9. Новик, И.Р. Об особенностях организации студенческих кружков в педагогическом вузе / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, А.В. Козлов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 3. - С. 88-91.
10. Новик, И.Р. Индивидуализация и дифференциация обучения химии с применением ЭОР как элемент непрерывного образования / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Н.А. Кукаев, И.В. Леонова // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего» (23 марта 2016 г.). -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 260-265.
11. Новик, И.Р. ЭОР и их использование на уроках химии в средней школе (учебно-методическое пособие) / И.Р. Новик, Т.А. Погадаева, Н.А. Кукаев. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 82 с.
12. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. 2004. - №4. -С. 138-144.
13. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов. М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.
14. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. - 2004. - 22 июня. - URL: /http: //www. eidos.ru/j ournal/2004/0622-09. htm].
15. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.02 г. Режим доступа: / news/compet.htm.
Педагогика
УДК 373.2
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Гиззатова Ралина Ниязовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения воспитания детей старшего дошкольного возраста на примере собственного опыта. Анализируются труды ученых по патриотическому воспитанию дошкольников. Исследование направлено на реализацию педагогического сопровождения патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье приводятся эффективные способы организации патриотического воспитания дошкольников. Автор в статье обращает внимание на методику диагностики уровня нравственно-патриотического воспитания. Проведена диагностику по методике, «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»(М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьев, Н.А. Виноградов, Н.В. Микляева). Диагностика была проведена с каждым ребенком в индивидуальном порядке. Респондентам было предложено задание по проблеме исследования. Актуализируется проблема организации работы по патриотическому воспитанию с помощью различных методов и приемов. Проведен эксперимент в ДОО г. Нижнекамска Республики Татарстан по приоритетному направлению патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В работе также рассматривается сенситивный период для формирования любви к малой Родине. Этот период - старший дошкольный возраст. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться основные сферы личности: умственная, нравственно-волевая и эмоциональная. Акцентрируется внимание воспитателя на то, что важно познакомить дошкольников с родным краем, его достопримечательностями, традициями и историей, показать, чем этот край уникален. Разработана комплексная программа «Любовь к Родине начинается с малого» по ознакомлению детей с городом Нижнекамск, Республикой Татарстан и Российской Федерацией. Также была организована обширная работа с родителями. Была составлена программа круглых столов, лекции, родительские собрания, индивидуальные беседы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольное детство, малая Родина, Республика Татарстан, любовь к Родине, педагогическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, сенситивный период, нарвственно-волевая сфера, личность.
Annotation. The article deals with the problem of pedagogical support for the upbringing of children of senior preschool age using the example of their own experience. The works of scientists on the patriotic education of preschoolers are analyzed. The study is aimed at the implementation of pedagogical support for the patriotic education of children of senior preschool age. The article provides effective ways to organize the patriotic education of preschoolers. The author in the article draws attention to the methodology for diagnosing the level of moral and patriotic education. Diagnostics was carried out according to the method, "Monitoring of moral and patriotic education in kindergarten and elementary school" (M.Yu. Novitskaya, S.Yu. Afanasiev, N.A. Vinogradov, N.V. Miklyaeva school" (M.Yu. Novitskaya, S.Yu. Afanasiev, N.A. Vinogradov, N.V. Miklyaeva). Diagnostics was carried out with each child individually. Respondents were offered a task on the research problem. The problem of organizing work on patriotic education using various methods and methods.An experiment was conducted in the pre-school educational institution of Nizhnekamsk, the Republic of Tatarstan in the priority direction of patriotic education of preschool children.The work also considers a sensitive period for the formation of love for a small Motherland.This period is senior preschool age.At this age, the child begins to develop the main areas of personality: mental, moral-volitional and emotional.The attention of the educator is focused on the fact that it is important to acquaint preschoolers with their native land, about sights, traditions and history, to show how this region is unique. A comprehensive program "Love for the Motherland starts small" has been developed to familiarize children with the city of Nizhnekamsk, the Republic of Tatarstan and the Russian Federation. Extensive work with parents was also organized. A program of round tables, lectures, parent-teacher meetings, and individual conversations was drawn up.
Key words: patriotism, patriotic education, preschool childhood, small motherland, Republic of Tatarstan, love for the motherland, pedagogical support, preschool educational organization, sensitive period, narration-volitional sphere, personality.
Введение. На сегодняшний день проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность. Любовь к родине необходимо начать прививать как можно раньше: старший дошкольный возраст идеально для этого подходит, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и восприимчивы.
Одной из важнейших задач современного образования является гражданское становление подрастающего поколения, воспитание любви к Родине.
Старший дошкольный возраст является самым продуктивным, чтобы заложить в человеке такое качество как патриотизм. В этом возрасте ребенок начинает активно развиваться в социальном плане, именно поэтому важно организовать целенаправленное патриотическое воспитание в детском саду.
Изложение основного материала статьи. Педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в частности актуальна и значима, так как патриотизм является важнейшим нравственным качеством любого гражданина. Суть патриотизма раскрывается в глубокой и осознанной любви к родине, любви к родному краю.
В дошкольном возрасте происходит становление личности, именно тогда важно заложить предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, что внесет весомый вклад в дальнейшее формирование личности. От того насколько успешна будет проделана данная работа, зависит успех развития нашей страны в будущем.
Проблеме патриотического воспитания посвятили свои работы выдающиеся исследователи. Этим вопросом интересуются вот уже не одно десятилетие. О патриотизме писали еще А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой.
Изучали основы патриотического воспитания такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и т.д.
Среди современных исследователей весомый вклад внесли Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.Ю. Новицкая и другие.
Ребенок все воспринимает через различные органы чувств, поэтому важно организовать работу по патриотическому воспитанию с помощью различных методов и приемов. Наиболее действенным методом будет игра, так как игра - это главный вид деятельности в дошкольном детстве. Ребенок учится играя.
Также важно использовать наглядные методы обучения. Все, что окружает дошкольника (дом, семья, детский сад, улица, речка, парк и проч.) формирует представления о жизни, именно тут у него и появляется ощущение причастности к большому миру, проявляется любовь к Родине.
Итак, любовь к Родине начинается с любви к малой Родине. Поэтому, воспитателям важно познакомить дошкольников с родным краем, его достопримечательностями, традициями и историей, показать, чем этот край уникален.
В образовательной среде детского сада, в том числе МАДОУ 88 г. Нижнекамск Республики Татарстан, одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Перед тем как привить любовь к стране в целом, необходимо научить ребенка любить место, где живет он и его родные. Сенситивным периодом для формирования любви к малой Родине считается старший дошкольный возраст, так как именно тогда у ребенка начинают развиваться основные сферы личности: умственная, нравственно-волевая и эмоциональная.
Именно в этом возрасте важно окружить ребенка людьми, которые будут для него значимы и станут примером для подражания. Воспитателям необходимо вплотную подойти к организации целенаправленной и систематической деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание происходит в процессе взаимодействия воспитателя и дошкольников. Воспитателю необходимо создать для этого благоприятные условия, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.
Начать изучение родного края стоит с понятных и доступных в этом возрасте методов и приемов обучения. Это поможет дошкольнику наиболее полно воспринять окружающий мир и почувствовать свое место в этом мире.
Нами была проведена исследовательская работа, направленная на реализацию педагогического сопровождения патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования стало МАДОУ 88 г. Нижнекамск Республики Татарстан.
Под наблюдением находилась две группы детей старшего дошкольного возраста, в количестве 44 человека. При этом одна группа, численностью 22 воспитанника стала экспериментальной группой, а вторая, также численностью 22 человека, контрольной.
Сравнение показателей этих групп позволило нам проверить эффективность проведенной работы по патриотическому воспитанию.
Сам эксперимент включал в себя несколько этапов: диагностический, формирующий и контрольный.
Во время диагностического этапа мы провели диагностику обеих групп по методике, предложенной в пособии «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьев, Н.А. Виноградов, Н.В. Микляева).
Диагностику с каждым ребенком проводили в индивидуальном порядке. Респондентам было предложено следующее задание: необходимо было ответить на ряд вопросов, которые помогли нам выявить личностное отношение дошкольников к родному городу, а также их умение связно и последовательно излагать свои мысли и прямо отвечать на поставленный вопрос.
Задание включало в себя следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?
2. Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?
3. Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
4. Что тебе нравится в нашем городе?
5. Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Анализируя ответы на предложенные вопросы, мы выявили три уровня нравственно-патриотического воспитания: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень был определен у малышей, которые демонстрируют положительное отношение к городу и всему, что есть в нем, а также проявляют заботу о семье и дружелюбное отношение.
Средний уровень был диагностирован у дошкольников, которые не могли связно ответить на все предложенные вопросы, но справлялись с ними благодаря дополнительным, наводящим вопросам воспитателя.
Низкий уровень был выявлен у дошкольников, которым тяжело было отвечать на вопросы, они не знали ничего о родном городе и не проявляли заботу к близким.
Согласно проведенной нами диагностике, были получены следующие результаты. В контрольной группе на низком уровне оказались 8 детей, средний уровень показали 10 воспитанников, высокий уровень нравственно-патриотического воспитания показали 4 ребенка.
В экспериментальной группе низкий уровень нравственно-патриотического воспитания был выявлен у 14 дошкольников, средний уровень был обнаружен у 8 воспитанников, высокий уровень выявлен не был.
Мы видим, что в экспериментальной группе уровень нравственно-патриотического воспитания гораздо ниже, чем в контрольной. Это обусловило выборку исследования. Так как показатели были очень низкие, решено было провести работу по педагогическому сопровождению патриотического воспитания в экспериментальной группе.
Во время формирующего этапа нами был разработан комплексная программа по ознакомлению детей с городом Нижнекамск, Республикой Татарстан и Российской Федерацией. Во время внедрения этой программы мы использовали разнообразные методы. Старались всегда поощрять успехи детей, использовали похвалу. Были применены различные методы, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста определенных знаний о родном городе и воспитанию чувства любви к нему.
Авторскую программу мы назвали «Любовь к Родине начинается с малого». В программе мы учитывали, что необходимо вызвать в ребенка восхищение родным городом, что на первый план выходит эмоциональная составляющая. Кроме того, мы ставили перед собой задачу, чтобы дети восхищались не только Нижнекамском, но и людьми, его населяющими, его историей и наследием.
Кроме тем для ознакомления, в программе были обозначены и методы, которые необходимо внедрить в образовательный процесс. Это помогло не только предоставить дошкольникам знания, но и сформировать у них отношение к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, происходящим в родном городе, а также повысить личностную заинтересованность.
Были использованы следующие методы воспитания и обучения: конструирование, экспериментирование, объяснительно-иллюстративный метод, игровые технологии, проблемные задачи и многое другое. На первый план выходили игровые методы, позволяющие в легкой и интересной для детей форме совершенствовать знания об окружающей действительности, об историческом прошлом и современной жизни родного края.
Много внимания мы уделяли знакомству детей с трудом взрослых, что позволило показать, как люди делают город лучше и познакомить воспитанников с трудовой деятельностью. Чтобы познакомить дошкольников с достопримечательностями родного города, мы:
- организовывали экскурсии и прогулки (в парк и к памятникам, посетили музей города);
- наблюдения (наблюдали за изменениями, которые происходили с городом, по старым и современным фотографиям и видеозаписям);
- рассказ (который зачастую сопровождал наблюдения детей);
- беседы о городе, достопримечательностях, выдающихся людях города;
- чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, показ репродукций картин;
- разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, загадок;
- рисование, создание аппликаций на тематику, посвященную городу, а также выставка работ и поделок дошкольников.
Кроме того, была организована обширная работа с родителями: проводились круглые столы, лекции, родительские
собрания, индивидуальные беседы. Все это было сделано, потому что, на наш взгляд, исключительно силами дошкольного учреждения патриотизм в полной мере воспитать нельзя. Необходимо тесное сотрудничество детского сада с родителями и учреждениями города.
После апробации программы, чтобы проверить была ли она эффективна, мы вновь провели диагностику детей, используя при этом ту же методику, что и на первом этапе исследования. Результаты контрольной группы остались без изменения, а вот в экспериментальной группе показатели качественно изменились. Так, на контрольном этапе в экспериментальной группе остался всего один дошкольник с низким уровнем нравственно-патриотического воспитания (на наш взгляд, это связано с тем, что сам ребенок малоактивен, не проявляет интереса к обучению, замкнут, с трудом идет на контакт не только с воспитателем, но и со сверстниками; семья у ребенка неблагополучная), средний уровень продемонстрировали 10 воспитанников, а высокий уровень был выявлен у 11 дошкольников.
Все это позволило сделать вывод о том, что проведенная нами работа была успешной. Показатели свидетельствуют, что уровень патриотического воспитания детей существенно повысился.
Выводы. Человек должен знать город, в котором родился, и его историю. Уже в дошкольном возрасте необходимо начать работу по патриотическому воспитанию, показать, что город, в котором живут дети, уникален и неповторим, познакомить с достопримечательностями и традициями, с памятниками и выдающимися людьми.
Кроме всего прочего, детям необходимо рассказать о долге перед Родиной, о трудовом подвиге и проч. Любовь к Родине вырастает из любви к месту, в котором они растут. В старшем дошкольном возрасте необходимо начать процесс формирования нравственно-патриотического самосознания.
Патриотизм относительно дошкольного детства рассматривается, как стремление детей участвовать в делах на благо места и окружающих людей, а также наличие у них таких личностных качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста удастся эффективно сделать при соблюдении следующих условий:
- включение в обучение дошкольников материала о родном крае;
- решения задач патриотического воспитания средствами краеведческих материалов;
- выстраивание обучение от более простых, близких дошкольнику форм работы, к постепенному усложнению, к знакомству с культурно-историческими фактами;
- формирование личностного отношения к событиям истории, достопримечательностям, культуре родного края;
- создание условий для активного приобщения дошкольников к социальной действительности, что позволит повысить их личную заинтересованность в том, что происходит вокруг;
- осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении дошкольников к культурно-историческим ценностям;
- использование при этом интересных для детей видов деятельности (игра, рисование, экспериментирование и т.д.);
- участие с дошкольниками в городских праздниках;
- создание в детском саду особой развивающей среды, способствующей приобщению к культуре (например, добавление элементов народной культуры: кукольный театр, куклы в национальных костюмах, предметы русского быта и др.);
- организация работы с родителями;
- создание оптимальных условий, в которых каждый дошкольник сможет самовыражаться, использовать индивидуальных подход к каждому ребенку.
Литература:
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ. 2015. - 256 с.
2. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н.Ф. Андреева // Управление ДОУ. -2005. - №1. - С. 16-24.
3. Гладкова, Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / Ю. Гладкова // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 28.
5. Жордочкина, И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине / И.В. Жордочкина // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых / под ред. Д.Н. Дубининой. - Минск: БГПУ им. М. Танка. 2010. - С. 69-70.
6. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М: Мозаика. - Синтез. - 2010. - С. 111.
7. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет / Н.Г. Комратова. - М.: Владос. - 2017. - 125 с.
8. Конкевич, С.В. Информационно-деловое оснащение. Праздничные даты. День Матери / С.В. Конкевич. - М.: Детство-Пресс. - 2017. - С. 97.
9. Лосева, А.Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город / А.Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 3. -С. 90-94.
10. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Цветкова Т.В. - М.: ТЦ Сфера. -2010. - С. 78.
11. Моя страна: возрождение национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников / сост. Натарова В. И. - Воронеж: Учитель. - 2005. - С. 67.
12. Перепелкина, А.В. Нравственное-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект / А.В. Перепелкина. - ФГОС Волгоград: Учитель. - 2019. - С. 98.
Педагогика
УДК 378.146
преподаватель Павлык Есения Александровна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань);
преподаватель Костерина Наталья Михайловна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); старший преподаватель Афанасьева Ирина Федоровна Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье авторы рассматривают особенности обучения лексике английского языка курсантов военного авиационного вуза. Описываются главные трудности процесса усвоения, узнавания и употребления в речи лексических единиц активного и пассивного словарного запаса обучающимися. Приводятся примеры эффективных приёмов, форм работы и видов упражнений, способствующих формированию продуктивных и рецептивных лексических навыков у курсантов в рамках речевых ситуаций профессионального общения. Предлагается алгоритм работы над языковым материалом по теме «Организация Военно-Воздушных сил США». Рассматривается взаимосвязь говорения, как вида речевой деятельности, и процесса формирования лексических навыков у обучающихся.
Ключевые слова: иноязычная лексика, лексические единицы, активный словарь, пассивный словарь, лексические упражнения, говорение.
Annotation. In the article, the authors consider the peculiarities of teaching English vocabulary to cadets of a military air force school. The main difficulties of assimilation, recognition and use of lexical units of active and passive vocabulary by cadets in the process of learning a foreign language are described. Examples of techniques, forms of work and types of exercises that contribute to the development of productive and receptive lexical skills among cadets in the framework of speech situations of professional communication are given. The algorithm of work on the language material to the topic "Organization of the US Air Force" is proposed. The interrelation of speaking as a type of speech activity and the process of development of lexical skills is considered.
Key words: foreign language vocabulary, lexical units, active vocabulary, passive vocabulary, vocabulary exercises, speaking.
Введение. Одно из условий успешного общения на иностранном языке - качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения дисциплины «Иностранный язык» в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани. Большие разрывы между семестрами вследствие лётной практики, а также нерегулярность практических занятий в течение всего учебного года мешают полноценному закреплению навыков владения лексикой в необходимом объеме. Таким образом, возникает необходимость поиска наиболее эффективных приёмов и форм обучения, способствующих формированию продуктивных и рецептивных лексических навыков у курсантов в рамках речевых ситуаций профессионального общения.
Изложение основного материала статьи. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета) курсанты должны владеть приемами ознакомительного и изучающего чтения по широкому и узкому профилю специальности; приемами самостоятельной работы по изучению языка с использованием словарно-справочной и учебно-методической литературы [6]. Невозможно создать прочную языковую базу у будущих военных авиационных специалистов без усвоения ими базового лексического минимума в объеме 2000 единиц, отражающего основные профессиональные речевые ситуации. Зачастую приемы работы со словарным запасом сводятся к механическому «зазубриванию», именно поэтому преподаватели кафедры иностранных языков филиала пытаются найти и апробировать на практике эффективные приемы введения, закрепления лексического материала и контроля его усвоения курсантами.