НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Изменения в системе образования, «ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации. Основной целью статьи является описание современных инструментов и технологий бизнес-обучения, ориентированных на методическую работу в школе. В статье представлены практические рекомендации по использованию таких инструментов и технологий на примере одного из обучающих модулей дополнительной профессиональной программы «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе базовой школы в условиях реализации ФГОС», участниками которой стали 396 заместителей руководителей базовых школ Республики Татарстан.
Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в качестве методического пособия для освоения новых форм методической работы руководителями образовательных организаций, педагогами, представителями методических центров и т. д.
Ключевые слова: фасилитация, модерация,
Е. Н. Молодых
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра дополнительного профессионального образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва
E-mail: emolodykh@
Ekaterina N. Molodykh, PhD (Psychology), Senior Researcher, Scientific and educational center of additional professional education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
Как цитировать статью: Молодых Е. Н. Современные формы методической работы в школе в условиях реализации ФГОС общего образования: инструменты и технологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 105-118.
бизнес-тренинг, методическая работа, изменения в организации, система, коллективный интеллект, работа в команде.
Введение. Изменения в системе образования, «ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. Такие понятия, как мотива-ционный менеджмент, стратегическое и проектное управление, сетевое управление и др., все активнее реализуются на практике руководителями образовательных организаций [2; 6]. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации. Нельзя забывать и о повышении автономности школ, которая предполагает усиление влияния учителей и школьной администрации на принятие решений во всех сферах деятельности образовательной организации, активное привлечение к образовательному процессу родителей, сотрудничество с различными социальными институтами. Все это становится вызовом для современной школы, добавляет ответственности, требует гибкости и своевременности принятия решений.
В этой связи особую роль играет модернизация подходов к организации методической работы, под которой понимается, по сути, любая деятельность, направленная на организацию и повышение эффективности учебно-образовательного процесса. Целью методической работы становится не только повышение профессионального уровня учителей, но и создание особой системы взаимодействия внутри коллектива, климата, способствующего развитию образовательной организации и ее адаптации к изменениям.
На сегодняшний день существует большое количество разных форм методической работы [7]. Большая часть из них носит групповой (коллективный) характер и базируется на обмене опытом и активизации интеллектуального потенциала участников. Такие привычные формы взаимодействия, как конференции, круглые столы, различные советы, оперативки, групповые консультации и пр., в традиционном их понимании теряют свою актуальность.
Современные формы методической работы должны отвечать вызовам инновационной образовательной среды и обеспечивать: а) быстрое и своевременное решение поставленных задач; б) максимальную вклю-
ченность всех участников процесса и их работу на результат; в) повышение мотивации учителей и руководства школы на постоянное развитие и профессиональный рост. Это возможно реализовать за счет освоения и использования современных инструментов организации групповой работы. К таким инструментам прежде всего относятся инструменты фасилитации и модерации, а также всевозможные игровые техники, адаптированные под задачи методической работы.
Цель статьи. Представить описание современных инструментов и технологий бизнес-обучения, ориентированных на методическую работу в школе.
Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Оба термина пришли к нам из зарубежной практики. В переводе с английского facilitate буквально означает «облегчать, содействовать, помогать», а слово moderate — «умерять, смягчать, сдерживать». Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация — это определенный способ организации взаимодействия, создание условий, помогающих полностью вовлечь участников в процесс, активизировать потенциал группы, создать атмосферу открытости и доверия. Фасилитатор в этом случае занимает нейтральную позицию и не берет на себя функцию контроля над содержанием. Его задача -контролировать процесс, управлять временем и групповой динамикой [1; 3; 4; 5; 10].
Модерация — это совокупность техник и инструментов, которые предполагают не только контроль над процессом, но и, в некоторых случаях, определенный контроль над содержанием, в том смысле, что модератор может иногда занимать экспертную позицию и направлять группу в сторону конкретного решения. Хотя на этот счет существуют разные мнения и определение степени влияния модератора на содержание остается спорным, все же большинство практиков сходятся во мнениях, что модератор, в отличие от фасилитатора, обязательно должен обладать широким кругозором и более глубоким пониманием контекстов и содержания темы группового обсуждения. Т. Ю. Базаров, описывая методы организации групповой работы, перечисляет следующие функции модератора:
— уточнение центральной проблемы, главного вопроса;
— активизация участников на представление различных идей и точек зрения (обеспечение вариативности решений);
— повышение креативности предложений;
— элиминация возможных ошибок в рассуждениях, проверка качества приводимой аргументации и обсуждения в целом;
— понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях, согласование различных позиций;
— организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников;
— фиксация групповой и индивидуальной ответственности [1].
Возвращаясь к вопросам современных форм методической работы
в школе, мы подчеркиваем необходимость освоения техник и инструментов фасилитации и модерации как важных компетенций руководителя.
В данной статье представлены практические рекомендации по использованию деловых игр, а также инструментов фасилитации и модерации на примере одного из обучающих модулей дополнительной профессиональной программы «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе базовой школы в условиях реализации ФГОС», участниками которой стали 396 заместителей руководителей базовых школ Республики Татарстан.
Модуль состоял из двух взаимосвязанных частей: бизнес-тренинг и мастерская фасилитации.
Мастерская фасилитации. В процессе обучения участники познакомились со следующими формами организации групповой работы: техники использования стикеров и модерационных карт и Мировое кафе (World Café).
Техники использования стикеров и модерационных карт. Модерационные карты — самоклеящиеся цветные карточки разного размера и формы. В классическом варианте (особенно при работе с большой группой) — это карточки размера 1/3 листа формата А4. Самоклеящийся вариант всегда можно заменить нарезанной по формату цветной бумагой, а для размещения на модерационном поле использовать клеящий карандаш или специальную клеящую массу Gum Fix.
Техники работы с модерационными картами помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, структурировать разрозненную информацию, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы [3; 8].
Вариантов работы с модерационными картами существует достаточно много. Один из алгоритмов мы рассмотрим здесь на примере актуализации и систематизации знаний участников учебной программы «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе базовой школы в условиях реализации ФГОС» о существующих формах методической работы. Основные этапы сессии: Первый этап. Участники объединяются в минигруппы (3-6 человек) и в течение пяти минут записывают на карточках все известные им формы методической работы. Отдельная карточка — отдельная форма. Таким образом, от каждой минигруппы получаем целый набор карточек, на каждой из которых написана отдельная форма методической работы.
Второй этап. На стене размещается модерационное поле — 3-4 больших листа флипчарта (можно поставить рядом несколько флипчартов или использовать поверхность школьной доски), в верхней части листов наклеиваются в ряд горизонтально стикеры с абстрактными изображениями (круг, квадрат, звезда и т.д.) или цифрами по порядку (Рис. 1).
^ □ О
© О
Рисунок 1. Пример модерационного поля для работы со стикерами и модерационными картами
Это можно сделать заранее или использовать время, когда группы работают над заданием.
На модерационное поле выносится весь наработанный участниками материал:
— ведущий собирает карточки одной из минигрупп, начинает их озвучивать и по очереди вывешивать на листы флипчарта (другие минигруппы параллельно откладывают в сторону повторяющиеся карточки). Когда карточки заканчиваются, ведущий собирает оставшиеся карточки следующей минигруппы и т.д., пока не будут озвучены результаты работы всех;
— первая озвученная карточка вывешивается на лист флипчарта под крайним левым стикером;
— все последующие карточки озвучиваются и вывешиваются либо под следующие стикеры, либо сразу объединяются участниками в группы. Например, ведущий озвучивает карточку с формой методической работы «Семинар» и вывешивает ее на флипчарт под стикером. На следующей карточке со словом «Тренинг» группе задается вопрос: «Можем ли мы по каким-либо признакам / причинам / основаниям объединить эти две карточки в одну группу?» Если группа говорит «да» и аргументирует свой ответ (при этом все участники должны быть согласны), ведущий вывешивает карточки друг под другом. Если «нет», то размещает карточку «Семинар» под следующим свободным стикером и т.д. Таким образом карточки собираются в группы по каким-либо признакам (Рис. 2);
— если в процессе группировки возникают спорные моменты, ведущий уточняет у авторов, что именно имеется в виду под той или иной формой методической работы, указанной на карточке, призывает всех участников искать аргументированные основания для объединения в группы и т.д. В любой момент карточки можно перемещать из одной группы в другую, пока участники не придут к полному согласию;
— если спорные моменты все же остаются, ведущий отмечает их знаком вопроса и оставляет до конца работы. Как правило, когда все карточки оказываются на модерационном поле, спорные моменты разрешаются;
— после того как все карточки вывешены, участники придумывают
названия получившимся группам, стикеры со значками убираются и на их месте записывается название.
-А- Р О
Семинар Метод.
гг, совет
Тренинг
Педагогич. чтения
© о &
Творческие группы
Аттестация
Рисунок 2. Пример распределения и группировки модерационных карт
Третий этап. Подводится итог работы, фиксируется результат, еще раз уточняются спорные моменты.
Использовать технологии работы с модерационными картами можно для того, чтобы актуализировать знания о каком-либо предмете, собрать мнения или предложения по определенному вопросу, сформулировать ключевые проблемы, с которыми сталкивается коллектив в процессе внедрения ФГОС ОО и т.д. Главным преимуществом применения техник фасилитации является не только вовлеченность участников, но и удобная визуализация результатов, которые можно обсуждать, использовать как материал для следующих сессий и т.д.
В некоторых случаях рекомендуется делать сборку результатов в электронном виде. Форматы могут быть совершенно разными: от простых таблиц и отчетов в привычном формате (Таблица 1) до использования специальных программ для визуализации, создания инфографики
и т.д. Например, мы можем показать, какие из форм работы на сессии участники упоминали чаще всего с помощью так называемого «облака тегов», где размер шрифта для каждого слова зависит от частоты упоминания (Рис. 3).
Таблица 1
Пример сборки результатов сессии. Перенос в таблицу классификации, составленной группой на модерационном поле
Методические объединения Само-образование/ Про-фессио-нальный рост Научная деятельность Коллегиальный орган управления Практические формы обобщения и обмена опытом Активные методы работы Теоретическое обобщение опыта Контроль
Творческая группа Про-фессио-нальные конкурсы Экспе-римен-тальная работа Пед. совет Методическая неделя/день Мастер-класс Конференция Посещение уроков
Школа молодого учителя КПК Инновационная работа Метод. совет Фестиваль Деловая игра Круглый стол Экс-перти- за
Про-фессио-нальные сообще- Аттестация Методическая выставка Тренинг Семинар Кон-суль-тиро-вание
ства
Педагогическая мастер- Методический Педагогические чтения Собе-седо-
ская коучинг вание
Открытые уроки Кейс- технологии Публикация
Метапредмет-ная неделя Методическая викторина Методический мост
Методические дебаты
Основные принципы работы со стикерами и модерационными картами:
— каждая единица информации (форма, идея, предложение, проблема, решение и т.д.) фиксируется на отдельной карте или стикере крупными печатными буквами;
— ведущий всегда сохраняет нейтральную позицию, не принимает никаких решений, не навязывает группе свое видение, особенно в спорных ситуациях;
— прежде чем разместить ту или иную карту, ведущий согласовы-
вает это с группой. При возникновении спорных вопросов любая карта может быть на время размещена на «поле запасных», чтобы можно было вернуться к ней позже, или (в случае дефицита времени) последнее слово остается за автором данной карточки; результат групповой работы будет значимым только в том случае, если все участники с ним согласны.
PLC U™P*—»мчпирт* Семинар
PHHfrL ivminn Д^пшг ^nzo^.^Inm,»
11едагогическии совет
Тм-ч-г i сж/рс nMtlq :>г if.
г| 11; LhH.- rr+rz i и i ri|jJU-;<"H' -иЬи.Ч' Í,1-"J|H4ÍTHJ IK--
Oxpb-iKYDtoi ЙНЯпкМ Аимчци* Чолап^ищж
I I II Л /—Í-Jtí-Tío: ■: "
I I I M l J Чгс^кщДКВ!-
Мдтшнвс^н'тяп 4 Иг и С---ЧТ FU ■ □ ■ -li F Ú ЧЙЛРШМЧ. 1-ГЛПГЧ-.-Я HLWi-
Мастер-класс ^т^™*™
Г UFIM;-elskb->4- МЕЛЗГП
UIKP™¡ нмпгЩкн MmiinKtf*« М1ИГ ДД]ЦНЕП14ШМ ингинн-
nOfñjpftVí
Едоым-
Мгиитгдр ш^ями У-_-ньй .■.,—lia"
Методическая неделя дин
Lrtír ПГЫ mr^H ¿|И1И1ГПО«1^МГН npITL-L ndüJ' ¿A ЧЙЧ ILV- ■
Рисунок 3. Облако тегов. Пример обработки результатов сессии
Методика «Мировое кафе» (World Café). Динамичный формат организации групповой работы, направленный на быстрый обмен мнениями и опытом между участниками [9]. Включает в себя разделение участников на группы, формулировку обсуждаемых вопросов, проведение нескольких раундов обсуждения с переходом участников от темы к теме по определенному алгоритму, а также презентации итоговых результатов групповой работы. Методику «Мировое кафе» хорошо использовать во время конференций, семинаров дискуссий и т.д. Подробное описание методики представлено в статье, посвященной особенностям проведения фасилитационных сессий [4]. В рамках учебной программы, о которой говорится в данной статье, методика «Мировое кафе» использовалась как продолжение деловой игры в части бизнес-тренинга.
Бизнес-тренинг. Особое место среди инструментов методической работы занимает бизнес-тренинг.
Тренинг — это активная форма обучения, направленная на получение практического опыта, обратной связи, использование новых моделей поведения в безопасной атмосфере. Соответственно, бизнес-тренинг — это разновидность обучения, целью которого является развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника организации.
Среди всевозможных инструментов и форматов групповой работы на тренинге особое место занимают деловые игры. Деловые игры могут быть направлены на развитие самых разнообразных компетенций, освоение новых теоретических знаний, на диагностику уровня развития коллектива, выявление конфликтов, сплочение и др.
Освоение технологии конструирования и применения деловых игр является неотъемлемой частью методической работы в школе.
Здесь мы приведем пример, как с помощью классической тренин-говой игры «Клавиатура» можно решать разные задачи, встраивая ее в контекст методической работы с коллективом.
Основными задачами деловой игры являлось:
— освоение участниками теории принятия управленческих решений в рамках методической системы Д. Сноудена [11];
— диагностика участников учебной группы с точки зрения работы в команде;
— освоение механизмов мотивации сотрудников в зависимости от вида и условий коллективной деятельности.
Первый этап. Участникам в аудитории (20-30 человек) в свободном порядке раздаются 38 «клавиш» (напечатанные на У листа формата А4 буквы алфавита, знаки препинания и знак «Delete») таким образом, чтобы у каждого в руках была хотя бы одна «клавиша» (у кого-то может оказаться две «клавиши»).
Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас у каждого из вас в руках есть одна или две клавиши. Все вместе вы большая клавиатура, а я (ведущий) - печатный механизм. После старта игры на экране появится предложение, которое вам необходимо «напечатать» на флипчарте. Чтобы это сделать, вам следует:
— в строгой очередности поднимать буквы;
— не делать ошибок и не поднимать несколько букв одновременно;
— вставать, чтобы обозначить заглавную букву;
— одновременно хлопать в ладоши, чтобы обозначить пробел;
— исправлять сделанные ошибки поднятием клавиши «Delete».
После того как ведущий убедится, что все одинаково правильно поняли инструкцию, начинается первый раунд.
В этой игре можно использовать любое предложение, но лучше подобрать панграмму — предложение, в котором используются все буквы алфавита.
Также в начале этого этапа игры можно создать дополнительную мотивацию, сообщив среднее время выполнения задания или время, за которое с ним справилась другая группа.
После того как предложение «напечатано», ведущий проводит короткую рефлексию. В нашем случае рефлексия касалась изучаемой теории и особенностей взаимодействия участников в процессе выполнения. Первый этап игры соответствовал состоянию «Порядок» методической системы Д. Сноудена [11], когда к процессам и действиям в организации есть четкие инструкции и только один, известный всем вариант достижения цели. Соответственно, во время рефлексии с группой обсуждалось, как часто в реальности участники в своей практике сталкиваются с таким состоянием системы (организации), как чувствуют себя сотрудники, почему совершают ошибки, даже когда есть четкая инструкция, и каковы здесь главные функции и задачи руководителя.
Второй этап. Участники в аудитории образуют две команды. Каждой команде раздается свой полный комплект «клавиш» за исключением знаков «Delete». От каждой команды выбирается по два человека, которым ведущий дает отдельные инструкции (для этого можно выйти из аудитории). Эти участники — эксперты, они знают, как выполнить новое задание быстрее и эффективнее. Но у каждого эксперта своя версия. Версия 1: «клавиши» в группе надо раздать в алфавитном порядке, знаки препинания в конце. Версия 2: «клавиши» надо разделить на гласные и согласные, одной части команды дать гласные, другой согласные, оставшимся раздать знаки препинания.
Эксперты возвращаются в свои команды, их задача — рассказать группе свою версию, группа выбирает одну из них и готовится к выполнению задания в соответствии с выбранной версией. У экспертов нет задачи убедить участников, чья версия лучше,— группа должна сама сделать выбор. После того как группа приняла решение, один из экспертов становится «пишущим механизмом», второй фиксирует ошибки.
Задание на этом этапе похоже на предыдущее, только в этот раз пред-
ложение не появляется на экране, ведущий только один раз произносит его громко вслух перед стартом. Задача — не просто напечатать его без ошибок, но и сделать это быстрее другой команды. Задание выполняется одновременно обеими командами, после команды «старт».
Этот вариант взаимодействия участников соответствует состоянию системы «Упорядоченность», когда процессы не столь ясны и есть разные пути достижения цели. По этим процессам, как правило, существуют эксперты, возможно, с разными мнениями. Участники снова проводят короткую рефлексию, вспоминают процессы из своей практики управления, которые находятся в этом состоянии, проводят параллели, озвучивают основные сложности, рассуждают, почему в разных коллективах могут быть разные способы решения одних и тех же задач и от чего это зависит и т.д.
Третий этап. Участники группы образуют пять команд. Между командами в произвольном порядке раздается один набор «клавиш». Инструкция: «Представьте, что я (ведущий) ваш руководитель. Мне нужно через 15 минут получить от вас пять существительных в единственном числе (по слову от каждой команды), не менее семи букв в каждом». Командам дается 10 минут на подготовку и решение поставленной задачи, затем ведущий как «пишущий механизм» фиксирует слова.
В нашем варианте игры это задание соответствует состоянию «Сложность» модели Д. Сноудена [11]. Состояние, когда причинно-следственные связи в процессах не ясны, есть много вариантов решения задач, они могут быть уникальными в каждом конкретном случае и в каждой конкретной организации (коллективе). Участники во время рефлексии обсуждают свои стратегии, как они решали поставленную задачу, как поняли задание, как договаривались, какие были варианты, что они могли бы сделать, но не сделали и т.д. На этом этапе хорошо диагностируется сплоченность группы, склонность к сотрудничеству или конкуренции внутри коллектива.
Четвертый этап. На всю группу снова раздается набор «клавиш», кроме знака «Delete». Задание выполняется в полной тишине. Участники в произвольном порядке поднимают «клавиши», а ведущий фиксирует их как «пишущий механизм» (на флипчарте или на экране). Инструкция: «В полной тишине, не договариваясь, составьте случайную фразу со смыслом (не просто набор букв или отдельные слова)».
Это самая сложная часть игры. В нашем случае она иллюстрирует
состояние системы, обозначенное Д. Сноуденом как «Хаос». Один из вариантов выхода из состояния хаоса предполагает введение в систему жестких ограничений и ее переход в упорядоченную, что и стремятся обычно делать участники, нарушая правило молчания и подсказывая друг другу слова. Другой вариант — быстрыми действиями, снижающими турбулентность, позволить системе перейти в состояние сложности и скоординировать свои действия за счет общей синергии. В состоянии хаоса, как правило, рождаются инновации — совершенно новые решения и способы взаимодействия, которые группа раньше никогда не использовала.
Во время рефлексии обсуждается вся игра в целом: какие выводы для себя сделали участники, в каком из состояний было сложнее всего и почему, что помогало, что мешало справляться с задачами.
Пятый этап. С помощью методики «Мировое кафе» (World Café) участники определили, какие процессы в школе чаще всего попадают в каждое из четырех состояний, описанных в методической системе Д. Сноудена [11], сформулировали ключевые проблемы внутри этих процессов и возможные пути их решения.
Ключевым выводом большинства участников программы повышения квалификации, прошедших через эту игру, был вывод о том, что естественное стремление к порядку не всегда является единственным способом управления организацией. В современных, постоянно меняющихся условиях необходимо создавать команду, способную функционировать в состоянии «сложности» и «хаоса», использовать коллективный интеллект для решения сложных задач, создавать развивающую среду, мотивирующую сотрудников к изменениям.
Безусловно, мы привели примеры лишь некоторых инструментов и технологий организации групповой работы, которые необходимо осваивать современному руководителю образовательной организации для того, чтобы методическая работа отвечала требованиям современной системы образования и способствовала постоянному, целенаправленному развитию и профессиональному росту учителей.
Изучение этих технологий, постоянное совершенствование навыков применения различных форматов не только повысит результативность методической работы и поднимет ее на новый уровень, но и поспособствует развитию педагогического мастерства учителей, поскольку любые из этих инструментов могут быть использованы в педагогической практике при организации групповой работы на уроке.
Литература
1. Базаров Т. Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 4. С. 92-108.
2. Волков В. Н. Совершенствование практик управления школьной организацией в условиях изменения системы образования // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 91-96.
3. Кейнер С., Линд Л., Толди К. Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения / пер. с. англ. М. : Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. 344 с.
4. Мартынова А. В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2011. Т. 1. № 2. С. 53-91. URL: http:// orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 01.05.2017).
5. Молодых Е. Н. Фасилитационная сессия как инструмент адаптации участников образовательных отношений к изменениям в школьном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4(31). С. 49-62.
6. Плахова Л. М. Подготовка управленческих кадров образовательных организаций к введению ФГОС в практику системы общего образования: метод. рекомендации. М. : Федеральный институт развития образования, 2015. 64 с.
7. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М. : Центр педагогического образования, 2010. 448 с.
8. СтейкерД. Быстрое решение проблем с помощью стикеров / пер. с. англ. М. : Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. 180 с.
9. Brown J., Isaacs D. The World Café. San Francisco : (Berrett-Koehler Publishers Inc., 2005. С. 936-941.
10. Nummi P. Beyond Brainstorming — Idealogue. Finland, Helsinki : Grape People Finland Oy, 2016.
11. Snowden David J., Boone Mary E. A Leader's Framework for Decision Making [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2007/11/a-leaders-framework-for-decision-making (дата обращения: 11.01.2017).
References:
• Bazarov T. U. Organizatsionnaya psikhologiya, 3(4), 92-108 (2013) [In Rus].
• Brown J., Isaacs D. The World Café. (Berrett-Koehler Publishers Inc., San Francisco, 2005).
• Keyner S. Rukovodstvo Fasilitatora: kak privesti gruppu k prinyatiyu sovmestnogo resheniya (Izdatel'stvo Dmitriya Lazareva, Moscow, 2016) [In Rus].
• Martynova A. V. Organizatsionnaya psikhologiya. 1(2), 53-91 (2011). [In Rus].
• Molodykh E. N. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 4 (31), 49-62 (2016) [In Rus].
• Nummi P. Beyond Brainstorming — Idealogue. (Grape People Finland Oy, Finland, 2016).
• Plakhova L. M. Podgotovka upravlencheskikh kadrov obrazovatel'nykh organizatsiy k vvedeniyu FGOS v praktiku sistemy obshchego obrazovaniya: metod. rekomendatsii (Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya, Moscow 2015) [In Rus].
• Potashnik, M. M. Upravleniye professional'nym rostom uchitelya v sovremennoy shkole. Metodicheskoye posobiye (Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, Moscow 2010) [In Rus].
• Snowden David J., Boone Mary E. A Leader's Framework for Decision Making Available online: URL: https://hbr.org/2007/11/a-leaders-framework-for-decision-making (accessed on: 11.01.2017)
• Steyker D. Bystroye resheniye problem s pomoshch'yu stikerov (Izdatel'stvo Dmitriya Lazareva, Moscow, 2016) [In Rus].
• VolkovV. N. Chelovek i obrazovaniye, 4 (41), 91-96 (2011) [In Rus].