самостоятельную деятельность, чтобы приобретенные навыки могли использоваться во время будущей профессиональной деятельности [3]. Коммуникативные навыки - это способность человека строить и практиковать коммуникативные отношения в самостоятельной рабочей среде. Например, способность разрабатывать и выражать оценочные суждения, обсуждать их, устно публиковать "живые" разговоры на экранах и использовать символы общения, характерные для интернета во время вебинаров, создавать системы отношений с удаленными партнерами, координаторами и другими слушателями.
Выводы. Таким образом, принципами организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения являются: принципы взаимодействия, принципы персонализации, принципы признания, принципы правил обучения, принципы зависимости от базовых навыков, принципы опережающего обучения, принципы обратной связи, принципы внешнего контроля и самоконтроля. В условиях дистанционного обучения сущность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов ВУЗа заключается в установлении комплекса методов и средств, позволяющих студентам ВУЗа достичь максимально возможной эффективности самостоятельной работы, а также реализовать педагогические аспекты, а именно: формирование положительного познавательного статуса студентов; развитие личностных качеств, прежде всего активности, настойчивости, целеустремленности в процессе познавательной работы. Педагогическими условиями, направленными на достижение эффективности педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения, являются: условия, учитывающие индивидуальные особенности студента, условия повышения квалификации, условия свободного выбора средств обучения, условия получения информации о принятии курса, условия самоконтроля и самооценки.
Литература:
1. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. - 59 с.
2. Каримов К.А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К.А. Каримов, К.Т. Уматалиева // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 487-489.
3. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н.В. Кузьминой. - М., 2017. - С. 7-52.
4. Ломовцева Н.В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Н.В. Ломовцева, Е.В. Чубаркова, А.А. Карасик // Образование и н»аука. - 2018. - № 3. - С. 111-120.
5. Милованова Г. В. Исследование готовности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности студентов вуза в условиях интеграции образования / Г.В. Милованова, И.В. Харитонова // Интеграция образования. - 2018. - № 3. - С. 33-38.
6. Милованова Г.В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности / Г.В. Милован»ова // Вестн. Мордов. ун-та. - 2019. - № 2. - С. 151-156.
7. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина, С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. - М.: МАКС П»есс, 2016. - 340 с.
8. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. - №3, 2018
9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 354 с.
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2016. - 416 с.
11. Устюгова В.Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. -Казань: ТГГПУ, 2019. - 59 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 22.12.2009 № 781.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 17.01.2011 № 46.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 16.04.2010 № 374.
Педагогика
УДК 76026
магистрант Карачевский Евгений Геннадьевич
Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕПКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ
МАСТЕРСКОЙ)
Аннотация. В статье говорится о необходимости внедрения компьютерных технологий (в частности, векторной графики) в работу на занятиях лепкой. Автор подчеркивает важность данного метода в активизации познавательно-творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста, являющегося стимулятором в дальнейшем освоении проектирования и работы с исходным пластическим материалом. Повсеместное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, включение информационной среды в процесс развития школьников обуславливает применение представленной программы.
Ключевые слова: активизация, познавательно-творческая деятельность, лепка, пластические, керамические массы, векторная графика.
Annotation. The article talks about the need to introduce computer technologies (in particular, vector graphics) in the work at modeling lessons. The author emphasizes the importance of this method in enhancing the cognitive and creative activity of primary schoolchildren, which is a stimulant in the further development of design and work with the original plastic material. The widespread introduction of computer technologies in the educational process, the inclusion of the information environment in the development of schoolchildren determines the application of the presented program.
Keywords: activation, cognitive and creative activity, modeling, plastic, ceramic masses, vector graphics.
Введение. В современной педагогической науке развитие художественно-творческих способностей учащихся остается актуальной проблемой обучения и воспитания. Сегодня ведущее значение в развитии личности приобретают такие виды деятельности, которые предъявляют повышенные требования к интеллектуальным свойствам человека, его способности креативно мыслить, обеспечивают возможности для непрерывного образования в течение всей жизни.
Решающее значение в эстетическом развитии личности принадлежит искусству. Научные концепции, разработанные советскими и российскими учеными, педагогами искусства (Н.С. Боголюбов, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, Н.Н. Ростовцев и др.), способствовали проникновению искусства во все сферы образования [7].
Скульптура, как неотъемлемый компонент триады изобразительных искусств, имеет особое значение в деле эстетического развития учащихся. Художественная лепка выступает здесь как подготовительный этап в формировании личности юного художника. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Учащийся не только зрительно воспринимает то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Занятия лепкой помогают ребенку ощущать и создавать формы, воспитывают художественный вкус, учат видеть и создавать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку (эскизу), дети знакомятся с его формой, развивают мышление, мелкую моторику, что, в свою очередь, способствует развитию речи, наблюдательности, фантазии [6]. Работая в керамической или скульптурной студии, воспитанники разного возраста знакомятся с различными техниками изготовления поделок, картин с помощью пластических материалов, керамических масс и глины, получают знания по основам изобразительной грамоты и рисунка, истории искусств, декоративно - прикладному искусству, основам дизайна.
На рубеже XIX-XX столетий вышло одно из первых учебных пособий по лепке (Э. Лантери, «Лепка»). В свое время этот курс получил признание со стороны художников, в том числе и великого скульптора О. Родена. Сегодня этот классический труд, переведенный на русский язык в 1963 г., по-прежнему представляет интерес для педагогов искусства скульптуры.
Проблемы, раскрывающие специфику керамики, ее воспитательные возможности, отражены в трудах многих отечественных специалистов. Например, в работах Л.Ф. Акуновой содержатся сведения о керамическом производстве, истории развития художественной керамики, в них подробно описаны приемы и способы декорирования изделий. Н.С. Боголюбов разрабатывал методическое руководство для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, где занятиям лепкой отведено свое место [3].
В деятельности керамической студии особое значение придается культуре труда учащихся. В это понятие входит: содержание в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планирование творческого пути и правильное обращение с инструментами, соблюдение правил безопасной работы [4].
Изложение основного материала статьи. Развитие и становление личности юного художника происходит в тесной взаимосвязи теории и практики. Успешное взаимодействие теоретических основ, применение современных компьютерных технологий, моделирования и работы с пластическим материалом заметно активизируют познавательно - творческую деятельность учащихся. На занятиях в студии керамики ребенок активно включен в процесс получения знаний и умений, приобретает необходимые навыки не только лепки. Использование педагогом-художником разнообразных современных технических и педагогических методов активно развивает в учениках необходимые для художника компетенции, в том числе умение интегрировать классику и авангард, раскрывает в них потенциал проектной деятельности.
Занятия лепкой в керамической студии направлены на развитие креативных, интеллектуальных и художественных способностей учащихся. Они непосредственно связаны с изучением творчества народных умельцев той территории, где они живут. Кроме того, такие уроки создают условия для самореализации ученика в творчестве, знакомят его спрофессиями не только художественного профиля, но и теми, где важно наличие абстрактного и пространственного мышления.
По определению Д.Б. Эльконина, младшие школьники от 7 до 11 лет активно взаимодействуют со значимыми взрослыми извне (педагогами, воспитателями, и т.д.). Ведущей деятельностью в этом возрасте является интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания) [8]. Следовательно, активизация познавательно-творческого процесса должна проходить интегрированно, то есть с применением ролевых игр, театральных постановок, экскурсий, и др. [2]. В этом ключе основную роль играет профессионализм педагога как художника, организатора и психолога.
Согласно концепции возрастной периодизации Л.С. Выготского в этот период особенно явно прослеживается формирование личности, изменяется мотивация, целеполагание, развиваются творческие способности.
Процесс обучения и воспитания сложен и динамичен, включает в себя физиологический, психологический, педагогический подходы. Основываясь на зоне ближайшего развития воспитанников, педагогу важно планировать включение в учебные планы применение легко усваиваемых детьми младшего школьного возраста доступных компьютерных программ, проектов. Раскрывая методику и приемы создания скульптурных форм, необходимо учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Физиологический подход основывается на выявленном взаимовлиянии умственной и мышечной работы. Синтез педагогического и технологического процесса лепки предполагает работу с приготовлением материала, набора керамической, пластической массы, ее обработки и создания скульптурных форм. Это требует от учащегося определенных физических усилий и морально-волевых качеств [4].
Психологический подход основывался на том, что умственная деятельность, проявляющаяся в таких психических процессах, как внимание, память, мышление, воображение, активизируется не только на занятиях, но и во внеурочном общении педагога с детьми и детьми между собой.
Педагогический подход к вопросам взаимосвязи умственного и физического развития исходит из традиционного представления о том, что неотъемлемой составляющей образовательного процесса является передача конкретных знаний и умений, усвоение которых и должно обеспечить формирование умственных действий, лежащих в основе развития ребёнка. Наглядными пособиями при работе с пластическими и керамическими массами, выступают натурные образцы, копии античных скульптур из гипса, иллюстрации, рисунки, дающие возможность учащимся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном материале.
Важно то, что работа над созданием скульптуры происходит либо с натуры, либо по памяти или представлению. Большое значение на занятиях придается изучению особенностей скульптурной композиции, которая имеет свою специфику. Объемная скульптура малых форм (высотой до 30 см) обозревается с разных сторон и имеет множество точек зрения, что непременно должно учитываться юным скульптором или керамистом. Специалисты отмечают данный аспект как задачу повышенной трудности в процессе моделирования формы. Н.М. Бабурина говорит о скульптуре малых форм так: «Этот жанр позволяет скульптору свободно общаться с пластикой, разнообразить пластический язык, сочетать образность с декоративностью, выразительность силуэта, форму с цветом. Небольшой размер позволяет создавать целые сюиты, серии, ансамбли, решать самые сложные композиции, причем решать оперативно и своевременно» [1].
Неотъемлемой разновидностью скульптуры малых форм является игрушка, декоративные предметы и предметы утилитарного предназначения. Каждая творческая работа, выполненная автором, в конечном итоге несет в себе некоторую практическую функцию, являясь движущей силой для дальнейшего творчества. Примером служат народные промыслы: абашевские дудки, дымковская игрушка, каргопольские «бобки», скопинская игрушка и свистулька, филимоновская игрушка - свистулька. Современные мастера Гжели создают сложные скульптурные композиции: сувениры, бытовые изделия (квасники, чесночники, подсвечники, бутыли, и др.), а также панно, светильники, часы, электросамовары.
В современном контексте активизации познавательно-творческого процесса применение компьютерных технологий, моделирования для составления картинки изучаемого предмета, его описания и проектирования эскиза является актуальным Использование гаджетов, ставшее сегодня неотъемлемой частью жизни общества, постепенно входит в практику учебного процесса, в том числе - лепки. Включение векторной графики в активизацию познавательно-творческой деятельности происходит поэтапно, при этом обогащается и словарно-лексическая терминология. Векторная графика - способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как: точки, линии и ломаные линии, сплайны, кривые Безье, безигон, круги и окружности и эллипсы, многоугольники.
Векторные операции разнообразны не только в конструировании объекта, но и в решении цветовой палитры. Видоизменение цвета, тона, отношений граней и плоскостей, перспективы развивает у воспитанников чувства целостности и завершенности композиции. С помощью редактора учащиеся придумывают и создают образ изделия, моделируют, стилизуют его. Векторные графические редакторы позволяют вращать, перемещать, отражать, растягивать, скашивать, выполнять основные аффинные преобразования над объектами, изменять порядок и комбинировать примитивы в более сложные объекты. Векторная графика идеальна для эскизов отдельных форм, объемов, простых или составных, композиций. Богатая цветовая палитра привлекает своими возможностями разнообразных растровых решений.
Основными редакторами векторной графики являются: Corel DRAW, Adobe Animate, Adobe Illustrator.
Программа Corel DRAW дает возможность создавать уникальные шаблоны, наброски, моделирует объекты, поддерживается операционными системами Windows, MAC, OS. Программа Adobe Animate может использоваться для создания векторной графики и анимации с последующей публикацией в телевизионных программах, онлайн-видео, веб-приложениях, видеоиграх. Преимущество программы Adobe Illustrator - не только создавать изображения на основе различных образов, но и редактировать их.
Созданию объемных форм из пластического материала, таких как глина, скульптурный пластилин, воск, полимерная глина, предшествует разработка набросков и эскизов, выполненная традиционным способом. Но современные технологии приводят нас к новому опыту и знанию. Например, с помощью векторной графики можно создать картинку или анимацию изменения структуры кристаллической решетки материала в связи с меняющимся температурным процессом при обжиге пластической массы.
Фигуру, вылепленную в материале, таком как глина или скульптурный пластилин, с помощью векторной графики можно изменить, создать ряд изображений, позволяющих видеть фигуру в динамике, движении. Исходный персонаж, образ или фигура останется как наглядный образец, а технологии приведут к созданию множества разнообразных растровых изображений.
Эти приемы стимулируют, развивают творческий потенциал, активизируют мыслительные процессы, укрепляют потребность к трудовой деятельности, корректируют двигательные функции, увлекают своей многогранностью и вариативностью. Ребенок увлечен и готовит себя к освоению не только художественного труда скульптора, дизайнера, но и может принять участие в создании анимации, написанию отдельных фрагментов в изучении компьютерных программ.
Дополнительная развивающая программа керамического отделения «Глинка» изостудии «Жар-Птица» (г. Амурск), имеющая художественную направленность, является рабочей программой педагога-художника, автора данной статьи. Она создана на основе программы «Керамика» допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2004 г. (автор Лепинг А.Ю.).
Основной целью программы является раскрытие творческих способностей детей посредством изучения ими ведущих принципов изобразительного и декоративного искусства и освоения основных приемов изготовления керамики, применение современных технологий, инструментов и приспособлений.
Программа решает следующие задачи:
- приобщение учащихся к мировой художественной культуре, расширение их эстетического кругозора;
- развитие художественно вкуса, чувства стиля;
- знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного искусства;
- знакомство с различными способами работы с глиной (лепка из целого куска глины, лепка из пласта, лепка из жгутов);
- воспитание бережного отношения к культурному наследию, и окружающей среде;
- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника.
Педагогическая целесообразность:
• При освоении содержания программы обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками в области скульптуры, усвоением приемов изготовления различных видов художественной керамики, формированием образного, композиционно-пространственного, фактурного мышления.
• Программа предусматривает изучение ярких и самобытных проявлений художественной мысли разных народов в различные исторические эпохи. Программа дает ключ к более глубокому пониманию красоты, воспитывает чуткого зрителя, приобщает детей к духовным ценностям.
Отличительные особенности программы:
• Основываясь на принципах и последовательности обучения, организация работы изостудии предусматривает проведение теоретических занятий по изобразительному искусству, истории искусства керамики, а также самостоятельное и коллективное творчество учащихся на практических занятиях.
• В программу включено освоение компьютерной графики как способ моделирования и передачи пластической формы в растровом изображении, перемещение и движение в анимационном формате.
Дидактические средства:
• визуальные (зрительные); аудиальные (слуховые);
• аудиовизуальные (зрительно-слуховые);
• компьютерные программы, редакторы.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность обучения составляет 200 часов.
Режим занятий: двухчасовые занятия по 45 мин два раза в неделю с перерывом 10 минут на перемену.
Возраст обучающихся с 9-14 лет, наполняемость группы в соответствии с нормами СанПиНа 8-10 человек.
Формы занятий - групповые, индивидуальные.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные: развития художественного вкуса, чувства стиля, творческих способностей.
По окончании учебного двухгодичного курса выпускникам рекомендуется продолжить совершенствование своих знаний и умений в МБУДО «Детская художественная школа» Амурского муниципального района.
Выводы. Таким образом, применение новых технических, компьютерных разработок в сочетании с традиционными способами лепки, содействуют активизации познавательно-творческого процесса в ходе занятий, возникновению новых идей и вариантов их реализации.
Возрастное развитие и возрастная периодизация, описанная в трудах В.С. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Ф. Каптерева, в наши дни прослеживается в стремительном освоении школьниками новых компьютерных программ и технологий. Задача художника-педагога заключается в грамотном и профессиональном подходе к их изучению и использованию, позволяющем направить творчество юных художников студии как на создание художественных изделий, так на раскрытие безграничных возможностей искусства. Ведь только эта сфера человеческой деятельности позволяет ему мыслить, чувствовать и создавать руками небывалые вещи.
Литература:
1. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. Издательство «Советский художник». - М.: 1981. - 246 с.
2. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - Москва. - «Просвещение», 1979. - 143 с.
4. Виноградов М.И. Руководство по физиологии труда. - М., 1969. - 164 с.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. - 1999.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия»; 1999. - 386 с.
7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: 2006. - 176 с.
8. Источник: http://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/
Педагогика
УДК 371.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Губарева Марина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
директор Воронина Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 129» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению методики организации дискуссий на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Повышенное внимание к данной проблеме в педагогической науке обусловлено низким уровнем развития вербальной коммуникации среди обучающихся. Проведен анализ работ, посвященных диалоговым формам взаимодействия в образовании в области безопасности