Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД СЛОБОДСКОЙ»'

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД СЛОБОДСКОЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЭТАПЫ ПРОЕКТА / МАЛАЯ РОДИНА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахтусова Ирина Леонидовна, Вахрушева Людмила Николаевна

В настоящий момент многие дошкольные учреждения страны обращают внимание на приобщение детей старшего дошкольного возраста к отеческому наследию, благодаря чему у ребенка воспитываются такие качества личности как любовь и уважение к своей малой родине, гордость за то место, в котором он живет. Чем содержательнее, глубже и полнее будут для детей полученные знания о родном городе, его достопримечательностях, истории и традициях, знаменитых земляках, тем действенным окажется решение задач патриотического воспитания дошкольников. В статье рассматривается практическая возможность использования проекта о родном городе с детьми 5-6 лет, описаны этапы реализации проекта, представлен перспективный план совместной деятельности воспитателя и детей в различных видах детской деятельности, выявлена динамика развития представлений о малой родине после реализации проекта. Данный опыт работы может быть использован в работе дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахтусова Ирина Леонидовна, Вахрушева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT HOMETOWN IN 5-6 YEARS CHILDREN IN THE PROCESS OF REALIZATION THE PROJECT "MY NATIVE TOWN SLOBODSKOY"

Nowadays many preschool institutions of the country pay attention to the introduction of older preschool children to the paternal heritage, thanks to which the child develops such personal qualities as love and respect for his homeland, pride for the place where he lives. The more meaningful, deeper and more complete the knowledge about the native city, its sights, history and traditions and famous countrymen will be for children, the more effective will be the solution of the problems of patriotic education of preschoolers. The article considers the practical possibility of using the project about the native town with 5-6 years old children, describes the stages of the project realization, presents a long-term plan for joint activities of the teacher and children in various types of children's activities, reveals the dynamics of the development of ideas about the homeland after the project realization. This work experience can be used in the work of preschool institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД СЛОБОДСКОЙ»»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринск, Россия, e-mail: julolar@gmail.com, ORCID: 0000-0003-4529-931X.

Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-4952-8247.

Д.Е. Андреев, студент 3 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Yu.V. Olar, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: julolar@gmail.com, ORCID: 0000-0003-4529-931X.

T.V. Khilchenko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-4952-8247.

D.Ye. Andreev, 3rd year Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University.

УДК 373.2 DOI 10.52772/25420291_2021_2_142

Ирина Леонидовна Пахтусова, Людмила Николаевна Вахрушева

г. Киров

Развитие представлений о малой Родине у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта «Мой родной город Слободской»

В настоящий момент многие дошкольные учреждения страны обращают внимание на приобщение детей старшего дошкольного возраста к отеческому наследию, благодаря чему у ребенка воспитываются такие качества личности как любовь и уважение к своей малой родине, гордость за то место, в котором он живет. Чем содержательнее, глубже и полнее будут для детей полученные знания о родном городе, его достопримечательностях, истории и традициях, знаменитых земляках, тем действенным окажется решение задач патриотического воспитания дошкольников.

В статье рассматривается практическая возможность использования проекта о родном городе с детьми 5-6 лет, описаны этапы реализации проекта, представлен перспективный план совместной деятельности воспитателя и детей в различных видах детской деятельности, выявлена динамика развития представлений о малой родине после реализации проекта. Данный опыт работы может быть использован в работе дошкольных учреждений.

Ключевые слова: проект, этапы проекта, малая родина, представления, перспективный план, динамика.

Irina Leonidovna Pakhtusova, Ludmila Nikolaevna Vakhrusheva

Kirov

The development of ideas about Hometown in 5-6 years children in the process of realization the project "My native town Slobodskoy"

Nowadays many preschool institutions of the country pay attention to the introduction of older preschool children to the paternal heritage, thanks to which the child develops such personal qualities as love and respect for his homeland, pride for the place where he lives. The more meaningful, deeper and more complete the knowledge about the native city, its sights, history and traditions and famous countrymen will be for children, the more effective will be the solution of the problems of patriotic education of preschoolers.

The article considers the practical possibility of using the project about the native town with 5-6 years old children, describes the stages of the project realization, presents a long-term plan for joint activities of the teacher and children in various types of children's activities, reveals the dynamics of the development of ideas about the homeland after the project realization. This work experience can be used in the work of preschool institutions.

Keywords: project, project stages, homeland, ideas, long-term plan, dynamics.

В современной России за последнее десятилетие остро обозначилась проблема отрицательного отношения молодого поколения к своей стране и отсутствия патриотизма, что подтверждается, проводимыми в стране, разнообразными социологическими опросами. По этой причине внимание государства обратилось на воспитание у детей и

молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности. Такая идея приобрела государственное значение в рамках национального проекта «Образование» и с 1 января 2021 года в стране начала реализацию государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы», которая была

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021

утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 (с изменениями на 30 марта 2020 года). Цель - на основе духовных и нравственных ценностей народов России воспитать гармонично развитую и социально-ответственную личность [1].

Развитие представлений у детей о малой Родине должно начинаться в младшем дошкольном возрасте со знакомства с ближайшим окружением, но именно с 5 лет можно реализовывать задачи по патриотическому воспитанию. Так как формирование представлений расширяются постепенно, то система обобщенных знаний о родном крае может сложиться в единую картину лишь к концу старшего дошкольного возраста. В старшей группе, в отличие от младшей, дети могут овладевать такими характерными особенностями, как нравственная оценка, суждения, а также интерес познавательного характера к окружающей действительности. С.В. Слепенькина указывает на то, что именно психологические предпосылки детей 5-6 лет, такие как внимательность, восприимчивость, умение выстраивать логические выводы, эмоциональность и отзывчивость, способствуют усвоению знаний и представлений о малой Родине [4, С.42]. Без любви и уважения к своему родному городу нельзя вырастить гражданина своей страны: активного, уважающего окружающих и свою страну, самостоятельного в принятии решений.

Современные тенденции дошкольного образования приводят к тому, что в дошкольных учреждениях активно продвигают в работе использование инновационных технологий. Поэтому одной из главных задач воспитателя является выбор эффективных методов и форм организации работы с дошкольниками, которые наиболее благоприятно способствуют патриотическому воспитанию. Одним из таких методов может быть использование в воспитательно-образовательном процессе разнообразных проектов. О перспективности создания и реализации проектов по развитию у детей дошкольного возраста представлений о малой родине в детском саду свидетельствуют исследования

Н.А. Федоровой, которая отмечает, что дети получают во время исследовательской, совместной деятельности новые факты и знания о родном городе, его истории, учатся наблюдать и анализировать, делают выводы, сравнения и обобщения [5, С.28].

В процессе совместной деятельности у детей развивается познавательный интерес и любовь к своей малой Родине, формируется чувство гордости за тех людей, которые прославили родное место, а так же наблюдается объединение всех участников процесса, что приводят к установлению более тесных отношений в семье и группе. Так как ознакомление дошкольников с родным городом процесс сложный и долгий по времени,

то он не может проводится от случая к случаю, а должен содержать закрепление полученных знаний в различных видах детской деятельности.

Актуальность работы заключается в том, что дети 5-6 лет на сегодняшний момент могут назвать достаточно много стран и рассказать о них, а вот, рассказать о своем родном городе или стране, чаще всего затрудняются. Также формирование полноценной личности ребенка, который бережно относится к своей малой Родине, невозможно без знакомства с ее культурой и историей, знаменитых людях и достопримечательностями. Эффективным средством развития представлений о малой родине может стать реализация проекта о родном городе, который мы назвали «Мой родной город Слободской».

Для развития представлений о малой родине у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов:

I этап - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в выявлении первоначального уровня развития представлений о малой Родине у детей 5-6 лет.

II этап - формирующий эксперимент. Целью данного эксперимента являлась организация работы по развитию представлений о малой родине у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта «Мой родной город Слободской».

III этап - контрольный эксперимент. Цель данного эксперимента заключалась в выявлении динамики уровня развития представлений о малой родине у детей 5-6 лет и целесообразности использования разработанного проекта.

Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка - детский сад «Золотой петушок». Для экспериментального исследования были выбраны 2 старшие группы, в каждой группе было по 20 детей 5-6 лет, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Контрольная и экспериментальная группы были созданы с целью определения уровня развития представлений о малой родине у детей 5-6 лет и последующего сравнения полученных результатов на этапе контрольного эксперимента.

Для определения первоначального уровня представлений о малой родине у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группе нами была разработана беседа «Моя малая родина», которая была составлена на основе бесед Л. Д. Вавиловой, Т.А. Шорыгиной и содержала вопросы на выявление представлений о малой родине у детей 5-6 лет [2; 6]. Так же нами была выбрана методика «Знание родного города» (автор Т.Г. Кобзева) [3, С.16]. По результатам проведения двух диагностических методик мы выявили общий уровень представлений о малой родине у

детей 5-6 лет, который показал, что у детей в экспериментальной группе высокий уровень развития представлений 20%, средний уровень - 45%, низкий уровень - 35%. В контрольной группе получились такие же результаты: высокий уровень развития представлений у 20% детей, средний уровень у 45% детей, низкий уровень у 35% детей. В обеих группах преобладал низкий и средний уровень представлений о малой родине, что стало основанием для проведения формирующего этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован проект «Мой родной город Слободской», который состоял из трех этапов:

1 этап - подготовительный (погружение в проект). На данном этапе проекта нами была запланирована и проведена беседа с детьми о городе Слободском, целью которой являлось выявление знаний детей о родном городе, достопримечательностей города, его гербе. Так же нами была определена тема и проблема (Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?) проекта, составлен его план реализации, поставлены цели и задачи; подобрана методическая и художественная литература, написаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, а так же проведена работа с родителями в ходе которой было рассказано о проекте, а так же ожидаемых результатах.

2 этап - основной (осуществление деятельности). На основном этапе проекта нами был разработан перспективный план работы по проекту «Мой родной город Слободской», который включал в себя различные виды детской деятельности в режимные моменты. Отметим некоторые из них:

- рассматривание иллюстраций города Слободского, его достопримечательностей герба города;

- работа с раскрасками: герб, колокольня, достопримечательности родного города;

- экскурсии «Улицы города», «Колокольня»;

- беседы «Знаменитые слобожане», «Что я узнал о городе Слободском»;

- развивающие игры и упражнения: складывание пазлов «Мой город Слободской», «Что на фотографии?», «Узнай по описанию», «Улицы города», «Найди герб города» и др.;

- продуктивная деятельность: рисование «Колокольня», «Дом в котором я живу», аппликация «Улица города»;

- НОД «История города Слободского», «Улица Советская», «Достопримечательности города Слободского», «Известные земляки нашего города»;

- конструирование «Колокольня», «Мой дом».

3 этап -заключительный.

Содержание работы: подведение итогов проекта. На данном этапе нами было запланировано

проведение викторины «Все о тебе, мой Слободской», оформление альбома «Вот моя улица, вот и мой дом», а так же обобщение полученных результатов с детьми.

Остановимся более подробно на одном из мероприятий каждого этапа проекта. На первом этапе проекта проходила вводная беседа.

Беседа «О городе Слободском».

В ходе данной беседы происходило введение детей в ход проекта через проблемную ситуацию «Что мы знаем о городе Слободском? Что хотим узнать?», чтобы данная ситуация послужила мотивацией для детей в дальнейшем.

Воспитатель заходит в группу с картой Кировской области в руках и говорит.

«Ребята, посмотрите на карту нашей Кировской области, какая же большая наша область и как много в ней городов. Среди них есть и наш город. Как он называется? Ответы детей. Правильно, Слободской. Давайте его найдем на карте. Ищем, находим. Рядом какие есть города? Киров, Белая Холуница, Юрья. Оказывается, ребята у каждого города есть свой герб и гимн. Хотите узнать о них побольше?» (Вывешивается карта Кировской области на мольберт). С детьми был диалог о символике города, дети говорили о том, что они знают о гербе и гимне города. Все дети очень хотели узнать историю происхождения этих символов, почему именно это изображено на гербе города. Хочется отметить, что никто из детей ничего не знал о гимне города. А что было бы, если бы не было у города герба? Или они были бы одинаковые? (Дети называли различные версии того, что могло бы быть. Но большинство детей сказало о том, что «тогда бы мы не знали, в каком городе живем и все бы запутались»).

Рассмотрев герб города, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов, изображённых на гербах. Во время беседы мальчикам очень понравился рассказ о происхождении герба, Тимур Ж. сказал «у меня тоже дома есть щит и на нем тоже нарисован какой-то интересный предмет». Мы предложили на следующий день Тимуру принести фото или сам герб в группу, где мы бы его рассмотрели. После обсуждения истории происхождения герба, мы с детьми посмотрели познавательный мультфильм о том, какие бывают гербы и что на них может быть изображено. После просмотра мультфильма с детьми сделали вывод о том, что с помощью гербов можно узнать особенности истории и природы города.

Познакомились с гимном нашего города, дети были внимательны и после прослушивания сказали, что это интересная и особенная песня. В заключении мы спросили ребят, хотелось бы им еще что-то узнать о родном городе и как это можно сделать? (Все ребята хотели узнать о городе Слободском и сделали предположение, что это можно сделать прочитав книги, спросить у родителей или

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 144_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

бабушек и дедушек. Так же мы предложили детям принести из дома в группу иллюстрации, книги, фотографии о городе. Хочется отметить, что все дети и родители приняли активное участие в оформлении патриотического уголка: семья Любы Г. принесли книги о городе Слободском, Саши Я. старинные фотографии города, Тимофея Ф. и Кирилла Ф. символику города, а так же макет Ми-хайло-Архангельской церкви и др. предметы. Так же заметим, что после проведенной беседы на следующий день Тимур Ж. принес герб семьи, который был рассмотрен со всеми детьми во второй половине дня, а так же пришел папа Тимура и рассказал о его происхождении.

На втором этапе проекта нами был реализован план совместной деятельности воспитателя с детьми, с некоторыми из них мы предлагаем ознакомится.

Большая часть совместной работы с детьми проходила вне занятий. Нами были запланированы: экскурсии, беседы, рассматривание фотографий с видами родного города, слушание музыки слободских композиторов, поисковая работа, дидактические игры и упражнения и др. - это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.

Так же нами были запланированы две целевые прогулки «Улицы города», где мы познакомили детей с близлежайшими улицами около детского сада, а так же «Колокольня», где мы познакомили детей с основной достопримечательностью города колокольней. В процессе прогулки мы закрепили с детьми адрес детского сада, а так же названия улиц Рабочая, Октябрьская, Мира, Бабушкина и др., а так же почему улицы так называются. В процессе экскурсии дети выдвигали свои версии названий улиц, так Юля Д. предположила, что улица Мира называется так потому, что на ней все мирились, а Артем У., что улицу Октябрьскую назвали в честь месяца октября, в чем немного оказался прав. Заметим, что некоторые улицы детям были знакомы, так как дети живут на них, тем самым мы так же закрепили знание домашнего адреса детей. Так же мы обращали внимание на соблюдение правил дорожного движения. Оля К., Егор Н., Кирилл Ф. рассказали о тех улицах на которых живут, что им о них рассказывали родители. Все дети в процессе экскурсии называли улицы, на которых они живут, было заметно, что детям данная экскурсия понравилась.

На заключительном этапе проекта нами было запланировано проведение викторины «Все о тебе, мой Слободской» с участием родителей, а так же создание альбома «Вот моя улица, вот и мой дом».

В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, наша викторина состоялась, но без участия родителей. Целью викторины было закрепление ранее полученных знаний о родном городе у детей 5-6 лет посредством разнообразных заданий. Мы

считаем, что организационный момент был удачно подобран, что позволило сосредоточить внимание ребят и вызвать интерес к дальнейшей деятельности, настроить на дальнейшую работу. Все предложенные вопросы и задания нами были подобраны с учетом ранее полученных знаний и возможностей детей, чтобы все могли принять участие в викторине. Если вопросы вызывали затруднения, то мы помогали наводящими вопросами, либо обращались за помощью к другим детям. Все ответы детей были на достаточно высоком уровне, было заметно, что дети многое могут рассказать о своем родном городе.

Дети достаточно активно работали на протяжении всей викторины, с удовольствием выполняли все задания. Более активными были Тимур Ж., Саша Я., Люба Г., Даша С., которые практически на все вопросы давали правильные ответы. Все дети сотрудничали между собой, активно обсуждали задания, обменивались мнениями при ответе на вопросы. В конце викторины все дети получили магнитики с изображением достопримечательностями города Слободского.

Так же по окончании реализации проекта нами совместно с детьми был оформлен альбом «Вот моя улица, вот и мой дом», где дети рассказывали о своем доме, улице, рассказ сопровождался фотографией. Это задание дано было домой, где совместно с родителями дети узнавали историю своей улицы, дома, оформляли свои знания в рассказ, при этом отметим рассказы Веры У., Ромы Ч., которые включили в свои рассказы занимательные истории из жизни дома.

Второй задачей формирующего эксперимента было разработать и апробировать конспекты занятий о городе Слободском, в соответствии с которыми будут проводиться фронтальные занятия. Нами были разработаны и апробированы в процессе реализации проекта конспекты занятий о городе Слободском: НОД «История города Слободского», «Улица Советская», «Достопримечательности города Слободского», «Известные земляки нашего города». Остановимся на одном из серии занятий -НОД «История города Слободского». Целью нашего занятия было знакомство детей с историей города Слободского. Отметим, что ранее дети не были знакомы с историей нашего города.

Занятие началось с того, что мы вспомнили о гербе и гимне нашего города, как он называется. Большинство детей узнали герб города, и назвали что на нем изображено. Яна О. и Юля Д. рассказали о гимне города. Затем мы рассказали о возникновении города, его особенностях. Дошкольники узнали о том, как был основан наш город, как он раньше назывался, а так же, о важных событиях которые проходили в нашем городе. В течении занятия дети были активны, задавали вопросы. Например Даша С. спросила «Что случилось с деревянной стеной?», Егор Н. «Где была располо-

жена такая стена», а Анастасия Т. «Где теперь первый банк?». На все вопросы детей мы отвечали подробно, а так же предложили вечером задать эти вопросы мама и папам.

По завершению работы над проектом нами был проведен контрольный этап эксперимента, который проходил в логике констатирующего. Результаты повторной диагностики показали значительную динамику в развитии представлений о малой родине у детей 5-6 лет в экспериментальной группе: на 40% повысился высокий уровень развития представлений о малой родине и составил 60%; на 5% уменьшился средний уровень и составил 40. % до 55%; на 35% уменьшился низкий уровень и составил 0%; у всех детей можно наблюдать положительную динамику. Поэтому мы можем отметить, что развитие представлений о малой родине у детей 5-6 лет в процессе реали-

зации проекта «Мой родной город Слободской» возможно при следующих условиях:

- если будут соблюдены все этапы реализации проекта с детьми 5-6 лет, а предлагаемый материал о городе Слободском будет закрепляться в различных видах детской деятельности.

- будут разработаны и апробированы конспекты занятий о городе Слободском, в соответствии с которыми будут проводиться фронтальные занятия.

Исходя из полученных результатов мы можем утверждать, что реализация проекта «Мой родной город Слободской» способствует развитию представлений о малой родине у детей 5 -6 лет и целесообразно использовать в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление от 30 декабря 2015 года N 1493 : с изменениями на 30 марта 2020 года . - URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 15.01.2021). -Текст : электронный.

2. Вавилова, Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми 4-6 лет : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.Д. Вавилова. - Санкт-Петербург, 1993. - 252 с. -Текст : непосредственный.

3. Кобзева, Т.Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Г. Кобзева. - Волгоград, 2008. - 23 с. - Текст : непосредственный.

4. Слепенькина, С.В. Реализация регионального компонента в детском саду / С.В. Слепенькина, Е.И. Котельникова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., 2016. - С. 42-43. - Текст : непосредственный.

5. Федорова, Н.А. Проект, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста /

H.А.Федорова. - Волгоград : Учитель, 2019. - 104 с. - Текст : непосредственный.

6. Шорыгина, Т.А. Общительные сказки. Социально-нравственное воспитание / Т.А. Шорыгина. - Москва : Книголюб, 2006. - 80 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

I. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody»: post-anovlenie Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacija ot 30 dekabrja 2015 goda N 1493: s izmenenijami na 30 marta 2020 goda [On the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (Accessed 15.01.2021).

2. Vavilova L.D. Pedagogicheskie uslovija priobshhenija doshkol'nikov k nacional'noj kul'ture v detskih sadah Respubliki Komi 4-6 let. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for introducing preschoolers to the national culture in kindergartens of the Komi Republic 4-6 years old. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Sankt-Peterburg, 1993. 252 p.

3. Kobzeva T.G. Razvitie interesa k poznaniju istorii i kul'tury rodnogo kraja v proektnoj dejatel'nosti u detej 5-7 let. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of interest in learning the history and culture of the native land in project activities among children 5-7 years old. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Volgograd, 2008. 23 p.

4. Slepen'kina S.V., Kotel'nikova E.I. Realizacija regional'nogo komponenta v detskom sadu [Realization of the regional component in kindergarten]. Sovremennye problemy i perspektivy razvitija pedagogiki i psihologii: sb. materialov X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2016 [Modern problems and prospects for the development of pedagogy and psychology], pp. 42-43.

5. Fedorova N.A. Proekt, kak sredstvo patrioticheskogo vospitanija detej starshego doshkol'nogo vozrasta [A project as a means of patriotic education of senior preschool children]. Volgograd: Uchitel', 2019. 104 p.

6. Shorygina T.A. Obshhitel'nye skazki. Social'no-nravstvennoe vospitanie [Sociable tales. Social and moral education]. Moscow: Knigoljub, 2006. 80 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 146_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Л. Пахтусова, студентка по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: Upuha_pahtusoba@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9132-0613.

Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11524@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-3062-1951.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.L. Pakhtusova, Student, field of training 44.03.05 Pedagogical education (profile "Preschool education"), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: Upuha_pahtusoba@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9132-0613.

L.N. Vakhrusheva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11524@vyatsu.ru, ORCID: 0000-00033062-1951.

УДК 378.1 DOI 10.52772/25420291_2021_2_147

Марина Петровна Пушкарева, Данияр Кулсахатович Кулсахатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Шадринск

Nursery Rhymes как средство формирования лексических навыков обучающихся

на младшем этапе

В статье рассматриваются лингвометодические возможности использования nursery rhymes в качестве средства формирования лексических навыков обучающихся на младшем этапе. Основные акценты сделаны авторами на ключевых психолого-педагогических особенностях учащихся младшего школьного возраста; специфике, достоинствах аутентичного песенного материала в сравнении с другими средствами формирования лексических навыков, а также содержательной характеристике nursery rhymes как одного из видов аутентичного песенного материала. Мы также детально останавливаемся на критериях отбора nursery rhymes с целью использования их именно в процессе формирования лексических навыков, даем методические рекомендации, способствующие эффективности вышеуказанного процесса, а в заключительной части статьи приводим конкретные упражнения, разработанные нами в качестве примера работы с nursery rhymes c целью формирования лексических навыков у обучающихся младшего звена.

Ключевые слова: младший этап, формирование лексических навыков, nursery rhymes.

Marina Petrovna Pushkareva, Daniyar Kulsakhatovich Kulsakhatov

Shadrinsk

Nursery Rhymes as a Means of Forming of Lexical Skills of Students at an Early Stage

The article describes the linguo-didactic possibilities of using nursery rhymes as a means of forming of lexical skills of students at an early stage. The main emphasis is made on the basic psychological and pedagogical features of students at an early stage; the advantages of authentic songs compared to other means of forming of lexical skills, and the detailed characterization of nursery rhymes as one of the types of authentic song material. The authors also speak about the criteria for the selection of nursery rhymes in order to use them in the process of forming of lexical skills, give definite guidelines that contribute to the effectiveness of the process, mentioned above; the final part of the article provides some exercises, looked upon as a perfect example of working with nursery rhymes with the aim of forming of lexical skills of students at an early stage.

Keywords: students at an early stage, forming of lexical skills, nursery rhymes.

XXI век по праву может считаться веком глобализации, модернизации и информатизации общества в целом и различных сфер нашей жизни в частности, в том числе и образования. В целом, суть модернизации современного образования состоит не в кардинальном изменении содержания предметов, подлежащих изучению, а, скорее, в определенной оптимизации методик преподавания последних. В данном случае речь идет об активизации деятельности обучающихся по ходу процесса обучения, а также о как можно более максимальном приближении тем, предложенных к обучению, к реальной жизни. Абсолютно правомерным, необ-

ходимым и логичным процессом, на наш взгляд, является постоянный поиск новых методов, форм и приемов, используемых в ходе изучения различных дисциплин. Мы также полагаем, что полноценное и адекватное проявление индивидуальных и личностных качеств, выбор ценностных ориентиров являются практически невозможными в условиях абсолютного невладения как минимум одним иностранным языком, не говоря уже о высоком уровне владения собственным.

Исходя из вышесказанного, абсолютно логичным представляется тот факт, что большинство современных тенденций, имеющих своей основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.