Научная статья на тему 'Хусусияти ташкили машғулиятҳо дар маҳфили кулолгарӣ'

Хусусияти ташкили машғулиятҳо дар маҳфили кулолгарӣ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санъати ороишӣ-амалӣ / тарбияи эстетикӣ / кулолгарӣ / таълим дар маҳфилҳо / корҳои эҷодӣ / декоративно-прикладное искусство / эстетическое воспитание / лепка / керамика / занятия в кружках / творческие работы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашӯров Муқим Ҷӯрабоевич, Уралова Наврӯза Сотиболдиевна

Дар мақола хуссиятҳои созмондиҳии маҳфилҳои кулолгарӣ мавриди баррасӣ қарор гирифтааст. Гуфта мешавад, ки дар замони муосир дар Тоҷикистон исте»ҲС»оли ма»ҲС»улоти кулолгарӣ хело коста гашта, нисбат ба дигар намуди ҳунарҳои халқӣ хавфи аз байн рафтанро дорад. Зеро лой ҳамчун масолеҳи асосӣ барои кулолгарӣ зарурияташро гум кардааст ва ҷои онро дигар масолеҳҳои сабуку камхарҷи технологӣ иваз намудаанд. Вале ин маънои онро надорад, ки ҳамчун санъати ороишии-амалӣ кулолгарии миллӣ нақш ва моҳияти худро гум карда бошад. Тазаккур меравад, ки кулолгарӣ дар навбати аввал яке аз намудҳои намоѐни фарҳанги анъанавии миллӣ мебошад ва ин ҳолат моро водор менамояд, ки мероси фарҳангии ниѐгонамонро на танҳо ҳифз намоем, балки насли наврасро чунон тарбия намоем, ки нисбат ба санъати ороиши-амалӣ меҳру муҳаббат ва эҳтиром дошта бошанд. Таъкид карда шудааст, ки дар ин ҷода маҳфилҳои тахассусии намудҳои гуногуни санъати ороишӣ-амалӣ дар назди муассисаҳои таълимӣ нақши муҳим мебозанд. Маҳфилҳое, ки мо дар назар Муаллифон бар он ақидаанд, ки дар назди мактабҳои та»ҲС»илоти умумӣ созмон додани маҳфилҳои кулолгарӣ барои ҳалли масъалаҳоро ба монанди дар руҳияи анъанаҳои миллӣ тарбия намудани насли наврас ва ҳифз намудани мероси фарҳангии ниѐгон мусоидат мекунанд. Озмоишҳои гузаронидашуда дар маҳфилҳои кулолгарӣ дараҷаи баланди сифатнокии таълими хонандагонро дар маҳфил ифода намуд. Машғулиятҳо дар маҳфил фаъолнокии хонандагонро афзуда, имконияти эҷодии онҳоро муайян намуд ва барои ташаккули қобилиятнокӣ мусоидат намуд, ки дар натиҷа дар интиҳои мӯҳлати таълим сатҳи сифатнокӣ ва нишондодҳои шуморавӣ дар ҳамагуна меъѐрҳои арзѐбӣ назаррас афзудаанд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашӯров Муқим Ҷӯрабоевич, Уралова Наврӯза Сотиболдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКАХ ПО КЕРАМИКЕ (ЛЕПКА)

В статье рассматривается состояние керамического производства, а в Таджикистане, которое как традиционное, более других оказалось на грани исчезновения, поскольку глина, как основной материал керамики практически вытеснена из сферы деятельности человека и заменена на более экономичные и более технологичные пластические и другие материалы. При этом, по утверждению авторов, роль и значение национальной керамики в декоративно-прикладном искусстве остаются весьма значимыми, т.к. она по-прежнему является важным компонентом таджикской традиционной культуры, и это обстоятельство обязывает все слои общества не только бережно хранить и чтить культурное наследие прошлого, но и прививать подрастающему поколению любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству. Существенную роль в этом вопросе играют профильные кружки по различным видам декоративно-прикладного искусства при учебных заведениях. В нашем случае кружки по лепке керамических изделий при средних школах позволяют решать задачу по воспитанию подрастающего поколения в духе национальных традиций и сохранению исторического и культурного наследия в декоративно-прикладном искусстве Таджикистана. Проведенный констатирующий и формирующий эксперимент в кружках по лепке керамических изделий продемонстрировал высокую эффективность кружковой формы работы с учащимися: занятия в кружках повысили активность школьников, раскрыли их творческий потенциал и способствовали раскрытию способностей, в результате чего к концу срока обучения качественные и количественные показатели заметно возросли по всем критериям оценки.

Текст научной работы на тему «Хусусияти ташкили машғулиятҳо дар маҳфили кулолгарӣ»

УДК 37.013+745 ББК74.200.55+85.12

Ашуров Муцим Цурабоевич, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва мауорати актёрии факултети санъати Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд)

Уралова Навруза Сотиболдиевна, муаллимаи кафедраи санъати тасвири ва уунаруои халции Донишгоуи давлвтии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд)

Ашуров Муким Джурабаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и актёрского мастерства Худжандского

государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика

Таджикистан, г. Худжанд), Уралова Навруза Сотиболдиевна,

преподаватель кафедры изобразительного искусства имени народных промыслов Худжандского государственного

университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд),

Ashurov Muqim Juraboevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of descriptive art and actor mastership attached to the faculty of Art under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand),E: MAIL: mukim.ashurov@mail.ru Uralova Navruza Sotiboldievna, senior lecturer, the department of graphics and folklore under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E: MAIL: nfvruza_2016@mail.ru

Вожахри калиди: санъати ороиши-амали, тарбияи эстетики, кулолгари, таълим дар мауфилуо,

коруои эцоди.

Дар мацола хуссиятуои созмондщии мауфилуои кулолгари мавриди барраси царор гирифтааст. Гуфта мешавад, ки дар замони муосир дар Тоцикистон исте»Х,С»оли ма»Х,С»улоти кулолгари хело коста гашта, нисбат ба дигар намуди уунаруои халци хавфи аз байн рафтанро дорад. Зеро лой уамчун масолеуи асоси барои кулолгари зарурияташро гум кардааст ва цои онро дигар масолеууои сабуку камхарци технологи иваз намудаанд. Вале ин маънои онро надорад, ки уамчун санъати ороишии-амали кулолгарии милли нацш ва моуияти худро гум карда бошад.

Тазаккур меравад, ки кулолгари дар навбати аввал яке аз намудуои намоёни фаруанги анъанавии милли мебошад ва ин уолат моро водор менамояд, ки мероси фаруангии ниёгонамонро на тануо уифз намоем, балки насли наврасро чунон тарбия намоем, ки нисбат ба санъати ороиши-амали меуру мууаббат ва эутиром дошта бошанд.

Таъкид карда шудааст, ки дар ин цода мауфилуои тахассусии намудуои гуногуни санъати ороиши-амали дар назди муассисауои таълими нацши мууим мебозанд. Мауфилуое, ки мо дар назар Муаллифон бар он ацидаанд, ки дар назди мактабуои та»Х,С»илоти умуми созмон додани мауфилуои кулолгари барои уалли масъалауоро ба монанди дар рууияи анъанауои милли тарбия намудани насли наврас ва уифз намудани мероси фаруангии ниёгон мусоидат мекунанд.

ХУСУСИЯТИ ТАШКИЛИ МАШГУЛИЯТХР ДАР МАХФИЛИ

КУЛОЛГАРИ

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКАХ ПО КЕРАМИКЕ (ЛЕПКА)

SPECIFICS OF ORGANIZING CLASSES IN CERAMICS (MODELING)

Озмоишуои гузаронидашуда дар мщфищои кулолгари дарацаи баланди сифатнокии таълими хонандагонро дар мауфил ифода намуд. Машгулиятуо дар мауфил фаъолнокии хонандагонро афзуда, имконияти эцодии ощоро муайян намуд ва барои ташаккули цобилиятноки мусоидат намуд, ки дар натица дар интщои муулати таълим сатуи сифатноки ва нишондодуои шуморави дар уамагуна меъёруои арзёби назаррас афзудаанд.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, лепка, керамика, занятия в кружках, творческие работы.

В статье рассматривается состояние керамического производства, а в Таджикистане, которое как традиционное, более других оказалось на грани исчезновения, поскольку глина, как основной материал керамики практически вытеснена из сферы деятельности человека и заменена на более экономичные и более технологичные пластические и другие материалы. При этом, по утверждению авторов, роль и значение национальной керамики в декоративно-прикладном искусстве остаются весьма значимыми, т.к. она по-прежнему является важным компонентом таджикской традиционной культуры, и это обстоятельство обязывает все слои общества не только бережно хранить и чтить культурное наследие прошлого, но и прививать подрастающему поколению любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству.

Существенную роль в этом вопросе играют профильные кружки по различным видам декоративно-прикладного искусства при учебных заведениях. В нашем случае кружки по лепке керамических изделий при средних школах позволяют решать задачу по воспитанию подрастающего поколения в духе национальных традиций и сохранению исторического и культурного наследия в декоративно-прикладном искусстве Таджикистана.

Проведенный констатирующий и формирующий эксперимент в кружках по лепке керамических изделий продемонстрировал высокую эффективность кружковой формы работы с учащимися: занятия в кружках повысили активность школьников, раскрыли их творческий потенциал и способствовали раскрытию способностей, в результате чего к концу срока обучения качественные и количественные показатели заметно возросли по всем критериям оценки.

Keywords: decorative-applied art, esthetical upbringing, waxwork, ceramic, lesson in circlet, creative works.

Ceramic manufacture as a tradition and modernity, more others turned out the verge of extinction so long as clay as the main material ceramic practical repressed from the spheres of human-being activity ones at the present time in Tajikistan Republic; it is changed to more economical and technological plastic and other materials, in general. However, it does not denote that the role and importance of national ceramics in decorative-applied art became less significant from it.

Just as before, the former is considered to be the important component of Tajik traditional culture, and that circumstance obliges all the sectors of society, not only to preserve and read the cultural heritage referring to the past, but to inculcate in the younger generation love and respecting to the decorative-applied art comprehensively.

The profile circlet occupies the essential role in the relevant issue concerned with various types of decorative-applied art under the educational establishments. In our case the circlet to the waxwork of ceramic manufacture under the secondary school allow to solve the task beset with the younger generation upbringing in the spirit of both national tradition and cultural heritage in the decorative-applied arts of Tajikistan Republic.

The ascertaining and formative experiment conducted in the circlet on the waxwork of ceramic manufactures demonstrated high efficiency circle shape work with the students: lesson in the circles increased the schoolchildren activity, disclosed their creative potential and promoted the disclosure of their abilities as well. As a result at the end of the period of study quality and quantity performance has increased markedly by all criteria.

В декоративно-прикладном искусстве Таджикистана заметное место занимает керамика. Ее неповторимость, живость и теплота благотворно действуют на человека, активизируют его духовные чувства и являются важнейшим средством художественного и эстетического воспитания.

Керамика - наиболее древний вид таджикского народного прикладного искусства, сохранивший до наших дней свои прекрасные и богатые традиции.

Первоначально керамические изделия формировались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже появились гончары, пользовавшиеся гончарным кругом (или оттискивавшие изделия в специальной форме) и гончарным горном.

Основным материалом для керамических изделий, как и для древней архитектуры и скульптуры, служила глина. Образцы керамики таджикского народа обнаружены в Тохаристане, Согдиане (долина рек Зеравшана и Кашкадарьи), в Вахшской и Ферганской

долинах. На территории Таджикистана первые находки керамических изделий относятся к концу 4-го тысячелетия до н.э.

Разумеется, развитие керамического производства не могло происходить обособленно, в отрыве от развития других видов человеческой деятельности. На заре цивилизации появление одного ремесла неизбежно приводило к появлению другого. К примеру, археолог А.И. Исаков отмечает связь между керамикой и металлургией и пишет: «В конечном итоге, развитие металлургии привело к обособлению ремесел: керамического и другого» (6, 133).

Академик Н.Н.Негматов, посвятивший свои научные труды истории Таджикистана, при анализе уровня художественной культуры Саразма делает такой вывод: «высокое совершенство расписанной керамики характеризирует также высокий уровень художественной культуры» (7, 53).

На правобережье Сырдарьи, восточней Ленинабада (ныне Худжанд), в пустынном урочище Кайраккум были обнаружены и исследованы десятки поселений эпохи развитой и поздней бронзы, и академик Б. Гафуров о керамике того времени пишет: «Кайраккумская керамика похожа на тазабагьябскую, хотя не идентична ей. Для нанесения орнаментальных узоров применялись штампы - с зубцами («гребенчатый») и плоский» (3, 31)

В керамике заметное место занимает создание лепных игрушек с росписью. Кроме разнообразной посуды, выделываются детские игрушки и скульптурки: аспак (лошадка), шер (лев), маймун (обезьянка), хуштак (свистулька), бесчисленные фантастические звери.

В настоящее время в Таджикистане керамическое производство, как традиционное, так и современное, более других оказалось на грани исчезновения, поскольку на смену глине пришли новые материалы, а на смену гончарному кругу - формующие и прессующие машины.

Для того, чтобы существовавшее издревле искусство обожженной глины таджиков не кануло в лета, а традиции этого древнего промысла и впредь сохранялись в памяти народа, необходимо детей, начиная с раннего детства, приучать к лепке различных фигурок из пластилина в детских садах и школах, способных внести весомый вклад в приобщение детей к этому увлекательному и познавательному занятию. В дальнейшем, по мере взросления, дети, серьезно увлекшиеся лепкой, могут продолжить эту деятельность в профильных кружках. Кружки, организованные при средних общеобразовательных и внешкольных учреждениях или других учебных заведениях, служат дополнительной и эффективной формой обучения предмету «технология» (трудовое обучение), поскольку учебная программа названного предмета не содержит достаточного количества учебных часов.

В кружках декоративно-прикладного искусства на занятиях керамикой и лепкой учащиеся, изготавливая незатейливые изделия, получают возможность постигать азы данного народного промысла. Здесь есть чему учить детей, поскольку керамические изделия таджиков имеют свои яркие и самобытные черты, отличающие их произведения от всего, что было создано в этой области другими народами, и являются важным компонентом традиционной национальной культуры, в котором все элементы имеют конкретные функции.

На начальном этапе занятий в кружке школьники выполняют более простые и доступные лепные работы. В этом есть определенный смысл. С одной стороны, всем нам известно, как дети еще в дошкольном возрасте любят заниматься лепкой из пластилина, а, с другой стороны, керамические изделия, до изобретения гончарного круга, лепили вручную. Даже в наши дни в отдельных районах Горного Бадахшана керамическую посуду лепят вручную. Да, такие изделия грубы, не имеют правильной геометрической формы, их поверхность не имеет привычной нашему глазу гладкости, они обожжены примитивно на солнце или костре, а между тем, именно таджикская лепная керамика своей неподдельной архаичностью приводит в восторг художников и дизайнеров многих стран мира. А художественные музеи считают большой удачей приобретение именно таких изделий таджикской керамики. Одной из задач кружков по лепке из керамики является ознакомление детей с историей промысла и традициями, и начало обучения с ручной лепки с последующим усложнением заданий, позволит детям за относительно короткий срок пройти весь многовековой путь развития таджикской керамики и под руководством опытных педагогов освоить технологию изготовления керамических изделий. Помимо этого, организация кружков решает еще одну очень важную социальную задачу, о которой Х.А. Джалилова в своей кандидатской диссертации пишет следующее: «Кружковая работа содействует приобщению учащихся к посильному общественно полезному труду и служит средством

профориентации учащихся. В кружковой работе тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи» (5, 13).

Действительно, образовательное и воспитательное значение кружков в целом и кружков по лепке из керамики в частности огромно. Особенно значительна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии школьников. Развитие раннего детского восприятия цветов идет от контраста (детские игрушки, как правило, ярких, сочных цветов) с переходом к постепенному наблюдению более тонких различий. Кружки, в которых учащиеся занимаются художественным творчеством, тем и интересны детям, что в них они свободны в выборе цветового решения и, расписывая изделия, могут реализовать свои самые буйные цветовые фантазии.

Давным-давно человечество пришло к твердому убеждению, что развитые в человеке глубокие эстетические чувства, его способность видеть и чувствовать прекрасное в окружающей действительности и, в том числе, в искусстве являются важными условиями полноты духовной жизни человека.

Всемирно известный индийский писатель Р. Тагор в свое время сказал: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»(6). В этих словах в простой и доступной форме выражена мысль о диалектическом единстве и нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание человека предполагает приобщение его к прекрасному во всем, что его окружает. Еще древнегреческие философы полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Известная фраза Ф.М. Достоевского о «красоте, которая спасет мир», подтверждает эту мысль.

Эстетическое воспитание молодежи - одна из наиболее насущных проблем современного общества, вызывающая интерес у специалистов, работающих в сфере образования: воспитателей, педагогов, психологов и в области искусства. Глубокие эстетические чувства, способность чувствовать и воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

«Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству» (9, 137).

«Эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей» (10, 138).

В ходе занятий лепкой детям необходимо чувствовать пропорцию и пластику материала. Работая над созданием задуманного изделия и мысленно продумывая его размеры, форму, цвет и т.п., школьники приобретают способность к самоанализу своих возможностей и начинают сами не только различать, но и выстраивать будущий образ в тонких сочетаниях формы, цвета и т.д.

Действительный член международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор психологии В.И. Петрушин о занятиях лепкой пишет: «Сопротивление, которое оказывают тугая глина, пластилин оказывается хорошим средством для перевода нервного напряжения в мускульное, что способствует нормализации и улучшению психического состояния творческого человека» (8, 379).

Занятия лепкой способны формировать у подростков такие качества личности, которые являются для человека необходимыми не только для этой и подобной работы. При правильной их организации они развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

И.Ф. Гончаров в своей книге «Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности» выявил три характерные оценки внутренних эстетических достоинств окружающих людей: «Прекрасное в человеке связывается с высокими нравственными достоинствами, т.е. эстетическая и нравственная оценки сливаются в единое целое; нравственно - эстетические качества в человеке отмечаются в комплексе с интеллектуальными свойствами; фиксируется красота внешнего проявления нравственных и интеллектуальных качеств». (4, 28).

Каждый руководитель кружка должен не только учитывать, но и внутренне прочувствовать специфику занятий по лепке: возрастные особенности детей, их интересы, наклонности, способности, предпочтения и многое другое. На занятиях лепкой решаются общие и основные задачи, характерные для занятий любым видом декоративно-прикладного искусства - развиваются исполнительские умения, дети приучаются к трудолюбию, аккуратности и усидчивости, у них расширяется кругозор.

Мы в кандидатской диссертации под названием «Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства» отмечаем: «основные задачи, которые преподаватель решает на занятиях лепкой, таковы: развитие творческих способностей ребенка; эстетическое воспитание; воспитание трудолюбия; развитие умений наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное; художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству; развитие творческих умений и навыков» (2, 132).

Занятие лепкой посуды в кружке начинается с ознакомления школьников с произведениями народных мастеров керамики. Затем членам кружка - школьникам 5-6-х классов дается задание - вылепить с натуры национальную глубокую тарелку - офтоба, причем из одного целого куска глины.

Следующее задание школьники лепят также с натуры, но уже в более сложной технике. Сначала они скатывают из глины, равные по толщине жгутики и спиралью накладывают их на маленькую круглую основу, также приготовленную из глины, делая диаметр каждого витка больше или меньше, в зависимости от требуемой конфигурации сосуда. При наращивании жгутиков большим пальцем руки постепенно выравнивают стыки, придавая изделию законченный вид.

В кружке школьники также знакомятся с декоративной отделкой керамических изделий. Существует множество способов отделки керамики. Один из наиболее древних -лощение. Этот способ декорирования очень прост и доступен для детей школьного возраста. Суть его такова: берется любой гладкий предмет, например, камешек величиной с грецкий орех и им натирается подсохшая поверхность изделия, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск изделия усиливается.

Помимо лощения, учащиеся знакомятся с широко применяемым в национальной таджикской керамике способом декорирования жидкой глиной - ангобами. В зависимости от состава ангобы могут иметь разный цвет. Среди натуральных, полученных в результате подбора и смешивания природных глин, ангобов преобладают теплые - красные, коричневые, оранжевые, желтые оттенки. Для получения разнообразной гаммы тонов в

ангобы часто добавляют белую глину. Ангоб приготавливается из разведенной до густоты сметаны глины, а затем наносится на изделие кистью или резиновой грушей, после чего изделие обжигается в печи.

После освоения данного этапа обучения школьники приступают к кистевой росписи изделий, предварительно знакомясь с национальными орнаментами и способами их исполнения. Таковы в целом основные этапы обучения: формование изделия, декорирование изделия и роспись изделия.

Условия для занятий лепкой и оборудование требуются несложные. Занятия можно проводить за партой, за столом и т. д., для занятий лепкой не обязательны скульптурные станки и круги, но необходимы специальные инструменты, доска подкладная, стенки, блюдце с водой и губка.

Лепка выполняется на доске, которую в процессе работы можно поворачивать любой стороной к исполнителю. Доска может быть из фанеры или любого листового материала, размерами примерно 25х25 см. Поверхность готовой поделки сглаживается смоченной губкой. После высыхания, при необходимости ее зачищают шкуркой и протирают сухой тряпкой. На занятиях лепкой со школьниками целесообразнее заниматься поделками сказочных игрушек, свистулек, используя для наглядности изделия народных мастеров. При создании своих изделий школьники чаще всего используют образы либо знакомых им сказочных персонажей, либо фантазийных, не существующих в природе птиц, зверей, дракончиков и т.п.

На занятиях школьники обучаются расписывать свои поделки для придания им законченного вида, поскольку игрушки по мотивам народных сказок без росписи невыразительны, скучны и для школьников просто не представляют интереса. То же можно сказать и о некоторых видах декоративной посуды.

Роспись изделий осуществляется следующим образом: перед росписью изделие подсушивается при комнатной температуре в течение трех-пяти дней. Высохшее изделие при желании можно обжечь. После обжига она становится по- настоящему прочной и уже не размокает в воде. Для обжига в кружке нужно иметь муфельную печь.

Специфика кружковых занятий с пластическим материалом заключается в следующем:

1. Формирование навыков работы с различными материалами, где ребенок все делает спонтанно - рисует, лепит, режет, клеит и красит. В процессе увлеченности этими видами занятий у ребенка развиваются двигательные навыки, он станет увереннее браться за стеку, кисть, карандаш, ножницы и другие инструменты. Постепенно в ходе работы с такими материалами у ребят появляются навыки и по технике, и по обработке этих материалов;

2. Формирование навыков у младших школьников происходит лишь в непосредственном соприкосновении с пластическим материалом, в процессе неоднократного изготовления таких элементов, как змейка (морча), веревка (аргамчин), птичка (гунчишкак) и др. Интерес и развитие устойчивых навыков поддерживаются постепенным усложнением учебных задач, приводящим к лепке животных;

Практика работы с учащимися в кружках убеждает нас в том, что наибольший интерес к занятиям у детей проявляется при лепке животных. В процессе лепки ребенок старается вспомнить, воссоздать в памяти и передать в материале запомнившийся ему образ животного, и это способствует развитию образного мышления и практического умения.

Конкретными целями занятий в кружках являются:

- ознакомление детей с работами мастеров-игрушечников;

- повышение интереса детей к народной игрушке и сказкам при обучении их лепке сказочных персонажей из одного или нескольких кусков глины;

- активизация учебно-творческой деятельности в ходе обучения лепке.

К концу первого года обучения школьники 5-6-х классов должны знать и уметь: -а)лепить с образца простую по форме посуду; - б)пользоваться стеком; - в)знать лепные материалы; - г)лепить по представлению.

К концу второго года обучения школьники 5-6-х классов должны уметь: - а)лепить из одного целого куска глины; - б)знать последовательность лепки посуды, сказочных персонажей и игрушек; - в)уметь отличать скульптуру от керамики.

К концу обучения школьники 5-6-х классов должны знать и уметь:а) - перечислять все виды изобразительных искусств; -б) творчески подходить к решению задач по лепке; -в) владеть техническими навыками работы с глиной; -г) знать законы композиции (в т.ч. законы симметрии); -д) уметь изготавливать керамические свистульки и сказочные персонажи.

В течение основного экспериментального периода (2016-2017 гг.) цели и задачи нашего исследования неоднократно перерабатывались и конкретизировались. Постоянное наблюдение за художественным творчеством школьников, оценка результатов их деятельности, беседы с ними стали основанием для корректирования, изменения и уточнения теоретически разработанной программы исследования методов активизации учебно-прикладной деятельности школьников в кружках по лепке из керамики.

В проведенном эксперименте приняли участие школьники 5-6-х классов, занимающиеся в школьных кружках при СШ № 31, №49 Б. Гафуровского района, СШ №23, №24 г. Худжанда, из числа которых было сформировано 4 кружка в среднем по 15 человек. Таким образом, в формирующем эксперименте в общей сложности приняли участие 60 школьников. Задействованными в эксперименте школьниками руководили учителя, получившие профильное образование на художественно- графическом факультете ХГУ им.Б.Гафурова и имеющие многолетний опыт педагогический работы.

Перед участниками эксперимента стояла задача активизации учебно- творческой деятельности школьников в ходе их обучения лепке из керамики.

Конструктивное и плодотворное взаимодействие учителей и школьников в ходе эксперимента обеспечили успешное развитие творческих способностей, что оказало положительное влияние на активизацию учебно- творческой деятельности школьников при обучении их лепке из керамики. Эксперимент убедил его организаторов в том, что успех полностью зависит от умения педагога максимально заинтересовать школьников этим занятием, придерживаться научно обоснованной системы и методики последовательного усложнения учебного-творческих задач.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что занятия в кружках повысили активность школьников и способствовали раскрытию творческих способностей, в результате чего к концу срока обучения качественные показатели заметно возросли по всем критериям оценки.

При анализе результатов эксперимента мы отмечали умение школьников стилизовать избранный для лепки образ. Стилизация, как художественный прием, часто встречается в творческих работах и позволяет несколько иначе смотреть на изделие. Применение школьниками этого приема свидетельствует о наличии у них абстрактного мышления, допускающего полет фантазии, выхода за рамки стереотипов. К концу обучения в кружках школьники стали более свободными и раскованными, что позволило им работать увереннее и даже делать самостоятельные попытки выполнения сложных стилизованных узоров.

Занятия в кружках привели к развитию творческих способностей детей, отразившихся в следующем: умении правильно передать форму и пропорции изображаемых объектов в лепных изделиях (диаграмма А); умении лепить из одного целого куска глины; умении декорировать изготовленное изделие.

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов отражены в таблице 1 и диаграмме, наглядно демонстрирующей активизацию творческой деятельности детей на основе повышения среднего уровня оценок по всем видам деятельности.

Таблица 1 Активизация творческой деятельности детей на основе повышения средного уровня оценок_

Возраст детей 5 класс 6 класс

Количество детей в кружке, чел. 14 16 13 17

Вид эксперимента кон форм! кон форм!

К Е Р А М И К 1.Умение правильно передавать форму и пропорщ изображаемых объектов в лепных изделиях 40 % 80 % 41 % 86 %

2.Умение лепить из одного целого куска глины 11 % 25 % 12 % 43 %

З.Умение декорировать изготовленное изделие 25 % 55 % 32 % 60 %

Эксперимент

конст формир конст формир

НАЗВАНИЕ ОСИ

■ Умение правильно передавать форму и пропорции изображаемых объектов в лепных изделиях

Умение лепить из одного целого куска глины

■ Умение декорировать изготовленное изделие

Диаграмма 1. Демонстрация активизации творческой деятельности детей

Результаты данного исследования показали, что обучение школьников различным видам изобразительной деятельности с раннего возраста способствует их успешному физическому и психическому развитию и позволяет повышать их творческую активность.

Таким образом, обучение в кружках по керамике (лепке), в сочетании со знаниями, получаемыми школьниками на уроках технологии (трудовое обучение), истории Таджикистана и изобразительного искусства, создает условия для формирования активной творческой личности ребёнка, решает задачи воспитания подрастающего поколения в духе национальных традиций, преемственности поколений и сохранения исторического наследия декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ансерме, Э. Беседы о музыке. / Э. Ансерме/.-Л., 1985.-112с.

2. Ашуров, М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно- прикладного искусства\ М.Д. Ашуров.-Москва, 1993.- 187с.

3. Гафуров, Б.Г. Таджики. \ Б.Г. Гафуров.- Кн. 1.-Душанбе, Ирфон, 1989-384 с.

4. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности Гончаров, И.Ф. -М.: Педагогика - 1986. 126 с.

5. Джалилова, Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально- трудовой деятельности \ Х.А.Джалилова //Душанбе 2007.-176 с.

6. Исаков, А.И. Саразм - заря Цивилизации \ А.И. Исаков // Мероси ниёгон.-1992.- Душанбе. №1. С. 133

7. Негматов, Н.Н. Ариана и Арйанведжа \ Н.Н. Негматов \\ Худжанд: Ношир, 2006.-712 с.

8. Петрушкин В.И. Психология и педагогика художественного творчества М.: Академический Проект; Гаудеамус 2008.-490 с.

9. Тарасов, Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников. /Г.С. Тарасов // Музыка в школе.- 1983.- №2.

10. Терентьева, Н.А., Шитикова Р.Г. программа «Музыка»: Музыкально- эстетическое воспитание. 1-4кл. /Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова /. -М., 1994.

REFERENCES:

1. Anserme, E. Conversations about Music. / E. Anserme /.- L., 1985.-112р.

2. Ashurov, M.D. Investigation Beset with the Methods in Reference to Enhancement of the Educational-Creative Activities of Junior Schoolchildren in Decorative-Applied Arts Circles 1993. -187 p.

3. Gafurov, B.G. Tajiks \ B.G Gafurov. Prince 1.- Dushanbe: Cognition, 1989. - 384 p.

4. Goncharov I.F. Aesthetic education of schoolchildren by means of Art and Reality. - M.: Pedagogy, - 1986. 126 p.

5. Khalilov, Kh.A. Embroidery Circle as a Means of Training Girls for Vocational Work // Dushanbe, 2007. - 176 p.

6. Isakov, A.I. Sarazm-Giving Civilization // Legacy of our Ancestors. -1992. - Dushanbe, №1. - P. 133.

7. Negmatov, N.N. Ariana and Aryanwedge. - Khujand: Publisher, 2006. - 712 p.

8. Petrushkin V.I. Psychology and Pedagogy of Belles-Letters Creation. - M .: Academic Project; Gaudeamus, 2008. - 490 p.

9. Tarasov, G.S. Psychological Peculiarities of Musical Tuition of Junior Schoolchildren. / G.S. Tarasov. Music at School. - 1983. - №2.

10. Terentyeva N.A., Shitikova R.G. The Program of "Music": Musical-Aesthetic Upbringing. 1-4. /N.A. Terentyeva, R.G. Shitikova. - M., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.