УДК 37.011
Кирилл Игоревич Есешкин
г. Омск
Идентификация понятия неформальное образование в отечественной и зарубежной научной литературе
В последнее десятилетие в российской и зарубежной науке активизировалось внимание к таким видам образования как неформальное и информальное в рамках идеи о непрерывном образовании «через всю жизнь». В статье поднимается проблема терминологической неоднозначности употребления в педагогических исследованиях понятия «неформальное образование». В качестве методов исследования был использован контент-анализ широкого круга отечественных научных публикаций, посвященных неформальному образованию, а также произведен сравнительный анализ понятия «неформальное образование» в отечественных и зарубежных научных трудах.
На основе анализа выявлены ключевые характеристики неформального образования, такие как: ориентированность на конкретные запросы потребителей, добровольность, доступность. Большинство отечественных ученых характеризуют его как организованный и зачастую системный вид образования. В конце статьи, с опорой на результаты исследования, дано авторское определение понятия «неформальное образование».
Ключевые слова: неформальное образование, непрерывное образование, формальное образование, информальное образование.
Kirill Igorevich Eseshkin
Omsk
Identification of the concept of non-formal education in the domestic and foreign scientific literature
In the last decade, Russian and foreign science has increased attention to such types of education as non-formal and informal in the framework of the idea of lifelong learning. The article raises the problem of terminological ambiguity of the use of the concept of "non-formal education" in pedagogical research. The content analysis of a wide range of domestic scientific publications devoted to non-formal education was used as research methods, as well as a comparative analysis of the concept of "non-formal education" in domestic and foreign scientific works.
Based on the analysis, the key characteristics of non-formal education, such as: focus on specific needs of consumers, voluntariness, accessibility. Most domestic scientists characterize it as an organized and often systematic type of education. At the end of the article, based on the results of the study, the author's definition of "non-formal education" is given.
Keywords: non-formal education, life-long learning education, formal education, informal education.
Введение. Уже несколько десятилетий использование неформального образования вызывает научный интерес у ряда отечественных ученых. Но несмотря на обилие российских и зарубежных публикаций по данной тематике, в отечественной науке не сложилось единого мнения на определение понятия неформальное образование и его соотношения с информальным видом образования. Нами был проведен контент-анализ порядка 100 научных публикаций, изданных за последние 10 лет (в период с 2010 по 2019 год), размещенных на таких ресурсах как «суЬег1етпка» и «еИЬшу», затрагивающих проблемы неформального образования, имеющие российский индекс научного цитирования (часть работ опубликованы в журналах и документах, рекомендованных ВАК). Анализ был необходим для понимания ключевых точек зрения в определении «неформальное образование» в отечественной литературе. Кроме того, был произведен сравнительный анализ с зарубежными источниками.
Цель исследования — определить несколько точек зрения на термин неформальное образование через его смысловые элементы и сопоставить эти термины с зарубежными источниками. На данный момент проблеме вариативности термина «неформальное образование» в отечественной литературе
уделяется не так много внимания. Ряд авторов обращаются к выявлению сущностной стороны термина. Среди них: О.В. Ройтблат, Е.М. Харланова, М.Р. Илакавичус и другие. Несмотря на то, что их работы довольно развернуты и наиболее полно освещают проблему среди других отечественных публикаций, выборка авторов определений, на которых ссылаются создатели публикаций, имеет «случайный» характер и нуждается в дополнении, которое может дать контент-анализ большей выборки научных статей.
В ходе исследования было выявлено, что не все определения термина «неформальное образование», которые дают авторы, являются дефиницей (лишь в 5 из проанализированных публикаций). В большинстве случаев в работах встречаются интенсиональные определения. Их смысловые элементы мы и взяли за единицу анализа. Также ряд статей используют экстенсиональные определения «неформального образования», перечисляя формы и виды неформального образования (10 публикаций). Часть статей, обозначающих в своем заглавии и ключевых словах термин «неформальное образование» и никак не раскрывающих суть понятия - не попали в нашу выборку.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291
Таблица 1
Матрица контент-анализа
Категории и единицы анализа Количество упоминаний Авторы, документы, на которые ссылаются в статьях
неформальное образование является систематической, организованной деятельностью 28 публикаций Т.Л. Дубровина, В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев, П. Кумбс и М. Ахмед, С.Г. Вершловский, МСКО 2011, Меморандум непрерывного образования, И.К. Бирюкова, Т.В. Мухлаева, М.Р. Илакавичус, О.В. Ройтблат, Д. Зицер, Н. Зицер, О.В. Власова, И.Д. Фрумин
неформальное образование - образование, в котором отсутствует система сертифицирования 16 публикаций В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев, И.К. Бирюкова, О.В. Гордина, Меморандум непрерывного образования
неформальное образование - противоположность формального. За пределами формальных структур 14 публикаций Merriam, Caffarella и Baumgartner, Воронин А.П. Кумбс и М. Ахмед, С.М. Климов, М.Н. Поволяева, И.К. Бирюкова, Т.В. Мухлаева, М.Р. Илакавичус, И.Д. Фрумин
образование, ориентированное на конкретные запросы различных групп населения 8 публикаций С.Г. Вершловский, С.М. Климов, О.В. Ройтблат, О.В. Гордина
неформальное образование является внесистемным (порой спонтанным) явлением 5 публикаций A. Воронин, D. Grebow, Ю.А. Зубок, B.В. Маслова
неформальное образование является добровольным 4 публикации О.В. Гордина, Г.М. Нефедова
неформальное образование - часть дополнительного 3 публикации Т.Л. Дубровина, А.М. Цирульников
отсутствие жестких рамок 3 публикации О.В. Гордина
неформальное образование является общедоступным 2 публикации И.К, Бирюкова, О.В. Гордина
Некоторые единицы анализа являются противоположными точками зрения и зачастую не встречаются в одной и той же публикации. Например, такие характеристики, как системность и вне-системность.
Часть авторов, дающих определение «неформальному образованию» указывают на то, что оно является систематической, организованной деятельностью. В число приверженцев данной позиции относятся: Ф. Кумбс, М. Ахмед, Ш. Аояги, О.В. Ройтблат, С.Г. Вершиловский, В.Г. Онушки и Е.И. Огарев и др. Среди проанализированных статей, 26 публикаций обозначают данную точку зрения на неформальное образование. Рассмотрим некоторые определения, которые даются авторами. Например, О.В. Ройтблат, рассматривая неформальное образование в системе повышения квалификации взрослых видит его как «социальную, динамичную, открытую, вариативную, мобильную систему, реагирующую на профессиональные потребности взрослого человека, социокультурные изменения общества, в том числе профессиональной деятельности взрослого человека» [10, С.26].
По словам С.Г. Вершиловского, «неформальное образование взрослых - это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [2, С. 2]. Тем самым многие авторы как одно из составных частей неформального образования видят организованное обучение и в отличие от формального оно обладает большим количеством разнообразных форматов, может проводится не профессиональным (квалифицированным) педагогом, имеет «гибкие» сроки обучения, не имеет системы сертификации. Эти отличия дополняются различными авторами. Но за основу сопоставления с формальным образованием берется не принцип полного сопоставления, а сравнение по отдельным параметрам.
Другая точка зрения же считает неформальное образование внесистемным явлением, которое противопоставляется тем самым формальному образованию. Этого взгляда придерживаются такие авторы как: В.В. Маслова, А.С. Воронин, И. Кузнецова и др. Пять авторов публикаций из числа выборки освещали данную позицию.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
61
Например, В.В. Маслова дает следующее определение неформальному образованию: «англ.Informal education - неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение» [9, С. 10]. Кроме того, автор подчеркивает, что по завершению обучения в неформальных образовательных практиках нет официального документа, который бы подтверждал квалификацию.
А.С. Воронин определяет неформальное образование как «неорганизованное обучение, не имеющего ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение» [3, С. 61]. С этим определением сложно согласиться, поскольку многие неформальные образовательные практики, например, курсы, организованные вне формальной образовательной организации (бизнесом, частной авторской школой, определенным лицом), могут иметь чёткую структуру, которая будет идентична тем, которые используются в формальном образовании (Например, «Moscow Music School»). Т.е. по структуре организации образовательного пространства, выбора формата организации обучения, а также логике построения материала неформальное образование может быть похоже на формальное образование. Поэтому данное определение неверно с точки зрения того, что оба вида образования не имеют «точек соприкосновения», общих особенностей.
Точка зрения на неформальное образование как на неорганизованную деятельность появилась из-за неправильного перевода самого термина на русский язык. Обычно несистемность используют для характеристики информального образования, когда как неформальное образование противопоставляют формальному по таким параметрам как институализированность, система сертифицирования, практико-ориентированность, мобильность и др. Например, В.В. Маслова характеризуя неформальное образование и переводит на русский язык «informal education», а не «non-formal». И по смыслу, которому даётся определение, как раз часто идентифицируют информальное образование. Так, по мнению А.А. Макареня, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, «внеинституционное (информаль-ное) образование - образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей человека жизни («informal education»)» [6, С. 61]. Учитывая спонтанность и непредсказуемость данного вида образования, оно не будет иметь характеристик формального и неформального образования. Тем самым проводится граница между этими видами образования.
При обращении к зарубежным источникам, можно говорить о том, что у них существует четкое разделение неформального и информального образования. Это регламентируется официальными документами. Так, документы Европейского союза придерживаются взгляда на неформальное образование, как на организованное и системное обучение.
В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза дается следующее определение: «...неформальное образование - это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование -наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [7]. Международная стандартная классификация образования, опубликованная в 1997 г., определяет неформальное образование как «любое организованное и обладающее преемственностью образовательное мероприятие, которое может проходить как в образовательном учреждении, так и за его пределами и охватывать лиц всех возрастов. Программы неформального образования необязательно выстраиваются в систему "лестницы" и могут иметь разную "продолжительность"» [8].
В публикациях зарубежных ученых также говорится о неформальном образовании как виде, используя системную характеристику (Дж. Салливан, Т. Симкинс, Ф. Кумбс, М. Ахмед и другие). По мнению, Сары Итен, неформальное образование «организовано (даже если оно слабо организовано) и может руководствоваться или не руководствоваться формальным учебным планом. Этот тип образования может проводиться квалифицированным преподавателем или руководителем с большим опытом. Хотя оно не приводит к получению формальной степени или диплома, неформальное образование очень обогащает и развивает навыки и способности человека. Информальное образование - образование, которое не имеет формального учебного плана и системы заработанных кредитов. Учитель - это просто кто-то с большим опытом, например, родитель, дедушка или друг». [12]. Ввел же термин «неформальное образование» Ф. Кумбс в работе «Кризис образования в современном мире», отмечая, что система образования включает не только несколько ступеней и видов формального образования, но и «все те систематические программы и формы образования и подготовки, которые лежат за их преде-лами.так называемые неформальные виды образования» [5, С. 14]. Тем самым сразу же подчеркнув системность и организованность, как одну из характеристик неформального образования.
Остальные смысловые элементы неформального образования не являются противоположностью, некоторые могут встречаться как в определении, где раскрывается системный, так и внесистемный характер неформального образования. Ряд авторов отнесли неформальное образование к дополнительному. Среди них: Т.Л. Дубровина, А.М. Цирульников и др. Так, по мнению, Т.Л. Дубровиной, «неформальное образование -дополнительное образование, представляющее
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_ 2542-0291
собой открытую, мобильную, специально организованную, целенаправленную систему получения знаний, умений, опыта практической деятельности, в соответствии с индивидуальными профессиональными потребностями субъектов» [4, С. 8-9]. Данная точка зрения верна лишь отчасти по той причине, что неформальное образование действительно может выступать в качестве дополнительного. Например, посещение мастер-класса, тренинга по направлению подготовки специалиста. Или же использованию любого вида неформального образования для улучшения компетенций, необходимых в своей основной профессиональной деятельности. Но и помимо этого неформальное образование может выступать и «основным», если же человек овладевает новой профессией (например, частные уроки вокала или игры на инструменте) или же подвидом деятельности, которую не затрагивает формальное образование (музыкальный менеджмент). Л.Н. Буйлова, А.В. Золотарева и Е.М. Харланова говорят о том, что современное дополнительное образование может в себе сочетать как признаки формального, так и неформального видов. К отличиям от неформального образования Е.М. Харланова приводит то, что «дополнительное не обладает таким разнообразием форм, не включает программы, которые организуют непрофессиональные педагоги» [11, С.122]
Наряду с рассмотренными смысловыми элементами, фигурирует позиция, которая может присутствовать в работах, раскрывающих как системный, так и внесистемный характер неформального образования. Это отсутствие системы сертифицирования полученных в результате обучения компетенций. Т.е. нет специализированной системы организации верификации результатов данного вида образования. Так, например, в своей работа О.В. Ройтблат говорит, что «в отличие от формального она (система неформального образования) более свободна по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не сопровождается документами государственного образца; возможна стихийная организация по времени, содержанию, технологиям обучения, образовательной среды» [10, С.26].
Часть авторов, говоря о неформальном образовании, стараются либо полностью, либо частично противопоставить его формальному образованию, акцентируя на этом внимание. Например, И.К. Бирюкова говорит, что «термин неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования» [1, С.20]. Автор говорит о том, что когда обучение начинает напрямую входить в систему формального образования, оно уже не может считаться неформальным. Например, мастер-класс, входящий в программу дисциплины будет составной частью формального образования.
Но если он проводится независимой организацией, и отсутствует выдача сертифицированных государственных документов, пусть и экспертом, тесно связанным с формальными образовательными учреждениями - это будет неформальное образование. Из противопоставления с формальным образованием, авторы начинают выделять особенности именно неформального образования, которые также отражены в смысловых элементах, выделенных в ходе исследования.
В нескольких публикациях при характеристике определения «неформальное образование» авторы указывали его ориентацию на запросы различных групп населения, добровольный характер, отсутствие жестких рамок и регламентаций, а также общедоступность. С некоторыми позициями можно поспорить. Например, высшее и среднее профессиональное образование также имеет добровольный характер. Что отличает его от неформального образования - в нем есть строгое определение предметов и дисциплин, обязательных для освоения программы. И в этом плане можно отметить, что не все дисциплины в программе могут вызывать интерес и желание их осваивать. Но всё же выбор профессии остается за человеком. Общедоступность неформального образования также может вызвать спор, т. к. есть практики, являющиеся более элитарными, возможно из-за своей стоимости, а возможно особых требований к освоению (например, мастер-классы для профессионалов в сфере it-технологий).
Заключение
В проанализированных публикациях редко встречается анализ противоположных интенсиональных определений неформального образования, чаще встречается одна позиция, которая поддерживается автором (взгляд на системную/внесистемную природу неформального образования).
Контент-анализ дал понять, что большинство отечественных ученых при определении неформального образования характеризуют его как организованный и зачастую системный вид образования. Данная точка зрения преобладает среди рассмотренных публикаций. На наш взгляд, наиболее точное определение неформальному образованию как раз и даёт данная позиция
В итоге, объединив некоторые смысловые элементы, выделенные при анализе, мы характеризуем неформальное образование, как организованное образование (может быть системой) за рамками формального образования, которое изначально не обладает системой сертифицирования (но результаты обучения в дальнейшем возможно подтвердить), в тоже время имеет большую «свободу» в выборе форм, методов, технологий обучения, отвечающая запросам самих обучаемых. По нашему мнению, будет неверным говорить о неформальном образовании (non-formal) как внесистемном явлении из-за того, что к данной характеристики подходит другой термин - информальное
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
63
(informal) образование, о чем говорят международные документы и зарубежные источники.
На данный момент появляются работы по взаимодействию и интеграции трех видов образо-
вания, поэтому важно понимать чёткие границы между ними. А для этого идентифицировать каждый вид по набору определенных специфических черт, что планируется углубить в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бирюкова, И.К. Неформальное образование: понятие и сущность [Текст] / И.К. Бирюкова // Известия ВГПУ. -2012. - № 10. - С. 18-20.
2. Вершловский, С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории [Текст] / С.Г. Вершловский // Новые знания. - 2004. - №3. - С. 1-7.
3. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. - Екатеринбург : ЕГПУ, 2006. - 135 с.
4. Дубровина, Т.Л. Технологии организации неформального образования педагогов СПО [Текст] : метод. рекомендации / Т.Л. Дуровина. - Тюмень : ТОГИРРО, 2013.
5. Кумбс, Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ [Текст] / Ф. Кумбс. - М. : Прогресс, 1970. - 261 с.
6. Макареня, А.А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст] / А.А. Макареня, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева // ЧиО. - 2011. - № 4. - С. 59-63.
7. Международная стандартная классификация образования, 2011 [Электронный ресурс] / Институт статистики ЮНЕСКО. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71576778/. - 15.06.2019.
8. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. - М. : Общество «Знание» России, 2001. - 10 с.
9. Основы андрагогики [Текст] // Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В.В. Маслова. - Мариуполь, 2004. - 19 с.
10. Ройтблат, О.В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России [Текст] / О.В. Ройтблат // ЧиО. - 2013. - №1(34). - С. 25-28.
11. Харланова, Е.М. Соотношении понятий «Формальное», «Неформальное» и дополнительное образование [Текст] / Е.М. Харламова // Вестник ЧГПУ. - 2016. - № 7. - С. 118-123.
12. Eaton, S.E. Formal, non-formal and informal learning: What are the differences? [Electronic resource] / S.E. Eaton. -Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/236222254_Formal_non-formal_and_informal_learning_What_are_the_differences. - 17.06.2019.
REFERENCES
1. Biryukova I.K. Neformal'noe obrazovanie: ponyatie i sushchnost' [Non-formal education: concept and essence]. Izvestiya VGPU [Известия ВГПУ], 2012, no. 10, pp. 18-20.
2. Vershlovskij S.G. Obrazovanie vzroslyh v Rossii: voprosy teorii [Adult Education in Russia: Theoretical Issues]. Novye znaniya [New knowledge], 2004, no. 3, pp. 1-7.
3. Voronin A.S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike [Glossary of terms on general and social pedagogy]. Ekaterinburg: EGPU, 2006. 135 p.
4. Dubrovina T.L. Tekhnologii organizacii neformal'nogo obrazovaniya pedagogov SPO: metod. reko-mendacii [Technologies for the organization of non-formal education of STR teachers]. Tyumen': TOGIRRO, 2013.
5. Kumbs F. Krizis obrazovaniya v sovremennom mire. Sistemnyj analiz [The crisis of education in the modern world. System analysis]. Moscow: Progress, 1970. 261 p.
6. Makarenya A.A., Rojtblat O.V., Surtaeva N.N. Neformal'noe obrazovanie kak uslovie social'nogo vzaimodejstviya v processe povysheniya kvalifikacii [Non-formal education as a condition of social interaction in the process of advanced training]. ChiO [Man and society], 2011, no. 4, pp. 59-63.
7. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikaciya obrazovaniya, 2011 [Elektronnyj resurs] [International Standard Classification of Education, 2011]. Institut statistiki YUNESKO (ed.). URL: https://base.garant.ru/71576778/ (Accessed 15.06.2019).
8. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo soyuza [European Union Continuing Education Memorandum]. Moscow: Obshchestvo «Znanie» Rossii, 2001. 10 p.
9. Osnovy andragogiki [The basics of andragogy]. Maslova V.V. (ed.) Terminologicheskij slovar'-spravochnik dlya stu-dentov social'no-gumanitarnyh special'nostej [Terminological dictionary-reference book for students of social and humanitarian specialties]. Mariupol', 2004. 19 p.
10. Rojtblat O.V. Razvitie neformal'nogo obrazovaniya v sovremennom sociokul'turnom prostranstve Rossii [The development of non-formal education in the modern socio-cultural space of Russia]. CHiO [Man and society], 2013, no.1(34), pp. 25-28.
11. Harlanova E.M. Sootnoshenii ponyatij «Formal'noe», «Neformal'noe» i dopolnitel'noe obrazovanie [Correlation of the concepts of "Formal", "Informal" and additional education]. Vestnik CHGPU [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin], 2016, no. 7, pp. 118-123.
12. Eaton S.E. Formal, non-formal and informal learning: What are the differences? [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/236222254_Formal_non-formal_and_informal_learning_What_are_the_differences (Accessed 17.06.2019).
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-U291