Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
988
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА / НАВЫКИ ОРИЕНТИРОВКИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN / SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION / ORIENTATION SKILLS / AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шипилова Евгения Валерьевна, Трущелёва Анна Васильевна

В статье рассмотрен вопрос развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра; представлен анализ исследований специфики овладения навыками социально-бытовой ориентировки у данной категории дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шипилова Евгения Валерьевна, Трущелёва Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION IN CHILDREN WITH DISORDERS OF AUTISTIC SPECTRUM

In the article the question of skills development of social orientation in children with autism spectrum disorders; presents an analysis of research specific skills of social orientation this category of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Гостунская Яна Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шипилова Евгения Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра; представлен анализ исследований специфики овладения навыками социально-бытовой ориентировки у данной категории дошкольников.

Ключевые слова: тоциальная адаптация детей, социально-бытовая ориентировка, навыки ориентировки, расстройства аутистического спектра.

Annotation. In the article the question of skills development of social orientation in children with autism spectrum disorders; presents an analysis of research specific skills of social orientation this category of preschoolers.

Keywords: social adaptation of children, social and household orientation, orientation skills, autism spectrum disorders.

Введение. Одной из важнейших задач воспитания детей является формирование у них навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача приобретает особый смысл в отношении ребёнка с расстройствами аутистического спектра [2, с. 27].

Специфика развития данной категории детей такова, что у большинства из них нарушен контакт с окружающими людьми, и прежде всего с близкими взрослыми. Данное обстоятельство значительно затрудняет процесс овладения данными детьми навыками социально-бытовой ориентировки [4, с. 127]. Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими навыков социально-бытовой ориентировки [3, с. 35].

С возрастом по мере сглаживания аутистических черт всё более очевидной становится именно неприспособленность ребёнка даже к повседневной жизни. Дети медленно осваивают способы действий, не владеют ориентировочными, контрольно-проверочными действиями. Им требуется специальная помощь в преодолении трудностей овладения навыками социально-бытового ориентирования [1, с. 17].

Изложение основного материала статьи. Актуальность настоящего исследования определяется рядом факторов.

В первую очередь, это связано со значительным увеличением в последнее десятилетие контингента детей с группой нарушений, определяемых как «расстройства аутистического спектра», а также относительной неоднородностью данной категории детей.

Во-вторых, обусловлено недостаточной теоретической и практической разработанностью проблем изучения, обучения и воспитания данной группы детей с ограниченными возможностями развития, что связано с более поздним выделением аутизма как самостоятельного вида нарушений.

В-третьих, необходимость более детального изучения проблемы формирования навыков социально-бытовой ориентировки связана с информационным вакуумом по данному вопросу в специальной психолого-педагогической литературе. Так, основной акцент в научных исследованиях, посвящённых вопросам аутизма, делается на специфике психического развития данной категории детей, на вопросах установления первоначальных коммуникативных навыков этих детей, на создании условий для познавательного их развития. Вместе с тем, мало уделяется внимания тому каковы особенности данного вида деятельности детей и каким образом необходимо строить коррекционно-развивающую работу в этой направлении.

Осуществив теоретический анализ рассматриваемой проблемы, нами был сделан важных выводов.

Первый вывод позволил понять, что обучение навыкам социально-бытовой ориентировки позволяет эффективно решать задачи расширения знаний и представлений детей об окружающих предметах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой ручной моторики, зрительно-моторной координации и т.д. А процесс формирования навыков социально-бытовой ориентировки представляет собой длительный этап освоения детьми соответствующих навыков, начиная с момента подражания взрослому и заканчивая самостоятельным выполнением ребёнка той или иной операции.

Другой, не менее значимый, вывод касался исследуемой нами категории детей и позволил понять, что способность к социально-бытовой ориентировке является одним из основных критериев, позволяющих оценить степень выраженности ограничения жизнедеятельности у ребёнка с нарушенным развитием, и отражающим долю его участия в соответствии с возрастными нормами развития в процессе осуществления заботы о себе и о своём здоровье.

Кроме того, было установлено, что трудности осуществления социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра обусловлены такими особенностями его психического развития как недостатки внимания, памяти, мыслительной деятельности, стереотипность и ригидность поведения, ограничение контактов со взрослыми, нарушение процесса подражательной деятельности. Сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребёнка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации.

Следующий важный вывод привёл нас к тому, что развитие социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра требует осуществления специальной целенаправленно организованной деятельности, учитывающей структуру и особенности дефекта.

Ограниченное число диагностических, программных и методических разработок проблемы формирования навыков социально-бытовой ориентировки у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра побудило нас к проведению эмпирического исследования, целью которого стало изучение особенностей навыков социально-бытовой ориентировки у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 г. Ставрополя. Контингент исследуемых составили дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) с расстройствами аутистического спектра.

Младший дошкольный возраст это период наиболее яркой картины проявлений специфичности рассматриваемого вида нарушений. Комплексное исследование уровня сформированности всех составляющих социально-бытовой ориентировки на этом этапе возрастного развития не представляется возможным в связи с тем, что некоторые представления ребёнка, а также ряд соответствующих умений и навыков оказывается ещё несформированным. Поэтому проведённое нами исследование навыков социально-бытовой ориентировки было нами ограничено изучением и анализом следующих составляющих: навыки личной гигиены, навыки удовлетворения витальных потребностей, навыки пользования одеждой и обувью, навыки самообслуживания при приёме пищи.

Диагностическое исследование осуществлялось с помощью следующих методик:

1. Общая оценка состояния культурно-гигиенических и навыков самообслуживания в ходе наблюдения (В.А. Шинкаренко).

2. Анкетирование родителей с целью выяснения уровня сформированности навыков социально-бытового ориентирования (М.Ю. Веденина).

Оценка качества сформированных умений и навыков основывалась на следующие параметры деятельности:

1. Принятие задачи, намерение ребёнка выполнять задание.

2. Понимание инструкции, возможность ориентировки в задании.

3. Возможности самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий.

4. Соответствие способов выполнения задания тем, которые наиболее рациональны.

5. Уверенность скорость и качество выполнения задания.

6. Возможности контроля собственной деятельности и коррекции ошибок.

Анализ результатов наблюдения показал, что в общей картине навыков самообслуживания наиболее сформированными у аутичных детей оказались навыки, связанные с процессом питания, гигиеной тела, а также пользованием туалетом. Наименьшие показатели отмечались в отношении навыков, связанных с использованием одежды и обуви, а также с навыками труда и самообслуживания в помещении.

В рамках навыков самообслуживания большая часть действий, которая входит в целостный навык приёма пищи, детьми данной категории успешно усваивается. При приёме пищи дошкольники понимали речевую инструкцию, самостоятельно ориентировались в условиях задания. Однако при затруднениях не всегда пользовались помощью со стороны взрослого. Кроме того, у них зачастую наблюдались специфические орудийные и соотносящие действия, снижающие качество выполнения операций по самообслуживанию.

Одной из особенностей явилось и то, что если в случае оказать помощь ребёнку и поменять столовый прибор дети начинали проявлять негативную реакцию, что связано с неготовностью ребёнка к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует изменений. Кроме того одной из наиболее интересных особенностей, демонстрирующей специфичность навыков самообслуживания у детей с аутизмом, явилось их необычное поведение во время такого действия как разворачивание несложных упаковок. Если нормально развивающиеся дошкольники в случае возникновения затруднений, стараются обратиться за помощью к взрослому, то дошкольники с аутизмом демонстрировали совершенно неадекватное в данной ситуации поведение: они начинали проявлять бурную аффективную реакцию; некоторые из них просто оставляли предмет, однако большая часть из них не думала обращаться к педагогу, так как это было связано с необходимостью взаимодействия с педагогом. Большое число аутичных детей не могли пользоваться соломкой, салфеткой. А такие самообслуживающие действия как сервировка и уборка со стола оказались крайне неразвиты у дошкольников с аутизмом.

При выполнении бытового процесса пользования туалетом многие аутичные младшие дошкольники не распознавали момент, когда нужно идти в туалет и соответственно не предупреждали педагога. Этот факт мы связали не столько с несформированностью навыка, сколько с необходимостью контакта со взрослым, к которому они ещё не полностью привыкли. Данный факт был подтверждён нами в результате обработки анкет, полученных от родителей. Только небольшая часть данной категории дошкольников могла сообщить о своих витальных потребностях с помощью лишь пантомимики и жестов. Практически неразвитыми оказались такие умения как пользование туалетной бумагой и последующее мытьё рук.

Когда дошкольники с расстройствами аутистического спектра совершали процедуру умывания, они в основном не были заинтересованы выполнением отдельных операций, не воспринимали речевую инструкцию, не делали попыток выполнить действие даже после объяснения взрослым значимости данного навыка, при затруднениях не прибегали к использованию помощи находящегося рядом взрослого. При выполнении ориентировки в условиях специально организованного обучающего эксперимента и попытки выполнения исполнительских действий совместно со взрослым, результат также детьми не был достигнут, дети также не стремились к совершению манипуляций с предложенными им предметами (зубная щетка с интересным рисунком или мыло необычной формы). Если дети пассивно совершали манипулятивные действия с предлагаемыми им предметами, необходимыми для умывания, то у них не наблюдались контрольно-проверочные действия, отсутствовала и ориентировка детей на оценку взрослого в ходе механического выполнения задания.

У двух аутичных детей мытьё рук приобрело характер к импульсивности, т.е. навязчивого состояния, принимающего форму своеобразной двигательной активности. Кроме того дети не умели пользоваться горячей и холодной водой. Они в основном включали холодную воду и мыли руки холодной водой. У одного ребёнка наблюдался страх, связанный с водой. Не развитыми практически у всех аутичных детей оказались навыки пользования носовым платком и расчёсывания.

В процессе одевания и раздевания более половины исследованных детей не проявляли активность в выполнении данных процессов. Они пассивно ожидали действий со стороны взрослого. Даже после подробного разъяснения пошагового алгоритма они не стремились к выполнению действий; не стремились обратиться ко взрослому за помощью в процессе раздевания / одевания; при выполнении ориентировки в условиях целенаправленного обучения посредством действий «рука в руку» со взрослым результат детьми с первого раза не достигался, а зачастую мог вызвать и бурную аффективную реакцию. Со стороны аутичных дошкольников отсутствовали стремление совершать необходимые манипуляции предметами одежды (например, правильное расположение одежды перед одеванием); характерно также и отсутствие контрольно-проверочных действий за ходом выполнения операций; дети также не были ориентированы на оценку взрослого. При одевании и раздевании данные дети, как правило, нарушали алгоритм действий. Отсутствовали и сложные манипулятивные движения, связанные с использованием мелкой моторики (например, зашнуровывание обуви, застёгивание крючков, молний, пуговиц).

Вместе с тем, одной из характерных особенностей аутичных детей явилось то, что их личные вещи всегда были сложены аккуратно и в строго определённом порядке. Нарушение такого порядка могло вызвать негативную эмоциональную реакцию ребёнка. Такая же особенность была характерна и при размещении обуви.

Анализ результатов эмпирического исследования показал также крайне низкую сформированность умений и навыков, связанных с ориентированием в помещении, а именно раскладыванием и заправкой постели, уборкой после себя игрушек и других принадлежностей и т.п.

Анализ результатов анкетирования показал также значительное отставание в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников с ранним детским аутизмом. Наибольшее отставание, по мнению родителей, наблюдалось в развитии навыков выбора и ухода за одеждой и обувью, а также навыков опрятности и соблюдения личной гигиены. Кроме того, в осуществлении большинства навыков требуется постоянная мотивация со стороны взрослого.

При этом в навыках одевания наиболее развитыми оказываются навыки одевания основных элементов одежды, наименее развитыми являются такие навыки как застегивание кнопок, пуговиц, молний, надевание колготок. Среди навыков по выбору и уходу за одеждой наиболее развитыми оказались навыки складывания одежды. Все остальные навыки сформированы в недостаточной степени и связаны с такими особенностями как избирательность, ритуалистическое поведение.

Что касается навыков опрятности и личной гигиены, то они также находятся на достаточно низком уровне сформированности. Аутичные дети, как правило, выполняют их только с напоминания взрослого, при этом родителями было отмечено, что даже в условиях дома дети медленно осваивали способы действий, не владели ориентировочными и контрольно-проверочными действиями в деятельности самообслуживания.

Выводы. Таким образом, осуществленное экспериментальное исследование показало, что без целенаправленного обучения аутичные дети младшего дошкольного возраста не овладевают социально-бытовыми навыками на достаточном уровне, позволяющем им обслуживать себя и быть социализированным в обществе. Представленные материалы позволили раскрыть состояние владения элементарными навыками социально-бытовой ориентировки данной категории детей, а также показать психолого-педагогические пути формирования и совершенствования у них навыков самообслуживания. Актуальность формирования навыков социально-бытовой ориентировки у аутичных детей младшего дошкольного возраста очевидна, поскольку она непосредственно связана с подготовкой к социальной адаптации личности и коррекцией общего развития таких детей.

Литература:

1. Веденина, М.Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей / М.Ю. Веденина // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков.- М.: Добро, 1998. - С. 9-50.

2. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. - М.: Теревинор, 2006. - 40 с.

3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.

4. Переверзева, М.В. Организация деятельности детей с тяжелыми нарушениями развития по формированию навыков самообслуживания как профилактика проблемного поведения / М.В. Переверзева // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2011. - С. 126-129.

Педагогика

УДК 378

студентка Груминская Лиана Артуровна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Матвеева Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития непрерывного образования на основании его значимости и актуальности в современном обществе. Произведен анализ особенностей непрерывного образования и нормативно-правовой базы зарубежного и отечественного аппарата его поддержки («Международной ассоциации непрерывного образования и обучения» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» соответственно). Дана характеристика предполагаемого направления развития непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, перспективы развития, потребности, профессиональная сфера, стандарт, «IACET», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Annotation. The article discusses the prospects for the development of continuing education based on its importance and relevance in modern society. The analysis of the features of continuing education and the regulatory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.