ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МСФО И ИХ УЧЕТ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ РСБУ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Проблемы учета
История статьи:
Принята 30.03.2017 Одобрена 25.04.2017
Ключевые слова: проекты, международные стандарты финансовой отчетности, концептуальные основы финансовой отчетности, российские стандарты бухгалтерского учета, коммерческие и некоммерческие организации,
негосударственный сектор
Аннотация
Тема. В статье исследованы ближайшие перспективы развития системы международных стандартов финансовой отчетности, которые могут учитываться при реформировании системы российских бухгалтерских нормативных документов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Цели. Цель настоящей работы состоит в определении наиболее актуальных направлений развития систем международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Методология. В статье применялись такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе выделены основные группы проектов по обновлению системы международных стандартов финансовой отчетности. При этом система МСФО рассмотрена в широком смысле, то есть как система, включающая не только сами стандарты, но и такой документ, как Концептуальные основы финансовой отчетности. Автором исследовано содержание современных проектов по развитию системы МСФО, дана их оценка и проанализирована целесообразность их учета при совершенствовании системы российских бухгалтерских нормативных документов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора. Также уделено внимание планам Совета по МСФО в отношении международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития систем МСФО и РСБУ коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений, при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о наиболее актуальных направлениях развития систем международных стандартов финансовой отчетности и российских стандартов бухгалтерского учета коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Как известно, в настоящее время российский бухгалтерский учет коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора реформируется на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО - англ. IAS и IFRS). Вместе с тем указанные международные стандарты в свою очередь постоянно совершенствуются. Таким образом, важным для понимания развития российского бухгалтерского учета коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора является исследование перспектив развития МСФО.
Проанализируем разрабатываемые в настоящее время Советом по МСФО (англ. IASB) проекты обновления системы данных стандартов.
Обратим внимание также на планы Совета по МСФО в отношении МСФО для малых и средних предприятий (англ. IFRS for SMEs Standard), положения которого также могут приниматься во внимание при реформировании отечественного бухгалтерского учета.
Кроме того, проанализируем целесообразность учета проектов международных стандартов при совершенствовании системы российских бухгалтерских нормативных документов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Проведенные исследования позволяют утверждать, что создаваемые на современном этапе проекты обновления системы МСФО
[21, 26] можно подразделить на две основные группы:
1) исследовательские проекты (англ. Research projects), включающие исследования, осуществляемые для определения возможных проблем в бухгалтерском учете и путей их решения, а также принятия решений о необходимости дальнейших действий. При этом анализ общественного мнения по указанным вопросам обычно проводится Советом по МСФО посредством получения откликов на так называемый «Документ для обсуждения» (англ. Discussion Paper);
2) проекты по разработке стандартов (англ. Standard-setting projects), основанные на результатах исследований, включающие конкретные предложения, которые впоследствии выносятся на открытое обсуждение путем публикации так называемого «Проекта к обсуждению» (англ. Exposure Draft).
В табл. 1 систематизированы текущие проекты Совета по МСФО по обновлению системы указанных стандартов. Отметим, что в данном случае мы говорим о системе МСФО в широком смысле, то есть как о системе, включающей не только сами стандарты, но и такой документ, как Концептуальные основы финансовой отчетности. Обратим внимание на то, что названная таблица составлена на основании исследования рабочего плана (англ. Work plan) Совета по МСФО, подготовленного по состоянию на 23.03.2017.
В дополнение к указанным в табл. 1 проектам в рабочем плане говорится о том, что в 2019 г. Совет по МСФО планирует начать комплексный пересмотр МСФО для малых и средних предприятий. Отметим, что данный пересмотр действительно является очень актуальным, поскольку указанный международный стандарт практически не изменялся (за исключением внесения поправок в 2015 г.) с момента его утверждения, то есть с 2009 г.
Обратим внимание также на то, что после утверждения пересмотренного МСФО для малых и средних предприятий в российском учете целесообразно будет рассмотреть возможность использования регламентаций указанного стандарта для совершенствования отечественных правил бухгалтерского учета перечисленных предприятий.
Проанализируем более подробно представленные в табл. 1 проекты. Первым среди
исследовательских проектов является проект «Инициатива по раскрытию информации: принципы раскрытия информации». Анализ рабочего плана Совета по МСФО позволяет следующим образом охарактеризовать данный проект. Указанный проект [15] направлен на совершенствование существующих регламентаций международных стандартов по раскрытию информации в финансовой отчетности. При этом основное внимание уделяется рассмотрению регламентаций МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8.
Совет по МСФО планирует разработать отдельный стандарт по раскрытию информации (англ. Disclosure Standard), который бы улучшал и объединял принципы определения основного состава и содержания финансовой отчетности, в том числе пояснений к ней.
В настоящее время проект находится на стадии подготовки (англ. Drafting) и в течение трех месяцев предполагается представить для общественного обсуждения так называемый «Документ для обсуждения». Отметим, что стандарт действительно является очень востребованным, поскольку в настоящее время в МСФО отсутствует четкая непротиворечивая система регламентаций по раскрытию информации в финансовой отчетности.
Исследуя влияние проекта на российский учет, обратим внимание на следующее. Представляется, что в случае создания в МСФО целостной непротиворечивой системы регламентаций по раскрытию информации в финансовой отчетности можно будет рассмотреть возможность использования такой системы в отечественном учете коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Перейдем к проекту «Первичная финансовая отчетность». Данный проект [24] нацелен на совершенствование структуры и содержания финансовой отчетности. При этом основной акцент делается на отчет(ы) о результатах деятельности (то есть отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе) и отчет о движении денежных средств. В отношении отчета(ов) о результатах деятельности (англ. statement(s) of financial performance) исследованию подлежат следующие вопросы:
— требующие дополнения промежуточные итоги в отчете(ах) о результатах деятельности - прибыль до уплаты процентов и налогов (англ. earnings before interest and tax - EBIT) и/или операционная прибыль (англ. operating profit);
— удаление некоторых вариантов представления доходов и расходов в существующих стандартах МСФО (например, представления чистых процентных расходов по обязательствам с определенными выплатами);
— обеспечение руководства по использованию показателей деятельности, включая отдельное представление единовременных, необычных или редко встречающихся элементов;
— лучшие способы для представления информации о прочем совокупном доходе (англ. other comprehensive income).
Для отчета о движении денежных средств предполагается изучение следующих вопросов:
— исключение вариантов классификации денежных эффектов от процентов и дивидендов;
— согласование пересекающихся статей в отчете о движении денежных средств и отчете(ах) о результатах деятельности;
— определение отправной точки для косвенного согласования денежных потоков.
Также в рамках данного проекта будут рассмотрены следующие вопросы:
— последствия электронной отчетности для структуры и содержания основных финансовых отчетов;
— разработка шаблонов для отчета(ов) о результатах деятельности, отчета о движении денежных средств и отчета о финансовом положении для небольшого числа отраслей промышленности;
— разработка принципа агрегирования и дезагрегирования элементов в первичной финансовой отчетности.
В настоящее время проект находится на стадии анализа (англ. Analysis) и по истечении шести месяцев планируется представить для общественного обсуждения так называемые «Документ для обсуждения» или «Проект к обсуждению».
Полагаем, что поскольку указанный проект на сегодняшний день находится на стадии исследований и перечисленные вопросы, рассматриваемые Советом по МСФО, являются несколько разрозненными, пока еще сложно говорить о влиянии данного проекта на российский бухгалтерский учет.
Следующим проектом является «Объединение бизнеса под общим контролем». Согласно данному проекту [12] группы реструктуризации и реорганизации компаний, включая те, которые связаны с подготовкой к первичному публичному размещению, исключаются из сферы применения МСФО (IFRS) 3, поскольку объединяющиеся организации находятся под контролем той же компании. Эти реструктуризации и реорганизации часто описываются как объединение бизнеса под общим контролем. В настоящее время указанный проект находится на стадии анализа, и по истечении шести месяцев Совет по МСФО предполагает разместить для общественного обсуждения на своем сайте «Документ для обсуждения».
В отношении влияния данного проекта на российский учет отметим следующее. Разработанная на сегодняшний день Минфином России Программа создания федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора [1] пока не предусматривает утверждение отечественного аналога МСФО (IFRS) 3. Если же в будущем в данную программу будет включен такой стандарт, то очевидно, что при его разработке могут быть учтены названные изменения, запланированные Советом по МСФО.
Перейдем к следующему проекту -«Динамическое управление рисками». Целью данного проекта [18] является разработка подхода, позволяющего улучшить отражение деятельности организаций по управлению рисками в их финансовой отчетности и повысить полезность финансовой информации, что в итоге будет способствовать лучшему пониманию указанной деятельности пользователями финансовой отчетности. При разработке указанного подхода в качестве важнейшего критерия рассматривалась практическая осуществимость.
Следует отметить, что данный проект первоначально являлся частью третьего этапа проекта по разработке учета хеджирования в МСФО (IFRS) 9.
Вместе с тем впоследствии Совет по МСФО пришел к выводу, что создание указанного подхода потребует значительного времени, и в итоге было принято решение о выделении в качестве отдельного проекта работ по совершенствованию отражения в отчетности деятельности по управлению рисками. На сегодняшний день данный проект находится на стадии анализа и по
истечении шести месяцев планируется представить общественности «Документ для обсуждения». Отметим, что указанный проект будет иметь значение далеко не для всех российских организаций. Представляется, что возможный учет нового международного подхода в отечественных бухгалтерских нормативных документах окажет влияние прежде всего на учет крупных нефинансовых и финансовых организаций, а также средних финансовых организаций.
Следующим проектом являются «Финансовые инструменты с характеристиками капитала». В рамках данного проекта [19] исследуется возможность совершенствования регламентаций международных стандартов по следующим двум основным вопросам:
— классификация обязательств и капитала в МСФО (IAS) 32 и определение обязательств и капитала в Концептуальных основах;
— представление и раскрытие информации о финансовых инструментах с характеристиками капитала, независимо от того, классифицируются ли они как обязательства или капитал.
Указанный проект в настоящее время находится на стадии подготовки, и по истечении ближайших шести месяцев Совет по МСФО предполагает опубликовать «Документ для обсуждения».
Отметим, что после внесения соответствующих изменений в международные стандарты и Концептуальные основы целесообразно будет рассмотреть возможность учета данных изменений в планируемом Минфином России [1] федеральном стандарте «Финансовые активы и финансовые обязательства». Также данные изменения можно будет рассмотреть при разработке российских Концептуальных основ финансовой отчетности.
Обратимся к проекту «Деловая репутация и обесценение». К основным вопросам, подлежащим исследованию в рамках данного проекта [20], относятся:
— внесение изменений в существующие регламентации по тестированию на обесценение деловой репутации и других долгосрочных нефинансовых активов;
— последующий учет деловой репутации, в том числе вопросы, касающиеся ее обесценения и амортизации;
— степень, в которой другие нематериальные активы должны быть отделены от деловой репутации.
На современном этапе проект находится на стадии анализа, и по окончании шести месяцев планируется подготовить решение по основному направлению проекта.
Представляется, что перечисленные вопросы в будущем могут быть рассмотрены при совершенствовании российского федерального стандарта бухгалтерского учета коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора «Нематериальные активы» [1], предполагаемой датой вступления в силу которого является 2018 г.
Еще одним исследовательским проектом Совета по МСФО являются «Ставки дисконтирования». Как заявляется в аннотации к данному проекту [16], в настоящее время в разных МСФО используются различные ставки дисконтирования, что по оценкам некоторых экспертов не всегда является оправданным и может приводить к возникновению противоречий в системе международных стандартов. В связи с этим цель указанного проекта состоит в определении подлежащих совершенствованию вопросов, касающихся применения ставок дисконтирования. На современном этапе проект находится на стадии подготовки, и в течение ближайших шести месяцев Совет по МСФО планирует опубликовать итоги проведенных исследований. Отметим, что, на наш взгляд, указанный проект, действительно, является очень актуальным. Обратим внимание на то, что в настоящее время в системе МСФО многие вопросы, связанные с использованием ставок дисконтирования, являются открытыми. Так, например, на основе современных регламентаций международных стандартов на практике очень сложно определить необходимые ставки дисконтирования (в том числе использующиеся для расчета возмещаемой стоимости активов). Полагаем, что исследования Совета по МСФО можно будет использовать и в российском учете, в котором, на наш взгляд, можно наблюдать тенденцию на некоторое расширение применения дисконтированной стоимости для оценки учетных объектов.
Последним исследовательским проектом на сегодняшний день являются «Выплаты, основанные на долевых инструментах». Данный проект [25] связан с трудностями применения МСФО (IFRS) 2. В настоящее время указанный проект находится на стадии подготовки.
Как отмечается в аннотации к нему, в мае 2016 г. Совет по МСФО рассмотрел результаты исследования и обратной связи с экспертами и принял решение не проводить дальнейших исследований по данному проекту. Вместе с тем согласно рабочему плану Совета по МСФО в течении ближайших трех месяцев планируется опубликовать итоги проведенных исследований.
Рассматривая возможности учета данного проекта при реформировании российской системы бухгалтерских стандартов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора, отметим следующее.
В настоящее время в системе отечественных бухгалтерских нормативных документов отсутствует документ, аналогичный МСФО (IFRS) 2.
Не предусмотрено пока создание аналогичного документа и утвержденной Минфином России на 2016-2018 годы Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Вместе с тем, возможно, в будущем система российских федеральных учетных стандартов названных организаций дополнится стандартом, регламентирующим учет и отражение в отчетности выплат, основанных на долевых инструментах. В этом случае при разработке такого стандарта можно будет рассмотреть результаты проведенных Советом по МСФО исследований по указанным вопросам.
Перейдем ко второй группе проектов - проектам по разработке стандартов. Первым среди них является проект «Концептуальные основы».
Как следует из названия указанного проекта [13], он посвящен пересмотру действующих Концептуальных основ финансовой отчетности, которые были утверждены еще в 1989 г. Комитетом по МСФО. В 2010 г. данный документ был изменен Советом по МСФО в части цели финансовой отчетности и качественных характеристик отчетной информации. На современном этапе пересмотру подвергаются остальные части указанного документа.
Так, в мае 2015 г. Советом по МСФО был опубликован «Проект к обсуждению» [13, 14], который затрагивал следующие области, которые не охвачены или раскрыты не достаточно подробно в существующих Концептуальных основах:
— оценка элементов финансовой отчетности;
— финансовые результаты (включая прочий совокупный доход);
— представление и раскрытие информации;
— прекращение признания элементов финансовой отчетности;
— отчитывающиеся организации.
Также данный «Проект к обсуждению» разъясняет некоторые аспекты регламентаций существующих Концептуальных основ, в том числе в данном проекте:
1) уточняется, что информация, необходимая для достижения цели финансовой отчетности содержит информацию, которая может быть использована руководством для управления ресурсами организации;
2) объясняется роль принципов осмотрительности и приоритета содержания над формой в финансовой отчетности;
3) уточняется, что высокий уровень неопределенности оценок может сделать финансовую информацию менее актуальной;
4) уточняется, что важные решения, касающиеся, например, признания и оценки элементов отчетности, принимаются с учетом характера полученной информации о финансовом положении и результатах деятельности;
5) обеспечиваются, с точки зрения Совета по МСФО, более четкие определения активов и обязательств, а также более подробное руководство в поддержку этих определений.
Кроме того, «Проект для обсуждения» обновляет устаревшие регламентации существующих Концептуальных основ, в том числе уточняет роль вероятности в определениях активов и обязательств.
В настоящее время проект по совершенствованию Концептуальных основ находится на стадии подготовки, и по истечении ближайших шести месяцев Совет по МСФО планирует опубликовать обновленный текст указанного документа.
Анализируя проект по реформированию Концептуальных основ, отметим следующее.
Безусловно, обновление данного документа является очень актуальным ввиду того, что многие его части не менялись почти 30 лет.
Естественно за это время произошли существенные изменения общей концепции финансовой отчетности и самих международных стандартов, которые должны быть отражены в названном документе.
Вместе с тем, как отмечалось нами в других статьях, не все планируемые Советом по МСФО коррективы Концептуальных основ будут способствовать их совершенствованию.
Таким образом, новый текст данного документа при его утверждении все еще будет нуждаться в доработке. Исходя из сказанного считаем, что, если разработка российского аналога указанного документа будет осуществляться с учетом регламентаций международных Концептуальных основ, необходимо будет провести подробный критический анализ адекватности положений указанного международного документа.
Следующим проектом Совета по МСФО, относящимся ко второй группе (табл. 1), является «Инициатива по раскрытию информации: существенность в практике отчетности». Цель данного проекта [23] заключается в помощи составителям отчетности, аудиторам и регулирующим органам в использовании профессионального суждения при применении концепции существенности. В настоящее время указанный проект находится на стадии подготовки, и в течение трех месяцев (ожидается в июне) планируется публикация Практической отчетности.
Взаимосвязанным с данным проектом можно считать проект «Инициатива по раскрытию информации: определение существенности (Предложенные поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)». Указанный проект [27] направлен на уточнение определения существенности и уточнение ее характеристик.
На современном этапе данный проект также, как и предыдущий, находится в стадии подготовки, и в течение трех месяцев (планируется в июне) предполагается публикация «Проекта к обсуждению». Отметим, что оба проекта, безусловно, являются очень важными особенно ввиду того, что международные стандарты не устанавливают количественного порога существенности и требуют от организаций применения профессионального суждения при определении существенности. Заметим, что в случае успешного завершения указанных проектов их результаты можно будет рассмотреть и при совершенствовании российского учета
коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Еще один проект Совета по МСФО называется «Договоры страхования». По мнению указанной организации [22], существующие в настоящее время регламентации МСФО не позволяют предоставить пользователям необходимую информацию о рисках, финансовом положении и результатах деятельности страховщика.
Кроме того, международные стандарты не решают специфических вопросов учета и формирования финансовой отчетности страховщиками.
Таким образом, оче видной является необходимость внесения соответствующих изменений в ныне действующие международные требования. На современном этапе проект находится на стадии подготовки, и в мае 2017 г. планируется утвердить новый международный стандарт, посвященный учету договоров страхования.
Рассматривая возможность учета в системе российских бухгалтерских нормативных документов результатов проводимых Советом по МСФО исследований в области договоров страхования, отметим следующее. На сегодняшний день в указанной системе отсутствует стандарт, аналогичный МСФО (IFRS) 4.
Не предусмотрено пока создание подобного стандарта и утвержденной Минфином России Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора на 2016-2018 годы. Если же в будущем указанный стандарт будет включен в новую Программу, то учет при его создании этих международных регламентаций будет целесообразным только после их апробации на практике.
Обратимся к последнему проекту Совета по МСФО - «Деятельность, регулируемая с помощью тарифов». В рамках данного проекта [28] проводится анализ того, какая информация о финансовых последствиях регулирования тарифов является наиболее уместной для пользователей финансовой отчетности и как лучше отразить такую информацию в отчетности. В настоящее время проект находится на стадии анализа, и по окончании шести месяцев планируется опубликовать «Документ для обсуждения». Отметим, что в российском учете пока не предусмотрена разработка аналогичного
бухгалтерского стандарта. Представляется, что вопрос о создании такого отечественного стандарта целесообразно будет рассматривать только после утверждения и апробации на практике соответствующих международных регламентаций.
Таким образом, мы рассмотрели проекты развития системы МСФО и возможности их учета при
Таблица 1
Проекты по развитию системы МСФО
реформировании системы российских бухгалтерских нормативных документов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Отметим, что многие из решаемых в настоящее время вопросов совершенствования двух указанных систем активно исследуются современными учеными [2-11 и др.].
_Группы проектов_Проекты, входящие в указанные группы_
1. Исследовательские проекты l. Инициатива по раскрытию информации: принципы раскрытия информации
(англ. Disclosure Initiative: Principles of Disclosure).
2. Первичная финансовая отчетность (англ. Primary Financial Statements).
3. Объединение бизнеса под общим контролем (англ. Business Combinations under Common Control).
4. Динамическое управление рисками (англ. Dynamic Risk Management).
5. Финансовые инструменты с характеристиками капитала (англ. Financial Instruments with Characteristics of Equity).
6. Деловая репутация и обесценение (англ. Goodwill and Impairment).
7. Ставки дисконтирования (англ. Discount Rates). _S. Выплаты, основанные на долевых инструментах (англ. Share-based Payment)_
2. Проекты по разработке l. Концептуальные основы (англ. Conceptual Framework).
стандартов 2. Инициатива по раскрытию информации: существенность в практике отчетности
(англ. Disclosure Initiative: Materiality Practice Statement).
3. Инициатива по раскрытию информации: определение существенности (Предложенные поправки к МСФО (IAS) l и МСФО (IAS) S) (англ. Disclosure Initiative: Definition of Materiality (Proposed amendments to IAS l and IAS S).
4. Договоры страхования (англ. Insurance Contracts). _5. Деятельность, регулируемая с помощью тарифов (англ. Rate-regulated Activities)_
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
2. Гетьман В.Г. О вопросах дальнейшего развития бухгалтерского учета в коммерческих организациях // Управленческий учет. 2016. № 1. С. 73-78.
3. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Коршунова Т.Н. Исторические аспекты формирования требований к учетной политике и оценке объектов учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 10-22.
4. Дружиловская Т.Ю. Признание, оценка и учет запасов по российским и международным стандартам // Бухгалтерский учет. 2006. № 1. С. 57-62.
5. Дружиловская Э.С. Инвестиционные активы как новый учетный объект и правила его оценки в российском и международном учете // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 39. С. 15-29.
6. Дружиловская Э.С. Методика оценки основных средств в бухгалтерском учете // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 262-269.
7. Дружиловская Э. С. Новый этап реформирования бухгалтерского учета в России // Бухгалтер и закон. 2014. № 3. С. 2-13.
8. Панкова С.В., Туякова З.С. Развитие теории оценки персоналистической и институалистской школами бухгалтерского учета США и Англии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8. С. 295-302.
9. Рожнова О.В. Консолидированная отчетность: история развития // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2009. № 1. С. 32-37.
10. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Пути повышения транспарентности компаний // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 3. С. 74-79.
11. Туякова З.С. Справедливая стоимость в системе рыночной оценки объектов бухгалтерского учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 199-205.
12. Business Combinations under Common Control. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Business-Combinations/Pages/Business-Combinations-under-Common-Control.aspx.
13. Conceptual Framework. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Conceptual-Framework/Pages/Conceptual-Framework-Summary.aspx.
14. Conceptual Framework Exposure Draft and Comment letters. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Conceptual-Framework/Pages/Conceptual-Framework-Exposure-Draft-and-Comment-letters. aspx.
15. Disclosure Initiative: Principles of Disclosure. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Disclosure-Initiative/Principles-of-Disclosure/Pages/Home.aspx.
16. Discount rates research - review of existing requirements. URL: http://www.ifrs.org/Current-Proj ects/IASB-Proj ects/Discount-rates/Pages/Discount-rates.aspx.
17. Exposure Draft ED/2015/3. Conceptual Framework for Financial Reporting. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Conceptual-Framework/Documents/May %202015/ED_CF_MAY%202015 .pdf.
18. Financial Instruments: Accounting for Dynamic Risk Management: a Portfolio Revaluation Approach to Macro Hedging. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Financial-Instruments-A-Replacement-of-IAS-39-Financial-Instruments-Recognitio/Phase-III-Macro-hedge-accounting/Pages/Phase-III-Macro-hedge-accounting.aspx.
19. Financial Instruments with Characteristics of Equity. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Financial-instruments-with-equity/Pages/FI-with-equity.aspx.
20. Goodwill and Impairment. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Goodwill/Pages/default.aspx.
21. IASB work plan. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Pages/IASB-Work-Plan.aspx.
22. Insurance Contracts. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Insurance-Contracts/Pages/Insurance-Contracts.aspx.
23. Materiality Practice Statement. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Disclosure-Initiative/Materiality/Page s/Home. aspx.
24. Primary Financial Statements. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Performance-Reporting/Pages/default.aspx.
25. Share-based Payment. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Share-based-payments/Pages/Share-based-payments.aspx.
26. The IFRS Foundation and the International Accounting Standards Board. Who we are and what we do. URL: http://www.ifrs.org/About-us/Documents/Who-We-Are-English.pdf.
27. Definition of Materiality. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/definition-of-materiality/Pages/default.aspx.
28. Rate-regulated Activities: Rate Regulation. URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Rate-regulated-activiti.