Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER’S / FORMATION OF PROFESSIONALISM / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидова Олима Нуриллоевна

В данной статье раскрыты понятия «компетентность», «профессиональная компетентность учителя» и «педагогическая компетентность учителя». В статье рассматривается важность и необходимость овладения педагогическими умениями через развитие профессиональных компетенций. А также разбирается определение «компетентностный подход». Компетентностный подход в области образования - включает в себя такие компоненты, как профессиональное формирование, развитие, профессиональная компетентность учителя, его самостоятельное самоосуществление, самоактуализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухидова Олима Нуриллоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

This article reveals the concepts of “competence”, “professional competence of a teacher” and “pedagogical competence of a teacher”. The article considers the importance and necessity of mastering teaching skills through the development of professional competence. And also the definitions of "competence-based approach" are analyzed. The competence-based approach in the field of education includes such components as professional formation, development, professional competence of a teacher, his independent self-realization, self-actualization.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

7. Назаров Ш.Э. Понятие электронной коммерции // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. № 9 (78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10736/ (дата обращения: 06.10.2020).

8. Зарипова Г., Рузиева К. Использование интерактивных методов в процессе обучения студентов компьютерным технологиям // «Проблемы педагогики». № 7 (39), 2018. С. 5-8.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Мухидова О.Н. Email: [email protected]

Мухидова Олима Нуриллоевна - преподаватель, кафедра технологического обучения, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыты понятия «компетентность», «профессиональная компетентность учителя» и «педагогическая компетентность учителя». В статье рассматривается важность и необходимость овладения педагогическими умениями через развитие профессиональных компетенций. А также разбирается определение «компетентностный подход». Компетентностный подход в области образования - включает в себя такие компоненты, как профессиональное формирование, развитие, профессиональная компетентность учителя, его самостоятельное самоосуществление, самоактуализация.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, формирование профессиональности, профессиональность, профессиональная компетентность педагога, педагогическая деятельность.

COMPETENCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY Muhidova O.N.

Muhidova Olima Nurilloyevna - Teacher, DEPARTMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the concepts of "competence ", "professional competence of a teacher" and "pedagogical competence of a teacher". The article considers the importance and necessity of mastering teaching skills through the development of professional competence. And also the definitions of "competence-based approach" are analyzed. The competence-based approach in the field of education includes such components as professional formation, development, professional competence of a teacher, his independent self-realization, self-actualization.

Keywords: competence, competence approach, professional competence of teacher's, formation of professionalism, professionalism, professional competence of a teacher, pedagogical activity.

УДК 37.013

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики. Развитие формирования профессиональной деятельности учителей занимает важное место в развитии общества в целом. Компетентностный подход в образовании ставит

определенные задачи перед профессиональным формированием и развитием учителя. Каждый учитель может овладеть педагогическими навыками, если учитель будет целенаправленно совершенствоваться. Эти навыки развиваются на основе практического опыта. Но не всякий опыт становится источником профессиональных навыков. Таким источником может быть только труд, понимаемый с точки зрения его характера, целей и технологии деятельности. Педагогические навыки - это совокупность личностно-деловых качеств и профессиональных компетенций учителя. Развитие профессиональной компетентности учителей оказывает существенное влияние на формирование их желаний и стремлений, связанных с совершенствованием своей деятельности. Это связано, в первую очередь, с постановкой цели, изучением определенных концепций и идей, анализом существующих теорий.

Учитель может решать несколько задач одновременно, в зависимости от того, над какими областями он работает и какие потребности возникают в данный момент. В процессе выбора путей и средств достижения поставленной цели необходимо учитывать общественные интересы. В образовательном процессе учитель встречает всех участников этого процесса (с родителями, представителями общественных организаций), и на этой основе происходит саморазвитие учителя и, соответственно, развитие его профессиональной компетентности. На характер деятельности учителя влияют требования, определенные государством и обществом к системе образования, внутренний регламент учреждения, проводимые в стране реформы в сфере образования, современные требования к знаниям, навыкам и опыту учителя и знания инновационных технологий [1-22]. Модернизация образовательного процесса и образовательной среды побуждает учителей искать ответы на свои вопросы, побуждает их использовать творческие подходы, что приводит к профессиональному росту учителя и формированию его личных интересов, связанных с самообразованием и обучением. Творческое, профессиональное развитие учителя, в свою очередь, благотворно влияет на создание атмосферы учебного заведения.

Также важно для формирования профессиональной компетентности учителей создание инновационной среды, основанной на творческом сотрудничестве, которая дает возможность совместно решать важные проблемы. Развитие профессиональных компетенций - это динамичный процесс обучения и повышения профессионального уровня, ведущий к формированию индивидуальных профессиональных качеств, который предполагает постоянное развитие и самосовершенствование.

Чтобы определить цель и способы ее реализации, следует сосредоточиться на установлении отношений с коллегами, обмене опытом и информацией. Этот обмен способствует эффективной деятельности учителей. Можно предположить, что развитие профессиональной компетентности учителей является специфической стремиться к достижению хороших результатов. Учителя, способные к самовосприятию и самовыражению, стремятся достичь положительных результатов в своей деятельности, что служит формированию чувства собственного достоинства и самоуправления. Потребность учителя в управлении и связанном с ним «авторитете», а также подчинение обучаемых могут быть стимулом для развития профессиональной компетентности учителя. Однако управление следует рассматривать не как усиление власти, а как влияние на других людей для достижения поставленных целей. Поэтому для учителя управление означает, прежде всего, установление взаимного вмешательства.

Этапы формирования профессиональной компетентности включают:

а) осознание себя и потребности;

б) план саморазвития;

в) само-проявление, анализ и само-коррекция.

При планировании работы учителя решаются важнейшие жизненные проблемы, определяются пути решения этих проблем, находят эффективные средства достижения целей. В этом процессе особенно важна координация деятельности педагогического коллектива.

Ставя задачу развития профессиональной компетентности и выбирая способ достижения этого развития, каждый учитель основывается, прежде всего, на своем мировоззрении, идеях и концепциях, личных и социальных потребностях и интересах. Чтобы организовать педагогический процесс на научной основе, управлять им и создавать благоприятную среду обучения, преподавателю необходимо владеть современными методами управления, знать приоритетные развивающиеся идеи, постоянно изучать передовой опыт и достижения в развитии науки и техники, внедрять их в учебную практику, а также организовывать самостоятельную деятельность студентов, совершенствуя их деятельность. Эффективность обучения на уровне современных требований, высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворить потребности и интересы общества и государства, обладающих необходимыми знаниями, навыками и способностями, обладающих высокой культурой, конкурентоспособными определяется развитием профессиональной компетентности учителей, их взаимосвязью в процессе педагогической деятельности, мотивацией к самосовершенствованию и самообразованию.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность организации учителем учебного процесса и управления процессом приобретения знаний и навыков зависит от того, насколько скоординирована деятельность учителя, какая образовательная среда создается в школе, с помощью каких методов и средств можно сформировать у обучаемых мотивы и интересы для получения знаний. Все эти вопросы напрямую связаны с профессиональной компетенцией учителей.

Список литературы /References

1. Sayfullaeva D.A. Teaching Special Subjects for Students with Disabilities in Preparation for the Profession by Using Innovative Educational Technologies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, Volume-9 Issue-1S, 2019.

2. Olimov K.T., Sayfullaeva D.A., Khimmataliev D.O., Ashurova S.Yu., Gaffarov F.H. Teaching Special Subjects for Students with Disabilities in Preparation for the Profession by Using Innovative Educational Technologies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 9:1S (2019). P. 425-429.

3. Сайфуллаева Д.А., Тошпулатова М.Б. Предпосылки машинного проектирования и разверток деталей одежды с использованием ЭВМ // Наука, техника и образование, 2016. № 2. C. 72-75.

4. Сайфуллаева Д.А. Методы математического описания контуров лекал швейных изделий, методи линейно-круговой аппроксимации // Молодой Учёный, 2016. №1 1, часть IV. C. 459-461.

5. Жураев А.Р., Аслонова М.С., Бахранова У.И.Методика использования электронных учебников в обучении направления "Технология и дизайн" предмета технологии // Проблемы педагогики № 3 (35), 2018. С. 23-25.

6. Жураев А.Р., Рауфова Н.Р. Методика использования программы Flash при обучении предмета технологии по направлению "Технология и дизайн" // '^dem^'. № 6 (33), 2018. С. 79-80.

7. Toirov Z., Juraev H.O, Toshev Yu.N., Qahhorov S.Kh. Using alternative energya sources devices as a teaching tools // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8(5), 2020. P. 13-17.

8. Жамилов Ю.Ю. История исследований, проведенных по созданию квантовой теории // Наука и образование сегодня. № 9 (32), 2018. С. 48-49.

9. Каххоров С.К., Жураев Х.О., Жамилов Ю.Ю. Рециркуляционная солнечная сушильная установка // Science and world, № 11 (39), 2013. Том 1. С. 26-28.

10. Juraev Kh. Ways of using educational materials on alternative energy sources at natural lessons // European science review, 2018. № 1-2. P. 177-180.

11. Muhidova O.N. Methods and tools used in the teaching of technology to children // ISJ Theoretical & Applied Science. 04 (84), 2020. Рp. 957-960.

12. Kakhkhorov S.K., Juraev H.O. Modeling of heat-physical processes in solar dryers // Journal of Critical Reviews, 2020. №7 (17). P. 9-15.

13. Zhuraev A.R. Using Electronic Teaching Materials for Training Future Teachers // Eastern European Scientific Journal. 1 (2019). P. 432-435.

14. Zhuraev A.R. Methods of applying virtual laboratories in teaching hydraulics and heat technology // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 2019. № 7 (7). P. 35-40.

15. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д.Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 977-978.

16. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Инновационная деятельность педагога в образовании // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 978-979.

17.Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 588-590.

18.Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 590-592.

19. Кулиева Ш.Х., Хамроева Х.Ю., Расулова З.Д. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 56:9 (2013). С. 383-385.

20. Каххоров С.К., Расулова З.Д. Роль дистанционного обучения а развитии творческих навыков студентов // Проблемы педагогики. 49:4 (2020). С. 26-29.

21. Каххоров С.К., Расулова З.Д. Компьютерные технологии обучения как важный фактор для улучшения процесса преподавания // Современные инновации. 36:2 (2020). С. 44-46.

22. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science, 2020. Vol. 51. № 2-2. Pp. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.