Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием игровых приемов
Сунагатуллина Ирина Ириковна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Пустовойтова Ольга Васильевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Яковлева Лариса Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, [email protected]
Статья посвящена вопросу о необходимости формирования коммуникативных навыков у детей с РАС. Авторы в своей статье знакомят с различными игровыми приемами, представляющими большой интерес при формировании коммуникативных навыков у детей с РАС. Также, в данной статье представлены сведения о положительном влиянии игровых приемов на формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, расстройство аутистического спектра, игровые приемы, педагогическая коррекция, ребенок, нарушения речи.
В настоящее время во всем мире насчитывается более 10 млн. детей страдающих аутизмом. В России, по заключению невролога, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней. Профессор также отмечает, что многие родители не желают признавать наличие у их ребенка данного расстройства и не обращаются к соответствующим специалистам, что, безусловно, ведет к неспособности ребенка в дальнейшем вести активный образ жизни в социуме.
Современная законодательная система, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 [12] поддерживает все формы реализации образования, в том числе и инклюзивного, что, безусловно, будет способствовать успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование осуществляется на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, где одной из важнейших составляющих образовательного процесса является - формирование коммуникативных навыков у дошкольников и социально-коммуникативное развитие [16].
Согласно самому общему подходу коммуникация представляет собой процессы передачи и обмена информацией, в результате которого осуществляется взаимовлияние сторон. Происходит процесс взаимовлияния, трансформации отношений, которые складываются между коммуникаторами.
В современной литературе аутизм у детей исследуется как определенное биологическими причинами нарушение психического развития, при котором возникают трудности при коммуникации, и как следствие, социализации. В настоящее время данное явление широко изучается в клинических исследованиях, в том числе, определены такие явления как мутизм, реверсия местоимений, «телеграфная» и «фонографическая» речь, а также эхолапия. В психологии принято исследовать аутизм в контексте искаженного психического развития, во взаимосвязи с ограничениями при коммуникации.
В том числе во многих исследованиях (российских исследователей - Никольской О.С, Баенской Е.Р., Либлинг М.М., Морозова С.А., а также иностранных - R. Jordan, E. Schopler, G. Mesibov) -
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
0
сч
ее
01 г
определено, что ключевым недостатком, ограничивающим результативную адаптацию детей с аутизмом, является недостаток сформированных навыком коммуникации. Это нарушение проявляется посредством невозможности для ребенка стать инициатором диалога или подержать его, а также в осуществлении коммуникации посредством стереотипных высказываний. Кроме того, при коммуникации проявляются также и другие специфические особенности, к которым относятся в том числе и стереотипный образ поведения, а также проявления интересов.
Аутизм характеризуется ограничениями обработки сенсорных сигналов. Осуществляя коммуникацию в окружающим миром, дети испытывают существенные затруднения, что в значительной степени сокращает способности взаимодействия с внешним миром. Однако проблемами с коммуникациями не ограничиваются трудности ребенка с аутизмом [10].
Исследуем характеристики навыком коммуникации у детей с аутизмом, характерных для ранних этапов развития. На основании данных современных исследований можно определить следующие нарушения коммуникации в период младенчества у аутичных детей:
- ребенок не смотрит в глаза собеседника, смотрит «мимо» или «сквозь»;
- ребенок избегает взгляда другого человека;
- осуществляется замедленная реакция на комплекс оживления;
- незначительная реакция на внешние раздражители (звук, свет), а также на взаимодействие с близким человеком;
- у ребенка нет социальной улыбки;
- ребенок может начать улыбаться на внешние раздражители, а не на коммуникацию с близкими;
- ребенок может гудеть не для коммуникации;
- отрицательное или безразличное отношение к контакту с людьми;
- отсутствует реакция на свое имя, отсутствие реакции на речь другого человека;
- отсутствие сформированности жеста, позволяющего указывать на предметы и людей.
Особенности детей с аутизмом, реализующиеся в период раннего развития, однако, они не позволяют его диагностировать в раннем детстве, так как данные особенности могут проявляться непостоянно.
Дети с аутизмом могут не плакать в первый год жизни или часто требуют внимания. В то же время, многие дети недостаточно демонстрируют интерес и не ориентированы на формирование контакта с окружающими людьми, в том числе к взаимодействию с родителями, не проявляют любопытства, самодостаточны и осуществляют стереотипные манипуляции с одним объектом.
У детей с детским аутизмом также определяется отсутствие навыков игровой деятельности. Создается потребность их формирования для их применения в коррекционном педагогическом процессе.
В данном процессе с использованием игровых приемов отрабатываются совокупность различных
сенсомоторных и комбинационных действий, ориентированных на определении свойств предметов окружающего мира и взаимодействиями между ними. Формируется понимание значения данных предметов в результате игровых действий. В данном процессе осуществляет формирование воображения, творческого мышления посредством символических игр. Создается осознание порядка событий в процессе осуществления сюжетных игр.
Панатомические игры являются причиной результативного создания воображения. Со-циодрамматические и сюжетно-ролевые игры позволяют сформировать навыки коммуникации, социальных норм и правил в обществе, возможности реализовывать различные социальные роли.
Реализуется педагогическая коррекция рецептивной и экспрессивной речи, создается взаимодействие между образом, словом и его значением, при этом, ребенок осуществляет процессы ко. Закрепляется понимание сигнального и символического значения речевых единиц коммуникации.
Ключевым направлением оказания психологической помощи аутическому ребенку является реализация игр, целью который является помощь в достижении состояния психологического равновесия. [11]. Игровые приемы, используемые при кор-рекционно-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом могут быть разделены в зависимости от уровня игровой деятельности сформированного у ребенка. Рассмотрим некоторые из них:
1. Комбинационная игра. Создание коммуникационного навыка осуществляется посредством применения различных игрушек: формочек, пирамидок, кубиков, ведерок. При этом также учитываются интересы ребенка. Педагог кладет на стол по несколько кубиков с каждой стороны. Далее он садится напротив ребенка, при это каждый должен обладать набором кубиков. Педагог подает ребенку пример, строя из кубиков ряд или башню, далее, предлагает ему сделать то же самое. При затруднениях, ребенку оказывается помощь. При этом каждая попытка ребенка сопровождается похвалой.
В данную игру дети могут играть вместе, передавай ходы друг другу.
В результате, дети играют с различными предметами и могут получить навыки вербальной коммуникации, выражая ответную реакцию, просьбы, применяют невербальные средства для коммуникаций.
2. Функциональная игра. Развитие данного навыка осуществляется посредством применения разных функциональных игрушек, интересных для ребенка: кукол, кукольных наборов, домиков, игрушечных машинок, самолетов, поездов. Обучение осуществляется посредством имитационной игры, в процессе которой ребенок подражает отдельным, игровым действиям. Педагог обучает детей действиям, ориентированным на самого себя, на куклу, на другого человека.
К примеру, перед ребенком размещаются два одинаковых набора игровых предметов и последо-
вательно показывают игровые действия. При его повторении ребенку показывают следующее действие. Действия сопровождаются комментариями взрослого, например, «кукла купается», «кукла спит» и т.д. В процессе игры у ребенка создается понимание назначения предметов окружающего мира, речи и коммуникативной функции.
Коррекционные действия в малой группе реализуются в различных играх, где детей просят совершить одинаковые действия, такие, как купание игрушечного бегемота в одной ванне. Все это развивает навыки социального взаимодействия.
3. Символическая игра. Формирование символической игры в процессе коррекционно- педагогического действия в случае, когда осуществляется в начале формирования понимания свойств игрушек и предметов окружающего мира. Создание навыка символической игры, детей обучают умению использовать предметы- заместители, а также определять предметам качеств, которыми они не обладают.
Например, взрослый кладет перед ребенком барабанную палочку и спрашивает, по имени: «... , что это?». Ребенок достаточно часто может ответить: «Это палка». В этом случае педагог делает вид что поет, держа ее как микрофон и заканчивая пение говорит - «Это микрофон». После этого педагог осуществляет игровое действие с другим предметом, например, берет палку и делает вид что это дудочка, и дает возможность ребенку повторить это действие, а затем спрашивает «Что это?». И в случае, если ребенок не может ответить, педагог говорит - «Это дудочка». Эта игра может осуществляться посредством разных предметом пока у не окажется сформированной способность спонтанно придумывать новые игровые значения знакомым предметам и использовать один предмет в качестве замены другого.
Также с детьми проводится работа по обучению навыкам определять предметам в игре свойства, которые им не принадлежат. Предположим, педагог трогает чайник и отдергивает руку как от горячего, говоря «Горячий чайник!» и просит ребенка принять участие в игре, делая вид, что игрушечный чайник действительно горячий.
Аутичным детям предлагалось наделять кукол или игрушечных зверей качествами живых существ, способных к самостоятельной деятельности, независимой от окружающих людей. Например, взрослый берет ложку, кладет ее в лапу плюшевому медвежонку так, как если бы он ел самостоятельно. Каждое действие сопровождается соответствующим комментарием: «Смотри, Петя, медвежонок сам держит ложку и сам ест». Затем педагог кладет ложку в тарелку и просит ребенка: «Петя, дай мишке ложку, пусть он поест сам». В другой ситуации ребенок помогает игрушечному мишке «ударить» по мячу во время игры в футбол, затем педагог задает вопрос: «Петя, кто ударил по мячу?». Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Мишка ударил по мячу».
Посредством этой игры аутичные дети смогут получить сформированные навыки воображения,
речи, коммуникаций и социального взаимодействия.
4. Сюжетно-ролевая игра. Развитие сюжетно-ролевой игры осуществляется на базе полученных ранее знаний и представлений ребенка об окружающем мире, с учетом его предыдущего опыта, интересов и сформированных игровых умений.
Создание навыка сюжетно-ролевой игры реализуется при применении значительного количества подсказок в визуальной форме, позволяющих наглядно представить игровое событие. Повсеместно применяются картинки и фотографии совокупности событий, социальных взаимодействий, маски животных или игровые предметы - такие как стетоскоп, торговые весы, автомобильный руль, а также множество предметов-субститутов.
Вначале процессы коррекции применяются более простые игры, например, «Коза», правила которой заключаются в том, что «коза» «бодает» детей, которые выходят из укрытия в виде домика. При этом, когда они прячутся от нее в домике, она ложится спать до момента, когда они снова начнут вылезать из домика. Роль «козы» на первом этапе играет педагог или воспитатель, на втором этапе -ребенок, у которого уровень когнитивных способностей развит в среднем выше, чем у группы детей. После освоения простых игр, детям предлагаются более сложные, такие как «Кошка и мышата». Дети не просто прячутся, но и изображают мышек, ползая и издавая звуки «мышиного» писка. Особенностью данной игры является применение навыков коммуникации ограниченно, что позволяет детям сосредоточиться на осознании своей роли в игре.
Индивидуальные игры позволяют исполнять роль покупателя, пассажира или пациенты в результате сложных игр, где формируются навыки социальных взаимодействий - осуществление покупок в магазине, заказа услуг такси или посещения доктора.
Затем ребенка обучают играть роли, требующие более высокого уровня развития воображения, коммуникативных навыков; ребенка учат также инициировать и поддерживать разговор в конкретной ситуации.
В процессе формирования игровых навыков у детей развиваются навыки понимания свойств объектов физического мира, а также их значения, в том числе замещения, определения порядка окружающих событий, представления в воображении предметов и осуществления действий с ним, воображения себя в некоторой роли и осуществлять саморегуляцию поведения в соответствии с данным навыком. В результате реализации данной деятельность создается соответствие между словом и его значением, совершенствуется речь и навыки коммуникации, а также навыки просьбы, ответа на внешнее воздействие, комментирования событий в процессе игры, диалога.
5. Игра с использованием робототехники. В настоящее время в педагогической практике все чаще стали использовать роботов. Проведенные в Великобритании эксперименты показали, что при
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
ее
01 Z
взаимодействии ребенка-аутиста с роботом улучшались психические показатели: формировалась правильная речь, стабилизировалось психоэмоциональное состояние, общение становилось продуктивным [5]. Гуманоидные роботы, типа QTrobot, Kaspar, Buddy хорошо зарекомендовали себя в европейской практике работы с детьми с аутиче-скими расстройствами [6]. Гуманоид-робот должен способствовать избавлению от психологического дискомфорта при обучении и общении, обогащению эмоциональной сферы ребенка. На базе кафедры дошкольного и специального образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова в настоящее время ведется экспериментальная работа по внедрению робототехники в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций [7]. Полученные результаты показали, что дошкольники активнее вовлекаются в игровую деятельность, проявляют повышенный интерес к роботу и охотно выполняют за ним все физические упражнения. При этом деятельность детей носит эмоционально положительный характер.
На сегодняшний день нет универсального средства успешной социализации детей с аутизмом. Специалисты используют все доступные средства, проверенные временем, различного рода игры, в том числе игры с роботом. Очень важно, чтобы ребенок смог успешно адаптироваться к окружающей среде, овладел навыками общения и мог свободно вести коммуникацию со всеми членами общества.
Таким образом, применение в педагогической коррекции игровых приемов имеет положительное влияние на развитие мотивации к коммуникации у детей с аутизмом. Все это, в итоге, положительно влияет на навыки коммуникации. Улучшение навыком коммуникации происходит за счет системы педагогический действий, реализуемых на регулярной основе при взаимодействии педагогов и родителей. При этом результаты данной работы в полной мере реализуются в повседневной жизни ребенка, вне образовательного процесса. В процессе коммуникации происходит смена игровой деятельности, что способствует формированию нового уровня игры. Игровые навыки катализируют процесс коммуникации, тем самым достигаются положительные результаты коррекционно-педагогического воздействия.
Литература
1 Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. -2005. - N 2. - С. 46-56.
2 Баенская, Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е.Р. Баенская // Дефектология.-1999.-N1.-C.47-54.
3 Волосовец, Т. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / Т.В. Волосовец, А.В.Хаустов // Логопедия.-2005.-Ж.-С.70-74.
4 Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс.-М.:ВЛАДОС, 2005.-С.144.- (Коррекционная педагогика).
5 Робот, который помогает учить детей с аутизмом. URL: https://evercare.ru/qtrobot.
6 Робот поможет детям с аутизмом общаться с терапевтами. URL: https://yandex.m/turbo?text=https%3A%2F%2Fnplus1 .m%2Fnews%2F2018%2F08%2F14%2Fqtrobot&d=1
7 Руслякова Е.Е., Пустовойтова О.В., Киселёва Ю.П., Яковлева Л.А. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 158-167.
8 Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т./ А. С. Спиваковская. - М.: Апрель Пресс: ЭСКМО-Пресс, 2000.-Т.1.
9 Старикова, З.А. Из опыта работы учителя-дефектолога дошкольного учреждения с аутичным ребенком / З. А. Старикова // Дефектология. - 2000. - N 6. - С75-76.
10 Сунагатуллина И.И., Каримулина Э.И. Сенсорная интеграция детей с расстройствами аути-стического спектра // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 75 междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.М.Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. Т.2. С. 212-215.
11 Сунагатуллина И.И., Каримулина Э.И. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия детей с РДА // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 74 междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.М.Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. Т.3. С. 195-197.
12 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 года
13 Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология.-2004.- N 4.-С.69-74.
14 Черняева, Т. И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей / Т. И. Черняева // Социс: Со-циол. Исслед. - 2005. - N 6. - С. 85-94.
15 Чигинцева Е.Г., Сунагатуллина И.И., Исаева Е.В., Аболмасова Л.С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 3. С. 28-51.
16 Яковлева Л.А., Пустовойтова О.В. Особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 75 междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.М.Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. Т.2. С. 209-211.
The problem of forming communication skills in children with
autistic spectrum disorders using game techniques Sunagatullina I.I., Pustovoitova O.V., Yakovleva L.A.
Nosov Magnitogorsk State Technical University The article is devoted to the question of the need to build communication skills in children with races. Authors in an article about different game meals, representing a great interest in the formation of communicative skills in children with races. This article also provides information about the positive impact of gaming techniques on formation of communicative skills in children with autistic spectrum disorders. Keywords: communication skills, autistic spectrum disorder, playing techniques, pedagogical correction, child speech disorders. References
1 Arshatskaya, O.S. Psychological assistance to a young child with
developing childhood autism / O.S. Arshatskaya // Defectology. - 2005. - N 2. - S. 46-56.
2 Baenskaya, E.R. About corrective care for an autistic young child
/ E.R. Baena // Defectology.-1999.-N1.-P.47-54.
3 Volosovets, T.V. Formation of communication skills in children
with childhood autism / T.V. Volosovets, A.V.Khaustov // Speech therapy.-2005.-N1 .-S.70-74.
4 Gilbert, C. Autism. Medical and educational impact: Prince. for
educators-defectologists / K. Gilbert, T. Peters.-M.: VLADOS, 2005.-P.144.- (Correctional pedagogy).
5 Robot that helps teach children with autism. URL: https://evercare.ru/qtrobot.
6 The robot will help children with autism communicate with thera-
pists. URL:
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnplus1.ru%2Fn
ews%2F2018%2F08%2F14%2Fqtrobot&d=1
7 Ruslyakova E.E., Pustovoitova O.V., Kiseleva Yu.P., Yakovleva
L.A. Theory and practice of using robotics in the educational process // Higher Education in Russia. 2019.Vol. 28. No. 6. P. 158-167.
8 Spivakovskaya, A.S. Psychotherapy: game, childhood, family: 2 t.
/ A. S. Spivakovskaya. - M.: April Press: ESCMO-Press, 2000.-T.1.
9 Starikova, Z.A. From the experience of a teacher-defectologist of
a preschool institution with an autistic child / Z. A. Starikova // Defectology. - 2000. - N 6. - C75-76.
10 Sunagatullina I.I., Karimulina E.I. Sensory integration of children with autism spectrum disorders // Actual problems of modern science, technology and education: materials 75 int. scientific-practical conf. / ed. V.M.Kolokoltseva. Magnitogorsk: Publishing house Magnitogorsk. state those. University of them. G.I. Noso-va, 2017.V.2. S. 212-215.
11 Sunagatullina I.I., Karimulina E.I. Technologies for ensuring the socio-psychological well-being of children with RDA // Actual problems of modern science, technology and education: materials 74 int. scientific-practical conf. / ed. V.M.Kolokoltseva. Magnitogorsk: Publishing house Magnitogorsk. state those. University of them. G.I. Nosova, 2016.V.3. S. 195-197.
12 Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 27303 dated December 29, 2012
13 Khaustov, A.V. A study of communication skills in children with early childhood autism syndrome / A.V. Khaustov // Defectolo-gy.-2004.- N 4.-P.69-74.
14 Chernyaeva, T. I. Social rehabilitation of "atypical" children / T. I. Chernyaeva // Socis: Sociol. Issled. - 2005. - N 6. - S. 85-94.
15 Chigintseva E.G., Sunagatullina I.I., Isaeva E.V., Abolmasova L.S. An integrated approach to overcoming speech disorders in children with autism spectrum disorders // Modern research on social problems (electronic scientific journal). 2018.Vol. 9. No. 3. P. 28-51.
16 Yakovleva L.A., Pustovoitova O.V. Features of inclusive education of preschool children with disabilities // Actual problems of modern science, technology and education: materials 75 int. scientific-practical conf. / ed. V.M.Kolokoltseva. Magnitogorsk: Publishing house Magnitogorsk. state those. University of them. G.I. Nosova, 2017.V.2. S. 209-211.
o o oo ■o m S m
O m n m b A
S £ m O
x O m
0
01 ■o A u o 00 A X
s m