of a training course, discipline and a module is given. It will ensure a greater degree of freedom for a teacher and student in combining classroom and extracurricular forms of study and independent work of the student.
Key words: educational process; educational standard; professional standard; stream-group preparation of students; individually oriented training of students; methodological support; educational and methodical complex.
About the authors: Igor Olegovich Leushin1, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Metallurgical Technologies and Equipment; Irina Vladimirovna Leushina2, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of Foreign Languages.
Place of employment: Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev1'2.
Леушин И.О., Леушина И.В. Организация образовательного процесса в вузе: поточно-групповой или индивидуально ориентированный варианты? // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 57-62.
Leushin I.O., Leushina I.V. Organization of the educational process in high school: stream group or individually oriented variant? // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 57-62.
УДК 374.8 Ж. Марголина
Санкт-Петербург, Россия
Н. А. Шумилова
Таллин, Эстония
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В данной статье представлены тенденции развития международного образовательного пространства, изменения, которые происходят в мире в настоящее время, обозначающие проблему непрерывного профессионального образования. В качестве предмета данного исследования выступает непрерывное образование, в качестве целевой установки обозначено выявление места неформального образования в структуре непрерывного профессионального образования. Меморандумом ЮНЕСКО констатируется, что каждому государству - члену ООН следует признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного и экономического развития. Освещен вопрос истории вхождения непрерывного образования в образовательное пространство, раскрываются принципы непрерывного образования. Пристальное внимание уделяется месту неформального образования в общей системе непрерывного профессионального образования, в том числе и в рамках магистратуры. Раскрываются различные точки зрения на понимание сути термина «неформальное образование». С опорой на нормативные стратегические документы в статье рассматриваются различные виды непрерывного образования - формальное, неформальное, информальное.
Ключевые слова: формальное образование; неформальное образование; непрерывное профессиональное образование; информальное образование; неформальное обучение в профессиональном образовании.
Сведения об авторах: Жанна Борисовна Марголина1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики; Наталья Александровна Шумилова2, старший педагог.
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена1; Эхтеская гуманитарная гимназия (г. Таллин)2.
Контактная информация: '191186, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, д. 48, кор. 11, тел.: 8-812-570-08-62, e-mail: krasney@mail.ru; 210316, г. Таллин, ул. Эхте, д. 9, тел.: +372 52-76-904, e-mail: Natalia.shumilova@ehtehg.ee.
В связи с изменениями, которые происходят в профессиональной среде в настоящее время, проблема непрерывного образования становится еще более актуальной. Изменения и их концентрация модифицировали стремление и обозначили заказ на профессиональное обучение в контексте непрерывного образования в условиях существенно измененной профессиональной среды. Положение на рынке труда, глобализация мировой экономики, внедрение
информационно-коммуникативных технологий явились существенным стимулом для увеличения спроса на непрерывное профессиональное образование. Образование взрослых ЮНЕСКО рассматривает как одну из важнейших задач, в которой говорится о том, что любому государству - члену ООН следует признать непрерывное профессиональное образование необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом
своей политики, а также социального, культурного и экономического развития. Развитие системы непрерывного образования в Российской Федерации связано в первую очередь с задачей перевода российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого, а главное, инновационного роста. Это обозначает проблему качества профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов с высшим образованием в различных образовательных системах (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура).
Необходимость непрерывного профессионального образования диктуется глобальными изменениями в современном мире, которые определяют следующие тенденции:
- повышение качества непрерывного профессионального образования, ориентированного на все слои общества, возрастные группы населения, и отказ от «избранного» образования, ориентированного на привелигиро-ванные слои населения;
- рассмотрение непрерывного процесса профессионального образования, охватывающего всю жизнь человека, в контексте изменения профессиональной среды (отмирание невостребованных профессий, образование новых и перспективных);
- формирование образовательной практики как непрекращающегося целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта с использованием всех форм профессионального непрерывного обучения, таких как формальное, неформальное, информальное;
- обозначение новых ценностных ори-ентаций и норм, воплощенных в современных знаниях и умениях;
- формирование способностей через проживание ситуаций совместной деятельности, освоение и расширение образовательного пространства для коллективного творчества;
- формирование нового типа отношений в учебно-профессиональном сообществе в условиях интегративных процессов в профессиональном непрерывном образовании, обновленной профессиональной среды;
- замена информационного образования на мир знаний, переориентация профессионального образования с технологического на инженерный подход и т. д.
В процессе реализации обозначенных тенденций непрерывное образование превращается в целенаправленную познавательную деятельность людей по получению профессиональных знаний и умений по их совершенство-
ванию, освоению новых компетенций, соответствующих новой профессиональной образовательной среде. По вопросам содержания непрерывного профессионального образования и в настоящее время многими исследователями высказываются разные точки зрения, несмотря на то, что этот вопрос уже достаточно давно исследуется педагогической наукой и практикой. Ю.М. Остапенко в своих научных трудах отмечает, что идея непрерывного образования -это детище XX в., но ее истоки можно найти еще у древних философов - Аристотеля, Конфуция, Платона, Сократа, Солона, Сенеки (Остапенко 2009: 211).
Философская и общечеловеческая значимость образования велика. Смысл и сущность его заключается в том, чтобы каждому человеку обеспечить постоянное развитие и совершенствование, а также творческое обновление на протяжении всей жизнедеятельности, что в свою очередь ведет к процветанию всего общества. Поэтому каждое государство ищет свою модель непрерывного профессионального образования. По утверждению Ю.М. Остапенко, первые разработки теоретических основ образования осуществили Р. Даве, X. Гуммель, Э. Фор, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж, П. Ленгранд (Остапенко 2009: 210).
Для более углубленного понимания данного педагогического явления в качестве примера рассмотрим несколько разных точек зрения на его предмет. Например, исследователь H.A. Горелова считает, что непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей его жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества (Горелова 2007: 81).
Б.М. Генкин указывает, что развитие непрерывного образования происходило как факт практики и педагогической концепции. Он пишет, что впервые эта оформленная идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения и были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает очень важный шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть», а с середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку уже почти во всех странах мира и становится основным принци-
пом происходящих образовательных реформ (Генкин 2007: 318). В свою очередь, наряду с рассмотрением сущности данного понятия анализировались и вопросы его значения для общего развития личности, а также принципы организации и формы осуществления профессионального обучения, и т. д.
В научных трудах Т.Г. Мясоедовой в качестве основной идеи непрерывного образования обозначается развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизнедеятельности, которая осознается обществом и становится системообразующим фактором непрерывного образования. Т.Г. Мясоедова дает следующее описание: «Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни». Говоря о принципах и задачах непрерывного образования, автор приводит ряд следующих принципов: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности, содержание которых она рассматривает и применительно к непрерывному образованию.
Так, принцип гуманизма, по мнению автора, свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации и самообразования. Принцип демократизма в системе непрерывного образования предполагает доступность образования в любом возрасте за счет многообразия форм обучения в соответствии с интересами, возможностями и потребностями людей. Принцип мобильности, по ее утверждению, выражается в многообразии средств, способов и организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, человеческого общества. Данный принцип направлен на использование разных продуктивных методических систем и технологий образования.
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных организаций системы непрерывного образования по отношению к запросам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.
Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных организаций расширения образовательной деятельно-
сти путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей (Мясоедова 2007: 112).
Раскрывая сущность принципа непрерывности образования, Т.Г. Мясоедова указывает, что он является систематизирующим. Учебные организации, работники образования и повышения квалификации, науки и производства обязаны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека. По ее мнению, нужно преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным материалом. В содержании образования должны получить отражение вопросы развития общества, производства, науки и культуры. Образование должно предопределяться будущей необходимостью. Образование в настоящее время необходимо трактовать как знания через всю жизнь (Мясоедова 2007: 112). Исследования Т.Г. Мясоедовой показывают, что она ведет речь о проблеме содержания образования в рамках рассмотрения принципов непрерывного образования. Формы организации процесса непрерывного образования начинают рассматриваться вслед за изучением сущности этого феномена, осуществляется исследование возможностей информального, неформального образования (Ройтблат и др. 2011: 59-64). Причем эти формы все больше применяются как к системе профессионального образования, так и к системе повышения профессиональной квалификации.
В последнее время проблема неформального образования в профессиональном обучении начинает активно исследоваться в связи с изменением демографической ситуации в современном мире, наметившимися тенденциями общественной жизни в России и за рубежом, изменением профессиональной среды. В докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года можно найти подтверждение изменения и обновления профессиональной среды. В течение года появляется не один десяток новых профессий, к которым людей никто не готовит, речь идет о трансформации профессиональной среды. На сегодняшний день в мире существует свыше 50 тысяч разных профессий, которые на порядок увеличиваются в числе специальностей, увеличивая профессиональную среду. Прогресс порождает новую деятельность и приводит к возникновению новых видов профессий, специализаций и специальностей. Это
создает проблемы профессионального образования, в том числе формального и неформального. В процессе техно-социального развития до 70% традиционных профессий на производстве и в сфере услуг могут устареть или стать невостребованными в связи с внедрением искусственного интеллекта, в свою очередь, это порождает появление совершенно новых профессий. По статистическим данным, группа людей с дипломами, но без квалификации к 2020 г. может составить 10-12 млн человек (20% трудоспособного населения). Именно эти обстоятельства заставляют задумываться о системах непрерывного профессионального образования, об изменении требований к образовательным профессиональным достижениям в связи с цифровой революцией, актуализируя вопросы непрерывного профессионального образования, в том числе и его различных форм -формального, неформального, информального, самообразования.
Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день отсутствуют исследования, направленные на разработку научных основ обучения взрослых людей в условиях неформального образования. Неформальное образование рассматривается как сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования.
Распространение термина «неформальное образование» за рубежом связано с принятием Меморандума непрерывного образования Европейского Союза, а в России - с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, экспертным заключением, сделанным Общественной палатой РФ и ГУ ВШЭ в 2007 г., моделью «Российское образование - 2020». Здесь мы находим подтверждение того, что неформальное образование является одним из трех институционализированных видов непрерывного образования (формальное и информальное образование), рассматривается как фактор «конкурентоспособности и успеха страны», «значимый элемент современных образовательных систем», необходимый «для обновления профессионального образования и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров».
В научных исследованиях предпринимаются шаги по определению содержания понятия «неформальное образование». Рассмотрим разные трактовки данного термина.
Анализ научных исследований показал, что прилагательное «неформальное» в педаго-
гической литературе используется не только с термином «знание» - неформальное знание, обучение, образование, неформальные молодежные организации, объединения, лидеры, неформальная оценка и др. Смысл понятия «неформальное образование» детально изучен в научных трудах О.В. Ройтблат (Ройтблат 2014). Приведем ряд выдержек из энциклопедической литературы и словарей.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «формальный» определяется как «проникнутый формализмом, основанный на принципах формализма; произведенный в принятом законом порядке; существующий только по видимости, по форме», а противоположные значения будут применимы к неформальному (Ожегов 2004: 467).
В Большом энциклопедическом словаре дается трактовка понятия «формальность» как: «соблюдение высшей формы в чем-либо в ущерб существу дела; формализм - это действие, необходимое с точки зрения установления порядка, обязательно соблюдаемого при оформлении чего-либо» (Кузнецов 1997: 128).
В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова дается следующее объяснение данного понятия: «неформальный - такой, который не является формальным (формальный - официальный, законный, произведенный в принятом законном порядке, соблюдающий только форму» (Большой толковый словарь русского языка 1998: 24-29).
В Российской педагогической энциклопедии при рассмотрении термина «неформальные объединения» делается акцент на демонстрацию разнородности явлений, на отличие от официально зарегистрированного.
Можно отметить, что при использовании понятия «неформальный» осуществляется попытка подчеркнуть, оттенить спонтанность, особость, различие, разнородность, объединен-ность, координированность объектов по определенным признакам. Неформальное профессиональное образование в русле непрерывного образования, особенно в рамках магистратуры, остается недостаточно изученным и не является строго регламентированным (нет строгих стандартов, определенной нормативной базы, даже по одним и тем же образовательным программам, в одном и том же направлении в разных вузах можно встретить очень разнообразные курсы), что имеет значение при формировании учебных планов новых магистерских программ. Почти одновременно с созданием в 1972 г.
концепции непрерывного образования взрослых ЮНЕСКО появляются работы, где начинает обозначаться термин «неформальное образование». В рамках международной стандартной классификации образования на современном этапе в концепции непрерывного образования включены три следующие формы: формальное, неформальное и неофициальное «информаль-ное» обучение как одинаково ценные аспекты процесса обучения через всю жизнь (Е1Ге1оп-gLearning). Неформальное образование изучается при рассмотрении сути непрерывного образования, что обнаруживается в материалах 36 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2011 года в Париже. В резолюции конференции сказано, что неформальное образование превращается в образование, которое институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг (Меморандум 2011).
Наиболее интенсивное использование термина «неформальное образование» происходит в период критического осмысления школьного обучения в 70-80-е гг. XX столетия, в том числе и при рассмотрении вопросов международного развития и помощи. По этому поводу М. Грендстафф писал, что в этих кругах возникает концепция неформального образования: «Ввиду очевидной неудовлетворенности обычных, ориентированных на школу подходов к проблемам развития, связанных с образованием, учреждения и отдельные лица начали поддерживать использование иных, чем через школу, путей решения проблем образования в развивающихся странах» (Грендстафф 1982: 155). В начале появления концепции неформального образования содержание термина рассматривалось широко, как «любое образование, осуществляемое вне стен школы», такое понимание смысла данного понятия открывало большую аморфную сферу его рассмотрения. В процессе дальнейшего изучения оно рассматривается с позиций контекстуального и функционального аспектов и в последнее время все чаще начинает примеряться к магистерскому образованию.
В многочисленных научных источниках сущность понятия «неформальное образование» трактуется по-разному, но по вопросам его места в системе непрерывного образования мнения многих ученых совпадают. Наиболее часто термин «неформальное образование» встречается при рассмотрении вопросов образования взрослых.
Рассматривая вопросы образования взрослых, С.Г. Вершловский определяет три следующие подструктуры: формальную, неформальную и информальную. Автор отмечает, что под «формальной» структурой можно понимать все существующие виды традиционного государственного и негосударственного образования, а «информальная» подструктура связана с освоением знаний в течение всей жизни-деятельности человека.
Исследователь С.Г. Вершловский отмечает особенности пространственной характеристики непрерывного образования (информатизация образования, интернет, онлайн-общение, онлайн-руководство и т. д.) с позиций разных видов непрерывного образования. «Разнообразие средств и источников, во взаимодействие с которыми вступает человек в процессе образования, позволяет говорить о полилоге, множественности источников образования. Пространственные возможности неформального образования делают его открытым (open education), что в свою очередь подчеркивает вариативность, мобильность, инновационность, открытость, академическую свободу и близость к потребностям людей данной формы организации обучения» (Вершловский 2008). Автор обращает внимание на неформальное образование как на один из источников знаний. В условиях профессионального образования при реализации магистерских программ предусматриваются курсы по выбору, которые могут изучаться на основе организации неформального обучения.
В последнем издании тезауруса основных понятий и терминов по образованию взрослых людей дается следующее определение: «Неформальное образование - составная часть образовательного комплекса; программы и курсы, по завершении которых не возникает каких-либо правовых последствий, в частности, права заниматься оплачиваемой деятельностью или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня. Основной признак неформального образования - отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности». Как видно из определения, акцент ставится на неформальное образование как составную часть образовательного процесса.
Неформальное образование с позиции личностно-деятельностного подхода рассматривает H.H. Букина, указывая, что такое образование выступает предпосылкой готовности человека к прогрессивным преобразованиям
своей и общественной жизни, что неформаль- конкретных субъект-субъектных отношений, ное образование выступает как средство пре- фактически вне общественно-государственного одоления негативных тенденций в личностном регулирования и контроля, где организаторами развитии людей, а также средством предотвра- обучения выступают люди, умело отслежи-щенпя процессов дегуманизации современного вающие спрос, энергичные, но далеко не всегда общества. Идея неформального образования, по достаточно компетентные с точки зрения обес-своей сути выступающая как просветительская печения качества учебного процесса и конечно-на современном этапе, переросла рамки пи- го результата (Букина 2010). Это обстоятельст-формационно-технократического подхода и во позволяет говорить о том, что возможно ис-стала выражением естественного стремления пользование неформального профессионально-личности к развитию и самосовершенствова- го образования на основе, например, дуальных нию на протяжении всей жизнедеятельности, технологий и др.
отсюда понятен личностно-деятельностный Таким образом, можно сказать, что в це-
подход (Букина 2010: 81-86). лом накапливаемый в регионах Российской
Также H.H. Букина рассматривает вопро- Федерации опыт реализации концепции непре-сы развития неформального образования в Рос- рывного образования и проведения интеграци-сии через определение его места в системе не- онных мероприятий выявляет различные на-прерывного образования. Автор рассмотривает правления развития неформального профес-его как социокультурный феномен, который сионального образования (технологии органи-отражает потребность общества в получении и зации, дидактический аспект неформального предоставлении разнообразных образователь- образования, преподавательский состав - тре-ных услуг. Можно сказать о том, что нефор- бования к нему, уровни подготовки и т. д.) и мальное образование, в отличие от формально- совершенствования соответствующей работы с го, функционирует «само по себе», на уровне учетом изменения профессиональной среды.
ЛИТЕРАТУРА
Букина H. Н. 2010. Интеграция формального h неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов // Российский научный журнал 16, 150-155.
Большой толковый словарь русского языка. 1998 / Кузнецов С.А. (ред.). Санкт-Петербург: Норинт.
Вершловский С. Г. 2008. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. Санкт-Петербург: АППО, 58-61.
Генкин Б. М. 2007. Экономика и социология труда: Учебник. Москва: Норма.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции). 2012. Москва, 23.
Грендстафф М. 1982. Неформальное образование как концепция // Перспективы. Вопросы образования 1-2, 155-158.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.
Остапенко Ю. М. 2009. Экономика труда: Учебное пособие. 2-е изд. Москва: ИНФРА-М.
Ройтблат О. В. 2014. Неформальное образование педагогических работников (вчера, сегодня, завтра). Тюмень: ТО-ГИРРО.
Ройтблат О. В.. Макареня А. А., Суртаева H. Н. 2011. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Образование и человек 4, 59-64.
Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». 2008 / Кузьминов Я., Фрумин И. (ред.). Москва: Изд. Дом ГУ ВШЭ.
Экономика труда. 2007. // Горелов H.A. (ред.). 2-е изд. Санкт-Петербург: Норма.
REFERENCES
Bukina N. N. In: Rossijskij nauchnyj zhumal [Russian Scientific Journal], No. 16 (2010): 150-155. (In Russian).
Vershlovskii S. G. Nepreryvnoe obrazovanie: istoriko-teoreticheskij analiz fenomena [Lifelong Learning: historical and theoretical analyses of the phenomena]. Saint Petersburg: APPO. 2008.
Genkin B. M. Ekonomika i sociologiya tmda: uch. dlya vuzov [labour economics and sociology: Textbook for high school], Moscow: Norma, 2007. (In Russian).
Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [The State Programme of the Russian Federation «Education Development», 2013-2020]. Moscow, 2012. (In Russian).
Grendstaff M. In: Perspektivy. Voprosy obrazovaniya [Prospects. Educational Studies], No.1-2 (1982): 155-158. (In Rus-
Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo Soyuza [A Memorandum on Lifelong Learning], Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (Accessed on 2018.12 Apr.) (In Russian).
Ostapenko Yu. M. Ekonomika truda: uch. pos. [Labour economics: Teaching manual. 2nd ed.] Moscow: INFRA-M. 2007. (In Russian).
Roitblat О. V. 2014. Neformal'noe obrazovanie pedagogicheskih rabotnikov (vchera, segodnya, zavtra) [Informal association of teachers (yesterday, today, tomorrow)]. Tyumen: TOGIRRO, 2014. (In Russian).
Roitblat O. V.. Makarena A. A., Surtaeva N.N. In: Chelovek i obrazovanie [Man and Education], No.4 (2011): 59-64. (In Russian).
Rossijskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoj na znaniyah: k IX Mezhdunar. nauch. konf. «Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya» [Russian education - 2020: an education model for a knowledge-based economy: em the 9th International scientific conference «Modernization of the economy and globalization»]. Ed. by Ya. Kuz'minov, I. Frumin. Moscow: Izd, Dom GU VSHE, 2008. (In Russian).
Ekonomika truda [Labour economics. 2nd ed.] Ed. by Gorelova N.A. Saint Petersburg: Norma, 2007. (In Russian).
Zh. B. Margolina
St. Petersburg, Russia N. A. Shumilova
Tallinn, Estonia
NONFORMAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS
Abstract. This article presents the development trends in the international educational space and the changes taking place in the world, which indicate the problem of continuing professional education. The subject of the research is lifelong learning, the aim is to identify the place of non-formal learning in the structure of lifelong learning. The UNESCO Memorandum underlines that each Member State of the United Nations should recognize that education of adults is a necessary and specific component of their educational system and a permanent feature of their social, cultural and economic development. The article shows the history of the emergence of lifelong education in the educational space and reveals the principles of lifelong learning. The authors drew special attention to the place of non-formal education in the system of continuing professional education including Masters Degrees. Different points of view on the term «non-formal education» are given. Based on the normative strategic documents the article focuses on various forms of lifelong learning, i.e. formal, non-formal and informal learning.
Key words: formal learning; non-formal learning; continuing professional education; informal learning; non-formal learning in professional education.
About the authors: Zhanna Borisovna Margolina1, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of the Theory and History of Pedagogy; Natalia Alexandrovna Shumilova2, senior teacher.
Place of employment: the Herzen State Pedagogical University of Russia1, Ehte Humanitaargümnaasium (humanitarian gymnasium)2.
Марголина Ж., Шумилова H.A. Неформальное образование в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. №2. С. 62-68.
Margolina Zh.B., Shumilova N.A. Nonformal education in the context of continuing professional education in modem conditions // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 62-68.
УДК 378.147:502.12 А. А. Матвеева, Е. А. Иванцов
Волгоград, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты исследований применения интерактивных технологий в классическом высшем образовании при подготовке специалистов-экологов. Научный интерес к данной теме связан с ролью активных методов обучения в процессе формирования экологоориентированной личности. В работе рассматривается опыт реализации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий со студентами кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета. Выявлена специфика применения интерактивных методов при освоении профильных дисциплин, доказана их эффективность по сравнению с традиционными формами реализации учебных курсов. В статье отражены результаты проведенных исследований по оценке результативности освоения используемых интерактивных технологий в учебном процессе. Использование подобных технологий не только занимает ведущую позицию внутри вузовской среды, но и имеет особое значение при реализации социально-значимых проектов экологической направленности во внешней среде. В статье отражены результаты многолетнего педагогического опыта по внедрению интерактивных технологий во внеаудиторной работе. Показан опыт конкретного студенческого экологического общества, в деятельность которого входит как проведение природоохранных мероприятий, разработанных для студентов, так и популяризация экологических знаний. Подобная деятельность направ-