Научная статья на тему 'Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора'

Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Э.С.

Тема. В статье исследована система новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора. Цель. Целью работы является исследование состава, порядка разработки и вступления в силу новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций вышеназванного сектора. Методология. В статье применялись следующие методы: сравнение, синтез, анализ, логический подход, системный подход, метод аналогий. Результаты. В настоящей работе детально проанализированы положения утвержденной Минфином России программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора. Автором выделены основные этапы создания и вступления в силу новых бухгалтерских стандартов указанного сектора. Определен момент введения в действие отечественной системы федеральных стандартов бухгалтерского учета, охватывающей основные разделы учета и отчетности организаций негосударственного сектора. Проведено сравнение указанной системы с системами действующих российских нормативных документов по бухгалтерскому учету и международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора. Сопоставлены планируемые системы отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного и государственного секторов. Даны предложения по формированию окончательной системы российских федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора. Область применения результатов. Сформулированные в статье предложения могут использоваться при разработке и совершенствовании федеральных стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что утверждение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора будет способствовать повышению достоверности учетной и отчетной информации организаций указанного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора»

ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы учета

ISSN 2079-6714 (Print)

ПЕРВЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

История статьи: Аннотация

Принята 25.09.2016 Тема. В статье исследована система новых федеральных стандартов бухгалтерского учета

Одобрена 13.10.2016 организаций негосударственного сектора.

Цель. Целью работы является исследование состава, порядка разработки и вступления в силу новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций вышеназванного сектора. Методология. В статье применялись следующие методы: сравнение, синтез, анализ, логический подход, системный подход, метод аналогий.

Результаты. В настоящей работе детально проанализированы положения утвержденной Минфином России программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора. Автором выделены основные этапы создания и вступления в силу новых бухгалтерских стандартов указанного сектора. Определен момент введения в действие отечественной системы федеральных стандартов бухгалтерского учета, охватывающей основные разделы учета и отчетности организаций негосударственного сектора. Проведено сравнение указанной системы с системами действующих российских нормативных документов по бухгалтерскому учету и международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора. Сопоставлены планируемые системы отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного и государственного Ключевые слова: федеральные секторов. Даны предложения по формированию окончательной системы российских стандарты бухгалтерского учета, федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора. проекты стандартов, Область применения результатов. Сформулированные в статье предложения могут

негосударственный сектор, использоваться при разработке и совершенствовании федеральных стандартов бухгалтерского государственный сектор, учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших

программа разработки учебных заведений.

федеральных стандартов, Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что утверждение новых федеральных

международные стандарты стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора будет способствовать финансовой отчетности повышению достоверности учетной и отчетной информации организаций указанного сектора.

Приказом № 70н от 23.05.2016 Минфин России [2] утвердил Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. (далее - Программа). Данные стандарты предназначены для организаций негосударственного сектора. Отметим, ч т о указанные документы станут первыми федеральными стандартами бухгалтерского учета для названных организаций, требуемыми Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 [1]. В табл. 1 представлена последовательность разработки таких стандартов.

Таким образом, в зависимости от сроков разработки последовательность создания федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора разделена нами в табл. 1 на шесть этапов. Отметим, что проекты двух стандартов, относящихся к первому этапу, в настоящее время разработаны и размещены на сайте [11, 12] Фонда развития бухгалтерского

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр». К указанным документам относятся проекты федеральных стандартов «Запасы» и «Основные средства». Обратим внимание на то, что содержание данных проектов несколько отличается от текста ранее разработанных Минфином России проектов ПБУ «Учет запасов» и «Учет основных средств», о которых говорилось нами в [7 и др.].

Требования новых проектов федеральных стандартов «Запасы» и «Основные средства» будут рассмотрены нами в других статьях.

Анализируя данные табл. 1, отметим, что в 2016-2018 гг. Минфин России планирует создать федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов,

финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Кроме того, предусмотрена Программой и разработка федерального стандарта, содержащего новый план счетов бухгалтерского учета. Таким образом, к середине 2018 г. будет создана новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора. Предложения по данным вопросам были представлены нами в [6 и др.].

Исследуя запланированные Минфином России стандарты, обратим внимание также на их названия. В отличие от действующих в настоящее время ПБУ, в названиях указанных стандартов не содержится слово «учет». Отметим, что аналогичные перечисленным в табл. 1 названия стандартов предусмотрены и системой международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), сближение с которыми является одним из основных направлений развития российского бухгалтерского учета. Заметим также, что отсутствие в названиях МСФО слова «учет» означает направленность данных стандартов в первую очередь не на ведение бухгалтерского учета, а на формирование соответствующей информации в финансовой отчетности.

Возможно, такая направленность со временем утвердится и в отечественных стандартах (при условии, что бухгалтеры будут в соответствующей ме ре владе ть навы ками приме не ния профессионального суждения).

Анализируя названия будущих российских федеральных стандартов, обратим внимание также на то, что при имеющихся в современных нормативных документах различиях в терминах, применяющихся для обозначения отчетности (бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, бухгалтерская (финансовая) отчетность, финансовая (бухгалтерская) отчетность), предусмотренный Минфином Россиии новый стандарт именуется «Бухгалтерская отчетность». Отметим, что это отличает указанный стандарт от международных стандартов, в которых используется термин «финансовая отчетность» (англ. financial statements).

Еще одним отличием в терминологии, применяющейся в ожидаемых российских и существующих международных стандартах, является название отечественного стандарта «Финансовые активы и обязательства». Напомним, что в наименованиях международных аналогов данного стандарта используется обобщающий термин «финансовые инструменты» (англ. financial instruments). Вместе с тем согласно МСФО (IAS) 32, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IFRS) 9 к финансовым инструментам относятся финансовые активы (англ. financial asset) и финансовые обязательства (англ. financial liability). Следовательно, названное различие в названиях российского и международных стандартов не будет являться столь существенным.

Данные табл. 1 позволяют выделить следующие три этапа вступления в силу новых федеральных с т а н д а р т о в б у х г а л т е р с к о г о у ч е т а негосударственного сектора (рис. 1).

Как свидетельствуют данные рис. 1, в целом стандарты, устанавливающие новые правила учета аналогичных объектов, планируется ввести в действие в одно и то же время, что будет способствовать применению организациями негосударственного сектора единой методологии учета идентичных объектов (нефинансовых активов; финансовых активов и обязательств; доходов и расходов).

Из рис. 1 видно, что к 2020 г. будут охвачены все основные разделы учета и отчетности организаций негосударственного сектора. Вместе с тем данная система пока еще не будет включать полностью стандарты, соответствующие действующим отечественным ПБУ, а также существующим международным стандартам. Данный факт наглядно иллюстрирует табл. 2.

Как видно из табл. 2, значительная часть вопросов, рассмотренных в существующих российских и международных стандартах, в новых отечественных федеральных стандартах пока остается неохваченной. Причиной, на наш взгляд, является то, что утвержденная Минфином России Программа разработки федеральных стандартов рассчитана на период с 2016 по 2018 годы. По истечении указанного периода вполне возможной представляется подготовка новой Программы, предусматривающей создание других федеральных стандартов. При этом в первую очередь, на наш взгляд, целесообразно разработать и утвердить такие федеральные стандарты, как «Инвестиционная недвижимость», «Долгосрочные

активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», «Оценка справедливой стоимости», «Обесценение активов», «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», «Отчет о движении денежных средств», «Затраты по займам», «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» и «Налоги на прибыль». После этого целесообразно создать федеральные стандарты «События после отчетной даты», «Влияние изменений валютных курсов», «Раскрытие информации о связанных сторонах», «Информация по сегментам», «Учет государственной помощи», «Прибыль на акцию», «Учет и отчетность по пенсионным планам», «Сельское хозяйство», «Выплаты на основе долевых инструментов» и «Раскрытие информации об участии в других организациях».

Отметим, что исследование содержания представленного в настоящее время проекта федерального стандарта «Основные средства» позволяет сделать вывод о том, что Минфин России пока не планирует вводить в российскую систему бухгалтерских стандартов стандарт, содержащий правила отражения обесценения активов.

Обесценение основных средств в названном проекте (как и обесценение нематериальных активов в действующем ПБУ 14/2007) требуется учитывать в порядке, установленном Международными стандартами финансовой отчетности.

Вместе с тем такая ссылка на МСФО может привести к возникновению на практике вопросов о том, в соответствии с каким (или какими) международным стандартом следует отражать обесценение указанных активов. И только хорошо знакомые с системой МСФО бухгалтеры определят, что таким стандартом является МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Кроме сказанного отметим, что полная система национальных бухгалтерских стандартов, на наш взгляд, все-таки должна содержать стандарт, посвященный обесценению активов.

В подтверждение данного тезиса отметим, что принятая Минфином России Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [3] предусматривает создание стандарта «Обесценение активов» (и в настоящее время на сайте Минфина России уже представлен проект данного стандарта).

Таким образом, разработка федерального с т анд ар та бухгал те р с кого у ч е та негосударственного сектора «Обесценение активов», на наш взгляд, представляется необходимой.

Продолжая исследование предусмотренной Минфином России системы бухгалтерских стандартов негосударственного сектора, сопоставим ее с будущей системой федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора.

Отметим, что данное сопоставление является уместным ввиду того, что системы национальных учетных стандартов указанных секторов в целом должны быть аналогичными. Сравнение указанных систем представлено в табл. 3.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что аналоги многих предусмотренных Минфином России федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора пока отсутствуют в планируемой системе федеральных бухгалтерских стандартов негосударственного сектора. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что Программа разработки учетных стандартов для госсектора, в отличие от Программы создания бухгалтерских стандартов негосударственного сектора, не ограничена 2018 г.

Вполне возможно, что многие указанные в табл. 3 федеральные стандарты государственного сектора будут разработаны и включены в систему федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора начиная с 2019 г.

При этом анализ состава представленных в табл. 3 стандартов государственного сектора позволяет сделать вывод о том, каким, скорее всего, будет в ито ге с о с тав уч е тны х с танд ар то в негосударственного сектора.

В табл. 4 представлена возможная будущая система федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора, учитывающая высказанные нами ранее предложения относительно состава данных стандартов, а также основанная на результатах анализа действующих систем российских и международных стандартов финансовой отчетности указанного сектора и анализа планируемой отечественной системы федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора.

Отметим, что в представленную в табл. 4 систему федеральных стандартов бухгалтерского учета

негосударственного сектора, нами не был включен такой документ как Концептуальные основы бухгалтерского учета, поскольку данный документ, на наш взгляд, не является именно федеральным стандартом.

В отличие от федеральных стандартов указанный документ регламентирует не вопросы учета отдельных объектов, а устанавливает единые концептуальные подходы к бухгалтерскому учету и отчетности негосударственного сектора.

Так, данный документ должен в том числе содержать определения и критерии признания основных элементов финансовой отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов и расходов), цель указанной отчетности, ее основных пользователей, принципы формирования финансовой отчетности.

Обратим внимание на то, что Концептуальные основы бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора Минфин России пока не планирует разрабатывать и включать в систему нормативных документов по учету данного сектора.

Вместе с тем для организаций государственного сектора Минфином России предусмотрено создание аналогичного документа. Ввиду высокой

значимости Концептуальных основ бухгалтерского учета для формирования организациями достоверной информации в финансовой отчетности считаем целесообразными разработку и введение указанного документа в систему нормативных документов по бухгалтерскому учету негосударственного сектора.

В завершение исследования новых федеральных с та нд ар то в бухгалте р ского уче та негосударственного сектора отметим, что вступление в силу данных документов приведет к значительному изменению правил учета и отражения в отчетности практически всех учетных объектов организаций указанного сектора. Правильная же реализация на практике названных правил будет способствовать повышению достоверности отчетной информации данных организаций.

Таким образом, в ближайшем будущем в России будут созданы системы федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного и государственного секторов, совершенствующие действующие учетные правила и позволяющие повысить реалистичность информации в отчетности организаций указанных секторов. Предложения по некоторым вопросам в данной области были представлены в [4, 5, 8-10].

Таблица 1

Последовательность разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора в 2016-2018 гг.

Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения Планируемое название стандарта

I этап

2-й квартал 2016 г. 3-й квартал 2016 г. 2018 г. Запасы

2-й квартал 2016 г. 3-й квартал 2016 г. 2018 г. Основные средства

2-й квартал 2016 г. 3-й квартал 2016 г. 2018 г. Документы и документооборот в бухгалтерском учете

II этап

3-й квартал 2016 г. 4-й квартал 2016 г. 2018 г. Бухгалтерская отчетность

3-й квартал 2016 г. 4-й квартал 2016 г. 2018 г. Нематериальные активы

III этап

4-й квартал 2016 г. 1-й квартал 2017 г. 2019 г. Аренда

4-й квартал 2016 г. 2-й квартал 2017 г. 2019 г. Доходы

4-й квартал 2016 г. 2-й квартал 2017 г. 2019 г. Расходы

IV этап

2-й квартал 2017 г. 3-й квартал 2017 г. 2019 г. Финансовые активы и обязательства

V этап

3-й квартал 2017 г. 4-й квартал 2017 г. 2019 г. Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

3-й квартал 2017 г. 1-й квартал 2018 г. 2019 г. Реорганизация юридических лиц

3-й квартал 2017 г. 1-й квартал 2018 г. 2020 г. Вознаграждения работникам

3-й квартал 2017 г. 2-й квартал 2018 г. 2020 г. План счетов бухгалтерского учета

VI этап

1-й квартал 2018 г. 2-й квартал 2018 г. 2020 г. Некоммерческая деятельность

Источник: составлено автором

Таблица 2

Соотношение МСФО и российских нормативных документов по бухгалтерскому учету негосударственного сектора

Российские нормативные документы по бухгалтерскому учету негосударственного сектора Международные стандарты финансовой отчетности

Планируемые федеральные стандарты Существующие ПБУ и разработанные ранее проекты новых ПБУ

«Запасы» ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; проект ПБУ «Учет запасов» МСФО (IAS) 2 «Запасы»

«Основные средства» ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; проект ПБУ «Учет основных средств» МСФО (LAS) 16 «Основные средства»

«Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

«Бухгалтерская отчетность» ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

«Нематериальные активы» ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКТР» МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

«Аренда» Нет специального ПБУ, но есть приказ Минфина России от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»; проект ПБУ «Учет аренды» МСФО (LAS) 17 «Аренда» заменяющий его в обязательном порядке с 1 января 2019 г. МСФО (IFRS) 16 «Аренда»

«Доходы» ПБУ 9/99 «Доходы организации»; проект ПБУ «Доходы организации» МСФО (LAS) 18 «Выручка» и заменяющий его в обязательном порядке с 1 января 2018 г. МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами»

«Расходы» ПБУ 10/99 «Расходы организации» -

«Финансовые активы и обязательства» ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» МСФО (LAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание оценка», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

«Участие в зависимых организациях и совместная деятельность» ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные и совместные компании»; МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

«Реорганизация юридических лиц» - -

«Вознаграждения работникам» ПБУ нет; проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам» МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

«План счетов бухгалтерского учета» Действующий План счетов бухгалтерского учета не является отдельным ПБУ -

«Некоммерческая деятельность» - -

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда» и заменяющий его в обязательном порядке с 1 января 2018 г. МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами»

- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты»

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»

- ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»

ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» МСФО (IFRS) 6 «Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов»

Нет специального ПБУ, но есть приказ Минфина России от 21.03.2000 № 29н «Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

- - МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

- - МСФО (IAS) 27 «Индивидуальная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

- - МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

- - МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»

- - МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

- - МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО»

- - МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов»

- - МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»

- - МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

- - МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

- - МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных корректировок»

Источник: составлено автором

Таблица 3

Соотношение планируемых систем федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного и негосударственного секторов

Бухгалтерские стандарты негосударственного

Бухгалтерские стандарты государственного сектора

Названия стандартов Планируемые даты вступления в силу Названия стандартов Планируемые даты вступления в силу

Концептуальная основа разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора 1 января 2017 г.

Концептуальные основы бухгалтерского учета для организаций государственного сектора 1 января 2017 г.

Запасы 2018 г. Материальные запасы 1 января 2020 г.

Основные средства 2018 г. Основные средства 1 января 2017 г.

Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2018 г.

Бухгалтерская отчетность 2018 г. Представление финансовой отчетности 1 января 2017 г. в Программе разработки стандартов и 1 января 2018 г. в проекте самого стандарта

Нематериальные активы 2018 г. Нематериальные активы 1 января 2020 г.

Аренда 2019 г. Аренда 1 января 2017 г. в Программе разработки стандартов и 1 января 2018 г. в проекте самого стандарта

Доходы 2019 г. Доходы от необменных операций (налоги и трансферты); Доходы от обменных операций 1 января 2020 г.

Расходы 2019 г. - -

Финансовые активы и обязательства 2019 г. Финансовые инструменты 1 января 2020 г.

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2019 г. Участие в совместной деятельности; Инвестиции в ассоциированные субъекты 1 января 2020 г.

Реорганизация юридических лиц 2019 г. - -

Вознаграждения работникам 2020 г. Вознаграждения работникам 1 января 2020 г.

План счетов бухгалтерского учета 2020 г. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению; План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета 1 января 2017 г. - План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению; в остальные планы счетов предусмотрено постоянное внесение изменений по мере разработки и утверждения других федеральных стандартов

бюджетных учреждений

и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета

автономных учреждении

и Инструкция по его применению;

План счетов казначейского учета

и Инструкция по его применению

Некоммерческая 2020 г. - -

деятельность

Обесценение активов 1 января 2017 г. в Программе разработки стандартов и 1 января 2018 г. в проекте самого стандарта

- - Учетная политика, изменения 1 января 2020 г.

учетных оценок и ошибки

- — События после отчетной даты 1 января 2020 г.

- - Резервы, условные обязательства 1 января 2020 г.

и условные активы

- - Влияние изменений курсов 1 января 2020 г.

иностранных валют

- - Отчеты о движении денежных 1 января 2020 г.

средств

- - Порядок составления 1 января 2018 г.

и представления казначейской

отчетности по операциям в системе бюджетных платежей

- - Представление бюджетной информации в финансовой 1 января 2020 г.

отчетности

- - Консолидированная и индивидуальная финансовая 1 января 2020 г.

отчетность

- - Сегментная отчетность 1 января 2020 г.

- - Затраты по займам 1 января 2020 г.

- - Концессионные договоры 1 января 2020 г.

на оказание услуг: учет у концедента

- - Раскрытие информации о связанных 1 января 2020 г.

сторонах

- - Строительные контракты 1 января 2020 г.

- - Биологические активы 1 января 2020 г.

- - Раскрытие информации в финансовой отчетности о секторе 1 января 2020 г.

государственного управления

Источник: составлено автором

Таблица 4

Возможная будущая система федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора

Номер стандарта Название стандарта

1 «Запасы»

2 «Основные средства»

3 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

4 «Бухгалтерская отчетность»

5 «Нематериальные активы»

6 «Аренда»

7 «Доходы»

8 «Расходы»

9 «Финансовые активы и обязательства»

10 «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность»

11 «Реорганизация юридических лиц»

12 «Вознаграждения работникам»

13 «План счетов бухгалтерского учета»

14 «Некоммерческая деятельность»

15 «Обесценение активов»

16 «Оценка справедливой стоимости»

17 «Инвестиционная недвижимость»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»

19 «Отчет о движении денежных средств»

20 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

21 «Влияние изменений курсов иностранных валют»

22 «События после отчетной даты»

23 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

24 «Раскрытие информации об участии в других организациях»

25 «Информация по сегментам»

26 «Учет государственной помощи»

27 «Затраты по займам»

28 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

29 «Налоги на прибыль»

30 «Прибыль на акцию»

31 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

32 «Выплаты на основе долевых инструментов»

33 «Сельское хозяйство»

34 «Договоры страхования»

35 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»

Источник: составлено автором

Рисунок 1

Этапы вступления в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета негосударственного сектора

2018 г. 2019 г. 2020 г.

Федеральные стандарты: «Запасы» «Основные средства» «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» «Бухгалтерская отчетность» «Нематериальные активы» Федеральные стандарты: «Аренда» «Доходы» «Расходы» «Финансовые активы и обязательства» «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность» «Реорганизация юридических лиц» Федеральные стандарты: «Вознаграждения работникам» «План счетов бухгалтерского учета» «Некоммерческая деятельность»

Источник: составлено автором

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.

3. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.

4. Дружиловская Т.Ю. Новые требования к составлению отчета о движении денежных средств в российских и международных стандартах // Международный бухгалтерский учет. 2012.

5. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28. С. 2-11.

6. Дружиловская Э. С. Новый этап реформирования бухгалтерского учета в России // Бухгалтер и закон. 2014. № 3. С. 2-13.

7. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 38-56.

8. Дружиловская Э.С. Современный взгляд на историю оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5-1. С. 270-276.

9. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.

10. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в российских и международных стандартах // Аудиторские ведомости. 1999. № 8. С. 24-33.

11. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы». URL: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Zapaci.

12. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства». URL: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva.

№ 1. С. 2-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.