Оригинальная статья / Original article УДК 75 (571.54)
РАЗРАБОТКА ОБРАЗЦОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСКУССТВА КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТОНКОЙ КЕРАМИКЕ
© О.Ю. Копёнкина
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Резюме. Цель. Описывается коллекция тонкой керамики, состоящая из эталонов промышленного искусства, выполненных студентами направления «Декоративно-прикладное искусство» Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутского государственного технического университета) под руководством автора статьи с 2002 по 2016 гг. Методы. Описание коллекции образцов ведется в хронологическом порядке по разделам и сопровождается фотоматериалами с представленными результатами формообразования. Результаты. В состав коллекции входит скульптура малой формы, отдельные утилитарные предметы и многопредметные композиции, сувенирные изделия, композиции с рельефом, выполненные из фарфора и фаянса. Выставка созданной коллекции состоялась в Усадьбе В.П. Сукачева, отделе Иркутского областного художественного музея, весной 2016 года. Выводы. Длительный процесс работы над формообразованием в тонкой керамике выделяет промышленное искусство в разряд особой сложности, что необходимо учитывать при обучении студентов художественной керамике.
Ключевые слова: художественная керамика, промышленный эталон, гипсомодельное дело, формообразование, модель, конструирование в тонкой керамике, современный сувенир, анималистическая скульптура, малая пластика, фарфор и фаянс, рельеф, художественное образование.
Формат цитирования: Копёнкина О.Ю. Разработка образцов промышленного искусства как особая разновидность формообразования при обучении тонкой керамике // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 136-149.
DEVELOPMENT OF MODELS OF INDUSTRIAL ART AS A SPECIAL TYPE OF FORMING WHILE TEACHING FINE CERAMICS
© O.Yu. Kopenkina
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.
Abstract. Purpose. We describe collection of fine art which consists of models of industrial art, made by the students of the direction "Decorative and applied art" of Irkutsk national research technical university (Irkutsk state technical university) under the direction of the author of the article from 2002 to 2016. Methods. Description of the collection is performed in a chronological order according to sections and if followed by photo materials with the results of forming. Results. In the content of collection there is sculpture of a small form, separate utilitarian subjects and multi-subject compositions, souvenirs, compositions with relief made of china and Delftware. Exhibition of a created collection was held in Sukachev Usadba, department of regional art museum in spring 2016. Conclusions. A long work process over forming in fine ceramics separates industrial art into the category of special difficulty what is necessary to take into account while teaching students art ceramics.
Keywords: art ceramics, industrial model, gypsum modelling, forming, model, design in fine ceramics, modern souvenir, animalistic sculpture, small plastics, china and Delftware, relief, art education
For citation: Kopenkina O.Yu. Development of models of industrial art as a special type of forming while teaching fine ceramics. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 136-149. (In Russian)
Введение
Глобальные преобразования, осуществляемые в стране в течение последних 25 лет, негативно сказались на состоянии рос-
сийской промышленности в целом и легкой промышленности в частности. На этом фоне произошло резкое снижение выпуска товаров легкой промышленности, особенно в сфере
1
Копёнкина Ольга Юрьевна, доцент кафедры дизайна, e-mail: [email protected] Olga Yu. Kopenkina, Associate Professor of the Design Department, e-mail: [email protected]
фарфорово-фаянсового производства. Заявила о себе и угроза прерывания богатой традиции изготовления русского фарфора. Особое внимание данному производству уделялось в годы советской власти. Тогда в стране действовали 35 фарфоровых заводов. Осуществлялась серьезная подготовка мастеров для сложного и высокохудожественного производства. На каждом действующем заводе СССР стремились достичь высокого уровня качества выпускаемой продукции и максимально приблизить его к мировым стандартам, задаваемым крупнейшими производителями фарфора и фаянса в мире.
В настоящее время практически прекращена целенаправленная подготовка специалистов в данной области, уходит и старшее поколение мастеров. В связи с отсутствием крупных государственных заказов были вынуждены приостановить выпуск продукции многие фарфоровые предприятия, одним из них стал и Хайтинский завод.
В это сложное для отрасли время практическим выходом из сложившейся ситуации стало открытие при Иркутском государственном техническом университете отделения декоративно-прикладного искусства (ДПИ) с целью профессиональной подготовки творческой молодежи по специальности «Прикладник-керамист». Для работы по данному направлению постепенно сложился коллектив профессионалов, представителей ленинградской, красноярской и иркутской прикладных школ.
В начале 2000-х годов, одновременно с открытием отделения по профессиональной подготовке ДПИ при ИрГТУ, в г. Санкт-Петербурге появляется международный проект художников-прикладников «Стекло и керамика в пейзаже». Проект, разработанный энтузиастами, начал реализовываться в одном из дворцовых парков Северной столицы. Он призван был решить те же самые проблемы - сохранения профессиональных кадров высокого уровня подготовки, вынужденно покинувших производство; сбережения их творческого потенциала; а также обеспечения процесса передачи накопленного богатого опыта в области стекла, фарфора, фаянса, керамики подрастающему поколению мастеров. Для решения обозначенных выше задач энтузиасты, оставшиеся верными принципам профессионализма, в парке Елагина открыли целую сеть авторских студий и творческих мастерских. Она продолжала развивать традиции в новых условиях отсутствия связей с серьезной производственной базой с опорой исключительно на небольшие, разрозненные учебные заведения, в которых шел процесс развития художественного мышления на основе синтеза чувственного и аналитического мышления [1]. В этот период наблюдается тенденция усиления
ISSN 2227-2917
поисков нового, стремления к открытию, эксперименту. Согласно точному замечанию Фидаиля Ибрагимова, действительного члена Российской академии художеств, «эксперименты рождаются не специально, они возникают от поисков наиболее полного выражения идеи» [2]. Открытые чуть позже специализированные вузы и кафедры устраивали презентации на круглых столах упомянутого международного проекта, удивляя не техническим оснащением при изготовлении арт-объектов, а уровнем творческого поиска, направленного на выражение художественного замысла.
Материал и методы исследования
Специфика разработки промышленного эталона подразумевает создание тиражируемого образца вне зависимости от его назначения (подарочно-сувенирное, бытовое функциональное, скульптурное и т.д.) и размера (малая, средняя, крупная форма). История профессиональной подготовки в области тонкой керамики на базе Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) такова: обучение приемам промышленного искусства в рамках профессии, предполагающей работу с художественной керамикой, началось буквально с первого дипломного проекта на кафедре ДПИ и дизайна - «Шахматы в зверином стиле»
A. Цыбенова. В нем часть работы выполнялась с применением тиражной техники. Тогда, в 2000 году, литье осуществлялось из красноглиняного шликера, и эти первые разработки не вошли в коллекцию тонкой керамики, которая выполнена преимущественно из ангарского фаянса и хайтинского фарфора. Избранная часть коллекции насчитывает около 130 наименований и представлена 57 авторами, студентами и дипломниками. Коллекция насчитывает около 240 отдельных предметов. Первые экземпляры коллекции относятся к 2002 году. Они выполнены на Хайтинском фарфоровом заводе - ЗАО «Сибирский фарфор», в заводских условиях, во время попытки возобновления производства
B. Шульцем.
Большая часть нашей коллекции выполнена в учебных мастерских кафедры дизайна из ангарского фаянса. Последняя часть коллекции 2016 года - анималистическая скульптура группы бакалавров ДПИ - вопреки общей установке включает целый ряд керамических материалов, подвергшихся высокому обжигу. Это белая глина Каменского и Го-лубичного месторождений, послойное литье (фарфор, белая глина), составные светлож-гущиеся массы (фаянс и белая глина, фарфор и белая глина), красная глина с разным содержанием соединения железа - от 4 до 8 %.
В ходе учебного процесса курсы спе-циалитета с 5- и 6-летним периодом обуче-
ния сталкивались с промышленным формообразованием дважды при изучении предметов «Материаловедение», «Технология и производственное обучение», которые преподавались на протяжении всех лет обучения. На втором курсе студенты осваивали гипсомодельный станок, вытачивая модели -тела вращения, которые становились основой для дальнейшей разработки. На четвертом курсе при изучении истории мирового фарфорового наследия студенты выполняли
тематические разработки нескольких предметов с реализацией одного из них в материале. Сибирский сувенир, анималистическая скульптура, настольный прибор, кружка, бытовой предмет, новогодний подарок - некоторые из тематических направлений. Сразу оговоримся, что в коллекции мало цветораз-работок, так как ее цель - наиболее полно представить возможности конструирования в тонкой керамике в рамках ограниченного по времени учебного процесса (рис. 1).
Рис. 1. Варианты цветового решения скульптуры «Тигр» О. Толстовой, 2009 г. Fig. 1. Colour option of sculpture "Tiger" by O. Tolstova, 2009.
Фарфор как материал обладает особым «языком», который выражает себя через форму и цвет. Заметим, что мы работаем с цветом материала, с белым цветом, «светом», как сказал о нем Петр Татарников: «Нужно время, чтобы привыкнуть к свету фарфора».
Бакалавры потока ДПИ при 4-летнем обучении осваивают приемы промышленного искусства в процессе изучения курсов гипсо-модельного дела и основ промышленного мастерства. Кроме того, освоение промышленных приемов формообразования с полноценным цветовым решением происходит в рамках предмета «Современные технологии и материалы. Сувенирная продукция». Современный сувенир предлагает согласованность материалов в одной композиции. Полученному человеком первому искусственному камню, как называют керамику, подходит сочетание традиционных натуральных и искусственных материалов, таких как дерево, камень, металл, стекло. Традиционный материал в современных условиях получает дополнительные возможности вследствие использования нового оборудования при обработке материалов. Завершающим штрихом нашей коллекции «ДПИ: Тонкая керамика 2002-2016 годов. Кафедра дизайна» станет последняя ее часть - «Анималистическая скульптура» группы ДПИб-12, созданная с учетом современных тенденций искусства. Выполнена первая часть работы - найдено пластическое решение образа, который соответствует 15 разделу коллекции, относящемуся к 2016 году.
Коллекция представлена 15 разделами, упорядоченными в хронологической последовательности:
1. Фарфор. 2002 г.
2. Объект из настольного прибора.
2006 г.
3. Формообразование утилитарных предметов. 2007 г.
4. Дипломные работы 2007-2008 гг.
5. Сибирский сувенир. 2008 г.
6. Формообразование на основе цилиндра - кружка. 2008 г.
7. Формообразование утилитарного предмета. 2009 г.
8. Новогодний подарок (анималистическая скульптура). 2009-2010 гг.
9. Дипломная работа. Декоративная композиция. 2010 г.
10. Сибирский сувенир. 2011 г.
11. Ансамбль (кукольный сервиз).
2012 г.
12. Анималистическая скульптура.
2013 г.
13. Дипломная работа. Конструирование в духе промышленного искусства. 2013 г.
14. Плакетка «2015 - год литературы». 2015.
15. Анималистическая скульптура.
2016 г.
Дальнейшее описание материала основывается на визуально представленной группе объектов, объединенных решением определенной задачи, независимо от временных рамок, поэтому количество описанных групп меньше общего числа разделов.
Результаты исследования и их обсуждение
Фарфор начала тысячелетия.
Фарфор первых лет второго тысячелетия представлен работами А. Верхозиной, Т. Ахмедзяновой, М. Борисовой, О. Ильиной. Раздел декларирует отношение к фарфору как эстетически изящному материалу с выточенной, выверенной основой, часто с маленькой, легкой приставной деталью (технологическая прочность материала всегда находится в противоречии с визуальной хрупкостью). Работа с фарфором - работа с искусственным белоснежным камнем, покрытым прозрачной со стереоэффектом, а не глушенной глазурью, закрывающей издержки технологических уступок экономической целесообразности.
Рассмотрим подробнее работы вышеперечисленных авторов.
Чашка. Автор А. Верхозина (рис. 2). Формообразование на основе выточенной модели с ее ручной доработкой. Лепка рельефа превращает точеный предмет в собранные в чашу лепестки со свободным краем верха и ручкой-веточкой. Приставная ножка своим небольшим размером подчеркивает принадлежность предмета к изящному миру фарфора. Полноценно представлена образная и функциональная части задания оригинального промышленного образца. Образец претендует на малотиражное исполнение. Создан в 2002 году в фарфоре, сохранен в фаянсовом исполнении 2008 года с глушенной глазурью, закрывающей желтовато-кремовый черепок.
Рис. 2. Чашка. Автор А. Верхозина Fig. 2. The Cup. Author A. Verkhozina
Чайник. Автор Т. Ахмедзянова (рис. 3). Образное начало превалирует над утилитарным. Такой подход во время обучения очень важен для осознания «остроты» решения, яркости образа, обостренной выразительности. Все приставные детали и крышка несут в себе тот же образ жесткости, что
выражен через грани свободной формы. Неправильный силуэт корпуса ассоциируется с объектом природного происхождения. Позже отдельные задания для всего потока студентов сознательно строились на необязательном функциональном решении, но обязательном раскрытии образа.
Рис. 3. Гипсомодельная разработка чашки к чайнику, автор Т. Ахметдзянова Fig. 3. Gypsum-model development of the cup for the kettle, author T. Akhmetdzyanova
Чайник. Автор М. Борисова. Задан- видной формы объект». Автор продолжает
ное автором профильное прочтение образа работать над попаданием в стереотип. Верх-
берет начало от стереотипа «чайник - шаро- нее положение ручки считывается с метал-
лического чайника для кипячения воды. Ас-симетричная крышка треугольной формы и маленький носик превращают сжатый профиль шара в сугубо авторский образ чайника.
Чашка. Автор О. Ильина. Подарочная форма чашки состоит из многокусковой разъемной формы. Правильные грани чашки ассоциируются с дольками в плитке шоколада. Чашка предназначена для горячего шоколада. Ее следует рассматривать как сувенирную продукцию по сложности формы и эстетической привлекательности. Данная работа упоминалась в «Усольской газете» осенью 2002 года.
Скульптура малой формы. Небольшая вводная информация предшествует описанию этого раздела коллекции. Скульптура небольшого размера издавна уверенно заняла свое место среди пластических произведений искусства. Освоение метода литья позволило со временем начать тиражирование пластических объектов малой формы. Тиражирование - основной метод промышленного искусства.
Фарфору как материалу в большей степени свойственна пластика малой формы. Исследователи фарфора выделяют в той или иной национальной школе фарфора пласти-
ческое направление как особый этап в развитии материала, как признак узнаваемости. Общеизвестны фарфоровая пластика Дании, Челси и Дерби, мейсенская скульптура, русская школа фарфоровой пластики, особый «язык» дальневосточных культур в области искусства фарфора.
Тиражирование сложных пластических объектов, к которым относится скульптура, требует взаимодействия всех этапов технологической цепочки керамического производства, начиная с массозаготовки, серии гипсомодельных работ с итоговой подготовкой тиража рабочих форм, литья с сопровождающими процессами, процесса обжига (утельного, политого - по схеме обжига твердого фарфора) и заканчивая надглазурным декорированием, которое завершает технологический цикл. Малая пластическая форма проходит через тот же процесс изготовления произведения художественной керамики, что и многопредметные бытовые сервизы, гарнитуры, комплекты. Через малую форму очень удобно изучать технологическую цепочку изготовления произведения художественной керамики в вузе с небольшими затратами материала - массы, глазури, формовочного гипса, декорирующих материалов (рис. 4, 5).
I it v>
Рис. 4. Гипсомодельные разработки группы ДПИ-00 по теме «Анималистическая пластика». Авторы А. Титоренко, И. Шилишпанова, Ю. Федорова, Л. Говорина, 2003 г. Fig. 4. Gypsum-model developments of group DPI-00 to the topic "Animalistic plastic". Authors A. Titorenko, I. Shilishpanova, Yu. Fedorova, L. Govorina, 2003.
Рис. 5. Гипсомодельные разработки группы ДПИб-12 по теме «Анималистическая пластика». Авторы А. Панюшкина, Я. Гриднева, М. Осипова, К. Рогозная, А. Васильева, 2015 г. Fig. 5. Gypsum-model developments of group DPIB-12 to the topic "Animalistic plastic". Authors A. Panyushkina, Ya. Gridneva, M. Osipova, K. Rogoznaya, A. Vasilieva, 2015.
С точки зрения индивидуального профессионального развития художника-керамиста владение малой пластикой в тонкой керамике является одной из вершин
профессионального мастерства. Произведения малой пластики эмоционально обогащают художественную выставку любого уровня. Они притягивают зрителя к себе уже необхо-
ISSN 2227-2917
димостью рассмотреть малую форму с близкого расстояния. Приобщение к искусству малой пластики в фарфоре - одна из целей обучения специалистов в области прикладного искусства. В вузе студенты получают базовые знания методики выполнения произведения в этой технике, что позволяет достигнуть гарантируемого результата.
Одно из направлений сувенирного ассортимента - скульптура малой формы, востребованная рынком туристического региона, которым является территория Прибайкалья. Байкал привлекает в наш регион потоки гостей со всего мира. Особенностью освоения скульптуры малой формы при обучении студентов является многоступенчатость процесса с невозможностью игнорирования предыдущей ступени. От студента требуется особое терпение, позволяющее довести процесс до конца. Именно отдаленность результата во времени является психологической трудностью при разработке объекта малой пластики, выполняемой с помощью литья.
Студент должен уметь вести пластический поиск в рамках выбранной темы, уметь прорабатывать, углублять объект из ряда представленных к выбору с точки зрения состава рабочей формы (количества вкладышей, разъемных частей, наличия кольца, приставных деталей). От обучающегося требуются теоретические знания способов пластического формования, в том числе литья, также ему должны быть известны требования, предъявляемые к литейной массе, к гипсовой форме.
«Такие требования сводятся к следующим:
- полное заполнение массой всех деталей форм;
- отсутствие седиментационных явлений при длительной выдержке массы в покое вследствие осаждения больших и тяжелых частиц или вследствие фазового разделения твердое - жидкое;
- минимальное коррозирующее воздействие на гипсовую форму;
- возможно низкое водосодержание суспензии;
- качественная внутренняя и наружная поверхность набранной массы после слива шликера и сушки, т.е. эти поверхности должны быть гладкими, а масса равномерной толщины;
- однородность массы в отливке с достаточной ее прочностью при извлечении из формы;
- высокая скорость образования черепка (набора массы);
- быстрая сушка массы в форме после слива шликера;
- устойчивость изделия по отношению к вибрации (при транспортировке);
- быстрое соединение деталей в сложной отливке;
- свободное извлечение отливки из формы» [3].
Зачастую необходимо научиться работать с особенностями данной литейной массы и своей формы. Исследуются наливные участки отливка, которые тоже составляют некоторую сложность при изготовлении сливного изделия. В нашей коллекции скульптура малой формы представлена в основном образами животного мира или образами, рожденными от прототипов животного мира, такими как «Грифон» К. Рогозной или «Конек-горбунок» О. Гула. Есть небольшая группа скульптур, отталкивающихся от образа человека. Парные композиции «Ангелы» Е. Ряб-цевой, «Шаманы» Ю. Курилко (рис. 6) - примеры такого решения с разными подходами к взаимодействию двух составляющих композиции: один - через единую массу, другой -через объединение двух отдельных пластических составляющих в одну композицию. Часть скульптур относится к «региональной» тематике: «На саночках» Э. Пушкаревой, «Шаман» А. Смольковой, «Йохор» Н. Ангар-хаевой (рис. 7).
б
Рис. 6. Скульптура малой формы: а - «Ангелы» Е. Софьиной; б - «Шаманы» Ю. Курилко Fig. 6. Small sculpture: а - "Angels" by E. Sophina ; б - "Shamans" by Yu. Kurilko
а
а б в г
Рис. 7. Скульптура малой формы: а - «Медведь» Е. Мартенсон; б - «Йохор» Н. Ангархаевой; в - «Шаман» А. Смольковой; г - «На саночках» Э. Пушкаревой Fig. 7. Small sculpture: а - "Bear" by Е. Martenson; б - "lokhor" by N. Angarkhaeva; в - "Shaman" by A. Smolkova; г - "On the sledge" by E. Pushkareva
В исследовании С. Шемякиной в разделе, посвященном искусству художников Хайтинского фарфорового завода второй половины ХХ века, замечено: «Это было время поисков, которое привело к декоративному оформлению изделий, основанному на сибирском материале» [4]. В нашем случае в процессе всего обучения на отделении ДПИ студенты знакомятся с тематикой края, с его самобытностью и красотой, у них формируются навыки передачи этой самобытности в пластике.
В процессе воплощения образа в черновой модели мы подходим к процессу формования, и это момент анализа и принятия решения, продолжаем ли мы создание
изделия путем упрощения, уменьшая количество кусков в форме, или сохраняем пластическую сложность, которая плавно перетечет в сложность всех последующих этапов - чистовой модели, рабочей формы, процесса литья. В итоге получаем два направления -промышленную простую многотиражную форму, например «Хамелеон» К. Килиной (Мельниковой), «Медведь» Е. Мартенсон, «Дуэт» В. Маншпайзер (рис. 8), и форму для малой серии с рядом скрытых сложностей, таких как наливные участки в форме, которых, возможно, удастся избежать в будущем. Яркий пример точного подбора времени набора «черепа» изделия - работа Е. Шергиной.
б
Рис. 8. Скульптура малой формы: а, б - «Вепрь» А. Родионовой; в - «Дуэт» В. Маншпайзер;
г - «Жук» Е. Шергиной, 2011 г. Fig. 8. Small sculpture: а, б - "Wild boar" by A. Radionova; в - "Duet" by V. Manshpaizer;
г - "Beatle" by Е. Shergina, 2011
«Жук» Е. Шергиной - яркий пример настенной малой пластики (рис. 8, г). Наличие вкладышей в форме тоже является одним из препятствий для многотиражности, так как вкладыши, будучи по массе небольшими, промокают намного раньше основной формы в процессе литья. Часто вместо единственного вкладыша целесообразнее сделать лишний кусок формы, который будет формировать «череп» изделия с такой же скоростью, как и две другие части формы, не считая кольца. Например, скульптура А. Кутимской «Морж» состоит из трех разъемных кусков и кольца. Работа А. Панюшкиной «Заяц» включает два вкладыша, два куска и кольцо.
Вкладыши автору приходилось постоянно дополнительно просушивать.
Тем не менее следует заметить, что в высокопрофессиональном промышленном искусстве имеются авторы, делающие акцент и на технической простоте решения, и на своеобразном усилении «фарфоровости» в решении образа. Обращаясь к изделиям известного в своей области мастера Э. Еропкиной, отметим, что основная работа ею проводилась не в пластилине, игравшем почти эскизную роль, а в чистовой гипсовой модели, которая доводилась «под фарфор» [5]. Авторская работа с первых элементов эскиза мыслилась ею в фарфоре и в результате, за
редким исключением, освобождалась от следов промежуточных первичных материалов.
При оценке профессионалами собранной на кафедре коллекции пластики будет замечено, что руководитель позволяет студентам сохранять в образе животных брако-емкие детали, к которым относятся выступающие тонкие части, легкие ноги, не скованные подставкой, например, в изделиях «Кузнечик» А. Романовой, «Олененок» Я. Гридне-вой или «Тигр» О. Толстовой с его выразительно саблевидным хвостом. Во-первых, художественная выразительность заставляет руководителя не бороться с заведомо запрограммированным «производственным» браком. Во-вторых, студенты в процессе сравнения параллельных формообразовательных шагов, осуществляемых внутри академической учебной группы, способны оценить степень сложности и уникальности, заложенной в каждой из студенческих работ. В-третьих, появляется реальная возможность наглядно продемонстрировать стремление к простоте и выразительности - то, к чему призывает преподаватель, говоря о задачах промышленного искусства в пластике.
Сувенир. Тематика сувенирной продукции представлена в многопредметных
композициях дипломных работ и небольших учебных работах. Часто сувенир предполагает наличие надписи, памятной даты, ссылки на известное событие. Иногда обыденное, привычное достойно стать сувениром. Так, работу Элеоноры Пушкаревой «На саночках» можно отнести к разряду сувенирной продукции в такой же мере, как и к скульптуре малой формы. Сибирская тема зимы отражена и в работе Вероники Ганевой «Домики. Зима». Обе работы отражают обыденные сюжеты сибирской зимы в любом городе или поселке.
По всем законам сувенирной продукции выстроена композиция О. Лоскутниковой, приуроченная к 350-летию города Иркутска (рис. 9). На камнеподобных формах воспроизведен рельеф отдельных элементов городского пейзажа, заимствованного со старинных фотографий города Иркутска. Рельеф не указывает ни на одну из улиц или известных деревянных зданий города, но несет в себе образ, нечто общее для восприятия старинного деревянного города, которому минуло 350 лет. Прорезной рельеф «350» -главное изображение обратной стороны камня. В нашей коллекции сувенир представлен в фарфоре, фаянсе, каменной массе.
Рис. 9. Дипломная работа О. Лоскутниковой Fig. 9. Diploma work by O. Loskutnikova
Декоративная композиция «Мост» является сувенирной продукцией, разработанной к 350-летию города Иркутска Н. Тюгаш-киной (рис. 10). Иркутск стоит на берегах рек Ангары, Иркута, Ушаковки. Вода и мосты -символы города. В системе труб, собранных в отдельные 7 конструктивных единиц, пространственно выстроены буквы «И», «Р», «К», «УТ», «С», «К», «Ъ», составляющие название города, которое заметит внимательный зритель. Подобная работа может стать публичным сувениром в офисе.
Технология исполнения данного керамического изделия похожа на строительст-
во моста из отдельных конструктивных деталей. Было использовано три разновидности труб, отличающихся диаметром, и потребовалась долгая ручная работа по их соединению.
Сделать сувенир миниатюрным в данной технике исполнения представляется маловероятным. Наглядный пример - это представленные работы студентов, которые воспринимаются современными по решению и художественным возможностям. Обе многопредметные разработки являются попытками ансамблевого решения в малой пластике.
Рис. 10. Дипломная работа Н. Тюгашкиной Fig. 10. Diploma work by N. Tyugashkina
К разряду сувениров автор статьи склонен отнести качественно выполненную фарфоровую плакетку, рельефные композиции малой формы, которые близки медальерному искусству. Однако искусствоведы относят медальерное искусство к разновидности скульптуры, рельефу. Поэтому рельефные поиски студентов тоже можно выделить в отдельную группу.
Конструирование отдельных утилитарных предметов. Конструирование отдельных предметов в тонкой керамике подчиняется характеру материала, образному началу и поставленной задаче, которая конкретизирует степень выразительности образного решения: будет ли вещь выставочной, заметной или же неброской, удобной в быту. При разработке функционального предмета студенты сами выбирают образ, если только вся группа не получает общее задание на разработку, например, светильника или чашки. Индивидуальные разработки, возможно, не столь глубоки, однако характеризуют автора, в том числе при выборе им формального направления. Светильник,
ваза, кувшин, ковшик, ритон (кубок для вина), рюмка, банка, масленка, лоток, шкатулка, карандашница, кружка, стакан - все эти направления связаны с индивидуальным учебным заданием.
В работах группы ДПИ-03 выделяются несколько выразительных индивидуальных решений (2007 г.). Светильник для живого огня «Жук» Натальи Пановой, выстроенный на телах вращения с доработкой, профессионально зрело соединяет в себе противопоставление двух форм по величине и принципу конструирования - тело жука с прорезями для света и рогами оригинальной конструкции, состоящими из двух смещенных половинок.
Ритон «Бык» (рис. 11) Екатерины Першиной - дань известному образу античной керамики. Сосуды для вина в виде головы животного представлены во многих коллекциях чернофигурной античной керамики. Студентка опирается на принцип скульптурного решения сосуда с элементами «кружки», в соответствии с которым ручка и край формы лежат в одной плоскости.
Рис. 11. Ритон «Бык» Е. Першиной Fig. 11. Rhyton "Bull" by E. Pershina
При этом предложенное студенткой решение не повторяет известных античных образцов по пластике. Мышление художника, допускающее асимметрию в сосуде и пластике с чертами жесткости, которые вопрощают-ся в тонкой керамике, переносит нас к современному решению образа быка, бесконечно почитаемому в среде художников.
Иногда группе студентов выдается общее задание, например, формообразование на основе цилиндра - кружка. Это задание акцентировано на образном решении, на игре с формой и ее составляющими. Яркие,
броские образы, созданные в 2008 году Еленой Кочетовой и Дарьей Масловой, - демонстрация этого подхода к конструированию из фаянса, причем цилиндр как основа формообразования у одного автора видится сразу, у другого - скрыт внутри сосуда (рис. 12). Во втором случае реализован своеобразный подход, когда вокруг цилиндра формируется вторая оболочка со строго организованным рельефным ритмом, и только краешек цилиндра, возвышаясь тонким кольцом, напоминает о себе. Можно сказать, что это вещь наизнанку.
а б в
Рис. 12. Кружка. Авторы Маслова Д. (а), Кочетова Е. (б, в) Fig. 12. The cup. Authors Maslova D. (а), Kochetova E (б, в)
В 2009 году эту же тему разрабатывала группа ДПИ-05. На этот раз кружка трактовалась, в первую очередь, как утилитарный предмет. В основе разработки также лежит тело вращения с последующей доработкой, которая может быть активным преобразованием формы в виде граней, изменением плана или привнесением пластических элементов без изменения плана у основной формы. Приставная деталь - ручка - должна соответствовать характеру основной формы. Одно из безукоризненных решений - кружка Павла Ермакова, удобная, конструктивно со-
б
временная, предполагающая возможность тематической цветографической подачи из-за наличия трех крупных плоскостей. Данное изделие можно выпускать большим тиражом, несмотря на технику тиражирования - литье (рис.13, а). Работа представлена в глине высокого обжига. Несколько интересных решений кружки для бульона с двумя ручками предложено Екатериной Быковой (рис. 13, б, в). Автор преобразовал тело вращения в овальную в плане форму и предложил использовать последнюю при продольном и поперечном положении.
Рис. 13. Кружка. Работы П. Ермакова (а), Е. Быковой (б, в). Студенческие работы
гр. ДПИ-05 (г)
Fig. 13. The cup. works by P. Ermakova (а), Е. Bykova (б, в). Students' works of group DPI-05 (г)
а
в
г
Некоторые авторы при решении образа кружки отталкивались от образов других объектов, например ковша, или стремились к разрушению традиционного стереотипа «кружка» с его вытянутой цилиндрической или слегка конусообразной формой. Одну из таких кружек, которая мало похожа на кружку в привычном понимании, автор называет стаканом из-за отсутствия ручки. Это работа
Екатерины Кузнецовой - очень удобный для руки объект, красивый, оригинальный.
Ансамбль в тонкой керамике. Первые многопредметные разработки, воплощенные в материале, относятся к 2008 году. Декоративные бутыли Ю. Янушко (рис. 14, а), дань чистой сибирской воде, для усиления темы прозрачности завершаются «каплей» стеклянного шара. Конструирование ансамб-
ля ведется на основе цилиндра, купола и узкого цилиндра - горла, предназначенного быть местом расположения руки. Керамистам известны технологически сложные конструктивные элементы - это цилиндрическая поверхность, горизонтальные плоскости, к чему в данном случае мы отнесем купол бутыли. Две внутренне сложные задачи решаются внешне простым конструированием полых цилиндрических объектов. Работа выстроена на пяти моделях - телах вращения.
Гипсомодельное дело иного характера лежит в основе дипломной работы «Фруктовый праздник» Юлии Соловьевой (рис. 14, б), выполненной, в том числе, с использованием гипсомодельного станка. Ее серия разных менажниц, напоминающих в плане силуэты фруктов (яблоко, лимон, груша и т.д.), -результат ручной кропотливой работы с гипсовыми моделями. В состав композиции входят две разновидности кружек для сока -большая и маленькая, для взрослых и детей. Для кружек выточены базовые модели, что легко угадывается по донышку изделий. Дальнейшая работа с кружками велась в
ручном режиме. Здесь мы встречаемся со сложной по трудоемкости разработке. Семь разных моделей - подготовка гипсомодель-ной части диплома. Литье, утельный обжиг, глазурование, политой обжиг, и перед нами 15 предметов, которые по замыслу автора кроме утилитарной функции несут функцию оформления пространства кухни. Для этого Юлия разрабатывает специальную решетку с крючками. Это единственное цветовое пятно в композиции - цвет свежей зелени отлично подчеркивает белизну черепка.
Известно, что цветовое решение играет огромную роль и для художника, и для зрителя. Зритель лучше «видит» расписанное изделие, нежели чистую форму. На эту особенность обратила внимание искусствовед Л.В. Андреева, которая пишет, что «цвет является камертоном эмоционального состояния художника» [6], связывая эмоциональное творческое состояние с миром мечты. У нашей коллекции есть предполагаемое профессиональное продолжение - разработка цвета.
б
Рис. 14. Дипломная работа Ю. Янушко (а). Руководители О.Ю. Копёнкина, А.А. Новопашина. 2008. Дипломная работа Ю. Соловьевой (б). Руководители О.Ю. Копёнкина,
А.Н. Чимитдоржиева. 2009 Fig. 14. Diploma work by Yu. Yanushko (а). Leaders O.Yu. Kopenkina, A.A. Novopashina. 2008. Diploma work by Yu. Solovieva (б). Leaders O.Yu. Kopenkina, A.N. Chimitdorzhieva. 2009
В состав студенческой коллекции автор статьи ввел несколько изделий из глины высокого обжига из-за принципа конструирования в духе тонкой керамики.
В 2013 году в рамках совместной выставки Иркутского государственного технического университета и Pai Chai University в DIAS Daejeon International Art Show (Южная Корея) кафедра дизайна представляла работы наших студентов, в том числе дипломный сервиз Дарьи Ганжуровой «Комплект предметов для сервировки стола», выполненный под руководством автора статьи и молодого преподавателя Д.Г. Ибрагимовой. Сервиз выполнен с учетом законов промышленного
конструирования тонкой керамики. Акцент сделан на формообразовании в духе темы и минимальном использовании цвета. Тематическая разработка связана с заказчиком -фирмой, работающей с деревом, с лесозаготовкой. Деревянный, словно вырубленный из массива, характер должны были обрести предметы сервировки. Автор комплекта получила диплом лауреата международной выставки в г. Тэджон в Южной Корее.
В это время в галерее DIAS Daejeon International Art Show был выставлен фарфор корейских художников, Shin Kyoun-Wook и Lee Yeong-A, представляющий прекрасные современные образцы формообразования,
а
при создании которых использовались промышленные технологии: литье, двустенность сосудов, заложенные в форму упрощенные, условные рельефные решения, тонкий баланс функциональности и декоративности. При этом, не смотря на промышленный подход, то есть общеизвестный в профессиональной среде метод, не потеряна авторская индивидуальность в решении отдельных элементов изделий. Расположение рельефа современной трактовки на почти цилиндрических поверхностях вытянутых ваз Lee Yeong-A Line vase завораживает, напоминает движение кисти при иероглифическом письме, расположенном вертикально. Единственная вертикальная декоративная скульптурная линия выступающего гребня делает акцент в верхней половине корпуса вазы. В простой на вид работе сливаются воедино дух Востока и дух материала, именно то, что лежит в основе формообразования высокого уровня в фарфоре. Импонирует чистота подхода, отсутствие цвета, акцент на конструкции формы. Для нас интересен и подход авторов Shin
Kyoun-Wook и Lee Yeong-A к подаче композиции, составленной из одних и тех же декоративных объектов, выстроенный на их вариативности, например, использование разных цветных масс в трех одинаковых арт-объектах Orchid автора Shin Kyoun-Wook или трио изысканных стаканов Cut Cut Cut Lee Yeong-A с тонкими рельефными гнутыми линиями (рис. 15). Модели сосудов созданы на основе цилиндра и сохраняют нетронутой верхнюю цилиндрическую часть. Остальной части модели цилиндра придана легкая мягкая деформация в четырех направлениях. Именно там и располагается рельеф. Почти лишенные признаков различия сосуды, однако, отличаются нюансами. Главным в группе является центральный сосуд, который чуть больше других, но имеет ту же форму и тот же рельефный рисунок. Различие между двумя другими сосудми заключается в мягком голубоватом тоне поверхности одного из равновеликих сосудов. В итоге композиция выстроена на трех разных сосудах, очень похожих друг на друга.
Рис. 15. Стаканы Cut Cut Cut автора Lee A Yeong [7] Fig.15. Glasses Cut Cut Cut by author Lee A Yeong [7]
Плакетка. Тематическая плакетка «2015 - год литературы» разрабатывалась и выполнялась в фарфоре. Литература отечественная и зарубежная, авторская и фольклорная выбиралась по желанию студента. Общая тема группы - создание отливка (от-минки) плакетки из фарфорового шликера (фарфоровой массы) по утвержденной и разработанной теме. Темой А. Андреевой стало известное произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Основа плакетки -диск определенного профиля, выточенный на станке. На этой основе разрабатывается рельеф. Гипсомодельная часть работ завершается выполнением рабочей формы.
Образ известного персонажа русских народных сказок - бабы Яги - воплотила Ксения Килина (Мельникова) (рис. 16). Автор использует интерьер избы с присущими бытовыми чертами, русской печкой с рельефным изображением персонажа. Основа плакетки - почти квадрат. Изделие обжигается
при высокой температуре и представляет собой бисквит - неглазурованный фарфор.
Я. Гриднева взяла за основу сказку «Бременские музыканты». Методика выполнения данной работы представлена серией графических и пластических форэскизов по теме. Студентка разрабатывает один из утвержденных пластических вариантов из пластилина на пластине из ДВП и переходит к работе в гипсе: создает черновую форму, рабочую модель рельефа и рабочую форму. Плакетка представлена в бисквите.
Темой Д. Новолодской стало известное произведение Марка Твена. Нравы и быт американской провинции - фон произведений М. Твена с богатым набором разновозрастных персонажей. Характерный для эпохи М. Твена овал - основа плакетки, на которой разрабатывается рельеф. Овальная форма получена с помощью ручной доработки выточенного образца (рис. 17, б).
б
Рис. 16. Рельеф. Авторы А. Андреева (а), Я. Гриднева (б), К. Мельникова (в) Fig. 16. Relief. Authors A. Andreeva (а), Ya. Gridneva (б), K. Melnikova (в)
Одна из известных басен И.А. Крылова, «Квартет», стала темой для разработки рельефа А. Панюшкиной, на котором представлен рельеф и контррельеф с изображением пяти представителей животного мира из произведения. Все рельефы, выполненные
по этой методике, обжигаются при высокой температуре и представляют собой неглазу-рованный фарфор, который, в отличие от глазурованного, более тонко выявляет детали барельефа, низкого рельефа.
'»! Л
а б
Рис. 17. Рельеф. Авторы А. Панюшкина (а), Д. Новолодская (б) Fig. 17. Relief. Authors A. Panyushkina (а), D. Novolodskaya (б)
а
в
Заключение
Итогом процесса обучения формообразованию в тонкой керамике стала выставка нашей коллекции в музейном комплексе «Усадьба В.П. Сукачева» Иркутского областного художественного музея, открывшаяся в конце марта 2016 года. Коллекция сопровождалась описанием ее разделов. Большинство разработок - учебные работы. Небольшой авторский раздел фарфора «Копенкина Ольга Юрьевна» выходит за рамки статьи о студенческих разработках, относящихся к промышленному искусству.
Формообразование в тонкой керамике - работа сложная, профессионально глубо-
кая, требующая особых усилий от автора и руководителя и почти всегда лежащая вне поля внимания искусствоведов, исследователей различных явлений в области современного искусства, в частности современного художественного образования. Автор восполняет этот пробел описанием части предметов коллекции учебных и дипломных работ, выполненных в тонкой керамике. Это является ответом на вопрос о возможностях учебной базы, об учебных и производственных мастерских, о соединении воедино знаний художественных с технологическими, о профессионализме в художественной керамике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корепанова О.А. Композиция от А до Я: ассоциативная композиция. Ростов-н/Д: Феникс, 2014. 458 с. (Профессиональное мастерство).
2. Стекло и керамика в пейзаже 2005-2013 / авторы-сост. Е.А. Власова, А.Ю. Пузанова,
СПб.: Елагиноостровский дворец-музей, Музей художественного стекла, 2013. 3. Хюльзенберг Д., Крюгер Х.-Г., Рётиг Т., Ферриер Г. Механизация процессов формования керамических изделий / пер. с нем. А.П. Соловьева; под ред. Ю.Е. Пивинского. М.: Стройиздат, 1984. 263 с.
4. Декоративно-прикладное искусство. Иркутск ХХ век: альбом / сост. и авт. вступ. ст. С.Е. Шемякина. Иркутск: ООО Артиздат, 2003. 120 с.
5. Еропкина Э. Фарфор, керамика / сост. М.П. Тубли. СПб.: Алаборг, 2009. 216 с.
6. Майстренко И.К. Ковчег. Фарфор Татьяны Афанасьевой. Каталог выставки. СПб.: Пропилеи, 2006. 218 с.
7. Two Major Art Exhibition by Shin, Kyoun-Wook & Lee, Yeong-A. 2013. DIAS Daejeon International Art Show.
REFERENCES
1. Korepanova O.A. Kompozitsiya ot A do Ya: assotsiativnaya kompozitsiya [Composition from A to Z: associative composition]. Rostov^n-Don, Feniks Publ., 2014. 458 p.
2. Vlasova E.A., Puzanova A.Yu. Steklo i keramika v peizazhe 2005-2013 [Glass and ceramics in landscape 2005-2013]. St. Petersburg, Elaginoostrovskii dvorets-muzei, Muzei khudozhestvennogo stekla Publ., 2013.
3. Khyul'zenberg D., Kryuger Kh.-G., Retig T., Ferrier G. Mekhanizatsiya protsessov for-movaniya keramicheskikh izdelii [Mechanization of processes of forming ceramic things]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1984. 263 p.
Критерии авторства
Копёнкина О.Ю. полностью подготовила статью и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 23.01.2017 г.
4. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Irkutsk XX vek: al'bom [Decorative and applied art. Irkutsk, XX century: album]. Irkutsk, OOO Artizdat Publ., 2003. 120 p.
5. Eropkina E. Farfor, keramika [China, ceramics]. St. Petersburg, Alaborg Publ., 2009. 216 p.
6. Maistrenko I.K. Kovcheg. Farfor Tat'yany Afanas'evoi. Katalog vystavki [Ark. China by Tatiana Afanasieva. Catalogue of the exhibition]. St. Petersburg, Propilei Publ., 2006. 218 p.
7. Two Major Art Exhibition by Shin, Kyoun-Wook and Lee, Yeong-A. 2013. DIAS Daejeon International Art Show.
Contribution
Kopenkina O.Yu. has prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 23 January 2017