УДК-37
Лобанок Л.В.
старший преподаватель Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск, Беларусь Морозова И.М. кандидат физ.-мат. наук, доцент доцент кафедры высшей математики Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск, Беларусь Кемеш О.Н. кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск, Беларусь
ОБ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ
Аннотация
Рассматривая состояние сельского хозяйства Беларуси в настоящее время, авторами обосновывается необходимость организации профильного аграрного обучения в средней школе. В статье рассматривается опыт работы с абитуриентами в Белорусском государственном аграрном техническом университете.
Ключевые слова
Сельское хозяйство, профильное образование, агроклассы, факультативные занятия,
профориентационная работа.
На современном этапе развития экономики любой страны сельское хозяйство занимает в ней особое место. Это обусловлено тем, что степень развития аграрного сектора определяет уровень экономической безопасности страны. Сельскохозяйственная продукция является источником удовлетворения спроса населения на продукты питания, сельское хозяйство поставляет свою продукцию в качестве сырья для легкой и пищевой промышленности, в свою очередь сельскохозяйственное производство является потребителем промышленной продукции. С другой стороны, сельскохозяйственное производство создает рабочие места для сельского населения и является источником пополнения трудовых ресурсов для других отраслей народного хозяйства.
По данным статистики Республики Беларусь (РБ) на 01.01.2020 все население республики составляло 9408,4 тысячи человек, из них 2104,6 тысяч проживало в сельской местности. Доля сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь составляет 6-7% от объема ВВП, причем в сельском секторе работает более 8% от общего количества работников, занятых в экономике страны [1]. Однако, следует отметить, что в нашей стране происходит постоянный отток работников, занятых в сельском хозяйстве. И это связано не только с внедрением достижений научно-технического прогресса, но и переменой места жительства на городской, «Беларусь имеет шанс через 10 лет стать одной из самых урбанизированных в мире», - так высказался на семинаре «Региональное развитие» в рамках проекта «Открытый диалог» эксперт Центра экономических исследований BEROC О. Мазоль. «В Беларуси уровень урбанизации составляет примерно 80%, то есть только около 20% населения живет в сельской местности. Мы занимаем первое место в Восточной Европе по уровню урбанизации и одно из первых мест во всей Европе. С текущими темпами сокращения трудоспособного населения, около 2,3% в год, лет через десять уровень урбанизации будет уже 90%», - сказал эксперт [2].
Для стабилизации и улучшения положения в сельском хозяйстве предпринимаются различные меры экономического характера (стимулирование работы специалистов и руководителей, кредитование, развитие
и поддержка фермерских хозяйств, привлечение инвесторов, улучшение уровня жизни, обслуживания на селе и т.д.) [3]. Также одним из направлений работы на селе является работа с трудовой и учащейся молодежью, так как именно они и создают отток сельских жителей в город. По данным на 2019/2020 учебный год доля студентов, которые обучались по направлениям сельское хозяйство и лесное хозяйство в Беларуси составляла 8,7 % от общего числа учащихся, а эти цифры говорят о малой привлекательности для современного молодого человека специальностей аграрного профиля.
В направлении мотивации молодежи к получению специальностей аграрного профиля, а как следствие сокращение темпов урбанизации, ведется активная работа в учебных заведениях названного выше профиля. В 2018/2019 учебном году в белорусских школах был организован новый вид профильного образования - агроклассы. Постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования РБ и Министерством сельского хозяйства РБ от 20 декабря 2017 года №17.9/39 в целях кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами, необходимости повышения престижности сельскохозяйственных профессий у молодежи принято решение о создании с 1 сентября 2018 года профильных классов аграрной направленности в учреждения общего среднего образования. Прием в эти классы, как и в любые другие профильные, осуществляется на конкурсной основе, разрешено набирать учеников, имеющих по профильным предметам не ниже 6 баллов, средний балл свидетельства об общем базовом образовании при этом должен быть не ниже 5 баллов.
Постановлением Министерства образования РБ от 4 июля 2018 года утверждена учебная программа факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» для учащихся Х-Х1 классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования [4].
Особенностью этих факультативных занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий, связанных с сельским хозяйством и формирование представления о будущей трудовой деятельности. Специально для учителей школ вузами подготовлен электронный учебно-методический комплекс, в котором содержится конспект практических занятий, презентации и обучающее видео. Школьники на занятиях изучают мир сельскохозяйственных растений и животных, получают представление о технологиях производства и условиях хранения сельхозпродукции, о селекции и биотехнологиях, об экологии, ветеринарии, генетике, а также о технологическом обеспечении сельхозпроизводства. Кроме того, они получат представление о классификации и основных системах тракторов, электрооборудовании животноводческих ферм и о хозяйстве как о целом механизме. Программа факультатива рассчитана на два года на 140 часов, сюда входят практические занятия, семинары, экскурсии, выездные занятия с целью закрепления полученных знаний на практике, знакомства с работой различных отделов сельскохозяйственного предприятия.
Чтобы работа по привлечению учащихся в вузы аграрного профиля была более эффективной в июне 2020 года был подписан Указа №209 Президента Республики Беларусь, в котором сказано, что «лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) аграрной направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на условиях целевой подготовки специалистов на сельскохозяйственные специальности (по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования)»[5].
Таким образом, у выпускников агроклассов появилась возможность поступать в высшие учебные заведения аграрного профиля РБ без экзаменов по собеседованию. Непременное условие для поступления - целевое направление. Как показывает опыт, отбирая и направляя абитуриента на учебу, стимулируя его обучение и обеспечив места прохождения практики и написания диплома, заказчик получает мотивированного и квалифицированного специалиста. Такие кадры лучше закрепляются в своей родной местности, где в них есть необходимость и созданы необходимые условия как для работы, так и для комфортного проживания.
На данный момент в РБ создано 400 таких агроклассов, в которых занимаются 2500 школьников. Учащимся этих классов предоставляется возможность получить углубленное изучение
общеобразовательных предметов (по математике, физике, русскому или белорусскому языку по желанию) не только по месту жительства, но ив столичных или областных вузах, то есть в тех вузах, куда прикреплены те или иные классы по их формированию.
Белорусский государственный аграрный технический университет одним из первых включился в профориентационную работу по системе профильного образования. Тем более, что университетом накоплен большой опыт мотивационной работы с абитуриентами. В конце 90-х начало 2000 годов БГАТУ был в числе первых организаторов системы профильного образования, специализированные выпускные классы учащихся в средних учебных заведениях существовали в целом ряде населенных пунктов, как Минской области, так и других областей Беларуси. Выпускники этих классов становились студентами университета с полным осознанным выбором места учебы. Но изменившаяся демографическая обстановка и новые правила поступления в высшие учебные заведения в начале 2000 годов несколько замедлили процесс развития этой системы работы с абитуриентами.
В настоящее время, с изменением правил поступления в аграрные вузы, работа с абитуриентами приняла новые формы и методы. Сегодня БГАТУ сотрудничает с 79 агроклассами на территории Беларуси [6]. Их распределение по областям приведено в диаграмме.
й гомельская -3 ■ гродненская -1 0минская -52 ¡3 моги лев ска я -5 0витебская -7 В брестская -11
В 2020 году 25 выпускников профильных классов стали студентами БГАТУ. В 2020-2021 учебном году учащиеся агроклассов имеют возможность посещать дополнительные занятия по математике и физике в университете. Опытные преподаватели проводят с ними практикумы по выбранным ими предметам. Так кафедры высшей математики и физики организуют с учащимся занятия по подготовке к сдаче централизованного тестирования и внутренних вузовских вступительных экзаменов. Чтобы мотивировать учащихся к выбору специальности аграрного профиля и вызвать интерес к обучению преподаватели используют современные педагогические технологии, активизирующие и интенсифицирующие учебную деятельность школьников. Так преподаватели кафедры высшей математики БГАТУ в работе с учащимися агроклассов используют следующие образовательные технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение (предлагаются учащимся задачи разного уровня для аудиторных и домашних работ);
- коллективная система обучения (работа в парах смешанного состава);
- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах, т.е. работа на скорость с разбиением на небольшие группы с общим результатам);
- технология изучения изобретательских задач (решение задач повышенной сложности с комбинированными методами решения с использованием различных искусственных приемов);
- технология модульного обучения (материал дробится и раскладывается по темам в логической последовательности);
- информационно-коммуникационные технологии
Для этого на кафедре высшей математики разработаны специальные дидактические материалы в виде специальных тренажеров, рабочих тетрадей, тестовых заданий. С их помощью будущие абитуриенты отрабатывают предложенные методики решения заданий и приобретают навыки быстрого и рационального решения по предложенным схемам. Помимо проведения консультативных занятий с учащимися
агроклассов проводится профориентационная работа во время их посещения университета. Проживая в общежитии университета в этот период, они могут теснее познакомиться с материальной базой и инфраструктурой университета, с его традициями.
Дальнейшее совершенствование форм и методов работы с агроклассами, расширение и углубление связей вузов со школами в сельской местности, как и поддержка на правительственном уровне, поспособствует решению государственной задачи подготовки кадров для агропромышленного комплекса РБ.
Список использованной литературы:
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/. - Дата доступа: 22.02.2021.
2. Все в город! Беларусь может стать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://http://www.belmarket.by/vse-v-gorod-belarus-mozhet-stat-liderom-po-urbanizaciiwww.belmarket.by/ -Дата доступа: 27.02.2020.
3. Гануш, Г.И., Экономические знания как императив эффективности управления производством [Текст]/ Г.И. Гануш, И.М. Морозова//
Агропанорама 4 (104) август 2014 с. 44-48.
4. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 28.02.2021.
5. Об изменении Указа Президента Республики Беларусь. Указ № 209 от 5 июня 2020. - Режим доступа: http://www.president.gov.by/ru/official_documents_ru (565б) - 05.06.2020;
6. Агроклассы. Нормативная документация | БГАТУ
Факультет довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи. - Режим доступа: http://www.bsatu.by/ru/agroklassy/agroklassy-normativnaya-dokumentaciya (786б) - 25.02.2019
© Лобанок Л.В., Морозова И.М., Кемеш О.Н., 2021
УДК - 37
Н.М. Недоводиева, педагог дополнительного образования, МАУ ДО «Центр дополнительного образования «Успех» Белгородского района Белгородской области», РФ Н.А. Квитченко, воспитатель, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс обучение детей с тяжелыми нарушениями речи пластилинографии с использованием современных образовательных технологий. Обозначается практическая польза пластилинографии для детей с тяжелыми нарушениями речи. Перечисляются и анализируются современные образовательные технологии, которые можно применить при обучении пластилинографии.
Ключевые слова:
Пластилинография, современные образовательные технологии, тяжелые нарушения речи. В последнее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи быстро увеличивается. На этот