Научная статья на тему 'Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через реализацию педагогического проекта «Из России с любовью»'

Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через реализацию педагогического проекта «Из России с любовью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотическое воспитание / патриотизм / education / patriotic education / patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагина Александра Владимировна, Мамедова Лариса Викторовна

Актуальность исследования темы развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что воспитание гордости за Родину и любви к ней, это одна из приоритетных задач дошкольного образования, в связи с тем, что дошкольные учреждения это первоначальное звено системы образования, которое формирует у детей первое представление о внешнем мире, через воспитание любви к Родине посредством гордости за нее и за свой народ. В данной статье нами были проведены результаты исследования развития по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Красная шапочка» г. Нерюнгри было проведено исследование в подготовительной к школе группе «Фиксики», в количестве 16 человек. После проведенного диагностического исследования нами был разработан педагогический проект «Из России с любовью» с календарно-тематическим планированием для реализации в программном содержании образовательной области по социально-коммуникативном развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагина Александра Владимировна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL PROJECT “FROM RUSSIA WITH LOVE”

The relevance of the research on the development of moral and patriotic education of preschool children lies in the fact that the education of pride for the Motherland and love for it is one of the priorities of preschool education, due to the fact that preschool institutions are the initial link of the education system, which forms children’s first idea of the outside world, through the education of love to the Motherland through pride in it. In this article, we have conducted the results of a development study on the moral and patriotic education of older preschool children. On the basis of the municipal preschool educational institution “ Little Red Riding Hood” in Neryungri, a study was conducted in the preparatory school group “Fixiki”, in the number of 16 people. After the diagnostic study, we developed a pedagogical project “From Russia with love” with calendar and thematic planning for implementation in the program content of the educational field of social and communicative development.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через реализацию педагогического проекта «Из России с любовью»»

Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через реализацию педагогического проекта «Из России с любовью»

Вагина Александра Владимировна,

студентка) кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри E-mail: 89248750983.ru@gmail.com

Мамедова Лариса Викторовна

к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Актуальность исследования темы развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что воспитание гордости за Родину и любви к ней, это одна из приоритетных задач дошкольного образования, в связи с тем, что дошкольные учреждения это первоначальное звено системы образования, которое формирует у детей первое представление о внешнем мире, через воспитание любви к Родине посредством гордости за нее и за свой народ. В данной статье нами были проведены результаты исследования развития по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Красная шапочка» г. Нерюнгри было проведено исследование в подготовительной к школе группе «Фиксики», в количестве 16 человек. После проведенного диагностического исследования нами был разработан педагогический проект «Из России с любовью» с календарно-тематическим планированием для реализации в программном содержании образовательной области по социально-коммуникативном развитию.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, патриотизм.

Современное общество заинтересовано в подрастающем молодом поколении, которое должно вырасти воспитанным, ответственным, честным, эрудированным, отзывчивым, компетентным гражданином России, который будет испытывать любовь к Отечеству, к своему родному краю, гордость за свой народ, чтить память духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В настоящее время патриотическое воспитание в силу своей значимости является частью социально-нравственного воспитания, так как важность и первостепенность данного направления работы закреплено на законодательном уровне в различных нормативно-правовых документах разного значения начиная от Конституции РФ и заканчивая локальными внутренними актами образовательных учреждений. Во всех этих документах прослеживается мысль о том, что, воспитание ответственного, компетентного гражданина и патриота РФ это одна из задач общества и государства.

Одна из ключевых целей федерального государственного образовательного стандарта является: «создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» [6].

Социальный заказ общества на обучение патриотизму сформулирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на -2025 годы» [5].

В теоретической части нами были выделены следующие определения понятию воспитание, патриотизм и патриотическое воспитание.

В работе И.П. Подласного. наиболее четко сформулировано определение воспитания. Он определяет его как «специально организованное, целенаправленное и контролируемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью развития в нем определенных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание относится к процессу и результату воспитательной работы, направленных на решение конкретных образовательных задач» [4, с. 31].

Нужно отметить, что существует существуют различные виды воспитания, такие как трудовое, физическое, нравственное, эстетическое и так далее, но все-таки главное место и особое внимание

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

со см о см

занимает в образовании патриотическое воспитание.

Т.В. Ермакова полагает, то что «одним из ключевых факторов, способствующих патриотизму, является патриотическое воспитание, которое влияет и формирует человека-патриота, гражданина своей Родины, люди с сильным чувством патриотизма, и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [3, с. 63];

Следовательно, патриотическое воспитание, это целенаправленная, регулярная деятельность призванная закреплять у ребенка ценности, качества, а также нормы поведения гражданина и патриота России. Слово патриотизм пришло к нам с греческого языка и в переводе оно обозначает Родина, Отечество, а любовь к родине проявляется в ценностях, которые весьма разнообразны, это влюбленность к своему государству, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Анализ специальной литературы показал, то, что патриотизм - это все то, что нас окружает в нашей стране и закладывается еще с раннего детства именно поэтому необходимо с дошкольного возраста расширять знания о окружающей среде, красоте родного края, традициях, ценностях своего народа, а также национальных обычай земли для формирования нравственного качества человека.

На современном этапе проблемой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного следующие педагоги и психологи: О.С. Богданова, Е.Н. Воронова, Н.Г. Комратова, О.Н. Баранникова и другие.

Данные педагоги и специалисты в своих трудах применяют следующие методы: дидактические упражнения, сказкотерапию, изотерапию, мониторинг. Более всего современные специалисты фиксируют эффективность использования проектной деятельности в развитии и нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Однако, в этих работах недостаточно раскрыты методы занятий с элементами проектной деятельности, направленные на развитие и совершенствование знаний о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, которые стали основой для разработки педагогического проекта «Из России с любовью».

Для того, чтобы осуществить первичное диагностическое исследование нами был подобран, а также апробирован психолого-педагогический комплекс диагностики уровня развития патриотизма детей дошкольного возраста:

1) диагностическая беседа О. Алексеева, Л. Петропавловский [1];

2) экспериментальная ситуация по О. Алексеевой, Л. Петропавловской) [1];

3) трудовые поручения Н.В. Алешина [2].

В исследовании приняли участие 16 воспитанников подготовительной к школе группы «Фикси-

ки» Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 58 «Красная шапочка», г. Не-рюнгри. Результаты по проведенным методикам у нас вышли следующие.

По диагностической беседе О. Алексеевой, Л. Петропавловского мы получили следующие результаты, то, что ребята подготовительной группы на начальном этапе в ходе диагностической беседы имеют низкий уровень знаний о патриотизме имеют 57%, это 11 воспитанников которые смогли правильно назвать только страну, в которой они живут и свой адрес, на остальные вопросы дети не смогли дать правильный ответ. Средний уровень - 43% (5 детей), Стас, Гриша, Настя, Вова и Даша не знают, как выглядит флаг РФ, его цвет, также не нашли из предложенных картинок герб своей страны. Высокого уровня у воспитанников не выявлено. Данные представлены на рисунке 1.

60 -

сентябрь ■ высокий ■ средний ■ низкий

Рис. 1. Результаты диагностической беседы по О. Алексеевой, Л. Петропавловского

Согласно результатам экспериментальных ситуаций по О. Алексеевой, Л. Петропавловской, уровень патриотизма у детей подготовительной к школе группы по эмоциональному критерию. Высокий уровень в группе отсутствует, средний уровень составил 25% 4 (детей), а низкий уровень эмоционального компонента патриотизма имеют 75% (12детей). Данные представлены на рисунке 2.

60

40

20

сентябрь ■ высокий ■ средний ■ низкий

Рис. 2. Результаты выявления уровня патриотизма по эмоциональному критерию

Во время этой диагностики детям было предложено рассмотреть изображения прошлой и реальной России, рассказать и прокомментировать свое мнение по фотографиям, большинство детей в группе не смогли выполнить задание даже с помощью наводящих вопросов. Многие дети просто ничего не рассказали.

Согласно методике трудовых поручений Н.В. Алешиной, нами был установлен следующий результат, который можно отнести к поведенческому компоненту патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Самый низкий уровень по-

0

веденческого компонента патриотизма выделяется у 25% (4 детей), Гриша, Максим, Дарья не стали выполнять до конца три трудовых поручений. Миша вообще отказался участвовать в трудовых поручениях. Из этого следует, что у данной категории детей нет навыков заботиться об окружающих, они не умеют быть дружелюбными, не учитывают интересы друзей, не всегда могут договориться со сверстниками.

Средний уровень поведенческого компонента патриотизма в подготовительной группе «Фик-сики» имеется у 50% (8 детей). Дети выполнили два из трех трудовых поручений. Во время третьего поручения, которое было дано во время прогулки, ребята перестали проявлять интерес и ответственность: начали играть, баловаться, бегать с детьми и сказали, что очень грязно и не хотят пачкать одежду. Но все-таки 25% (4 детей) имеют высокий уровень поведенческого компонента патриотизма, это объясняется тем, что были выполнены все три поручения. Данные представлены на рисунке 3.

60

I высоким

сентябрь

I средним

Рис. 3. Результаты диагностики трудовых поручений Н.В. Алешиной

По результатам исследования можно сделать вывод, что воспитанники подготовительной группы «Фиксики» МДОУ № 58 «Красная шапочка» г. Нерюнгри имеют в своем коллективе низкий уровень развития патриотизма, причинами этого может считаться то, что взрослые не придают значения данной проблеме, кроме того, недостаточ-

но акцентируется внимание со стороны педагога группы.

Из вышеописанного следует, что для данной группы воспитанников необходимы психолого-педагогические воздействия для развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Нами был составлен и реализован психолого-педагогический проект по развитию нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития.

Проект реализован 2022-2023 учебном году (с октября по - май) на базе МДОУ № 58 «Красная шапочка» г. Нерюнгри. Основной стратегией реализации проекта стала систематизация работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а именно для подготовительной группы.

Участниками данного проекта были воспитанники подготовительной группы «Фиксики» их родители, воспитатели данной группы.

Цель проекта - разработка эффективных вариативных форм образовательной деятельности, направленных на формирование позитивного отношения к жизни и основных нравственных ценностях русского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.

В рамках реализации проекта деятельность всех участников образовательных отношений направлена на их личностное развитие и удовлетворение индивидуальных потребностей посредством применения инновационных педагогических технологий.

В таблице представлено тематическое планирование составленных нами занятий, в рамках реализации педагогического проекта «Из России с любовью» направленного на формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Таблица. Тематическое планирование по реализации проекта

№ Название Способ реализации/вид деятельности Форма проведения Участники

1 Сбор и накопление разнообразной информации. -Дагностика - Составление плана работы Подгрупповая, индивидуальная Воспитанники, педагог

2 Создание мини-локации «Интересные факты о моей стране» Оформление стенда Индивидуальная Педагог, родители

3 «Что я знаю о России» Интерактивная экскурсия Подгрупповая, индивидуальная Воспитанники, педагог

4 «Мой родной город Нерюнгри от А до Я» Арт-галерея, просмотр Подгрупповая Воспитанники, педагог

5 «Смотри это Россия» Всероссийский конкурс видеооткрытки для друзей Индивидуальная Воспитанники, педагог

6 «Я патриот своей станы Права и обязанности гражданина России» НОД Групповая Воспитанники, педагог, родители

7 Самовар - символ благополучия, добра и покоя Интерактивная экскурсия Групповая Воспитанники, педагог

Окончание

№ Название Способ реализации/вид деятельности Форма проведения Участники

8 «Как медведь - стал символом России» Сказотерапия Групповая Воспитанники, педагог

9 «Дед мороз в гостях у Санта Клауса» Развлечение Групповая Воспитанники, педагог

10 «Святки-колядки» Семейная студия Групповая Воспитанники, педагог

11 «Поэзия народного костюма» Дефиле Групповая Воспитанники, педагог

12 Теплый символ - «Валенки» Интерактивная экскурсия Групповая Воспитанники, педагог

13 «Россия - спортивная страна» Мини-олимпиада по зимним видам спорта Подгрупповая Воспитанники, педагог, родители

14 «Балалайка заиграй-ка» Мастер- класс Групповая Воспитанники, педагог,

15 «Где блины, тут и мы» Кулинарное шоу Индивидуальная Воспитанники, педагог, родители

16 «Будем знакомы, Матрешка» Хенд мейд Групповая Воспитанники, педагог

17 «Посвящение в космонавты. Легенда о Гагарине» Профессиональные пробы Групповая, подгрупповая. Воспитанники, педагог

18 «Аллея выпускников» Посадка саженцев березы Подгрупповая Воспитанники, педагог, родители

о с

и

со см о см

Нами использовались разнообразные методы работы с детьми такие как:

словесные: беседы, рассказывание, рассматривание литературы, чтение художественной литературы.

Практические: очные экскурсии и вертикальные экскурсии по музеям и выставкам России, наблюдения, конкурсы, игры, викторины, мастер классы, и д.р.

Например, для выхода на проблемную ситуацию воспитанникам и родителям группы было предложено ответить на письмо друга из дальнего Зарубежья, и попробовать рассказать о значимых для каждого россиянина предметах быта и событиях. На данном этапе было предложено ребятам поработать с родителями и найти различные варианты ответа, на вопрос, используя три подсказки: 1) найти ответ в энциклопедии, 2) воспользоваться интернет-поиском, 3) сделать мини опрос среди взрослых.

При выполнении задания воспитанники должны были апробировать различные способы поиска информации и предоставить ответ в виде ответного письма.

Дети и родители пришли почти к 100% единению взглядов и достаточно единогласно подобрали ответы, но очень скудно описывали историю (почему так, а не иначе), ответы были однообразны, шаблонны (например, медведь, потому что все так давно говорят).

Результатом работы данного этапа стало создание ответа «Посылка другу», куда дети сложили предметы - ассоциации. Нами было выбрано более 10 символов - ассоциаций, а также великие люди России, ознакомление с которыми мы распределили в соответствии с тематическим планированием. После отправки посылки, мы стали более углубленно и расширено знакомится с нашей Родиной и её неофициальными символами, которые знает весь мир. Визуализировать информа-

цию решили созданием тематической локации, которую мы обогащали постепенно, в процессе знакомства с тем или иным символом.

Продолжили наш проект с посещения познавательно - виртуальной экскурсии «Мульти - Россия», из которой дети узнали географическое расположение нашей страны, крупные города, реки, моря, горы. Дома ребята расспросили у родителей, где живут их родственники, и мы вместе искали на карте, где они проживают. Ребята были очень удивлены, какая большая и необъятная наша Россия, а когда мы приложили контуры различных мировых государств, то оказалось, что на территории России может поместиться: 26 Франций, 70 Англий, 1 США правда останется много места -было отчётливо видно, как гордость за Родину переполняет малышей и они сделали вывод - оказывается, они живут в самой большой стране мира.

В рамках празднования дня города Нерюнгри, а это было 6 ноября. Мы организовали флешмоб «Мой родной город от А до Я». Каждый воспитанник выбрал себе букву, при поддержке родителей нужно было вспомнить достопримечательность города, начинающуюся с этой буквы и презентовать его. Оказывается, с каждой буквой что - то связано, даже с Ы - Ыссых. В этот же период мы поучаствовали во Всероссийском конкурсе видеоткры-ток «Смотри, это Россия», где с гордостью рассказали легенду Нерюнгринского района про гору Спящая красавица».

После новогодних праздников мы дружно всей группой провели Святки - колядки. Ребята узнали историю возникновения этой доброй традиции и сами поучаствовали. Пели песни, играли в подвижные игры, колядовали.

Далее мы перешли к теме почему медведь победил среди животных. Мы с ребятами долго рассуждали, почему испокон веков визуальным маркером России был именно медведь? Не орёл, который изображён на российском гербе, не предан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная собака. Провели сравнительный анализ русского мужчины с медведем. И выяснили, что такие определения как, сильный, могучий, бесстрашный, умный, в сказках он ещё и добрый, отзывчивый, всегда придёт на помощь, подходят русскому мужчине. Мы узнали, что, встретившись с человеком в лесу один на один, медведь никогда не нападет первым, только если ему или потомству не угрожает опасность. Так и в современном мире Россия не страна агрессор и не нападает на другие государства. Читая русские народные сказки, мы попробовали сами сочинить и нарисовать иллюстрации к своей сказке «Как медведь стал символом России». Дети пересказывали сказку родителям, бабушкам и дедушкам и услышали в адрес сказки положительные отзывы. Поучаствовали в конкурсе Всероссийского уровня, отправляли свой сказку на тему «Россия родина моя».

В списке символов как «Самое популярное национальное блюдо» почти единогласно победили «блины». Было решено провести Кулинарный марафон, где дети вместе с родителями готовили блины и снимали весь процесс на видео. Когда марафон был окончен, семьи подсчитали количество блинов. Победителями оказалась семья Коржова Александра, им удалось испечь 47 блинов.

В номинации самый знаменитый человек, первый в мире был единогласно выбран Юрий Алексеевич Гагарин. Знакомство с ним мы приурочили к Дню космонавтики, где для ребят были организованы Профессиональные пробы. Дети были приглашены в импровизированный центр подготовки космонавтов, где их проверили на умение удерживать перегрузки, баланс тела, проверили такие качества как сила, выносливость, быстрота реакции.

Итогом проекта стало знакомство с березой, с ее образом в музыкальной и художественной культуре, а также в день своего выпускного из детского сада ребята совместно с родителями с удовольствием и радостью посадили на своем участке молодые сажанцы, создали аллею выпускников для того, чтобы оставить след о себе на Земле, т.к. посадка - это не только экологическая забота.

Также было проведено еще много интересных мероприятий в рамках проекта: роспись деревянной заготовки матрёшки, мастер класс по валянию из войлока валенок, посадка берёзы и создание аллеи выпускников, дефиле народного костюма, в том числе разнообразных кокошников и ушанок. Ребята участвовали мини олимпиаде по зимним видам спорта, ведь символическим видом спорта России они с родителями выбрали хоккей и лыжи. В своей работе мы стараемся искать инновационные находки, используем Национальный проект «Культура», рассматривая интерактивные экскурсии.

Данный проект составлен для детей старшего возраста а, это идеальный возраст для того, для того чтобы научить детей уважать и гордится великой, масштабной, объемной культурой своей страны.

Литература

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская / Ребенок в детском саду. - 2010 - № 2. - С. 39-42

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н.В. Алешина. -Москва: ЦГЛ, 2004. - 252

3. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. - С. 66-68.

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. -Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

5. Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795 Режим доступа: http ://government. ru/docs/all/74168/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

THE DEVELOPMENT OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL PROJECT "FROM RUSSIA WITH LOVE"

Vagina A.V., Mammadova L.V.

TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov, Neryungri

The relevance of the research on the development of moral and patriotic education of preschool children lies in the fact that the education of pride for the Motherland and love for it is one of the priorities of preschool education, due to the fact that preschool institutions are the initial link of the education system, which forms children's first idea of the outside world, through the education of love to the Motherland through pride in it.

In this article, we have conducted the results of a development study on the moral and patriotic education of older preschool children. On the basis of the municipal preschool educational institution "Little Red Riding Hood" in Neryungri, a study was conducted in the preparatory school group "Fixiki", in the number of 16 people. After the diagnostic study, we developed a pedagogical project "From Russia with love" with calendar and thematic planning for implementation in the program content of the educational field of social and communicative development.

Keywords: education, patriotic education, patriotism. References

1. Alekseeva O. Tasks for little patriots / O. Alekseeva, L. Pet-ropavlovskaya / Child in kindergarten. - 2010 - No. 2. - P. 3942

2. Aleshina N.V. Patriotic education of preschool children: method. allowance / N.V. Aleshina. - Moscow: TsGL, 2004. - 252

3. Ermakova, T.V. Cultivating feelings of patriotism in preschoolers [Text] // Ermakova, T.V. // Methodist. - No. 3. - P. 66-68.

4. Lobanova E.A. Preschool pedagogy: educational and methodological manual / E.A. Lobanova. - Balashov: Nikolaev, 2005. -76 p.

5. Resolution on the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015" dated October 5, 2010 No. 795 Access mode: http://government.ru/docs/ all/74168/

6. Federal state educational standard for primary general education. Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.