РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1 2 3
Сайфуллаева Д.А. , Мирджанова Н.Н. , Саидова З.Х. Email: [email protected]
1Сайфуллаева Дилафруз Ахмадовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Мирджанова Наргиза Норкуловна - ассистент; кафедра технологического образования, педагогический факультет; 3Саидова Зулфизар Худойбердиевна - ассистент, кафедра лингвистики, факультет иностранных языков, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье обсуждается быстрое развитие современных информационных технологий, совершенствование глобальных
телекоммуникационных технологий, необходимость творческого подхода к человеческой работе в среде электронного обучения, развитие творческого потенциала, акмеологической компетентности и творчества учителей во всем мире, описаны традиционные и современные методы обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий и актуальность создания интеллектуальных ресурсов для социально-экономического развития за счет комплексного использования.
Ключевые слова: современный, информация, технология, творческий, глобальный, педагог, кадр, метод, интеллектуальный, дизайн-мышление, инновация, организационные, условия, качество.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Sayfullayeva D.A.1, Mirdjanova N.N.2, Saidova Z.Kh.3
1Sayfullayeva Dilafruz Ahmadovna - Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor; 2Mirdjanova Nargiza Norkulovna - Assistant, DEPARTMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGY; 3Saidova Zulfizar Khudoyberdievna - Assistant, DEPARTMENT OF LINGUISTICS, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the rapid development of modern information technologies, the improvement of global telecommunication technologies, the need for a creative approach to human work in the elearning environment, the development of creativity, acmeological competence and creativity of teachers around the world, traditional and modern teaching methods using information and communication technologies. and the relevance of creating intellectual resources for socio-economic development through integrated use described.
Keywords: modern, information, technology, creative, global, pedagogical, personnel, method, intellectual, design thinking, innovation, organizational, conditions, quality.
УДК 377.091.33
Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определяет такие направления, как дальнейшее совершенствование системы непрерывного
образования, повышение потенциала качественных образовательных услуг, продолжение политики подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с рынком труда, повышение качества и эффективности высшего образования. развитие имеет большое значение. Стремительные изменения в стране прокладывают путь для системы образования в мире, в том числе стремительное развитие современных информационных технологий, совершенствование глобальных телекоммуникационных технологий требует творческого подхода к работе в электронном обучении. Развитие творческого потенциала, акмеологической компетентности и творчества учителей во всем мире, создание интеллектуальных ресурсов для социально-экономического роста за счет комплексного использования традиционных и современных методов обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий и программ является актуальной задачей. Социально-экономические потребности общества зависят от творческого мышления и креативности преподавателя вуза, что каждый педагог реализует с помощью инновационных образовательных технологий. Г. Альтшуллер, Т. Барышева, Ю. Волкова, Дж. Гилфорд, Ю. Джигалова и другие ученые из стран Содружества Независимых Государств провели значительные исследования влияния творчества на образовательную среду. А.И.Остроумов и О.Ф. Остроумова в своей исследовательской работе описали создание нового творческого продукта, сочетающего в себе особенности творчества субъектов творческого учебно-педагогического процесса.
Понятие «творческое обучение» - это отношения между педагогом и учеником, которые служат развитию творческих способностей личности.
В частности, наряду с развитием интеллектуального творчества преподавателей высших учебных заведений, использование технологии дизайн-мышления в творческом ведении педагогической деятельности служит дальнейшему повышению качества образования.
Технология дизайн-мышления (angl. Design thinking) основана на творческом подходе, а не на анализе, и используется в инженерии, педагогике и других областях. В результате использования технологии дизайн-мышления проблема решается за счет новых идей. В результате применения специальных дисциплин в высших учебных заведениях при теоретической и практической подготовке модуля «Технология и дизайн» студенты развивают углубленные знания модуля, а также интеллектуальный потенциал и творческие способности. Технология дизайн-мышления дала возможность изучить нерешенные проблемы по теме на основе педагогического опыта студентов и выразить внезапно возникающие идеи. Он вдохновлял на новые идеи, развивая у студентов воображение, творческие способности. В результате у них развилась способность работать с научными ресурсами по теме и творческая компетентность.
Рост инновационной педагогической деятельности основан на таких доказательствах, как открытие новых аспектов образования и воспитания, создание оптимальной формы инновационных технологий, основанных на нетрадиционализме и оригинальности, и, самое главное, на способности мышление, воспитание и понимание. Выявлены особенности творческого обучения студентов образовательного модуля «Технология и дизайн» в высших учебных заведений.
Критерии Креативное обучение
Цель высшего образования Развитие профессиональных компетенций и творческих способностей студентов в информированном обществе. Создание инноваций и внедрение их в образовательный процесс.
Деятельность преподавателя Носит новаторский характер- создает организационно-педагогические условия для развития творческих способностей учащихся.
Студенческая деятельность Активна - студенты создают новые идеи и применяют их в учебном процессе
Формы обучения Групповые, индивидуальные, совместные.
Методы обучения Проблемные, проектные, креативные методы обучения
Образовательные инструменты Использование сетевых технологий, электронных и мобильных технологий
Оценка Деятельность Самоконтроль и оценка
Организация творческого обучения в высших учебных заведениях по модулю «Технологии и дизайн» стимулирует интерес и стремление студентов к активной жизни в инновационном обществе, стимулирует анализ идей, укрепляет эмоции и знания. На наш взгляд, основная задача модуля «Технологии и дизайн» в высшей школе - создание оптимальных условий для полноценного развития студентов. Сосредоточение внимания на развитии творческих способностей учащихся и создании инноваций, анализе действий по решению проблем, самостоятельном понимании проблем и развитии собственных способностей является целью креативного обучения и требует творческого обучения.
Таким образом, целью творческого обучения в модуле «Технологии и дизайн» является развитие творческих компетенций и педагогических навыков студентов, а также совершенствование их творческого мышления с помощью творческих методов обучения и технологии дизайн-мышления. Творчество-образование - включает в себя организацию учебного процесса, формирование творческого процесса обучения, повышение творческих способностей за счет творческих методов обучения и технологий дизайн-мышления, использование различных методов в развитии баланса знаний и навыков, активное участие в формировании учебных программ учащихся. Определены организационно-педагогические условия для эффективной организации творческого обучения по учебному модулю «Технология и дизайн» в высших учебных заведениях. При этом был разработан комплекс необходимых условий, связанных с эффективностью применения той или иной методологии.
Список литературы /References
1. Сайфуллаева Д.А., Тошпулатова М.Б. Предпосылки машинного проектирования и разверток деталей одежды с использованием ЭВМ // Наука, техника и образование, 2016. № 2. С. 72-75.
2. Сайфуллаева Д.А. Методы математического описания контуров лекал швейных изделий, методи линейно-круговой аппроксимации // Молодой учёный, 2016. №11, часть IV. С. 459-461.
3. Sayfullayeva D.A. Innovative and Individual Approach in Professional and Vocational Training of Young People with Disabilities // Eastern European Scientific Journal. Ausgabe 6, 2017. Part I. P. 154-157.
4. Olimov K.T., Sayfullaeva D.A., Khimmataliev D.O., Ashurova S.Yu., Gaffarov F.H. Teaching Special Subjects for Students with Disabilities in Preparation for the Profession by Using Innovative Educational Technologies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE), Volume-9 Issue-1S, 2019. P. 425-429.
5. Гафурова Н.Т., Мирджанова Н.Н. Количественная оценка конструктивных параметров с использованием метрологических свойств // Молодой учёный, №19, 2014, C. 187-188.
6. Mirjanova N.N. Methods of teaching technology and the meaning of the term of pedagogical technology // Theoretical & Applied Science, Issue 04, Volume 84, 2020. Pp. 961-963.
7. Жураев А.Р., Тешаева И.М. Методические основания оптимизации содержания предмета Технология // Проблемы науки, 30:6 (2018). C. 88-89.
8. Zhuraev A.R. Research and methodology background to the optimization of labour and professional training curriculum in general secondary education // Science and world, 35:7 (2016). P. 70-71.
9. Muhidova O.N. Methods and tools used in the teaching of technology to children // Theoretical & Applied Science, 84:4 (2020), P. 957-960.
10. Toirov Z., Juraev H.O., Toshev Yu.N., Qahhorov S.Kh.Using alternative energy sources devices as a teaching tools // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 5:8 (2020). P. 13-17.
11. Каххоров С.К., Жамилов Ю.Ю. Возможности формирования компетентности у студентов по альтернативной энергии с использованием программ-ных средств обучения // European science, 51:2 (2020). Part II. С. 61-64.
12. Жамилов Ю.Ю. История исследований, проведенных по созданию квантовой теории // Наука и образование сегодня. 32:9 (2018), 2018. С. 48-49.
13. Юлдашев Х.Д., Жамилов Ю.Ю. Развитие компетенций о возникновении квантовой теории при обучении истории физики // Наука и образование сегодня. 32:9 (2018). С. 43-44.
14. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Исследования теплофизических параметров в солнечно-сушильных установках // Наука и мир. 35:7 (2016). С. 50-54.
15. Каххоров С.К., Жураев Х.О., Жамилов Ю.Ю. Рециркуляционная солнечная сушильная установка // Наука и мир. 39:11 (2016). С. 26-28.
16. Fozilov S.F., Mavlanov B.A., Toirov B.B., Alimov A.A. Development of technologies for producing catalystfor destructive hydrogenization of asphalt-free oil of heavy sulfur oil // Journal of Critical Reviews. 7:14 (2020). P. 75-80.
17. Bazarov G.R., Abdurakhimov S.A., Alimov A.A. Studying the possibility of using mechanical-chemical dispersion for increasing the salt-stability of clay drilling solutions // Journal of Critical Reviews. 7:14 (2020). P. 72-74.
18. Khamidov J.A., Khujjiev M.Ya., Alimov A.A., Gafforov A.X., Khamidov O.A. Opportunities and results to increase the effectiveness of multimedia teaching in higher education // Journal of Critical Reviews. 7:14 (2020). P. 89-93.
19. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д.Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 977-978.
20. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Инновационная деятельность педагога в образовании // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 978-979.
21. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 588-590.
22. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 590-592.
23. Кулиева Ш.Х., Хамроева Х.Ю., Расулова З.Д. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 56:9 (2013). С. 383-385.
24. Жураев А.Р., Аслонова М.С., Бахранова У.И.Методика использования электронных учебников в обучении направления "Технология и дизайн" предмета технологии // Проблемы педагогики. № 3 (35), 2018. С. 23-25.
25. Жураев А.Р., Рауфова Н.Р. Методика использования программы Flash при обучении предмета технологии по направлению "Технология и дизайн" // Асаdemy. № 6 (33), 2018. С. 79-80.