Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СТАНДАРТ / "IACET" / ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / CONTINUING EDUCATION / DEVELOPMENT PROSPECTS / NEEDS / PROFESSIONAL SPHERE / STANDARD / FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груминская Лиана Артуровна, Матвеева Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются перспективы развития непрерывного образования на основании его значимости и актуальности в современном обществе. Произведен анализ особенностей непрерывного образования и нормативно-правовой базы зарубежного и отечественного аппарата его поддержки («Международной ассоциации непрерывного образования и обучения» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» соответственно). Дана характеристика предполагаемого направления развития непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груминская Лиана Артуровна, Матвеева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION

The article discusses the prospects for the development of continuing education based on its importance and relevance in modern society. The analysis of the features of continuing education and the regulatory framework of the foreign and domestic apparatus for its support (“International Association of Continuing Education and Training” and the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, respectively) is carried out. The characteristic of the proposed direction of development of continuing education is given.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В процессе одевания и раздевания более половины исследованных детей не проявляли активность в выполнении данных процессов. Они пассивно ожидали действий со стороны взрослого. Даже после подробного разъяснения пошагового алгоритма они не стремились к выполнению действий; не стремились обратиться ко взрослому за помощью в процессе раздевания / одевания; при выполнении ориентировки в условиях целенаправленного обучения посредством действий «рука в руку» со взрослым результат детьми с первого раза не достигался, а зачастую мог вызвать и бурную аффективную реакцию. Со стороны аутичных дошкольников отсутствовали стремление совершать необходимые манипуляции предметами одежды (например, правильное расположение одежды перед одеванием); характерно также и отсутствие контрольно-проверочных действий за ходом выполнения операций; дети также не были ориентированы на оценку взрослого. При одевании и раздевании данные дети, как правило, нарушали алгоритм действий. Отсутствовали и сложные манипулятивные движения, связанные с использованием мелкой моторики (например, зашнуровывание обуви, застёгивание крючков, молний, пуговиц).

Вместе с тем, одной из характерных особенностей аутичных детей явилось то, что их личные вещи всегда были сложены аккуратно и в строго определённом порядке. Нарушение такого порядка могло вызвать негативную эмоциональную реакцию ребёнка. Такая же особенность была характерна и при размещении обуви.

Анализ результатов эмпирического исследования показал также крайне низкую сформированность умений и навыков, связанных с ориентированием в помещении, а именно раскладыванием и заправкой постели, уборкой после себя игрушек и других принадлежностей и т.п.

Анализ результатов анкетирования показал также значительное отставание в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников с ранним детским аутизмом. Наибольшее отставание, по мнению родителей, наблюдалось в развитии навыков выбора и ухода за одеждой и обувью, а также навыков опрятности и соблюдения личной гигиены. Кроме того, в осуществлении большинства навыков требуется постоянная мотивация со стороны взрослого.

При этом в навыках одевания наиболее развитыми оказываются навыки одевания основных элементов одежды, наименее развитыми являются такие навыки как застегивание кнопок, пуговиц, молний, надевание колготок. Среди навыков по выбору и уходу за одеждой наиболее развитыми оказались навыки складывания одежды. Все остальные навыки сформированы в недостаточной степени и связаны с такими особенностями как избирательность, ритуалистическое поведение.

Что касается навыков опрятности и личной гигиены, то они также находятся на достаточно низком уровне сформированности. Аутичные дети, как правило, выполняют их только с напоминания взрослого, при этом родителями было отмечено, что даже в условиях дома дети медленно осваивали способы действий, не владели ориентировочными и контрольно-проверочными действиями в деятельности самообслуживания.

Выводы. Таким образом, осуществленное экспериментальное исследование показало, что без целенаправленного обучения аутичные дети младшего дошкольного возраста не овладевают социально-бытовыми навыками на достаточном уровне, позволяющем им обслуживать себя и быть социализированным в обществе. Представленные материалы позволили раскрыть состояние владения элементарными навыками социально-бытовой ориентировки данной категории детей, а также показать психолого-педагогические пути формирования и совершенствования у них навыков самообслуживания. Актуальность формирования навыков социально-бытовой ориентировки у аутичных детей младшего дошкольного возраста очевидна, поскольку она непосредственно связана с подготовкой к социальной адаптации личности и коррекцией общего развития таких детей.

Литература:

1. Веденина, М.Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей / М.Ю. Веденина // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков.- М.: Добро, 1998. - С. 9-50.

2. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. - М.: Теревинор, 2006. - 40 с.

3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.

4. Переверзева, М.В. Организация деятельности детей с тяжелыми нарушениями развития по формированию навыков самообслуживания как профилактика проблемного поведения / М.В. Переверзева // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2011. - С. 126-129.

Педагогика

УДК 378

студентка Груминская Лиана Артуровна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Матвеева Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития непрерывного образования на основании его значимости и актуальности в современном обществе. Произведен анализ особенностей непрерывного образования и нормативно-правовой базы зарубежного и отечественного аппарата его поддержки («Международной ассоциации непрерывного образования и обучения» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» соответственно). Дана характеристика предполагаемого направления развития непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, перспективы развития, потребности, профессиональная сфера, стандарт, «IACET», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Annotation. The article discusses the prospects for the development of continuing education based on its importance and relevance in modern society. The analysis of the features of continuing education and the regulatory

framework of the foreign and domestic apparatus for its support ("International Association of Continuing Education and Training" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation", respectively) is carried out. The characteristic of the proposed direction of development of continuing education is given.

Keywords: continuing education, development prospects, needs, professional sphere, standard, «IACET», Federal Law "On Education in the Russian Federation".

Введение. Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, термин «непрерывное образование» трактуется как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [7, с. 168].

Исходя из определения, мы можем утверждать, что целью непрерывного образования называют становление и развитие личности. При этом хронологическая продолжительность процесса не ограничивается периодом физического и социально-психологического созревания индивида, а продолжается и в периоды дальнейшей жизни, где преобладающей становится уже задача сохранения компетентности в профессиональной сфере.

Если мы рассмотрим непрерывное образование как систему, то ее системообразующим фактором окажется потребность членов общества в непрерывном развитии личности. Насколько само общество является сложной структурой, настолько сложной оказывается и взаимосвязь между структурами, организующими непрерывное образование: они подразделяются на основные и параллельные, базовые и дополнительные, государственные и общественные, формальные и неформальные. Только при надежной системе взаимосвязей и взаимообусловленностей, четкой субординации по уровням, организованной координации направлений и назначений все элементы этой структуры обеспечивают достижение вышеописанной задачи непрерывного образования [7, с. 168].

Опираясь на научные исследования, мы можем проследить основные причины, по которым непрерывное образование на сегодняшний день является актуальным для специалистов всех сфер деятельности [3, с. 204].

В первую очередь отмечается высокий темп роста объема знаний в различных областях науки. Например, на территории Российской Федерации современные условия для научных исследований, удобные системы грантов и обильное количество конференций и семинаров, организуемых на регулярной основе образовательными учреждениями, а также другими бюджетными и коммерческими организациями, пропорционально увеличивают теоретическую базу всех областей знаний. В связи с этим, специалист получает мотивацию к непрерывному образованию, чтобы развивать свои профессиональные навыки и компетенции.

С другой стороны, меняются и сами методы образования. Развитие современных технологий позволяет организовывать образовательный процесс, используя программы и online-сервисы, где удобно хранятся материалы по дисциплине (поддерживается любой формат, включая видео, аудио и графические материалы) или генерируются проверочные задания. Также появляются условия для создания содержательных презентаций в помощь к освоению новых материалов. Подобные возможности обеспечивают непрерывному образованию гибкость в соответствии с информационными потребностями учащихся.

Так мы подходим к еще одной особенности непрерывного образования: оно становится удобным и доступным. В связи с недостатком свободного времени или территориальными условиями большую популярность набирают дистанционные уроки и курсы в виртуальном формате. Организуемые вебинары стали настоящим открытием для образовательного процесса XXI века [3, с. 205].

Вышеперечисленные особенности современного непрерывного образования обеспечивают его гибкость в соответствии с потребностями учащихся и их возможностями. Но, как и любая другая система, она постоянно совершенствуется и развивается. Таким образом, актуальным остается вопрос о перспективах развития непрерывного образования.

Изложение основного материала статьи. Чтобы рассмотреть перспективы развития непрерывного образования, мы должны обратиться к нормативно-правовой базе, обеспечивающей его реализацию. На международном уровне эту задачу выполняет «Международная ассоциация непрерывного образования и обучения (IACET): миссия ассоциации состоит в продвижении глобальной рабочей силы, обеспечении стандартной структуры для качественного обучения и развития посредством аккредитации [2]. Таким образом, на международном уровне разработка оригинального подразделения непрерывного образования способствовала созданию и поддержке стандарта «IACET».

Преимущество аккредитации учреждений в «IACET» заключается, в первую очередь, в статусе ассоциации, которая общепризнана на мировом уровне. Во-вторых, ассоциация предлагает для организаций разработанный пакет документов, включающий семинары и вебинары, отраслевые исследования и другие формы методической поддержки.

Среди стандартов «IACET» есть такие документы, как:

- стандарт «ANSI / IACET 2018» для непрерывного образования и обучения, который определяет проверенную модель для разработки высококачественных и эффективных программ непрерывного образования и обучения;

- «IACEN-PNG», как расширение к стандарту «ANSI / IACET 2018», направленный на обеспечение нефтегазовой отрасли комплексным набором стандартов обучения;

- «IACET. Стандарты для обучения на основе компетенций», основанный на компетентностном обучении (CBL), отличительной особенностью которого является фокусировка на овладении компетенциями и конкретными навыками без ориентировки на времени. По утверждениям ассоциации, данный подход продиктован трендами в организации непрерывного образования, которое являлось бы в большей степени адаптивной;

- «Стандарт аккредитации IACET по ANSI», основанный на требованиях Американского национального института стандартов, что гарантирует аккредитованным организациям соответствие основным требованиям «ANSI» в отношении открытости, баланса, консенсуса и надлежащей правовой процедуры процессов непрерывного образования.

Таким образом, мы можем сказать, что «Международная ассоциация непрерывного образования и обучения» на современном этапе работы сосредоточена на обеспечении всех условий для непрерывного образования работников организаций разного типа по всему миру. При этом сохраняется тенденция поиска

новых направлений и форм непрерывного образования (например, разработка «1АСЕТ. Стандарты для обучения на основе компетенций», который был разработан таким образом, чтобы ключевым фактором успеха обучающихся становились не временные затраты при непрерывном обучении (количество затраченных часов), а именно успешно освоенные компетенции).

Сама «1АСЕТ» признает, что в настоящее время, когда темпы изменений в профессиональной теоретической и практической подготовке обучающихся всех областей деятельности набирают обороты, необходимо определять такие пути развития непрерывного образования, которые отвечали бы всем сложившимся в мире условиям. В результате глобализации, изменениях демографии, технологий и других факторов непрерывное образование должно постоянно адаптироваться. И гибкое обучение, массовые опНпе-курсы, электронное и микрообучение как новые формы непрерывного образования нуждаются в непрерывной доработке. Именно такие условия позволят повысить эффективность обучения цифрового поколения [2].

В отечественной нормативно-правовой базе реализации непрерывного образования ключевым нормативно-правовым документом остается ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В том числе, в 10 статье указано, что «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [4].

При этом, в 90 статье указано, что образовательная деятельность является легитимной, если образовательное учреждение прошло регламентацию (государственная регламентация включает в себя следующие формы: лицензирование, аккредитация и последующий государственный контроль) [4].

Чтобы продолжить исследование нормативно-правовой базы, которая диктует условия для развития непрерывного образования, мы обратимся к письму «О направлении методических рекомендаций по стимулированию и поддержке непрерывного образования» Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года. Уже из первых абзацев письма можно заметить, что потребность в непрерывном образовании напрямую связывают с указами Президента РФ в сфере социальной политики и развитии области образования и науки [8].

Это подчеркивает высокий приоритетный статус в вопросах развития непрерывного образования на территории ФР. Соответственно, именно на основании приведенных в письме материалов мы можем определить пути решения поставленного вопроса. Поэтому стоит провести детальный анализ всех его ключевых предписаний.

В первом пункте письма «Приоритетность развития системы непрерывного образования» указано, что стратегическая цель государства в данной области - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Подчеркивается, что на государственном уровне важно обеспечить все условия для опережающего развития системы непрерывного образования в каждом субъекте РФ, поскольку все они в целости образуют экономику нашей страны [8].

Второй пункт письма «Нормативно-правовые основания развития системы непрерывного образования» включает в себя перечень факторов, которые и обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Отмечается, что каждая ступень образования должна функционировать так, чтобы гражданин РФ этим правом мог воспользоваться, а для этого нужно создавать условия реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Отдельно подчеркивается возможность получения дополнительного образования не только для взрослых, но и для детей.

Отмечена необходимость осуществления профессионального обучения и повышения квалификации не только в рамках деятельности образовательных учреждений, но и непосредственно на производстве.

Одним из способов достижения вышепоставленных целей становится отсутствие в ФЗ «Об образовании в РФ» единых федеральных государственных требований и стандартов по содержанию дополнительных профессиональных программ, что обеспечит гибкость и оперативность введения условий для реализации дополнительного образования в образовательных учреждениях и на производствах, поскольку везде их будут формировать на локальном уровне, исходя из условий имеющейся системы.

При этом, в процессе разработки программ дополнительного образования необходимо учитывать профессиональные стандарты.

Третий пункт письма «Организационное обеспечение развития системы непрерывного образования в субъектах РФ» имеет для нашего исследования ключевое значение. Именно этот пункт определяет, какие конкретные изменения будут реализованы в сфере непрерывного образования, что напрямую влияет на перспективы социально-экономического развития РФ.

Именно по этой причине прослеживается прочная взаимосвязь темы исследования и государственной политики развития человеческого капитала. Нововведения в данной сфере необходимы, так как традиционные институты образования не являются единственной средой социализации человека, напротив, в письме указана значимость «общей культуры, формируемой вне образовательных организаций - медиасфера, сеть Интернет, учреждения культуры и даже индустрия досуга). И стратегии развития непрерывного образования должны учитывать этот фактор.

Значимым остается и вопрос влияния управленческих кадров на процесс непрерывного образования. Веди, согласно законодательству (196 статья ТК РФ [9]), необходимость профессиональной переподготовки кадров в предприятиях и организациях определяет работодатель. Все основные моменты по вопросам непрерывного образования в данном случае определяются коллективным трудовым договором или соглашением, утверждаемыми руководителем.

Исходя из вышесказанного, можно установить, что на территории РФ вопросы развития непрерывного образования можно решать только с помощью отработанной системы взаимосвязанных органов исполнительной власти, которые курируют направления сферы труда и социальной защиты, а также экономического развития, образования и культуры.

Высокий уровень организованности, требуемый в данном случае, невозможно обеспечить без контроля со стороны соответствующих учреждений. Поэтому для исследования необходимо проанализировать четвертый пункт письма - «Мониторинг системы непрерывного образования».

Для мониторинга результативности системы непрерывного образования предлагается отслеживать показатели:

- целевого индикатора, учитывающего, сколько процентов населения получают непрерывного образование в возрасте от 24 до 64 лет;

- показатели, которые отражают процент занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в отечественном непрерывном образовании необходимо формировать условия, обеспечивающие его доступность и качество.

Отечественный подход, в отличии от зарубежного, на законодательном уровне предоставляет образовательным организациям и производствам большую свободу в рамках разработки программ дополнительного образования, чтобы соблюдать их индивидуальные особенности. Это не только мотивирует образовательные организации к активному участию в решении вопросов, касающихся непрерывного образования, но и обеспечивает удобную среду для реализации всех разработанных мер на локальном уровне.

Для достижения вышепоставленных целей необходимо определиться, как выгоднее всего раскрыть взаимосвязь образовательного пространства профессиональных учреждений и других структур, направленных на культурное развитие граждан, их познавательный досуг.

Поле научных исследований, направленных на изучение проблемы развития непрерывного образования, также постоянно дополняется новыми теоретическими данными.

Так некоторые исследователи выделяют значимость информального образования, как перспективного направления развития непрерывного [5, с. 93]. Из преимуществ данного подхода отмечается широкий список функций, в том числе компенсаторную и терапевтическую. В первом случае информальное образование позволит компенсировать пробелы формального, когда речь идет о явлении «отрефлексированного личностно-профессионального опыта», а во втором говорится о благоприятных условиях высокого эмоционального комфорта в сравнении с традиционным образованием.

Главным преимуществом данного направления можно назвать присущую ей самоидентификацию. Как было отмечено выше, на современном этапе существования непрерывного образования приоритет отдается тем формам, которые в максимальной степени отражают потребности обучающихся и соответствуют их возможностям. Информальное образование в полной мере раскрывает потребности самоопределения личности, что позволяет организовать процесс обучения, основываясь на личностных потребностях и психологических особенностях индивида [5, с. 93].

Другие специалисты, основываясь на необходимости модернизации имеющейся образовательной парадигмы, выделяют необходимость разработки новых предметов, которые были бы полностью ориентированы на изучении теории стимулирования познавательной активности и практических уроках, направленных на формирование самостоятельности мышления учащихся [1, с. 69].

Несомненно, наличие дисциплины, направленной на овладение методик анализа информации, синтеза данных, их обобщения, абстрагирования и конкретизации будет способствовать и совершенствованию когнитивных компетенций. Умение быстро и обширно усваивать информацию, оперировать ей, напрямую увеличит способности к освоению образовательного процесса, позволит достичь лучших профессиональных результатов в дальнейшем.

Нельзя обойти стороной исследования, которые рассматривают возможности развития непрерывного образования в рамках рыночной политики и системы коммерческих взаимоотношений внутри общества [10, с. 9]. С этой позиции мы рассматриваем непрерывное образование как инструмент в системе рыночных отношений, позволяющий получать больше прибыли из профессиональной деятельности работника. Данная точка зрения имеет право на существование даже исходя из того фактора, что каждый специалист, вне зависимости от того, какую сферу он осваивал, на рынке труда сталкивается с условиями конкуренции.

Если исходить из такого положения дел, ключевым фактором в развитии непрерывного образования становится оценка деятельности образовательной организации с позиций удовлетворенности потребителя (обучающегося) своим положением на рынке труда. Больший акцент в процессе образования будет уделяться развитию тех навыков и профессиональных компетенций, которые востребованы обществом, а точнее -организациями и предприятиями, как потенциальными работодателями.

Выводы. В ходе проведенного исследования, основываясь на значении термина, мы определили цель и особенности непрерывного образования как системы множества взаимосвязанных элементов. При этом ее системообразующим фактором оказалась потребность членов общества в непрерывном развитии личности.

Опираясь на научные исследования, мы выявили основные причины, по которым непрерывное образование на сегодняшний день является актуальным для специалистов всех сфер деятельности. Однако, все выявленные особенности характеризовали систему непрерывного образования как гибкую среду, которая будет высокоэффективной лишь в случае систематических изменений в соответствии с потребностями учащихся.

Отвечая на вопрос, каковы же перспективы развития непрерывного образования, мы опирались на отечественный и зарубежный опыт организации нормативно-правового поля данной области. Анализ работы «Международной ассоциации непрерывного образования и обучения» показал, что проблема развития непрерывного образования остается актуальной международном уровне: постоянный поиск новых направлений развития сводится к поиску актуальных форм организации образовательного процесса. Ключевыми факторами, влияющими на данный процесс, остаются темпы изменений в профессиональной теоретической и практической подготовке обучающихся, глобализация, изменения в демографии и технологиях.

Отечественный опыт развития непрерывного образования из-за специфики работы законодательства предоставляет больше свободы в рамках разработки программ непрерывного образования коммерческим и бюджетным учреждениям всех субъектов РФ. Это позволяет учесть уникальность системы всех регионов и организовать работу таким образом, чтобы добиться наилучших результатов, обеспечить удобную среду для реализации всех разработанных мер.

Поле научных исследований, направленных на изучение проблемы развития непрерывного образования, регулярно обогащается новыми теоретическими данными. Ученые и исследователи пытаются определить оптимальные формы непрерывного образования, подчеркивают необходимость инноваций и выделяют при этом самые разнообразные факторы влияния (от среды, в которой происходит образовательный процесс, до компетенций, которые необходимо развивать).

Основываясь на данных исследования, мы делаем вывод, что перспективы развития непрерывного образования тесно связаны с гармоничным взаимодействием всех факторов, воплощающих собой современный процесс развития личности. В данном направлении профессиональные учреждения должны плотно сотрудничать с другими структурами, направленными на культурное развитие граждан, их познавательный досуг. Исследования по определению подходящих для этого форм организации обучающего процесса должны опираться на последние разработки в сфере информационных технологий и брать все лучшее от школы традиционного образования. Ведь только учитывая весь спектр факторов, способствующих развитию непрерывного образования, можно добиться высоких результатов, от которых напрямую зависит качество человеческого ресурса нашей страны.

Литература:

1. Маланичева А.В. Проблемы и перспективы развития непрерывного педагогического образования [Текст] / А.В. Маланичева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - Барнаул: АГПУ, 2018. - № 3 (36). - С. 68-71.

2. Международная ассоциация непрерывного образования и обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iacet.org/about-iacet/mission-and-background/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 01.03.20).

3. Мишенева Ю.И., Матвиенко Л.М. Особенности развития системы непрерывного образования в России [Текст] / Ю.И. Мишенева, Л.М. Матвиенко // Успехи современной науки и образования. - Волгоград: ВГСПУ, 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 204-206.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 25.02.20).

5. Окерешко А.В. Роль информального образования для непрерывного личностно-профессионального развития педагога: реальность и перспективы [Текст] / А.В. Окерешко // В сборнике: Личность. Общество. Образование. - СПб.: ЛОИРО, 2018. - С. 86-94.

6. Окерешко А.В. Формальное, неформальное и информальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.В. Окерешко // Непрерывное образование. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - Вып. 2 (20). - С. 80-84.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

8. Письмо Минобрнауки России от 26.12.2013 N АК-3076/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации") [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/420214852. - Загл. с экрана (Дата обращения: 26.02.20).

9. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 25.02.20).

10. Чистяков С.Н. Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития [Текст] / С.Н. Чистяков // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - Ханты-Мансийск: МИАЦ, 2019. - № 1 (18). - С. 7-9.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Мустафина Светлана Фаниловна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО СПЕЦКУРСА НА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

ВУЗОВ

Аннотация. В статье отражены технологии преподавания спецкурса «Психология фольклора психологизм русской классической художественной прозы» на нефилологических факультетах высших учебных заведений. Представлены информационные педагогические технологии, раскрывается смысл и целесообразность применения фасилитационных технологий в организации и проведении разноуровневых занятий в ВУЗе. Подробно описаны методики организации учебной деятельности по изучению биографии писателя на основе фасилитационной технологии. В качестве основы групповой работы стала модель "The World Café", позволяющая обработать и осмыслить большой объем информации и смоделировать или составить план дальнейшей работы по исследованию творчества изучаемого автора. Для поддержания процесса мышления в группах стал один их главных инструментов педагога-фасилитатора - "Групповая память".

Ключевые слова: педагогические технологии, фасилитационные технологии, методика преподавания, организация учебной деятельности, психологизм литературы, фольклор, осмысление художественных произведений.

Annotation. The article reflects the technologies of teaching the special course "Psychology of folklore and psychology of Russian classical fiction" at non-philological faculties of higher educational institutions. Information pedagogical technologies are presented, the meaning and feasibility of using facilitation technologies in the organization and conduct of multi-level classes at the University is revealed. The methods of organizing educational activities for the study of the writer's biography based on facilitation technology are described in detail. The World Café model became the basis for group work. it allows to process and comprehend a large amount of information and to model or make a plan for further work on the study of the author's creativity. To support the process of thinking in groups, one of the main tools of the teacher-facilitator has become "Group memory".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.