РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ БАКАЛАВРИАТА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1 2 3
Сайфуллаева Д.А. , Содикова А.Х. , Солиева М.А. Email: [email protected]
1Сайфуллаева Дилафруз Ахмадовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Содикова Азиза Хайитовна - ассистент, кафедра технологического образования, педагогический факультет; 3Солиева Мунаввар Ахмадовна - ассистент, кафедра лингвистики, факультет иностранных языков, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: помимо формирования у студентов профессиональных знаний, навыков и компетенций, получены результаты высокой эффективности за счет организации учебного процесса с использованием мотивационных, дискуссионных, упражнений, деловых, целенаправленных активных методов в развитии у студентов способности самостоятельно работать по общеобразовательным предметам, решению проблем и творческой работе описано. Формирование этих качеств предполагает важность развития у студентов навыков независимого и творческого мышления и активизации учебной деятельности.
Ключевые слова: специалист, профессиональный, знания, умение, квалификация, образование, студент, обще-профессиональная наука, самостоятельная работа, творческая работа.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' SKILLS OF INDEPENDENT AND CREATIVE WORK IN GENERAL SUBJECTSIN THE AREAS OF BACHELOR'S DEGREE IN UZBEKISTAN
1 2 3
Sayfullayeva DA. , Sodikova A.& , Soliyeva MA.
1Sayfullayeva Dilafruz Ahmadovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent; 2Sodikova Aziza Hayitovna - Assistant, DEPARTMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGY; 3Soliyeva Munavvar Akhmadovna - Assistant, DEPARTMENT OF LINGUISTICS, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in addition to the formation of students 'professional knowledge, skills and competencies, results of high efficiency were obtained due to the organization of the educational process using motivational, discussion, exercises, business, purposeful active methods in the development of students' ability to independently work in general subjects, problem solving and creative work described. The formation of these qualities implies the importance of developing students' skills for independent and creative thinking and enhancing educational activities.
Keywords: specialist, professional, knowledge, skill, qualification, education, student, general professional science, independent work, creative work.
УДК 377.091.33
В настоящее время проводится значительная работа по подготовке квалифицированных, культурных, независимых специалистов. В контексте
современного образования, помимо формирования профессиональных знаний, навыков и умений, профессионалы должны развивать умение самостоятельно приобретать знания, творческий подход к решению задач самостоятельно в будущем. При формировании этих характеристик важно развивать у учащихся навыки независимого и творческого мышления и активизировать учебную деятельность.
В своем выступлении Президент Мирзияев сказал: «Строим свободное, процветающее, демократическое государство Узбекистан вместе с нашим храбрым и благородным народом», «Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества, чтобы быть счастливыми» [1].
Как отметил Президент, мы часто понимаем, что основная задача учителя - это развитие у студентов навыков самостоятельного мышления и творческих способностей, но, к сожалению, в своей практике мы этого не придерживаемся. Поэтому сегодня внедрение активных методов обучения, обеспечивающих и развивающих учебную деятельность студентов, развитие их навыков самостоятельной и творческой работы является одной из основных задач.
Студентам важно использовать активные методы обучения, направленные на поиск, решение проблем, а также творческое развитие и развитие своих творческих способностей.
Обеспечение развивающихся секторов квалифицированными кадрами - важная социальная проблема. Улучшение воспитательной работы в образовательных учреждениях - актуальная педагогическая задача. Целесообразно уделять больше внимания технологии преподавания общих наук. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы не было психологического дискомфорта, студенты должны быть полностью уверены в своих силах. Обучение организовано с учетом возможностей каждого ученика. За проделанную работу редко ставят две оценки, и в этом случае студенту должна быть предоставлена возможность исправить ее, то есть поменять на хорошую оценку. Внеклассные мероприятия включают консультирование, внеклассные мероприятия, культурные и образовательные мероприятия, научно-практические конференции, основанные на междисциплинарных связях: Неделя науки, творческая работа студентов по проблемам наркотиков и окружающей среды, антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда. Проведение конкурсов по техническому развитию и театрализованных презентаций по управлению экологическими процессами в образовательном учреждении расширяет фантазию студентов и служит развитию их управленческих навыков.
Активизируя учебную и учебную деятельность студентов, можно добиться формирования и развития у них возможностей обучения, навыков самостоятельной работы и практических навыков. Установлено, что использование следующих активных методов для формирования у студентов необходимых знаний, навыков и умений и развития их способности к самостоятельной и творческой работе является высокоэффективным.
1. Метод мотивации теоретические занятия по общеобразовательным предметам должны начинаться с разговоров с учениками на темы, которые интересны, даже не относящиеся к уроку. Если возможно, начните разговор на темы, связанные с уроком. Например, можно выбрать интересное открытие или новинку. Все это помогает сосредоточиться на настроении учеников во время первого урока, их интересе к предмету или предмете, который ученики будут изучать на следующих уроках. Если урок проводится в новой учебной группе впервые, учитель должен кратко представиться и дать студентам возможность также представиться.
Это вселяет в учеников уверенность, ученики чувствуют оказываемое им уважение. Мотивация и введение в конкретную тему достигаются через постановку цели теоретической науки. Следует попытаться найти причины и аргументы в пользу внутренней (внутренней) и внешней (внешней) мотивации. Мотивация создает
условия для готовности к чтению и обучению. Работа в группах или самостоятельное решение задач и представление результатов - эффективные методы обучения.
Это вселяет в учеников уверенность, ученики чувствуют оказываемое им уважение. Мотивация и введение в конкретную тему достигаются через постановку цели теоретической науки. Следует попытаться найти причины и аргументы в пользу внутренней (внутренней) и внешней (внешней) мотивации. Мотивация создает условия для готовности к чтению и обучению. Работа в группах или самостоятельное решение задач и представление результатов - эффективные методы обучения.
2. Споры, возникающие в процессе дебатов, являются не только выражением мышления, но и необходимостью для нового человека что-то решить, отстаивать то, что он имеет равные со взрослыми права на независимость. Во время обсуждения во время урока учитель действует как искатель истины наравне с учениками. Именно в этом сомнении он демонстрирует свои знания, широко мыслит, доказывает свои идеи, и эти качества вызывают большое взаимное уважение среди учеников.
3. Упражнение - это повторение запланированных действий с целью применения учебных материалов на практике. Преимущество этого метода в том, что он обеспечивает эффективное формирование навыков и компетенций.
Упражнения образуют упражнения, которые являются основным методом производственной тренировки, а также организаторами навыков и умений. Упражнение -это сознательное повторение практических действий по определенному способу деятельности. Самостоятельное наблюдение студентов. Этот метод в основном используется в производственном обучении студентов, которые хотят получить профессию, связанную с обслуживанием оборудования сложной конструкции.
Кураторство осуществляется обучающимися самостоятельно под руководством мастера производственного обучения и его указаний. В задании обычно ставится цель независимых наблюдений, указывается порядок их проведения и даются инструкции по записи результатов наблюдений. Интерпретируемые упражнения служат для активизации учебного процесса, осознанного выполнения задач. Основная задача письменных упражнений - сформировать, углубить и укрепить необходимые навыки и компетенции. Графические упражнения используются в процессе изучения этапов производственных процессов. Лабораторно-практические занятия позволяют приобрести навыки использования инструментов, лабораторного оборудования (приборов, средств измерений), развить конструкторские и технические навыки. Производственно-трудовые занятия образуют специально разработанную сеть учебно-производственного характера. Они бывают простыми и сложными: первая - упражнения для выполнения определенных приемов труда, вторая - производственная - предполагает работу полностью или частично (наладка станков, подготовка деталей и т.д.).
4. Деловая или ролевая (ситуативная) игра - тип задачи по решению проблем, в которой инсценируется жизненная ситуация, в которой учащиеся играют роли, а не просто учебный материал.
Деловые и ролевые игры как метод обучения выполняют следующие функции:
■ учитель: формирование общеобразовательных навыков; развивать творческие способности; в том числе: объяснение, выявление и анализ новых ситуаций; разработчик:
■ развивать логическое мышление, речь, умение узнавать об окружающей среде;
5. Положительной стороной метода домашнего задания является то, что он позволяет студентам просматривать и вспоминать материал не индивидуально, а в группах. При этом студенты учатся друг у друга тому, чего они не знают или забыли. Задания для самостоятельного изучения студенты выполняют в течение семестра, что помогает студентам запомнить материал и хорошо сдать итоговые тесты.
Еще один эффективный вид заданий, развивающих самостоятельную работу студентов, - это задания.
Работать над решением проблем можно в следующем порядке.
1. Студенты работают в группах. Им дается текст проблемы или задание, которое требует общего решения, самостоятельного решения.
2. Учащиеся обсуждают решение проблемы и работают вместе, чтобы прийти к общему решению по проблеме.
3. Затем группы обмениваются идеями друг с другом.
Эти типы заданий обычно приводят к интересным обсуждениям, развитию мировоззрения учащихся, аргументации, подтверждению их мнений и подходов, принятию решений и в целом навыкам независимой работы. Преподаватель знакомит только с условиями задания, а остальную работу студенты выполняют сами. Для выполнения таких задач студенты должны проводить независимые исследования вне аудитории, тем самым поощряя развитие профессиональных и практических навыков.Нами разработана и внедрена система различных упражнений и заданий, направленных на развитие самостоятельной и творческой работы учащихся по общеобразовательным предметам.
Можно сделать вывод, что высокая эффективность может быть достигнута за счет организации учебного процесса с использованием активных методов общих наук.
Список литературы /References
1. Мирзиеев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. -Ташкент: Узбекистан НМИУ, 2016. 56 с
2. Sayfullaeva D.A. Teaching Special Subjects for Students with Disabilities in Preparation for the Profession by Using Innovative Educational Technologies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE) ISSN: 2278-3075, Volume-9 Issue-IS. November, 2019.
3. Olimov K.T., Sayfullaeva D.A., Khimmataliev D.O., Ashurova S. Yu., Gaffarov F.H. Teaching Special Subjects for Students with Disabilities in Preparation for the Profession by Using Innovative Educational Technologies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE), Volume-9 Issue-1S. November, 2019. B. 425-429.
4. Сайфуллаева Д.А., Тошпулатова М.Б. Предпосылки машинного проектирования и разверток деталей одежды с использованием ЭВМ // Наука, техника и образование, 2016. № 2. C. 72-75.
5. Сайфуллаева Д.А. Методы математического описания контуров лекал швейных изделий, методи линейно-круговой аппроксимации // Молодой Учёный, 2016. № 11, часть IV. C. 459-461.
6. Soliyeva M.A. Main components of organizing independent work of students // Достижения науки и образования. 4 (17), 2017. Pp. 95-96.
7. Soliyeva M.A. Some features of effective teaching professionally oriented foreign language // Достижения науки и образования. 4 (17), 2017. Pp. 96-97.
8. Жураев А.Р., Аслонова М.С., Бахранова У.И.Методика использования электронных учебников в обучении направления "Технология и дизайн" предмета технологии // Проблемы педагогики. № 3 (35), 2018. С. 23-25.
9. Жураев А.Р., Рауфова Н.Р. Методика использования программы Flash при обучении предмета технологии по направлению "Технология и дизайн" // "Асаdemy". № 6 (33), 2018. С. 79-80.
10. Toirov Z., Juraev H.O., Toshev Yu.N., Qahhorov S.Kh. Using alternative energy sources devices as a teaching tools // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8 (5), 2020. Pp. 13-17.
11. Жамилов Ю.Ю. История исследований, проведенных по созданию квантовой теории // Наука и образование сегодня. № 9 (32), 2018. С. 48-49.
12. Каххоров С.К., Жураев Х.О., Жамилов Ю.Ю. Рециркуляционная сол-нечная сушильная установка // Science and world. № 11 (39), 2013. Т. 1. С. 26-28./
13. Juraev Kh. Ways of using educational materials on alternative energy sources at natural lessons// European science review, 2018. № 1-2. Pp. 177-180.
14. Kakhkharov S.K., Nazarov M.R., Juraev Kh.O., Kakhkharov O.S. Combined solar dryer. Patent for invention. № IAP 05746 2017.
15. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Инновационная деятельность педагога в образовании // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 978-979.
16.Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 588-590.
17.Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой учёный, 93:13 (2015). Стр. 590-592.
18. Каххоров С.К., Расулова З.Д. Роль дистанционного обучения в развитии творческих навыков студентов // Проблемы педагогики. 49:4 (2020). С. 26-29.
19. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science, 2020. Vol. 51. № 2-2. Pp. 65-68.