Научная статья на тему 'Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов'

Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2532
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СИНДРОМ АСПЕРГЕРА ГЕНИАЛЬНОСТЬ / GENIUS / НЕОРДИНАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / EXTRAORDINARY ABILITY / АUTIZM / ASPERGER''S SYNDROME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунагатуллина И. И., Каримуллина А. И.

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, но и открыть необычные таланты и умения. Авторами предлагаются методы, способы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей-аутистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN AUTISTIC CHILDREN

The problem of development of creative abilities in autistic children. Building on the children of this category of creativity, you can not only help them to socialize in the community, and to discover unusual talents and skills. The authors offer methods, means and techniques for the development of creative abilities in autistic children

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

И.И. Сунагатуллина, канд. пед. наук, доцент А.И. Каримуллина, студент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, но и открыть необычные таланты и умения. Авторами предлагаются методы, способы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей-аутистов.

Ключевые слова: аутизм, творчество, синдром Аспергера гениальность, неординарные способности.

Синдром раннего детского аутизма интересует умы ученых, врачей, психологов, учителей и родителей. Тема аутизма затрагивается во многих научных статьях, однако, данная проблема изучена не до конца.

Психологами, изучавшими данное расстройство, было выдвинуто предположение о том, что аутизм чем-то схож с гениальностью, детей-аутистов нередко сравнивали с детьми-индиго, а некоторые и вовсе считают аутизм не недугом, а даром.

Считается, что корни гениальности кроются в легком психическом отклонении. Речь идет не о сумасшествии, а об одной из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности. Название этого заболевания, легкой формой которого страдали Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Моцарт, Кант и многие другие, звучит как синдром Аспергера.

Синдром Аспергера - одна из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности - может быть напрямую связан с гениальностью [1].

Фитцджеральд считает, что синдром Аспергера (равно как другие проявления аутизма) контролируется теми же генами, которые отвечают за творческое мышление [2].

Именно поэтому родители должны научиться развивать способности ребенка, которые могут заключаться в том, что он

сможет рисовать красивые картины, а другой ребенок будет решать сложнейшие математические упражнения.

Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей мало чем отличается от рекомендаций для детей без отклонений. Однако, есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является необычайно важным. Это возможность найти себя в рисовании, лепке, музыке, изобретательстве и во многом другом. Выявив способность ребенка к тому или иному предмету, ее необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с обычными детьми также подходят и для работы с детьми с отклонениями.

Особое внимание необходимо уделять моторике пальцев и работе с бумагой. Рисование карандашом особенно предпочтительно, так как формирует навык владения ручкой при письме. Поощряйте детей подписывать слова под каждым изображением. Например, мама, кошка, дерево. Бумага прекрасный материал для скульптурных композиций и аппликаций.

Детей-аутистов могут раздражать некоторые цвета, например, ярко-желтый. Не настаивайте на традиционном раскрашивании рисунков, давайте им полную свободу творчества [3].

Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы.

Целесообразно чередовать виды занятий: музыкальные занятия, танцы, лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками, рисование на больших холстах, рисование руками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.

На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.

Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.

Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка [4].

Рекомендуется практиковать рисование архетипических образов. К архетипиче-ским относятся образы солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий. Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для ребенка, возможности которого ограниченны, изображение архетипиче-ских образов особенно важно, потому что

эта область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения с реальностью, идущему из области бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого опыта из-за своих ограничений [4].

Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую активность.

Рекомендуется также использовать музыкальную терапию. Данная терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты: развитие коммуникативных навыков, мотивация к взаимодействию, развитие творческих навыков и потребности в самовыражении, а также улучшение памяти и концентрации. Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем ребенок пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом [5].

Важными нам кажутся занятия такого ребенка литературой, сначала детской, потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одно-плановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации такого ребенка, его эмоциональной стабилизации [6].

Мы предполагаем, что всевозможные виды творчества помогут ребенку-аутисту и его родителям выявить сильные стороны ребенка, а может быть и откроют неверо-

ятные грани таланта, в какой-либо облас- аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ре-ти. Важно помнить, что большинство спо- бенку развить, возможно, гениальные способностей и талантов детей можно заме- собности, тем самым помочь ребенку реа-тить уже в раннем возрасте, поэтому необ- лизоваться и состояться в жизни. ходимо наблюдать за интересами детей-

Библиографический список

1. Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / И.И.Сунагатуллина. - Магнитогорск , 2015. - 101 с.

2. URL: http://vz.ru/society/2008/2/24/147324.html (дата обращения: 28.09.2016 г.)

3. URL: http://www.umniki21.ru/razvitie-tvorchestva-detej-s-autizmom.php(дата обращения: 28.09.2016 г.)

4. ВодинскаяМ.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью// Лечебная педагогика: методические разработки // Изд: Теревинф, 2006 г

5. URL: https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html (дата обращения: 1.10.2016 г.)

6. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN AUTISTIC CHILDREN

I.I. Sunagatullina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor A.I. Karimullina, student

Magnitogorsk state technical university G.I. Nosova (Russia, Magnitogorsk)

Abstract. The problem of development of creative abilities in autistic children. Building on the children of this category of creativity, you can not only help them to socialize in the community, and to discover unusual talents and skills. The authors offer methods, means and techniques for the development of creative abilities in autistic children.

Keywords: аutizm, creativity, Asperger's syndrome, genius, extraordinary ability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.