Научная статья на тему 'Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления'

Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
CREATIVITY / CREATIVE THINKING / INTELLECT / THINKING / CONSIDERATION / CREATIVE ABILITY / CREATIVE QUALITIES / CREATIVE ACTIVITY / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / МЫШЛЕНИЕ / РАССУЖДЕНИЕ / КРЕАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулова Зилола Дурдимуротовна

В данной статье раскрыто понятие креативности. Показано с педагогической стороны развитие креативного мышления у будущих учителей, традиционные методы и подходы для развития творческого мышления изучены критически со стороны автора, были размышления о результативности выполнения заданий при помощи развития у человека чувства. Выделены взаимосвязанные части креативной способности. Сформулированы понятия и стадии формирования креативного мышления. Перечислены навыки, которые показывает педагог, имеющий креативный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC BASIS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING OF FUTURE TEACHERS

The following article deals with the essence of the concept of creativity, as well as, future teachers are taught pedagogically the didactic fundamentals of creative thinking. Traditional approaches and methods of the development of creative thinking are critically reviewed by the author about how they can enhance the effectiveness of their tasks by developing human emotions. The interconnected parts of creative ability are highlighted. The stages and content of the creative thinking are described. The skills that a teacher has with the potential for creativity are listed.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления»

DIDACTIC BASIS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING OF FUTURE TEACHERS Rasulova Z.D. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Rasulova Zilola Durdimurotovna — PhD Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, FACULTY OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the following article deals with the essence of the concept of creativity, as well as, future teachers are taught pedagogically the didactic fundamentals of creative thinking. Traditional approaches and methods of the development of creative thinking are critically reviewed by the author about how they can enhance the effectiveness of their tasks by developing human emotions. The interconnected parts of creative ability are highlighted. The stages and content of the creative thinking are described. The skills that a teacher has with the potential for creativity are listed. Keywords: creativity, creative thinking, intellect, thinking, consideration, creative ability, creative qualities, creative activity.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Расулова З.Д. (Республика Узбекистан)

Расулова Зилола Дурдимуротовна — базовый докторант, кафедра педагогики, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыто понятие креативности. Показано с педагогической стороны развитие креативного мышления у будущих учителей, традиционные методы и подходы для развития творческого мышления изучены критически со стороны автора, были размышления о результативности выполнения заданий при помощи развития у человека чувства. Выделены взаимосвязанные части креативной способности. Сформулированы понятия и стадии формирования креативного мышления. Перечислены навыки, которые показывает педагог, имеющий креативный потенциал.

Ключевые слова: креативность, творческое мышление, интеллект, мышление, рассуждение, креативная способность, креативные качества, креативная деятельность.

Одной из сторон усилий Республики Узбекистан по реформированию системы образования является обеспечение того, чтобы учителя работали в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, приобретали знания, навыки и культуру для развития гармонично развитой личности. Это привело к появлению понятия «креативности» в педагогической науке, которая изучает закономерности образования и воспитания. Развитие научных знаний, в частности, влияние креативности на развитие личности, общества и государства, требует глубокого изучения этого вопроса с научно-педагогической точки зрения. В этом смысле условия и требования сегодняшнего дня - это формирование креативного мышления у всех педагогических кадров системы народного образования. В эпоху глобализации и обмена информацией важно учитывать тот факт, что на жизнь молодого поколения влияет много полезной и бесполезной информации и, следовательно, надо правильно организовать учебно-воспитательский процесс [1, 2]. Прежде всего, необходимо «углубить знания педагогических кадров по созданию созидательности», которые занимаются воспитанием молодого поколения.

Создание креативного мышления может обеспечить нестандартное мышление и факторы развития для промышленных и постиндустриальных, научно-технических революций и быстрого развития, развития человеческого общества и привести к обогащению новых уровней технического развития в современном обществе [3]. Креативное мышление - это мышление современных менеджеров, а развитие бизнеса требует творческого мышления от самого низкого до самого высокого уровня, и это инструмент для развития бизнеса, роста и развития, расширения и устойчивости, это оружие сознания.

Креативность (в переводе с латинского "create"- «создать», "creative" - созидатель) -означает творческую способность индивида, быть способным развивать новые идеи и быть частью творческого процесса.

Таким образом, с дидактической точки зрения, креативность - это способность учителя создавать новые идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления и принимать оригинальные решения. Впервые в 1922 году Д. Симпсон описал этот термин как нестандартный способ мышления.

В России по изучению понятия креативности работают ученые как, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.Н.Дружинину. Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие рассматривают интеллект и креативность как единицу превосходящих человеческих способностей. Интеллект - это высокий уровень креативности. Это означает не только то, что они едины, но и то, что креативность является продуктом интеллекта. Высокий уровень интеллекта является основой способностей высокого уровня. Низкий интеллект создает более низкий уровень интеллекта. Ганс Айзенк считал, что креативность является выражением способностей. Креативность определяется высоким интеллектом.

Креативные способности учителя направляют его индивидуальные способности, природную и социальную энергию на качественную, эффективную организацию профессиональной деятельности. Креативность учителей, работающих в системе высшего образования, помогает им создавать новые идеи, мыслить, проявлять инициативу, быть неоднозначными, в отличие от традиционного подхода к организации преподавания и обучения. Следовательно, креативный подход к организации педагогической профессиональной деятельности с креативными качествами у будущих учителей требует образовательной деятельности и личностных качеств, самостоятельных педагогических достижений и опыта, а также на постоянный обмен опытом с коллегами по педагогическим успехам сам по себе создает творческий потенциал.

Креативная способность состоит из взаимосвязанных частей.

1. Креативная цель.

2. Креативное стремление.

3. Креативная конструкция.

4. Креативное направление.

5. Акт креативного самовыражения.

6. Креативное самоконтроль.

7. Креативная деятельность.

8. Степень креативного стремления.

Креативное мышление учителя появляется в его творческой деятельности и развивается (см. таблица 1).

Таблица 1. Этапы формирования креативного мышления

Этапы Содержание

Креативность, осно-ванная на природ-ных способностях отражает уникальные действия индивида

Первичный (общий) креативность Общая способность показывающая творческую деятельность человека (проявляется в поведении ребенка в возрасте от 3 до 5 лет и четко отражается в его поведении в возрасте 6-7 лет)

Специализированная креативность Способность выражать креативность в определенном типе социальной активности: (на основе опыта профессиональной деятельности его общая креативность повышается.)

Учитель с креативным потенциалом может продемонстрировать следующие навыки (см. таблицу 2):

- определить сущность и значимость выполняемых задач;

- уметь анализировать проблему;

- составление плана действий;

- эффективные методы решения проблемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и применение);

- уметь выбирать пути решения проблемы;

- обоснование и пересмотр правильности решения;

- провести небольшое исследование по решению задачи;

- составление фактов, касающихся для решения задачи, хода процесса и обобщения результатов решения.

Таблица 2. Анализ творческих способностей учителя

№ Критерии Содержание

1 Знание Знать науки, овладению, запоминанию и далее вспоминать эти знания.

2 Понимать Мыслить относительно знаний, рассуждать и направлять логику для перехода от теории к практике.

3 Применения Практическое применение знаний

4 Анализ На основе имеющихся знаний изучение всего объекта, события. Изучать события и процесс разбивая их в составные элементы, выводить результаты.

5 Синтез На основе имеющихся знаний сделать общие выводы о целом объекте, событии.

6 Оценка Оценивает теоретические знания и практические навыки человека.

Приведенный выше анализ показывает, что учителя с креативным мышлением имеют тенденцию показывать следующее:

Выражать идеи, о которых другие будущие педагоги, возможно, даже не задумывались, выбирать свой способ самовыражения, иногда задавать простые или не относящиеся к делу вопросы, наслаждаться задачами, которые остаются открытыми, ясными идеями. Предпочитает спорить на основе доказательств, выбирает нетрадиционный подход к решению проблем. Эти подходы основаны на креативных качествах учителя.

Креативная ориентация, логическое мышление, эрудиция, богатое воображение, креативная отзывчивость и инициативность, способность полностью отражать свои креативные способности, способность отражать, быть эмоциональными. Умение мыслить, скорость мышления, развитие интуиции, умение продвигать оригинальные идеи, инновационные навыки, высокие художественные ценности, умение принимать новые решения на основе имеющегося опыта и знаний. В работах [4-14] изучаются результативность использования интерактивных методов в разных учебных занятиях.

В заключение, креативность является неотъемлемой частью человеческой морали как категории развития личности, а не фактором саморазвития, основой личной самооценки, а многогранным знанием, которым обладает индивид, поскольку они стремятся к новым идеям, реформируют и меняют стереотипы в процессе инноваций, принимают неожиданные и необычные решения в процессе решения насущных проблем. Кроме того, креативность - это процесс, непосредственно связанный с инновациями, так что учитель должен быть в курсе последних событий в своей области деятельности, а также событий, происходящих в сообществе. Должен быть в состоянии правильно использовать его в своей деятельности.

Список литературы / References

1. G'ozievE.G. Umumiy psixologiya. Toshkent. 2002. 1-2 kitob (на узбекском языке).

2. Turdiyeva M. "Oliy ta'lim muassasalari talabalrida pedagogik tafakkumi shakllantirish". T.: Nizomiy nomidagi TDPU, 2008.-38-42-b (на узбекском языке).

3. Башина Т.Ф., Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.:Питер, 2009.

4. Rasulova Z.D. Pedagogical peculiarities of developing socio-perceptive competence in learners // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8. № 1, 2020. Pp. 3034.

5. Rasulova Z.D. Conditions and opportunities of organizing independent creative works of students of the direction Technology in Higher Education // International Journal of Scientific and Technology Research. Vol. 9. № 3, 2020. Pp. 2552-2155.

6. Izbullaeva G.V., Rasulova Z.D. Psychological approach to the development of professional competence of teachers in labor education // Psychology, 2019. № 1. Pp. 36-40.

7. Избуллаева Г.В., Расулова З.Д. Совершенствование деятельности кружков трудового обучения с помощью интерактивных методов // Вестник БухГУ. 74:2 (2019). Стр. 256-262.

8. Расулова З.Д. Обучение предмета трудового обучения на основе педагогических технологиях как педагогическая проблема // Педагогическое мастерство, 2019. № 1. С. 36.

9. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives. 6 (2019). № 10. P. 43-45.

10. Расулова З.Д. Значения обучающих технологий направленной личности на уроках трудового обучения. Ученые ХХ! века, 2018. № 12 (47). С. 34-35.

11. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий // Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 977-978.

12. Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Инновационная деятельность педагога в образовании. Молодой учёный, 2016. № 8 (112). С. 978-979.

13. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 588-590.

14. Аноркулова Г.М., Кулиева Ш.Х., Расулова З.Д. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой учёный. 93:13 (2015). Стр. 590-592.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.