Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / САМООБСЛУЖИВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / НАВЫКИ ПРИЧЕСЫВАНИЯ / НАВЫКИ РАЗДЕВАНИЯ - ОДЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Галина Васильевна

Дошкольники с детским церебральным параличом (ДЦП) - многочисленная группа детей с нарушениями развития. Дети данной категории в настоящее время активно интегрируются в дошкольные образовательные организации. Это инвалидизирующее неврологическое заболевание характеризуется наличием у детей существенных двигательных ограничений. Они затрудняют передвижение, предметные манипуляции и овладение самообслуживанием. Перед семьёй и дошкольными образовательными организациями стоит задача обучение детей самообслуживанию для подготовки к успешному включению в школьное образовательное пространство. Анализ деятельности дошкольных образовательных организаций и родительских позиций показывает, что педагоги-дефектологи и семья часто не умеют правильно оценить навыки самообслуживания ребёнка и не владеют технологией их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-SERVICE SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR CEREBRAL PATHOLOGY

Preschoolers with cerebral palsy (cerebral palsy) are a large group of children with developmental disabilities who are currently actively integrated into preschool educational organizations. This disabling neurological disease is characterized by the presence of significant motor limitations in children, which make it difficult to move, object manipulations and mastering self-care. The family and preschool educational organizations are faced with the task of teaching children self-service to prepare for successful inclusion in the school educational space. The analysis of the activities of preschool educational organizations and parental positions shows that teachers-defectologists and the family often do not know how to properly assess the self-service skills of the child and do not own the technology of their formation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

librarianship and women's education, working in the pedagogical department of the Historical and Philological Society, participating in various events, societies, circles, considering issues of organizing folk leisure.

References:

1. Dragomanov, M.P. Scientific Methods of Professor Sumtsov / M.P. Dragomanov // Bulletin of Literature, History and Folklore. - 1894. - Book.1. - P. 152-153

2. Redin, E.K. Professor Nikolay Fedorovich Sumtsov. To the Twenty-Fifth Anniversary of his Scientific and Pedagogical Activity / E.K. Redin // Kh. - 1900. - 15 p.

3. Redin, E.K. To the 30th Anniversary of Pedagogical Activity / E.K. Redin. - 1906. - 32 p.

4. Sumtsov, N.F. Charitable Debauchery / N.F. Sumtsov // Literary and scientific bulletin. - January-March. - 1909. -P. 349-352

5. Sumtsov, N.F. Notes on the Public Library / N.F. Sumtsov // Gubern. vedomosti. - 1887.

6. Sumtsov, N.F. On the Issue of Women's Education / N.F. Sumtsov // Kharkiv. gubern. vedomosti. - 1898. - №231.

7. Sumtsov, N.F. On the Question of the Kharkiv Public Library / N.F. Sumtsov // Kharkiv. gubern. vedomosti. - 1885.

8. Sumtsov, N.F. To the University Day / N.F. Sumtsov // Written in 1916. - 17.01

9. Sumtsov, N.F. Report on Public Lectures in Poltava, Rostov-on-Don, Novocherkassk in Spring / N.F. Sumtsov // Proceedings of the Pedagogical Department of the Kharkiv Historical and Philological Society. - 1896. - Issue 3. - P. 8-29

10. Sumtsov, N.F. Ulcers of Charity / N.F. Sumtsov // Kharkiv. gubern. vedomosti. - 1897. - №67.

11. Fradkin, V.Z. On the Question of Studying the Folklore and Ethnographic Heritage of N.F. Sumtsov / V.Z. Fradkin // Summary of the reports of the annual session of the LOIEAN of the USSR. - L. - 1973. - 198 p.

Педагогика

УДК 376.2

кандидат педагогических наук, доцент Кузнецова Галина Васильевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ

ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Аннотация. Дошкольники с детским церебральным параличом (ДЦП) - многочисленная группа детей с нарушениями развития. Дети данной категории в настоящее время активно интегрируются в дошкольные образовательные организации. Это инвалидизирующее неврологическое заболевание характеризуется наличием у детей существенных двигательных ограничений. Они затрудняют передвижение, предметные манипуляции и овладение самообслуживанием. Перед семьёй и дошкольными образовательными организациями стоит задача обучение детей самообслуживанию для подготовки к успешному включению в школьное образовательное пространство. Анализ деятельности дошкольных образовательных организаций и родительских позиций показывает, что педагоги-дефектологи и семья часто не умеют правильно оценить навыки самообслуживания ребёнка и не владеют технологией их формирования.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, самообслуживание, анкетирование родителей, навыки причесывания, навыки раздевания - одевания.

Annotation. Preschoolers with cerebral palsy (cerebral palsy) are a large group of children with developmental disabilities who are currently actively integrated into preschool educational organizations. This disabling neurological disease is characterized by the presence of significant motor limitations in children, which make it difficult to move, object manipulations and mastering self-care. The family and preschool educational organizations are faced with the task of teaching children self-service to prepare for successful inclusion in the school educational space. The analysis of the activities of preschool educational organizations and parental positions shows that teachers-defectologists and the family often do not know how to properly assess the self-service skills of the child and do not own the technology of their formation.

Key words: cerebral palsy, self-care, parents' questionnaire, combing skills, undressing - dressing skills

Введение. В настоящее время в современных исследованиях отмечается необходимость создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей ограниченными возможностями здоровья. Специфика этих потребностей выражается в необходимости формирования в первую очередь жизненных компетенций ребенка, которые обеспечивают активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. В дальнейшем сформированные жизненные компетенции становятся необходимым условием формирования академических компетенций и их использования. В число жизненных компетенций входят навыки самообслуживания, формирование которых является важным направлением работы с детьми с двигательной церебральной патологией [1, С. 44; 3, С. 15].

Изложение основного материала статьи. До настоящего времени в образовательных организациях где оказывается помощь детям данной категории, существует проблема отсутствия научно обоснованных методов диагностики и технологий формирования навыков самообслуживания.

Экспериментальное исследование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста проводилось в период 2020-2021год на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский городской центр реабилитации".

В исследовании принимали участие 7 детей с двигательной церебральной патологией дошкольного возраста(5-7лет).

По формам ДЦП дети экспериментальной группы были распределены следующим образом: у 5 детей отмечалась, спастическая диплегия, у 1ребенка, гиперкинетическая форма, у 1ребенка, двойная гемиплегия.

По состоянию интеллекта, согласно заключению ЦПМПК дети экспериментальной группы были распределены следующим образом:

У одного ребенка развитие соответствовало возрастной нормы, у 4 детей отмечалась задержка психического развития, 2 детей отмечалась умственная отсталость.

Для диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания нами была использована методика М.В. Переверзевой, которая в процессе своего исследования «Диагностика и формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития», разработала диагностическую карту определения уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с ТМНР. Система обследования предполагает оценку сформированности навыков самообслуживания по 6-ти разделам: приём пищи, пользование туалетом, умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание-раздевание. Результаты оцениваются количественными показателями от 0 до 5 баллов.

Оценка каждого навыка состояла из суммы баллов за каждый элемент действия, из которого этот навык состоит. Максимальное количество баллов для каждого раздела колебалось от 40 до 265 баллов [5, С. 23].

При этом 0-1 баллы демонстрируют низкий уровень сформированности операции, средний уровень сформированности определяется 2-3 баллами, а 4-5 баллов свидетельствуют о высоком уровне сформированности исследуемой операции.

Заполнение карты осуществлялось в ходе наблюдения за выполнением режимных моментов ребёнком. Изучение анамнеза и медицинской документации детей экспериментальной группы показало следующее.

У большинства матерей обследуемых детей было неблагоприятное течение беременности (токсикозы) и 4 детей родились на 27 и 30 неделе беременности (недоношенность) с весом от 600 граммов до 1кг 500г, на 30-35 недели родились 3 детей. Почти все дети экспериментальной группы были переведены из родильного дома в неврологические отделения. Они имели отягощенный анамнез в первые 3 года жизни (цепочка вирусных и инфекционных заболеваний). 100% детей экспериментальной группы имеют двигательные нарушения различной степени в сочетании с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной недостаточностью. У 4 детей экспериментальной группы отмечается задержка психического развития, 2 детей имеют диагноз «интеллектуальная недостаточность» различной степени выраженности и только у одного ребенка интеллектуальное развитие соответствовало возрастной норме.

Наблюдение за детьми, а также беседа с родителями позволили выяснить, что практически у всех обследуемых детей в той или иной степени были не сформированы навыки самообслуживания.

Беседа с родителями выявила, что большинство детей экспериментальной группы 5 детей раздражительны, пассивны в процессе общения со взрослыми, застенчивы, капризны, апатия, поведение беспокойное. Соматическое здоровье таких детей ослабленное, моторное и доречевое развитие всех детей происходило с запозданием.

На каждого участника эксперимента были заполнены диагностические карты определения уровня сформированности навыков самообслуживания. В соответствии с диагностическими картами М.В. Переверзевой и на основании результатов первичной диагностики мы составили краткую характеристику с отражением количества набранных баллов на каждого ребенка, где отметили основные трудности при формировании навыков самообслуживания. Представим полученные результаты [4, С. 33].

Саша Ч. По результатам изучения были получены следующие результаты: навык приёма пищи - 58 баллов, навык пользования туалетом - 23 балла, навык умывания - 42 балла, навык чистки зубов - 19 баллов, навык причесывания - 16 баллов, навык раздевания - одевания - 104 баллов. Общая сумма баллов - 262.

Дима В. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 58 баллов, навык пользования туалетом - 23 балла, навык умывания - 43 балла, навык чистки зубов - 19 баллов, навык причесывания - 15 баллов, навык раздевания - одевания - 95 баллов. Общая сумма баллов - 253.

Платон В. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 76 баллов, навык пользования туалетом - 34 балла, навык умывания - 81 балла, навык чистки зубов - 36 баллов, навык причесывания - 29 баллов, навык раздевания - одевания - 184 баллов. Общая сумма баллов - 440.

Алиса К. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 50 баллов, навык пользования туалетом - 24 балла, навык умывания - 44 балла, навык чистки зубов - 19 баллов, навык причесывания - 15 баллов, навык раздевания - одевания - 118 баллов. Общая сумма баллов - 270.

Глеб Д. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 71 баллов, навык пользования туалетом - 28 балла, навык умывания - 59 балла, навык чистки зубов - 20 баллов, навык причесывания - 16 баллов, навык раздевания - одевания - 105 баллов. Общая сумма баллов - 299.

Ксюша К. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 72 баллов, навык пользования туалетом - 37 балла, навык умывания - 64 балла, навык чистки зубов - 24 баллов, навык причесывания - 23 баллов, навык раздевания - одевания - 135 баллов. Общая сумма баллов - 355.

Артем С. По окончании диагностики получены следующие результаты: навык приёма пищи - 71 баллов, навык пользования туалетом - 28 балла, навык умывания - 59 балла, навык чистки зубов - 20 баллов, навык причесывания - 16 баллов, навык раздевания - одевания - 105 баллов. Общая сумма баллов - 299.

По результатам диагностики все дети были поделены на две группы, исходя из уровня их развития, где первая группа с низким уровнем (253-299 баллов) сформированности навыков самообслуживания. Эти дети не пытались выполнять действие самостоятельно и приступали к заданию по инициативе взрослого. Отсутствовала мотивация и отмечался низкий уровень прикладываемых усилий. Вторая группа детей продемонстрировала средний уровень сформированности навыков самообслуживания (355-452 балла). Присутствовала мотивация к выполнению заданий, но отмечался низкий уровень прилагаемых усилий. При неудаче уровень мотивации резко снижался, ребенок не просил помощи у взрослого, и, вследствие этого, отсутствовали попытки повторного выполнения задания.

С целью выявления информированности родителей о важности формирования навыков самообслуживания, нами была разработана анкета. В ходе разработки анкеты мы опирались на исследования М.В. Переверзевой, В.В. Ткачевой [5, С. 27].

В анкетировании принимали участие, как родители, воспитывающие детей экспериментальной группы, так и родители, которые имеют детей с двигательной церебральной патологией и посещающих центр реабилитации. Анкетирование проходило в дистанционном формате. Метод анкетирования был выбран благодаря своим преимуществам: оперативность сбора данных, большой охват аудитории, удобство переработки полученной информации, анонимность исследования, современный и удобный для родителей и логопедов формат опроса [2, С. 83].

Для проведения исследования через мессенджер WhatsApp родителям, воспитывающих детей с двигательной церебральной патологией была разослана анкета. Анкета была скинута в формате Гугл опросника.

По результатам анкетирования нами были получены следующие данные.

Большинство семей(16), воспитывающих детей ЭГ, полные и проживают в удовлетворительных социально-бытовых условиях. Возраст матерей на момент рождения у большинства был возраст 25-30 - 11 (55%), так же из них 3 (15%) были в возрасте 19-21год, еще у шести человек возраст на момент рождения составлял от 22-25лет (30%). Результаты анкетирования выявили, что все участники анкетирования имеют представления о навыках самообслуживания. Как показывает данное анкетирование, только 2 матери из 20 считают, что у их детей сформированы навыки самообслуживания (10%), также еще 12 считают, что у их детей частично сформированы навыки самообслуживания (60%) и еще у 6 матерей, навыки самообслуживания не сформированы вовсе (30%).

Из всех участвующих в анкетировании, 15 матерей считают, что у их детей сформированы навыки приема пищи и пользование ложкой и вилкой (75%), еще 5 матерей отметили, что сформированы также навыки пользования туалетом (75%). Только 15 матерей считают, что у их детей сформированы навыки приема пищи, и они могут самостоятельно питаться (75%) так же еще 5 матерей выбрали ответ, что их ребенок не может самостоятельно питаться (25%). Из всех участников исследования 15 матерей считают, что их ребенок может пользоваться ложкой и вилкой (75%) так же еще 5 матерей выбрали ответ, что их ребенок не может пользоваться ложкой и вилкой (25%).

Из всех участвующих в анкетировании 18 мам отметили, что у детей не сформированы навыки раздевания (90%) и только еще двое считают, что данный навык у детей сформирован (10%). Из всех участвующих в анкетировании 20 матерей считают, что их ребенок не может самостоятельно одеться (100%). Также 10 матерей считают, что у их детей сформированы навыки личной гигиены (50%), так же еще 10 матерей считают, что данный навык у их детей не сформирован, их ребенок не может самостоятельно мыть и вытирать руки (50%).

По мнению участников исследования, 13 матерей считают, что их дети могут самостоятельно ходить в туалет (65%) так же еще 7 матерей выбрали ответ, что их ребенок не может самостоятельно ходить в туалет (35%). Из 20 участвующих в анкетировании матерей 15 матерей, хотели бы сотрудничать со специалистами сопровождения в процессе формирования навыков самообслуживания (75%), остальные 5 матерей отметили, что данный навык у детей сформируется самостоятельно, без участия взрослых (25%).

При ответе на вопрос "Как Вы думаете, при формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения?" мнения участников разделилось, 16 матерей считают, что при формировании навыков дети становятся самостоятельные, аккуратные (80%), а 4 считают, что формирование данного навыка не влияет на их развитие.

На вопрос "Как часто вы посещаете занятия по формированию навыков самообслуживания "15 матерей отметили что часто пропускают занятия, но по уважительной причине (болезнь, реабилитация) (75%) также 2 матерей отметили, что посещают все занятия (10%) и еще 3 матерей признались, что редко посещаем (15%)

Выводы. Анализ диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с двигательной церебральной патологией и анкетирования родителей позволяет сделать следующие выводы:

• Группа детей с двигательной церебральной патологией неоднородна. Планируя групповую работу с детьми данной категории необходимо опираться на уровень развития детей и их психофизические индивидуальные особенности.

• Нарушения развития детей экспериментальной группы различны по степени своей тяжести.

• Отмечается низкий уровень информированности родителей по вопросам воспитания и обучения детей с двигательной церебральной патологией.

Исходя из результатов первичной диагностики, мы сделали вывод, что работа должна быть направлена не только на формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с ДЦП, но и на родителей.

Литература:

1. Гусейнова, А.А. Развитие навыков самообслуживания в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями / А.А. Гусейнова, Г.В .Парамонова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2022. - № 1. - С. 42-48

2. Кузнецова, Г.В. Специальные условия для овладения дошкольниками с ДЦП навыками изобразительной деятельности / Г.В. Кузнецова, Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 3 (89). - С. 77-87

3. Левченко, И.Ю. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории / И.Ю. Левченко, А.Я. Абкович - Москва. - 2019. - 180 с.

4. Левченко, И.Ю. Изучение навыков самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / И.Ю. Левченко, М.В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. - 2017. - № 3 (31). - С. 31-37

5. Переверзева, М.В. Изучение процессов формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева. - Дефектология. - 2019. - № 2. - С. 21-29

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры физического воспитания Кулин Алексей Андреевич

ФГБОУ ВО «Московский технический университет связи и информатики» (г. Москва)

КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются качественные характеристики оптимизации профессиональной деятельности преподавателей физической культуры и спорта в условиях цифровой трансформации образования. Раскрыто содержание понятий «оптимальность» и «оптимум», а также условия, влияющие на достижение оптимального состояния профессиональной деятельности. Конкретизированы содержательные характеристики знаний, умений и навыков, что позволяет разработать критерии и показатели, определяющие результативность оптимизации, по которым возможно оценивать оптимальность их профессионального труда.

Ключевые слова: оптимизация, критерии, профессиональная деятельность, преподаватели физической культуры и спорта.

Annotation. The article discusses the qualitative characteristics of optimizing the professional activities of physical education and sports teachers in the context of digital transformation of education. The content of the concepts of "optimality" and "optimum", as well as the conditions affecting the achievement of the optimal state of professional activity, is revealed.The content characteristics of knowledge, skills and abilities are concretized, which allows us to develop criteria and indicators that determine the effectiveness of optimization, by which it is possible to assess the optimality of their professional work.

Key words: optimization, criteria, professional activity, teachers of physical culture and sports.

Введение. Одним из ключевых вопросов педагогической теории и практики является оценка качества профессиональной деятельности преподавателей с точки зрения соответствия полученных результатов и достижения изначально поставленной цели её оптимизации. Педагогическая диагностика пронизывает все этапы образовательного процесса и позволяет в конечном счёте не только контролировать и оценивать результативность педагогических воздействий и самовоздействий, но и устанавливать закономерности и причинно-следственные связи педагогических явлений. Особую позицию педагогическая диагностика занимает в период цифровизации образования. Так ряд авторов, раскрывая позитивные стороны применения цифровых технологий, показывают, что диагностика и мониторинг качества обучения в рамках дисциплины «Физическая культура» с применением информационных технологий оказывает позитивное воздействие на мотивацию к успешному освоению образовательной программы основного общего образования [9].

Цифровые информационные технологии успешно используются в спорте нвсех уровнях подготовки для решения задач тренировки и организации соревнований, фитнесе. Довольно часто используются они в диагностике физической подготовленности, оценке функциональных состояний организма и в психологии [12]. Вместе с тем установлено, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.