ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Каххоров С.К.1, Расулова З.Д.2
1Каххоров Сиддик Каххорович - профессор, кафедра физики;
2Расулова Зилола Дурдимуротовна - базовый докторант, кафедра педагогики, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье подчеркивается важность внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования. Рассказывается, что на основе дистанционного обучения студенты обладают высокой квалификацией, конкурентоспособны, способны работать самостоятельно, способны внести достойный вклад в научно-техническое, социально-экономическое и культурное развитие страны, адаптированы к быстро развивающемуся социально-экономическому и высококультурному и духовному развитию и они будут специалистами с этическими качествами.
Ключевые слова: дистанционное обучение, концепция программы дистанционного обучения, адаптация, модульность, параллельность, комплексность, экономическая бережливость, социальное равенство, интернационализм.
Принимая во внимание проводимые реформы в области образования в стране, одной из актуальных проблем является дальнейшее совершенствование образования, вывод его на более высокий уровень на основе динамичных образов. Не будет преувеличением сказать, что решение задач, поставленных нашим правительством на основе преодоления этих проблем, является ярким тому подтверждением.
На основе указов Президента Республики Узбекистана Ш.М. Мирзиёева от 20 апреля 2017 года № ПУ- 2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» и от 30 июня 2017 года № ПУ-5099 «О мерах по коренному улучшению условий для развития информационных технологий в стране» была создана новая система обучения, и осуществляется последовательная подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, способных самостоятельно работать в выбранной сфере образования, способных внести достойный вклад в научно-техническое, социально-экономическое и культурное развитие страны, способных адаптироваться к условиям быстрого социально-экономического развития, высокого культурного и духовного развития с этическими качествам специалистов.
В соответствии со Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, «дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования, повышение потенциала качественных образовательных услуг, продолжение политики подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда» являются сегодня важными задачами. Даже в условиях пандемии, ставшей глобальной проблемой, работа в области образования в республике приносит свои плоды. Это связано с тем, что применение инновационных технологий дистанционного обучения в образовательном процессе, являющихся основой современных требований, решает все проблемы.
Дистанционное обучение представляет собой образовательный комплекс, основанный на средствах обмена образовательной информацией на расстоянии, использующих специальную педагогическую информационную среду, предоставляющую образовательные услуги всем слоям населения и иностранным студентам [1].
Существуют разные модели и формы дистанционного обучения в системе образования, которые отличаются следующими условиями применения:
- географические условия (например, территория страны, расстояние удаления от центра, климат);
- общий уровень информатизации и компьютеризации страны;
- уровень развития коммуникаций и транспортных средств;
- уровень использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- традиции, используемые в образовании;
Наличие и потенциал научно-педагогических кадров для дистанционного обучения и др. В целом, задачи дистанционного обучения включают в себя:
- Создать равный доступ к образованию для учеников и студентам всех регионов страны и за рубежом.
Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (особенно в процессе дистанционного обучения) проводятся в двух основных формах. Первое условие - это существование аппаратного обеспечение, а второе условие - существование специального программного обеспечение.
1. Оборудование: компьютеры, сетевые устройства, высокоскоростные сети Интернет, оборудование для видеоконференций и т. д.
2. Программное обеспечение: оно включает в себя набор программ, разработанных для данной области, начиная от программного обеспечения, до использующего существующие устройства. В последние годы термин Eleam (электронное обучение) вошел в форму электронного обучения через Интернет или Интранет, который используется для управления системой образования на Западе [2].
Дистанционное обучение отличается от традиционного типа обучения следующими характеристиками.
Адаптационный - это существование возможности обучения у учащегося в удобное для него время, на удобном месте и скорости.
Модульность - способность создавать индивидуальный или групповой учебный план из независимого набора ж независимых учебных курсов - модулей.
Параллелизм - это способность осуществлять образовательную
деятельность параллельно с трудовой деятельностью, то есть неотделимо от производства.
Полнота - это возможность одновременно большому количеству студентов получать доступ к большим академическим ресурсам (электронной библиотеке, базе данных и знаний и т.д.). Это связано с тем, что большое количество учеников имеют возможность общаться друг с другом и общаться с преподавателем посредством средств общения.
Экономическая бережливость - эффективное использование учебных площадей, оборудования, транспортных средств и учебных материалов, возможность собирать учебные материалы в одно место и приводить их в порядок и организовывать большое количество пользователей.
Социальное равенство - это возможность для всех получить равное образование независимо от места проживания, здоровья и уровня материальной обеспеченности студента.
Интернационализм - это способность импортировать и экспортировать достижения в области образования, которые соответствуют мировым стандартам.
27
Концепция учебного пиана
ДО модели
и
В"
;>.
ю
о
о
и
о
5
о
и
га
со
Р
и
и
форма передачи образовательного содержание
Самостоятельная работа студентов (также групповых)
Контроль результатов обучения
Управление системой
форма общения студента и учителя, и студентов друг с другом
Организация образовательного содержания с учетом характера ДО.
Рис. 1. Концепция дистанционного обучения
Основываясь на вышеупомянутой концепции, дистанционное обучение дает возможность всем тем, кто хочет учиться, постоянно улучшать свои навыки. В процессе такого обучения студент изучает независимые учебные материалы в интерактивном режиме, контролируется, выполняет контрольную работу под непосредственным руководством учителя и взаимодействует с другими студентами «группы вертикального обучения» в группе. В дистанционном обучении используются разные информационные и коммуникационные технологии [3-18]. Например, в то время как традиционные печатные учебные пособия (учебники, учебные пособия) основаны на ознакомлении учащихся с новым материалом, интерактивные аудио- и видеоконференции предназначены для взаимодействия в течение определенного периода времени, отправки и получения электронной почты напрямую и обратно. Предварительно записанные видео лекции позволяют студентам слушать и смотреть лекции, а факсимильная связь, сообщения, быстрый обмен заданиями по сети позволяют учащимся учиться с помощью обратной связи.
К цели дистанционного обучения входят следующие:
- Создание равного доступа к образованию для всех учеников и студентов всех регионов страны и за рубежом.
- Повышение качества образования за счет использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, учебных центров, учреждений переподготовки, институтов повышения квалификации и других учебных заведений.
- Предоставить возможности для дополнительного обучения параллельно с базовым образованием и основной рабочей деятельностью.
- Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и расширение учебной среды.
- Создание возможностей для непрерывного образования.
- Обеспечение нового уровня базового образования при сохранении качества образования.
В заключение можно сказать, что дистанционный подход к обучению, помимо предоставления студентам возможности получать самостоятельно знания, развивает творческие навыки, усиливает процессы взаимосвязи друг с другом, стимулирует самостоятельное принятие решений, учит делать выводы и анализировать результаты.
Список литературы
1. Парпиев А., Марахимов А., Хамдамов Р., Бегимкулов У., Бекмурадов М., Тайлоков Н. Электронный университет. Технологии дистанционного обучения (на узб. языке). Ташкент, 2008. 196 с.
2. Абдукадиров А.А. Теория и практика дистационного обучения (на узб. языке). Монография / А.А. Абдукадиров, А. Х. Пардаев; ред. М. Содикова. Ташкент: Издательство "ФАН", 2009. 145 с.
3. Rasulova Z.D. Pedagogical peculiarities of developing socio-perceptive competence in learners. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8. № 1, 2020. Pp. 30-34.
4. Rasulova Z.D. Conditions and opportunities of organizing independent creative works of students of the direction Technology in Higher Education. International Journal of Scientific and Technology Research. Vol. 9. № 3, 2020. Pp. 2552-2155.
5. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления. European science. 2020, Vol. 51. № 2-2. Pp. 65-68.
6. Расулова З.Д. Значения обучающих технологий направленной личности на уроках трудового обучения. Ученые XXI века, 2018. T. 47. № 12. С. 34-35.
7. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д.Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий. Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 977-978.
8. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Инновационная деятельность педагога в образовании. Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 978-979.
9. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения. Молодой учёный, 93:13 (2015). Стр. 588-590.
10. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода. Молодой учёный, 93:13 (2015). Стр. 590-592.
11. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6 (2019). № 10. Pp. 43-45.
12. Juraev A.R. Methods of applying virtual laboratories in teaching hydraulics and heat technology. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 7:6 (2019). Pp. 35-40.
13. Жураев А.Р., Аслонова М.С., Бахранова У.И.Методика использования электронных учебников в обучении направления "Технология и дизайн" предмета технологии. Проблемы педагогики. № 3 (35), 2018. С. 23-25.
14. Жураев А.Р., Рауфова Н.Р. Методика использования программы Flash при обучении предмета технологии по направлению "Технология и дизайн". Асаdemy. № 6 (33), 2018. С. 79-80.
15. Каххоров С.К., Жамилов Ю.Ю. Возможности формирования компетентности у студентов по алтернативной энергии с использованием программных средств обучения. European science № 2 (51). часть 2, 2020. С. 61-64.
16. Каххоров С.К., Кахарова Д. Теоретические основы организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Вестник интегративной психологии, 2019. № 18. С. 103-108.
17. Kakhkhorov S.K., Juraev Kh.O. Use of alternative energy sources at the natural sciences lessons. The Way of Science. 36:2 (2017). P. 148-150.
18. Kakhkhorov S.K., Juraev Kh.O. Use of Periodicity in Teaching Physics. Eastern European Scientific Journal, 2018. № 4. P. 35-39.