Научная статья на тему 'Развитие нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций'

Развитие нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Дрыгинкина В.А.

В настоящее время российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится на стадии реформирования. В значительной степени это относится к регулированию учета основных средств. В статье анализируется современная нормативная система регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций. Авторами исследуются возможные изменения данной системы, основанные на планах Минфина России. При этом в статье отдельно анализируется ожидаемое развитие систем нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств организаций негосударственного сектора и сектора государственного управления, а также взаимосвязь указанных систем с системами Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО С). В итоге в статье делается общий вывод о дальнейшем развитии нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Дрыгинкина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций»

Проблемы учета

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Т. Ю. ДРУЖИЛОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета

Э. С. ДРУЖИЛОВСКАЯ, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита В. А. ДРЫГИНКИНА, студентка

Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

В настоящее время Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрены следующие группы документов в области нормативного регулирования бухгалтерского учета (в том числе основных средств некоммерческих и коммерческих организаций):

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Вместе с тем на сегодняшний день нормативные документы, имеющие статус федеральных стандартов, пока отсутствуют. Однако в настоящее время уже существуют утвержденные приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных

стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Все это дает основание полагать, что в относительно скором времени будут введены в действие и сами федеральные стандарты. По мнению авторов, в состав стандартов войдут федеральный стандарт, напрямую посвященный бухгалтерскому учету основных средств, а также документы, имеющие косвенное отношение к учету указанных активов. К таким документам, на взгляд авторов, относятся:

— стандарты, содержащие правила учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

— требования к учету доходов и расходов организаций;

— регламентации по формированию финансовой отчетности.

Далее осуществим более подробное исследование современной системы нормативного регу-

лирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций и ее возможное изменение в будущем в связи с утверждением вышеназванных стандартов.

Действующие нормативные документы, напрямую и косвенно регламентирующие ведение бухгалтерского учета активов организаций негосударственного сектора, систематизированы в табл. 1.

В настоящее время большинство вопросов бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора закреплено в нормативных документах (см. табл. 1). В системе нормативного

регулирования предусмотрено два документа, целиком посвященных учету указанных активов (ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств). Кроме того, существует значительное количество нормативных документов, устанавливающих отдельные правила учета данных активов (ПБУ 3/2006, ПБУ 4/99, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и др.). Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на существование перечисленных нормативных документов, ряд вопросов бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора до сих пор остается нерешенным. По мнению авторов, действующие правила указанных

Таблица 1

Современная российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора

Основные нормативные документы Регламентации документов по бухгалтерскому учету основных средств

Документы, напрямую посвященные бухгалтерскому учету основных средств

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н Содержатся определение и классификация основных средств, определяются срок их полезного использования и единица бухгалтерского учета, устанавливаются правила первоначальной и последующей оценки основных средств, учета их износа в некоммерческих организациях и способы начисления амортизации указанных активов в коммерческих организациях, регламентации по учету восстановления и выбытия основных средств, требования к раскрытию информации о данных активах в отчетности

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н Детализируются правила ПБУ 6/01 в отношении бухгалтерского учета поступления основных средств, их классификации, последующего учета данных активов и учета их выбытия, устанавливаются цели бухгалтерского учета основных средств, рассматриваются вопросы первичной учетной документации, связанной с движением указанных активов

Документы, имеющие косвенное отношение к бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Содержатся общие правила ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств, в некоммерческих и коммерческих организациях негосударственного сектора

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н Приводятся определение и классификация основных средств, определяются способы начисления амортизации по основным средствам, рассматриваются вопросы их оценки

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н Устанавливаются правила бухгалтерского учета активов (в том числе основных средств) и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н Определяются правила учета доходов от поступления и выбытия основных средств в рамках предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций. Содержатся требования к учету доходов от поступления, переоценки и выбытия основных средств коммерческих организаций

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России № 33н от 06.05.1999 № 33н Приводятся регламентации по учету расходов от выбытия основных средств в рамках предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций. Устанавливаются требования к учету расходов от переоценки и выбытия основных средств коммерческих организаций

Окончание табл. 1

Основные нормативные документы Регламентации документов по бухгалтерскому учету основных средств

«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н Содержатся требования к формированию бухгалтерской отчетности, в том числе раскрытию в ней информации об основных средствах

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 Определяется порядок проведения инвентаризации активов, в том числе основных средств

Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга: приказ Минфина России от 17.02.1997 № 15 Устанавливаются правила бухгалтерского учета основных средств, являющихся предметом договора лизинга

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н Приводятся балансовые и забалансовые счета для ведения бухгалтерского учета основных средств

нормативных документов не являются идеальными и содержат некоторые дискуссионные вопросы. Существующие проблемы бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора ранее уже были подробно исследованы авторами [3, 4, 5].

В отличие от системы нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора система нормативных документов по учету данных активов субъектов сектора государственного управления в настоящее время является менее проработанной. Напомним, что к субъектам сектора государственного управления относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения. Однако согласно ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) учреждения являются одной из форм некоммерческих организаций.

Следует констатировать, что в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета указанных ранее субъектов в настоящее время отсутствует специальный нормативный документ, содержащий правила учета основных средств. Данные правила наряду с регламентациями по учету других объектов приводятся в приказах Минфина России:

— от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,

органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

— от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

— от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

— от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Кроме отсутствия отдельного нормативного документа, посвященного учету основных средств, к современным проблемам нормативного регулирования учета данных активов субъектов сектора государственного управления следует отнести наличие некоторых дискуссионных и нерешенных вопросов, содержащихся в вышеназванных документах. Указанные вопросы проанализированы авторами в других статьях.

Обратимся к изменениям, ожидающим российскую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций в ближайшее время.

Как уже отмечалось, в обозримом будущем вполне очевидным является утверждение федеральных стандартов, содержащих прямые и косвенные регламентации по бухгалтерскому учету основных средств. Как изменится отечественная система нормативного регулирования бухгалтерского учета данных активов некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора при вступлении с силу указанных стандартов, показано в табл. 2.

18 (354) - 2014 Проблемы учета

Таблица 2 Возможное изменение отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора

Основные нормативные документы Регламентации документов по бухгалтерскому учету основных средств

Документы, напрямую посвященные бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный стандарт «Основные средства» Приводятся определение основных средств, примеры их классов (групп), рекомендации по определению единицы бухгалтерского учета данных активов, устанавливаются правила первоначальной и последующей оценки основных средств, способы начисления их амортизации (ожидается, что по основным средствам некоммерческих организаций будет начисляться не износ, а амортизация по аналогии с регламентациями для коммерческих организаций), требования к учету восстановления и выбытия основных средств, а также раскрытию информации о них в отчетности

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (по мнению авторов, вполне возможно будут преобразованы в документ со статусом «Рекомендации в области бухгалтерского учета» в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Развиваются правила федерального стандарта «Основные средства». Данные рекомендации (методические указания) предназначаются для правильного применения вышеназванного федерального стандарта, снижения расходов на организацию бухгалтерского учета указанных активов, а также распространения передового опыта организации и ведения учета основных средств, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета вышеназванных активов

Документы, имеющие косвенное отношение к бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Устанавливаются общие регламентации по ведению бухгалтерского учета, в том числе основных средств в некоммерческих и коммерческих организациях негосударственного сектора

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (по мнению авторов, целесообразно преобразовать в Концептуальные основы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) Рассматриваются общие вопросы признания и оценки элементов финансовой отчетности (в том числе основных средств)

Федеральный стандарт «Влияние изменений валютных курсов» Определяются правила бухгалтерского учета активов (в том числе основных средств) и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Федеральный стандарт «Доходы организации» Содержатся регламентации по учету доходов от поступления, переоценки и выбытия основных средств в рамках предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, а также правила учета доходов от поступления, переоценки и выбытия основных средств коммерческих организаций

Федеральный стандарт «Расходы организации» Приводятся требования к учету расходов от переоценки и выбытия основных средств в рамках предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и регламентации по учету расходов от переоценки и выбытия основных средств коммерческих организаций

Федеральный стандарт «Бухгалтерская отчетность» Устанавливаются правила составления бухгалтерской отчетности, в частности по раскрытию в ней информации об основных средствах

Федеральный стандарт «Аренда» Указываются требования к бухгалтерскому учету основных средств, являющихся предметом договора аренды

Федеральный стандарт «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения» Содержатся счета для ведения бухгалтерского учета основных средств

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (по мнению авторов, вполне возможно будут преобразованы в документ со статусом «Рекомендации в области бухгалтерского учета» согласно регламентациям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Определяется порядок проведения инвентаризации активов, в том числе основных средств. Указанные рекомендации (методические указания) принимаются в целях правильного применения федеральных стандартов, уменьшения расходов на определение порядка осуществления инвентаризации, в частности основных средств, и распространения передового опыта организации и ведения учета, результатов исследований и разработок в области проведения инвентаризации вышеназванных объектов и отражения в учете ее результатов

Ожидаемые российские федеральные стандарты бухгалтерского учета МСФО, являющиеся основой для создания указанных отечественных стандартов

Федеральный стандарт «Основные средства» МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

Федеральный стандарт «Влияние изменений валютных курсов» МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Федеральный стандарт «Доходы организации» МСФО (IAS) 18 «Выручка»

Федеральный стандарт «Расходы организации» —

Федеральный стандарт «Бухгалтерская отчетность» МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

Федеральный стандарт «Аренда» МСФО (IAS) 17 «Аренда»

Федеральный стандарт «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения» —

Рис. 1. Наиболее важные МСФО, положенные в основу реформирования российской системы нормативного регулирования учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора

В новой системе нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора существующие в настоящее время ПБУ будут заменены на федеральные стандарты (см. табл. 2).

Обратим внимание на то, что согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций также получает статус федерального стандарта. Кроме изменения статуса нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета основных средств, изменится и их содержание.

Главным направлением корректировки правил учета данных активов некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора будет являться их сближение с регламентациями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Данное направление установлено в Плане Минфина России на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Наиболее важные МСФО, которые будут являться базой для разработки российских федеральных стандартов, затрагивающих вопросы учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора, систематизированы и представлены на рис. 1.

Необходимо отметить, что кроме приведенных на рисунке международных стандартов создаваемые отечественные федеральные стандарты будут базироваться и на содержании существующих в настоящее время российских нормативных документов, касающихся учета основных средств. Обратим внимание также на то, что в настоящее время на сайтах Минфина России и Национальной

организации по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) представлены разработанные ими несколько лет назад проекты ПБУ, напрямую и косвенно регулирующие ведение бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора.

Представляется, что содержание новых федеральных стандартов будет во многом аналогичным содержанию проектов соответствующих ПБУ. Например, регламентации федерального стандарта «Основные средства» будут по многим вопросам совпадать с правилами проекта нового ПБУ «Учет основных средств» 1, разработанного Минфином России совместно с Национальной организацией по стандартам финансового учета и отчетности и представленного на сайте НСФО. А требования федерального стандарта «Доходы организации» будут похожи на регламентации проекта одноименного ПБУ, представленного на сайте Минфина России. Правила указанных проектов подробно исследованы в [1, 3, 4, 5]. Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету основных средств и существующие проекты новых ПБУ2, затрагивающие вопросы учета данных активов, которые помимо МСФО будут являться базой для разработки вышеназванных федеральных стандартов, обобщены в табл. 3.

Обратимся к развитию системы нормативного регулирования учета основных средств субъектов сектора государственного управления. Данная система должна претерпеть более значительные изменения по сравнению с изменениями рассмот-

1 Проект ПБУ «Учет основных средств». URL: http://www. nsfo. ru/docs/Proekt_PBÜ_Uchet_Osnovnih_Sredstv. pdf.

2 Проекты других ПБУ, разработанных Минфином России. URL: http://www. minfin. ru/ru/accounting/accounting/projects/ projects_norm_acts.

Таблица 3

Российская база для разработки новых федеральных стандартов бухгалтерского учета основных средств

Наиболее важные федеральные стандарты по учету основных средств Существующие аналоги среди проектов Минфина России Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный стандарт «Основные средства» Проект ПБУ «Учет основных средств» ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

Федеральный стандарт «Влияние изменений валютных курсов» ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

Федеральный стандарт «Доходы организации» Проект ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Федеральный стандарт «Расходы организации» — ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Федеральный стандарт «Бухгалтерская отчетность» — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Федеральный стандарт «Аренда» Проект ПБУ «Учет аренды» Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга

Федеральный стандарт «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения» План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

ренной авторами системы нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств некоммерческих и коммерческих организаций негосударственного сектора.

Действительно, нормативная система субъектов сектора государственного управления впервые будет дополнена документом, напрямую посвященным учету основных средств (федеральным стандартом «Основные средства» для общественного сектора или сектора государственного управления), а также другими федеральными стандартами, имеющими косвенное отношение к бухгалтерскому учету указанных активов. Будущий вид системы нормативного регулирования учета основных средств субъектов сектора государственного управления, основанный на планах Минфина России, представлен в табл. 4.

Отметим, что утверждение приведенных в табл. 4 федеральных стандартов сектора государственного управления, регулирующих ведение в нем бухгалтерского учета основных средств, предусмотрено проектом Концептуальных основ разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в государственном секторе. Указанный проект в настоящее время размещен на сайте Минфина России. На этом же сайте3 представлены и проекты некоторых из перечисленных в табл. 4 федеральных стандартов: «Ос-

3 Проекты федеральных стандартов для субъектов сектора государственного управления (или общественного сектора). URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/sfo/fsfo.

новные средства», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Обесценение активов», «Аренда», а также проект Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления. Содержания некоторых из них (в том числе проекта федерального стандарта «Основные средства») детально проанализированы авторами в других статьях.

Необходимость утверждения перечисленных в табл. 4 федеральных стандартов продиктована взятым Минфином России курсом на сближение правил российских нормативных документов по бухгалтерскому учету сектора государственного управления с регламентациями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (далее — МСФО ОС). Как уже отмечалось в других статьях, в настоящее время система отечественных бухгалтерских нормативных документов еще не полностью соответствует системе МСФО ОС. Не являются близкими и сами регламентации российских и международных стандартов. В значительной степени это касается правил учета основных средств сектора государственного управления (или общественного сектора). Таким образом, очевидно, что существующие отечественные требования к бухгалтерскому учету данных активов указанного сектора должны претерпеть существенные изменения. Ориентиром при этом согласно планам Минфина России будут являться соответствующие МСФО ОС. Международные стандарты финансовой отчетности для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Будущая российская система нормативного регулирования учета основных средств субъектов сектора государственного управления

Основные нормативные документы Регламентации документов по бухгалтерскому учету основных средств

Документы, напрямую посвященные бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Основные средства» Устанавливаются определение и классификация основных средств, правила определения срока их полезного использования, регламентации по первоначальной и последующей оценке основных средств, способы начисления их амортизации, требования к учету выбытия основных средств и раскрытию информации о них в отчетности

Документы, имеющие косвенное отношение к бухгалтерскому учету основных средств

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Излагаются общие правила ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств субъектов сектора государственного управления

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления Рассматриваются базовые правила ведения бухгалтерского учета (в том числе основных средств), представляется концепция оценки элементов финансовой отчетности (в частности, указанных активов)

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Обесценение активов» Содержатся регламентации по учету обесценения активов (в том числе основных средств)

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Аренда» Устанавливаются правила бухгалтерского учета основных средств, являющихся предметом договора аренды

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Влияние изменений курсов иностранных валют» Приводятся правила бухгалтерского учета активов (в том числе основных средств) и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Доходы государственных (муниципальных) учреждений» Раскрываются правила учета доходов, в том числе от поступления, переоценки и выбытия основных средств

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» Излагаются требования к формированию бухгалтерской отчетности, в том числе к раскрытию в ней информации об основных средствах

Федеральный стандарт сектора государственного управления (или общественного сектора) «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению» Устанавливаются счета для ведения бухгалтерского учета основных средств

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (возможно, будут преобразованы в документ со статусом «Рекомендации в области бухгалтерского учета» согласно регламента-циям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Рассматриваются правила проведения инвентаризации активов, в том числе основных средств. Указанные рекомендации (методические указания) утверждаются в целях правильного применения федеральных стандартов, уменьшения расходов на определение порядка осуществления инвентаризации, в частности основных средств, и распространения передового опыта организации и ведения учета, результатов исследований и разработок в области проведения инвентаризации вышеназванных объектов и отражения в учете ее результатов

общественного сектора4, служащие основой для разработки перечисленных в табл. 4 отечественных федеральных стандартов сектора государственного управления, систематизированы на рис. 2.

Таким образом, очевидно, что отечественная система нормативного регулирования бухгалтер-

4 МСФО для общественного сектора. Официальный перевод на русский язык. URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/sfo/msfo.

ского учета основных средств коммерческих и некоммерческих организаций как негосударственного, так и государственного секторов продолжает активно развиваться, и в будущем ее еще ожидают значительные изменения. Анализ проектов нормативных документов, устанавливающих требования к учету указанных активов, позволяет сделать вывод о том, что проводимые и планируемые преобразования приводят к сближению правил учета

Наиболее важные МСФО ОС, затрагивающие вопросы учета основных средств Планируемые отечественные федеральные стандарты сектора государственного управления, касающиеся учета основных средств

МСФО ОС 17 «Основные средства» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Основные средства»

МСФО ОС 21 «Обесценение активов, не генерирующих денежные средства». МСФО ОС 26 «Обесценение активов, генерирующих денежные средства» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Обесценение активов»

МСФО ОС 13 «Аренда» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Аренда»

МСФО ОС 4 «Влияние изменений курсов иностранных валют» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Влияние изменений курсов иностранных валют»

МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций». МСФО ОС 23 «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Доходы государственных (муниципальных) учреждений»

МСФО ОС 1 «Представление финансовой отчетности» Федеральный стандарт сектора государственного управления «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

— Федеральный стандарт сектора государственного управления «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению»

Рис. 2. Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора как база для создания российских федеральных стандартов по бухгалтерскому учету основных средств

сектора государственного управления

основных средств некоммерческих и коммерческих организаций, субъектов негосударственного сектора и субъектов сектора государственного управления. Так, например, в проекте нового ПБУ «Учет основных средств» уже практически не делается различий в учете данных активов некоммерческих и коммерческих организаций.

Любая организация (и коммерческая, и некоммерческая) согласно указанному проекту может выбрать для последующей оценки основных средств модель учета по переоцененной стоимости. Все организации (как коммерческие, так и некоммерческие) должны начислять амортизацию (а не износ) вышеназванных активов. При этом могут использоваться следующие способы:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбираемые организациями способы начисления амортизации должны наиболее точно отражать предполагаемые схемы потребления будущих экономических выгод, заключенных в объектах основных средств. Единственным упоминанием специфики учета данных активов некоммерческими организациями в проекте является лишь одно условие признания основных средств. Согласно указанному проекту для признания объекта в качестве основного средства необходимо выполнение, в том числе следующего условия: объект способен

приносить организации экономические выгоды в будущем. В частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ).

Примером сближения правил учета вышеназванных активов субъектов негосударственного сектора и субъектов сектора государственного управления является разработанный Минфином России проект федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Основные средства». Данный проект, например, устанавливает для основных средств такие же способы начисления амортизации, как и предусмотренные действующими нормативными документами для коммерческих организаций — субъектов негосударственного сектора: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции.

По мнению авторов, такие изменения правил бухгалтерского учета основных средств вполне оправданны, и в случае их утверждения достоверность учетной и отчетной информации организаций должна существенно повыситься. Однако заметим, что правильная реализация на практике новых рег-ламентаций потребует от бухгалтеров достаточно

часто использовать свое профессиональное суждение. Последнее же, как справедливо замечено в [2], пока еще является несколько проблематичным для многих бухгалтеров. Вместе с тем представляется, что при большом желании всему можно научить и научиться. И, следовательно, проблемы применения профессионального суждения бухгалтера не должны быть непреодолеваемым препятствием для реформирования бухгалтерского учета, в том числе основных средств.

В заключение отметим, что введение в действие рассмотренных выше федеральных стандартов негосударственного и государственного секторов будет значительным шагом на пути развития нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств некоммерческих и коммерческих организаций и позволит учету данных активов перейти на качественно новый уровень.

Список литературы

1. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Новые правила формирования отчета о финансовых результатах некоммерческих организаций и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 13. С. 14—22.

2. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т.Н. Профессиональное суждение бухгалтера как основа формирования учетной политики // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 20. С. 2—10.

3. Дружиловская Э. С. Особенности оценки основных средств в коммерческих организациях: современные требования РСБУ и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 5. С. 22—28.

4. Дружиловская Э. С. Совершенствование методики бухгалтерской оценки основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 32. С. 8—7.

5. Дружиловская Э. С. Учет основных средств по новым правилам // Все для бухгалтера. 2013. № 3. С. 19—28.

6. МСФО для общественного сектора. Официальный перевод на русский язык. URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/sfo/msfo.

7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

10. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

13. Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: приказ Минфина России от 11.03.2013 № 26н.

14. План Минфина России на 2012 — 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: приказ Минфина России от 30.11.2011 № 440.

15. Проект ПБУ «Учет основных средств». URL: http://www. nsfo. ru/docs/Proekt_PBU_Uchet_ Osnovnih_Sredstv. pdf.

16. Проекты других ПБУ, разработанных Минфином РФ. URL: http://www. minfin. ru/ru/ accounting/accounting/projects/projects_norm_acts.

17. Проекты федеральных стандартов для субъектов сектора государственного управления (или общественного сектора). URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/sfo/fsfo^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.