Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом
Пустовойтова Ольга Васильевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Чунтонова Анастасия Алексеевна
студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Сунагатуллина Ирина Ириковна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Яковлева Лариса Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Количество детей с различными расстройствами аутичного спектра с каждым годом увеличивается. По статистическим данным за 2018 год, опубликованным Министерством здравоохранения Российской Федерации, аутизм диагностировали у 31 тыс. детей [4]. В статье рассматриваются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройством аутичного спектра, направления работы с родителями детей с РАС, важность сотрудничества семьи ребенка и педагогов. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с синдромом аутизма, родители, коррекция, консультирование, рекомендации.
На сегодняшний день в мире, ввиду ряда причин, прослеживается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особо явно заметен рост детей с аутическим расстройством: сегодня на планете аутизмом страдает примерно каждый сотый ребенок, и, по данным ВОЗ, это число неумолимо растет. По прогнозам через десятилетие этот диагноз может быть поставлен каждому второму. Поэтому данная проблема является предметом исследования исследователей различных областей науки (педагогики, психологии, дефектологии, логопедии и других).
Исследование проблемы аутизма у детей представлены в трудах таких авторов, как Чигинцева Е.Г., Исаева Е.В., которые выделяют общие черты проявлений аутизма [11]. Логопед С.М. Томилина в качестве эффективных способов работы с детьми с расстройствами аутического спектра предлагает использование логорит-мики [10], другие авторы рекомендуют методы сенсорной интеграции [9]. Исследователь Т.Н. Новикова-Иванцова в своих научных работах особое внимание уделяет формированию слоговой структуры слова с системной патологией речи [6]. Таким образом, в настоящее время можно найти большое количество технологий и приемов работы с детьми с данным видом нарушения развития.
В нашем исследовании особое внимание уделяется эффективным методам взаимодействия педагога и родителей с детьми с аутичным расстройством.
Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, оно характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Похожие состояния, при которых присутствуют более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистиче-ского спектра. Следует отметить, что детей с «классическим аутизмом» немного, и на практике достаточно часто приходится иметь дело с дошкольниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты (дети с РАС).Среди них можно выделить такие, как: отсутствие навыков и умений общения и взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом, нарушение речи и возникновение вследствие этого проблем в коммуникации, специфичность поведения и эмоционального состояния ребенка, трудности в становлении навыков самообслуживания. И, как правило, педагоги дошкольных образовательных организаций одни из первых, кто встречается с такими детьми.
Педагогу в этом случае очень важно выстроить тактику взаимодействия с ребенком с аутичным расстройством, чтобы он и все остальными дети не испытывали чувство дискомфорта при взаимодействии, а, наоборот, приобретали активный социальный опыт. В настоящее педагоги используют различные методы и приемы работы с детьми с расстройствами аутического спектра, но в этой ситуации необходимо установить и эффективное взаимодействие с родителями [8].
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
Опираясь на исследования авторов по данной проблеме^, 2, 5, 1, 3], мы разработали рекомендации для педагога, работающего с детьми с подобным видом расстройства. К рекомендациям можно отнести следующие:
1. Необходимо составить индивидуальную программу развития дошкольника, ведь даже адаптация к детскому саду у аутичного ребенка происходит иначе. Первое время помогайте ребенку понять смысл происходящего в группе, постоянно комментируйте все намечаемые действия. С ребенком ведите персональную работу, результаты которой регулярно отслеживайте. На основании оценки динамики принимайте решение о продолжении работы по имеющемуся плану, либо о его корректировании, смене.
2. Разработать предсказуемый график пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. Многие дети-аутисты преуспевают, когда изо дня в день в одно и тоже время повторяются режимные действия, поэтому было бы очень полезно дать им знать, чего ждать. Можно повесить на стену большие и заметные часы, приклеить на них изображения, которые будут отображать дневные занятия и время, когда ими будут заниматься. Обращаться к этим часам, указывая на время, когда какой деятельностью будете заниматься.
3. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Если воспитанник не выполняет просьб педагога, отказывается заниматься, не отвечает на вопросы, не играет с другими детьми, то это не значит, что он упрямый, вредный или избалованный ребенок. Просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
4. Важным условием взаимодействия является выстраивание продуктивного диалога с ребенка, в котором нет места эмоциональной перенапряженности со стороны педагога. У детей, страдающих аутизмом, чувствительные уши. Крики только навредят. Например, то, что для вас будет шепотом, для ребенка с аутизмом будет звучать как обычный разговор.
5. Следует обязательно наблюдать за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения особое внимание необходимо обратить на такие моменты, как: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Все собранные данные помогут педагогу наладить контакт с дошкольником и правильно организовать его поведение.
6. Если педагогу необходимо провести занятие с группой детей, а аутичный ребенок мешает это делать, тоему можно предложить «любимое занятие» (собирание мозаики, конструктора «Лего», строителя и т.д.) или попросить помощника воспитателя позаниматься с ним в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
7. Особенности развития дошкольника с РАС требуют от педагога повышенной внимательности особенно во время прогулки. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей поэтому им необходимо находиться на территории своего группового участка. Такие дети могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.
8. Особую трудность представляет процесс организации питания, так как аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому стоит побеседовать с родителями о том, как лучше
организовать питание их ребенка, чтобы оно было сбалансированным и полезным, а самое главное пробуждало аппетит.
9. Эмоциональное состояние ребенка оказывается очень нестабильным на протяжении всего времени пребывания в дошкольной образовательной организации. Беспричинный смех, вызванный пребыванием в своем мире фантазий, часто сменяется приступами истерики и, как показывает, практика традиционные формы стабилизации состояния не всегда являются действенными. В этом случае переключить и успокоить ребенка можно с помощью надутого мыльного пузыря, или включенного фонарика, или мелодии детской песни.
10. Стоит помогать ребенку осваивать навык самостоятельного одевания и раздевания. Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.
11. В задачу педагога входит помощь аутичному ребенку в установлении контактов с другими детьми в группе: следует вовлекать его в общие игры, стараться предотвращать негативное поведение. Нужно не только пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и доброжелательно объяснять ребенку более приемлемые способы взаимодействия со сверстниками. Формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения - это основная задача при работе с детьми с РАС.
12. Регулярно проводить работу с родителями особого ребенка. Это очень важная часть комплексного подхода работы с детьми, страдающими аутизмом.
Особое место в системе сопровождения детей-аути-стов занимает консультирование родителей, направленное на формирование устойчивых взаимоотношений между детьми и их родителями.
Основные моменты в консультировании родителей детей с РАС:
1. Оказание поддержки. Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку. Поэтому уже на первой встрече желательно сказать родителям: «Хорошо, что Вы пришли, чтобы таким образом что-то сделать для Вашего ребенка»; «Я понимаю Ваше беспокойство по поводу Вашего ребенка». Возможность поговорить о своих переживаниях при отсутствии негативной критики дает возможность почувствовать облегчение, и это ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком. Нужно помнить, что многое из поведения родителей, что вызывает раздражение и недоумение у специалистов, является продуктом работы внутренних защит от тревоги, связанной с данной ситуацией, Уважение и принятие личности родителя, позволяет создать ситуацию доверия и безопасности. Необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Повышение самооценки родителей позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку, отойти от привычных способов взаимодействия и застревании на какой-то одной позиции.
2. В настоящее время получить информацию об аутизме кажется достаточно легко и просто, стоит лишь посетить сайты, где опубликованы статьи о данном виде расстройства развития ребенка. Однако это не так. Информация, которая представлена в данных источниках очень часто пугает родителей, а отдельные термины просто доводят до панического состояния. Педагог должен выстроить взаимодействие с родителями таким образом,
чтобы они могли ему доверять и обращаться за разъяснениями именно к нему, а не к онлайн-консультантам в интернете. Специалисту (педагогу, психологу, дефекто-логу или логопеду) необходимо беседовать с родителями ребенка о всех тревожных моментах, чтобы предупредить нежелательные последствия. Обучение родителей техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм и пр. в форме тренинга при поддержке педагога способствуют хорошей положительной динамике. Перенос этого опыта в домашнюю среду позволяет всей семье включиться в «работу» с ребенком.
Во время общения с родителями особенных детей нужно заострять внимание на педагогической этике:
1. Всегда называть ребенка по имени, членов семьи по имени и отечеству.
2. Концентрироваться на достижениях, а не на неудачах ребенка.
3. Использовать выражения «особенный ребенок», «нетипичное развитие».
4. Употреблять выражение «пока не...», вместо констатации факта неудачи. Например: «У Миши пока не получается следовать нашему режиму дня.».
В настоящее время разработаны разные технологии работы с аутичными детьми. Ученые предлагают не ограничиваться одной техникой работы, использовать разные стратегии обучения, воспитания и развития в зависимости от вариации аутизма и индивидуальности ребенка. Использование предложенных в статье рекомендаций на развитие вербальной и невербальной коммуникации, абстрагирования мышления и воображения будут способствовать коррекции поведения детей с данной патологией и достижению позитивного мироощущения ребенка.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей с РАС имеет много особенностей. Но благодаря комплексному подходу и отдельному вниманию к работе с семьей аутичного ребенка, можно добиться положительных результатов. И даже если нельзя полностью «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь, социально адаптировать ребенка не только можно, но и нужно.
Литература
1. Башина, В.М. Аутизм в детском возрасте / В.М. Ба-шина. М.: Экзамен, 2007. 67 с
2. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов - дефектологов. /Пер. с англ./ К. Гилберт, Т. Питерс. М., 2005. 103 с.
3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокор-рекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Мо-нина. М.: Лотос, 2009. 120 с.
4. Минздрав: в 2018 году аутизм диагностировали у более 31 тыс. детей [Электронный ресурс] URL:https://tass.ru/obschestvo/6287169
5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.,1997. 86 с.
6. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книга 1. М., 2006.
7. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. М., 2003.
8. Сунагатуллина И.И. О.В. Пустовойтова, Л.А. Яковлева Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутического спектра с использованием игровых приемов // Современное педагогическое образование. 2019. №8. 119-123 С.
9. Сунагатуллина И.И., Каримулина Э.И. Сенсорная интеграция детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 75 междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.М.Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. Т.2. С. 212-215.
10. Томилина С.М. Логопед-мастер [Электронный ресурс]
URL:https://www. logopedmaster.ru/taxonomy/term/105
11. Чигинцева Е.Г., Сунагатуллина И.И., Исаева Е.В., Аболмасова Л.С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 3. С. 28-51.
Features of psychological and pedagogical support children with autism
Pustovoitova O.V., Chuntonov8 A.A., Sunagatullina I.I., Yakovleva L.A.
Nosov Magnitogorsk State Technical University The number of children with various autism spectrum disorders is increasing every year. According to statistics for 2018 published by the Ministry of Health of the Russian Federation, autism was diagnosed in 31 thousand children [4]. The article discusses recommendations on the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorder, directions of work with parents of children with ASD, the importance of cooperation between the child's family and teachers. Key words: psychological and pedagogical support, children with autism syndrome, parents, correction, counseling, recommendations. References
1. Bashin, V.M. Autism in childhood / V.M. Bashin. M.: Exam, 2007.67 s
2. Gilbert, K. Autism. Medical and pedagogical impact: a book for
educators - defectologists. / Per. with English / K. Gilbert, T. Peters. M., 2005.103 p.
3. Lyutova, E.K. Crib for adults. Psychocorrectional work with hyperactive, aggressive, anxious and autistic children / E.K. Lyutova, G.B. Monina. M .: Lotos, 2009.120 s.
4. Ministry of Health: in 2018, more than 31 thousand children were
diagnosed with autism [Electronic resource] URL: https: //tass.ru/obschestvo/6287169
5. Nikolskaya, O.S. Autistic baby. Ways of help / OS Nikolskaya, E.R.
Baenskaya, M.M. Libling. M., 1997. 86 p.
6. Novikova-Ivantsova T.N. From word to phrase. Book 1. M., 2006.
7. Peters T. Autism: from theoretical understanding to pedagogical
impact. M., 2003.
8. Sunagatullina II. O.V. Pustovoitova, L.A. Yakovleva The problem
of the formation of communication skills in children with autism spectrum disorders using game techniques // Modern pedagogical education. 2019. №8. 119-123 S.
9. Sunagatullina I.I., Karimulina E.I. Sensory integration of children
with autism spectrum disorders // Actual problems of modern science, technology and education: materials 75 int. scientific-practical conf. / ed. V.M.Kolokoltseva. Magnitogorsk: Publishing house Magnitogorsk. state those. University of them. G.I. Nosova, 2017.V.2. S. 212-215.
10. Tomilina S.M. Speech therapist-master [Electronic resource] URL: https: //www.logopedmaster.ru/taxonomy/term/105
11. Chigintseva E.G., Sunagatullina I.I., Isaeva E.V., Abolmasova L.S. An integrated approach to overcoming speech disorders in children with autism spectrum disorders // Modern research on social problems (electronic scientific journal). 2018.Vol. 9. No. 3. P. 28-51.
о о и n m
О m n m й А
X £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X X m