим в ходе опыта.
Следующим этапом при организации индивидуального подхода к обучающимся необходимо изучить уровень сформированности практических умений и навыков. От того, каков уровень сформированности этих умений и навыков, в определенной степени зависят действия преподавателя и самих обучающихся на занятии. Остановимся на некоторых умениях и навыках, важных для обучения физике: работа с учебной и другой литературой по физике, работа с измерительными приборами, умение самостоятельно вести наблюдения, ставить демонстрационные опыты.
Для изучения умений работать с учебником можно предложить следующий прием: предлагается прочитать параграф в учебнике, закрыть его и ответить на вопросы:
1. О чем написано в данном параграфе?
2. Какие опыты описаны в параграфе?
3. Дать определение физического понятия, которое дается в параграфе.
4. Записать формулы, встречающиеся в параграфе.
5. Записать единицы измерения величин, предложенных в параграфе.
При анализе анкеты оценивается каждый вопрос и составляется таблица. Если ответов, оцененных минусом, больше, чем оцененных плюсом, то можно считать, что обучающийся не умеет работать с учебником. Если положительных оценок от 50% до 70%, то обучающийся слабо умеет работать с учебником; если от 70 % до 90 % —умеет работать с учебником; если положительных оценок от 90 % до 100 %, то обучающийся хорошо умеет работать с учебником.
Уровень умений работы с измерительными приборами проверяется в процессе выполнения лабораторных работ.
Из практики работы известно, что одни обучающиеся могут успешно проводить опыты, подмечают отдельные детали наблюдаемых явлений, другие могут описать опыт, но практически его осуществить не могут. Поэтому формирование у обучающихся умения вести наблюдения и ставить опыты очень важно. При индивидуальном подходе различие в практических умениях необходимо учитывать.
Приведем пример изучения практических умений проводить опыты.
Задача: опытным путем проверить зависимость периода колебаний пружинного маятника от коэффициента жёсткости пружины и массы подвешенного груза.
На каждом столе приготовлено оборудование: две пружины различной жёсткости, набор грузов, секундомер, миллиметровая линейка, штатив.
Обучающиеся должны предложить идею опыта и провести его. Они должны составить план своего опыта, подобрать оборудование, предсказать результат. Им в помощь представлено учебное пособие с описанием теоретического материала. От них требуется сформулировать цель опыта, мысленно представить ход опыта, подобрать для опыта необходимое оборудование, сделать рисунок установки, собрать установку, отметить начальные условия опыта, провести эксперимент, зафиксировать результаты опыта, сделать обобщения, анализ и выводы.
Мы рассмотрели некоторые примеры изучения индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике. Кроме того, за ними нужны постоянные наблюдения, изучение их микроклимата в учебной группе. Полезно проводить педагогический консилиум, где должны принимать участие преподаватели и других дисциплин. В результате преподаватель сможет разделить обучающихся на типологические группы (сильные, средние, слабые). В дальнейшем такое деление позволит организовать индивидуальный подход к их обучению.
Педагогические наблюдения и исследования показывают, что наибольшая трудность в организации индивидуального подхода к обучению возникает при чтении лекций, где преподносится новый материал.
В нашей практике широкое распространение получил прием повторения нового материала с дополнительным объяснением сложных моментов на практических и лабораторных занятиях. Сначала преподаватель перед учебной группой ставит общую цель и задачу. Затем проводит фронтальный опрос на более высоком уровне сложности. По мере того как сильные обучающиеся усвоили материал, им дается задание для самостоятельной работы. Преподаватель в это время проводит более подробный повторный опрос, акцентируя внимание на наиболее сложных моментах в материале. Затем среднеуспевающие получают задание. Преподаватель продолжает работать со слабой группой. Когда они усвоили новый
материал, им тоже предлагается задание для самостоятельной работы. Преподаватель в это время начинает работать с теми обучающимися, которые уже выполнили задание.
Наряду с вышеописанным приемом применяются и другие. Демонстрация обучающимися простых опытов в ходе рассказа преподавателя и при повторении изучаемого материала. Выступления с небольшими сообщениями по ходу повторения нового материала, ответы на вопросы, выполнение индивидуальных заданий по закреплению изученного материала.
Значительный эффект в усвоении нового материала дают индивидуальные вопросы проблемного характера, поставленные в начале изучения нового материала. При этом обучающийся постоянно мысленно прорабатывает сказанное преподавателем для ответа на поставленный вопрос [2, с. 43]. Систематическое применение различных приемов индивидуального подхода при объяснении нового материала дает возможность постоянно поддерживать и развивать интерес обучающихся к новым знаниям.
При обучении физике большое значение придается самостоятельному эксперименту. Лабораторные работы связывают теорию с практикой, их выполнение способствует формированию у обучающихся экспериментальных умений и навыков, повышению интереса к знаниям, развитию познавательных способностей, инициативы, самостоятельности и творчества.
Наши исследования показали, что слабым и средним обучающимся нужно проводить значительно больше работ с простейшими измерениями. Сильные обучающиеся гораздо быстрее приобретают необходимые навыки. Поэтому при организации индивидуального подхода к обучающимся на лабораторных работах необходимо это учитывать, следует выделять индивидуальные задания, которые позволяют дифференцированно подойти к обучающимся. При этом можно предложить различные задания или задание, одинаковое для всех, но предусматривающее различную степень трудности выполнения опытов.
Приведем пример задания для всех обучающихся. Определите сопротивление спирали лампочки с помощью амперметра и вольтметра. Опытным путем установите зависимость сопротивления лампочки от степени накала нити. Определите, из какого материала изготовлен реостат. Сечение проволоки реостата 0,5 мм2. Если такое выполнение экспериментальных заданий носит систематический характер, то обучающиеся вырабатывают соответствующие навыки и с большим интересом и лучшими результатами выполняют их.
Выполнение лабораторных работ по индивидуальным заданиям позволяет организовать работу каждого на посильном для него уровне сложности, развивать познавательные возможности как у слабых, так и у сильных учащихся, требует от них инициативы и творчества.
В практике работы преподавателей широко распространены индивидуальные задания при проведении самостоятельных работ. Обычно это делается следующим образом. Преподаватель заготавливает задачи на карточках в нескольких вариантах, различных по сложности. Карточки выдаются обучающимся с учетом их возможностей. Однако такой подход создает необъективность в оценке знаний. Допустим, если слабый обучающийся полностью выполнил задание низкого уровня, то преподаватель должен ему поставить высокую оценку. Если сильный не смог выполнить задание более высокого уровня, то ему выставляется низкая оценка. Если бы сильный обучающийся выполнял задание, которое выполнил слабый, то он бы получил высокую оценку. Следовательно, низкий уровень знаний оценивается высоким баллом. Мы предлагаем следующий методический прием индивидуального подхода при проведении самостоятельных работ. Для всех в учебной группе предлагается несколько задач. Первые три из них соответствуют I уровню сложности, четвертая задача соответствует II уровню сложности, пятая задача — III уровню, шестая задача требует нестандартного подхода. Правильное решение трех задач I уровня оценивается баллом «3», решение только одной четвертой задачи оценивается баллом «4», правильное решение пятой и шестой задач оценивается баллом «5» или двумя баллами по «5». Целесообразно преподавателю давать рекомендации обучающимся, с каких задач следует начинать выполнение работы. Иногда обучающиеся и сами могут сделать выбор [1, с. 123].
В нашей практике были случаи, когда сильные начинали выполнение работы с первых задач, обеспечивая удовлетворительную оценку за работу; в дальнейшем они стали выполнять более сложные задания. Наблюдались случаи, когда сильные решали только задачу повышенной трудности и успешно с ней справлялись.
Описанная самостоятельная работа дает возможность более объективно проверять знания и умения обучающихся и оценивать уровень усвоения изученного материала. Такие самостоятельные работы создают благоприятную психологическую обстановку. Обучающиеся, которые имеют слабые знания, выполняют посильные для себя задания, но, выполнив их, могут попробовать решить и более сложную задачу.
Выводы. Учет индивидуальных особенностей при обучении физике позволяет полнее развить творческие способности обучающихся, расширить и углубить их знания, сформировать прочные умения и навыки. Наши исследования показали, что достижению поставленной цели способствует личностное включение обучающегося в учебный процесс, личностно - деятельностный подход к обучению. Кроме того, ведущая роль отводится совместной деятельности, межличностному взаимодействию преподавателя и обучающегося.
Литература:
1. Панцева Е.Ю. Активизация познавательной деятельности курсантов и повышение интереса к изучению дисциплин кафедры математики и естественнонаучных дисциплин. Материалы XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». - Вольск, 2018, №12.
2. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Тойшева О.А. Личностно - ориентированное обучение в системе высшего образования. Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». - Вольск, 2016, №10.
3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией Кукушина. - М, 2004.
Педагогика
УДК: 37.013.2
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Горгадзе Мария Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск), учитель начальных классов
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» ГО «Якутск» (г. Якутск)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассматривается поведение обучающихся начальной школы в поликультурной среде, исследуется характер приобщения их к миру многокультурного общества. Цель исследования: изучить поведение младших школьников в поликультурной среде в условиях городской школы, выявить оптимальные варианты формирования у них общечеловеческих ценностей, пробудить осознание принадлежности к мировым культурным ценностям.
Ключевые слова: поведение, младший школьник, поликультурная среда, общечеловеческие ценности, принадлежность.
Annotation. The article deals with the behavior of primary school students in a polycultural environment, examines the nature of their involvement in the world of multicultural society. The purpose of the study: to study the behavior of junior schoolchild in a polycultural environment in a city school, to identify the best options for the formation of their universal values, to awaken awareness of belonging to the world cultural values.
Keywords: behavior, junior schoolchild, polycultural environment, universal values, belonging.
Введение. Согласно новому проекту Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования результатом освоения программы будет не только становление гуманистических ценностных ориентаций, таких как: осознание своей этнической принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов и др., но и будет учитываться приоритет научно-технологического развития конкретного примера описания предметных результатов [5]. Ключевой вклад в достижение всех этих результатов может нести поликультурное воспитание. Термин «поликультурный» означает наличие в обществе разнообразных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей.
Как правило, поликультурная среда в настоящее время представляет многонациональную среду обитания человека, в которую он вступает, общаясь на любом другом языке в поликультурном обществе. Резюмируя совокупность мнений российских исследователей на разные проявления вопросов развития поликультурного воспитания, хотим дать всеобщее обоснование проблемы, что «только через прямое общение и личные контакты в поликультурной среде дети передают другим свой индивидуальный опыт. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств» [3, 4].
Многокультурное общество нуждается в таком мировоззрении человека, которое направлено на интеграцию культур и народов, имея при этом цель - дальнейшее их сближение и духовное обогащение. Ссылаясь на это мировоззрение, поликультурное образование приобретает все большую значимость, в корне которого лежит формирование человека культуры, творческой, активной личности, которая способна к жизни в поликультурной среде.
Перед обществом встает актуальная проблема трудностей межэтнического взаимодействия и этнические конфликты. Сегодня, перед нами стоит задача постигнуть мысль, что нам соответствующим образом предстоит учиться разыскивать единство и равноправие, сходство и различность культурных, исторических, конфессиональных взглядов и мнений, представлений и верований, без которых все это благополучие небезопасно и теряет смысл для нормальной жизнедеятельности человека и на весь его онтогенез.
Для формирования межэтнической культуры большую роль играют образовательные учреждения. Образование включает в себя функцию действия равноправного компонента в культурах разных народов, передачи традиционной национальной культуры, выступает ценностным ориентиром и средством приобщения подрастающего поколения к общепринятым человеческим ценностям, к культуре мира. Ведь в раннем возрасте, человек еще не владеет нужной межэтнической культурой, поэтому способствовать ее формированию должны образовательные учреждения. Для этого необходимо создать диалог культур, межэтническое общение [1].
И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Ю.С. Кимов, А. Мусукаев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, В.К. Шаповалов, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, И.А. Шоров занимались вопросом формирования культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде.
Сегодня, младший школьник больше осознает свою национальную идентичность, поэтому все большее значение приобретает проблема общения детей разных национальностей.
В настоящее время появляются новые тенденции, которые объясняют порыв этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, установить и одобрить современную культуру. Каждый субъект межэтнического диалога должен понимать и осознавать свою важность и самостоятельность, принимать культуру (ценности, традиции, обычаи, веру) партнера по общению. Лишь тогда получится диалог культур. Взаимопонимание осуществляет свой путь не только через знания и представления, но и через чувственные мотивы, умение увидеть в каждом человеке, будь, то русский, армянин или кыргыз, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, уважения, любви к ближнему, высокой духовности и морали. Это понимание и есть результат культуры межэтнического общения.