М. Б. Королёва
Развитие нравственных качеств и интеллектуальных способностей у старших дошкольников
в процессе слушания музыки
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашего общества привели к смене ценностных ориентаций и в образовании. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребенка. Он узнает окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, осваивает первый этап в своем развитии.
Музыка - одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственнопатриотическом воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к Родине, своему дому, природе, близким людям.
Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых -развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека.
В процессе слушания музыкальных произведений мы способствуем формированию у детей нравственных качеств и интеллектуальных способностей. Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке. Они быстрее запоминают музыкальные произведения. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение в процессе восприятия музыкальных произведений и их анализа методом сравнения и сопоставления, мы формируем первоначальные основы музыкальной культуры ребенка.
Так, при слушании двух-трех произведений с одинаковым названием мы побуждаем дошкольников к их сравнительному анализу: чем отличаются средства выразительности и передаваемые ими образы, используемые композитором в одном произведении, от другого. Например, сравнивая «Менуэт» Л. Моцарта и «Менуэт» Боккерини, мы обращаем внимание детей на то, что в первом менуэте музыка более галантная, предназначена для балов и придворных церемоний. Детям читается подтекстовка О. Артоболевской к
45
данному произведению и обращается внимание на передачу в музыке поклонов и приседаний. Музыка второго менуэта более подвижная, наполнена звучанием колокольчиков и имеет немного шуточный характер. Таким образом, мы показываем дошкольникам, что при одинаковых названиях в музыкальных произведениях образы и характер музыки могут быть разными.
Содержанием программы по слушанию музыки стали лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Это русские народные песни, колыбельные песни, классические произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Р. Шумана, Ф. Шопена, М.И. Глинки, Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева, С.М. Майка-пара и других композиторов-классиков. Сама программа О.П. Радыновой построена на тематическом, концентрическом, адаптивном и синкретическом принципах и принципе контрастного сопоставления музыкальных произведений, который требует использования метода контрастного сопоставления произведений, позволяющего заинтересовать детей, активизирующего проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения (например, в произведении Л. Бетховена «Веселогрустно», где сопоставляются противоположные по характеру части произведения).
Весь музыкальный материал разбит автором на шесть тем, которые охватывают весь спектр музыкальных образов. Каждая тема реализуется примерно в течение месяца, охватывая 8-9 занятий. Это связано с количеством музыкальных произведений и временем, необходимым для их восприятия. Только четвертая тема «Природа в музыке» появляется в течение каждого времени года и рассчитана сроком на две недели. Это связано с планированием лексических тем по развитию речи старших дошкольников, соответствующих определенным временам года. Первая тема ««Чувства и настроения в музыке» повторяется два раза в течение учебного года. В сентябре дети знакомятся с музыкальными произведениями, отражающими грусть, радость, задумчивость, тревожность и получают первичные представления о том, как музыкальными средствами можно выразить определенные эмоции. Во второй половине февраля эта тема раскрывает передачу образа ласковой и доброй мамы, настраивая детей на предстоящий праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта.
Вторая тема программы ««Песня, танец, марш» дает представление о «трех китах» музыки, предваряя таким образом школьную программу Д.Б. Кабалевского. Она более обширная, чем остальные темы, поэтому мы выделяем на нее немного больше времени (пять недель). Сюда входит и знакомство с различными видами песен, в том числе и колыбельных, и несложных романсов, и различных тан-
46
цев (бальные: полонезы, вальсы, мазурки, гавоты, польки, краковяки, менуэты; танцы кукол; русские народные: комаринская, трепак, хороводы, кадриль; некоторые танцы других народов: гопак, итальянская полька, восточные танцы из сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехерезада» и М. Глинки «Руслан и Людмила»).
Образы любимых сказочных героев и животных наиболее близки детям, поэтому третья тема «Сказка в музыке» и пятая тема «Животные и птицы в музыке» наиболее интересны дошкольникам. Здесь мы применяем активное слушание и предлагаем детям изображать под музыку сказочных персонажей и образы различных животных и птиц. Такие занятия способствуют развитию творческих способностей; яркое отображение в музыке сказочных персонажей знакомит детей с моральными понятиями добра и зла.
Произведения этих тем мы используем в дальнейшем при театрализации сказок. Например, «Полонез» или «Вальс» дети танцуют на балу в «Золушке», «Снежной королеве», «Спящей красавице» и других сказках; под музыку «Бабы Яги» А. Лядова появляется соответствующий персонаж.
Роли различных персонажей животных присутствуют во множестве сказок. Мы применяем материал, используемый при слушании определенных музыкальных произведений, при выходе того или иного персонажа или при исполнении им характерного танца, соответствующего образу. Так, «Птичка» Э. Грига используется при появлении птичек, «Лебедь» К. Сен-Санса звучит при появлении прекрасного лебедя в «Гадком утенке» по мотивам Г. Х. Андерсена, а «Королевский марш льва» соответствует появлению Смелого Льва в сказке «Волшебник Изумрудного города».
Четвертая тема «Природа в музыке» воспитывает у старших дошкольников чувство прекрасного, любовь к родной природе и своей малой родине. Дети, слушая произведения, предложенные программой («Утро» Э. Грига, «Октябрь» П. Чайковского, «Март» Чайковского и другие), соотносят их с картиной родного края, рассказывают о том, что им нравится, изображают образы родной природы в рисунках. Вообще, мы используем изодеятельность и при слушании произведений каждой темы программы. Это способствует у старших дошкольников более глубокому восприятию музыкальных произведений и образов, отображенных в них.
Последняя, шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с различными музыкальными инструментами и их звучанием, способствуя таким образом расширению кругозора детей, развитию слухового восприятия при узнавании звучания отдельных музыкальных инструментов и их тембральной окраски, развитию воображения при подражании определенным му-
47
зыкальным инструментам в игре педагога на фортепиано и обогащению словаря.
На следующий учебный год эти темы повторяются в той же последовательности, при прослушивании других, более сложных произведений музыкального искусства. Мы адаптировали программу О.П. Радыновой и расположили эти темы таким образом, чтобы немного изменить предложенные сроки реализации тем. Музыкальные произведения также выбирались из числа предложенных автором с учетом возможностей восприятия детей.
В материал программы мы вставили беседы о музыкальных произведениях с военной тематикой, способствующие воспитанию патриотических чувств старших дошкольников. В последнюю неделю января мы проводим интегрированное занятие, на котором рассказываем детям о блокадных днях Ленинграда, рассматриваем архивные фотографии тех дней, слушаем музыкальные произведения (песня «Блокада» Г. Вихаревой, отрывки из 7-й симфонии Д. Шостаковича), рисуем. По результатам этого занятия оформляется выставка «Суровые дни блокады. Никто не забыт, ничто не забыто», которую посещают все воспитанники дошкольного учреждения.
Первая неделя мая также посвящена теме войны - Дню Великой Победы. В эти дни мы проводим беседы о войне, организовываем для старших дошкольников экскурсии на Ивановский и Невский пятачки, в музей «Прорыв блокады Ленинграда», где дети слушают рассказы ветеранов о военных событиях, вспоминают стихотворения на военную тематику, исполняют песни о войне, слушают песни военных лет в аудиозаписях. Кроме того, в учреждении проводятся праздничные концерты, спортивные соревнования с участием ветеранов 117-й Мгинско-Хинганской дивизии и участников войны, блокадников и бывших малолетних узников концлагерей, проживающих на территории города Отрадное. Также ежегодно мы проводим с детьми беседу «Песенная дорога войны», во время которой звучит много песен военных лет. На такие беседы мы также приглашаем ветеранов, а в заключение дети рисуют запомнившиеся сюжеты и дарят им свои рисунки.
В результате таких занятий у дошкольников воспитываются чувство сопереживания, понятие добра и зла, уважение к ветеранам и защитникам Отечества, любовь к своей малой Родине.
Как показывает практика, такое расположение и сроки реализации тематического материала программы оптимальны для усвоения детьми материала, так как связаны с расположением лексических тем по развитию речи и способствуют взаимодействию всех специалистов учреждения в учебно-воспитательном процессе сменой времен года и календарными праздниками. К тому же, оказалось возможным использовать отдельные музыкальные произведения из
48
программы на праздниках в качестве танцевального сопровождения и музыки, передающей образы сказочных персонажей, неизменных участников детских праздников.
Музыка украшает нашу жизнь, делая ее более интересной и яркой, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию детей. Музыкальное воспитание оказывает большое воздействие на общее развитие старших дошкольников: формируется их эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается любовь к красоте в искусстве и жизни. Познавательные процессы и физическое развитие, высокие нравственные качества и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонично развитую личность.
В. Т. Литвинцева
Преподаватель вуза
в современном социокультурном пространстве
Современное социокультурное пространство характеризуется социологами как «ситуация высокой неопределенности». Расширение и распространение разноуровневой и разнохарактерной информации приводит к серьезным сдвигам в смысложизненных и целевых установках сознания людей, к трудностям в осмыслении многовекторности путей развития личности. Этап интенсивных социально-политических и экономических изменений предъявляет новые требования, связанные не только со стандартами образования и введением новых инновационных технологий, но прежде всего с определением цели образования. «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации», гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня высшее образование обретает качественно новый смысл, в соответствии с ценностной доминантной современного типа культуры - гуманитарного, выводит нас на культурологическую парадигму образования. Основная миссия высшей школы сегодня заключается в том, чтобы помочь личности войти в пространство «человеческой духовности, в пространство культуры». В этих условиях, безусловно, особую роль в образовательном пространстве следует отвести не только содержательной и процессуальной стороне обучения, но и Личности педагога.
49