ПЕДАГОГИКА
ф Ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 20-28.
УДК 378.1
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Кропотова Н. В.
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: kropotova555@mail.ru
Статья посвящена проблеме разнообразия форм образовательной деятельности в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование рассматривается как некий организационный каркас современной образовательной системы. Определен комплекс характерных черт формального, неформального и информального образования в сфере профессионального образования как образования взрослых. Подчеркивается, что диверсификация форм образовательной деятельности на основе сущностных и организационных различий предопределена, не в последнюю очередь, коммерциализацией профессионального образования.
Ключевые слова: формы образования, непрерывное образование, образовательная парадигма. ВВЕДЕНИЕ
В основу реформирования отечественной системы образования положены идеи непрерывности, преемственности и вариативности. Внедряемая модель обеспечивает переход от традиционной образовательной парадигмы, основанной на ценности накопления готовых знаний «на всю жизнь», к парадигме непрерывного производства знаний «в течение всей жизни».
Единство непрерывного образовательного пространства обусловливается преемственностью различных образовательных уровней, а его вариативность -разнообразием организационных форм. Три из них - «дополнительное образование», «неформальное образование» и «образование взрослых» тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и являют собой яркую иллюстрацию системных сдвигов, прежде всего в профессиональном образовании, на всех образовательных уровнях.
При этом неформальное образование притягивает к себе интерес исследователей с особенной силой, ввиду своей новизны и необычности. В международных документах феномен неформального образования трактуется как совокупность образовательных практик, реализуемых за пределами обязательной деятельности официальных учебных заведений, которые, в силу своей
20
консервативности и негибкости, не готовы удовлетворять разнообразные образовательные потребности детей и взрослых [1].
Большинство исследователей единодушны в своем мнении о том, что система неформального образования, построенная на принципах личностно ориентированного обучения, создает условия для формирования у обучающихся знаний, конструируемых на основе собственного опыта [2-5]. Однако вопрос о путях и способах внедрения неформальных образовательных практик в систему формального образования, регулируемого Федеральными государственными образовательными стандартами, до сих пор остается дискуссионным [6]. Более того, высказывается мнение [7], что одной из наиболее существенных проблем на пути развития системы массового образования взрослых является преодоление стереотипа отношения к неформальному образованию как маловажному и несущественному.
В таких условиях весьма актуальным становится концептуальный анализ подходов к пониманию сущностной структуры феномена непрерывного образования, проявляющейся во взаимосвязи и взаимодействии базовых структурных компонентов.
Целью данной статьи является анализ особенностей основных форм образовательной деятельности в контексте непрерывного образования.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В основу наших рассуждений положим тезис о том, что непрерывное образование следует рассматривать как некий организационный каркас и содержательную матрицу современной образовательной системы. Согласно представлениям, сложившимся на базе Меморандума непрерывного образования в ЕС (2000), существуют три вида образовательной деятельности, которые, по своей сути, являются составляющими непрерывного образования:
- формальное образование (formal education);
- неформальное образование (non-formal education);
- информальное образование (informal education).
И. К. Бирюкова [3] предлагает следующую трактовку этих понятий:
- формальное образование - институализированная, целенаправленная, спланированная при участии государственных организаций и признанных частных организаций образовательная деятельность;
- неформальное образование - организованная систематическая образовательная деятельность вне системы формального базового и дополнительного образования, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых;
- информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, близкая к самообразованию и осуществляемая в процессе повседневной жизнедеятельности человека за счет собственной его активности в насыщенной культурно-образовательной среде; базируется на жизненном опыте индивидов, который, накапливаясь в повседневной деятельности, превращается в образовательный потенциал общества.
21
В свою очередь, А. В. Окерешко [10] не ограничивает информальное образование исключительно процессами самообразования и трактует его значительно шире - и как самообразование, и как спонтанное образование, неосознаваемое человеком напрямую, однако неоспоримо влияющее на становление и развитие его личности.
Строго говоря, сегодня давать оценку феномену информального образования достаточно сложно, так как данная форма образовательной деятельности, осуществляемая вне рамок образовательных организаций, в настоящее время мало изучена, хотя и вызывает интерес у многих исследователей [10].
В отечественной традиции, нашедшей отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№272-ФЗ), формальное образование, представленное ступенчатым общим и профессиональным образованием, сочетается с дополнительным образованием (как общим, так и профессиональным).
Большинство исследователей отождествляют (полностью или частично) дополнительное образование с неформальным [6], хотя, по мнению Т. В. Мухлаевой [9], эти виды образовательной деятельности различаются особенностями функционирования, институциональной инфраструктурой, источниками финансирования и т.д.
О. В. Ройтблат и Н. Н. Суртаева [6] предлагают рассматривать неформальное образование и как самостоятельную систему, и как дополнительный компонент формального образования, выполняющий не только функции обучения и развития, но и функции коррекции и самоактуализации личности. С их точки зрения, критерий, определяющий различие двух этих моделей, заключается в уровне организационной «зарегулированности».
Таким образом, критический анализ концепций, представленных в научно-педагогическом дискурсе, свидетельствуют о том, что до сих пор не сформирована единая общепризнанная точка зрения на существо основных форм образовательной деятельности, что в значительной степени обусловлено высокой сложностью рассматриваемого феномена и «зыбкостью» разграничительных критериев.
В таблице 1 проведено сопоставление основных характеристик-признаков (особенностей) формального, неформального и информального образования (с акцентом на сферу непрерывной профессиональной образовательной деятельности).
Полная картина различия трех основных форм образовательной деятельности может быть получена только с учетом всего комплекса характерных черт, главные из которых мы попытались отобразить в таблице 1.
Ниже еще раз отметим наиболее значимые характеристики, отличающие, прежде всего, формальное и неформальное профессиональное образование.
Основной акцент в неформальных образовательных программах делается на те области знания, которые оказываются наиболее важными и полезными для обучающегося, что является преимуществом в сравнении с формальным образованием, формирующим у студентов строго сконструированное комплексное системное знание.
22
Таблица 1
Сопоставление основных характеристик формального, неформального и информального образования (на примере профессиональной сферы)
Характеристики образовательной деятельности Профессиональная образовательная деятельность
Формальное образование Неформальное образование Информальное образование
Тип целеполагания Долговременное целеполагание, предписанное стандартами и квалификационными требованиями Краткосрочное целеполагание для решения специальных задач в близкой перспективе в соответствии с квалификационными требованиями профессии Отсутствие осознанного целеполагания (спонтанное, непреднамеренное образование / обучение)
Цель Профессиональная социализация, гарантированное освоение компетенций, отвечающих стандартам и квалификационным требованиям Профессиональное совершенствование, освоение дефицитных/ востребованных профессиональных компетенций Общекультурное развитие, освоение новых социокультурных знаний и профессиональных умений и навыков
Субъект целеполагания Государство, общественные институты Сами обучающиеся (образование по выбору, добровольное), профессиональные и образовательные организации Сами обучающиеся (образование по выбору, добровольное, часто - неосознанное)
Формальный результат Получение официально признаваемых документов об образовании («дипломов») Получение официальных документов является не обязательным Не сертифицируется
Требования к обучающимся Стандартные «входные» требования ограничивают контингент обучающихся «Входные» требования нежесткие или определяются самими обучающимися «Входные» требования отсутствуют полностью
Содержание образования / обучения Академическое, стандартизованное, жестко структурированное, частично практико- Индивидуализированно е, гибкое, практико-ориентированное, контекстное Индивидуализирова нное, личностно ориентированное, практическое, в неопределенном
23
ориентированное общекультурном контексте
Способы Жесткое Гибкий выбор форм и Самообучение,
организации хронологическое и методов, гибкое основанное на
процесса содержательное планирование, внутренней
обучения планирование, упорядоченные формы и методы, обучение обучение проводят не обязательно профессиональные мотивации; знания и умения приобретаются
осуществляется профессионалами преподаватели спонтанно самим индивидом
Методы обучения Стандартизованные, разнообразные Практико-ориентированные, Методы самообучения,
(традиционные, преимущественно освоенные
инновационные) активные и интерактивные индивидом
Контроль за Внешний, Внутриорганизационны Самоконтроль
качеством иерархически й контроль или
образования организованный, стандартизованный самоконтроль, самооценка на основе значимых для обучающегося критериев
Место Государственные и Частные и Не ограничено;
обучения частные образовательные государственные образовательные обучение реализуется в
организации, без организации; иногда повседневной
ориентации на вне рамок жизни, без
близость от места специального процедурных
жительства. образовательного пространства; ориентировано на близость от места жительства формальностей, при посредстве средства массовой коммуникации
Время Длительный цикл, Короткий цикл, не Не
обучения полный день полный день регламентировано
Условия Как правило, с С отрывом и без Независимо от
занятости отрывом от производства отрыва от производства условий занятости
Коммерческие Государственное Самоокупаемость при отсутствуют
условия финансирование; частичная или полная самоокупаемость относительно невысокой плате за обучение
Провайдеры Государственные и Коммерческие и Не определены
образовательных частные некоммерческие
услуг некоммерческие организации организации, государственные образовательные организации
24
Кроме того, так как программы формального образования являются достаточно интенсивными, они чаще всего не позволяют совмещать обучение и работу; в свою очередь неформальное образование зачастую позволяет получать новые знания без отрыва от производства.
Принципиально важное отличие неформальной, а также информальной образовательной деятельности от формальной проявляется в наличии устойчивой учебной мотивации обучающихся: ввиду того, что обучение в неформальных условиях не предполагает получения каких-либо официальных сертификатов, единственной «наградой» за нелегкий учебный труд становятся знания и умения, получаемые в результате участия в образовательных программах.
С другой стороны, востребованность образовательных программ повышается, если они организованы с учетом максимальной доступности и комфортности для обучаемых, что, как правило, на характерно для системы формального образования.
Именно в рамках неформального образования, как правило, происходит постоянное обновление профессиональных образовательных программ, задействуются наиболее удобные для потребителей формы и средства образования, такие, например, как дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также обучение персонала на производстве.
Основными потребителями образовательных услуг на рынке неформального профессионального образования являются взрослые, для которых свойственны следующие качества:
- наличие определенного жизненного и профессионального опыта и осознание себя самостоятельной состоявшейся личностью;
- нацеленность на решение посредством учебной деятельности возникающих жизненных и профессиональных проблем и, следовательно, наличие устойчивой учебной мотивации;
- ориентация высокую технологичность и быструю реализацию полученных знаний и умений;
- готовность взять на себя риски образования.
Особую роль в организации процессов неформального и информального обучения играют так называемые «открытые университеты», отличительными признаками которых являются отсутствие конкурсного отбора при приеме и возможность выбора собственной образовательной траектории для удовлетворения своих познавательных потребностей с учетом собственных возможностей. Понятие «открытый университет» появилось еще в прошлом веке в странах западного мира для обозначения учебных заведений, которые предоставляли образовательные услуги без присвоения профессиональной квалификации установленного образца. Сегодня примерами таких университетов могут служить Британский Открытый университет, Институт для взрослых (г. Турку Финляндии), Анатолийский университет (Эскишехир, Турция), Открытый университет Сколково (Россия) и многие др.
Педагогическая деятельность в открытых университетах обладает целым рядом особенностей, ведущими среди которых являются:
- разнообразие (диверсификация) стилей, сроков и темпа обучения;
25
- ориентация учебного процесса не на трансляцию готовых знаний, а на их производство совместно с обучаемыми (как правило, через посредство игровых и кейс-технологий);
- переход от контроля процесса освоения программы к контролю результатов (компетенций).
Считается, что именно в открытых университетах формируются и успешно апробируются инновационные модели организации учебного процесса, когда участники и их информационно-образовательные ресурсы территориально распределены и в то же время объединены современными информационно -компьютерными и телекоммуникационными технологиями педагогического взаимодействия.
Становление и активное внедрение инновационных форм образовательной деятельности существенным образом меняет сам характер педагогического труда, трудовые функции и роль преподавателя, требования к его качественным характеристикам (профессиональным, психологическим, социокультурным) [7].
Педагогическая деятельность в рамках неформального образования строится в логике общей теории управления. Содержанием педагогического труда становится общение (коммуникация), выполняющее по отношению к участникам образовательного процесса такие функции, как компенсаторная, адаптирующая, аналитико-оценочная и др. Появляются новые понятия - педагогическое управление, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, которые образуют систему педагогических действий, направленных на создание условий для развития (реализации, актуализации) познавательной активности, интеллектуальных сил и творческих способностей обучающихся.
В заключение следует обратить внимание на одно важное условие реализации современной образовательной деятельности, касающееся всех организационных форм: деятельность эта осуществляется в контексте и в рамках рынков образовательных услуг - высокосегментированных, адаптированных к запросам потребителей, с высокой конкуренцией разнообразных провайдеров образовательных услуг (университеты, центры повышения квалификации, институты, музеи, библиотеки и пр.). Сегодня, с точки зрения экономики, продукт образовательной деятельности (в любых ее формах) всё чаще трактуется на языке образовательных услуг. Особенности смысловой интерпретации понятия «образовательные услуги» как содержательной базы модернизации образовательной деятельности были охарактеризованы нами ранее [11], поэтому здесь ограничимся указанием на тот факт, что диверсификация форм образовательной деятельности на основе сущностных и организационных различий связана, не в последнюю очередь, с коммерциализацией профессионального образования [1] и ее требованиями.
ВЫВОДЫ
На основе критического анализа, применительно к сфере непрерывного профессионального образования, выявлен комплекс характеристик-признаков,
26
позволяющих разграничить три формы организации образовательной деятельности - формальное, неформальное и информальное образование.
Для успешной реализации разнообразных образовательных программ преподавательский корпус современной профессиональной школы должен обладать глубокими предметными знаниями, высокой адаптивностью и достаточным методическим мастерством. Для того чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым профессиональными стандартами, педагог обязан уметь постоянно повышать свою профессионально-педагогическую компетентность, используя возможности, предоставляемые системой непрерывного образования.
Список литературы
1. Бабаева Э. С. История неформального образования за рубежом / Э. С. Бабаева // Гуманизация образования. - 2015. - № 2. - С. 131-137.
2. Афанасьев В. В. Использование ресурсов неформального образования в системе дополнительной профессиональной подготовки педагогов / В. В. Афанасьев, О. А. Иванова // Вестник НВГУ. -2016. - № 1. - С. 14-19.
3. Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность / И. К. Бирюкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 74. - № 10. - С. 1820.
4. Иванова И. В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал / И. В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 390. - С. 179-184.
5. Иванова О. А. Использование неформального образования в системе дополнительного профессионального образования педагогов / О. А. Иванова // Академия профессионального образования. - 2015. - № 11. - С. 25-28.
6. Ройтблат О. В. Проблемные поля вхождения неформального образования в систему повышения квалификации / О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 57-61.
7. Букина Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых / Н. Н. Букина // Человек и образование. - 2006. - № 7. - С. 81-85.
8. Ардабатская И. А. Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы / И. А. Ардабатская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 17-20.
9. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования / Т. В. Мухлаева // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 158-162.
10. Окерешко А. В. Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя / А. В. Окерешко // Вестник Новгор. гос. ун-та. - 2015. -№ 88. - С. 78-81.
11. Кропотова Н. В. Понятие образовательных услуг как содержательно-терминологическая новация / Н. В. Кропотова // Профессиональное образование: проблемы и перспективы. - 2012. - № 3 - С. 1217.
DIVERSITY OF EDUCATIONAL FORMS IN A CONTEXT OF A MODERN EDUCATIONAL PARADIGM
Kropotova N. V.
Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Crimea, Russian Federation
E-mail: kropotova555@mail.ru
27
This article is devoted a problem of a diversity of forms of educational activity in a context of continuous formation. Lifelong learning is considered as a certain organizational skeleton of modern educational system. The complex of characteristic lines of a formal, non-formal and informal education in the vocational training sphere as adult education is defined.
The basic consumers of educational services in the market of informal vocational training are adults, who has such qualities as possession of certain vital both professional experience; aiming at the decision of professional problems by means of educational activity and, hence, a stable educational motivation; readiness to incur risks of learning.
It is underlined, that a diversity forms of educational activity on the basis of intrinsic and organizational distinctions is predetermined, not in the last instance, by commercializing of the vocational training system.
For successful realization of various educational programs the teaching staff of a modern vocational school should possess deep subject knowledge, high adaptability and sufficient methodical skills.
Keywords: lifelong learning, formal education, non-formal education, informal education, adult education, additional training.
References
1. Babaeva T.S., History of non-formal education abroad, Humanization of Education, 2, 131 (2015).
2. Afanasiev O.A., Ivanova O.A., Using informal education resources in the system of additional training for teachers, Bulletin Of Nizhnevartovsk State University, 1, 14 (2016).
3. Biryukova I.K., Non-formal education: notion and essence, News of Volgograd State Educational University, 74, 10, 18 (2012).
4. Ivanova I.V., Non-formal education as investment in human capital, Tomsk State University Journal, 390, 179 (2015).
5. Ivanova O.A., The use of non-formal in the system of additional vocational training teachers, Journal «Academy of professional education», 11, 25 (2015).
6. Roytblat O.V., Surtaeva N.N., Challenges in integrating non-formal education into the system of further vocational training, Bulletin Of Nizhnevartovsk State University, 1, 57 (2016).
7. Bukina N.N., Formation of system of non-formal adults education, Chelovek i obrazovanie (Man and Education), 7, 81 (2006).
8. Ardabackaya I.A., Non-formal education at school: problems and prospects, Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogics. Psychology. Sociokinetics, 22, 1, 17 (2016).
9. Muhlaeva T.V., The international experience of non-formal formation, Chelovek i obrazovanie (Man and Education), 4, 158 (2010).
10. Okereshko A.V., Applicability of informal education as a condition of teachers' personal and professional development, Bulletin of Novgorod University, 88, 78 (2015).
11. Kropotova N.V., Concept of educational services as the content and terminological innovation, Vocational training: problems and prospects, 3, 12, (2012).
28