Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО СПЕЦКУРСА НА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО СПЕЦКУРСА НА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФАСИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ / ФОЛЬКЛОР / ОСМЫСЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FACILITATION TECHNOLOGIES / TEACHING METHODS / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / PSYCHOLOGISM OF LITERATURE / FOLKLORE / UNDERSTANDING OF ARTISTIC WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Мустафина Светлана Фаниловна

В статье отражены технологии преподавания спецкурса «Психология фольклора психологизм русской классической художественной прозы» на нефилологических факультетах высших учебных заведений. Представлены информационные педагогические технологии, раскрывается смысл и целесообразность применения фасилитационных технологий в организации и проведении разноуровневых занятий в ВУЗе. Подробно описаны методики организации учебной деятельности по изучению биографии писателя на основе фасилитационной технологии. В качестве основы групповой работы стала модель “The World Café”, позволяющая обработать и осмыслить большой объем информации и смоделировать или составить план дальнейшей работы по исследованию творчества изучаемого автора. Для поддержания процесса мышления в группах стал один их главных инструментов педагога-фасилитатора - “Групповая память”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PHILOLOGICAL SPECIAL COURSE AT NON-PROFILE FACULTIES OF UNIVERSITIES

The article reflects the technologies of teaching the special course "Psychology of folklore and psychology of Russian classical fiction" at non-philological faculties of higher educational institutions. Information pedagogical technologies are presented, the meaning and feasibility of using facilitation technologies in the organization and conduct of multi-level classes at the University is revealed. The methods of organizing educational activities for the study of the writer's biography based on facilitation technology are described in detail. The World Café model became the basis for group work. it allows to process and comprehend a large amount of information and to model or make a plan for further work on the study of the author's creativity. To support the process of thinking in groups, one of the main tools of the teacher-facilitator has become “Group memory".

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО СПЕЦКУРСА НА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ»

Поле научных исследований, направленных на изучение проблемы развития непрерывного образования, регулярно обогащается новыми теоретическими данными. Ученые и исследователи пытаются определить оптимальные формы непрерывного образования, подчеркивают необходимость инноваций и выделяют при этом самые разнообразные факторы влияния (от среды, в которой происходит образовательный процесс, до компетенций, которые необходимо развивать).

Основываясь на данных исследования, мы делаем вывод, что перспективы развития непрерывного образования тесно связаны с гармоничным взаимодействием всех факторов, воплощающих собой современный процесс развития личности. В данном направлении профессиональные учреждения должны плотно сотрудничать с другими структурами, направленными на культурное развитие граждан, их познавательный досуг. Исследования по определению подходящих для этого форм организации обучающего процесса должны опираться на последние разработки в сфере информационных технологий и брать все лучшее от школы традиционного образования. Ведь только учитывая весь спектр факторов, способствующих развитию непрерывного образования, можно добиться высоких результатов, от которых напрямую зависит качество человеческого ресурса нашей страны.

Литература:

1. Маланичева А.В. Проблемы и перспективы развития непрерывного педагогического образования [Текст] / А.В. Маланичева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - Барнаул: АГПУ, 2018. - № 3 (36). - С. 68-71.

2. Международная ассоциация непрерывного образования и обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iacet.org/about-iacet/mission-and-background/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 01.03.20).

3. Мишенева Ю.И., Матвиенко Л.М. Особенности развития системы непрерывного образования в России [Текст] / Ю.И. Мишенева, Л.М. Матвиенко // Успехи современной науки и образования. - Волгоград: ВГСПУ, 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 204-206.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 25.02.20).

5. Окерешко А.В. Роль информального образования для непрерывного личностно-профессионального развития педагога: реальность и перспективы [Текст] / А.В. Окерешко // В сборнике: Личность. Общество. Образование. - СПб.: ЛОИРО, 2018. - С. 86-94.

6. Окерешко А.В. Формальное, неформальное и информальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.В. Окерешко // Непрерывное образование. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - Вып. 2 (20). - С. 80-84.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

8. Письмо Минобрнауки России от 26.12.2013 N АК-3076/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации") [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/420214852. - Загл. с экрана (Дата обращения: 26.02.20).

9. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. - Загл. с экрана (Дата обращения: 25.02.20).

10. Чистяков С.Н. Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития [Текст] / С.Н. Чистяков // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - Ханты-Мансийск: МИАЦ, 2019. - № 1 (18). - С. 7-9.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Мустафина Светлана Фаниловна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО СПЕЦКУРСА НА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

ВУЗОВ

Аннотация. В статье отражены технологии преподавания спецкурса «Психология фольклора психологизм русской классической художественной прозы» на нефилологических факультетах высших учебных заведений. Представлены информационные педагогические технологии, раскрывается смысл и целесообразность применения фасилитационных технологий в организации и проведении разноуровневых занятий в ВУЗе. Подробно описаны методики организации учебной деятельности по изучению биографии писателя на основе фасилитационной технологии. В качестве основы групповой работы стала модель "The World Café", позволяющая обработать и осмыслить большой объем информации и смоделировать или составить план дальнейшей работы по исследованию творчества изучаемого автора. Для поддержания процесса мышления в группах стал один их главных инструментов педагога-фасилитатора - "Групповая память".

Ключевые слова: педагогические технологии, фасилитационные технологии, методика преподавания, организация учебной деятельности, психологизм литературы, фольклор, осмысление художественных произведений.

Annotation. The article reflects the technologies of teaching the special course "Psychology of folklore and psychology of Russian classical fiction" at non-philological faculties of higher educational institutions. Information pedagogical technologies are presented, the meaning and feasibility of using facilitation technologies in the organization and conduct of multi-level classes at the University is revealed. The methods of organizing educational activities for the study of the writer's biography based on facilitation technology are described in detail. The World Café model became the basis for group work. it allows to process and comprehend a large amount of information and to model or make a plan for further work on the study of the author's creativity. To support the process of thinking in groups, one of the main tools of the teacher-facilitator has become "Group memory".

Keywords: pedagogical technologies, facilitation technologies, teaching methods, organization of educational activities, psychologism of literature, folklore, understanding of artistic works.

Введение. Сегодня в научны оборот уже прочно вошли такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда», «образовательные технологии», но многие проблемы образования так и остаются нерешенными: контроль уровня знаний, умений, навыков студентов, формирование умений работать в информационном поле, соблюдение условий включенности в учебный процесс самостоятельной работы студентов (поиск и обработка информации) и пр.

В работе «Воспитательное пространство как категория педагогики» Н.Б. Пугачева отмечает, что «многомерное и полифункциональное образование (воспитательное пространство), созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием профессионально-личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего)» [8] может характеризоваться различными параметрами, например, такими как качество, состав образовательных услуг, развитие культуры во всех сферах жизнедеятельности, но особенно значимым является личностно-ориентированный параметр и ориентация на приоритеты гуманистического образования.

В данной статье представлен опыт применения в образовательном процессе современных технологии преподавания спецкурса «Психология фольклора и психологизм русской классической художественной прозы» на непрофильных факультетах высших учебных заведений. Так, технологии "The World Café" и "Групповая память" относятся к фасилитации, сделавшей переход из бизнес-тренингов в образовательное пространство. Под фасилитацией (от англ. fasility - благоприятные условия) понимаем "усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей - наблюдателей и содеятелей" [5]. Педагогическая фасилитация - это повышение "продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога" [1, с. 191-192]. Современное информационно насыщенное пространство и новые технологии образования, личностно ориентированные модели обучения привели к применению техник фасилитации в организации деятельности на занятяих в средних и высших образовательных организаций (to facilitate - "облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия" [2, с. 4]).

Теоретической основой работы стали труды А. Есина [3], И. Карпова [4], С. Кейнера [5], Н. Пугачёвой [8], Н. Усковой [9]; Е. Полат, М.Ю. Бухаркина [7]; И. Насоновой [1], J. Berry [11]; J. Brown, D. Isaacs [12]; R. Deresh [13] и др.

Изложение основного материала статьи. Одной из стратегий преподавания спецкурса «Психология фольклора и психологизм русской классической художественной прозы» «стало формирование устойчивых способов умственных действий [9]. Под способами умственных действий понимается «совокупность интеллектуальных приёмов и средств, изменяющих режим функционирования человеческого мозга в благоприятном направлении». В работе Н. Н. Усковой «Когнитивно-эргономические аспекты построения информационных моделей знаний на примере жанровых особенностей сонета» отмечается, что студенты чаще всего не имеют «четко сформулированных форм и методов умственного труда», а традиционное образование делает большой упор на получение знаний, нежели на приобретение устойчивых навыков учебной деятельности» [9, с. 138].

Хороших результатов в преподавании словесности можно достичь, используя в обучении информационные педагогические технологии, к которым относят как электронные средства образовательного назначения, так и методологии образовательного процесса, требующие нового подхода к существующим методам обучения. Именно такое построение образовательного процесса способствует формированию ценных качеств мышления (структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости). В исследовании выдвинута гипотеза, согласно которой база знаний студента, формируемая в процессе обучения, рассматривается на основе моделей информационных систем в рамках структурного (алгоритмического) и объектно-ориентированного анализа [9, с. 139].

Приведем примеры заданий, ориентированных на структурный (алгоритмический) и объектно-ориентированный анализы творчества писателей.

Пример 1: Дайте анализ образа Печорина, придерживаясь следующего плана:

а) портрет;

б) происхождение, общественное положение;

в) положительные черты характера;

г) причины, сделавшие Печорина «умной ненужностью» (монолог-размышление «Зачем я жил? Для какой цели я родился...»);

д) отсутствие цели в жизни, растрата богатейших сил по пустякам, ничтожность жизненных интересов;

е) эгоизм Печорина;

ж) поступки Печорина как причина несчастья окружающих его людей;

з) разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти;

и) внутренняя раздвоенность героя.

Пример 2: Приемы изображения душевного мира героев Л.Н. Толстого:

а) Что такое «диалектика души»?

б) Внутренний монолог и его функции.

в) Роль пейзажа в изображении душевного состояния.

г) Реальность и символика снов.

Пример 3: Найдите в тексте романа «Герой нашего времени» исповедь Печорина, его монологи-размышления и монологи-самопризнания. Как в них раскрываются особенности натуры героя, противоречивость его характера и поступков.

Пример 4: Выпишите из текста по 2-3 примера «явного» и «тайного» психологизма (портрет, авторская характеристика, речь героев (внешняя и внутренняя), отношение к природе, взаимные характеристики, авторские ремарки в монологах и диалогах и т.д.).

Творческие задания ориентированы на формирование умений обобщать и делать выводы:

Пример 1:

Подготовьте научный доклад или письменную работу по одной из тем:

- Мастерство психологического анализа Л. Толстого (по роману «Война и мир»).

- «Диалектика души» человека в художественном изображении Л. Толстого (на примере одного из героев романа «Война и мир»).

Пример 2:

Подготовьте письменную работу на одну из тем:

- Система чеховского психологизма.

- Психологизм подтекста у Чехова-рассказчика.

- Тема нравственной деградации личности в прозе Чехова.

- Изображение душевного состояния героя одного из рассказов А.П. Чехова («Случай из практики», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» или другое произведение по вашему выбору).

- Поток повседневной психологической жизни (по рассказам А.П. Чехова).

Пример 3: Письменная работа: «Психология «движения» и «покоя» в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Пример 4: Напишите сочинение-размышление: «В чем суть психологии русской народной сказки?».

В практике преподавания спецкурса «Психология фольклора и психологизм русской классической художественной прозы» применялись оба подхода (структурный (алгоритмический) и объектно-ориентированный анализы творчества писателей), предложенные в работе Н.Н. Усковой, кроме того, одним из направлений нашего поиска стала дискуссионная, во многом даже спорная методология разработки тестовых заданий по названной дисциплине. Кратко представим все аспекты разрабатываемой методики:

1) структурный (алгоритмический) анализ эффективен в работе с текстом литературно-художественного произведения и позволяет выделять в нём структурные единицы, явления, противоречащие/непротиворечащие имеющимся представлениям, устанавливать логико-предметные и причинно-следственные связи. Применение или составление таблиц, схем (логико-смысловых, логико-структурных, блок-схем), опорно-логических конспектов помогает усвоению теоретического материала темы «Формы и приёмы психологического изображения»;

2) объектно-ориентированный анализ как «методология процесса познания, основанная на выделении из потока информации объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют строгую иерархию» [9, с. 140] успешно может быть применён в процессе формирования целостного представления о том, какие формы психологического изображения организуют ткань художественного текста;

3) тестовые задания разрабатывались с учетом возможностей программного обеспечения, а не личностного фактора (это недостаток тестовой системы, которая нацелена на проверку уже имеющихся знаний, и только в последнюю очередь на их гармонизацию). Тестовые вопросы и задания по теме «Формы и приёмы психологического изображения» могут быть организованы самым различным образом, но нужно помнить о том, что тесты позволяют осуществить текущий контроль общего, «срединного» уровня знаний, и не имеют текство-аналитической цели.

Выражая абсолютное согласие с тем, что объектно-ориентированный подход в преподавании словесности весьма полезен, способствует развитию и словесно-логического, интуитивного, образного мышления и организует процесс познания, тем не менее, отметим, что культура умственного труда формируется достаточно медленно, а процесс ее формирования в вузах целостно не представлен.

В преподавании спецкурса «Психология фольклора и психологизм русской классической художественной прозы» мы не обошли проблему изучения биографии писателя в вузе [14]. Чаще всего знакомство с жизнью и творчеством писателя сводится к краткой информативной справке. Сведения обучающимся предлагаются в готовом виде, в обзорной лекции преподавателя или иллюстративно-презентационно с краткими комментариями. Однако занятия по изучению биографии писателя выполняют функцию психологической и эстетической подготовки к изучению литературно-художественного произведения. Они не будут эффективны, если не вызовут интереса обучающихся к личности писателя и его творчеству, следовательно, крайне важно ответственно подходить как к подбору необходимого материала, так и к способу его подачи на уроке.

Предлагаем рассмотреть некоторые модели фасилитационной технологии [6; 11; 12], помогающей в организации и проведении спецкурса. Одна из методик - World Café - для организации учебной деятельности на практических занятиях по изучению биографии писателя.

Коллективное размышление является достаточно продуктивной учебной деятельностью, когда «в ситуации дискуссии и совместных поисков, учащимися обсуждаются разные варианты решения проблемы» [10, с. 3]. В основе обучения - диалог: «педагог - обучающийся», «обучающийся - обучающийся». Постепенно «происходит интериоризация этих коллективных действий, превращение в индивидуальное решение учебных задач» [Там же, с. 3]. Отметим, что подобная организация учебной деятельности ведет к повышению качества обучения и способствует эффективной работе в группе [1, с. 192].

Представим методику организации учебной деятельности на занятиях по изучению биографии писателя на основе фасилитационной технологии World Café.

Параметры использования World Café в групповой работе:

Цель исследовать/обсудить хорошо сформулированную тему или вопрос/ряд вопросов

Размер группы 20-30 обучающихся

Помещение аудитория, в которой возможно разместить участников группами из 4-5 человек за отдельными столами

Определим "The World Café" как способ организации живой беседы по основной теме встречи в непринужденной обстановке.

Модели проведения занятия: Модель 1

1. Разделить основную тему на подтемы (в соответствии с количеством подгрупп).

2. Распределить обучающихся по рабочим группам (желательно равным по количеству, с учетом интересов).

3. Работа в подгруппах. Обучающиеся готовят материал по своему вопросу и фиксируют их на доске или листе флипчарта (от 15 до 30 минут).

4. Представление результатов деятельности:

4.1. Зафиксированные результаты деятельности в группах вывешиваются в аудитории.

4.2. Рабочие группы трансформируются для презентации (представления) результатов (например, участники рабочих групп рассчитываются на первый-второй: первые номера образуют новую группу, все вторые - следующую и т.п.).

4.3. Группы перемещаются по аудитории, переходя от одних результатов к другим, пока не пройдут все представленные материалы. Презентацию ведет представитель группы, принимавший участие в разработке данных результатов. Таким образом, у каждой демонстрационной доски будет новый ведущий из состава презентационной группы.

5. Рефлексия (подведение итогов). Исходные группы объединяются для обобщения проделанной работы, намечают план действий на следующем занятии.

Модель 2

1. Определиться с темами обсуждения (по одной теме на каждый круглый стол).

2. Обучающимся предлагается стать "хозяином" круглого стола и принять "гостей". "Хозяином" круглого стола должен стать обучающийся, которому интересна тема и он готов на протяжении занятия с ней работать.

3. Обучающиеся расходятся по интересующим их круглым столам и приступают к обсуждению вопросов по теме. "Хозяин" фиксирует результаты на листе флипчарта. Время - 15 минут. По завершении обсуждения участники перемещаются к другим столам.

4. За другим столом "хозяин" кратко посвящает вновь прибывших в результаты предыдущей беседы. Основываясь на полученные материалы, новая группа беседует на заявленную тему, "хозяин" фиксирует результаты.

5. Рефлексия (подведение итогов). Каждый "хозяин" круглого стола резюмирует дискуссионные результаты всех участников.

Обучающиеся, делая переходы от одного "круглого стола" к другому, приносят с собой "нить" предыдущего разговора-обсуждения и "вплетают" её в полотно бесед других "гостей-путешественников". Каждый новый раунд делает обсуждение глубже, содержательнее. Фактическая информация накапливается, обрастает "живой историей", подкрепляется сопереживанием самих участников. "Хозяин" столика обнаруживает, что с каждым приходом новой подгруппы, все больше "открывается" новизне и разнообразию комментариев.

Обсуждения за одним столом отражают целостность, полученную во время беседы за другим столом. Последняя фаза Café предполагает создание образа общей целостности, доступной каждому участнику. Для этого подгруппам отводится время для обобщающей беседы, во время которой участники систематизируют весь полученный материал. Для этого можно подготовить листы с вопросами, которые могут стать векторами рефлексивной деятельности. Полученные обобщения фиксируются и представляются в процессе общеаудиторной беседы.

Участие отдельных обучающихся в работе группы неравномерно. Случается так, что некоторые выступают больше, в то время как остальные занимают позицию слушателей. Подобный формат беседы представляется возможным изменить с помощью фасилитационного инструмента «Сила групповой памяти» [5, с. 62].

Необходимый инструментарий: флипчарты, ватманы, цветные стикеры, маркеры.

Запись идей на флипчартах и ватманах, их размещение на стенах формирует для участников своеобразную "групповую память". Понятие "групповая память" принадлежит Джоффу Болу, специалисту из Калифорнии по решению многосторонних конфликтов [5, с. 62]. Данный формат деятельности направлен на усиление полноценного участия каждого в работе группы. В обучении могут быть применимы следующие способы работы:

1. Фиксация слов, идей, выводов, гипотез и пр. участников подтверждает право на существование подобных мыслей. Запись размышлений обучающихся есть посыл, что «Это - ценная идея». «Если ценятся идеи, то люди чувствуют себя ценными. В этом заключается основное преимущество групповой памяти» [5, с. 62].

2. Групповая память помогает человеческому мозгу охватить больше информации. Исследования доказали, что «большинство людей могут хранить в краткосрочной памяти не больше семи информационных блоков. Как только краткосрочная память человека заполнена, он просто не в состоянии запомнить другую информацию, не забывая при этом то, что отложилось в памяти ранее» [Там же, с. 62].

Во время работы это может привести к определённым затруднениям. Групповая память позволяет решить данную проблему. Обучающиеся знают, что если они что-то забыли, то могут вернуться к записям на флипчарте или ватмане.

Важным является то, что групповая память - не просто инструмент для сохранения идей, это способ организации полноценного участия обучающихся в дискуссии, поиске новых знаний, решении задач пр., обеспечение равновесия членов группы и увеличение продуктивности деятельности. Групповая память - это инструмент для поддержания процесса мышления в группах.

Выводы. Представленные информационно-педагогические и фасилитационные технологии помогают в организации и проведении разноуровневых занятий в ВУЗе. Подробно описанные методики организации учебной деятельности по изучению биографии и творчества писателя на основе фасилитационной модели "The World Café" и "Групповой памяти" позволяет обработать и осмыслить большой объем информации и смоделировать или составить план дальнейшей работы по исследованию творчества изучаемого автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенные модели организации занятий соответствуют описанным выше технологиям и не противоречат требованиям к организации учебных занятий в высших учебных заведениях.

Литература:

1. Грахова С.И., Насонова И.И. Фасилитация открытой дискуссии на уроках в средней школе // Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3-х ч. - Ч. 2. -C. 191-194.

2. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: автореф. дисс. ... д.п.н. - Магнитогорск, 2006. - 46 с.

3. Есин А. Психологизм русской классической литературы. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 265 с.

4. Карпов И.П. Авторологические парадигмы русской литературы (аспекты, парадигмы): монография. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010. - 384 с.

5. Кейнер С. Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения. - М.: Изд-во Дмитрия Лазарева, 2017. - 344 с.

6. Педагогическая фасилитация [Электронный ресурс]. URL: http://poisk-ru.ru/s53054t2.html (дата обращения: 04.05.2020)

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Изд-во «Академия», 2010. - 368 с.

8. Пугачева Н.Б. Воспитательное пространство как категория педагогики // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - Чебоксары, 2007. - № 3. - С. 359-366.

9. Ускова Н.Н. Когнитивно-эргономические аспекты построения информационных моделей знаний на приере жанровых особенностей сонета // Вестник лаборатории аналитической филологии. - Йошкар-Ола, 2003. - Вып.2. - С. 137-143.

10. Чипсанова С.Г. Дифференцированно-групповая работа как форма организации профильного обучения старших школьников: автореф. дисс. .. .к.п.н. - Оренбург, 2007. - 22 с.

11. Berry J.W. A Psychology of Immigration // Journal of Social Issues. - 2001. - Vol. 57. - № 3. -P. 615-631.

12. Brown J.; Isaacs D. The World Cafe Book: Shaping Our Futures Through Conversations that Matter. -Princeton, NJ: Recording for the Blind & Dyslexic, 2007. - 300 p.

13. Deresh R. 3rd International Conference on Innovation and Entrepreneurship. Academic Conferences Limited. - ICIE, 2015. - P. 191-193.

14. Grakhova S.I., Okisheva K.A., Zakharova I.M., Potanina A.V. Facilitation Technologies in the Process of Understanding of the Writer's Biography // International Journal of Engineering & Technology. - 7 (4.38). - 2018. -P. 205-209

Педагогика

УДК 372.8.

доктор педагогических наук, профессор Грушевский Сергей Павлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); доктор педагогических наук, доцент Шелехова Людмила Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Мороз Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении проблем содержательно-методологического характера, возникающих в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей к использованию статистических методов в педагогических исследованиях, и определении путей их решения. Методология (материалы и методы), проведенного исследования базируется на ретроспективном анализе психолого-педагогической, методической литературы и собственного опыта работы в вузе, который был направлен на выявление современных тенденций в области преподавания прикладной статистки обучающимся педагогических специальностей. Раскрыты особенности организации профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вузов к применению прикладной статистки в педагогических исследованиях: указаны проблемы содержательно-методологического характера, требующие внимания и разрешения, потенциальные возможности повышения уровня подготовки преподавателей к использованию прикладной статистики в педагогических исследованиях.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, обучающиеся педагогических специальностей, прикладная статистика, педагогическое исследование, преподавание дисциплин.

Annotation. The purpose of the study is to identify problems of a substantive and methodological nature that arise in the process of training students of pedagogical specialties for the use of statistical methods in pedagogical research, and determine ways to solve them. The methodology (materials and methods) of the study is based on a retrospective analysis of the psychological, pedagogical, methodological literature and personal experience of work in the university, which was aimed at identifying current trends in the field of teaching applied statistics to students of pedagogical specialties. The features of the organization of professional training of students of pedagogical specialties of universities for the application of applied statistics in pedagogical research are revealed: problems of a substantive and methodological nature that require attention and resolution, potential opportunities to improve the level of preparation of teachers for the use of applied statistics in pedagogical research are indicated.

Keywords: vocational training, students of pedagogical specialties, applied statistics, pedagogical research, teaching disciplines.

Введение. Элементы прикладной статистики, используемые в педагогических исследованиях, отражают междисциплинарный характер статистики, усовершенствование прикладной направленности которой, с одной стороны, способствует дальнейшему развитию её теоретических разделов, с другой позволяет определить, в некоторых случаях расширить, границы её применимости в других научных дисциплинах. При этом применение прикладной статистики способствует получению объективных сведений о свойствах изучаемого педагогического явления, определению степени влияния факторов на возникновение того или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.