5. Professional standard of teacher. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of RF 18.10.2013, No. 544n [in Russian].
6. Ryadnova I.I. Basics of pedagogy of communication. Mn.: Belarusskaia Navuka, 1998. P. 319. [in Russian].
Сведения об авторах: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: sokolovana-2011@mail.ru
жеребкина Валентина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: gerebkinavf@mail.ru
Information about the authors: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Head, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian-Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: sokolovana-2011@mail.ru
Zherebkina Valentina Fedorovna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social
Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian-Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: gerebkinavf@mail.ru
УДК 378 ББК 74. 480
Е.М. Харланова
о соотношении понятий «формальное», «неформальное» и дополнительное образование
В статье на основе анализа международных документов, научных исследований рассматриваются и сравниваются основные характеристики компонентов педагогических систем формального и неформального образования, раскрывается понятие «дополнительное образование» и обосновывается позиция о промежуточном положении дополнительного образования, как обладающего рядом характеристик формального и неформального образования.
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, дополнительное образование.
E.M. Kharlanova
ON THE RELATION BETwEEN THE CONCEPTS OF FORMAL, INFORMAL AND FUTHER EDUCATION
ro The article is based on the analysis of international documents, research and examines and
compares the main characteristics of the components of pedagogical systems of formal and informal ш education, revealed the concept of "further education" and justifies the position of the intermediate
place of further education as having a number of characteristics of both formal and non-formal education.
Key words: formal education, non-formal education, further education
Ориентир на непрерывное образование обусловил введение в международную стандартную классификацию образования следующих понятий: «формальное образование», «неформальное образование». Однако введение данных терминов в понятийный аппарат отечественной педагогической науки и практики вызывает ряд возражений:
• во-первых, термины «формальное», «неформальное образование» отсутствуют в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому непрерывное образование включает: «общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение» [9];
• во-вторых, по своему содержанию понятие «дополнительное образование» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сопоставимо с неформальным образованием, в научной литературе данные термины часто рассматриваются как синонимы, что, по мнению ряда ученых (Л.Н. Буйлова, А.В. Золотарева, и др.), спорно;
• в-третьих, существует позиция, что само введение понятий «формальное образование», «неформальное образование» не вполне обосновано, поскольку в формальном образовании всегда присутствует элемент скрытого образования, а в неформальном образовании определенные элементы формального.
Рассмотрим в рамках статьи сущностные характеристики перечисленных понятий и представим авторский взгляд на их соотношение.
Термин «формальное» и «неформальное образование» ввел Ф. Кумбс в работе «Кризис образования в современном мире», отмечая, что система образования включает не только несколько ступеней и видовформальногообразования,нои«все те систематические программы и формы образования и подготовки, которые лежат за их пределами...так называемые неформальные виды образования» [3, с. 14].
Таким образом, первоначально, основным признаком неформального образования выступает целенаправленно организуемая образовательная деятельность вне системы формального образования. Однако в современных условиях диверсификации образования, интегра-тивных процессов, возникает вопрос: что входит в данную систему, а что находится вне этой системы? Рассматривая педагогическую систему как «совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности (воспитатель и воспитанник как субъекты педагогической действительности), его цель, содержание, способы (формы, методы, средства) его осуществления» [6, с. 11], проанализируем и сравним формальное и неформальное образование, охарактеризовав компоненты педагогической системы (субъекты, цель, содержание, способы, результат).
Согласно Международной стандартной классификации образования:
1) формальное образование - это институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций образование, что в целом составляет систему формального образования страны;
2) неформальное образование - образование, которое инсти-туционали-зировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг [5, с. 11].
Фактически данные понятия раскрывают путь организации целенаправленной образовательной деятельности с изменением основного субъекта. Формальное образование организовано при участии государства, а неформальное вне этого участия.
Также в документе представлены дополнительные характеристики формального и неформального образования по следующим критериям: признание госу-
<и о
X .0 с;
го ^
О ф
X
ф о
X .0 с;
го
_ ф
° £ го ш о
со
го Ею
X О О Ф
о
X
.0
ф
I-
го m о х
го ^
го X
ш
дарственными органами образовательных программ, обеспечение непрерывности перехода от одной образовательной программы к другой, длительная продолжительность программ, признание квалификаций.
Из анализа международного документа следует, что формальное образование целенаправленно организуется при участии государства в специальных учреждениях по утвержденным программам, оно структурировано, долгосрочно, обеспечивает непрерывность перехода от одной образовательной программы к другой, завершается выдачей документа об образовании государственного образца, официально подтверждающего повышение квалификации выпускника. Неформальное образование целенаправленно организуется образовательными организациями, менее структурировано, краткосрочно, не сопровождается официально признанным повышением квалификации.
Перечисленные характеристики не дают представление о всех компонентах педагогической системы. Обратимся к анализу научных исследований на предмет выявления сущностных признаков формального и неформального образования. Ряд зарубежных (Джеффс и Смит [11], Фордхэм [10], Симкинс [12] и др.) и отечественных исследователей (Л.Н. Буйлова [1], А.В. Золотарева [2], О.В. Ройтблат [7] и др.), осуществляя такое сравнение, видят отличие:
• во-первых, в содержании - формальное образование стандартизировано, ориентировано на основные положения учебного материала, жестко структурировано (Симкинс), отвечает требованиям государственных образовательных стандартов (А.В. Золотарева), а неформальное - индивидуализировано, ориентировано на результаты, гибкое, личностно ориентированное (Симкинс), отвечает на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения (О.В. Ройтблат), тесно связано с производственной и социокультурной средой (Л.Н. Буйлова);
• во-вторых, в способах организации процесса обучения - в формальном обра-
зовании организация и планирование осуществляются официальными организациями (Фордхэм), «сверху вниз» (Джеффс и Смит), входные требования определяют контингент обучающихся (Симкинс), систематизировано, упорядочены формы и методы, работают профессиональные педагоги; а в неформальном - организация и планирование обеспечены самими учащимися (Фордхэм), основаны на собственной мотивации и внутренней ответственности обучающихся (О.В. Ройтблат), осуществляется «снизу вверх» и на основе согласованных образовательных программ (Джеффс, Смит), обучающиеся определяют входные требования (Симкинс), представляет не связанную систему, а огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие (Л.Н. Буйлова), характерна гибкость в организации и методах обучения (О.В. Ройтблат), программы реализуют не обязательно только профессиональные педагоги;
• в-третьих, в форме контроля, оценки результата - в формальном образовании внешний, иерархический контроль, промежуточные и итоговые аттестации (Симкинс); в неформальном - самоуправление, демократический способ оценки результата (Симкинс), самоаттестация, самооценка слушателями на основе значимых для них критериев (О.В. Ройтблат).
Перечисленные выше характеристики раскрывают принципиально отличающийся способ построения образовательной деятельности, обусловленный реализацией разных целей.
Формальное образование - обеспечивает освоение субъектом системы знаний, компетенций, гарантированно отвечающих современным квалификационным требованиям, официальное признание повышения квалификации и непрерывность перехода от одного образовательного уровня к другому.
Неформальное образование - дополняет формальное, позволяя субъекту освоить дефицитные компетенции или востребованные им самим компетенции в рамках построения индивидуальной образовательной траектории.
Осуществленное сравнение позволяет понять, что перед нами две разные педагогические системы: 1) компоненты системы формального образования имеют характерные отличия от компонентов неформального образования; 2) данные различия закономерны и обусловлены целевой направленностью и функциональной ролью систем.
В то же время именно взаимодействие данных систем обеспечивает непрерывность образования, поэтому в одном образовательном учреждении (организации) целесообразно функционирование как формального, так и неформального образования.
Исходя из сказанного выше, рассматриваем:
• формальное образование - образование, целенаправленно реализуемое образовательными организациями на основе государственных образовательных стандартов по лицензированным образовательным программам, обеспечивающее освоение обучающимися заданных в стандартах компетенций, что подтверждается в ходе аттестаций, и завершающееся выдачей документов государственного образца;
• неформальное образование - целенаправленно организуемая образовательная деятельность, ориентированная на потребности обучающегося, осуществляемая при помощи специалистов (не всегда профессиональных педагогов) по разработанным программам посредством активных и интерактивных форм, результатом которой выступает освоение субъектом необходимых компетенций, не всегда подтверждаемое получением документа об образовании.
Теперь обратимся к содержанию понятия «дополнительное образование» и сопоставлению понятий дополнительное - формальное - неформальное образование.
В России, согласно Федеральному закону, дополнительное образование рассматривается как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и
(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [9], оно включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. 10.6) [9].
Представленное определение сопоставимо с понятием «неформальное образование», однако, внимательное изучение закона [9] выявляет ряд характеристик дополнительного образования, которые не соответствуют неформальному образованию:
• во-первых, согласно статье 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, что зафиксировано в пунктах 8 и 9, т.е. государственные органы выступают одним из субъектов дополнительного образования, что характерно для формального образования;
• во-вторых, в законе указано «уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы (ст. 12.14). Таким образом, разработка ряда дополнительных образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями, что более соответствует формальному образованию;
• в-третьих, «лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке» (ст. 76.15). Следовательно, ряд программ дополнительного образования влияет на изменение квалификации, как в формальном образовании.
ф о
X -О
га ^
о -&
ф
X
ф
0
X -О
го 2 ф
° £ .£3- ГО со
» О
1
Н а
Ею
X О О Ф
о
X
-О
ф
I-
Таким образом, дополнительное образование в России организуется при участии государственных организаций и по ряду характеристик сопоставимо с формальным образованием. Это осознают и фиксируют исследователи.
А.В. Леонтович в свой статье пишет: «В настоящее время государство должно либо заявить стратегическую роль дополнительного образования для развития общества и экономики, которая оправдывала бы его сохранение как государственной системы, либо «передать» его в общественный сектор, как это наблюдается в большинстве стран мира» [4, с. 23].
Л.Н. Буйлова предлагает рассматривать дополнительное образование как «формализованный институт неформального образования», признавая, что оно «соединило в себе два разных по системным основаниям типа/вида - формального традиционного классического и неформального образования» [1, с. 9].
А.В. Золотарева отмечает, что, следуя современным требованиям к качеству образования, дополнительное образование должно обладать как формальными характеристиками (требования к качеству результата, единые требования к программному и учебно-методическому обеспечению, участие в реализации ФГОС, регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности), так и неформальными характеристиками (право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, многообразие, вариативность, гибкость программ дополнительного образования и др.) [2, с. 47].
Подытожим сказанное: дополнительное образование, как педагогическая система, с учетом нормативных основ организации в Российской Федерации, с одной стороны, обладает рядом характеристик неформального образования, так в ее основе лежит интерес обучающегося, «который определяет содержание, формы, методы образования» [8, с 14]; с другой стороны, не совпадает с характеристиками неформального образования, поскольку: 1) имеет ряд признаков, характерных для формального образования; 2) не включает всего многообразия форм неформального образования (например: краткосрочных локальных образовательных программ, реализующихся в форме мастер-классов, семинаров и др.); 3) не включает программы, организованные непрофессиональными педагогами.
Фактически дополнительное образование занимает промежуточное положение между формальным и неформальным образованием, имеет свою целевую функцию - удовлетворение образовательных потребностей человека с опорой на государственное регулирование.
Поэтому в настоящее время целесообразно использовать все три термина. Формальное образование включает основные образовательные программы дошкольного, общего, профессионального образования. Дополнительное образование - реализует дополнительные образовательные программы с участием государства. Неформальное образование - реализует широкий спектр образовательных программ вне участия государства, но в действующем правовом поле.
Библиографический список
1. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Буйлова // SWorld. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/292.pdf. - [Дата обращения: 30.08.2016].
2. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик [Текст] / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. -С. 46-53.
ей
о 3. Кумбс, Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ [Текст] / Ф. Кумбс -
£ М.: Прогресс, 1970. - 261 с.
го 4. Леонтович, А.В. Истоки и социальные смыслы неформального образования: российская мо-
^ дель [Текст] / А.В. Леонтович // Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. - 2013. -ш Т. 2. - № 2. - С. 22-24.
5. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf. - [Дата обращения: 29.08.2016].
6. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / ред. В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 159 с.
7. Ройтблат, О.В. Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования [Текст] / О.В. Ройтблат // Омский научный вестник. - 2012. - № 5. -
8. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования [Текст] / Н.А. Соколова // Дополнительное образование. - 2004. - № 8. -
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
10. Fordham P.E. 'Informal, non-formal and formal education programmes' in YMCA George Williams College ICE301 Lifelong Learning. Unit 2. London: YMCA George Williams College, 1993. P. 128.
11. Jeffs T., Smith M.K. Informal Education: Conversation. Democracy and Learning. Nottingham: Educational Heretics Press, 2005. P. 142.
12. Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some critical issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester, 1977. P. 77.
1. Buylova L.N. Further education of children in the light of continuing informal education ideas. SWorld, 2013. март. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer30/292.pdf. [in Russian].
2. Zolotareva A.V. Further education of children in the aspect of formal and informal characteristics. Yaroslavskii Pedagogicheskii Vestnik, 2015. № 4. P. 46-53 [in Russian].
3. Coombs, F. Education crisis in the world today System. M.: Progress, 1970. P. 261. [in Russian].
4. Leontovich A.V. The origins and meanings of social non-formal education: Russian model. Extracurricular education Moscow children from A to Z, 2013. № 2. P. 22-24. [in Russian].
5. International Standard Classification of Education. Available at: http://www.uis.unesco.org/Educa-tion/Documents/isced-2011-ru.pdf. [in Russian].
6. Methods of educational work. M.: Akademia, 2007. P. 159. [in Russian].
7. Roytblat, O.V. A new look at the system of further education of adults through the prism of nonformal education. Omskii nauchnyi vestnik, 2012. № 5. P. 190-192. [in Russian].
8. Sokolov N.A. Socio-pedagogical support of the child's personality as the goal of an furthereducation. Dopolnitelnoie obrazovanie, 2004. № 8. P. 13-15. [in Russian].
9. Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012, № 273-FZ [in Russian]. g
10. Fordham P.E. ''Informal, non-formal and formal education programmes' in YMCA George Williams Col- 5 lege ICE301 Lifelong Learning. Unit 2. London: YMCA George Williams College, 1993. P. 128. |
11. Jeffs T., Smith M.K. Informal Education: Conversation. Democracy and Learning. Nottingham: Education- gal Heretics Press, 2005. P. 142.
12. Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some critical issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester, 1977. P. 77. «
С. 190-192.
С. 13-15.
References
a) о
X
SI
c;
Сведения об авторе: Харланова Елена Михайловна,
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы,
педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: harlanova_em@mail.ru
Information about author: Kharlanova Elena Mikhailovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Inclusive and Special Education,
Pedagogy and Psychology,
South Ural State University of Humanities
and Education,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: harlanova_em@mail.ru
15
О X
О s