УДК 75.022.81
Денисенко Виктор Иванович
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи Кубанского государственного университета [email protected]
Ренжин Виктор Павлович
соискатель кафедры живописи Кубанского государственного университета [email protected]
О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЕДАЛЬЕРНОМУ ИСКУССТВУ
Denisenko Victor Ivanovich
PhD in Education Science, Professor of the Pictorial Art Department, Kuban State University [email protected]
Renzhin Victor Pavlovich
PhD applicant of the Pictorial Art Department, Kuban State University [email protected]
CONCERNING DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE MEDAL ART TRAINING TECHNIQUE
Аннотация:
Исследована проблема создания и внедрения в учебный процесс технологии обучения основам медальерного искусства, направленной на развитие творческой активности студентов, формирование самостоятельной, профессионально компетентной личности в художественных образовательных учреждениях СПО.
Ключевые слова:
педагогическая технология обучения медальерному искусству, обучение ремеслу, барельеф, рельеф, творчество, изобразительное искусство, компетенции, мелкая пластика, скульптура.
Summary:
The article deals with an issue of formation and introduction of the medal art training technique, aimed to develop students’ creative activity, form an original, professional personality during education in the art colleges.
Keywords:
medal art training technique, apprenticeships, bas-relief, relief, creativity, fine arts, plastic arts, sculpture, competences.
Цель исследования: создание и внедрение в учебный процесс колледжей авторской педагогической технологии обучения медальерному искусству, направленной на развитие художественно-пластических способностей и формирование специальных компетенций будущего скульптора-медальера.
Модернизация российского среднего специального образования преследует цели:
а) развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации;
б) готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
в) воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
г) формирование системы компетентностей как интегральной характеристики личности, определяющей ее способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей [1].
Большинство исследователей и методистов выделяют три уровня компетентностей:
- ключевые;
- универсальные (межпредметные);
- специальные (предметные).
Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования. Они надпред-метны и междисциплинарны, применимы в различных сферах деятельности. Межпредметные компетентности относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Предметные компетентности формируются в рамках конкретных учебных предметов [2].
По мнению Е.Н. Огарева, компетентность - это категория оценочная. Она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда и предполагает: глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем; хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и вре-
мени; чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей [3].
Компетентностный подход к содержанию образования позволяет студенту найти и апробировать в выбранной предметной области такие модели обучения, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, вкусу, способностям, нравственным ориентациям. Компетентности формируются в процессе обучения не только колледжа, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей, в целом, образовательной культурной ситуации, в которой живет и развивается учащийся. Таким образом, компетентность представляет собой синтез и интеграцию трех составляющих опыта человека- когнитивной, предметно- практической и личностной.
Мы солидарны с В.Н. Введенским, который рассматривает понятие «профессиональная компетентность» как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинацию личностных качеств и свойств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.
Проблему и актуальность нашего исследования определяют объективные противоречия:
- между необходимостью обеспечения развития творческих способностей студентов художественных образовательных учреждений на занятиях по медальерному искусству и доминированием в преподавании данных дисциплин до настоящего времени репродуктивноремесленного подхода;
- между объективной необходимостью развития художественно-пластических способностей студентов в процессе обучения медальерному искусству и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ и методических средств для достижения этой цели.
Практика преподавания медальерного искусства нуждается в дальнейшем теоретическом поиске и разработке эффективных методов и средств развития художественно-пластических способностей учащихся. От нерешенности данной проблемы страдает в значительной степени качество художественного образования и эстетического воспитания студентов и развитие их творческих способностей. Все вышеизложенное определяет актуальность исследования, призванного восполнить пробел в теории и практике развития художественно-пластических способностей студентов в процессе обучения их основам медальерного искусства.
Нами разработаны: развивающая и контролирующая технология обучения основам медальерного искусства; методика использования изобразительных средств медальерного искусства в процессе обучения теории изобразительной грамоты по скульптуре, расширяющее профессиональные функции преподавателя и создающие условия для активизации учебно-творческой скульптурной деятельности студентов в мелкой пластике; методическая система формирования специальных компетенций скульптора-медальера для будущей профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования обусловлена: разработкой содержания обучения скуль-пторов-медальеров как уровня внутреннего механизма художественной культуры, регулирующего художественно-творческую деятельность; выделением педагогических закономерностей профессиональной подготовки студентов-медальеров на основе формирования системы художественно-культурных ценностей; определением условий для развития нравственного художественно-культурного потенциала личности и овладению компетентностями профессиональнохудожественного плана; разработкой модели подготовки будущего бакалавра медальерного искусства к продуктивной творческой деятельности.
Как показывает педагогическая практика, без проектирования, создания и внедрения в учебный процесс профессионально-ориентированной педагогической технологии обучения медальерному искусству (ПТОМИ) студентов невозможно совершенствование интегрального гуманитарного образовательного пространства художественного колледжа.
Экспериментальное обучение медальерному искусству в интегральном пространстве художественно-промышленного колледжа по нашей технологии показало что она:
1) позволяет полноценно решать задачу культурной идентификации личности студента колледжа;
2) способствует формированию теоретических художественных понятий и личностных культурных смыслов обучения;
3) обеспечивает необходимые дидактические условия для погружения студента в художественную культуру.
Экспериментальная ПТОМИ позволяет каждому студенту переживать художественную культуру народа как свою собственную судьбу, наполнять свою жизнь смыслами в процессе своего творческого развития. Создание благоприятных условий обучения в педагогическом
процессе невозможно без преодоления коммуникационных барьеров, возникающих на пути усвоения студентами основных теоретических понятий пластического искусства. Как показывает тестирование, подобные барьеры в обучении студентов-первокурсников художественных учреждений обусловлены слабым уровнем их теоретической подготовки, несформированно-стью терминологического аппарата. Низкий начальный уровень их специальной подготовки характеризуется стандартным, шаблонным подходом к композиционному решению учебнотворческих заданий. В работе большинства студентов наблюдается творческая пассивность и эмоциональная скованность, отсутствует инициатива в овладении художественнопластическими умениями и навыками, теоретическими основами скульптуры.
Как показывает практика, с разработкой и внедрением нашей педагогической технологии (ПТОМИ) у студентов экспериментальных групп появляются возможности не только интенсифицировать процесс изучения основ медальерного искусства, но и благодаря ее вариативному характеру развить свои творческие способности.
Какими же критериями мы руководствовались при разработке нашей ПТОМИ. В различных источниках указывается, что любая педагогическая технология должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики;
2) содержать большую часть иллюстративного материала;
3) предусматривать обязательную помощь и контроль преподавателя;
4) давать обучаемым возможность самоконтроля своих художественных результатов.
Специфика профессиональной деятельности будущего скульптора- медальера педагога-
художника должна быть направлена на:
- повышение мотивации и творческой активности студентов с первых дней занятий;
- создание определенной, методически оправданной стратегии теоретического обучения;
- подчинение содержания и методов обучения задачам будущей профессиональной скульптурной деятельности;
- учет интегративных связей скульптуры, рисунка, композиции, пластической анатомии, истории искусств и т.д.;
- свободу выбора в использовании изобразительных средств пластического искусства (углубленное изучение, повторение разделов учебного курса, совершенствование терминологического аппарата и др.);
- учет индивидуальных особенностей обучаемых;
- раскрытие их потенциала не только в глубоком изучении скульптуры, но и в использовании полученных знаний в студенческой медальерной работе.
Эти идеи и современные педагогические технологии обучения медальерному искусству были реализованы нами в Лермонтовском региональном многопрофильном колледже в изостудии; в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В.М. Васнецова (Пятигорский филиал) по дисциплине «Скульптура». В нее органично входит разработанная нами программа «Медальерное искусство», с подробной педагогической технологией обучения, списком основной и дополнительной литературы.
Создание и реализация сувенирных медалей (по эскизам студентов экспериментальных учебных групп) успешно проводится в течении нескольких лет на заводах Кавказских Минеральных Вод по обслуживанию образовательных учреждений (школ, институтов, детских садов), предприятий и заводов Северного Кавказа.
Созданное нами ПТОМИ представляет собой частно дидактическую систему более высокого порядка - интегральное гуманитарное образовательное пространство, в котором сохранены все значимые функции предметного обучения от традиционного учебника до ЗD-программ [4]. Лекционный курс по теории обучения изобразительному искусству базируется на трудах ведущих художников-педагогов России: Г.В. Беды [5], В.С. Кузина [6], Н.Н. Ростовцева [7].
Отметим сущностные характеристики нашей педагогической технологии обучения медальерному искусству:
- в профессиональном плане она помогает студентам в освоении принципов декоративного рисования и лепки (дает прекрасные примеры декоративно-сюжетной композиции в круге, сложные фигуры в квадрате, плакетке, розетке и розетте);
- способствует передаче (не разрушая ее) впечатления перспективы, чувства пространства;
- знакомит с законами ритмики при создании художественного образа;
- знакомит со шрифтом (соответствующим замыслу), позволяет добиваться единства художественной выразительности шрифта и идейной направленности медали;
- позволяет сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным;
- дает возможность моделировать методику процессов скульптурного изображения;
- позволяет активизировать системную организацию самостоятельной работы учащихся, ее планирование, сопровождение контроль и выход на творчество.
Во время учебы и по окончанию семестров студенты постоянно занимаются самостоятельно медальерным искусством. Наша ПТОМИ универсальна, то есть содержит в себе максимально возможный объем информации как по пластическому искусству, скульптуре, пластической анатомии, перспективе, шрифтам, так и по смежным художественным дисциплинам. Программный контент учебной дисциплины постоянно обновляется как педагогом, так и студентами, что является важнейшим условием интенсификации учебного процесса, стимуляции мотивов и желания работать творчески. Разработаны педагогические условия и дидактические основы процесса формирования скульптурной компетенции в профессиональной подготовке студентов колледжа, которые обеспечивают: целенаправленность учебной творческой работы; мотивацию образовательной деятельности; методическую насыщенность познавательного процесса, разнообразие форм организации учебно-воспитательной деятельности, развитие способов самообразования и самовоспитания студентов художественно- промышленного колледжа [8-10].
Актуальность проблемы выделения, формирования и развития специальных (предметных) компетентностей в наши дни является одной из важнейших для совершенствования всей системы художественного образования.
Принципы формирования скульптурной компетенции посредством ПТОМИ строились не только на общедидактических принципах (культуросообразности, научности и т.д.) целостности и комплексности обучения, но и на специально-предметных принципах преемственности художественных школ; этапности и последовательности специального обучения; индивидуализации творческого обучения будущего скульптора медальерного искусства. Эти принципы лежат в основе процесса постоянного творческого усвоения студентом новых знаний, умений, навыков, и способствует формированию и успешному развитию компетентной личности.
Все выдающиеся мастера изобразительного искусства, А.С. Голубкина, О.К. Комов, Л.Е. Кербель, А.Т. Матвеев, И.М. Рукавишников, Н.В. Томский, В.Е. Цигаль и др., указывали на необходимость для обучаемых постоянно учиться у лучших мастеров прошлого, внимательно анализировать их творчество как с точки зрения технического исполнения, мастерства, так и с точки зрения идейного воплощения замысла, эмоционально-эстетического воздействия на зрителей. Для этого они призывали молодежь, как можно чаще ходить в музеи, на выставки. Большое значение придавали общему развитию интеллигентности студентов.
С первых дней обучения необходимо заинтересовать студентов в необходимости много работать самостоятельно. Самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного положения, движения, раскрыть красоту изображаемого предмета в процессе лепки с натуры, составить композицию и завершить творческую работу, все это требует проявления воли, развивает волю. С этой целью нами разработаны интерактивные программы самостоятельной работы по медальерному искусству.
Качественно составленная и научно обоснованная интерактивная технология обучения основам медальерного искусства по спецдисциплине «Скульптура» позволила значительно увеличить информационное насыщение данного курса в таких его разделах, как: «Перспектива в медальерном рельефе», «Шрифт», «Орнамент».
В рамках нашей работы решена проблема внедрения в педагогический процесс медальерной пластики для художественных учреждений, становящегося одним из самых эффективных способов оценки знаний. Это проявляется прежде всего:
- в развитии целенаправленного профессионального внимания, как черты личности;
- в обеспечении активности и самостоятельности в выполнении художественнопластического задания, развитии исследовательских навыков, творческого подхода к делу;
- в воспитании у студентов чувства ответственности (необходимости довести до завершения начатую работу, ответственности перед группой, преподавателями);
- в формировании умения преодолевать трудности, быть упорным, настойчивым;
- в развитии наблюдательности (и через наблюдательность - внимательности);
- в развитии интереса к учебной изобразительной работе.
Разработанная нами ПТОМИ органично входит в систему учебно-воспитательного процесса и творческой работы в медальерной пластике, направленных на формирование художественно-пластических способностей студентов, стимулирующих творческую активность, способствующих их гармоническому, всестороннему и целостному развитию состоит из четырех основных частей:
- педагогическая деятельность;
- учение студента;
- становление самоорганизации и самосознания студента;
- модель будущего специалиста.
Обозначенная модель позволяет методически грамотно проектировать процесс обучения студентов медальерному искусству. Ведущим элементом модели является цель, которая направлена на развитие художественно-пластических способностей студентов в медальерном искусстве. Достижению поставленной цели (реализация образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в их единстве) способствует следование единой функциональной системе педагогического управления обучением и воспитанием (таблица 1).
Таблица 1 - Функциональная модель педагогического управления воспитания и обучения медальерному искусству
1 Функция управления педагогической деятельностью по спецдисциплине 2 Функциональная структура учения студента 3 Становление профессионального самосознания студента в процессе воспитания и обучения 4 Признаки эффективности воспитания и обучения
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Целеопределение выступает как процесс проектирования личности студента (формирование модели будущего специалиста) 2.1 Общая и профессионально изобразительная направленность личности и определяемая ими активность и инициативность. 3.1 Самостоятельное определение целей и задач своей профессиональной деятельности. 4.1 Умение самостоятельно определить цели и задачи своей профессиональной изобразительной деятельности.
2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА Содержание воспитания и обучения составляет информационную основу управления. 2.2 Общая профессионально-художественная эрудиция и компетентность 2.3 Самообразование (самостоятельно приобретать знания) 2.4 Умение обеспечивать профессиональную учебную изобразительную деятельность информационной основой.
3.1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Заключается в предсказании ближних и дальних психологических результатов воспитания и обучения в определенных. 3.2 Дальновидность как способность предсказания возможных изобразительных результатов. 3.3 Проектирование самостоятельной учебной изобразительной деятельности. 3.4 Умение прогнозировать возможные результаты собственной учебной деятельности при известных условиях.
4.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Направлены на выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность. 4.2 Решительность, творчество и новаторство в которых проявляется способность принимать решения. 4.3 Самостоятельно принимать оптимальные изобразительные решения. 4.4. Умение принимать оптимальные изобразительные решения и воплощать их в жизнь.
5.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ Связана с реализацией учебно-воспитательных планов, программ, педагогических решений. 5.2 Организованность, изобретательная исполнительность и требовательность к себе и к другим. 5.3 Самоорганизация (находить способы организации самим студентом собственной познавательной изобразительной деятельности). 5.4 Умение принимать оптимальные изобразительные решения и воплощать их в жизни.
6.1 КОМУНИКАЦИЯ Представляет собой различные формы и способы взаимодействия преподавателя и студентов в учебном изобразительном процессе. 6.2 Общительность, выражающая интегральные коммуникативные свойства. 6.3 Коммуникативная активность. Действия сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими. 6.4 Умение устанавливать при этом со студентами целесообразные деловые и личные взаимоотношения.
Продолжение таблицы 1
7.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Оценка фактических результатов обучения в разные интервалы времени. 7.2 Ответственность как черта личности. 7.3 Самоконтроль. Осознание и оценка студентом собственных изобразительных действий 7.4 Умение адекватно оценивать изобразительные результаты.
8.1 КОРРЕКЦИЯ (психолого- педагогическая) Устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении студентов в учебном изобразительном процессе. 8.2 Управление собственными поступками 8.3 Саморегуляция. Управление студентом собственными психологическими и физиологическими состояниями. 8.4 Умение корригировать и перестраивать собственную учебную изобразительную деятельность и поведение, а также поведение и учебную деятельность студентов.
Для анализа изобразительных работ студентов и уровня сформированности их художественно-пластических способностей в медальерном искусстве нами были разработаны следующие критериальные уровни.
«Высокий» уровень характеризуется наличием в художественно-пластической работе студентов гармоничного, выразительного, целостного образа, решенного с помощью достоверных пропорций медальерной пластики и движения, что свидетельствует о сформированности умений и навыков, свободных приемов рельефной лепки. В процессе работы у студентов заметно возрастает уровень творческой активности, повышается интерес к различным жанрам искусства, освоению теоретических знаний в области изобразительной грамоты.
«Средний» уровень характеризуется попыткой создания в медальерной работе гармоничного, целостного образа. В работах по рельефу наблюдается эмоциональная раскованность. Студенты способны оценивать как свои медальерные работы, как и работы товарищей, у них появляется интерес к освоению скульптурной грамотности. Однако в работах допускаются незначительные ошибки в передаче пропорций, пластики и движения.
«Низкий» уровень характеризуется наличием стандартного, шаблонного, композиционного решения медали. Допускаются грубые ошибки в передачи пропорций и медальерной пластики в изображаемых объектах.
В соответствии с обозначенными уровнями нами был проведен педагогический формирующий эксперимент, результатом которого будет посвящена следующая публикация.
Составление индивидуальных планов обучения студентов и реализация их при помощи разработанной методики сочетания традиционных форм и интерактивных технологий обучения медальерному искусству в процессе изложения и закрепления материала дают достаточно высокие результаты роста качества их художественно-пластической изобразительной деятельности студентов.
Таким образом, теоретические и методические рекомендации, выводы по исследуемой проблеме развития конструктивно-пластического восприятия, развитие художественнопластических способностей студентов на занятиях медальерным искусством позволяют не только эффективно активизировать творческую деятельность студентов, но и способствуют формированию профессиональных компетенций будущего скульптора- медальера. Разработаны и апробированы педагогические условия и функциональная модель педагогического управления воспитанием и обучением медальерному искусству, которые внедрены в учебный процесс различных средних художественных заведений. Разработанные нами материалы ПТОМИ направлены на совершенствование профессионального образования в области медальерного искусства, способствуют развитию у студентов самостоятельности и творческой активности, успешно используются для совершенствования рабочих программ, а также для учебных пособий (в том числе электронных) по обучению медальерному искусству для студентов художественных учебных заведений.
Ссылки:
1. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. СПб., 2008.
2. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации. Челябинск, 2003.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
4. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
6. Кузин B.C. Указ. соч.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1980.
8. Ренжин В.П. Особенности конструирования педагогических заданий в тестовой форме на основе учебного блока (Стандартизированный контроль) // Новые педагогические технологии: сборник докладов III ежегодного научнопрактического семинара / ред. Л.С. Ушакова. Ставрополь, 2002 .
9. Ренжин В.П. Воспитательные функции контроля качества образования // Профессиональное образование. 2003. № 5.
10. Ренжин В.П. Педагогическое управление обучением и воспитанием в художественной деятельности // Художественно-педагогическое и художественное образование в условиях модернизации высшей школы России: история, теория, методика: материалы научно-практической конференции (28-30 сентября 2009 г.) / под ред. В.И. Денисенко. Краснодар, 2010.
References (transliterated):
1. Tatarchenkova S.S. Formirovanie klyuchevykh kompetentnostey uchashchikhsya cherez proektnuyu deyatel'nost'. SPb., 2008.
2. Molchanov S.G. Professional'naya kompetentnost' v sisteme povysheniya kvalifikatsii. Chelyabinsk, 2003.
3. Khutorskoy A.V. Klyuchevie kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2.
4. Kuzin B.C. Voprosy izobrazitel'nogo tvorchestva. M., 1971.
5. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noy gramoty. M., 1989.
6. Kuzin B.C. Op. cit.
7. Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. M., 1980.
8. Renzhin V.P. Osobennosti konstruirovaniya pedagogicheskikh zadaniy v testovoy forme na osnove uchebnogo bloka (Standartizirovanniy kontrol') // Novie pedagogicheskie tekhnologii: sbornik dokladov III ezhegodnogo nauchno-prakticheskogo seminara / ed. by L.S. Ushakov. Stavropol', 2002 .
9. Renzhin V.P. Vospitatel'nie funktsii kontrolya kachestva obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie. 2003. № 5.
10. Renzhin V.P. Pedagogicheskoe upravlenie obucheniem i vospitaniem v khudozhestvennoy deyatel'nosti // Khudozhestvenno-pedagogicheskoe i khudozhestvennoe obrazovanie v usloviyakh modernizatsii vysshey shkoly Rossii: istoriya, teoriya, metodika: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28-30 sentyabrya 2009 g.) / ed. by V.I. Denisenko. Krasnodar, 2010.