Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ'

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / КАЛЛИГРАФИЯ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / CHINESE PAINTING / CALLIGRAPHY / IMAGINATIVE THINKING / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Белякова Анастасия Эдуардовна

Статья посвящена рассмотрению диагностического инструментария, применяемого в развитии образного мышления у учащихся средствами китайского изобразительного искусства. В работе уточняется определение понятия «образное мышление» относительно детей подросткового возраста с учетом развития у них данного качества средствами китайской живописи; обосновываются возможности китайской живописи для развития образного мышления у учащихся при ее восприятии и создании творческой работы. В работе раскрываются диагностические методы и описываются практические задания для учащихся на этапе начальной диагностики, производится анализ полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Белякова Анастасия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF TYPE OF THINKING STUDENTS BY MEANS OF CHINESE PAINTING

The article is devoted to the review of diagnostic tools used in the development of imaginative thinking in students by means of Chinese fine art. The paper clarifies the definition of the concept of "imaginative thinking" in relation to adolescent children, taking into account the development of this quality in them by means of Chinese painting; substantiates the possibilities of Chinese painting for the development of imaginative thinking in students when they perceive it and create creative work. The paper reveals diagnostic methods and describes practical tasks for students at the stage of initial diagnostics, analyzes the data obtained.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ»

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Белякова Анастасия Эдуардовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ

ЖИВОПИСИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению диагностического инструментария, применяемого в развитии образного мышления у учащихся средствами китайского изобразительного искусства. В работе уточняется определение понятия «образное мышление» относительно детей подросткового возраста с учетом развития у них данного качества средствами китайской живописи; обосновываются возможности китайской живописи для развития образного мышления у учащихся при ее восприятии и создании творческой работы. В работе раскрываются диагностические методы и описываются практические задания для учащихся на этапе начальной диагностики, производится анализ полученных данных.

Ключевые слова: китайская живопись, каллиграфия, образное мышление, диагностический инструментарий.

An^Mion. The article is devoted to the review of diagnostic tools used in the development of imaginative thinking in students by means of Chinese fine art. The paper clarifies the definition of the concept of "imaginative thinking" in relation to adolescent children, taking into account the development of this quality in them by means of Chinese painting; substantiates the possibilities of Chinese painting for the development of imaginative thinking in students when they perceive it and create creative work. The paper reveals diagnostic methods and describes practical tasks for students at the stage of initial diagnostics, analyzes the data obtained.

Keywords: Chinese painting, calligraphy, imaginative thinking, diagnostic tools.

Введение. В современных реалиях наиболее остро встает вопрос о развитии творческих компетенций учащихся (Е.А. Васильева) [3]. В последнее время наиболее важна способность быстро реагировать на обстоятельства и адаптироваться в различных условиях, находить творческие решения. В этом ребенку помогает всестороннее творческое развитие, в частности, способность анализировать существующие образы и создавать собственные, а именно - образное мышление. К сожалению, в современном образовательном процессе не достаточно уделяется внимание творческому развитию детей. По мере перехода учащихся в старшую школу, в учебной программе значительно уменьшаются предметы, посвященные искусству, предметы, способные решить проблему творческого развития детей и развития их образного мышления (М.Ю. Бирюков) [2]. Вместе с тем, у учащихся пропадает необходимость нестандартно, творчески походить к решению тех или иных вопросов.

В образовательной системе нашей страны значительное внимание уделяется местным традициям, региональному опыту. Очень важно сохранять и преумножать знания местных мастеров, но в то же время важно интегрировать опыт других культур, что способствует формированию целостной картины мира. В концепции национального проекта «Образование» говорится о необходимости воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [10]. К сожалению, недостаточное внимание в современных культурно-образовательных проектах уделяется формированию художественной культуры подрастающего поколения не только в процессе освоения ценностей отечественной, но и зарубежной художественной культуры, лучших ее образцов народного, классического и современного искусства. Ведь освоение ценностей зарубежной культуры способствует развитию таких личностных качеств учащихся, как понимание «Другого» человека в искусстве и жизни, толерантность к культуре других народов, формирование эстетического вкуса.

Формированию образного мышления на уроках изобразительного искусства способствует знакомство с культурным опытом других стран, в частности, с искусством Китая. Художественная культура Китая славится своим многообразием традиций, философских концепций и что наиболее ценно - многогранным практическим опытом [4]. Кроме того, изобразительное искусство Китая благодаря своей символичности и образности имеет огромные возможности для развития образного мышления школьников (Се Юнхуей) [13]. В китайской культуре присутствуют нетрадиционные техники рисования, к которым относятся техника китайской каллиграфии и живописи. Данные техники доступны для понимания и изучения школьникам общеобразовательных школ.

Изложение основного материала статьи. Проблема развития образного мышления у школьников в разное время находила отражение в работах психологов и педагогов: Р. Арнхейма, М.Ю. Бирюкова, Л.С Выготского, Е.А. Васильевой, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева Л.Г. Медведева, Б.М. Неменского, В.М. Полонского [1], [2], [6], [3], [7], [8], [9], [11], [12]. К сожалению, никто из авторов не рассматривал развитие образного мышления средствами китайской живописи относительно детей подросткового возраста.

Обратимся к вопросу рассмотрения понятия «образное мышление». Вышеупомянутые авторы связывают образное мышление с оперированием образами в процессе восприятия предметов и явлений или в процессе их создания [5], [8]. Образное мышление является основополагающей частью любой из множества форм творческой деятельности учащегося, способствует формированию эстетического восприятия окружающего мира.

Действительно, с понятием «образное мышление» тесно связано понятие «образ» и «художественный образ». В.М. Полонский понятие «образ» трактует как «субъективную... картину предметов и явлений материального мира, форму отражения реальности самого субъекта, других людей. в сознании человека. Образ .может формироваться на уровне ощущений, восприятия, представления или на уровне мышления, отличаясь полнотой, целостностью, яркостью, устойчивостью [12].

Медведев Л.Г. утверждал, что развитие образного мышления влияет на создание художественного образа. Этот процесс обеспечивается освоением классического наследия прошлого, а также освоением техники изобразительной деятельности [9].

Относительно детей школьного возраста, не осваивающих изобразительное искусство профессионально, а также учитывая, что средствам развития образного мышления обучающихся является китайская живопись, нами уточнено понятие «образное мышление», которое мы трактуем ка знание школьниками особенностей китайского изобразительного искусства, способность анализировать уже существующие образы в китайской живописи при их восприятии, творческая интерпретация образов в процессе создания творческого продукта.

В своем исследовании мы акцентируем внимание на развитии образного мышления в контексте изучения китайского изобразительного искусства. В процессе развития образного мышления одним из важных этапов является этап диагностики, позволяющий определить уровень развития данного качества школьников.

Целью данного исследования является описание диагностического инструментария по изучению исследуемого качества у учащихся, а также анализ и подведение итогов начальной диагностики.

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика уровня развития образного мышления школьников средствами китайской живописи. Исследование осуществлялось на базе ГАОУ «Гимназия российской культуры» г. Тюмени. В диагностике приняли участие 10 учащихся восьмого класса, школьники подросткового возраста.

На основе уточнённого определения понятия «образное мышление» нами выделены три показателя, на основе которых и будет осуществляться диагностика: знание особенностей китайского изобразительного искусства, способность анализировать уже существующие образы в китайской живописи, способность творчески интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные. Соответствующие каждому показателю диагностические методы и задания для учащихся помогли выявить уровень развития их образного мышления.

Показатели и диагностические методы развития образного мышления учащихся средствами китайской живописи представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Показатели и диагностические методы развития образного мышления учащихся средствами

китайской живописи»

Показатели Критерии оценки Методы

Знание особенностей китайского изобразительного искусства Знание особенностей китайского изобразительного искусства, видов и специфики. Диагностический тест «Твои знания о китайском изобразительном искусстве»

Способность анализировать существующие образы в китайской живописи Понимание художественного образа, его «прочтение» Метод анализа художественного произведения

Способность творчески Оригинальность. Вариативность. интерпретировать образы Индивидуальные, не Способность к китайской живописи, повторяющиеся, преобразованиям создавать собственные оригинальные образы, однозначного стимула ассоциации Метод творческих заданий. Создание образа по китайской народной сказке. Сочинение образов в ходе прослушивания сказки

Метод ассоциаций. Уход от привычных заданий, новый взгляд на задачу. Идеи и решения задач могут быть совершенно неожиданными

Для каждого показателя были определены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах. Результаты распределения показателей по уровням представлены в таблице «Уровни развития образного мышления средствами китайской живописи» 2.

Таблица 2

«Уровни развития образного мышления средствами китайской живописи»

Уровни Показатели Низкий (1 Балл) Средний (2 Балла) Высокий (3 Балла)

Знание особенностей китайского изобразительного искусства Имеет представление о китайском изобразительном искусстве, но не знает его виды Имеет определенные представления о китайском изобразительном искусстве, знает значительную часть его видов Имеет четкие представления о китайском изобразительном искусстве, знает и различает его виды

Способность анализировать существующие образы в китайской живописи Не имеет представления о смысловой нагрузке произведения Имеет понимание концепции произведения, может объяснить значение Четко понимает концепцию произведения, смысл и содержание образов в китайском изобразительном искусстве, легко «читает» их смысл

Способность творчески интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные Может копировать уже имеющийся пример, без создания новых образов Творчески походит к поставленной задаче, на основе готового образа способен создать новый Отталкиваясь от готового образа, создает собственный, отдаленно напоминающий исходный вариант

Обратимся к описанию начальной диагностики исследуемого качества школьников.

Показатель «Знание особенностей китайского изобразительного искусства» оценивался с помощью диагностического теста с использованием наглядных материалов.

Сущность первого диагностического задания. В основу теста легли вопросы о сущности китайской живописи, направлениях и необходимых инструментах, так же ряд вопросов по тематике китайской каллиграфии. В тесте присутствует описание техник и предметов, наглядная демонстрация инструментов (кисть, тушечница, рисовая бумага). Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов с вариантами ответов, а так же на открытые вопросы.

Представляем примеры вопросов:

1) Расположите носителей китайского письма от древнейшего до современного. Ответ необходимо записать цифрами.

1. Кости

2. Бумага

3. Бамбук

4. Бронза

2) Что входит в «4 драгоценности» кабинета ученого в Китае? Ответ необходимо отметить галочками

1. Кисть

2. Стакан для кистей

3. Подставка для кисти

4. Стойка для просушивания кистей

5. Бумага

6. Аква-коврик

7. Каллиграфические прописи

8. Именная печать

9. Тушь

10. Тушечница

11. Резервуар для воды

Для определения качества развитости данного показателя, нами были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

В тестовом задании было 15 вопросов. Уровни определялись следующим образом:

Высокий уровень (3 балла) - выполнены верно от 12 до 15 заданий, также даны ответы на открытые вопросы.

Средний уровень (2 бала) - выполнены верно от 8 до 12 заданий, ответы на открытые вопросы даны не в полной мере.

Низкий уровень (1 балл) - выполнено верно менее 8 заданий, на открытые вопросы не даны ответы.

Показатель « Способность анализировать уже существующие образы в китайской живописи» оценивался с помощью метода анализа художественных произведений (с использованием презентации).

Сущность второго диагностического задания: данное задание направлено на выявление соответствия образу с применением сопоставительного анализа на примере китайской традиционной живописи и европейской живописи. Перед учащимися стоит задача - выбрать произведение традиционной китайской живописи из двух вариантов, один из них образец европейской живописи. Необходимо проанализировать художественное произведение и прокомментировать свой выбор в письменном виде. Не менее важно учитывать техники, способы оформления и жанры. Учащимся предлагается выполнить 6 заданий. Уровни оценивания данного задания определялись следующим образом:

Высокий уровень (3 балла) - все 6 произведений определены верно, комментарии соответствуют изображению.

Средний уровень (2 балла) - 2 из 6 произведений определены неверно или нет пояснения к заданию.

Низкий уровень (1 балл) - только 1-2 изображения определены верно, так же к заданиям не указаны пояснения своего выбора.

Показатель: «Способность творчески интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные» исследовался с помощью метода творческих заданий.

Критерии оценки задания: Оригинальность созданных образов. Ассоциации повторяются не более, чем у двух рисующих.

Сущность третьего диагностического задания.

Школьникам дана инструкция: постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок. Даны 6 фрагментов китайских иероглифов (например, человек, рот, ворота). Необходимо дополнить существующий иероглиф при помощи линий, создать свой собственный образ и придумать ему название, назначение. Эти иероглифы должны составлять основную часть вашей картины, можно пользоваться карандашами, фломастерами. Можно рисовать между иероглифами, над ними, вокруг, здесь ограничений нет. Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

Уровни определялись следующим образом:

Высокий уровень (3 балла) - выполнены все 6 картинок, придуманы названия к ним, образы не повторяются.

Средний уровень (2 балла) - выполнены 4-5 картинок, придуманы названия к ним, образы так же не повторяются.

Низкий уровень (1 балл) - выполнено 3 и менее работ, образы повторяющиеся, название придумано не ко всем картинкам.

По третьему показателю «Способность творчески интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные» также было разработано еще 1 диагностическое задание:

Сущность четвертого диагностического задания: прослушать китайскую народную сказку, изобразить «увиденный» образ в процессе прослушивания. Название сказки: «Китайская народная притча. Волшебник и дракон».

Уровни развитости третьего показателя:

Высокий уровень (3 балла) - учащийся работает самостоятельно, присутствует многообразие нестандартных, символичных образов, они взаимодействуют друг с другом.

Средний уровень (2 балла) - учащемуся требуется помощь в подборе сюжета, необходимо продублировать прочитанное, образы символичные, но достаточно стандартные.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся не может самостоятельно сформировать идею, требуется помощь, созданные образы стандартные.

Общий уровень развития образного мышления школьников средствами китайской живописи складывался из суммы баллов по всем показателям и заданиям.

Высокий уровень составил от 10 до 12 баллов;

Средний уровень - от 7 до 9 баллов;

Низкий уровень - от 4 до 6 баллов.

Таким образом, на начальном этапе диагностики уровень развития образного мышления средствами китайской живописи у учащихся 8 класса был представлен следующими результатами:

- по показателю «Знание особенностей китайского изобразительного искусства»: В (высокий уровень) -10%, С (средний уровень) - 50%, Н (низкий уровень) - 40%;

- по показателю «Способность анализировать существующие образы в китайской живописи»: В (высокий уровень) - 20%, С (средний уровень) - 30%, Н (низкий уровень) - 50%;

- по показателю «Способность творчески интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные»: В - 20%, С - 40%, Н - 40%;

По результатам начальной диагностики всех трех показателей была составлена таблица № 3.

Таблица 3

«Результаты начальной диагностики уровня развития образного мышления у восьмиклассников»

№ Ф.И. Знание Способность Способность Общий Уровень

особенностей анализировать творчески балл

китайского изобразительного искусства уже существующие образы в китайской живописи интерпретировать образы китайской живописи, создавать собственные

1 А. Ярослав С (2 б.) В (3 б.) Н (1 б.) В (3 б.) 9б. Средний

2 Н. Сергей Н (1 б.) Н (1 б.) В (3 б.) Н (2 б.) 7б. Средний

3 К. Никита Н (1 б.) Н (1 б.) Н (1 б.) С (2 б.) 5 б. Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 К. Кирилл В (3 б.) В (3 б.) С (2 б.) С (2 б.) 10б. Высокий

5 Д. Валерия С (2 б.) С (2 б.) В (3 б.) С (2 б.) 9 б. Средний

6 Ф. Дарья Н (1 б.) Н (1 б.) С (2 б.) Н (1 б.) 5 б. Низкий

7 Ш. Елизавета С (2 б.) С (2 б.) С (2 б.) В (3 б.) 9 б. Средний

8 С. Клим С (2 б.) Н (1 б.) С (2 б.) В (3 б.) 8 б. Средний

9 К. Анна С (2 б.) С (2 б.) В (3 б.) Н (1 б.) 8 б. Средний

10 Х. Кирилл Н (1 б.) Н (1 б.) С (2 б.) Н (1 б.) 5 б. Низкий

Выводы. В процессе проведения начальной диагностики, школьники столкнулись с некоторыми трудностями: для многих была непривычна постановка руки, специфичная для китайской живописи и каллиграфии, так же для большинства учащихся было сложно отойти от привычного понимания образов в живописи.

Становится очевидным, что все три показателя развиты недостаточно, что позволяет сделать следующие выводы:

- необходимо знакомить учащихся со спецификой китайского изобразительного искусства;

- помогать учащимся в развитии способности анализировать существующие образы в произведениях искусства, что в будущем позволит творчески интерпретировать уже имеющиеся образы.

Анализ начальной диагностики показал необходимость разработки развивающий занятий и соответствующих методов развития образного мышления подростков средствами китайской живописи.

Литература:

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 410 с.

2. Бирюков М.Ю. Развитие художественно-творческих способностей как основа эстетического воспитания младших школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 124-128.

3. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1717-1719.

4. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство 1972. - 160 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.

6. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. М., 1998.

7. Зинченко В.П. Методические принципы развития творческих способностей на занятиях академическим рисунком // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. статей. Вып. 2. - М.: Прометей, 1998. - С. 33-37.

8. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 514-519.

9. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие для студ. ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение,1986. - 159 с.

10. Национальный проект «Образование» https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения 2.05.2020).

11. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл. / Б.М. Неменский и др.; - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 140 с.

12. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

13. Се Ю. Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 188-192.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Быкова Мария Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется проблема обучения иностранному (английскому) языку младших школьников с нарушениями зрения. Дается характеристика общих и специфических трудностей, возникающих у учащихся при освоении всех четырех компонентов языкового развития. Полученные данные говорят о необходимости совместной работы специалистов для разработки эффективной методологической основы для обучения детей, имеющих нарушения зрения.

Ключевые слова: иностранный язык, дети с нарушениями зрения, слепые и слабовидящие школьники, трудности в обучении.

Annоtation. The article analyzes the problem of teaching foreign (English) language to primary school students with visual impairments. The characteristic of general and specific difficulties encountered by students in the development of all four components of linguistic development is given. These data suggest the need to work together experts to develop an effective methodological basis for teaching children with visual impairment.

Keywords: foreign language, children with visual impairments, blind and partially sighted pupils, difficulties in studying.

Введение. Важнейшим условием социализации личности в современных условиях является грамотное владение иностранным языком, обеспечивающее доступ к различным информационным источникам, самосовершенствование, развитие межкультурной коммуникации. Ранее начало обучению иностранному языку имеет большую ценность для учащихся, что подтверждается ФГОС. Целесообразность введения данного учебного предмета в начальной школе подтверждается и ведущими отечественными методологами. В исследованиях Н.Д. Гальсковой, З.Н. Никитенко, М.З. Биболетовой раскрывается специфика обучения иностранному языку в младших классах. Было установлено, что его раннее изучение положительно влияет на развитие психических функций, на формирование культуры общения и речевое развитие ребенка.

В условиях получения цензового образования любая категория обучающихся, в том числе и учащиеся, имеющие нарушения зрения, должны освоить образовательную программу по данному курсу. Роль иностранного языка в социализации и развитии слепых и слабовидящих детей не теряет своей значимости, а даже возрастает в связи с возможностью реализации коррекционных задач. Однако, не смотря на широкий компенсаторный потенциал иностранного языка в становлении академических и жизненных компетенций обучающихся с нарушениями зрения, специальная методика преподавания до сих пор не стала предметом специального научного анализа. С научной и практической точки зрения представляется весьма актуальным изучение специфики и трудностей усвоения, накопления и воспроизведения иностранной речи детьми с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.