Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания обучения керамической скульптуре малых форм в художественном образовании'

Теоретико-методологические основания обучения керамической скульптуре малых форм в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ / SCULPTURE OF SMALL FORMS / КЕРАМИКА / CERAMICS / КЕРАМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ / CERAMIC SCULPTURE OF SMALL FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудой Вадим Владимирович

В статье определяется, что в современности начинают подвергаться переосмыслению основания художественного образования, что коснулось и процесса обучения керамике студентов ХГФ. Особое внимание уделено керамической скульптуре малых форм с выделением теоретико-методологических оснований обучения. Обозначается, что обучение керамической скульптуре малых форм, технике ее выполнения достаточно актуально, так как во многом облегчает задачу подготовки педагога и художника, и, в свою очередь, оптимизирует учебный процесс. Представлена система дидактических условий формирования профессиональной компетентности в области декоративно-прикладного искусства. На основании решения поставленных творческих исследовательских задач выделены особенности и выявлена методика программно-учебной и творческой работы студентов, в частности над рельефной плакеткой. Представлены этапы творческой работы. Обосновывается, что результаты освоения творческой работы имеют свои особенности, особое внимание в процессе обучения необходимо уделять подобным ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности и идеи формообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания обучения керамической скульптуре малых форм в художественном образовании»

6. Антонович Е.А., Захарчук-Чугай Р.В., Станкович М.Е. Декоративно-прикладне мистецтво / Е.А. Антонович, Р.В. Захарчук-Чугай, М.Е. Станкович. Львiв: Свгг, 2010. 272 с.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Рудой В.В. Email: [email protected]

Рудой Вадим Владимирович - преподаватель, кафедра теории и методики декоративного искусства, графики художественного обучения, художественно-графический факультет, Государственное учреждение Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,

г. Одесса, Украина

Аннотация: в статье определяется, что в современности начинают подвергаться переосмыслению основания художественного образования, что коснулось и процесса обучения керамике студентов ХГФ. Особое внимание уделено керамической скульптуре малых форм с выделением теоретико-методологических оснований обучения. Обозначается, что обучение керамической скульптуре малых форм, технике ее выполнения достаточно актуально, так как во многом облегчает задачу подготовки педагога и художника, и, в свою очередь, оптимизирует учебный процесс. Представлена система дидактических условий формирования профессиональной компетентности в области декоративно-прикладного искусства. На основании решения поставленных творческих исследовательских задач выделены особенности и выявлена методика программно-учебной и творческой работы студентов, в частности над рельефной плакеткой. Представлены этапы творческой работы. Обосновывается, что результаты освоения творческой работы имеют свои особенности, особое внимание в процессе обучения необходимо уделять подобным ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности и идеи формообразования.

Ключевые слова: скульптура, скульптура малых форм, керамика, керамическая скульптура малых форм.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR TRAINING A CERAMIC SCULPTURE OF SMALL FORMS IN THE ARTISTIC EDUCATION Rudoy V.V.

Rudoy Vadim Vladimirovich - Teacher, DEPARTMENT THEORY AND METHODOLOGY OF DECORATIVE ARTS, GRAPHIC ARTS AND ARTS EDUCATION, ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTY, STATE INSTITUTION THE SOUTH UKRAINIAN NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.D. USHINSKY, ODESSA, UKRAINE

Abstract: in the article it is determined that in the modern world they are beginning to undergo a rethinking of the foundation of art education, which also touched upon the process of teaching the ceramics of HGF students. Particular attention is paid to ceramic

sculpture of small forms with the identification of the theoretical and methodological foundations of training. It is substantiated that the teaching of ceramic sculpture of small forms, the technique of its implementation is quite actual, since it greatly facilitates the task of preparing the teacher and artist, and, in turn, optimizes the educational process. It is indicated that the teaching of ceramic sculpture of small forms, the technique of its implementation is quite actual, since it greatly facilitates the task of training the teacher and artist, and, in turn, optimizes the educational process. A system of didactic conditions for the formation ofprofessional competence in the field of arts and crafts is presented. On the basis of the solution of the set creative and research tasks, the peculiarities are revealed and the methodology of the program - educational and creative work of students, in particular over the reliefplaque, is revealed. Stages of creative work are presented. It is substantiated that the results of mastering the creative work have their own peculiarities, special attention in the learning process is to be attached to similar, associative characteristics of the means of artistic expressiveness and the idea of form-building.

Keywords: sculpture, sculpture of small forms, ceramics, ceramic sculpture of small forms.

УДК 371.32

Актуальность исследования. Скульптура малых форм и керамическая декоративная скульптура вызывают особый интерес. Связано это с тем, что категория художественного стиля перестает быть незыблемой, пересматриваются границы между искусствами, между станковым и монументальным, в практику прочно входит художественная концептуальность, что подразумевает появление диалога со зрителем, пересматривается мера отображения личных воззрений авторов на классические каноны. Естественно, это коснулось и процесса обучения студентов ХГФ.

Изучение керамической скульптуры малых форм, техник ее выполнения студентами ХГФ в значительной мере облегчают обучению творчеству, делая наглядно-доступным к восприятию результат, что, в свою очередь, вызывает их интерес к учебному процессу в целом.

Степень разработанности проблемы. Основополагающим представлениям о монументальной и декоративной скульптуре, скульптуре малых форм способствуют различные научные работы, многие из которых аналитического и концептуального характера.

В работах М. Гинзбурга, И. Ланга, Г.И. Мотовиловой, Н.В. Одноралова, Н.И. Поляковой, И.Е.Светлова и других раскрываются основные представления о скульптуре [1, 3, 4, 5, 6, 8]. Развитие творческих способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству рассматривали: М.Н. Дадобоева, Р.Т. Ибрагимова, В.В. Корешков, И.В. Марченко, A.A. Сурин, М.И. Сухарева, Л.А. Трубникова, Т.Ю. Фон Арб-Кнорозок, Т.Я. Шпикалова и другие. В ряде исследований (И.В. Алексеева, И.П. Бышек, И.В. Козлов, В.В. Корешков, A.A. Прищепа, Л.А. Трубникова, A.B. Ударцева, A.C. Хворостов) сделан акцент на значении декоративного искусства, изложены пути и способы активизации учебного процесса, рассмотрены содержание и методы обучения различным видам декоративного искусства.

Недостаточно освещенные части проблемы. Выявление особенностей обучения керамической скульптуре малых форм как важной составляющей в обучении студентов в художественном образовании.

Целью исследования является рассмотрение представлений о скульптуре и скульптуре малых форм. Раскрыть теоретико-методологические основания обучения керамической скульптуре малых форм и выявить главные принципы получения творческих результатов.

Основное содержание. Скульптура как вид искусства имеет особое значение для каждой эпохи. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и

выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — это искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах. Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура разделяется на виды - станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Скульптура имеет видовую специфику, особенности художественного языка, основную проблематику, терминологию. Главными жанрами скульптуры являются: портретный; исторический; мифологический; бытовой; символический; аллегорический; анималистический. Художественно -выразительные средства скульптуры есть: построение объёмной формы; пластическое построение модели (лепка); разработка силуэта; разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала: пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск); ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы); отливка

— произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например). Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина.

Основные требования к скульптуре состоят из следующего. Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства. Вопросы синтеза с архитектурой - один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Керамическая скульптура малых форм как вид искусства подразумевает следующее. Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из глины, фарфора, фаянса, металла, камня.

Искусства скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя огромное разнообразие направлений, материалов, техник. И тем не менее критерии в подходе к определению понятия «скульптура малых форм» не определены. Узаконены только параметры, по которым высота и длина произведения могут быть доведены до восьмидесяти сантиметров и одного метра. Малая пластика

— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В то же время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.

Зачастую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно -прикладного искусства единый, целостный ансамбль. Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений. Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Родственность

декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи.

По мысли С.Х. Раппопорта, «гармоничное сочетание прикладной, декоративной и художественной составляющих в создании вещей предметного мира является необходимым условием проектировочной деятельности специалистов художественного профиля. В этих условиях в процессе проектирования художественных выразительно-смысловых элементов изделий декоративно-прикладного искусства происходит учета конструктивных особенностей, выразительных, эмоционально-ассоциативных возможностей самих изделий, а также принципов организации их как художественных, так и функциональных объектов. Только при таком подходе к проектированию изделий, имеющих прикладную и художественную ценность реализуется один из ведущих принципов декоративно-прикладного творчества - гармоническое единство художественно-выразительной, утилитарно-функциональной структуры логики изделия» [7, с. 51].

Теоретико-методологические основания обучения керамической скульптуре малых форм исходят из того, что учебный процесс строится согласно трём дидактическим принципам: «Научность», «Системность», «Наглядность». Поэтому актуальным, является изчуение процесса создания керамической скульптуры малых форм (от замысла, создания художественного образа, до нахождения фомы выражеия и воплощения в материале).

«Научность». Связана, прежде всего, со знанием терминологии. Возможно выделить главные: пластический материал, пласт, шпатель, стеки, пластическая модельная маса, шлик ер, акцент, модель (в скульптуре), пропорция, стол для моделирования, стека, стилизация, техника, фактура, эскиз, етюд.

«Системность». Композиционное построение - одно из важнейших художественных средств скульптуры. Композиция - соотношение, взаимное расположение частей. Основу скульптурной композиции составляет конструкция, наиболее наглядным выражением которой является каркас глиняной модели. Однако конструкция, зависящая от материала, статичная в своей сущности, не может быть носителем скульптурного художественного образа, она лишь элемент, хотя и важнейший, общего композиционного решения произведения искусства. По мысли скульптора Н.В. Домогацкого, «физическая конструкция не совпадает с художественной. Критерием является наше представление о конструктивных возможностях данного материала, не всегда совпадающее с действительностью и изменчивое. Так, обычно суживаются конструктивные возможности камня, особенно мрамора; бронзы, как правило, наоборот» [2, с. 111].

«Наглядность» - это следующее: есть понятие о концепции - идеи (без четкого сообщения, это пустая вещь, хотя имеет красивую форму - оболочку); связи не украшают (это о том, как поддерживается все важное в концепции. Форма несет смысл, и необходимо экспериментировать с формами и деталями, чтобы получать интересные эффекты, но если на всем протяжении - без учета того, что они означают и как они поддерживают друга в цело, в конечном итоге - это перемешанные массы мусора); Ьспользуйте один-два творчески выверенных удара! (фокус внимания на одной важной детале - вещи, а затем приведение ее через остальные. Если нет четкой направленности для начала, уже нет целостности); выбор цвета как цель (не просто захватить некоторые цвета из воздуха, а знать, что цвета будут делать, когда объединить их. Выбирать цвета, которые работают, а не те, которые ожидались); если возможно сделать что - то с меньшими затратами, необходимо сделать это (это сложная работа, но есть большая разница между «сложным» и «комплексом простого» - простым контекстом); волшебность отрицательного пространства. Создать его, не просто заполнить его (если пространство просто заполняется, то в результате презентация накопления деталей. Отсутствие негативного пространства также переполняет и смущает); мера своими глазами: визуальное качество (вещь, как

она выглядит должна выглядеть так, как это должно быть по концепции); создать образ, а не собирать его из разнородных частей, статика равна скучно (статические композиции говорят, что не понято, куда необходимо было идти); знать историю искусства, но не повторять ее (учиться на работах других, но делать свою собственную работу); симметрия является абсолютным злом.

Согласно задаче научно-исследовательской работы использованы методические материалы к практическим занятиям студентов. Представлена система дидактических условий формирования профессиональной компетентности в области декоративно-прикладного искусства. На основании решения поставленных творчески-исследовательских задач, стало возможным выделить особенности и выявить методику программно-учебной и творческой работы студентов, в частности над рельефной плакеткой. Представлены этапы творческой работы. Сказывается, что результаты освоения творческой работы имеют свои особенности, особое внимание в процессе обучения необходимо придиляется подобным, ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности и идеи формообразования. В разработанной системе задач раскрываются методические аспекты обучения основам искусства керамики, а также психолого-педагогические условия для выполнения самостоятельных индивидуально-творческих задач. Заключенное наглядность используется во время практических занятий, является мотивацией для познавательной и художественно-творческой деятельности.

Методические рекомендации к заданию «Одесские коты» - из раздела рельефная плакетка в керамике, используется педагогам и студентами во время занятий, а также могут быть использованы в кружковой работе. Освоения творческой работы над рельефом студентами ХГФ имеют свои особенности и исходят из следующего: учебно-творческие работы студентов на протяжении учебного года; обучения основам композиции студентов, что способствует становлению специальной компетентности при выполнении следующих условий: увеличение самостоятельной работы, и изучение теоретических основ композиции; активизация познавательной деятельности студентов: сознательности, возможности и способности к выбору, активности, самостоятельности - субъективной позиции; актуализация личностных ценностей и смыслов; проявление индивидуальности, креативности при выполнении учебно-творческих заданий; развитие рефлексивных умений, навыков анализа произведения искусства, обучение критериям анализа композиции, пониманию, что конструктивные и смысловые связи следует рассматривать вместе, что конструкция выполняет функцию подачи смысла; эмоциональное содержание должно быть тесно связано с предметным (или беспредметным) содержанием произведения, создать единый образ, смысл. Особое внимание необходимо уделять образным, ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности в создаваемом рельефе.

Выводы. На основании изложенного материала возможно сделать обобщения:

- в современности начинают подвергаться переосмыслению основания художественного образования, что коснулось и процесса обучения керамики студентов ХГФ;

- керамическая скульптура малых форм имеет свои теоретико - методологические особенности;

- обучение керамической скульптуре малых форм, техники ее выполнения достаточно актуально, так как во многом облегчает задачу подготовки педагога и художника, и, в свою очередь, оптимизирует учебный процесс;

- особое внимание в процессе обучения необходимо уделять образным, ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности в создаваемой студентами работе.

Список литературы /References

1. Гинзбург М. Функциональный метод и форма / М. Гинзбург // Современная архитектура, 1926. № 4. С. 89-92.

2. Домогацкий Н.В. Теоретические работы, исследования. Письма художника / Н.В. Домогацкий. М., 1984. С. 111.

3. Лысенко Л. От живой темы к живой форме / Л. Лысенко // Творчество, 1982. № 10. С. 2830.

4. Малинина Т.Г. Формула стиля. Арт-деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. М.: Пинакотека, 2005.

5. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Пособие для худ. вузов / Н.В. Одноралов. М., 1982.

6. Поляковаа Н.И. Скульптура и пространство: Учебное пособие / Н.И. Полякова. М.: Сов. Художник, 1982.

7. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей / С.Х. Раппопорт. М.: Знание, 1987. 54 с.

8. Светлов И.Е. О современной скульптуре: Учебное пособие / И.Е. Светлов. М.: Сов. художник, 1982.

ВЛИЯНИЕ КАЛЛАНЕТИКИ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Эрзямкина И.В. Email: [email protected]

Эрзямкина Ирина Владимировна - преподаватель физической культуры, кафедра физического воспитания, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется влияние калланетики на общее физическое здоровье студентов групп ЛФК и СМГ, на их психологическое состояние. Описаны основные заболевания студентов всех возрастов. Отмечено положительно влияние на общее самочувствие, описаны преимущества калланетики над другими типами упражнений для студентов. Приведены доказательства и результаты исследования влияния калланетики на физическое состояние студентов. Рассмотрено развитие студентов в физическом плане, а также улучшение здоровья. Ключевые слова: калланетика, физическое воспитание, студенты.

THE INFLUENCE OF CALLANETICS ON THE GENERAL WELL-BEING OF STUDENTS OF SPECIAL GROUPS Erzyamkina I.V.

Erzyamkina Irina Vladimirovna - Teacher of Physical Culture, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, KARAGANDA STATE TECHNICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in the article the influence of callanetics on the general physical health of the students of the HF and SMG groups on their psychological state is analyzed. The main diseases of students of all ages are described. Positive effect on general well-being is noted, advantages of callanetics over other types of exercises for students are described. The evidence and results of the study of the influence of callanetics on the physical state of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.