OPPORTUNITIES OF THE FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCE ON ALTERNATIVE ENERGY USING TRAINING SOFTWARE DEVICES Kakhkhorov S.K.1, Jamilov Yu.Yu.2 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Kakhkhorov Siddik Kakhkhorovich — Professor; 2Jamilov Yusuf Yunus o 'g 'li — PhD Student, DEPARTMENT OF PHYSICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the following article deals with the legal basis of using alternative energy sources and devices in the national economy; actuality and importance of the topic; studied the level and pedagogical foundations of studying the concepts of alternative energy in the educational process, and methodological recommendations are given as well. We have analyzed the didactic possibilities of using: training simulators, multimedia devices, virtual laboratory stands in the process of conducting training sessions; educational software with the content of the pedagogical foundations for the formation of competencies in alternative energy.
Keywords: alternative energy, electronic textbook, virtual laboratory, multimedia, 3D animations, electronic didactic devices, training software.
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Каххоров С.К.1, Жамилов Ю.Ю.2 (Республика Узбекистан)
'Каххоров Сиддик Каххорович — профессор; 2Жамилов Юсуф Юнус угли — докторант,
кафедра физики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье изучены законные основы использования источников и устройств альтернативной энергии в народном хозяйстве; актуальность и значение темы; рассмотрены место и педагогические основы изучения понятий по альтернативной энергии в процессе образования и приведены методические рекомендации. Проанализированы дидактические возможности использования: учебных тренажеров, мультимедийных средств, виртуальных лабораторных стендов в процессе проведения учебных занятий; программных образовательных средств с содержанием педагогических основ формирования компетенций по альтернативной энергии.
Ключевые слова: альтернативная энергия, электронный учебник, виртуальная лаборатория, мултимедиа, 3D анимации, электронное дидактическое средство, программные средства обучения.
В настоящее время в области мирового образования, внедрение современных дидактических средств, проектирование учебного процесса на основании современных образовательных средств, использование программных средств обучения в среде информационного образования, рассматриваются как актуальные вопросы. Повышается значимость и актуальность таких вопросов, как: формирование глобальной образовательной среды, присущей Европе и другим развитым странам; обеспечение беспрерывности и практической направленности образования; обеспечение интеграции производства, образования и науки; развитие творческих способностей обучающихся, усовершенствование механизмов использования современных программных средств обучения в развитии качества образования [1].
На основе метода анализа, системно проанализирована научно-методическая литература, изучены передовые педагогические опыты и мнения обобщены. На основе метода наблюдения в учебных заведениях, произведено наблюдение за процессом занятий урока на тему: "Полупроводники. Смешанная проводимость полупроводников". На основании метода сравнений, сравнены дидактические возможности обучения и методические основы
использования программными средствами обучения, то есть, электронными дидактическими средствами, мультимедийными технологиями, виртуальными стендами, виртуальными лабораториями, электронными учебниками в формировании компетентности у учеников, важности в сохранении экологической чистоты окружающей среды использования альтернативных источников энергии и занимаемое место в народном хозяйстве использования возобновляемой (альтернативной) энергии, источников и устройств альтернативной энергии.
На основе экспериментального (опытного) метода были изучены опыты ведущих учителей и нормативно-правовые документы системы образования. Организованы и проведены экспериментальные уроки по физике на тему: "Полупроводники. Смешанная проводимость полупроводников" с использованием анимационных видеороликов, традиционных лекций и программных средств обучения.
Одним из приоритетных направлений в системе образования нашей страны является подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с международными образовательными стандартами, подготовка высококвалифицированных,
конкурентоспособных, высокопрофессиональ-ных кадров, интеллектуально способных внедрять инновационные технологии в выбранной сфере образования. В частности, актуальным вопросом является то, что важно развивать компетенции в области использования альтернативной энергии, альтернативных источников энергии и устройств, правовой основы их использования в образовательном процессе, а также, важности использования альтернативных источников энергии для поддержания чистоты экологии и окружающей среды [2, 3].
Исходя из вышеизложенных соображений, можно сказать, что хотя было проведено много научно- исследовательских работ по организации и совершенствованию методов обучения в процессе образования, разработано программное средство обучения при формировании у студентов альтернативных энергетических компетенций, их применение в процессе образования, их педагогические, психологические и дидактические возможности, а также, научные основы, недостаточно раскрыты.
Проблема их совершенствования специально не исследовано. А это, для совершенствования методики формировании у студентов альтернативных энергетических компетенций, требует разработки программных средств обучения и исследования технологии их применения.
На занятиях экспериментального урока по физике на тему: "Полупроводники. Смешанная проводимость полупроводников" для объяснения ученикам процессы "Структура и принцип работы солнечной батарейки", "Структура и принцип работы солнечного водонагревателя", Структура биогазового устройства и принцип его работы", были использованы анимационные 3D видеоролики.
На занятиях экспериментального урока по физике на тему: "Полупроводники. Смешанная проводимость полупроводников", вместе с теоретическими сведениями, для определения вольт-амперической характеристики полупроводниковых установок, при проведении лабораторных занятий были использованы виртуальные стенды. На примере применения полупроводников на практике, использование 3D анимации, где отражены установки фото батареек, принцип их работы, а это, послужило важным фактором в освоение учениками инновационных знаний и навыков.
Цель достигнута: улучшились показания успеваемости учеников, мотивации и эффективности качества образования (рисунок 1).
- СЩЛП
покрытие
- t-jTOfl' IcSi-ji-
МЫ: покрытие -Зппиди сденка
Рис. 1. Анимационный показ конструкции солнечной батарейки и принципа её работы
В качестве сведения можно сказать, что в природе существуют и возобновляемые (альтернативные), и не возобновляемые источники энергии. К не возобновляемым источникам энергии относятся нефть, уголь, природный газ и (радиоактивные топлива) АЭС (атомные электростанции). К возобновляемым (альтернативным) источникам энергии относятся солнечная энергия, энергия ветра, энергия проточной воды, биогаз, геотермальная энергия и другая альтернативная энергия [4].
Возобнавляемая (альтернативная) энергия, источники и устройства альтернативной энергии, важность их использования в народном хозяйстве, значение использования альтернативных источников энергии в сохранении экологической чистоты окружающей среды-имеют важное значение в формировании компетенции по этим понятиям. Использование электронных учебников, виртуальных лабораторных стендов, мультимедиа, электронных дидактических средств, то есть программных средств обучения, даёт положительный эффект [5-22]. Приведённые в статье указания и методические рекомендации, в какой-то мере служат выполнению задач, отмеченных в соответствующих нормативно-правовых документах в этой сфере.
1. Juraev A.R. Methods of applying virtual laboratories in teaching hydraulics and heat technology // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 7:6 (2019). Pp. 35-40.
2. Каххоров С.К., Жураев Х.О., Хамдамова Н.М. Использование учебных материалов по источникам альтернативной энергии в интеграции на уроках физике // Инновации в науке. Научный журнал. 93:5 (2019). С. 17-25.
3. Jurayev Н.О. Ways of Using Educational Materials on Alternative Energy Sources at Physics Lessons. Eastern European Scientific Journal. Düsseldorf, 2017. № 2. P. 83-86.
4. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Альтернативные источники энергии // Учебник. Ташкент. Нисо-полиграф, 2016. С. 214.
5. Kakhkhorov S.K., Juraev H.O. Use of alternative energy sources at the natural sciences lessons // The Way of Science. 36:2 (2019). P. 148-150.
6. Kakhkhorov S.K., Juraev Kh.O. Use of Periodicity in Teaching Physics // Eastern European Scientific Journal, 2018. № 4. P. 35-39.
7. Kakhkhorov S.K., Juraev Kh.O., Atoeva M.F. Use of alternative energy sources at the natural sciences lessons // The Way of Science, 2018. № 6. P. 27-30.
8. Kakhkhorov S.K., Juraev Kh.O. Use of alternative energy sources at the natural sciences lessons // The Way of Science. 36:2 (2017). P. 148-150.
9. Каххоров С.К., Кахарова Д. Теоретические основы организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах // Вестник интегративной психологии, 2019. № 18. С. 103-108.
10. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Использование средств медиаобразование для обучения альтернативным источникам энергии // Монография. Ташкент, 2017. 160 с.
Список литературы / References
11. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Использование информации об альтернативных источниках энергии в междисциплинарной связи // Научный вестник БухГУ, 2016. № 1. С. 163-164.
12. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Перспективы использования альтернативных источников энергии // Вестник Туранской Академии Наук, Ташкент, 2014. C. 64-69.
13. Каххоров С.К., ЖураевХ.О., Жураев З.Ш., Жамилов ЮЮ. Технология получении биомассы на основе альтернативных источников энергии // Научный вестник БухГУ, 2013. № 4. С. 3-6.
14. Каххоров С.К., Сапарбаев Т. Методика определения удельного заряда электрона с помощью виртуальных компьютерных моделей // Вестник Каракалпакского отделения АН РУз., 2010. № 3. С. 93-95.
15. Каххаров С.К., Жураев Х.О. Предоставление информации об альтернативных источниках энергии на основе междисциплинарной интеграции на уроках физики // Материалы Республиканской научно-практической конференции. Инновационные технологии в науке и образовании. Нукус, 2018. С. 137-139.
16. Каххоров С.К., Жамилов Ю.Ю. Формирование компетенций в области альтернативной энергетики с помощью программных средств обучения физическому воспитанию // Роль физики в современном образовании. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Самарканд, 2019. Стр. 41-42.
17. Kakhkhorov S.K., Jurayev A.R. Method of application of virtual stands in teaching subjects of "Electrical engineering, radio engineering and electronics // "International scientific review of the problems and prospects of modern science and education" LXII International correspondence scientific and practical conference. Boston. USA, 2019. P. 22-23,
18. Каххоров С.К., Жамилов Ю.Ю. Предоставление информации об альтернативных источниках энергии с использованием междисциплинарной интеграции // Актуальные проблемы современной физики. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Термез, 2017. Стр. 327-329.
19. Каххоров С.К., Назаров М.Р., Жураев Х.О. Автоматическая сушилка, работающая на альтернативных источниках энергии // Каталог X Ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. -ашкент, 2017. С. 131-132.
20. Каххоров С.К., Самиев К.А., Жураев Х.О., Арабов Д. Исследование температурного режима устройства биомассы с использованием альтернативной энергии // Научный вестник БухГУ, 2015. № 2. С. 6-9.
21. Жураев Х.О., Хамдамова Н.М. Использование альтернативных источников энергии в образовании // Современные гуманитарные исследования. Москва, 2015. № 3. С. 42-48.
22. Каххоров С.К., Жураев Х.О. Пути использования учебных материалов гелиотехники на уроках физики // VI международная научно-практическая конференция «Инновации в технологиях и образовании». Часть 4. Белово, 2013. С. 131-136.