УДК/UDC 378.147:63(571.17) EDN MBQNLJ
Ковалева Галина Петровна
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогических технологий,Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово
Декина Александра Игоревна
начальник центра дополнительного профессионального образования,Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово
1ШЙ0
+"■«■ Т >|d
Kovaleva Galina P.
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo
Dekina Alexandra I.
Head of the Center of Further Professional Education, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo
РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО АГРООБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
DEVELOPMENT OF CONTINUOUS AGRICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL FOR REGION AGRICULTURE
Введение. В статье представлено исследование по проблеме увеличения кадрового резерва в агроэ-кономике региона с помощью единой образовательной системы: сельская школа - аграрный колледж -сельскохозяйственный вуз. Целью исследования является анализ существующих проблем в сельском хозяйстве региона и раскрытие роли непрерывного аграрного образования для обеспечения высококвалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли Кузбасса.
Методология. Исследование проводится на основе системно-диалектического, интегративного, сравнительного методов. Авторы опирались на стратегические документы Правительства Российской Федерации и администрации Кемеровской области по развитию сельского хозяйства на период до 2035 г., статистические данные, научные работы.
Результаты. Анализ взаимосвязанных проблем, существующих в аграрном секторе региона, выявил факторы, тормозящие его развитие: слабо развитая инфраструктура села, миграция жителей в город, сокращение числа сельскохозяйственных предприятий. Социологические исследования доказали, что в настоящее время большинство выпускников школ не связывают свое обучение и трудовую деятельность с сельскохозяйственной профессией. Поэтому в Кузбасской сельскохозяйственной ака-
демии с 2021 г. был запущен проект по комплексной переподготовке учителей сельских школ с целью обучения учащихся сельскохозяйственным специальностям в специализированных «аграрных классах». Такая образовательная специфика дает возможность ученикам 7-11-х классов не только приобрести конкретную сельскохозяйственную профессию, но овладеть теми компетенциями, которые позволяют формировать собственную траекторию высшего образования, трудовой и предпринимательской деятельности в агробизнесе.
Заключение. Авторами отмечается, что в рамках теоретической и практической деятельности аграрных классов осуществляется подготовка не только будущих абитуриентов Кузбасской сельскохозяйственной академии, но также и специалистов, способных нестандартно решать производственные проблемы и активно осваивать агропромышленный бизнес. Все это положительно скажется на стабильном развитии агропромышленного комплекса региона.
Introduction. The article presents a study on the problem of increasing a personnel reserve in the agricultural economy of a region with the help of a unified educational system: a rural school - an agricultural college - an agricultural university. The purpose of the study is to analyze existing problems in the agriculture of a region and to
reveal the role of continuous agricultural education to provide highly qualified personnel for the agricultural industry of Kuzbass.
Methodology. The study is based on the system-dialectic, integrative and comparative methods. The authors relied on strategic documents of the Government of the Russian Federation and the Kemerovo Oblast Administration on the development of agriculture for the period up to 2035, statistical data, and scientific papers.
Results. An analysis of interrelated problems existing in the agricultural sector of the region has revealed factors hindering its development: poorly developed rural infrastructure, migration of residents to the city, reduction in the number of agricultural enterprises. Sociological studies have proven that at present most school graduates do not associate their training and employment with an agricultural profession. Therefore, in the Kuzbass Agricultural Academy in 2021, a project for the integrated retraining of rural school teachers was launched to teach students agricultural specialties in specialized «agricultural classes». Such educational specificity allows students of grades 7-11 not only to acquire a specific agricultural profession, but to master those competencies that allow one to form their own trajectory of higher education, labor and business activities in agricultural business.
Conclusion. The authors note that within the framework of theoretical and practical activities of agricultural classes, not only future applicants of the Kuzbass Agricultural Academy are trained, but they may also become specialists who are able to solve production problems in an unconventional way and actively master agro-industrial business. All this will have a positive impact on a stable development of the agro-industrial complex of the region.
Ключевые слова: аграрные классы, проект, сельское хозяйство, Кузбасс, подготовка учителей.
Keywords: agricultural classes, project, agriculture, Kuzbass, teacher training.
Введение
Сельскохозяйственная отрасль Российской Федерации имеет стратегическое значение для устойчивого развития государства и обеспечения его продовольственной безопасности. Более 80 различных отраслей, входящих в АПК, выполняют функцию обеспечения страны сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. В рамках реализации Доктрины обеспечения продовольственной безопасности страны [4] Российская Федерация перешла не только к импортозамещению своей продовольственной базы, но и стала активным партнером на мировом
рынке по экспорту своей сельскохозяйственной продукции. По сообщениям федерального центра «Агроэкспорт» при Министерстве сельского хозяйства РФ, объем экспорта агропромышленного комплекса в 2020 г. достиг 30,7 млрд долларов США и превысил импорт почти на 1 млрд долларов. За 2021 г. экспорт продукции АПК составил уже 37,122 млрд долларов (по данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК). В прошлом году импортерами продукции агропромышленного комплекса России являлись более 150 стран. Лидирующую позицию среди них сохраняет Китай, закупки которого превысили 4 млрд долларов. В 2021 г. на импортоза-мещение в бюджете РФ было предусмотрено более 330 млрд рублей [23].
В Кемеровской области, которая является промышленным регионом, доля сельского хозяйства составляет всего 3,4-4,2 % в валовом региональном продукте [9, с. 14]. Несмотря на незначительный объем аграрного сектора в структуре областного производства, принимаются меры по продовольственной самообеспеченности региона. Традиционными для сельского хозяйства Кемеровской области являются мясомолочная животноводческая специализация, выращивание зерновых, кормовых культур и картофеля. Производство зерна за последние годы сохраняется на уровне 1 млн тонн. Урожайность картофеля составляет в среднем около 150 центнеров с гектара, а в хозяйствах-рекордсменах - 270 центнеров с гектара (Россия, Кемеровская область, Яшкинский муниципальный округ, сельскохозяйственная организация ООО «КДВ-Агро»). Лидером по объему производства овощей и их урожайности является СПК «Береговой» (Россия, Кемеровская область, Кемеровский муниципальный округ). На протяжении последних лет урожайность в этом хозяйстве составляет в среднем 572,3 центнера с гектара, а валовой сбор более 13,2 тыс. тонн. Расширяется производство рапса. Эта высокодоходная культура позволяет обеспечить регион высокобелковыми кормами для молочного скотоводства. Например, в Кемеровском муниципальном округе средняя урожайность рапса в 2021 г. составила 27,8 ц/га.
Определяющую роль в Кемеровской области играет внешнеторговый оборот. Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса из региона за 2021 г. составил 326,8 млн долларов. Хотя поставки осуществлялись в 37 стран мира, наибольший объем экспорта был в Республики Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Латвия, Азербайджан, Беларусь и Китай. Более 75 % экспорта приходится на продукцию пище-
вой и перерабатывающей промышленности [7; 8]. С 2016 г. в номенклатурном товарном экспорте региона появились: племенной крупный рогатый скот, племенные цыплята, растительное нерафинированное масло, сгущенное молоко и сливки, другие товары. Благодаря участию в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», решается задача расширения представительства Кузбасса на зарубежных рынках [6].
В экономике современного российского общества, находящегося на этапе постиндустриальной перестройки, серьезное внимание уделяется повышению технологичности и наукоемкости АПК. Агропромышленный комплекс является основным заказчиком кадров для сельского хозяйства страны. Происходящие в России и мире процессы модернизации образования направлены на сближение с актуальными социальными практиками и обладают общественно экономической значимостью в сфере науки и экономики.
В мировой практике активно осуществляется перестройка сферы образования в спектре инновационной направленности содержания образовательного процесса, конкретизации профессиональной ориентации и разработки методологий обучения, ориентированных на переход к непрерывному образованию [25; 26]. Российское образование старается находиться в тренде мировых тенденций. Пристальное внимание уделяется трудоустройству выпускников вузов по своему квалификационному профилю. Это связано с тем, что количество специалистов, подготовленных в учебных заведениях, не соответствует количеству кадров, пришедших на рынок труда и трудоустроенных по заявленной в дипломе специальности [28; 29].
Методология
Агропромышленный комплекс Кемеровской области является основным заказчиком по подготовке кадров для этого сектора экономики. Стратегия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона на период до 2035 г. [16] нацеливает образовательные учреждения на опережающую подготовку кадров. Без специалистов, вооруженных инновационными знаниями и навыками, умеющих нестандартно мыслить и решать сложные исследовательские задачи, невозможно перейти на современные методы технологии, производства и управления, укреплять и расширять бизнес-структуры. В рамках выполнения задачи по созданию условий для получения специальных
знаний, умений и практических навыков в сфере сельскохозяйственного производства для всех трудоспособных граждан России образовательная политика направлена на укрепление существующих аграрных вузов и расширение предложений в аграрном образовании. Остро стоит вопрос о повышении интереса школьников и выпускников СПО к профессиям сельскохозяйственного профиля [6, с. 196-199]. Проблему увеличения кадрового резерва в агроэкономике региона можно успешно решать с помощью единой образовательной системы: сельская школа - аграрный колледж - сельскохозяйственный вуз.
Цель статьи: раскрыть роль непрерывного аграрного образования для решения проблемы обеспечения высококвалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли Кузбасса как фактора стабильности ее функционирования.
Задачи исследования: 1) выявить проблемы, существующие в аграрном секторе Кузбасса; 2) проанализировать причины сложившегося дисбаланса между выбором специальностей выпускниками школ и потребностями работодателе; 3) рассмотреть значение профильных классов аграрной направленности в формировании осознанного выбора учащимися сельскохозяйственной профессии; 4) обозначить инновационность проекта переквалификации учителей сельских школ в направлении обучения школьников аграрным профессиям.
В отечественной литературе тематика взаимосвязи агрообразования и развития сельского хозяйства рассматривалась Э. М. Лубковой [9, с. 13-21], И. А. Ганиевой, Е. В. Дугиновым [3, с. 5-8.], В. В. Велика-новым, Е. В. Дубежанским, Н. Г. Трапянок [1, с. 154-157], Т. Л. Проскуриной [13, с. 48-53] и др.
Информационной базой исследования являются стратегические документы Правительства Российской Федерации [4; 17; 19] и администрации Кемеровской области по развитию сельского хозяйства на период до 1935 г. [16], статистические данные [18]. Методы исследования: системно-диалектический, интегративный, сравнительный.
Результаты
В рамках программы «Стратегия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2035 года» [16] перед кузбасскими аграрными предприятиями ставится задача - достижение мировых стандартов, повышение конкурентоспособности. С этой целью сельскохозяйственное производство переводится на современные технологии.
В области разрабатываются не только новые направления, но и совершенствуются существующие подходы к инновационной политике агропромышленного комплекса, что способствует сокращению ручных затрат и снижает зависимость результатов труда от климатических условий.
Вместе с тем в аграрном секторе Кузбасса обнаруживаются проблемы, которые требуют комплексного решения. Все они взаимосвязаны, влияют на динамику развития региона. Выделим наиболее важные из этих проблем.
1. Слабо развитая инфраструктура некоторых сельских территорий. Это влияет как на сдерживание роста производства продукции сельскохозяйственными предприятиями, так и на миграцию жителей из села в города страны. Фактор слабо развитой инфраструктуры значительно сокращает возможности повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса.
2. Сокращение предприятий аграрного сектора. Например, в 2018 г. количество сельскохозяйственных организаций уменьшилось с 1563 до 978 (по сравнению с 2014 г.) [9, с. 13-21].
3. Значительное снижение сельского населения на фоне демографического спада в стране обострили проблему подготовки кадров для предприятий сельского хозяйства.
4. Вышеизложенные негативные процессы повлияли на функционирование системы высшего аграрного образования в Кемеровской области, и в первую очередь с этим столкнулась Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия.
Проведенные социологические исследования показали, что выпускники школ и СПО по-прежнему выбирают «престижные» с их точки зрения направления при поступлении в вуз - технические и инженерные специальности. В рамках опроса, проведенного группой компании Maximum Education, картина предпочтений выпускниками школ при выборе направлений в 2020 г. выглядит следующим образом: собираются пойти на «Экономику и управление» 32 % выпускников средних школ; направления «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» выбрали 15 %; «Физико-техническая наука и технологии» - 13 %. Несмотря на то, что эти специальности набирают популярность, имеются определенные трудности для успешного освоения учащимися средних школ образовательной программы по этим направлениям. Поэтому большинство выпускников школ выбирают гуманитарные специальности, хотя гуманитариям становится все сложнее найти работу. В связи
с этим абитуриенты, опасаясь остаться без высшего образования, выбирают такие специальности, как «менеджмент», «экономика», «юриспруденция» [10].
Эксперты портала Бире^оЬ на основании опроса родителей выпускников 2021 г. сделали следующие выводы. Только 43 % проанкетированных старшеклассников планируют продолжать учебу в вузах (в 2010 г. эта цифра составляла 80 %). Проведенное исследование дало основание распределить следующим образом перечень желанных профессий: программист - 26 %, врач - 16 %, инженер - 11 %, экономист -7 %, учитель - 5 %, военный - 5 %. Исследование также показало, что спрос на рабочие профессии вырос в два раза. С точки зрения проректора Финансового университета при Правительстве РФ А. Сафонова (Москва, Россия), сегодня в представлении родителей и выпускников школ диплом о высшем образовании не является гарантией трудоустройства на высокооплачиваемую работу. А вот многие рабочие профессии востребованы на рынке труда и позволяют иметь достаточно высокий доход [15].
С точки зрения редакции B-MAG, востребованными профессиями в настоящее время и в ближайшем будущем являются следующие: врач, косметолог, программист, инженер, логист. В первой пятерке наиболее перспективных профессий рынка труда на период с 2020 по 2025 г. находятся: нанобиотехно-лог, архитектор виртуальной и дополненной реальности, этичный хакер (кибербезопасность), инженер-робототехник [14]. Выпускников школ в г. Кемерове на 2022 г. ориентируют на следующие перспективные профессии: инженер по техническому надзору, информатик, инженер по обслуживанию транспорта, аккомпаниатор, лаборант-эколог, инженер по эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры, инженер по техническому надзору, инженер по сопровождению программного обеспечения и др. [12].
Парадокс состоит в том, что выбор тех или иных специальностей со стороны абитуриентов вовсе не гарантирует их востребованности как специалистов в будущем. А вот на традиционные сельскохозяйственные профессии со стороны работодателей присутствует значительный спрос - они могут предложить выпускнику вуза сразу несколько мест работы.
В ходе анализа, проведенного Кузбасской сельскохозяйственной академией, были выявлены следующие причины сложившегося дисбаланса между выбором выпускников школ и потребностями работодателей:
1) наличие стереотипа о том, что сельское хозяйство базируется на тяжелом ручном труде с примене-
нием устаревших технических устройств и технологий;
2) отсутствие представлений у выпускников школ и их родителей о профессиональных перспективах, открывающихся благодаря аграрному образованию;
3) слабое представление о сельскохозяйственных специальностях, возможностях стать предпринимателем, основать собственное фермерское хозяйство или аграрное предприятие, др.
Получив картину мировоззренческих и профессиональных ориентиров учащихся школ, руководство вуза разработало программу профориентацион-ной работы в школах и профессиональных образовательных организациях с целью улучшения информированности школьников и увеличения числа абитуриентов, желающих поступить в Кузбасскую сельскохозяйственную академию. Одновременно активизировалась работа по созданию новых и инновационной перестройке уже существующих аграрных классов в сельских школах.
Движение по созданию «аграрных классов» было развернуто еще в первые годы XXI в. [5; 1; 11; 21]. За почти двадцатилетний период их существования в Кемеровской области был накоплен значительный опыт. В частности, разработаны различные учебные программы для подготовки учащихся 9-11-х классов и выпускников СПО к поступлению в вуз. Ученики уже в стенах учебного заведения знакомятся с основами растениеводства, животноводства, агрономии, устройством сельскохозяйственной техники, механизаторским делом и другими дисциплинами. Аграрная направленность в вариативной части учебных программ создает условия для профессионального самоопределения учащихся уже в процессе учебы и способствует осознанному выбору сельскохозяйственной профессии. Специализированные занятия в агро-классах проводятся с использованием групповых и индивидуальных, интерактивных и проектных, диалоговых и дискуссионных форм. Искренний интерес у учащихся вызывают экскурсии на аграрные предприятия, дни открытых дверей и конференции в вузе, мастер-классы и деловые игры, работа на приусадебном участке и в фермерском хозяйстве, другие.
Существующая практика работы профильных классов аграрной направленности по осознанному выбору учащимися сельскохозяйственной профессии привела, с одной стороны, к увеличению притока абитуриентов в Кузбасскую сельскохозяйственную академию (почти на 1000 человек за последние 3 года), с другой стороны, увеличению кадрового резерва предприятий сельскохозяйственного профиля, что
положительно отразилось на развитии агропромышленного комплекса региона.
С 2019 г. в регионе существует автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр «Кузбасс» (НОЦ), в руководство которого вошли ведущие специалисты из Кузбасской сельскохозяйственной академии. В рамках профориентацион-ного проекта «Школы НОЦ», который был поддержан Министерством образования и науки Кузбасса и Кемеровским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства (НИИСХ), решается задача по интеграции всех уровней образования для решения кадровых и исследовательских задач в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации. Участниками проекта являются семь школ Гурьевского, Промышленновского и Яйского муниципальных округов, в которых уже есть опыт работы агроклассов, приобретенный в процессе тесного сотрудничества с Кузбасской сельскохозяйственной академией [3, с. 5-8].
В 2021 г. в Кузбасской сельскохозяйственной академии разработан инновационный пилотный проект по переподготовке учителей средних сельских школ для работы в специализированных аграрных классах, направленный на преобразование образовательной среды с целью появления новых видов образовательной деятельности. Назначение проекта: решение проблемы нехватки молодых специалистов в сельскохозяйственной отрасли Кемеровской области через укрепление системы непрерывного аграрного образования, переквалификацию учителей средних сельских школ и включение в образовательную деятельность программы подготовки школьников 7-11-х классов к овладению аграрной профессией в специализированных агроклассах. Переквалификация учителей направлена на получение знаний, навыков и диплома, дающих право на обучение сельскохозяйственным профессиям учащихся аграрных классов. К участию в проекте привлечен ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (Томск, Россия), сельские школы Кузбасса. В конце октября 2021 г. на площадке Кузбасской сельскохозяйственной академии была проведена стратегическая сессия по запуску проекта. В ходе мозгового штурма разрешалась трехблочная задача:
1) создание материальной и цифровой инфраструктуры для работы агроклассов. Например, с помощью программы «Цифровой гектар» учащиеся смогут осваивать азы агрономии, растениеводства, овощеводства, зоотехники и других специальностей, а затем реализовывать полученные знания на практике (при-
усадебном участке или фермерском хозяйстве). В стенах сельских школ планируется запустить виртуальный проект «Сити-ферма», на котором можно отрабатывать различные современные аграрные технологии;
2) разработка комплекса лабораторных задач по разным дисциплинам - инновационный образовательный ресурс в форме кейсов;
3) создание цифровой платформы для учителей сельских школ.
Вся образовательная, практическая и проектная деятельность базируется на основе системомысле-деятельностной педагогики П. Г. Щедровицкого [22] с применением методик ТРИЗ-педагогики (Теория Решения Исследовательских Задач) и обучения навыкам нестандартного мышления. Процесс обучения на всех этапах обеспечивает профессорско-преподавательский состав Кузбасской ГСХА при активном участии специалистов-практиков ведущих фермерских хозяйств региона [27].
Структура процесса обучения в агроклассах организуется следующим образом:
1. Обучение на теоретическом уровне через углубленный курс дисциплин естественно-научного цикла (биология, химия, физика, математика и др.). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования № 413 [20] выделяет в целостном учебном процессе 3 области: инвариантную (обязательную), вариативную и факультативы. Наличие вариативной части и факультативов позволяет дать не только знания, но научить нестандартно мыслить и решать изобретательские задачи, связанные с учебной дисциплиной в ракурсе овладения сельскохозяйственной профессией.
2. Обучение проектной деятельности через создание индивидуального проекта приобретения сельскохозяйственной профессии и разработку коллективного проекта деятельности аграрного класса. Это позволит на начальном этапе мотивировать каждого учащегося, показать значимость его индивидуальной деятельности по овладению профессией для организации деятельности целого.
3. Обучение практической деятельности в ракурсе получения сельскохозяйственной профессии.
В Кузбасской сельскохозяйственной академии понимают, что в перспективе подготовку к овладению сельскохозяйственной профессией надо начинать в начальной школе. В силу возрастных особенностей учащиеся начальных классов способны активно усваивать разнообразную информацию. Если уже в раннем возрасте им не заложить любовь к родной земле и труду на ней, если они не попадут
в нужную общеобразовательную и профориента-ционную программу, то время будет упущено. Тогда в среднем и старшем звене встретятся определенные трудности в пробуждении у школьников интереса к сельскохозяйственному труду. По утверждению советского педагога Д. Б. Эльконина [2; 24], у учащегося в возрасте от 6 до 16 лет в результате сознательного экспериментирования, выстраивания отношений со сверстниками, направленной профориентации и других факторов формируются определенные компетенции, которые постепенно выделяются в относительно самостоятельную область мировиде-ния и целеполагания. Благодаря обучению учащихся в аграрных классах на основе применения цифровых технологий, методов проектирования и планирования своей карьеры, получения навыков бизнес-деятельности, эти компетенции будут формироваться целенаправленно. В конечном счете агроклассы будут способствовать решению вопроса об увеличении контингента обучающихся в Кузбасской сельскохозяйственной академии, подготовке кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Кемеровской области и выполнению программы по продовольственному обеспечению региона.
Заключение
Таким образом, реализация пилотного проекта по переподготовке учителей сельских школ для работы в специализированных аграрных классах, разработанного в Кузбасской сельскохозяйственной академии, способствует появлению новых видов образовательной деятельности, кооперации возможностей вуза, сельских школ и аграрного бизнеса для освоения инновационных технологий, решения кадровых задач и исследовательских проектов. Функционирование аграрных классов помогает сформировать у обучающихся собственное ответственное отношение к сельскому хозяйству и выбрать нужную профессию. Переквалификация учителей сельских школ и включение в образовательную деятельность программы подготовки школьников к овладению аграрной профессией создает условия для сохранения кадров на селе. Подготовка современных специалистов, способных нестандартно решать производственные проблемы и активно осваивать агропромышленный бизнес, поможет создать высокотехнологичную и комфортабельную для людей инфраструктуру села в соответствии с требованиями времени. Все это положительно скажется на стабильном развитии агропромышленного комплекса Кемеровской области.
Литература
1. Великанов В. В., Дубежинский Е. В., Трапянок Н. Г Агро-классы как новая реальность (по результатам социологического опроса) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 1. С. 154-157.
2. Ведущая деятельность и периодизация психического развития (по Д. Б. Эльконину) [Электронный ресурс]. URL: https:// lektsii.org/7-17203.html.
3. Ганиева И. А., Дугинов Е. В. Цифровая агрономия - один из авторских образовательных треков кузбасского образовательно-профориентационного проекта «Школы НОЦ» // Достижения науки и техники АПК. 2021. Т. 35, № 4. С. 5-8.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 21 января 2020 г. № 20.
5. Каракулев В. В. Агроклассы: связующее звено между школой и университетом [Электронный ресурс]. URL: http:// agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/iteiTi/230-agroklassy-svyazuyuscee-zveno-mezhdu-wkoloj-i-universitetom.
6. Кононова С. А., Харитонов А. В. Тенденции развития сельского хозяйства Кемеровской области // Агроэкономика. 2016. № 1 (57). С. 196-199.
7. Кузбасс нарастил экспорт сельскохозяйственной продукции... [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ press-service/regions/kuzbass-narastil-eksport-muchnykh-konditerskikh-izdeliy/.
8. Кузбасс с начала года экспортировал сельхозпродукции на $195,6 млн. [Электронный ресурс]. URL: https://milknews. ru/index/apk-kuzbass.html.
9. Лубкова Э. М. Технико-технологическая составляющая конкурентоспособности АПК промышленного региона (на материалах Кемеровской области) [Электронный ресурс] // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 3. С. 13-21. URL: www.rppe.ru.
10. Названы самые популярные направления в вузах - 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/ postupi.online/nazvany-samye-populiarnye-napravleniia-v-vuzah-2020-5e6a53289e1c584ed15f35cf.
11. Первый раз в агрокласс [Электронный ресурс]. URL: http://tatishevo.saratov.gov.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=31005: pervyiy-raz-v-agroklass&Itemid=129.
12. Рейтинг востребованных профессий в Кемерово [Электронный ресурс]. URL: https://vuzopedia.ru/professii/region/ city/34/cat/rating.
13. Проскурина Т. Л. Создание и перспективы развития аграрного образовательного кластера в Белгородской области // Университетское управление. 2011. № 5. С. 48-53.
14. Самые перспективные профессии рынка труда 20202025 года [Электронный ресурс]. URL: https://b-mag.ru/ samye-perspektivnye-professii-rynka-truda-2020-2025-goda/.
15. Современные школьники не стремятся поступить в вузы [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/ daily/27254.5/4384759/.
16. Стратегия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https:// bulleten-kuzbass.ru/bulletin/240198.
17. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151 -р. URL: www.bsaa.edu.ru.
18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru.
19. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 год, утвержденная правительством РФ от 25 августа 2017 г. № 996.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.).
21. Чернев Н. А. Агроклассы как элемент системы профессиональной ориентации молодежи Оренбуржья [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/vieiWtiTF163694 3949&tld=ru&lang=ru&name=elibrary_28977651_54451730. pdf&text=история.
22. Щедровицкий П. Г Очерки по философии образования. М., 1993. 79 с.
23. Экспорт сельхозпродукции из России в 2020 году превысил $1 млрд. (по сообщению ТАСС) [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11351335.
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 219 с.
25. Decision No 1720/2006/EC of the European parliament and of the council of 15 November 2006 Establiching an Action Programme in the Field of Lifelong Learning // Official Journal of European Union. 2006. L 327. November 24.
26. European Commission Call Proposals 2011 - EAC/49/10. Lifelong Learning Programme // Official Journal of Europien Union. 2010. October 27. P. 290.
27. Kovaleva G. P., Dekina A. I. Problems of Innovative Transformation of Russian Higher Education Developmental Education on the Example of Agrarian University // International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE). 2021. № 13 (2). P. 1154-1159. DOI: 10.9756/INT-JECSE/V13I2.211161.
28. Lai T., Lin H. F. An investigation of the relationship of beliefs, values and technological pedagogical content knowledge among teachers // Technology, Pedagogy and Education. 2018. Vol. 27 (4). P. 445-458. DOI: 10.1080/1475939X.2018.1496137.
29. Pillen M. T. Professional identity tensions of beginning teachers // Technische Universiteit Eindhoven. 2013. P. 178. DOI: 10.6100/IR758172.
References
1. Velikanov V. V., Dubezhinskii E. V., Trapianok N. G. Agroklassy kak novaya real'nost' [Agroclasses - a new reality (according to the results of a sociological review)]. Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy, 2020, no. 1, pp. 154-157. (In Russian).
2. Vedushchaya deyatel'nost' i periodizaciya psihicheskogo raz-vitiya (po D. B. El'koninu) [Leading activities and periodization of mental development (according to D. B. Elkonin)]. Available at: https://lektsii.org/7-17203.html. (In Russian).
3. Ganiev I. A., Duginov E. V. Cifrovaya agronomiya - odin iz avtor-skih obrazovatel'nyh trekov kuzbasskogo obrazovatel'no-profori-entacionnogo proekta «Shkoly NOC» [Digital agronomy is one of the author's educational tracks of the Kuzbass educational and vocational guidance project "School of NCC"]. Achievements of Science and Technology of the APC, 2021, vol. 35, no. 4, pp. 5-8. (In Russian).
4. Doktrina prodovol'stvennojbezopasnosti RossijskojFederacii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF 21 yanvarya 2020 g. № 20 [The Doctrine of Food Security of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation on January 21, 2020 No. 20]. (In Russian).
5. Karakulev V. V. Agroklassy: svyazuyushchee zveno mezhdu shkoloj i universitetom [Agroklasses: a link between the school and the university]. Available at: http://agrovuz.ru/prepoda-
vateljam/innovacii/item/230-agroklassy-svyazuyuscee-zveno-mezhdu-wkoloj-i-universitom. (In Russian).
6. Kononova S. A., Kharitonov A. V. Tendencii razvitiya sel'skogo hozyajstva Kemerovskojoblasti [Trends in the development of agriculture of the Kemerovo region]. Agroeconomics, 2016, no. 1 (57), pp. 196-199. (In Russian).
7. Kuzbass narastil eksport sel'skohozyajstvennoj produkcii... [Kuzbass increased the export of agricultural products.]. Available at: https://mcx.gov.ru/press-service/regions/kuzbass-narastil-eksport-muchnykh-konditerskikh-izdeliy/. (In Russian).
8. Kuzbass s nachala goda eksportiroval sel'hozprodukcii na $195,6 mln. [Kuzbass since the beginning of the year exported agricultural products for $195.6 million]. Available at: https://milknews.ru/index/apk-kuzbass.html. (In Russian).
9. Lubkova E. M. Tekhniko-tekhnologicheskaya sostavlyayushchaya konkurentosposobnosti APK promyshlennogo regiona (na mate-rialah Kemerovskoj oblasti) [Technical and technological component the competitiveness of agribusiness industrial region (based on the materials of the Kemerovo region)]. Regional Problems of the Transformation of the Economy, 2020, no. 3, pp. 13-21. Available at: www.rppe.ru. (In Russian).
10. Nazvany samye populyarnye napravleniya v vuzah - 2020 [The most popular directions are named in universities - 2020]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/postupi.online/ nazvany-samye-populiarnye-napravleniia-v-vuzah-2020-5e6a53289e1c584ed15f35cf. (In Russian).
11. Pervyj raz v agroklass [For the first time in the agro-class]. Available at: http://tatishevo.saratov.gov.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=31005: pervyiy-raz-v-agroklass&itemid=129. (In Russian).
12. Rejting vostrebovannyh professij v Kemerovo [Perspective professions in Kemerovo]. Available at: https://vuzopedia.ru/pro-fessii/region/city/34/cat/rating. (In Russian).
13. Proskourina T. L. Sozdanie i perspektivy razvitiya agrarnogo obrazovatel'nogo klastera v Belgorodskoj oblasti [The creation and prospect of development of agricultural education cluster in Belgorod region]. University Management, 2011, no. 5, pp. 48-53. (In Russian).
14. Samye perspektivnye professii rynka truda 2020-2025 goda [The most promising professions of the labor market 2020-2025]. Available at: https://b-mag.ru/samye-perspektivnye-professii-rynka-truda-2020-2025-goda/. (In Russian).
15. Sovremennye shkol'niki ne stremyatsya postupit' v vuzy [Modern schoolchildren do not seek to enter universities]. Available at: https://www.kp.ru/daily/27254.5/4384759/. (In Russian).
16. Strategiya razvitiya sel'skogo hozyajstva, pishchevoj i pererabaty-vayushchej promyshlennosti Kemerovskoj oblasti na period do 2035 goda [Strategy for the development of agriculture, food and processing industry of the Kemerovo region for the period up to 2035]. Available at: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/240198. (In Russian).
17. Strategiya razvitiya agrarnogo obrazovaniya v RossijskojFed-eracii do 2030 goda [Strategy for the development of agrarian education in the Russian Federation until 2030]. Order of the Gov-
ernment of the Russian Federation of February 2, 2015 No. 151 -p. Available at: www.bsaa.edu.ru. (In Russian).
18. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://gks.ru. (In Russian).
19. Federal'naya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 god, utverzhdennaya pravitel'stvom RF ot 25 avgusta 2017 g. № 996 [The Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025, approved by the Government of the Russian Federation of August 25, 2017 No. 996]. (In Russian).
20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Middle General Education]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 No. 413 (with amendments and additions from: December 29, 2014, December 31, 2015, June 29, 2017, September 24, December 11, 2020). (In Russian).
21. Chernev N. A. Agroklassy kak element sistemy professional'noj orientacii molodezhi Orenburzh'ya [Agroclasses as an element of a system of professional orientation of young people of Orenburg]. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1636 943949&tld=ru&lang=ru&name=elibrary_28977651_54451730. pdf&text= historical. (In Russian).
22. Shchedrovitsky P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on education philosophy]. Moscow, 1993, 79 p. (In Russian).
23. Eksport sel'hozprodukcii iz Rossii v 2020 godu prevysil $1 mlrd. (po soobshcheniyu TASS) [Exports of agricultural products from Russia in 2020 exceeded $1 billion (according to the TASS report)]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/11351335. (In Russian).
24. Elkonin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy: problemy voz-rastnoj i pedagogicheskoj psihologii [Selected Psychological Proceedings: Problems of age and pedagogical psychology]. Moscow, 1995, 219 p. (In Russian).
25. Decision No 1720/2006/EC of the European parliament and of the council of 15 November 2006 Establiching an Action Programme in the Field of Lifelong Learning. Official Journal of European Union, 2006, L 327, November 24. (In English).
26. European Commission Call Proposals 2011 - EAC/49/10. Lifelong Learning Programme. Official Journal of Europien Union, 2010, October 27, pp. 290. (In English).
27. Kovaleva G. P., Dekina A. I. Problems of Innovative Transformation of Russian Higher Education Developmental Education on the Example of Agrarian University. International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE), 2021, no. 13 (2), pp. 1154-1159. DOI: 10.9756/INT-JECSE/V13I2.211161. (In English).
28. Lai T., Lin H. F. An investigation of the relationship of beliefs, values and technological pedagogical content knowledge among teachers. Technology, Pedagogy and Education, 2018, vol. 27 (4), pp. 445-458. DOI: 10.1080/1475939X.2018.1496137.
29. Pillen M. T. Professional identity tensions of beginning teachers. Technische Universiteit Eindhoven, 2013, pp. 178. DOI: 10.6100/IR758172.