УДК 373.21
Власова Е.Э.
студент 4 курса ИНПО, г. Абакан, РФ
Научный руководитель: Султанбаева К. И.
доцент, доктор педагогических наук ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования
г. Абакан, РФ
ЭКСКУРСИЯ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Актуальность настоящей работы заключается в том, что воспитание патриотических чувств стало глобальным вопросом воспитания подрастающего поколения. Патриотизм для ребёнка дошкольного возраста начинается формирование любви к семье, к родным местам, где родился и живёт ребёнок. Базовый этап формирования у детей любви к родине дает накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. Проблема исследования заключается в необходимости воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста как составляющей нравственного воспитания в целом с использованием доступных педагогических средств. Одним из таких средств выступает экскурсия по родному городу.
Цель исследования: теоретически изучить и выявить педагогические условия воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий по родному городу.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Раскрыть сущность и содержание понятий: патриотическое воспитание, воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
3) Охарактеризовать методы и средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4) Определить особенности воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
5) Выявить уровень воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и дать обобщающий анализ результатов исследования.
6) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экскурсий по родному городу как средства воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экскурсия по родному городу как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
Патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание, малая Родина, город Черногорск, достопримечательности Черногорска, дети старшего дошкольного возраста.
Воспитание патриотических чувств у детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Патриотические чувства многогранны по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножать богатство своей страны.
Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство - «это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего мира» [4, с. 147].
Процесс воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста начинается с воспитания эмоциональной отзывчивости детей, ценностных представлений о доме, семье и своем крае, мотивации к свершению позитивных поступков и социально одобряемого нравственного поведения.
Важным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является экскурсия по родному городу. Благодаря экскурсиям дошкольники имеют представление о малой родине. Если экскурсии проводятся в игровой и увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, меньше утомляются, легко усваивают материал, а главное, каждое путешествие для ребенка оказывается маленьким открытием достопримечательностей родного города. После экскурсии дошкольники делятся впечатлениями. Экскурсии по родному городу способствуют развитию познавательного интереса у детей к родине и формируют представления о ней. Исходя из такого понимания функций экскурсии, мы провели опытно-экспериментальную работу, целью которой являлась проверка эффективности использования экскурсии по родному городу как средства воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. При этом проверяли выдвинутые положения гипотезы о том, что экскурсии по родному городу будут эффективным средством воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, если проводится предварительная работа по ознакомлению с родным городом, и такая работа строится с участием родителей в тесном взаимодействии с музеем.
Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад «Радуга» города Черногорска с участием 25 детей старшего дошкольного возраста в период с сентября по декабрь 2021 года.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявляли уровни развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при помощи наблюдения и диагностических заданий: беседа и экспериментальная ситуация (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская); трудовые поручения (автор Н.В. Алешина), направленные на изучение когнитивного компонента патриотического воспитания.
Анализ полученных результатов показал, что дети могут правильно назвать страну, в которой они живут и свой домашний адрес. На некоторые вопросы затруднялись правильно ответить.
Низкий уровень проявления когнитивного компонента патриотизма имеют 20% (5 детей), средний уровень - 56% (14 детей), высокий уровень - 24% (6 детей).
В экспериментальной ситуации, когда детям предлагалось рассмотреть иллюстрации и фотографии по прошлому и настоящему России, рассказать, что на них нарисовано и высказать свое отношение к изображенному, большинство детей справились с этим заданием. Они узнавали исторические события нашей Родины (при помощи наводящих вопросов взрослого), не многие проявляли положительные эмоции к ним.
Низкий уровень эмоционального компонента патриотизма имеют 20% (6 детей), средний уровень -56% (14 детей), высокий уровень - 24% (6 детей). Итак, преобладает средний уровень эмоционального отношения детей к историческим событиям родной страны.
Поведенческий компонент выявляли при помощи метода трудовых поручений. На начальном этапе работы средний уровень поведенческого компонента патриотизма зафиксирован у большинства детей. Но не все дети выполнили до конца все три трудовых поручения.
На основании результатов констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста патриотические представления и чувства сформированы не в полной мере по компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. В исследуемой группе детей преобладает средний уровень развития патриотических чувств. Яркими проявлениями которого считаем:
неполные представления и понятия ребенка о названии страны, своем адресе; о достопримечательностях родного края, города; о флаге, гербе; природных богатствах Хакасии, ее природно-климатических зонах, ландшафтах; неготовность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду и др.
Формирующий этап исследования проводился с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной программе, включившей обязательное проведение экскурсий по родному городу, к достопримечательным местам: музей истории г. Черногорска; мемориалу воинам, павшим во время Великой Отечественной Войны; памятнику Веры Арсеньевны Баландиной - основательницы города Черногорска; в процессе подготовительной работы с детьми проведены беседы по безопасному поведению на дороге, привлечены родители по желанию, а также заранее прописали маршрут и тему экскурсии с небольшим отдыхом и игровыми развлечениями.
В ходе формирующего этапа работы с детьми мы отметили, что экскурсии расширяют и закрепляют знания детей о родном городе, развивают чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к нему, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Проведенная работа подтвердила гипотезу о том, что экскурсии по родному городу являются эффективным методом воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при условиях, если в эту работу вовлечены родители и есть взаимодействие с музеем, а также системная работа педагогов ДОУ. Список использованной литературы:
1. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов / Алексеева О., Петропавловская Л. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 39-42.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Мухлыгина, Т. С. Патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина / Т. С. Мухлыгина // Сборник научно-методических статей «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы». - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. - 2016. - С.36-41.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 3 / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смоль, А. И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - 640 с.
5. Султанбаева К.И. Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «хакасский осударственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2021. -72с.
© Власова Е.Э., 2022
УДК 373.24
Вуколова О.Ф., Питель С.Т., Титова А.Д.,
преподаватели ГАПОУ МО «МПК» г. Мурманск, РФ
РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольника. В статье рассмотрены ведущие и